Научная статья на тему 'Интеллектуальное планирование применения группы беспилотных летательных аппаратов'

Интеллектуальное планирование применения группы беспилотных летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИАГЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / АЛГОРИТМ РОЕВОГО ИНТЕЛЛЕКТА / MULTI-AGENT SYSTEMS / UNMANNED AERIAL VEHICLES / SWARM INTELLIGENCE ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурый А. С., Фомичев И. Д.

В статье рассматриваются основные тенденции развития современных методов планирования и управления беспилотными летательными аппаратами на основе многоагентного подхода и идей самоорганизации с применением роевого интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENT PLANNING OF USE GROUP OF UNMANNED AERIAL VEHICLES1STANDARTINFORM

The paper article considers the main trends in the development of modern methods of planning and control of unmanned aerial vehicles based on multi-agent approach and ideas of self-organization using swarm intelligence.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное планирование применения группы беспилотных летательных аппаратов»

УДК 338.46:621.31

СТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Тульчинская Я.И., к.э.н., соискатель, Национальный Исследовательский Университет «Московский Энергетический Институт»,

кафедра Инженерного менеджмента, e-mail: [email protected]

Вопросы энергосбережения и энергетической эффективности в последние годы приобретают все более приоритетный характер для мирового сообщества. В статье проводится анализ действующего законодательства и инициатив в сфере энергоэффективности развитых стран, приводится описание и сравнение основных положений широко распространенных стандартов в области энергетического менеджмента. Автором выделены регионы-лидеры, а также ключевые кластеры / модели развития в области энергетического менеджмента.

Ключевые слова: энергоэффективность; энергосбережение; система энергетического менеджмента; стандарты.

FORMATION OF ENERGY MANAGEMENT STANDARDS

Tulchinskaya Y., Ph.D in Economics, the applicant, National Research University «Moscow Power Engineering Institute» Department of

Engineering Management

Energy conservation and energy efficiency in recent years, becoming a higher priority for the international community. The paper analyzes the current legislation and initiatives in the field of energy efficiency of developed countries, a description and comparison of the major provisions of the common standards in the field of energy management. The author distinguishes the leading regions, and key clusters / model of development in the field of energy management.

Keywords: energy efficiency; energy conservation; energy management systems; standards.

Решение вопросов энергетической эффективности является, во-первых, необходимым условием обеспечения стабильного экономического роста и устойчивого развития экономики каждой страны, а во-вторых, повышение энергетической эффективности национальной экономики во многом зависит от совместных усилий многих государств в рамках глобализации экономики.

Непосредственно энергетический менеджмент на уровне управления территориями начал достаточно активно применяться с конца 80-х и начала 90-х гг. XX века, что повлекло за собой разработку соответствующих стандартов, программ и процедур, позволяющих добиться устойчивой экономии энергоносителей в городах и регионах.

Основные направления проведения работ в области энергетического менеджмента:

• модернизация инфраструктуры и оборудования, его отдельных узлов и агрегатов, изменения в процессах, направленные на сокращение энергетических издержек;

• формирование эффективной системы мотивации населения, персонала вовлеченных организаций к экономии используемых энергоносителей;

• внедрение автоматизированного учета и контроля потребления всех видов энергетических ресурсов.

Договоренности государств в области энергетической эффективности содержатся, прежде всего, в Положении о международном партнерстве по сотрудничеству в области энергоэффективности от 24 мая 2009 г., принятом государствами-членами «Большой восьмерки». Этот документ затрагивает вопросы энергетической эффективности в их взаимосвязи с проблемами энергетической безопасности, охраны окружающей среды, экономического роста и развития.

В соответствии с ним был подготовлен План действий «Большой восьмерки», для реализации которого Международным энергетическим агентством (МЭА) была подготовлена «Политика энергоэффективности», где лидерам «Большой восьмерки» рекомендуется принять и безотлагательно внедрить представленный комплекс мероприятий с целью существенного повышения энергетической эффективности.

Европейский Союз использует комплексный подход к формированию правовой базы, предусматривая применение для целей энергоэффективности Регламентов и Директив Европейского Парламента и Совета. До 2002 года они касались только требований к маркировке, далее выпускались правовые документы о зданиях и сооружениях, об энергетических службах, об энергетически эффективном инжиниринге.

В настоящее время в Европейском Союзе действует более 20-ти Регламентов и Директив в области повышения энергетической и экологической эффективности, а также более 750-ти нормативных документов (стандартов), принятых в целях их развития.

Правительственная политика США в данной области предусматривает вложение средств в специальные мероприятия, позволяющие значительно повысить энергетическую эффективность: технологическое развитие на основе научных исследований и менеджмент энергетической эффективности на основе регулирующих государственных программ.

В августе 2005 г. в США был принят закон «Об энергетической политике» (Energy Policy Act of 2005), которым предписано обязательное выполнение стандартов надежности электроснабжения, а также обязательное выполнение требований по энергетической эффективности производимого электрооборудования и зданий госучреждений. Закон отдает приоритет возобновляемым источникам энергии и вопросам энергетической эффективности, вводит значительные налоговые льготы с целью поощрения мер в области энергосбережения, а также содержит более жесткие требования в отношении маркировки.

Тем не менее, в США не существует единой государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Решение вопросов энергетической эффективности находится в ведении Министерства энергетики США, функции которого в области энергетической эффективности сводятся к разработке инициатив - законов и указаний Президента, а также финансированию НИОКР и способствованию продвижения передовых разработок в серийное использование. Практическим же решением вопросов энергетической эффективности занимаются территориальные органы. Каждый штат имеет огромные полномочия, но единообразия нет. Многие штаты воспользовались правом введения обязательных стандартов в сфере энергетической эффективности. Законодательные собрания ряда штатов приняли законы о введении требований в области энергетической эффективности, при этом такие требования порой сильно отличаются от соответствующих предписаний в других штатах страны.

Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) в ответ на повышение значимости вопросов энергетической эффективности также внесли изменения в свою политику. Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года сотрудничество в области энергетики определено ключевой сферой взаимодействия государств - участников СНГ. В Армении еще в 2004 г. был принят закон «Об энергосбережении и возобновляемой энергетике». В Казахстане в 2009 году были внесены поправки в закон 2007 года «Об энергосбережении», а в 2012 году вступил в силу новый закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Вопросы энергетической эффективности являются высокоприоритетными в Республике Молдова. Стратегические цели в области энергосбережения изложены в трех важнейших стратегических документах Правительства Молдовы: Национальной стратегии устойчивого развития, Стратегии в области экономического развития и Энергетической стратегии.

Наиболее активную системную политику в области энергетической эффективности проводит Республика Беларусь. Правовую основу деятельности в области энергосбережения составляют Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15 июля 1998 г. № 190-З, к настоящему времени в Республике действует более 200 стандартов в данной области.

В последние годы в России активно формируется нормативная база в области энергетической эффективности. Ее основу составляют: Энергетическая стратегия России, Федеральные законы № 261-ФЗ (от 23.11.2009) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», № 184-ФЗ (от 27.12.2002) «О техническом регулировании», № 35-Ф3 (от 26.03.2003) «Об электроэнергетике»; Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

В ходе реализации данных документов Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии проводится активная работа. В ее рамках:

• была разработана и реализована Перспективная программа развития национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения (728 национальных стандартов);

• подготовлен Проект программы разработки технических регламентов в области энергетической эффективности, предусматривающий их гармонизацию с соответствующими Регламентами ЕС;

• создан и активно функционирует Технический комитет по стандартизации

ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»;

• образована и действует Рабочая группа по вопросам энергосбережения и энергоэффективности.

Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента как любой другой дорогостоящий ресурс, является первым шагом к улучшению энергоэффективности и снижению энергозатрат. Так был разработан ряд стандартов различных стран, каждый из которых отражает национальную специфику, обобщает опыт множества промышленных и непромышленных организаций [1].

Австралийские стандарты посвящены финансовым аспектам. Первый содержит руководящие указания А8 3595:1990 и А8 3596:1992 для финансовой оценки бизнес-проекта в рамках программы энергоменеджмента и описывает рекомендуемую методологию и процедуры, позволяющие выполнять оценку рентабельности конкурирующих между собой вариантов бизнес-проекта с учетом его энергосоставляющей. Второй стандарт включает руководящие указания, которые позволяют пользователям анализировать предложения о сбережении энергии, которые являются частью программы энергоменеджмента. Стандарт 3598:2000 «Энергоаудиты» посвящен исключительно энергоаудитам и содержит набор минимальных требований для проведения энергоаудитов, результаты которых прямо направлены на то, чтобы повысить эффективность использования энергии и идентифицировать возможности для инвестиций.

Датский стандарт DS 2403:2001 «Энергоменеджмент - Спецификация» стал первым стандартом, обеспечивающим организации полноценным руководством по внедрению системы энергоменеджмента. Он разработан таким образом, чтобы быть максимально совместимым со стандартом системы экологического менеджмента ВО 14001:2004, и потому полностью повторяет его структуру. Общее требование датского стандарта - организация должна не только внедрить систему энергоменеджмента, но и регулярно анализировать ее функционирование, чтобы идентифицировать возможности для улучшения и осуществить новые меры для сохранения энергии. В основе стандарта используется методология PDCA, а требования сформулированы так, что позволяют выполнять сертификацию системы энергоменеджмента третьей стороной.

Исходя из американского стандарта ANSI/MSE 2000:2005 топ-менеджмент организации, желающей внедрить систему энергоменеджмента, должен определить энергополитику; разработать и поддерживать в рабочем состоянии Энергоруководство, содержащее описание главных элементов системы энергоменеджмента и характера их взаимодействия; идентифицировать энергопрофиль (энергостатус). Такая идентификация выполняется в ходе регулярного обзора, который служит средством, позволяющим связать настоящее и прошлое энергопотребление организации с результатами (выходными данными) ее бизнес-процессов. Первичный энергопро-

филь должен установить так называемый энергобазис на соответствующий период времени и включать собранные за предыдущий год данные об энергопотреблении.

Американский стандарт использует известный по стандартам других систем менеджмента (ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества», ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по эксплуатации», OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования») цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act), означающий: «Планируйте - Выполняйте - Проверяйте - Улучшайте».

В ходе регулярных оценок энергопотребления выполняется анализ информации относительно текущего состояния оборудования, систем и процессов, связанных с закупкой энергоресурсов, их использованием и сохранением. Получаемые данные должны использоваться, чтобы оценить энергоэффективность применительно к поставленным организацией энергоцелям, показателям и энергобазису.

Американский стандарт, а вслед за ним и ISO 50001:2011 [3], вводит понятие «факторов существенного расхода энергии», которые также подлежат идентификации в ходе изучения энергопрофиля организации. Данные факторы, которые представляют собой оборудование, процессы, устройства или деятельность, являются существенным компонентом, влияющим на энергопотребление организации в целом. Критерии значимости и методы идентификации факторов определяются самой организацией. Они должны периодически подвергаться анализу и, при необходимости, список факторов должен актуализироваться. В американском стандарте введен понятие «проект в области энергоменеджмента» - это некий «набор действий с определенным началом и концом, используемый организацией, чтобы достигать запланированные энергоцели и показатели». Исходя из американского стандарта, проекты должны быть разработаны в рамках выполнения каждого намеченного измеримого энергопоказателя. В свою очередь, один или более показателей должны быть установлены для каждой энергоцели.

В 2009 году был опубликован европейский стандарт EN 16001:2009 «Системы энергетического менеджмента». Для удобства внедрения его структура сформирована на основе широко применяемого стандарта ISO 14001:2004. Данный стандарт определяет требования к системе энергетического менеджмента с целью дать организациям возможность разработать и внедрить политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о значительных энергетических аспектах. Он предназначен для применения во всех организациях вне зависимости от их типа и размера, географических, культурных и социальных условий. Данный стандарт основан на методологии PDCA, определяет требования по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению системы энергетического менеджмента.

Система такого рода позволяет организации разрабатывать энергетическую политику, устанавливать цели и процессы для выполнения обязательств, заявленных в политике, демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего европейского стандарта. Настоящий стандарт устанавливает требования для непрерывного улучшения для более эффективного использования энергии, независимо от ее вида.

В 2008 году Международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 «Системы энергетического менеджмента - Требования и руководство по применению».

На сегодняшний день нет единых четко структурированных технических и управленческих методик для достижения максимальной энергоэффективности и, как следствие, отсутствует возможность сравнения организаций по степени этой энергоэффективности.

В этой связи международный стандарт ISO 50001:2011 устанавливает требования по внедрению, поддержанию и улучшению системы энергоменеджмента, которая позволит организациям применять системный подход к непрерывному улучшению энергетических характеристик, использованию и потреблению энергии.

Стандарт является универсальным, он применим к любой организации независимо от ее размеров, отраслевой принадлежности и форм собственности. Требования стандарта сформулированы как предписывающие, т.е. определяющие «то, что должно быть сделано, не определяя, как это сделать». Метод достижения каждого из этих требований организация определяет сама, исходя из ее собственных нужд и потребностей, опираясь на ее собственный опыт.

При описании требований в стандарте использована методология PDCA. Подход и методология ISO 50001:2011 позволяют говорить о его совместимости с другими системами менеджмента, что позволяет интегрировать их друг с другом.

Стандарты EN 16001:2009, и ISO 50001 не устанавливают абсолютных требований к показателям эффективности помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным и другим принятым организацией требованиям. В отличии от европейского стандарта EN 16001:2009 в международном стандарте ISO 50001:2011 введено понятие «базового использования энергии», в качестве отдельного элемента рассмотрена ответственность руководства.

Анализ особенностей мировой политики в области энергетического менеджмента позволяет выделить три ключевых кластера / модели для рассмотрения данной тематики [1, 2]: американская, европейская и азиатская.

В основе американской модели развития лежит политика Соединенных Штатов Америки: широкое использование различных мер финансового стимулирования и уклонение от принятия всякого рода кодексов и нормативов, массовое информирование о возможностях энергосбережения.

В основе европейской модели развития заложена политика стран Европейского союза: объединение политического регулирования и рыночных механизмов, формирование климатических программ, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, а также увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергопотреблении ЕС.

Азиатская модель развития основана на политике Китая, носит преимущественно ведомственный характер: наказание пассивных и поощрение обеспечивающих сокращение энергопотребления и повышение энергоэффективности.

Данные механизмы обусловлены особенностями развития рассматриваемых кластеров. Американская модель исходит из особенностей экономического развития страны, азиатская - характеризуется темпами промышленного развития и, вне малой степени, менталитетом китайских граждан, структура энергетической политики стран ЕС направлена на обеспечение внутренней энергетичес-

кой независимости, энергетической безопасности стран Европейского союза.

Дополнительный анализ по показателям промышленного развития [4, 5] позволил сформировать рейтинг наиболее энергетически эффективных и энергоемких стран (объем промышленного производства, млрд. долл. / коэффициент потерь при транспортировке и распределении %:): США - 2634/6,7; Япония - 1355/5,1; Китай - 1279/4,2; Германия - 783/5,3; Великобритания - 508/7,2; Италия - 439/6,3; Франция - 417/6,7, Канада - 371/8,7. Для сравнения: Россия - 332/11,5.

Мировые тренды энергосберегающей политики обусловлены, в первую очередь, влиянием наиболее промышленно развитых стран. Данные страны обладают наиболее прогрессивным законодательством, как в области повышения энергетической эффективности, так и развития квалифицированной системы энергетического менеджмента, что делает их опыт привлекательным и по ряду направлений передовым для использования на территории Российской Федерации.

Тем не менее, настоящая энергополитика России обусловлена необходимостью выработки собственной модели развития, основанной на приоритете ключевых отраслей промышленного развития и из расчета целесообразности реализации тех или иных мероприятий, в том числе в области адаптационных мероприятий, исходя из возможности применимости опыта зарубежных стран и его интеграции на территории РФ.

Литература:

1. Eurostat regional yearbook 2011 / European Union, 2011. - 240 p.

2. Мировая энергетика - 2050 (Белая книга) / Бушуев В.В., Мастепанов А.М. и др. / Под ред. Бушуева В.В., Каламанова В.А. -М.: ИЦ «Энергия», 2011. - 360 с.

3. ISO 50001:2011 «Energy management systems - Requirements with guidance for use»

4. Basudeb, B. Analysis of Urban Growth and Sprawl from Remote Sensing Data / Springer, 2010. - 191 p.

5. International Energy Agency Statistics & Balances [Electronic resource] / IMode of access: http://www.iea.org/stats/index.asp.

КЛАСТЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Хачатурян К.С., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Московского университета имени С.Ю. Витте Николаев А.Е., к.э.н., доцент, докторант кафедры экономических теорий и военной экономики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы создания региональных научно-производственных инновационных кластеров с целью активизации инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Показано, что кластерный подход создает условия для взаимодействия бизнеса и власти и обеспечивает повышение региональной и национальной конкурентоспособности.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональный научно-производственный инновационный кластер, оборонно-промышленный комплекс, трансфер технологий.

CLUSTER MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN DEFENSIVE INDUSTRIAL COMPLEX

Khachaturian K., doctor of Science (economic), professor, Department of Finance and the credit of the Moscow University under the name

of S.Witte

Nikolaev A., candidate of Economic Science, associate professor, doctoral candidate, department of economic theories and military economy,

The Military University

The article discusses the development of regional research-and-production novative clusters in order to enhance innovation in enterprises defensive industrial complex. It is shown that the cluster approach creates the conditions for interaction between business and government and enhances regional and national competitiveness.

Keywords: Public-Private Partnership, Research-and-production innovative cluster, the defensive industrial complex, technology transfer.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации - системный компонент военной организации государства, занимающий ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны. В нем занято около 2 млн. чел. (без учета организаций Росато-

ма), из них 71,6% - на промышленных предприятиях и 27,9% - в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. В ОПК сосредоточены высококвалифицированные кадры (каждый второй работник научной сферы страны), большая часть передовых технологий не только военного, но и гражданского назначе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.