Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340). Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 88-90.
Е. В. Головацкий
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И НОВОВВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Рассматриваются возможности интеллектуальных ресурсов в условиях модернизации высшего образования. Проблемы современной вузовской системы связаны с обеспечением образовательного и научно-исследовательского процессов интеллектуальными ресурсами. Предлагаются функции, присущие интеллектуальным ресурсам в современном обществе. Рассматривается необходимость адаптивной модели сопровождения интеллектуальных ресурсов региона в условиях нововведений.
Ключевые слова: социальные ресурсы; интеллектуальные ресурсы; нововведения.
Интеллектуальный потенциал, его вес и качественное измерение, в обозримом будущем способен занять значимое, а в ряде случаев определяющее / доминирующее положение в числе социальных ресурсов современного общества. Интенсивное развитие технологически емких направлений и информационно-коммуникационных технологий повсеместно требует не просто нового подхода к подготовке интеллектуальных кадров, но и заставляет задуматься о проблеме интеллектуальной безопасности. Насыщение актуальной информацией и умение применить полученные знания, расширение компе-тентностного горизонта не позволяют интеллектуалам-специалистам замыкаться в узкой предметной области. В этой связи специалисты «информационщики», социологи, паблисити и профессионалы в сфере социальной коммуникации могут быть названы самыми маневренными в трансферте информации и мобильными в междисциплинарных заимствованиях и профессиональных перемещениях, своеобразных «кадровых транзитах».
Исследователи предлагают выделять инновационный тип развития, основанного на творческом потенциале интеллектуальных ресурсов, высоких технологиях и адаптивных способностях общества. «С переходом
к инновационному типу развития человечество выходит на такой рубеж, когда социум нуждается в кардинальных социальных инновациях, призванных соединить принципы и практики управления общественными процессами с механизмами самоуправления и саморегулирования, спонтанно вырастающими из этих процессов»1.
Интеллектуальные ресурсы общества представляют собой общие продукты умственной деятельности людей и возможности наращивания этих запасов в процессах реализации индивидуально-личностного и коллективного творческого потенциала членов общества. Вузовское образование призвано развивать и пополнять интеллектуальный потенциал общества, обучая сложному умственному труду, углубляя и совершенствуя компетентности, преобразующие действительность.
Между тем профессиональная система вузовского образования находится в затянувшемся переходном состоянии. Будем учитывать три зависимых показателя: модернизацию системы высшего образования в России, трансформацию отношений в системе 'человек-организация (фирма)' и корректировку позиционных ролей и функций в современном обществе, в особенности в современной
Интеллектуальные ресурсы и нововведения.
89
семье. Внешними по отношению к этим показателям определим государственную политику в сфере высшего профессионального образования, мировые макро- и мезотенденции в социально-экономическом и политическом развитии, геоклиматические и социально-демографические тенденции.
Самостоятельным показателем развитости интеллектуальных ресурсов общества выступают региональная специфика и место региона (территории) в системе обмена, трансферта интеллектуальных ресурсов. Эти параметры известны точно или приблизительно, пожалуй, всем участникам вузовского образовательного процесса. Важное замечание, что из-за сложившейся системы административно-территориальной опеки регионы имеют неучтенный запас ряда социальных ресурсов, в т. ч. интеллектуальные запасы. С одной стороны, это скрытый «плюс», с другой стороны, такая номинальная включенность в перечень региональных ресурсов может задерживать развитие индивидуально-личностных возможностей значительной части населения, способного к повышению образовательного статуса. Интеллектуальные ресурсы формируются общественными и личными интересами, социальными ожиданиями и политическими заказами. Однако в данном типе социальных ресурсов остается личностное свойство, набор качеств, неповторимых в границах одной человеческой жизни (поколения людей), склад ума, уникальный характер.
Проблемой является фактически нефиксированное сопровождение нововведений в современной России, расходование и привлечение социальных ресурсов общества инициаторами нововведений без должного учета. В то же время современные средства массовой информации (СМИ: печатные, медийные, электронные) настойчиво твердят о проблеме недостаточного интеллектуального оснащения современных российских нововведений.
Наконец, сама социальная структура некоторым образом способствует рассеянию социальных ресурсов от общего к частному, от социума к индивидуально-личностному ресурсу и обратно. Локализация местных сообществ и изолированность территорий может выполнять двоякую роль. Острота экологических проблем, изоляция от внешних громоздких хаотических для местного уровня проектов, спешное реформирование, заорга-низованность, принудительная мобилизация
социальных ресурсов, например, в интересах государственной власти, и т. п. могут быть барьерами, тормозящими плавное наращивание интеллектуального потенциала вузов в регионе. Нередко изолируется уникальная часть ресурсов, способных частично дополнить либо компенсировать интеллектуальное отставание массы населения. Главным остается вопрос о том, насколько своевременно и полноценно используются местные социальные ресурсы. Фактор времени требователен к интеллектуальным запасам, существует опасность пропустить сенситивный период, создать эффект «информационной перегрузки» и т. п.
Интеллектуальные ресурсы применительно к рассматриваемой проблеме мы трактуем в качестве консолидируемых по направлениям (научным школам, территориям, вузам и пр.), персонифицированным по принадлежности и самоидентификации уникальным запасам и средствам общественного развития. Для проявления и демонстрации объемов интеллектуальные ресурсы обладают социальными функциями, ролевыми и статусными ожиданиями как самих носителей ресурсов, так и субъектов, на которые распространяется интеллектуальная деятельность. В долгосрочной перспективе влияние интеллектуального потенциала общества на членов этого самого общества трансперсонально и опосредовано процессами социализации.
Перефразируя сторонников технологического подхода, отметим, что необходимо внимательно анализировать интеллектуальную составляющую социальных ресурсов регионального и местного уровней. Этому должна повсеместно способствовать реформа образования: «Болонские схемы», резервирование технико-технологического уровня подготовки высших специалистов и рабочих кадров. Однако именно здесь, на наш взгляд, существует ряд барьеров, явных или латентных ограничений, типологическое описание которых мы попытаемся предложить.
Социальная инертность и уклад повседневной жизни в регионах могут служить консервирующим условием для сохранения традиционных выборов образовательных моделей, следовательно, будет ограничиваться перемещение интеллектуальных ресурсов за пределы региона.
Отметим некоторые функции, присущие интеллектуальным ресурсам в современном обществе:
90
Е. В. Головацкий
- группировка уникальных идей и творческих сообществ;
- поддержка адхократических коллективов, креативных одиночек;
- трансляция в обществе нетривиальных идей;
- закрепление интеллектуальных достижений в системе знаний и социокультурной практике;
- функция синтагматизации;
- анализ широкого спектра социально-экономических, политических и социокультурных задач с высокой степенью неопределенности исходов;
- выбор и использование гибких (комбинированных) социальных технологий и т. д.
Участники инновационного процесса ориентированы на достижение результата - освоение нововведения. Для интеллектуальных ресурсов характерна расходная модель пополнения. Определение нужных объемов и пропорций, расходов на развитие интеллекта общества на протяжении истории вызывали и продолжают вызывать трудности у исследователей данной проблемы2. В современном российском обществе доминирующая роль в формировании и пополнении интеллектуальных социальных ресурсов отводится системе высшего образования.
Так, например, излишняя «абстрактная пе-дагогизация российского вузовского образования», о чем неоднократно заявляли первые политические персоны страны, снижает уровень мобильности выпускников учебных заведений, оставляет без должного внимания подготовку специалистов для производственных сфер.
«В обществе формируются обширные массивы неиспользуемых социальных ресурсов, что позволяет говорить не столько о существовании "общества упущенных возможностей", сколько о проблеме ресурсного обмена»3.
Формирование ответственного человека-гражданина современного российского общества, осознание «своей собственности», «своего угла», места в жизни, особенно в условиях подвижной модернизирующейся России, - одно из оснований развития интеллектуальных ресурсов. Информационные технологии только создают рабочее пространство взаимодействия, позволяют обнаружить вариативность отношений и социальных выборов, сопровождают социальные коммуникации. Интеллектуальные ресурсы должны быть
ориентированы сторонами-участниками на сопровождение нововведений.
Суммарным итогом должна стать адаптивная модель сопровождения интеллектуальных ресурсов региона в условиях нововведений. Социологи в подобной ситуации могут оказаться полезными, и в тандеме со специалистами, в рамках адхократического коллектива, могут оптимизировать использование социальных ресурсов, сэкономить значительные средства, включая тонкую подстройку использования нематериальных ресурсов общества. Политические, социальные и экономические нововведения здесь играют первую скрипку, определяют и задают темп инновационных проектов4, мобилизуют участников, инициируют трансфертное обеспечение и др.
Примечания
1 Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М. : РОССПЭН, 2011. С. 19.
2 Со времен развития науки евгеники, опытов нового времени, спорных с социальной и морально-этической стороны экспериментов общества «Ahnenerbe», «Хоторнских экспериментов», работ социобиологии, генной инженерии и т. п. не решенным остается один вопрос. Точнее, этот вопрос всегда решается только в одну из сторон - наличие / отсутствие интеллектуальных возможностей определенных людей и / или групп населения, наций и др. Мы полагаем, что сегодня необходимо предельно расширить пространство поиска и фиксации интеллектуального потенциала общества. Социологический подход к анализу данной проблемы видится нам полезным и продуктивным.
3 Шпак, Л. Л. Социологический анализ объекта исследования (на примере политических нововведений) / Л. Л. Шпак, Е. В. Головацкий // Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе : сб. материалов 7-й заоч. Междунар. науч.-практ. конф. (21 марта 2011 г.). Красноярск, 2011. С. 247.
4 Головацкий, Е. В. Социальные и интеллектуальные ресурсы использование в политических нововведениях (региональный срез) [Электронный ресурс] // Социология и общество : глобальные вызовы и региональное развитие : материалы IV Очеред. Всерос. социолог. конгр. / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСП-ПИ. М. : РОС, 2012. 1 CD ROM.