Научная статья на тему '"Интеллектуальный авангард" Рината Шазама'

"Интеллектуальный авангард" Рината Шазама Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ХХI ВЕК / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖНИК / АВАНГАРД / АБСТРАКЦИОНИЗМ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Княжицкая Татьяна Владимировна

В статье рассматривается серия работ московского художника Рината Нурахмятовича Шазамова (Рината Шазама), которые он сам называет «Интеллектуальный авангард». Дана характеристика работ этого направления в творчестве художника, обозначен авторский замысел и философский контекст их восприятия, охарактеризована техника исполнения, а также сделана попытка обозначить место работ «Интеллектуального авангарда» в классификации искусства начала ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Интеллектуальный авангард" Рината Шазама»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АВАНГАРД» РИНАТА ШАЗАМА

Княжицкая Т.В.

Княжицкая Татьяна Владимировна - кандидат искусствоведения, директор, Студия обучения живописи и графики «Горизонтум», г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается серия работ московского художника Рината Нурахмятовича Шазамова (Рината Шазама), которые он сам называет «Интеллектуальный авангард». Дана характеристика работ этого направления в творчестве художника, обозначен авторский замысел и философский контекст их восприятия, охарактеризована техника исполнения, а также сделана попытка обозначить место работ «Интеллектуального авангарда» в классификации искусства начала XXI века.

Ключевые слова: XXI век, искусство, живопись, художник, авангард, абстракционизм, концептуализм.

Ринат Нурахмятович Шазамов родился 29 декабря 1984 года в Москве в семье рабочих. С 2002 по 2007 гг. учился в Московском Государственном университете геодезии и картографии на разных факультетах. Уже имея профессию и свое собственное дело за плечами, по зову души Ринат обратился к художественному творчеству. Вот уже несколько лет он реализует себя в качестве живописца, о чем заявил своими работами на различных российских и зарубежных выставках.

К настоящему моменту его творческая деятельность происходит в двух направлениях: это работы в стиле поп-арта и геометрический абстракционизм, который сам автор называет «Интеллектуальный авангард». Картины этой серии выполнены маслом на больших холстах, они обладают стилистическим и смысловым единством.

Для воплощения своих идей художник предлагает собственный изобразительный язык, в котором сочетаются геометрические фигуры, символические и реалистические изображения. За основу, своего рода «молекулу» бытия, художник берет треугольник или квадрат. Окрашенные в разные цвета простые элементы символизируют в миропонимании автора весь сущий мир и человека в этом мире со в семи его разнообразными идеями, чувственным опытом, инстинктами.

Картины «Интеллектуального авангарда» не имеет смысла рассматривать с точки зрения их художественных достоинств, так как главной целью их создания, как и всего концептуального искусства, является игра смыслов, с той или иной степенью условности выражающих основные идеи мировоззрении автора. Концепция в этом случае важнее физической природы произведения искусства, так как она заменяет действительность вербальным выражением смысла [1, с.11]. Живопись Рината Шазама обращается не к эмоциональной сфере восприятия творчества, основанной на колористической гармонии или схожести форм с реальным предметным миром, а напрямую к интеллекту зрителя, во взаимодействии с которым и рождаются смыслы.

Так, например, в основе картине «Другой» лежит мысль о существовании «особенных» личностей — лидеров, которые своей особенностью противопоставлены «серой массе» большинства. Изображение толпы в виде бесформенного дематериализованного пятна берет свое начало в конце XIX - начале ХХ века. Этот мифообраз концентрирует в себе ряд смыслов, ряд ключевых проблем культуры своего времени [2, с. 198]. Ринат Шазам формирует свое отношение к толпе с помощью цвета и расположения серых квадратов в плоскости черного холста, сливающихся в неопределенную массу, над которой парит в вышине один — цветной — квадрат. При всей исходной простоте этого интеллектуального посыла, между зрителем и

111

картиной создается пространство диалогового взаимодействия, которое, по сути, и является целью созданного произведения.

Рис. 1. Ринат Шазам. «Другой». Холст, масло

Тематически к этой работе примыкает картина «Прозрение». Если чисто визуально отличие от предыдущей работы на первый взгляд незначительно, то смысл сам Ринат обозначает как обретение последователей лидером, как прозрение одного из элементов «серой массы» и в результате его пробуждения изменения качеств его личности.

Рис. 2. Ринат Шазам. «Прозрение». Холст, масло

Готовые элементы из искусства прошлого, в том числе русского авангарда, геометрического абстракционизма и реалистической живописи Ринат комбинирует в своем творчестве, приспосабливая старую культурную традицию к новым жизненным и культурным обстоятельствам.

Не все образы в творчестве художника потеряли окончательную связь с реальностью и виртуализировались. В реалистическом ключе Ринат пишет космос, в чем ему, несомненно, помогают его знания, полученные на кафедре космонавтики в годы обучения в вузе. Из многих его картин «сквозит» ветерком космический стихий, непостижимость и бесконечность «проглядывает» сквозь прорехи человеческих знаний о мире и даже внутри человека. Мир индивидуума состоит из огромного, но ограниченного числа составляющих его элементов, который противопоставляется безграничной стихийной силе космоса. Неспособность человека, по мысли автора, встать в позицию стороннего наблюдателя по отношению к космосу в силу необъятности последнего, предопределяет зависимость жизни людей от превосходящих их разумение высших сил.

В картине «Автопортрет. Человек во Вселенной» на фоне реалистически изображенного звездного неба, символизирующего бесконечный космос, расположена условная фигура человека, контур которой заполнен разноцветными треугольниками. Картина противопоставляет ограниченность человеческого процесса познания и, как следствие, его «слепоты», о чем говорит черная повязка на глазах, мудрости и безграничности космоса, и предоставляет зрителю самостоятельно почувствовать свои собственные мировоззренческие идеи на эту тему. Главный герой картины — сам автор и его субъективное представление о реалиях изображаемой жизни [1, с. 12]. Изображение человека во всех работах Рината Шазама превращается в лабораторию для экспериментов с художественной формой.

Рис. 3. Ринат Шазам. «Автопортрет. Человек во Вселенной». Холст, масло

Другая картина — «Иллюзия свободы» — своего рода перевертыш «Автопортрета»: заглянув внутрь себя, начав процесс собственного познания и увидев внутри безграничный космос возможностей, человек, тем не менее, остается во власти ограничений, накладываемых на него «рамками» его частной жизни и в целом, самим фактом существования в рамках физической оболочки. Осознание этого как будто перемещает черную повязку с человеческих глаз на картине «Автопортрет» на шею, превращая слепоту ограниченного знания в душащий ошейник мировоззрения материализма. Игра смыслами между полюсами философии материализма и идеализма, метания между миром духа и материи придают творчеству Рината Шазама напряженность и драматизм.

Рис. 4. Ринат Шазам «Иллюзия свободы». Холст, масло

«Интеллектуальный авангард» Рината Шазама предлагает свой взгляд на искусство, который может вызывать дискомфорт у зрителя за счет иных, чем в классическом искусстве, правил восприятия. Его картины лишены специфических примет художественной выразительности и требуют от зрителя определенных когнитивных усилий. Концептуальное по своей сути искусство Р. Шазама находится в рамках художественной культуры постмодернизма, само его появление объясняется как обесцениванием духовных исканий среди современных зрителей, так и увеличением для многих людей начала XXI века ценности достижений научно-технического прогресса человечества.

Список литературы

1. Ситникова А.В. Образ человека в концептуальном искусстве эпохи глобализации // Вестн. Кыргызско-Российского славянского ун-та, 2010. Том 10. № 10. С. 11-14.

2. Бобринская Е.А. Ужасное зрелище: революционная толпа и коллапс репрезентации // Искусствознание. Москва: Изд-во Государственного ин-та искусствознания, 2017. № 1. С. 198-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.