Гумерова Г. И.
Шаймиева Э.Ш.2
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ)
Ключевые слова: теории лидерства, явные и неявные знания, интеллектуальное лидерство, профессиональные компетенции руководителя в цифровой экономике.
Keywords: leadership theory, explicit and implicit knowledge, intellectual leadership, professional competence of the leader in the digital economy.
Объектом настоящего исследования являются научные исследования, включая обзоры зарубежных, российских авторов в области концепций лидерства. Предметом исследования является концепция «обслуживающего» лидерства, обеспечивающая интеллектуальное лидерство нации на основе управления неявными знаниями в составе института интеллектуальной собственности3 [1-13].
Подход к классификации теорий лидерства в экономике знаний
В период международной исследовательской активности по разработке теоретического, методического обеспечения развития экономики знания с 2000 г. по настоящее время в области концепций лидерства как составляющей интеллектуального капитала организации высокотехнологичного бизнеса авторами выявлено наличие необходимости формирования особого типа лидерства (руководителя) для высокотехнологичных предприятий, предприятий с высокой социальной ответственностью, социально-ориентированных предприятий (государственных, муниципальных учреждений), когда управленческой задачей является повышение производительности труда, вовлечение персонала в наукоемкий, социально-ориентированный труд на основе модели управления на этических принципах, институционально закрепленных и действующих в виртуальном (для сетевых компаний) и реальном пространствах.
Подход, использованный авторами для анализа эволюции теорий (концепций) лидерства на основе их обзора с 1967 г. по 2015 г. заключается в следующих положениях: 1. Теории лидерства как часть соответствующей модели управления знанием в организации - это управленческая инновация в каждой соответствующей «длинной» волне Н. Кондратьева, включающая рациональную (основанную на явном знании) и иррациональную (основанную на неяв-
1 Гумерова Гюзель Исаевна - д.э.н., профессор, руководитель отдела образовательных проектов Департамента образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), специалист в области управления проектами в сфере высшего образования и мониторинга рынка труда (высший менеджмент), формирования и развития национальной системы профессиональных квалификаций. Область научных интересов: управление инновациями и инвестиционной деятельностью; региональная инновационная политика; технологические инновации; коммерциализация технологий; управление знаниями и объектами интеллектуальной собственности. E-mail: [email protected]
2 Шаймиева Эльмира Шамилевна - д.э.н., профессор кафедры менеджмента, зав. научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний Факультета менеджмента и инженерного бизнеса, руководитель учебных модулей по программе МБА Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова. Область научных интересов: управление инновационными процессами в высокотехнологичных видах экономической деятельности, технологическими инновациями, знаниями, объектами интеллектуальной собственности; концепции лидерства экономики знаний. E-mail: [email protected], [email protected]
3 Обоснованием выбора концепции «обслуживающего лидерства» в качестве предмета настоящего исследования выступают следующие положения:
- универсальный характер концепции «обслуживающего» лидерства для возможного применения в различных социально-экономических системах, так как в ее основе - гуманность, гуманное отношение к сотрудникам, внутренней и внешней среде организации в целом. Гуманность опирается на нравственно-духовные положения в управлении организацией, что характерно духовным (религиозным) социально-экономическим организациям, характеризующимся - как и биологических системах - значительной продолжительностью жизни;
- возможность формирования экономических категорий из области иррационального, неявного (доверие, справедливость) в
3
экономике знаний, используемых для достижения рациональных целей организации ;
- концепция «обслуживающего лидерства» в условии социотехнического, пользовательского трендов в составе организационных представляет собой этико-ориентированную модель управления знанием в организации, выявляющая уникальность по следующим положениям теорий лидерства: взаимодействие «руководитель-последователи»; цифровая основа лидерства; социальная ориентация организации [14], [15]. Данная уникальность обеспечивает разработчику концепции интеллектуальное лидерство в экономике знаний;
- разрыв между количеством исследований в научно-теоретической, научно-методической, научно-практической областях концепции «обслуживающего лидерства» в зарубежной экономической литературе (в первую очередь, в США), способствующей ее институционализации в экономике знаний с 1970 гг. по настоящее время и недостатком исследовательских работ в области методологии концепции лидерства экономики знаний в русскоязычной экономической литературе.
ном знании) компоненты; 2. Классические теории лидерства, основанные в третьей (индустриальной) волне, сменяются в четвертой волне теориями, основу которых формирует «ценностный» подход, где под «ценностью» понимаются управленческие компетенции, основанные на опыте и навыках руководителя как его явных и неявных знаниях1. Следовательно, в четвертой и пятой «длинных» волнах актуальность приобретают те теории лидерства, которые оперируют «...марочным «брендовым» ресурсом...» организации, то есть ее нематериальным активом, частью которого является феномен лидерства [15]; 3. В третьей группе концепций лидерства с 1998 по 2005 г. значение приобретают вопросы «руководителя и последователей», решаемые в экономике знаний на основе явных и неявных этических принципов, широко представленных в концепциях лидерства в западной экономической литературе (табл. 1). Обоснованием разработки этико-ориентированных концепций лидерства являются проблемы в управлении компаний в США в 2000 г., приведшие к финансовым кризисам, банкротству предприятий.
Концепции лидерства как совокупность управления явными и неявными знаниями в реальном и виртуальном пространствах, эволюционируют в период с 1967 по настоящее время от управления явными знаниями в реальном пространстве до управления доминирующими неявными знаниями в виртуальном, реальном пространствах (табл. 1).
Таблица 1
Эволюция теорий лидерства за период 1967 - 2015 г.
Дата первой публикации/зарождение теории Теория, концепция Подход Исследователи
1. Классические теории лидерства
1967 г. Концепция черт Персоналистический Ф. Голтон, К. Берд
1964 г. Вероятностная модель эффективного лидерства Ситуационный Ф. Фидлер
1964 г. Теория Х и теория У Поведенческий Д. Мак-Грегор
1954 г. Мотивационная концепция Поведенческий А. Маслоу
1955 г. Концепция «конструктивного альтерна-тивизма» Социально-когнитивный Дж. Келли
2. Новейшие теории лидерства теории : концепции лидерства экономики знаний
1990 г. Теория эмоционального интеллекта Поведенческий, ценностный Д. Голман
1998 г. Теория опосредованного лидерства Поведенческий Р. Фишер, А. Шарп
2000 г. Концепция «первичного лидерства» Поведенческий Д. Голман, Д. Бояцис
2000 г. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства Поведенческий К. Кэшман
2002 г. Лидерство как управление парадоксами Поведенческий, ценностный (нормативный) Ф.Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер
3. Концепции лидерства экономики знаний, основанные на этических принципах
1998 г. Теория ««распределенного» лидерства (shared leadership) Ценностный Д. Брэдфорд, А. Коэн
1997 г. Теория связующего лидерства (connective leadership) Ценностный Дж. Липман-Блюмен
1994 г. Теория трансформационного лидерства Ценностный Басс Б., Аволио Б.
1991, 2005 г. Теория этического лидерства Ценностный Браун, Тревильо, Гаррисон, Грахам
2005 г. Теория аутентичного лидерства Ценностный Аволио Б., Гарднер В.
1970, 2002 г. Концепция «обслуживающего лидерства» Ценностный Гринлиф Р., Лутханз Ф., Ван Дирендонк
Источник: на основе: [1-13; 16]
Таблица 2
Группировка концепций лидерства с 1967 г по настоящее время: вид знания/пространство; теории лидерства
Группа Вид знания / пространство Теории лидерства
Вид знания как объект управления Пространство для управления
Период, гг. Подход в управлении
А, Б Явные, неявные Реальное 1967-1990 Персоналистический, ситуационный, поведенческий, социально--когнитивный
В, Г. Явные, неявные Реальное, виртуальное 1990- по н/время Ценностный
Явные - доминанта вида. Источник: разработка авторов
Новизна авторского подхода к эволюции теорий лидерства заключается в следующих аспектах:
1 Критерии дифференциации явного и неявного знания следующие: структурное соотношение в организации; идентификация в организации (объектная база); уровни (области) создания знания и уровень менеджмента создания знания; внутрикорпоративный трансфер знаний по способу, затратам; защита знания; характеристика предприятия-создателя знания; влияние на конкурентоспособность предприятия; условия извлечения знания; локализация неявного знания в следующих областях лидерства организации экономики знания: лидер ^ последователи ^ организационная среда.
- в исследовании теорий лидерства в контексте эволюции «длинных волн», приведшей к доминированию в 45 «длинных волнах» нематериальных активов в составе иррационального над материальными активами в составе рационального [16];
- в исследовании теорий лидерства в контексте организационного поведения последователей (сотрудников), готовых следовать за руководителем, обладающим явным и неявным знанием, институционализированным в (этической) ментальной модели в данной организации (табл. 2).
Теории лидерства и модели управления знанием
Исходя из необходимости построения национальной модели менеджмента для обеспечения интеллектуального лидерства нации [16] авторы полагают, что искомая модель содержит в условиях экономики знаний базовую идею модели управления знанием в организации как системе; в условиях доминирования на рынке знания в мировом, российском пространствах неявного знания над явным - базовую идею модели управления знанием в организации с выделением объектной базы и методического инструментария системы управления знанием в организации1. Авторы исходят из следующих положений: (а) сущность (национальных) моделей управления знанием стран-лидеров технологических укладов заключается в развитии методического инструментария по извлечению явного, неявного знания в организации как системе на макро-, мезо- и микроукровнях; (б) индикатором эффективности модели управления знанием выступает показатель «производительности труда» в составе совокупной факторной производительности, определяемой как условия, влияющие на развитие производства и роста экономики [17, 18].
На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что концепция лидерства для модели управления знанием в организации должна соответствовать следующим требованиям (положениям): 1.Обладать философией, позволяющей для управления высокотехнологичными предприятиями развивать инструментарий по извлечению неявного знания; для управления коммерческими предприятиями сформировать научное обоснование развития высокой корпоративной социальной ответственности; 2. Обладать способностью эффективного использования на предприятиях различных организационно-правовых форм: коммерческих, некоммерческих (государственных, муниципальных); в различных видах экономической деятельности (высокотехнологичные, здравоохранения, социальной службы, образования); 3. Обеспечивать развитие доверия, справедливости в организации как одного из положений институциональной экономики; условий для извлечения неявного знания; иррациональной компоненты в целеполагании лидера бизнеса.
На основе проведенного исследования авторами разработаны рекомендации по развитию исследований в области лидерства (табл. 3), а также требования к концепции лидерства для модели управления знанием в организации на мезо- и микроуровнях, включающие требования к компетенциям руководителя (табл. 4).
Таблица 3
Рекомендации по развитию исследований в области лидерства
Область дисциплин \ Направления исследований
Рекомендации на основе обзора теорий лидерства в экономике знаний
Междисциплинарный характер дисциплин: социально-психологические науки, в том числе менеджмент; философские науки 1. Изучение концепций лидерства в странах, занимающих ведущие позиции в экономике знаний в соответствующем регионе (Кувейт; Сингапур, Гонконг, Тайвань, Китай, Южная Корея, Япония и др.).
Рекомендации на основе обзора концепции «обслуживающего» лидерства в зарубежной экономической литературе
Социально-экономические науки, в том числе менеджмент 2. Изучение концепций лидерства в кооперации с зарубежными исследователями
Рекомендации на основе обзора концепции «обслуживающего» лидерства в российской экономической литературе
Междисциплинарный характер дисциплин: социально-психологические науки, в том числе менеджмент; философские науки 3. Разработка концепции лидерства с различных точек зрения - философия концепции, экономические аспекты концепции, эффективность концепции в организации
Философские науки 4. Формирование концепции лидерства на основе духовно-нравственной российской практики, обеспечивающей объединение сотрудников для достижения целей организации
Социально-психологические науки 5. Формирование психометрических показателей - характеристик руководителя-лидера, обеспечивающего в организации созидательную атмосферу доверия, справедливости
Социально-экономические науки, в том числе менеджмент 6. Разработка, тестирование и внедрение на предприятиях различных видов экономической деятельности шкал измерения характеристик руководителя-лидера
7. Разработка, тестирование и внедрение на предприятиях различных видов экономической деятельности параметров измерений экономических категорий экономики знаний из области иррационального (доверие, справедливость), используемых для достижения рациональных целей организации.
8. Изучение эффективности концепции лидерства на российских предприятиях в отношении производительности труда, лояльности сотрудников, те^чести кадров
1 Модель управления знанием на макро-, мезо- и микроуровнях представляет собой соответственно: национальную, региональную/отраслевую, в рамках конкретного предприятия модель управления знанием, сущность которых заключается в развитии методического инструментария по извлечению явного, неявного знания в организации как системе [17, 18].
Менеджмент 9. Разработка практики управления неявными знаниями на предприятиях различных видов экономической деятельности
10. Уточнение концепции лидерства как конструкции для негражданских видов экономической деятельности
11. Создание специализированного фонда, целью которого является поддержка перспективных исследований по разработке концепции лидерства в экономике знаний для российских предприятий
Таблица 4
Основные положения концепции лидерства в экономике знаний: требования в рамках модели управления знанием в организации, требования к профессиональным компетенциям руководителя
в управлении неявным знанием
Составная часть Уровень Требования к концепции лидерства
I. Требования в рамках модели управления знанием в организации
Руководитель Основывается на религиозных, философских/нерелигиозных (нравственных, этических) учениях
Философия основателей компании Организация Институционализация положений, закрепляющих в реальном, виртуальном пространствах философию компании; моральные ценности; организационную культуру
Модель трудовых отношений Руководитель Уникальность по следующим положениям теорий лидерства: - взаимодействие «руководитель-последователи»; - цифровая основа лидерства;
Организация - социальная ориентация организации
Совокупная фактор- Руководитель/ организация Национальные особенности в управлении организациями на мезо- и микроуровнях
ность Руководитель Доминирование элементов управления неявным знанием (в составе иррационального) над явным (в составе рационального), виртуального над реальным пространством.
II. Требования к профессиональным компетенциям руководителя в управлении неявным знанием
Характеристики Руководитель Расширение возможностей и прав сотрудников, скромность, аутентичность, межличностное восприятие, обеспечение направления развития, руководство как служение
Профессиональные компетенции Руководитель Обладание методическим инструментарием модели управления знанием по извлечению неявного знания в организации1
Список литературы
1. Caroll B.C., Patterson K. Servant Leadership: A Study between India and the United States // Servant Leadership: Theory & Practice. 2014. - Vol.1, N 1. - P. 16-45.
2. Davenport Th., De Long D., Beers M. Building Successful Knowledge Management Projects. Center for Business Innovation, Working Paper. 1997. - http://www.providersedge.com/docs/km_articles/Building_Successful_KM_Projects.pdf
3. Dierendonck D. van. Servant Leadership: A Review and Synthesis // Journal of Management. 2010. - Vol. 37. Originally published online 2 September 2010. DOI: 10.1177/0149206310380462
4. Gibb C. Leadership // The Handbook of Social Psychology. 2nd ed. - Reading (Mass.). Addison-Wesley, 1969. - Vol. 4.
5. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories // Journal of International Business Studies. 1983. -Vol. 14, (2) (Special Issue on Cross Cultural Management (Autumn). - P. 75-89. - http://www.aogaku-daku.org/wp-content/uploads/ 2011/07/culturalRelativity6.pdf
6. House R., Javidan M., Hanges P., Dorfman P. Understanding cultures and implicit leadership theories across the globe: an introduction to project GLOBE // Journal of World Business. 2002. - Vol. 37. - P. 3-10.
7. Jaworski J., Scharmer O. Leadership in the New Economy: Sensing and Actualizing Emerging Futures / Working paper, Society for Organizational Learning. - Cambridge (Mass.); Beverly (Mass.), 2000.
8. Liden R.C., Wayne S.J. Servant leadership and serving culture: influence on individual and unit performance // Academy of Management Journal. 2014. - Vol. 57, N 5. - P. 1434-1452. - http://dx.doi.org/10.5465/amj.2013.0034
9. Peterson S.J., Galvin S.J., Galvin B.M., Lange D. CEO Servant Leadership: exploring executive characteristics and firm performance // Personnel Psychologies. 2012. - Vol. 65. - P. 565-596.
1 К инструментам по управлению неявным знанием можно отнести следующие: 1. Развитие наставничества для молодых сотрудников со стороны сотрудников с опытом работы. 2. Развитие «самообучающихся» групп, когда сотрудники, повысив квалификацию во внешних образовательных организациях, предлагают новые теоретические и практические знания для общего использования в организации. 3. Развитие площадок-«экосистем», на которых сотрудники способны решать эффективно возникающие вопросы самостоятельно. 4. Постановка перед коллективом новых задач теоретического, практического планов, поддерживая тем самым в форме деловой (тренировочной) игры готовность предприятия решать задачи на практике, возникающие неожиданно и требующие высокого профессионализма. 5. Повышение уровня геймизации работы в целях выявления все большего объема неявного знания: в решении управленческих задач в условиях высокого инновационно-инвестиционного риска и большой неопределенности в части будущего денежного потока (для менеджмента высшего уровня); рутинной тактической работы с ориентацией сотрудников на новаторство в области принятия решений и достижения результатов производственных процессов (для менеджмента среднего, низшего уровней).
10. Pircher Verdorfer, Peus C. Servant Leadership // Trends der psychologischen Fuhrungsforschung. Neue Konzepte, Methoden und Erkentnisse. - Gottingen: Hogrefe Verlag, 2014. - S. 67-77.
11. Sendjaya S., Sarros J.C., Santora J.C. Defining and Measuring Servant Leadership Behavior in Organizations // Journal of Management. 2008. - Vol. 45, N 2. - P. 402-420.
12. Senge P. The Fifth Discipline: the Art and Practice of the Learning Organization. - New York: Doubleday, 1999. - http://www. ottoscharmer.com/sites/default/files/2002_Illuminating_the_Blind_Spot.pdf
13. Swedberg R. Markets as Structures // The Handbook of Economic Sociology. - Princeton: Princeton University Press, 1994.
14. Адизес И.К. Управляя изменениями. - СПб.: Питер, 2008.
15. Сундуков A.B. Лидерство как управленческая технология развития организаций в информационной экономике // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. - № 11. - С. 185- 189.
16. Филонович С.Р. Поиски российской модели менеджмента: взгляды инсайдеров // Российский журнал менеджмента. 2004. -№ 3. - С. 3-16.
17. Панкратова О.А. Проблема соотношения рационального и иррационального в познавательной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени канд. философ. наук. - Ульяновск, 2014.
18. Развитие навыков для инновационного роста в России. - М.: Алекс, 2015. - 172 с.
19. Замулин А.Л. Лидерство в эпоху знаний // Вестник СПетерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2012. - Вып. 3. - С. 48-77
20. Пудовкина Н.Г. Ментальные модели как основа и препятствия для аналитической деятельности // Вектор науки / ТГУ. 2012. -№ 1(8). - С. 349-352.
21. Коженко Я.В. Особенности модернизации государственного управления в России: на примере концепций «сильного» и «сервисного» государства. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11 -33-00313а2 «Формы и методы сервисного управления в постсоветской России: проблемы повышения качества оказания государственных услуг».