Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / СИМПТОМОКОМПЛЕКС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ВЫСОКОАДАПТИРОВАННЫЕ И НИЗКОАДАПТИРОВАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миллер Ольга Михайловна, Журбенко Елена Юрьевна

Проблема и цель. Представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований интеллектуальных особенностей личности в процессе ее адаптации, фиксируется неоднозначная трактовка авторами влияния интеллектуальных свойств личности на успешность ее адаптации. Цель статьи - выявить интеллектуальные особенности личности студентов, которые могут во многом определять успешность их адаптации к обучению в вузе. Методологию исследования составляют концепции Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных ученых, согласно которым внутренние характеристики личности, в частности ее интеллектуальные особенности, опосредуют ее адаптацию. В исследовании приняло участие 102 студента Красноярского института железнодорожного транспорта, как успешно адаптировавшихся к обучению в вузе, так и испытывающих затруднения в процессе адаптации. Интеллектуальные особенности личности студентов диагностировались с помощью методики 16 Pf Кеттелла. Результаты. Исследование показало, что симптомокомплекс интеллектуальных свойств, включающий факторы B, M, N и Q1 в выделенной Р. Кеттеллом факторной структуре личности, имеет различия у студентов с разным уровнем адаптированности. Так, было обнаружено, что у высокоадаптированных студентов в симптомокомплексе интеллектуальных свойств значимо выше показатели факторов B и N, но значимо ниже показатели факторов M и Q1, чем у низкоадаптированных студентов (достоверность различий определялась по U-критерию Манна - Уитни). Заключение. Рассматривая интеллектуальные особенности личности студентов, мы опирались на факторную структуру личности Р. Кеттела, согласно которой в симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности входят следующие факторы: B (интеллектуальность), M (мечтательность), N (дипломатичность), Q1 (восприимчивость к новому). Проведенное исследование показало, что интеллектуальные особенности студентов разного уровня адаптированности к обучению в вузе отличаются друг от друга выраженностью и сочетанием отдельных факторов, входящих в данный симптомокомплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миллер Ольга Михайловна, Журбенко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL FEATURES OF PERSONALITY IN UNIVERSITY STUDENTS OF DIFFERENT ADAPTATION LEVELS FOR STUDYING AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Statement of the problem. The article presents an overview of theoretical and experimental studies of personality intellectual features in the adaptation process, and the authors' views on the influence of personality intellectual features on the success of adaptation. The purpose of the article is to identify intellectual features of university students' personality, which can largely determine the success of their adaptation to studying at a higher educational institution. Materials and methods. The research methodology is based on the concept of B.G. Ananyev, J. Piaget and other Russian and foreign scientists, according to whom the internal personality features, in particular, intellectual characteristics, mediate its adaptation. The study involved 102 students of the Krasnoyarsk Institute of Railway Transport, both successfully adapted to studying at the higher educational institution, and experiencing difficulties in the process of adaptation. The intellectual features of the students' personality were diagnosed using the 16Pf Kettell technique. Research results. The study showed that the symptom complex of intellectual features, including factors B, M, N, and Q1 in the factor structure of personality identified by R. Kettell, has differences in students with different levels of adaptation. Thus, it was found that the indicators of factors B and N were significantly higher and the indicators of factors M and Q1 were significantly lower in highly adapted students compared to low-adapted students within the symptom complex of intellectual features (the reliability of differences was determined by the Mann-Whitney U-criterion). Conclusion. Considering the intellectual features of the students' personality, we relied on the factor structure of R. Kettel personality, according to which the following factors are included in the symptom complex of intellectual features of a person: B (intelligence), M (dreaminess), N (flexibility), Q1 (receptivity to the new). The study showed that the intellectual characteristics of students of different levels of adaptability to studying at a higher educational institution differ from each other by the severity and combination of individual factors included in this symptom complex.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-293

УДК 37.015.31

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

О.М. Миллер (Красноярск, Россия) Е.Ю. Журбенко (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований интеллектуальных особенностей личности в процессе ее адаптации, фиксируется неоднозначная трактовка авторами влияния интеллектуальных свойств личности на успешность ее адаптации. Цель статьи - выявить интеллектуальные особенности личности студентов, которые могут во многом определять успешность их адаптации к обучению в вузе.

Методологию исследования составляют концепции Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных ученых, согласно которым внутренние характеристики личности, в частности ее интеллектуальные особенности, опосредуют ее адаптацию.

В исследовании приняло участие 102 студента Красноярского института железнодорожного транспорта, как успешно адаптировавшихся к обучению в вузе, так и испытывающих затруднения в процессе адаптации. Интеллектуальные особенности личности студентов диагностировались с помощью методики 16 Pf Кеттелла.

Результаты. Исследование показало, что симптомокомплекс интеллектуальных свойств, включающий факторы В, М, N и Ц1 в выделенной Р. Кеттеллом факторной структуре личности, имеет различия у студентов с разным уровнем адаптированности. Так, было обнаружено, что у высокоадаптированных студентов в симптомокомплексе интеллектуальных свойств значимо выше показатели факторов В и N но значимо ниже показатели факторов М и Ц1, чем у низкоадаптированных студентов (достоверность различий определялась по и-критерию Манна - Уитни).

Заключение. Рассматривая интеллектуальные особенности личности студентов, мы опирались на факторную структуру личности Р. Кеттела, согласно которой в симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности входят следующие факторы: В (интеллектуальность), М (мечтательность), N (дипломатичность), Ц1 (восприимчивость к новому). Проведенное исследование показало, что интеллектуальные особенности студентов разного уровня адаптированности к обучению в вузе отличаются друг от друга выраженностью и сочетанием отдельных факторов, входящих в данный симптомокомплекс.

Ключевые слова: интеллектуальные особенности личности, факторная структура личности, симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности, уровень адаптированности к обучению в вузе, высокоадаптированные и низкоадаптированные студенты.

Миллер Ольга Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: //orcid.org/ 0000-0002-4934-6366; e-mail: millol@yandex.ru

Журбенко Елена Юрьевна - аспирант кафедры психологии, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: zhurbenko_elen@mail.ru

Постановка проблемы. Соотнесение интеллектуальных особенностей личности студентов с успешностью их адаптации к обучению в вузе традиционно связывалось с количественными показателями интеллекта (Щ) [Смирнов, 2014; Хасенова, Рослякова, Байжанова, 2015].

В последние десятилетия все чаще используется понятие социального интеллекта, которое соотносится с понятием общего интеллекта [Лунева, 2016]. При этом социальный интеллект рассматривается как способность решать возникающие проблемы, в том числе учебные

ситуации, а также как умение использовать прошлый опыт для достижения практических результатов [Андрианов, 2009]. По-видимому, к социальному интеллекту можно отнести и адаптивный интеллект - термин, встречающийся в американской научной литературе [Sternberg, 2019]. Однако наибольшую популярность приобрело стремление исследовать эмоциональный интеллект, который трактуется как способность осознавать собственные и чужие эмоции и управлять ими [Гордиенко, Гордиенко, 2019]. По мнению некоторых авторов [Оконечникова, Вильгельм, Вильгельм, 2019], эмоциональный интеллект является интегральным показателем успешности адаптации студентов к обучению в вузе.

Анализируя характеристики социального и эмоционального интеллекта, Н.А. Батурин и Л.Г. Матвеева справедливо указывают, что отнесение уровня развития эмоциональности к эмоциональному интеллекту является неоправданным, поскольку интеллект, даже и эмоциональный, имеет когнитивную природу. Также неверным, по мнению этих авторов, является стремление сводить сложное понятие социализации к социальному интеллекту [Батурин, Матвеева, 2009]. В то же время вполне оправданными являются попытки рассматривать уровень развития эмоциональности личности и особенности ее функционирования в социальном пространстве в рамках теории черт (свойств) личности (Олпорт). В этой теории черты личности понимаются как способы типичного реагирования человека, сформированные в онтогенезе в результате взаимодействия внутренних, врожденных реакций и внешних - социальных условий, определяющих границы их проявления в поведении.

Рассматривая интеллектуальные свойства личности в нашем исследовании, мы опирались на факторную структуру личности Реймон-да Кеттела. Его концепция более полно описывает свойства личности, а его опросник позволяет сделать подробный анализ особенностей личности, в частности интеллектуальных ее особенностей. Р. Кеттел основывается на отдельных характеристиках темперамента и личностных качествах и охватывает тем самым широкую сферу

переменных личности. При этом каждый фактор опросника отражает некоторую реальную систему обобщенных черт личности [Капустина, 2001]. При интерпретации полученных результатов мы использовали не только выраженность отдельных факторов, но и сочетания факторов, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регулятор-ных личностных свойств. В интересующую нас группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы: В (интеллектуальность), М (мечтательность), N (дипломатичность), Ц1 (восприимчивость к новому).

Цель статьи - выявить интеллектуальные особенности личности низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов.

Методологию исследования составляют концепции Б.Г. Ананьева [Ананьев, 1977; Холодная, 2007], Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных ученых, согласно которым внутренние характеристики личности, в частности ее интеллектуальные особенности, опосредуют ее адаптацию.

В исследовании приняли участие 102 студента Красноярского института железнодорожного транспорта. Интеллектуальные особенности личности студентов диагностировались с помощью методики 16 Кеттелла [Капустина, 2001], и на основании академической успеваемости, а также модифицированной методики Роджерса -Снегиревой были определены группы низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов первого и второго года обучения (достоверность различий определялась по и-критерию Манна). При этом между низкоадаптированными студентами первого и второго года обучения достоверных различий не обнаружилось, также не было найдено достоверных различий между высокоадаптированными студентами первого и второго года обучения. Это позволило рассматривать низкоадаптированных студентов 2013/14 г. как одну группу (63 участника исследования) низкоадаптированных респондентов (НА) и также высокоадаптированных студентов 2014/15 г. как одну группу (39 участников исследования) высокоадаптированных респондентов (ВА).

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Результаты исследования позволили выявить значимые различия интеллектуальных особенностей личности низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов.

Обзор научной литературы. Поставленная цель соотнесения интеллектуальных свойств личности студентов и успешности их адаптации к обучению в вузе предполагает изучение понятия адаптации, которая рассматривается в отечественной литературе как выражение единства взаимодействующих сторон - человека и социальной среды (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульха-нова, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.).

Проблема адаптации активно разрабатывается в психологической литературе с различных точек зрения: адаптация как социальный процесс [Neihart, 1999; Голуб, 2018], адаптация к будущей профессиональной деятельности [Шап-кин, Дикая, 1996; Pulakos et al., 2000]. Наш интерес сосредоточен на проблеме адаптации к обучению в образовательном учреждении [Некрасова, Белогай, 2019; AlZboon, 2013; Estell et al., 2007; Александрович, 2015]. При этом в центре нашего исследования стоит вопрос, насколько интеллектуальные особенности студентов опосредуют адаптацию к обучению в вузе [Додоно-ва, Тихомирова, 2010; Сиомичев, 19851; Смирнов, 2014; Тихомирова, 2011; Хасенова, Рослякова, Байжанова, 2015].

Роль интеллектуальных свойств личности в ее адаптации к обучению рассматривается авторами по-разному. Ряд исследователей полагают, что сам по себе интеллект не решает проблемы адаптации. По мнению этих авторов, адаптация к обучению в вузе обеспечивается сочетанием интеллектуальных и волевых качеств личности студентов [Батыршина, 2018; Комарова, 2010; Некрасова, Белогай, 2019]. Другие же авторы придерживаются иного мнения - в их исследованиях показано, что именно уровень развития интеллекта студентов определяет высокие результаты в учебной деятельности [Смирнов, 2014; Тихомирова, 2011]. Исследователи

1 Сиомичев A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. дис.... канд. психол. наук / ЛГУ. Ленинград, 1985.17 с.

К.Х. Хасенова, Е.М. Рослякова, Н.С. Байжано-ва [Хасенова, Рослякова, Байжанова, 2015] напрямую связывают уровень развития интеллекта студентов с их успешной адаптацией к обучению в вузе. В других исследованиях [Godoy, Dias, Seabra, 2014] показано, что лучшую общую производительность продемонстрировали те юноши и девушки, у которых обнаружен более высокий уровень интеллекта.

Эти и подобные результаты исследований побудили нас более подробно изучить особенности интеллекта студентов в соотнесении с уровнем их адаптации. Анализу подверглись характеристики симптомокомплекса интеллектуальных свойств личности, выделенные Кеттелом в его факторной теории. Выбор факторной теории личности Кеттела обусловлен тем, что этот исследователь, выделяя собственно когнитивные характеристики личности, соотносил их с эмоциональными и социальными особенностями ее поведения.

Результаты исследования и их обсуждение. Как было описано выше, между низкоадаптированными студентами первого и второго года обучения достоверных различий не обнаружилось, также не было найдено достоверных различий между высокоадаптированными студентами первого и второго года обучения. Это позволило рассматривать низкоадаптированных студентов 2013/14 г. (63 участника исследования) как одну группу низкоадаптированных респондентов (НА) и высокоадаптированных студентов 2014/15 г. (39 участников исследования) как одну группу высокоадаптированных респондентов (ВА). Сравнительный анализ полученных данных показал различия в выраженности факторов, входящих в симптомокомплек-сы интеллектуальных свойств студентов разного уровня адаптированности (табл.).

Как видно из таблицы, для симптомокомплекса интеллектуальных свойств высокоадаптированных студентов характерны достоверно более высокие, чем у низкоадаптированных студентов, значения фактора B (интеллектуальность) и фактора N (дипломатичность) и достоверно более низкие значения фактора Q1 (восприимчи-

вость к новому). Что касается фактора М (мечтательность), то и по этому показателю у студентов данной группы значения ниже, чем у низкоадаптированных студентов, - выявлена тенденция к достоверности различий. В интерпретации Кеттела высокие значения фактора В предполагают наличие у высокоадаптивных студентов высоких общих умственных способностей, развито-

го абстрактного мышления и сообразительности, они легко интеллектуально приспосабливаются к ситуации, быстро схватывая сущность проблемы. Высокие значения по фактору N у студентов данной группы свидетельствуют об их разумности и расчетливости, точности ума. Они честолюбивы, но эмоционально выдержаны, проницательны по отношению к окружающим и осторожны.

Результаты сравнительного анализа симптомокомплексов интеллектуальных свойств студентов

разного уровня адаптированности

Results of comparative analysis of symptom complexes of intellectual features in university students

of different adaptation levels

Факторы Низкоадаптированные (НА) Высокоадаптированные (ВА) Значение U Уровень значимости, р Комментарии

М I М о

B 4,9 0,9 6,4 2 793 0,003 Выявлены значимые различия, у ВА значения выше

M 5,2 1 4,7 0,7 831 0,006 Выявлена тенденция к достоверным различиям, в группе НА значения выше

N 5,8 2,4 7,1 1,3 894 0,02 Выявлены значимые различия, у ВА значения выше

Q1 6,2 2,2 3,3 1,5 373,5 <<0,001 Выявлены высокозначимые различия, в группе НА значения выше

<

PQ £ a

4

с

PQ О gj О 4

а й S £ e s

s

о

о о

ъ s

S a

M F gg

H

« w

« с «

S

к

H

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W PQ

Низкие значения фактора Ц1 указывают на стремление этих студентов поддерживать установленные понятия, нормы и традиции, а также на сомнения в ценности новых идей, в необходимости перемен. Невысокие значения фактора М, в свою очередь, характеризуют группу высокоадаптированных студентов как практичных, реалистичных людей, интересующихся фактами, обусловленными обстоятельствами, они ориентированы на внешнюю реальность, серьезны и надежны, но иногда им не хватает творческого воображения.

Симптомокомплекс интеллектуальных свойств низкоадаптированных студентов характеризуется следующими особенностями выраженности факторов, входящих в него: достоверно более низкие значения факторов В и N а также достоверно более высокие значения фактора Ц1, чем у высокоадаптированных студентов, и достаточно высокие значения фактора М.

В интерпретации Кеттела, это обнаруживается в следующих интеллектуальных особенностях личности. Низкие значения факторов В и N свидетельствуют о недостаточно развитом абстрактном мышлении и о трудностях в усвоении нового материала. Студенты этой группы откровенны и непосредственны в общении, но отсутствие стремления к самопознанию не позволяет им осознать причины своих трудностей в обучении и в понимании других людей. Высокие значения фактора Ц1 и достаточно высокие значения фактора М выражаются в том, что низкоадаптированные студенты обладают довольно богатым воображением и находятся в постоянных поисках новых впечатлений. Такое сочетание факторов приводит к тому, что студенты этой группы часто поглощены своими идеями, внутренними иллюзиями, и, погруженные во внутренние потребности, они не доверяют авторитетам и склонны экспериментировать, забывая о конкретных требованиях

реальности, что может приводить к эмоциональным взрывам в сложных ситуациях.

Как видим, интеллектуальные особенности студентов разного уровня адаптированности к обучению в вузе значимо отличаются друг от друга. При этом было обнаружено, что важную роль в адаптации к обучению играет и количественный вес факторов, составляющих симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности. Нужно отметить, что наблюдение за участниками исследования велось в продолжение всего времени их обучения - до 2018 г. Это позволило обнаружить, что из группы низкоадаптированных студентов к концу обучения в вузе остались те, у кого «общий вес» факторов, входящих в симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности, был выше, чем у тех студентов, кто оставил обучение в институте (зафиксирована тенденция к достоверным различиям p<0,09).

Заключение. Рассматривая интеллектуальные особенности личности студентов, мы опирались на факторную структуру личности Р. Кет-тела, согласно которой в симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности входят следующие факторы: B (интеллектуальность), M (мечтательность), N (дипломатичность), Q1 (восприимчивость к новому).

1. Проведенное исследование показало, что интеллектуальные особенности студентов разного уровня адаптированности к обучению в вузе отличаются друг от друга выраженностью и сочетанием отдельных факторов, входящих в данный симптомокомплекс.

2. При этом обнаружено, что высокоадаптированные студенты характеризуются высокими

значениями факторов B и N и низкими значениями фактора Q1 при средних и низких значениях фактора M. Такие значения в этом сочетании факторов выражаются у них в высоких общих умственных способностях, доминировании абстрактного мышления, быстром устанавливании причинно-следственных соотношений между явлениями, в умении интеллектуально приспосабливаться - их отличают проницательность, расчетливость, разумность, точность ума, доверие к авторитетам, эмоциональная выдержанность и осторожность.

3. Напротив, интеллектуальные особенности низкоадаптированных студентов выражаются в недостаточно развитом абстрактном мышлении, но достаточно богатом воображении и в постоянных поисках новых впечатлений. Такое сочетание факторов приводит к тому, что студенты медленно усваивают новый материал, но часто поглощены своими идеями, внутренними иллюзиями. Погруженные во внутренние потребности, они не доверяют авторитетам и склонны экспериментировать, забывая о конкретных требованиях реальности, что приводит к эмоциональным взрывам в сложных ситуациях.

4. Количественные значения факторов, составляющих симптомокомплекс интеллектуальных свойств личности, также играют важную роль в адаптации к обучению. В исследовании обнаружено, что из группы низкоадаптированных студентов к концу обучения в вузе остались только те, у кого «общий вес» факторов интеллекта был выше, чем у отчисленных студентов (зафиксирована тенденция к достоверным различиям p<0,09).

Библиографический список

1. Александрович П.И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды БГТУ. Сер. 6: История, философия. 2015. № 5 (178). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 11.06.2021).

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Академия наук СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1977. 380 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_o-problemah-sovremenno-go_1977/go,0;fs,1/

3. Андрианов Д.М. Особенности общего и социального интеллекта студентов разных специальностей // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/osobennosti-obschego-i-sotsialnogo-intellekta-studentov-raznyh-spetsialnostey (дата обращения: 11.06.2021).

4. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Психология. Психофизиология. 2009. № 42 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-i-emotsionalnyy-intellekt-mify-i-realnost (дата обращения: 11.06.2021).

5. Батыршина А.Р. Подходы к изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли // Вестник УРАО. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-izucheniyu-voprosa-o-vzaimosvyazi-in-tellekta-i-voli (дата обращения: 11.02.2021).

6. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс // Вестник Брянской ГСХА. 2018. № 1 (65). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-kak-sotsialnyy-protsess (дата обращения: 12.02.2021).

7. Гордиенко В.Н., Гордиенко Т.И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/uroven-emotsionalnogo-intellekta-kak-psihologicheskiy-faktor-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (дата обращения: 11.06.2021).

8. Додонова Ю.А., Тихомирова Т.Н. Общий интеллект, социальный интеллект и креативность: структура и динамика в контексте образовательной среды // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschiy-intellekt-sotsialnyy-intellekt-i-kreativnost-struktura-i-dinamika-v-kontekste-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 12.02.2021).

9. Капустина А.Н. Практикум по психодиагностике. Многофакторная личностная методика Р. Кет- <;

телла. М.: Речь, 2001. 104 с. W

Й

10. Комарова О.Н. Соотношение интеллектуальных и волевых свойств в структуре личности // 5 Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. URL: о https://cyberleninka.ru/artide/n/sootnoshenie-intellektualnyh-i-volevyh-svoystv-v-strukture-lich- g-nosti (дата обращения: 11.02.2021). W

11. Лаптева Е.М. Современные исследования кристаллизованного интеллекта: методы диагно- О s

о ^

стики и связи с когнитивными и личностными переменными // Психология. Психофизиология. S н

щ w

2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-kristallizovannogo- и g intellekta-metody-diagnostiki-i-svyazi-s-kognitivnymi-i-lichnostnymi-peremennymi (дата обраще- H ^ ния: 13.06.2021).

12. Лунева О.В. Социальный интеллект и социально-психологическая адаптация: что общего? // ®

О ^

Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy- о О

1-н ^

intellekt-i-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-chto-obschego (дата обращения: 20.05.2021). о S

Ь п

13. Некрасова А.Э., Белогай К.Н. Взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств лично- g w

сти в юношеском возрасте // ОмГУ. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz- s; S

ЬЧ tn

shkolnoy-uspevaemosti-i-volevyh-kachestv-lichnosti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: О О 12.06.2021).

14. Оконечникова Л.В., Вильгельм А.М., Вильгельм А.В. Исследование связи социально-психоло- д

гической адаптации с эмоциональным интеллектом студентов первого курса // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 154-160. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-21

15. Смирнов С.Д. Показатели интеллектуального потенциала студентов как предикторы успешности обучения в вузе // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-intellektualnogo-potentsiala-studentov-kak-prediktory-uspeshnosti-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 11.06.2021). ^Н

16. Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-pokazateley-obschego-intellekta-i-uspeshnosti-v-obuchenii (дата обращения: 12.02.2021).

« S

к

и

w

PQ

17. Хасенова К.Х., Рослякова Е.М., Байжанова Н.С. Взаимосвязь интеллектуальных способностей и адаптационного потенциала // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-2. С. 432-434. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7429 (дата обращения: 11.06.2021).

18. Холодная М.А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 5. Институт психологии РАН. С. 49-60. eLIBRARY ID: 9577166

19. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1. Институт психологии РАН. С. 19-34.

20. AlZboon S.O. Social adaptation and its relationship to achievement motivation among high school students in Jordan // International Education Studies. 2013. Vol. 6, No. 10. P. 63-69.

21. Carroll J.B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 1993. DOI: https: // doi.org/10.1017/CB09780511571312

22. Estell D.B., Farmer T.W., Irvin M.J., Thompson J.H., Hutchins B.C., McDonough E.M. Patterns of middle school adjustment and ninth grade adaptation of rural African American youth: grades and substance use // J. Youth Adolesc. 2007. Is. 36. P. 477-487. URL: https://doi: 10.3389/fpsyg.2018.02356

23. Godoy S., Dias N., Seabra A. Executive and non-executive cognitive abilities in teenagers: Differences as a function of intelligence // Psychology. 2014. Is. 5. P. 2018-2032. DOI: https://doi: 10.4236/ psych.2014.518205

24. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. 1999. Is. 22 (1). P. 10-17. URL: https://positivedisintegration.com/Nei-hart1999.pdf

25. Pulakos E.D., Arad S., Donovan M.A., Plamondon K.E. Adaptability in the workplace: development of a taxonomy of adaptive performance // J. Appl. Psychol. 2000. Is. 85. P. 612-624. DOI: https:// doi:10.1037/0021-9010.85.4.612

26. Sternberg R.J. A theory of adaptive intelligence and its relation to general intelligence. Department of Human Development, Cornell University, Ithaca, NY 14853, USA, 2019. P. 47-59. DOI: https:// doi: 10.3390/jintelligence7040023

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-293

INTELLECTUAL FEATURES OF PERSONALITY IN UNIVERSITY

STUDENTS OF DIFFERENT ADAPTATION LEVELS

FOR STUDYING AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

O.M. Miller (Krasnoyarsk, Russia) E.Yu. Zhurbenko (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article presents an overview of theoretical and experimental studies of personality intellectual features in the adaptation process, and the authors' views on the influence of personality intellectual features on the success of adaptation.

The purpose of the article is to identify intellectual features of university students' personality, which can largely determine the success of their adaptation to studying at a higher educational institution.

Materials and methods. The research methodology is based on the concept of B.G. Ananyev, J. Piaget and other Russian and foreign scientists, according to whom the internal personality features, in particular, intellectual characteristics, mediate its adaptation.

The study involved 102 students of the Krasnoyarsk Institute of Railway Transport, both successfully adapted to studying at the higher educational institution, and experiencing difficulties in the process of adaptation. The intellectual features of the students' personality were diagnosed using the 16Pf Kettell technique. pq Research results. The study showed that the symptom complex of intellectual features, including factors B, M, N, 3 and Q1 in the factor structure of personality identified by R. Kettell, has differences in students with different levels of ^ adaptation. Thus, it was found that the indicators of factors B and N were significantly higher and the indicators of fac- ^ tors M and Q1 were significantly lower in highly adapted students compared to low-adapted students within the symptom complex of intellectual features (the reliability of differences was determined by the Mann-Whitney U-criterion). G

Conclusion. Considering the intellectual features of the students' personality, we relied on the factor structure of R. Kettel personality, according to which the following factors are included in the symptom complex of intellectual features ^ s of a person: B (intelligence), M (dreaminess), N (flexibility), Q1 (receptivity to the new). The study showed that the intel- g ^ lectual characteristics of students of different levels of adaptability to studying at a higher educational institution differ ® S from each other by the severity and combination of individual factors included in this symptom complex. cq g

Keywords: intellectual features of personality, factor structure of personality, symptom complex of intellectual ^ features of personality, level of adaptability to studying at a higher educational institution, highly adapted and low- 53 § adapted students.

_ O O

(-H b

Miller Olga M. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychological and Pedagogi- o g cal Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk); ORCID ID 0000-0002-4934-6366; e-mail: millol@yandex.ru ^ O ZHURBENKO Elena Yu. - PhD Candidate, Department of Psychology, Institute of Psychological and Pedagogical Edu- ^ ^

cation, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk); e-mail: zhurbenko_elen@mail.ru & ®

-1-

References

1. Aleksandrovich P.I. Psychological adaptation of students to studying at a higher educational institution // Trudy BGTU (Works by BSTU). 2015. Ser. 6: History, Philosophy. No. 5 (178). URL: https://cyber- ^^ leninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-vysshem-uchebnom- ^^ zavedenii (access date: 11.06.2021).

2. Ananyev B.G. On the problems of modern human knowledge; Academy of Sciences of the USSR, In stitute of Psychology. Moscow: Nauka, 1977. 380 p. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_o-prob- ^H lemah-sovremennogo_1977/go,0;fs,1/

3. Andrianov D.M. Features of general and social intelligence of students of different specialties // Vest-nik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of the RUDN. Ser.: Psychology and Pedagogy).

s к

и

w

PQ

2009. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obschego-i-sotsialnogo-intellekta-studentov-raznyh-spetsialnostey (access date: 11.06.2021).

4. Baturin N.A., Matveeva L.G. Social and emotional intelligence: myths and reality // Psikhologiya. Psikhofiziologiya (Psychology. Psychophysiology). 2009. No. 42 (175). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnyy-i-emotsionalnyy-intellekt-mify-i-realnost (access date: 11.06.2021).

5. Batyrshina A.R. Approaches to the study of the relationship between intelligence and will // Vest-nik URAO (Bulletin of the Ural Federal District). 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ podhody-izucheniyu-voprosa-o-vzaimosvyazi-intellekta-i-voli (access date: 11.02.2021).

6. Golub L.N. Adaptation as a social process // Vestnik FGOU VPO Bryanskaya GSKhA (Bulletin of the Federal State Educational Institution of the Bryansk State Agricultural Academy). 2018. No. 1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kak-sotsialnyy-protsess (access date: 12.02.2021).

7. Gordienko V.N., Gordienko T.I. The level of emotional intelligence as a psychological factor of students' adaptation to the university // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya (The world of Science. Pedagogy and Psychology). 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-emotsionalnogo-intellekta-kak-psihologicheskiy-faktor-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (access date: 11.06.2021).

8. Dodonova Yu.A., Tikhomirova T.N. General intelligence, social intelligence and creativity: structure and dynamics in the context of the educational environment // Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya (Theoretical and Experimental Psychology). 2010. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obschiy-intellekt-sotsialnyy-intellekt-i-kreativnost-struktura-i-dinamika-v-kontekste-obrazo-vatelnoy-sredy (access date: 12.02.2021).

9. Kapustina A.N. Practicum on psychodiagnostics. R. Kettell's multifactorial personal methodology. Moscow: Rech, 2001. 104 p.

10. Komarova O.N. Correlation of intellectual and volitional features in the structure of personality // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya (Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application). 2010. No. 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sootnoshenie-intellektualnyh-i-volevyh-svoystv-v-strukture-lichnosti (access date: 11.02.2021).

11. Lapteva E.M. Modern studies of crystallized intelligence: methods of diagnosis and connection with cognitive and personal variables // Psikhologiya. Psikhofiziologiya (Psychology. Psychophysiology). 2017. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-kristallizovannogo-intellekta-metody-diagnostiki-i-svyazi-s-kognitivnymi-i-lichnostnymi-peremennymi (access date: 13.06.2021).

12. Luneva O.V. Social intelligence and socio-psychological adaptation: what do they have in common? // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya (Applied Legal Psychology). 2016. No. 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnyy-intellekt-i-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-chto-obschego (access date: 20.05.2021).

13. Nekrasova A.E., Belogai K.N. The relationship of school performance and strong-willed personality qualities in adolescence // OmGU (OmSU). 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzai-mosvyaz-shkolnoy-uspevaemosti-i-volevyh-kachestv-lichnosti-v-yunosheskom-vozraste (access date: 12.06.2021).

14. Okonechnikova L.V., Vilgelm A.M., Vilgelm A.V. Investigation of the connection of socio-psychological adaptation with the emotional intelligence of first-year students // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii (Pedagogical Education in Russia). 2019. No. 7. P. 154-160. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-21

15. Smirnov S.D. Indicators of the intellectual potential of students as predictors of the success of studying at a university // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie (Bulletin of the Moscow University. Ser. 20. Pedagogical Education). 2014. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pokazateli-intellektualnogo-potentsiala-studentov-kak-prediktory-uspeshnosti-obucheniya-v-vuze (access date: 11.06.2021).

16. Tikhomirova T.N. The relationship of indicators of general intelligence and success in learning // Znanie. Ponimanie. Umenie (Knowledge. Understanding. Skill). No. 4. 2011. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/vzaimosvyaz-pokazateley-obschego-intellekta-i-uspeshnosti-v-obuchenii (access date: 12.02.2021).

17. Khasenova K.Kh., Roslyakova E.M., Baizhanova N.S. Interrelation of intellectual abilities and adaptive potential // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya (International Journal of Experimental Education). 2015. No. 4-2. P. 432-434. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/ view?id=7429 (access date: 11.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Kholodnaya M.A. Theory of intelligence by B.G. Ananyev: retrospective and perspective aspects // Psikhologicheskiiy zhurnal (Psychological Journal). 2007. Vol. 28, No. 5. P. 49-60.

19. Shapkin S.A., Dikaya L.G. Activity in special conditions: a component analysis of the structure and strategies of adaptation // Psikhologicheskiiy zhurnal (Psychological Journal). 1996. No. 1. P. 19-34.

20. AlZboon S.O. Social adaptation and its relationship to achievement motivation among high school students in Jordan // International Education Studies. 2013. Vol. 6, No. 10. P. 63-69.

21. Carroll J.B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 1993. DOI: https: // doi.org/10.1017/CB09780511571312

22. Estell D.B., Farmer T.W., Irvin M.J., Thompson J.H., Hutchins B.C., McDonough E. M. Patterns of middle school adjustment and ninth grade adaptation of rural African American youth: grades and substance

use // J. Youth Adolesc. 2007. Is. 36. P. 477-487. DOI: https://doi: 10.3389/fpsyg.2018.02356 <;

PQ

23. Godoy S., Dias N., Seabra A. Executive and non-executive cognitive abilities in teenagers: Differenc- W

H

es as a function of intelligence // Psychology. 2014. Is. 5. P. 2018-2032. DOI: https://doi: 10.4236/ || psych.2014.518205

24. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical liter- ^ ature say? // Roeper Review. 1999. Is. 22(1). P. 10-17. URL: https://positivedisintegration.com/ W Neihart1999.pdf

Q <J

25. Pulakos E.D., Arad S., Donovan M.A., Plamondon K.E. Adaptability in the workplace: development g H of a taxonomy of adaptive performance // J. Appl. Psychol. 2000. Is. 85. P. 612-624. DOI: https:// ® g doi: 10.1037/0021-9010.85.4.612 H U

26. Sternberg R.J. A theory of adaptive intelligence and its relation to general intelligence. Department 53 §

of Human Development, Cornell University, Ithaca, NY 14853, USA, 2019. P. 47-59. DOI: https:// doi: ®

10.3390/jintelligence7040023 o O

1-1 fe

[ 99 ]

5 U

§ 0

П F gg

si

« w « с

s

К

H U

Ш

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.