МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
УДК 378: 004: 330
Н. А. НАСТАЩУК
Омский экономический институт
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ_________________________
В статье выявлена особенность использования интеллектуальных информационных технологий в экономике и управлении. Применение методов представления знаний позволяет обобщать и систематизировать экономическую информацию в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации и внедрения инноваций для принятия управленческих решений.
Эффективная экономика — это, прежде всего, эффективное управление. Проблемы выработки и принятия управленческих решений, их оценки и прогнозирования последствий в условиях неопределённое™ требуют для своего решения применения методов и средств интеллектуальных информационных технологий (ИИТ), которые в настоящее время являются наиболее эффективными для решения задач принятия управленческих решений.
Сегодня в области автоматизированного управления экономической деятельностью приходится решать разнообразные задачи. Достаточно хорошо структурированные задачи решаются посредством информационных технологий, базирующихся на методах и средствах обработки информации на основе построения формальной (оптимизационной) модели принятия решений. Существует класс задач, относящихся к нестандартным, при решении которых предпочтение отдаётся неформальным (эвристическим) моделям принятия решений, реализуемых методами и средствами ИИТ.
Под ИИТ понимаются информационные технологии, базирующиеся на алгоритмах искусственного интеллекта для обработки информации, которые позволяют ставить и решать задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными и не поддававшиеся ранее формализации и автоматизации.
Поэтому в основе многих работ в области искусственного интеллекта лежит важное различие между двумя методами решения задач: один метод называется алгоритмическим, а другой — эвристическим.
Эвристический подход в искусственном интеллекте применяется, в основном, к интеллектуальным задачам, алгоритм решения которых не известен, характеризуются неопределённостью и неполнотой исходных данных и, довольно часто, представлены в символьной форме.
В сфере экономики и управления к интеллектуальным задачам относят задачи, связанные с выработкой и принятием управленческих решений в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации и внедрением инноваций в условиях неопределённости (т.е. наличие неполной информации и нечётких исходных данных).
Как правило, решения принимаются на основе имеющихся знаний специалистов. Вследствие этого центральной идеей использования ИИТ в экономике и управлении является проблема формализованного представления знаний специалистов в компьютерной системе для поддержки принятия управленческих
решений, которая приобрела свои способы решения в рамках одного из направлений научной области «Искусственный интеллект» — инженерии знаний. Знания определяют фундаментальный компонент интеллектуализации информационных систем и информационных технологий.
Рассматривая такую категорию информации как знание, следует отметить, что моделирование знаний посредством компьютера представляет собой одно из фундаментальных понятий образовательной области «Информатика» и составляет предмет изучения информатики. Это отражено в работе академика М. П. Лапчика [1], что предметом изучения информатики является информационное моделирование, которое, в свою очередь, делится на моделирование объектов и процессов и моделирование знаний.
Формализация знаний на этапе обработки их в компьютере осуществляется с помощью информационного моделирования, представляющего собой метод познания науки информатики. Моделирование знаний, являющееся основой методов и средств ИИТ, включает такие фундаментальные методы информатики как моделирование, формализация, структуризация и математическое моделирование.
Важное значение для моделирования знаний имеет системный подход, согласно которому всякий объект моделирования рассматривается как система. В контексте информационного моделирования знаний в искусственном интеллекте, кроме системного подхода, особое место имеет когнитивный подход, особенностью которого является применение методов представления знаний, адекватных основным моделям репрезентации и хранения знаний в памяти человека.
Существующие методы представления знаний позволяют классифицировать известные сегодня ИИТ по способу отражения знаний [2]: 1) ИИТ, воспроизводящие осознанные мыслительные усилия человека; 2) ИИТ, воспроизводящие неосознанные мыслительные усилия человека.
Анализ научных работ [2, 3], посвящённых вопросам информационной подготовки экономистов, позволил выделить ИИТ, которые преимущественно реализуют автоматизированные функции управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия: планирование, учёт, анализ, регулирование и прогнозирование бизнес-процессов.
Наиболее широко используемыми интеллектуальными информационными системами в области экономики и управления являются экспертные системы, которые представляют собой компьютерные
программы, аккумулирующие знания специалистов в определенной предметной области и способные предлагать и объяснять пользователю разумные решения.
Идея применения технологии экспертных систем в экономике и управлении заключается в возможности принятия решения в ситуациях, для которых алгоритм решения заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений (правил принятия решений) из базы знаний. Причём решение задач предполагается осуществлять в условиях неполноты, недостаточности, многозначности исходной экономической информации и качественных оценок бизнес-процессов. Решение задачи посредством данной технологии отражает уровень её понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение на основе использования методов инженерии знаний и математического моделирования.
Всё большее распространение в области экономики и управления получает технология реинжиниринга бизнес-процессов, научную и методологическую базу которой составляют методы теории систем, математического моделирования, информатики, искусственного интеллекта, а также знания из соответствующих областей бизнеса. Технология реинжиниринга бизнес-процессов представляет собой совокупность методов и средств моделирования бизнес-процессов с целью преобразования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для моделирования бизнес-процессов применяются средства, реализующие САЯЕ-технологии, которые используют методики функционального и поведенческого моделирования, закреплённые стандартами серии IDEF. В основу построения бизнес модели положен метод представления знания посредством сети узлов, соответствующих понятиям или объектам, связанных дугами, описывающими отношения между дугами, т.е. семантическая сеть.
В середине 90-х гг. появилось направление «управление знаниями», которое представляет собой ИИТ, объединяющие в единый комплекс множество технологий, поддерживающих процессы формирования, накопления,хранения,распространения,обработки и использования знаний в рамках организации. Возникновение этого направления ИИТ вызвано потребностями пользователей корпоративных информационных систем, заключающиеся в извлечении и получении знаний на основе накопленной за многие годы экономической информацией в хранилищах данных.
Анализ данных в хранилищах данных базируется на технологии интеллектуального анализа, целью которой является извлечение знаний, то есть обнаружение в исходных данных ранее неизвестных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных предметных областях.
Вышеуказанные технологии организации, хранения, обработки и анализа данных в сфере экономики
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
и управления привели к появлению технологии Business Intelligence, предоставляющей конечному пользователю методы и средства доступа к бизнес-приложениям с целью выявления значимой информации и формализации знаний для принятия управленческих решений.
Существуют другие технологии извлечения знаний из больших объёмов накопленной в базах данных экономической информации — так называемые ней-росетевые технологии, суть которых заключается в способности распознавать образцы и обучаться на основе нейронных сетей. Такого рода технологии используются для прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий и являются современными и достаточно мощными технологиями прогнозирования в экономической деятельности в целом.
Обобщением анализа используемых ИИТ в экономике и управлении для поддержки принятия управленческих решений является схема, представленная на рис. 1.
К основным приёмам решения интеллектуальных задач ИИТ в сфере экономики и управления относятся следующие:
— использование эвристического подхода к сбору исходных данных для решения задачи; использование системно-когнитивного подхода к моделированию экономических объектов в виде концептуальной модели задачи, представляемой в категориях причинноследственных отношений в логике метода представления моделей знаний;
— применение методов представления знаний (способов и приёмов) структуризации информации, позволяющие обобщать и систематизировать экономическую информацию средствами ИИТ для формализованного представления исходных данных задачи в компьютерной системе;
— применение средств ИИТ, реализующих способы компьютерного моделирования знаний, активизирует интеллектуальные возможности экономиста при принятии управленческих решений на основе снижения неопределённости и, как следствие, риска неадекватных и неэффективных решений в процессе анализа многоаспектных экономических процессов и ситуаций.
Изучение средств ИИТ позволяет студентам экономических специальностей освоить методы и способы получения и формирования знаний, овладеть приёмами адекватного отображения знаниевой компоненты профессиональной деятельности будущего специалиста в области экономики и управления для поддержки принятия управленческих решений в компьютерной системе.
Таким образом, ИИТ выступают в качестве инструмента будущего специалиста в области экономики и управления для решения задач управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. И как следствие, позволяют овладеть знаниевой компонентой профессиональной деятельности будущего экономиста, направленной на поддержку принятия управленческих решений при помощи программноаппаратных средств информатизации.
В Омском экономическом институте на кафедре информационно-вычислительных систем апробируется методика обучения ИИТ в рамках следующих дисциплин: «Информационные системы в экономике» (специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» 080109), «Информационные технологии управления персоналом» (специальность «Управление персоналом» 080505).
Библиографический список
1, Лапчик М.П. Методика преподавания информатики, — М. : Академия, 2006, — 624 с,
2, Дик В.В, Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки, — М, : Финансы и статистика, 2000, — 300 с,
3, Абдикиев Н,М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике, — М, : Издательство «Экзамен», 2004, — 528 с,
НАСТАЩУК Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры информационно-вычислительных систем Омского экономического института, аспирант кафедры теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета,
Статья поступила в редакцию 12.03.08 г.
© Н. А. Настащук
Книжная полка
Волков, Б. С. Дошкольная психология : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; Моск. гос. обл. ун-т. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Акад. Проект, 2007. - 285, [1] с. : табл. -(Саиаеаш^). - Библиогр.: с. 279-284. - ISBN 978-5-8291-0842-7.
Научные интересы авторов связаны с разработкой вопросов психологии обучения и воспитания детей разного возраста, а также методики профессиональной подготовки студентов высших и средних учебных заведений,
Авторами опубликован ряд учебных пособий по возрастной психологии, в 1996 и 1998 гг, удостоенных дипломов лауреатов Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические работы по совершенствованию системы подготовки специалистов без отрыва от работы и дистанционному обучению, среди которых «Психология развития человека», «Детская психология, Логические схемы», «Детская психология в задачах и ответах», «Как подготовить ребенка к школе», «Методология и методы психологического исследования»,