Интеллектуальные транспортные системы и цифровизация в целом, как драйверы роста ВВП России
1Л
5
ей
2 ©
Нирман Даниил Сергеевич,
аспирант кафедры экономики транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения им. Императора Александра I, [email protected]
В данной статье раскрыта сущность понятия интеллектуальные транспортные системы. Приведены примеры внедрения данных систем в различных регионах России, а также определены основные направления развития интеллектуальных транспортных систем на ближайшие годы. Показана необходимость развития интеллектуальных транспортных систем на всей территории России. Проанализирован вклад интеллектуальных транспортных систем в повышение безопасности, экологичности и общей эффективности в транспортной отрасли. Дано определение процессу цифровизации экономики. Особое внимание акцентируется на цифровиза-ции в сфере городского пассажирского транспорта, в частности раскрыты структурные изменения на рынке такси за последние годы. Представлено обоснование необходимости инвестирования в цифровизацию экономики и дана оценка роли интеллектуальных транспортных систем и цифровизации в целом на рост ВВП России в ближайшие годы.
Ключевые слова: Интеллектуальные транспортные системы, цифровизация экономики, структура экономики, пассажирский транспорт.
За последние пять лет, несмотря на отсутствие бурного экономического роста, в российской экономике происходят качественные изменения, связанные с процессом трансформации и цифровизации. Транспортная отрасль, как и положено кровеносной системе экономики, находится в авангарде этих изменений. Развитие систем спутниковой навигации, наземной телекоммуникационной инфраструктуры, вкупе с передовыми отечественными и зарубежными разработками программного обеспечения, позволили запустить процесс создания в России уникальных как по масштабу, так и по функционалу интеллектуальных транспортных систем.
Цель данной работы - раскрыть роль современных интеллектуальных транспортных систем в процессе цифровизации российской экономики, а также дать оценку влиянию этих процессов на рост ВВП России.
Задачи, решаемые для достижения цели, - это:
Раскрыть сущность понятия «интеллектуальные транспортные системы»;
Рассмотреть основные проекты ИТС, реализуемые в сфере пассажирского транспорта РФ;
Выделить основные проблемы, препятствующие процессу внедрения ИТС на все территории РФ;
Дать определение процессу цифровизации экономики;
Определить направление развития ИТС на ближайшие годы;
Оценить степень влияния ИТС и цифровизации в целом на ВВП России.
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) - это система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта[1]. Другими словами, ИТС - это системы, использующие инструменты из области телекоммуникаций и IT для эффективного управления транспортными процессами.
В России много успешных примеров проектов с элементами ИТС. Интерес в активном развитии этого направления проявляют и Федеральное дорожное агентство, и РЖД. Лидерами по внедрению элементов Интеллектуальных транспортных систем (ИТС) сейчас являются Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Примечателен опыт Казани. Главным драйверов развития ИТС там стало проведение Универсиады в 2013г. Планомерная и системная работа позволила Казани не только выйти в лидеры среди регионов, но и опередить столицу в таких ключевых областях как пропускная способность дорожной сети и снижение смертности на дорогах. Ярким примером эффективности, достигаемой при использовании ИТС, является Сочи. На этапе подготовки к Олимпийским играм, при строительстве инфраструктурных и спортивных объектов, было необходимо завозить рекордное количество материалов и оборудования. Для контроля над потоками транспорта создали логистический центр, и благодаря созданию цифровых моделей и технологиям Big-data была на 15 % снижена потребность в подвижном составе, на 25% снизилась общая загруженность дорожной сети [6].
В других регионах России также идет активное внедрение таких элементов ИТС
как:
- системы оповещения пассажиров общественного транспорта;
- системы управления наземным городским пассажирским транспортом;
- системы контроля режима труда и отдыха водителей.
Безусловно, развитие ИТС в регионах отстает от мегаполисов, однако необходимость внедрения этих систем на всей территории РФ очевидно как региональным властям так и министерству транспорта, ведь невозможно эффективно управлять тем, что не можешь измерить.
Современные интеллектуальные транспортные системы, позволяют собирать и обрабатывать огромный массив данных, благодаря чему становится возможным систематизировать и автоматизировать бизнес-процессы, сделать транспорт более комфортным, экологичным и безопасным.
При этом, создание и внедрение ИТС немыслимо без цифровизации экономики в целом.
Одни из ведущих ученых по вопросам цифровизации в России Т.Н. Юдина и И.М. Тушканов определяют этот процесс, как: - «процесс создание на разных уровнях экономики информационно-цифровых платформ и операторов, позволяющих решать различные хозяйственные задачи, в том числе стратегические: развитие медицины, науки, образования, транспорта, новой индустриализации, государственного регулирования экономики и планирования и др.» [11]. В широком смысле, можно сказать, что цифровизация экономики - это внедрение информационных технологий в экономические отношения, с целью повышения эффективности использования ресурсов.
Цифровизация позволяет изменить структуру экономики в целом. Некоторые профессии перестают быть востребованными, другие же наоборот, требуют все больше специалистов, а в некоторых областях появляются новые профессии. Вместе с увеличением покупательной способности населения растет и уровень жизни граждан.
Благодаря внедрению цифровых решений в различные области хозяйственной деятельности, увеличивается конкуренция внутри отраслей, масштабируются рынки, увеличивается конкурентоспособность страны на внешних ранка, растет ВВП.
Снижение трансакционных издержек и рост конкуренции приводит к модернизации стандартных моделей отраслевых рынков. К примеру, выход на рынок новых высокотехнологичных игроков коренным образом изменил облик пассажирских перевозок в России, в частности услуг Такси, где всего за несколько лет, в период с 2015 по 2017 г. на 25% выросла численность работников, на 36 тысяч сократилась численность нелегальных перевозчиков и на 134 млрд. руб. возрос прямой вклад в ВВП. Параллельно с этим улучшилось качество и доступность услуги для населения. Так, на 35% снизилась средняя стоимость поездки. Также, рост привлекательности такси способ-
ствует снижению нагрузки на другие виды городского пассажирского транспорта [8].
Сейчас доля цифровой экономики в ВВП России составляет всего 3,9%, при том что у таких стран как Германия и Великобритания этот показатель в 2,5 раза выше[9]. Однако, вселяет оптимизм динамика показателей, ведь за период с 2011 по 2015 г. объем цифровой экономики России вырос более чем на 1 триллион рублей, что означает что именно цифровизация являлась главным драйвером роста ВВП за этот период (24% прироста) .
Важнейшую роль цифровизации отмечают и в правительстве. Так в ходе ПМЭФ 2018 вице-премьер Максим Акимов заявил, что в бюджет России вероятно будет включена программа развития цифровизации [7]. По оценкам МсКгаеу, потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,18,9 трлн руб, что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП [9].
Очевидно, что в ближайшие годы нас ждет как расширение географии использования существующих ИТС, так и появление совершенно новых, высокотехнологичных решений. Одним из главных векторов развития ИТС в России будет внедрение ИТС в регионах. Для решения этой задачи потребуются совместные усилия всех ключевых участников процесса - гос. органов, частных компаний и самих разработчиков ИТС. Потребуется в том числе правовое и нормативно-техническое обеспечение. Для развития ИТС очень важно, чтобы нормативная база поспевала за развитием технологий. Наконец, для успешного внедрения ИТС важна готовность правительства и бизнеса инвестировать силы и средства в долгосрочное развитие. Затраты на ИТС могу составить до 30% от общей стоимости проекта транспортной инфраструктуры, и при таких инвестиция необходимо, не только иметь длинный горизонт планирование, но и осознавать роль ИТС в вопросе комфорта и безопасности на транспорте. Только от ДТП ущерб экономики России составляет 2% ВВП[12]. Добавим к этому убытки от пробок и неэффективного использования топлива и становится очевидным, что развитие и внедрение ИТС это не только инструмент повышение эффективности в транспортной отрасли, но и один из главных драйверов, который позволяет ускорить темпы роста экономики в целом.
Создание и внедрение ИТС во всех регионах России, поможет реализовать гигантский транзитный потенциал страны, сделает города комфортнее и экологичнее, дороги безопасными, а бизнес более эффективным и привлекательным для инвесторов. Эта задача потребует значительных долгосрочных инвестиций как от государства так от компаний, но уже к 2025 году рост ВВП от внедрения ИТС составит до 1,5% в год, а цифровизация в целом обеспечит до 34% от общего прироста экономики России.
Литература
1. Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения// ГОСТ Р 56829-2015, 2018.
2. Уберизация всего. Как бизнес-модель Uber и Airbnb меняет традиционные индустрии и какие еще компании пошли по стопам сетевых гигантов. [Электронный источник] http://www.therunet.com/ articles/5942-uberizatsiya-vsego
3. ИТС - в авангарде цифровой трансформации автодорог [Электронный источник] http://itsrussiaforum.ru/ryazan/
4. Цифровизация транспорта станет драйвером цифровой экономики [Электронный источник] http://www.spbit.su/ news/n207179/
5. Цифровизация автопарка [Электронный источник] http://bc.rbc.ru/2018/ autopark/ ,2018
6. Отставание можно превратить в преимущество [Интервью] http://vestnik-glonass.ru/stati/otstavanie-mozhno-prevratit-v-preimushchestvo/ , 2017
7. ПМЭФ-2018 [Электронный источник] https://www.rbc.ru/politics/25/05/ 2018/5b07e0c59a794703126786 10?story=5af980859a7947b069a0a9d3 , 2018
8. Исследование рынка Такси http:// ac.gov.ru/files/content/15801/issledovanie-taksi-2018-pdf.pdf , 2018
9. Цифровая Россия: Новая реальность исследование McKinsey https:// www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/ Locations/Europe%20and% 20Middle%20East/ Russia/0ur%20InsightE/Dgilal%20Russia/Digilal-Russia-report.ashx , 2017
10. Интеллектуальные транспортные системы на автомобильных дорогах федерального значения России. - М. : Изд-во «Перо», 2015. - 164 с.
11. ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: PRO Y CONTRA// ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СКАГС , 2017 №3
О
в
5
№ 2
12. Оценка социально-экономического ущерба от ДТП в России [Исследование ГУ ВШЭ] https://lcsr.hse.ru/da1a/2016/ 02/16/1139248711/%D0%93%D0%98% D0%91%D0%94%D0%94_17.12.2015.pdf
Intelligent transport systems and digitalization as drivers of GDP growth in Russia Nirman D.S.
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
The article is concerned with intelligent transport systems. Examples of these systems are shown in various regions of Russia. The main directions of the development of intelligent transport systems for the coming years. The need for the development of intelligent transport systems throughout Russia is shown. The contribution of intelligent transport systems to improving safety, environmental friendliness and overall efficiency in the transport sector is analyzed. The definition of the process of digitalization of the economy is given. Particular attention is focused on
digitalization in urban passenger transport, in particular, structural changes in the taxi market have been revealed in recent years. The article presents the rationale for investing in the digital economy, and also assesses the role of intelligent transport systems and digitalization as a whole on the growth GDP of the Russian in the coming years. Keywords: Intelligent transport systems, digitalization of the economy, structure of the economy, passenger transport . References
1. Intelligent transportation systems. Terms and
definitions//GOST P 56829-2015, 2018.
2. Uberization only. As the business model of Uber
and Airbnb changes the traditional industries and what else companies went in the footsteps of network giants. [Electronic source] http:// www.therunet.com/articles/5942-uberizatsiya-vsego
3. ITS - in vanguard of digital transformation of
highways [An electronic source] of http:// itsrussiaforum.ru/ryazan/
4. Digitalization of transport will become the driver
of digital economy [An electronic source] http:/ /www.spbit.su/news/n207179/
5. Digitalization of vehicle fleet [An electronic
source] of http://bc.rbc.ru/2018/autopark/, 2018
6. Lag can be turned into advantage [Interview] of
http://vestnik-glonass.ru/stati/otstavanie-mozhno-prevratit-v-preimushchestvo/, 2017
7. PIEF-2018 [An electronic source] of https://
www.rbc.ru/politics/25/05/201 8/ 5b07e0c59a7947031 267861 0? story=5af980859a7947b069a0a9d3, 2018
8. Research of the market of the http://ac.gov.ru/
files/content/15801/issledovanie-taksi-2018-pdf.pdf Taxi, 2018
9. Digital Russia: New reality research McKinsey
https://www.mckinsey.com/ruZ-/media/ McKinsey/Locations/ Europe%20and%20Middle%20East/Russia/ 0ur%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx, 2017
10. Intelligent transportation systems on highways of federal importance of Russia. - M.: Pero publishing house, 2015. - 164 pages.
11. DIGITALIZATION AS TENDENCY OF MODERN DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PRO Y CONTRA// PUBLIC AND MUNICIPAL AUTHORITY. SCIENTIFIC NOTES OF SKAGS, 2017 NO. 3
12. Assessment of social and economic damage from road accident in Russia [Research GU HSE] of https://lcsr.hse.ru/data/2016/02/16/ 1 13924871 1/%D0%93%D0%98%D0%9 1%D0%94%D0%94_17.12.2015.pdf
in
n «
2 ©