Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ШАХМАТЫ"'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ШАХМАТЫ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CHESS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Ольга Сергеевна

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE CHILD BY MEANS OF THE ASSOCIATION "CHESS"

The Relevance of the problem of teaching children to play chess is determined by the search for effective methods of intellectual development of children. The idea of using the game of chess in shaping the development of intelligence in children has been scientifically and practically tested for a long time and, one way or another, is being implemented in many countries. The game of chess creates conditions for the formation of such qualities of the mind as ingenuity and discipline, as well as such personal qualities as endurance and will.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ШАХМАТЫ"»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШАХМАТЫ»

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE CHILD BY MEANS OF THE ASSOCIATION «CHESS»

Ткачева Ольга Сергеевна

педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования

г. Усть-Кут, Россия Tkacheva Olga Sergeevna Teacher of additional education 1 qualification category Municipal budget institution Additional education Center for additional education Ust-Kut municipality

Ust-Kut, Russia

Аннотация. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.

Abstract. The Relevance of the problem of teaching children to play chess is determined by the search for effective methods of intellectual development of children. The idea of using the game of chess in shaping the development of intelligence in children has been scientifically and practically tested for a long time and, one way or another, is being implemented in many countries. The game of chess creates conditions for the formation of such qualities of the mind as ingenuity and discipline, as well as such personal qualities as endurance and will.

Ключевые слова: Шахматы, интеллектуальное развитие, инновационные технологии, педагог дополнительного образования.

Keywords: Chess, intellectual development, innovative technologies, teacher of additional education.

То, что шахматы развивают умственные способности и фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы - ценное и очень мощное воспитательное средство и являются идеальным материалом для развития творческого мышления, тренировки памяти. Шахматы формируют и совершенствуют такие черты характера, как решительность, выдержка, терпение, сосредоточенность, усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается, конечно же, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка огромную мотивацию к выработке у себя опре-

деленных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения и учебного материала в школе. В этом актуальность и важность развития популярности шахмат.

С 2017 года в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центра дополнительного образования УКМО реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Юный шахматист», для обучающихся 7-14 лет, целью которой является развитие личности обучающегося через знакомство и обучение игре в шахматы. Занятия проходят не только на базе Центра дополнительного образования, но также и на базе СОШ г. Усть-Кута.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный шахматист» применяются следующие технологии:

• технология проблемного обучения;

• технология парного обучения;

• игровая технология;

• информационно-коммуникационная технология

Технология проблемного обучения. Шахматные позиции изначально носят проблемный характер выбора хода, и обучающийся все время сталкивается с тем, что нужно найти выход из сложившейся ситуации, поэтому важной технологией при обучении шахматам является проблемное обучение. Во время шахматной партии или разыгрывании учебных задач обучающимся необходимо анализировать большое количество факторов, влияющих на оценку позиции, выстраивать план игры и рассчитывать в уме варианты на несколько ходов вперед. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию умения оценивать и анализировать проблемные теоретические позиции, партии ведущих гроссмейстеров и своих соперников.

Технология парного обучения. При парном обучении, обучающиеся учатся рассуждать, анализировать, играть в паре с соперником. Во время игры в шахматы ребенок учится выполнять строгие законы, при нарушении которых неизбежно придет расплата в виде проигрыша. Также юные шахматисты учатся соблюдать различные закономерности, которые возникают в условиях изменяющихся обстоятельств: создание угрозы королю, положение фигур на доске и т.д.

Игровая технология. При обучении шахматам обучающиеся сталкиваются с проблемой запоминания большого объема шахматной информации, необходимостью овладения сложной шахматной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется игровая технология, позволяющая обучающимся запомнить шахматные термины и понятия, типовые тактические приемы, названия дебютов и многое другое. Педагогом был разработан комплекс дидактических игровых заданий: игры «Морской бой», «Лабиринт», «Веселые гонки», задание на сопоставление или сортировку терминов и понятий, викторины по истории шахмат, кроссворды. Такие игры помогают обучающимся, быстрее научится ориентироваться на шахматной доске, узнать силу шахматных фигур и др.

Активное внедрение компьютерных и информационных технологий во всех областях человеческой деятельности повлияло, в том числе, и на игру в шахматы, на методику подготовки юных шахматистов. Произошла оцифровка всей теоретичес-

кой шахматной информации, разработаны игровые компьютерные шахматные программы, позволяющие производить глубокий анализ позиций, созданы информационно-поисковые программы, служащие для работы с объемными шахматными базами данных.

Для эффективного взаимодействия с обучающимися используются цифровые средства дистанционного взаимодействия:

• мессенджер «^^г» для быстрых опросов обучающихся (или их родителей), что позволяет уменьшить временные затраты педагога при организации мероприятий;

• игровые шахматные порталы chessking и lichess для организации игровой практики обучающихся, а также для участия в онлайн турнирах разного уровня.

• индивидуальный сайт педагога.

Применение цифровых технологий позволяет добиться динамичность и наглядности при транслировании учебного материала, позволяет эффективно расходовать время занятий, снижает умственную нагрузку на педагога, предоставляет возможность дистанционного взаимодействия с обучающимися.

Технология дистанционного обучения. Педагогом дополнительного образования был создан персональный сайт педагога, что позволило и педагогу и обучающимся в онлайн-режиме получать знания не выходя из дома.

На сайте в режиме онлайн обучающиеся выполняли шахматные задачи, тесты, участвовали в конкурсах и олимпиадах по шахматам. Персональный сайт педагога очень помог обучающимся при дистанционном обучении, ребятам было тяжело переходить на такой тип занятий, но благодаря сайту они не отставали по темам.

Персональный сайт служит незаменимым средством для тренировки обучающимися с разными образовательными потребностями, которые значительно отличаются по своим возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей. Для данной категории детей подбираются индивидуальные задания, которые направлены на отработку тактических приемов шахматной партии, разыгрывание сложных дебютов, выстраивание стратегии на шахматной доске.

Объединение «Шахматы» в МБУ ДО ЦДО УКМО существует четвертый год, но ребята уже с самого начала стали участвовать в различных соревнованиях и конкурсах. Каждый год в сентябре проходит традиционный шахматный турнир на Кубок Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации УКМО, посвященного памяти Н.К. Маркова, Заслуженного учителя школы РФ, почетного гражданина г. Усть-Кута, где обучающиеся играют сеанс одновременной игры с чемпионом по шахматам г. Усть-Кута. Времени на обдумывание ходов мало, нужно за короткое время найти правильное решение, обдумать план действий, создать защиту.

В 2019 году обучающийся объединения «Юный шахматист» завоевал победу и был награжден дипломом за «Победу над Чемпионом», в 2020 году в связи с обстановкой в стране традиционный турнир прошел в онлайн режиме посредством платформы «chessking» где смогли поучаствовать обучающиеся из разных СОШ города и района. Обучающиеся объединения «Юный шахматист» заняли 1 и 3 место и по итогам всех набранных очков.

В январе 2018 года в г. Улан-Удэ прошел V международный фестиваль «На Великом Чайном пути», 2в рамках которого состоялся шахматный турнир, где принимали участие самые эрудированные дети из Улан-Удэ, Улан-Батора, Дархана, Байкальска, Северобайкальска, Усть-Орды, Осинского района Иркутской области, Иволгинского и Окинского районов Бурятии, ребята объединения показали неплохие результаты. Наши юные шахматисты оказались в десятке лучших. У ребят появился азарт, повысилась самооценка, мотивация для дальнейшего развития.

В феврале 2018г обучающийся объединения принял участие в очной Всероссийской научно-практической конференции «Неоткрытые тайны», которая прошла в г. Ангарске с исследовательской работой на тему «Шахматы-верный путь к успеху». В своей работе Илья рассказывал о чемпионе г. Усть-Кута по шахматам 2017 г. Н.В. Аверине. В ходе подготовки мальчик выяснил, как повлияла игра в шахматы на известного хирурга нашего города. Николай Владимирович рассказал ему о своей жизни и о том, как он становился лучшим шахматистом, чем и пробудил у Ильи огромный интерес к занятиям шахматами.

В мае 2018 года впервые приняли участие в областном турнире по быстрым шахматам, по итогу которого была произведена регистрация шахматистов во Всероссийскую шахматную федерацию, что дает право на участие в турнирах разного уровня и внесение данных в единую всероссийскую рейтинговую таблицу. В июне 2020 года обучающийся объединения «Шахматы» стал победителем в общем зачете, заняв третье место.

Традиционными стали турниры на уровне Центра дополнительного образования, где участвуют обучающиеся из разных школ нашего города,

В апреле 2020 года в связи сложившейся ситуацией в мире, обучающиеся перешли на дистанционное обучение, но это не помешало им участвовать в различных мероприятиях, в мае они поучаствовали в международной шахматной олимпиаде, посвященной 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, которая состояла из двух этапов: конкурс шахматных задач и шахматный турнир, по итогам которой несколько обучающихся стали победителями, также в мае обучающиеся поучаствовали в командном всероссийском шахматном турнире «Дороги Дружбы-^», организатором которого была Федерация шахмат ХМАО-Югры. С 23 мая по 27 июня обучающиеся приняли участие в онлайн-соревновании в шесть этапов на кубок «Черной пешки», организатором которой является ООО «Черная пешка», Республика Беларусь. В августе участвовали в турнире на 7,8,9 кубок И. А, Сокрустова (директор федерации шахмат) г. Калуга среди участников были и опытные шахматисты, и женщины, мужчины и ветераны, а также наши юные шахматисты. Поучаствовали в дружеском матче между Израилем и Россией, Россия одержала победу со счетом 403-371, в день физкультурника г. Советский ХМАО проводил турнир по блицу, обучающийся их объединения занял 3 место. В сентябре поучаствовали в областном шахматном турнире, среди 40 участников обучающиеся объединения заняли 4 и 5 места. В октябре г. Югорск пригласил наших шахматистов на «Дороги Дружбы^», посвященный дню учителя, среди 27 команд из многих городов нашей страны, команда МБУ ДО ЦДО УКМО заняли третье место.

Также в объединении ведется большая воспитательная работа, в Центре дополнительного образования находится Музей народного образования, в котором проходят различные выставки, которые обучающиеся с удовольствием посещают, другие объединения проводят различные мастер-классы, квест-игры, в которых также участвуют обучающиеся из объединения «Шахматы». В мае ко дню Победы обучающиеся приняли участие в интерактивном историческом интернет-квесте «Наша общая Победа», и приняли участие в муниципальной акции «Самолетик Победы», где рассказали о своих героях и участников ВОВ.

Обучающиеся, которые постоянно играют в шахматы, отличаются лучшим психическим и интеллектуальным здоровьем, в результате чего им лучше удается концентрироваться на выполнении различного рода деятельности, сберегать ресурсы своего организма, а также быть более счастливыми за счет осознания жизни во всем ее позитивном многообразии. Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах, подразумеваем не столько шахматную партию как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Литература

1. Дорофеева А. Г. Хочу учиться шахматам : школьный шахматный учебник / А. Г. Дорофеева. - Москва : Русский шахматный дом, 2013. -154 с.

2. Трофимова А. С. Шахматы для юных чемпионов / А. С. Трофимова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 249 с.

3. Смирнов Д. С. Шахматы / Д. С. Смирнов. - Москва : АСТ, 2017. -192 с.: ил.- (Для самых любознательных).

4. Трофимова А. С. Учебник юного шахматиста / А. С. Трофимова. - Изд. 4-е. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. -155 с.: ил. - (Шахматы).

5. Шахматный учебник для детей и родителей. Часть 1. - 17-е издание. - Москва : Русский шахматный дом, 2015. -128 с.: ил.

References

1. Dorofeeva A. G. Khochu uchit'sya shakhmatam! [I want to learn chess!]. Moscow, Russian CHESS House Publ., 2015, 160 p.

2. Trofimova A. S. Shakhmaty dlya yunykh chempionov [Chess for young Champions]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2013, 249 p.

3. Smirnov D. S. Shakhmaty [Chess]. Moscow, AST Publ., 2017, 192 p.

4. Trofimova A. S. Uchebnik yunogo shakhmatista [Textbook of a young chess player]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2014, 155 p.

5. Shakhmatnyy uchebnik dlya detey i roditeley. Chast' 1. 17-e izdanie [Chess textbook for children and parents. Part 1. 17th ed.]. Moscow, Russin CHESS House Publ., 2015, 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.