Научная статья на тему 'Интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности'

Интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / INTELLIGENCE / EDUCATION / DEVELOPMENT / INTELLECTUAL ABILITIES / MENTAL EXPERIENCE OF THE INDIVIDUAL / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утешева Татьяна Петровна, Марышева Юлия Андреевна

В статье представлен опыт работы по созданию условий для совершенствования интеллектуальных возможностей младших школьников, выявлению общей осведомленности ребенка, его словарного запаса, пониманию количественных и качественных соотношений, выявлению уровня логического мышления, математических способностей. Представлены результаты реализации программы развития когнитивных познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством комплексного применения системы специально организованных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY

The article presents the experience of creating conditions for improving the intellectual capabilities of younger students, identifying the General awareness of the child, his vocabulary, understanding of quantitative and qualitative relations, identifying the level of logical thinking, mathematical abilities. The article presents the results of the program of development of cognitive cognitive processes of children of primary school age through the integrated application of a system of specially organized classes.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Утешева Татьяна Петровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Москва); специалист по работе с детьми Марышева Юлия Андреевна Детский развивающий центр «Другальки» (г. Мытищи)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен опыт работы по созданию условий для совершенствования интеллектуальных возможностей младших школьников, выявлению общей осведомленности ребенка, его словарного запаса, пониманию количественных и качественных соотношений, выявлению уровня логического мышления, математических способностей. Представлены результаты реализации программы развития когнитивных познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством комплексного применения системы специально организованных занятий.

Ключевые слова: интеллект, воспитание, развитие, интеллектуальные способности, ментальный опыт индивида, творческие способности.

Annotation. The article presents the experience of creating conditions for improving the intellectual capabilities of younger students, identifying the General awareness of the child, his vocabulary, understanding of quantitative and qualitative relations, identifying the level of logical thinking, mathematical abilities. The article presents the results of the program of development of cognitive cognitive processes of children of primary school age through the integrated application of a system of specially organized classes.

Keywords: intelligence, education, development, intellectual abilities, mental experience of the individual, creative abilities.

Введение. Повышение интеллектуала нации и развитие творческой личности, способной решать нестандартные задачи, является одной из актуальных целей образования на современном этапе.

Проблема исследования интеллекта, интеллектуального развития, интеллектуальных способностей человека является одной из древнейших и одновременно актуальнейших проблем современного образования.

Исследованию интеллекта посвящены работы А. Бине, Ф. Гальтона, Дж. Мейера, Ж. Пиаже, Р. Стенберга, Ч. Спирмана, Д.Флина и др. Отечественные психологи, вслед за Л.С. Выготским, в качестве основного направления интеллектуального развития выделяют овладение психологическими средствами: Ж.И. Шиф, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.

Изложение основного материала статьи. Понятие «интеллект» от англ. Intelligence как объект научного познания было введено английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX века. Последующие работы были связаны с попытками структуризации данного понятия и выделении его в содержании личностного фактора. Выделим следующие подходы к пониманию сущности интеллекта:

- феноменологический - интеллект объясняется в контексте организации феноменального поля сознания (М. Вертгеймер);

- психометрический - интеллект рассматривается как измеряемый тестами интеллекта (А. Бине);

- социокультурный - интеллект воспринимается в качестве процесса социализации, а также влияния на него культуры (Л.С. Выготский, П. Ружгис);

- биологический (генетический) - интеллект выступает как генетически обусловленный адаптационный механизм, который способствует приспособлению человека к различным условиям и выступает в качестве способности личности сосредоточивать свои умственные усилия на усвоении и применении информации на практике, правильно реагировать и находить пути решения проблемных ситуаций (Ж. Пиаже);

- процессуально-деятельностный - интеллект трактуется как особая форма человеческой деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Талызина);

- образовательный - интеллект рассматривается как фактор и результат целенаправленного обучения, в частности как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), как способность или один из факторов обучения (В.М. Дружинин, С.А. Корнилов):

- информационный - интеллект воспринимается как совокупность процессов переработки информации в процессе решения сложных логических задач, как аналог компьютера (Г.Ю. Айзенк, В.А. Звегенцев);

- функционально-уровневый - интеллект выступает как система разно уровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев), как иерархия (гетерархия) познавательных процессов (Б.М. Величковский);

- регуляционный - интеллект объясняется как фактор саморегуляции психической активности (Р. Стенберг);

- метакогнитивный (интегративный) - интеллект рассматривается как многоаспектный, интегрированный конструкт (Г.Г. Андреев, В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитин, М.Л. Смульсон, М.А. Холодная).

Среди всех определений следует отметить определение М.А. Холодной, рассматривающей интеллект в качестве формы организации ментального опыта субъекта, системы психических механизмов, обуславливающих возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего [3]. М.А. Холодная считает, что настоящей феноменологией интеллекта является не его свойства, а особенности состава и строение индивидуального ментального опыта, который «изнутри» предопределяет различные проявления интеллектуальной активности субъекта [7].

Многие ученые рассматривают интеллектуальные и творческие способности человека в структуре интеллекта как отдельные виды. Вопрос о соотношении интеллекта и творчества получило определение в концепции интеллектуальной активности Д.Н. Богоявленской. По мнению автора, качества личности объединяет все виды творческой деятельности и определяется как интеллектуальная активность.

На основе исследований П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера и др. можно сделать вывод о том, что интеллектуальна и творческая деятельность являются компонентами единой

системы, между которыми существует положительная корреляция, а творческие способности - это высокий уровень развития интеллектуальных способностей [2].

В педагогике понятие «интеллект» рассматривается в качестве способности человека осуществлять процесс познания и эффективно решать возникающие задачи. Интеллект объединяет все познавательные способности личности: восприятие, воображение, мышление, ощущение, память, представление [4].

Пытливость и глубина ума, его подвижность и гибкость, доказательность и логичность являются отличительными качествами интеллекта, развитие которых определяется как генотипом индивида, так и его субъективным опытом. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями. Чарльз Спирман ввел «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач, на основе которого удалось сформулировать коэффициент интеллектаIQ.

Интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития личности: формирование умственных действий, совершенствование мыслительных операций [1].

Воспитание определяется как развитие направленности личности, где формы направленности личности -это мировоззрение, интересы, убеждения, идеалы, стремления и т.д. [5] и как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6].

Мы разделяем точку зрения М.А. Холодной на то, что интеллектуальное воспитание - это создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его ментального опыта на основе индивидуализации учебного процесса.

Цель нашего исследования: экспериментально проверить условия интеллектуального воспитания детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности. В исследовании на протяжении учебного года приняли участие 28 детей в возрасте от 7 до 9 лет.

На формирующем этапе нами была использованы:

методика «Придумай рассказ» (Р.С. Немова), направленная на определение уровня развития воображения;

экспресс-диагностика интеллектуальных способностей (МЭДИС), предназначенная для выявления общей осведомленности ребенка, его словарного запаса, понимание количественных и качественных соотношений, выявление уровня логического мышления, выявление математических способностей;

методика «Оперативная память» (А.Р. Лурия) по изучению кратковременной памяти;

методика речевого развития (А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина).

Результат уровня развития воображения показал, что высокий уровень воображения доминирует по параметрам детализация образов (40%) и разнообразие образов (38%); все остальные параметры представлены доминированием среднего уровня: необычность и оригинальность сюжета (54%), эмоциональность образов (52%), детализация образов (44%), скорость придумывания (40%).

Исследование интеллектуальных способностей младших школьников показало: высокий уровень (33%) проявился лишь в словарном запасе и понимании количественных и качественных соотношений (28%); средний уровень доминирует по всем показателям - математических способностей (48%), понимание количественных и качественных соотношений (42%), словарного запаса (40%), выявление уровня логического мышления (36%).

Исследование памяти обучающихся представило возможность определить развитие слуховой и зрительной памяти: высокий уровень зрительной памяти (28 %), в то время как слуховая (22%); доминирующим оказался средний уровень - зрительная память (46%), слуховая память (43%).

Результат исследования речевого развития детей младшего школьного возраста показал: лишь 7% школьников имеют высокий уровень звуковой культуры речи, 30% имеют низкий уровень и 63% средний; словарный запас сформирован у 24%, на среднем уровне у 40% детей, и на низком уровне у 36%; грамматика на высоком уровне у 10% детей, на среднем уровне у 57% детей и на низком у 33% детей; связная речь развита у 16 % детей, слабо развита у 73% и очень слабо развита у 17% детей.

Таким образом, констатирующий этап исследования выявил, что интеллектуальное воспитание младших школьников находится на среднем уровне с представлением существенного низкого уровня. Следовательно, необходимо создание для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его ментального опыта на основе индивидуализации учебного процесса.

С целью повышения интеллектуального развития обучающихся нами была разработана и апробирована программа развития когнитивных познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством комплексного применения системы специально организованных занятий.

Задачи программы:

11. Формировать умение логически мыслить и проводить сравнительные аналогии.

12. Стимулировать проявление индивидуальной активности и познавательного интереса в совместной деятельности.

13. Развивать воображение каждого обучающегося, развивать речь и общение детей младшего школьного возраста.

14. Формировать понимание количественных и качественных соотношений.

Раздел 1 программы «Развитие мышления» предполагает проведение упражнений по развитию мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков: «Думайте и додумывайтесь», «Найдите лишнее слово», «Найдите лишнюю картинку».

Раздел 2 программы «Развитие воображения» предусматривает проведение специальных занятий с применением игровых технологий для стимулирования индивидуальной активности, познавательного интереса, совместной деятельности: «Незавершенные фигуры», «Волшебные кляксы», «Сочиняем сказку», «Перевертыши».

Раздел 3 программы «Развитие речи» предполагает проведение различных занятий по темам: «Звук, слово, предложение», «Найди звук», «Картина - корзина», «Найди другое слово (синонимы - антонимы)», «Рассказ и пересказ», «Разучивание стихотворений».

Раздел 4 программы «Развитие памяти» предусматривает проведение специальных занятий, упражнений с применением игровых технологий для развития зрительной слуховой памяти: «Будь внимателен», «Поющие животные», «Ищи безостановочно».

На третьем, контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено повторное исследовании уровня интеллектуального развития младших школьников, которое показало наличие существенных изменений.

Так, значительно повысился уровень развития воображения детей по всем параметрам: необычность сюжета - на 32%, скорость придумывания - на 24%, детализация образов - на 16% , разнообразие образов -на 8%, эмоциональность образов - на 8%. Следственно, на контрольном этапе мы отметили преобладание высокого уровня воображения.

Также существенно изменились показатели интеллектуальных способностей младших школьников: высокий уровень логического мышления увеличился на 40%, уровень математических способностей - на 30%, уровень словарного запаса - на 27%, уровень понимания количественных и качественных соотношений - на 18%. Таким образом, общий показатель высокого уровня интеллектуальных способностей увеличился на 30%.

Значительно увеличились показатели высокого уровня развития слуховой памяти - на 21% и зрительной памяти - на 20%.

Существенно изменились показатели высокого уровня речевого развития младших школьников: грамматические навыки - на 41%, связная речь - на 40%, звуковая культура речи - на 38%, словарный запас -на 30%.

С целью установления значимости произошедших изменений нами был применен метод математико-статистической обработки данных с помощью программного пакета SPSS 21. Наиболее ярко выраженные изменения значения признака при повторном измерении позволяет выявить t-критерий Стьюдента. Так, увеличился уровень скорости придумывания (t=3,65, p=0,01), необычности сюжета (t=3,30, p=0,01), разнообразия образов (t=2,44, p=0,05), детализации образов (t=2,75, p=0,05), эмоциональности образов (t=3,87, p=0,01); словарного запаса (t=2,30, p=0,05), понимания количественных и качественных отношений (t=3,33, p=0,01), логического мышления (t=3,42, p=0,01), математических способностей (t=3,22, p=0,01); уровень слуховой памяти (t=2,79, p=0,05) и зрительной памяти (t=2,47, p=0,05) младших школьников. Произошло также речевое развитие детей, в частности увеличился уровень звуковой культуры речи (t=3,26, p=0,01), словаря (t=2,34, p=0,01), грамматики (t=2,74, p=0,05,), связной речи (t=2,95, p=0,01).

Стоит отметить, что наибольшие изменения произошли по воображению (скорость придумывания (t=3,65), необычности сюжета (t=3,30), эмоциональности образов (t=3,87)), пониманию количественных и качественных отношений (t=3,33), логического мышления (t=3,42) и математических способностей (t=3,22), звуковой культуры речи (t=3,26) и связной речи (t=2,95).

Для установления взаимосвязи между показателями интеллектуального развития детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента был проведен корреляционный анализ коэффициента корреляции Спирмена.

В результате отмечена связь на уровне значимости p=0,01 между показателями интеллектуального развития детей: скоростью придумывания и логическим мышлением (rs=0,486, p=0,01) и памятью (rs=0,822, p=0,01); между разнообразием образов и словарным запасом (rs=0,633, p=0,01); детализацией образов, пониманием количественных и качественных отношений (rs=0,522, p=0,01) и памятью (rs=0,485, p=0,01); словарным запасом и звуковой культурой речи (rs=0,637, p=0,01); связной речью (rs=0,782, p=0,01), пониманием количественных и качественных отношений и скоростью придумывания (rs=0,437, p=0,01); математическими способностями (rs=0,678, p=0,01), логическим мышлением и разнообразием образов (rs=0,586, p=0,01). На уровне значимости p=0,05 связь прослеживается между скоростью придумывания, детализацией образов (rs=0,462, p=0,05) и пониманием количественных и качественных отношений (rs=0,437, p=0,05); необычностью сюжета, разнообразием образов (rs=0,344, p=0,05) и детализацией образов (rs=0,376, p=0,05); детализацией образов и эмоциональностью образов (rs=577, p=0,05; эмоциональностью образов и необычностью сюжета (rs=0,376, p=0,05); звуковой культурой речи и связной речью (rs=0,483, p=0,05).

Выводы. Таким образом, интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности будет эффективным если:

исходить из понимания особенностей интеллектуального развития младших школьников;

выделить и обосновать наиболее эффективные условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его ментального опыта на основе индивидуализации учебного процесса;

разработать и реализовать программу развития когнитивных познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством комплексного применения системы специально организованных занятий.

Литература:

1. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс, 2004.

2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.

3. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника / Л.В. Ковинько. - М.: Изд-во «Академия», 1998. - 206 с.

4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

5. Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: сборник статей. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. - 173 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». - М: УЦ Перспектива, 2013. - 224 с.

7. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков/ К.А. Хеллер. - Москва // Психология развития: хрестоматия / Ред. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - Москва: ЧеРо: Омега-Л, 2005. -С. 83-89.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. ун-та, Москва: Изд-во «Барс»,1997. - 392 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук Крупа Вячеслав Владиславович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СКВОЗНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье представлено описание требований цифровой экономики к современному обществу. Обоснован переход профессионального образования но новый путь развития. Предложен пилотный проект сквозного образования, который отвечает требованиям цифровой среды, может быть транслирован на другие области цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, сквозное образование сквозные технологии, профессиональное образование, непрерывное образование, национальная технологическая инициатива, цифровая среда, пилотный проект.

Annotation. The article describes the requirements of the digital economy to the modern society. The transition of vocational education is justified, but a new path of development. A pilot project of through education, which meets the requirements of the digital environment, can be translated to other areas of the digital economy.

Keywords: digital economy, through education, through technology, professional education, national technology initiative, digital environment, pilot project.

Введение. Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Целями Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выступают:

- создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;

- создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;

- повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом [4].

Изложение основного материала статьи. Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые в тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

- рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, которая сфокусирована на следующих уровнях цифровой экономики - базовых направлениях, определяя цели и задачи развития:

- ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);

- основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает поддержку развития как уже существующих условий для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. Основными сквозными цифровыми технологиями, являются:

- большие данные;

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

- системы распределенного реестра;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- квантовые технологии;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.