ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Научное обозрение
КОНЦЕПЦИЯ «ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕЯВНЫМ ЗНАНИЕМ: АНАЛИЗ И СИНТЕЗ*
Гюзель Исаевна ГУМЕРОВА", Эльмира Шамилевна ШАЙМИЕВА"^
а доктор экономических наук, профессор, руководитель отдела образовательных проектов Департамента образовательных проектов и программ,
Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, Москва, Российская Федерация Guzel. [email protected]
ь доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента,
Казанский инновационный университет (ИЭУП) им. В.Г. Тимирясова, Казань, Российская Федерация [email protected]; [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 20.06.2016 Принята в доработанном виде 30.07.2016 Одобрена 22.08.2016
УДК 351.001
JEL: М14, 035, 047, Z18
Ключевые слова: теории лидерства, экономика знаний, иррациональное знание, неявное знание, организационное поведение
Аннотация
Предмет. В статье проведен анализ и синтез концепции «обслуживающего лидерства» в период формирования экономики знаний.
Тема. Анализ «обслуживающего лидерства» как концепции лидерства экономики знаний, основанной на этических принципах, проведен в области философии, направлений экономики с точки зрения эффективности концепции в организации в части организационного поведения, производительности труда. Синтез концепции осуществлен на базе модели управления неявными знаниями на основе выдвижения и обоснования пяти гипотез исследования в теоретических, институциональных, экономических положениях данной концепции.
Цели. Анализ концепции «обслуживающего лидерства». Синтез концепции для модели управления неявным знанием. Разработка рекомендаций по формированию концепции лидерства в модели управления знаниями в организации применительно к российским условиям.
Методология. Общенаучные методы теоретического, эмпирического познания. Результаты. Дополнено понятие «управленческие функции» руководителя в экономике знаний функцией высшего порядка - мировоззренческой. Осуществлена классификация теорий лидерства с 1967 г. по настоящее время с выделением ценностного подхода. Проведен анализ концепции «обслуживающего лидерства» в областях философии, экономики, эффективности в организации. Разработаны требования к концепции лидерства для модели управления знанием в организации в ее теоретических, институциональных, экономических положениях.
Область применения. Результаты применимы для разработки национальных теорий лидерства, модели управления знанием, практики развития управленческих компетенций в экономике знаний, развития инструментария по извлечению неявного знания в организации в условиях гибридизации реального и виртуального пространства управления. Выводы. Сделаны выводы о невозможности использования концепции в российских условиях в целях влияния на эффективность организационного поведения ввиду существенных различий в национальных особенностях управления организацией в России и США. Проведена попытка формирования научного обоснования внедрения концепций управления (включая лидерство, организационное поведение) в кластерах 1-го и 2-го порядка, характерных для России.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Актуальность исследования
Современная модель управления знанием в организации представляет собой способ управления явным и неявным знанием как
* Авторы выражают признательность доктору Армин Пирхер ВЕРДОРФЕР, Технический университет Мюнхена (Dr. Armin Pircher Verdorfer, Technische Universität München) за предоставленные материалы в части обзора концепции «обслуживающего лидерства» в период участия авторов в международной конференции Leadership and governance IN and OF public and private organizations in the CEE countries (Хемнитц, 09.2015).
составляющими рационального и
иррационального в едином каркасе [1]. В период международной исследовательской активности по разработке теоретического, методического обеспечения развития экономики знания (с 2000 г. по настоящее время) были отмечены следующие предпосылки теоретического, эмпирического
Авторы выражают благодарность доктору Стефану ХЮЗИГУ, Технический университет Хемнитца (Prof. Dr. Stefan Hüsig,Technische Universität Chemnitz) за предоставленную информацию о конкурсе для участия в международной конференции в Хемнитце.
планов, обусловившие актуальность настоящего Методика исследования
исследования1:
• несистемность и разрозненность в исследованиях теорий лидерства и моделей управления знанием в организации, что приводит к потерям при адаптации зарубежных моделей управления2 (например, бережливого производства)3;
• рост рынка знаний за счет доминирования неявных знаний на международном [2] и российском уровнях [3];
• первостепенность управленческих качеств в организации, генерирующей знание, по осуществлению эмоционально-регулятивных, нормообразующих, мировоззренческих функций4, опирающихся на управление явным и неявным знанием, в отличие от организаций, где упомянутые управленческие качества являются невостребованными в силу доминирования традиционных управленческих (административных) функций, невнимания к наличию неявного знания у сотрудников, характеристикой самой организации как не воспринимающей знания/изменения как нематериальную ценность;
• низкая производительность на российских предприятиях как результат их неэффективности в области менеджмента5.
1 Замулин А.Л. Лидерство в эпоху знаний.
URL: http://vestnikmanagement. spbu.ru/archive/pdf/562.pdf
2 По нашему мнению, теории лидерства являются составной частью модели управления, используемой в конкретной организации.
3 Фейгенсон Н.Б., Мацкевич И.С., Липецкая М.С. Бережливое производство и системы менеджмента качества: доклад из серии «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» // Фонд Центр стратегических разработок «Северо-Запад: СПб., 2012. Вып. 1. C. 31-32.
4 В работе [4] традиционные управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль) выделены в группу функций низшего базового уровня, определена необходимость осуществления руководителем эмоционально-регулятивной, мировоззренческой функций.
5 Основными причинами неэффективности российских предприятий являются низкий уровень морали и цинизм,
антиинтеллектуальность, антиинновационность, высокий уровень конфликтности, являющиеся результатом отсутствия модели управления организацией, капитализирующей знание. См.: Фейгенсон Н.Б., Мацкевич И.С., Липецкая М.С. Бережливое производство и системы менеджмента качества: доклад из серии «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» // Фонд Центр стратегических разработок «Северо-Запад: СПб., 2012. Вып. 1. С. 34-35.
Исследовательские задачи настоящей работы заключаются в следующем: 1) анализ концепции «обслуживающего лидерства»; 2) синтез концепции «обслуживаюшего лидерства» для модели управления неявным знанием; 3) разработка рекомендаций по формированию концепции лидерства в модели управления знанием в организации применительно к российским условиям. Для достижения перечисленных задач в работе использована следующая методика (табл. 1).
Объектом исследования выступает система управления знанием в организации, генерированная доминирующей в данной организации концепцией лидерства. Предметом исследования является концепция
«обслуживающего лидерства» для управления неявным знанием в организации. Эмпирической базой исследования выступают труды зарубежных и российских исследователей в следующих областях6: а) теории, концепции лидерства [4-6]; б) концепция «обслуживающего лидерства» [7-15]; в) система управления знанием [2, 16-20].
Обоснованием синтеза концепции
«обслуживающего лидерства» для управления неявным знанием в организации выступают следующие положения:
• анализ концепции «обслуживающего лидерства» на основе исследования трудов зарубежных и российских исследователей показал ее влияние на производительность в организации на основе таких составляющих, как взаимоотношения «руководитель - последователи/сотрудники») и психологический климат (доверие, справедливость);
• анализ управления неявным знанием на основе авторских разработок показал влияние ментальных моделей, ценностей организации (в виде модели управления «руководитель -сотрудники») как инструментов по извлечению неявного знания на производительность в организации.
6 Отбор трудов производился по ключевым словам в соответствующей области исследования: а) классические теории, концепции лидерства; управленческие компетенции; теории, концепции лидерства в экономике знаний, феномен лидерства; б) концепция «обслуживающего лидерства»; теории лидерства, связанные с этикой; построение «сервисного» государства; в) система управления знанием, управление явным и неявным знанием, соотношение рационального и иррационального, явного и неявного знания; ментальные модели как технологии управления знанием.
Понятийный аппарат. Под «управлением знанием» в организации понимаются процессы управления явным и неявным знанием в составе рационального и иррационального соответственно, направленные на: систематизацию, обновление (модернизацию) и распространение на рынке знания в виде материального и нематериального продуктов; сокращение разрыва с процессом обновления (модернизацией) материального капитала организации.
Модель управления знанием на макро-, мезо-, микроуровнях соответственно представляет собой: национальную модель, региональную/отраслевую модель или модель в рамках конкретного предприятия. Сущность данных моделей заключается в развитии методического инструментария по извлечению явного, неявного знания в организации как системе7 [1].
Под управленческими (лидерскими)
компетенциями, которыми обладает лидер (руководитель)8 как брендовым (марочным) капиталом в знаниевоемкой организации понимаются опыт и навыки руководителя, реализующие мировоззренческую концепцию, институционально закрепленную в философии организации как ее ментальной модели [4].
Теоретические предпосылки развития национальных стилей лидерства.
Дифференциация концепции «обслуживающего лидерства» от теорий лидерства. Подход, использованный нами для анализа эволюции теорий (концепций) лидерства с 1967 по 2015 г., заключается в следующих положениях.
1. Теории лидерства как часть соответствующей модели управления знанием в организации есть управленческая инновация в каждой
7 В гносеологическом плане рациональное - это явное знание, систематизированное, логически и теоретически обоснованное, выраженное с помощью рациональных средств, передаваемое другому субъекту в концептуальной форме. Иррациональное - это непознанная сфера объективной реальности, непостижимая разумом, неявные формы знания. Иррациональное в процедуре познания может быть познано
и логически выражено с помощью подходящего арсенала средств, результатом чего выступает явное знание. Характеристикой явного, или «эксплицитного» знания как области рационального выступают: эксплицитность, интерсубъективность. Понятиями, тождественными понятию «неявное знание», являются: имплицитное, предпосылочное; «фоновое» знание [1]. Неявное знание формирует основу иррационального в системе управления знанием в организации [17].
8 Понятия «управленческие» или «лидерские» компетенции; «лидер» и «руководитель» рассматриваются
в настоящей работе в качестве тождественных.
соответствующей «длинной» волне теории Н. Кондратьева, включающая рациональную (основанную на явном знании) и иррациональную (основанную на неявном знании) компоненты [1, 8, 12].
2. Классические теории лидерства, сформированные в третьей, индустриальной, волне, сменяются в четвертой волне теориями, основу которых формирует «ценностный» подход, где под «ценностью» понимаются управленческие компетенции, основанные на опыте и навыках руководителя как его явных и неявных знаниях. Следовательно, в четвертой и пятой «длинных» волнах актуальность приобретают те теории лидерства, которые оперируют марочным, «брендовым» ресурсом организации, то есть ее нематериальным активом, частью которого является феномен лидерства [4].
3. В третьей группе концепций лидерства с 1998 по 2005 г. значение приобретают вопросы «руководителя и последователей», решаемые в экономике знаний на основе явных и неявных этических принципов, широко представленных в концепциях лидерства в западной экономической литературе (табл. 2, 3). Основой разработки этико-ориентированных концепций лидерства стали проблемы в управлении компаниями в США в 2000 г., приведшие к финансовым кризисам и банкротству предприятий9.
Концепция «обслуживающего лидерства» дифференцируется от других теорий лидерства, связанных с этикой - трансформационного, этического, аутентичного лидерства -по следующим критериям: целям управления, задачам концепции в области этического регулирования, интересам сотрудников
(см. табл. 3) [9-11]. Следовательно, концепции лидерства как совокупности методов управления явными и неявными знаниями в реальном и виртуальном пространствах в период 19671990 гг. эволюционируют от управления явными знаниями в реальном пространстве до управления (с 1990 г. по настоящее время) доминирующими неявными знаниями в виртуальном, реальном пространствах. Это выражается в использовании
9 Речь идет о таких системных проблемах в управлении, как издевательство, злоупотребление властью, неэтичная практика, социальная изоляция, отчуждение, нарушения в психологическом балансе на рабочем месте, финансовые манипуляции в условиях отсутствия этичного поведения руководителей компании, приведшие в период построения экономики знаний в 2000 г. к краху таких американских компаний как Enron, WorldCom, Tyco [8].
в экономике знания в условиях гибридизации среды10 ценностного подхода, предполагающего:
• осознание лидерских управленческих компетенций как марочного (интеллектуального капитала) на основе явного и неявного знания;
• этическое обращение с носителем неявного знания (в составе иррационального) как основы организационного поведения (рис. 1, 2, табл. 4).
Новизна авторского подхода в эволюции теорий лидерства в отличие от подходов А. Яго (двумерной таблице теорий лидерства), «картирования» теорий лидерства, проблемных полей лидерства в менеджментете [6] заключается в исследовании теорий лидерства:
1) в контексте эволюций «длинных волн», что означает доминирование в четвертой и пятой «длинных волнах» нематериальных активов в составе иррационального над материальными активами в составе рационального;
2) в контексте организационного поведения последователей (сотрудников), готовых следовать за руководителем, обладающим явным и неявным знанием, институционализированным в (этической) ментальной модели в данной организации над индивидуальным поведением сотрудника, рассматриваемого в третьей «длинной волне» через формальную роль - должность, управление которой осуществлялось через административные механизмы;
3) при необходимости развития управленческих компетенций для управления явными и неявными знаниями (собственными и последователей) в реальном и виртуальном пространствах в условиях гибридизации среды.
Основное содержание концепции
«обслуживающего лидерства». В период 1990-2015 гг. в западной экономической литературе отмечался научный интерес к этическим вопросам управления [7-15]. Ведущей концепцией в связи с этим выступает концепция «обслуживаюшего лидерства» (servant leadership, или dienende Führung) [9-11]. Речь идет о понимании управления как благополучия
10 Гибридизация среды - процесс, при котором происходит постепенное размывание границ между физической и цифровой реальностью. См.: Аналитический доклад
«Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте национальной технологической инициативы на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «человеко-компьютерные» интерфейсы (в части нейроэлектроники)». URL: https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf
и развития управляемых благодаря реализации подлинных собственных интересов руководителя. Понятие servant leadership было введено Р. Гринлифом (1904-1990); согласно его же теории, центральным элементом относительно
неспецифичного (для того времени) управленческого качества и поведения «обслуживающего» руководителя представляется базовая мотивация к управлению не по причине стремления к власти и оказания влияния на подчиненных, а стремления поставить себя в услужение другим [9, 10]. Руководитель позиционирует себя как primus inter pares (первый среди равных), что подразумевает достижение законных интересов и потребностей сотрудников через реализацию собственных целей. Совокупность иррациональных характеристик лидера - эмпатии как таланта чувствования, восприятия точки зрения другого, желания подходить к разногласиям с позиции обоюдной выгоды - подразумевает, что лидер не расценивает разрешение конфликта в организации как выявление победителей и проигравших. В конечном счете цель «обслуживающего лидерства» по Гринлифу состоит в максимальном развитии подчиненных в их личных и профессиональных компетенциях.
Концепция «обслуживающего лидерства» с научной точки зрения. Концепция «обслуживающего лидерства» проанализирована авторами в следующих областях: философия концепции ^ экономические аспекты концепции ^ эффективность концепции в организации.
Философия концепции, представленная в работах [9-11], неразрывно связана с детализацией концепции, осуществляемой и в настоящее время в рамках экспериментов по формированию инструментов измерения «обслуживающего лидерства». Совпадение в различных исследованиях по размерности концепции объясняется тем, что характерной чертой «обслуживающего лидерства» является в первую очередь «деглорификация», то есть дистанцирование от самопрославления. Центральным компонентом является альтруизм, означающий, что «обслуживающий» руководитель придает приоритет благополучию и законным интересам сотрудников. Основой концепции «обслуживающего лидерства» является явная поддержка других (сотрудников) со стороны руководителя. Однако это не подразумевает обратного (реверсивного) влияния или вообще обесценивания роли руководителя.
«Обслуживающее» управление все более понимается с точки зрения базового понимания
управления по И. Канту, исходным пунктом которого является полная ответственность использования власти, связанная со стремлением содействовать развитию сотрудников в их ответственности и автономии.
Современный подход, интегрирующий
существующие недостатки в определении «сервисного управления», изложен в работе [9]. В ней в рамочной модели идентифицированы шесть ключевых признаков «обслуживающего лидерства»: развитие прав и возможностей сотрудников; скромность/смирение;
аутентичность; межличностное восприятие; формирование направления (развития); управление как осознание ответственности (руководство как служение).
В исследованиях, посвященных
«обслуживающему лидерству», выделяют 44 характеристики руководителя. Основная проблема заключается в выборе функциональных и дополнительных характеристик
«обслуживающего лидера». В концептуальной модели «обслуживающего лидера» выделено шесть ключевых характеристик руководителя, сформированных в измеряемые параметры модели11. Методология «обслуживающего лидерства» в зарубежной литературе опирается на следующие заслуживающие доверия источники данных: обзор литературных источников; метод Дельфи применительно к экспертам, эксплораторный и конфирматорный факторный анализы, личностный контакт, интервью с экспертами [9].
На основе анализа концепции «обслуживающего лидерства» нами выдвинуты гипотезы, отражающие сущность рассмотренных исследований применительно к теме настоящей работы.
Результаты исследования
Исходная ситуация для исследования: разработки авторов. Были проведены следующие разработки в направлении анализа теорий (концепций) лидерства и модели управления знанием в составе национальных моделей управления. Отметим, что понятие «обслуживающее лидерство» или «лидерство как
11 В работах зарубежных исследователей в период 1999-2008 гг. отмечаются вариации трактовок шести ключевых характеристик «обслуживающего лидера» в качестве таких измеряемых параметров, как: 1) расширение возможностей и прав сотрудников; 2) скромность; 3) аутентичность; 4) межличностное восприятие; 5) обеспечение направления развития; 6) руководство как служение [9-11].
служение» введено в российскую экономическую, юридическую литературу в областях: а) теории лидерства - в работах А.Л. Замулина12; б) соотношения рационального и иррационального, явного и неявного знания -в работах О.А. Панкратовой [1]; в) ментальных моделей как технологий управления знанием -в работах Н.Г. Пудовкиной [18], Е.Ю. Гороховой [21], г) построения «сервисного» государства -в работах Я.В. Коженко13, В.Н. Зайковского14, А.Г. Кравченко, А.Ю. Мамычева15, А.Ф. Васильевой [22], Е.А. Карловской [23]. Характеристикой работ группы а) - г) российских исследователей в области экономико-управленческих аспектов применительно к теме настоящей работы выступают следующие положения.
1. Наличие тренда в необходимости формирования типа лидерства (руководителя) в условиях экономики знания для высокотехнологичных предприятий, предприятий с высокой социальной ответственностью, социально-ориентированных предприятий (государственных, муниципальных учреждений), когда управленческой задачей выступает необходимость повышения производительности труда, вовлечения персонала в наукоемкий, социально ориентированный труд на основе модели управления на этических принципах, институционально закрепленных и действующих в виртуальном (для сетевых компаний) и реальном пространствах16.
2. Наличие автономных исследований в упомянутых областях менеджмента, а также
12 Замулин А.Л. Лидерство в эпоху знаний.
URL: http://vestnikmanagement. spbu.ru/archive/pdf/562.pdf
13 Коженко Я.В. Особенности модернизации государственного управления в России: на примере концепций «сильного» и «сервисного» государства. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29796
14 Зайковский В.Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современная технология государственного управления? // Национальные интересы: приоритеты
и безопасность. 2015. № 24. С. 18-28.
15 Кравченко А.Г., Мамычев А.Ю. Электронное государство: интерактивные формы организации публичной власти
и этнокультурной политики.
URL: http://rfh.ru/downloads/Books/144393016.pdf
16 Данный тренд характерен для зарубежной теории
и практики управления. Труды российских экономистов с 2009 по 2013 г. свидетельствуют о наличии указанного тренда за рубежом при недостаточной практике на российских предприятиях. См.: Аналитический доклад «Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте национальной технологической инициативы на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «человеко-компьютерные» интерфейсы (в части нейроэлектроники)». URL: https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf
психологии менеджмента, философии, социологии как анализе концепции «обслуживающего лидерства», управлении знанием в организации при недостатке их синтеза в новом направлении исследования, а именно - концепции лидерства для управления неявным знанием в организации.
3. Недостаток обоснования исследования концепции «обслуживающего лидерства» как одной из современных ментальных моделей по повышению производительности труда сотрудников в организациях различных форм собственности: государственно-муниципальных, коммерческих, некоммерческих, действующих в различных видах экономической деятельности (высокотехнологичных, социальной сфере и др.).
4. Характеристикой работ группы г) в области юридических аспектов является недостаточное рассмотрение теоретических основ концепции «обслуживающего лидерства» с упрощением ее понимания в необходимости развития «доминирующего показателя эффективности (сервисной идеи государственной системы) -«удовлетворения потребителей» - при отсутствии постановки задачи формирования управленческих навыков и компетенций руководителей предприятий государственного и муниципального управления в разрезе когнитивных, некогнитивных, технических, что в совокупности формирует измеримые характеристики «обслуживаюшего» руководителя17.
Развивая необходимость построения
национальной модели менеджмента18, полагаем, что искомая модель содержит:
— в условиях экономики знаний - базовую идею модели управления знанием в организации как системе;
— в условиях доминирования на рынке знания в мировом, российском пространствах неявного знания над явным - базовую идею модели управления знанием в организации с выделением объектной базы и методического инструментария системы управления знанием в организации.
Мы исходим из следующих положений:
• сущность (национальных) моделей управления знанием стран-лидеров технологических укладов заключается в развитии методического
17 Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015. С. 19-20.
18 Труфанова В.В. Особенности лидерства в российской модели менеджмента.
URL: http://ekonomika. snauka.ru/2014/02/3773 190 http://fin-izdat.r
инструментария по извлечению явного и неявного знания в организации как системы на макро,- мезо,- микроукровнях;
• индикатором эффективности модели управления знанием выступает показатель «производительность труда» в составе совокупной факторной производительности, определяемой как условия, влияющие
19
на развитие производства и роста экономики .
Гипотезы исследования. В результате проведенного анализа теоретических трудов, аналитических материалов, авторских разработок в части формирования модели управления знанием (табл. 5) авторами выдвинуты пять гипотез в следующих областях концепции «обслуживающего лидерства»: теоретические положения концепции - гипотеза 1; институциональные положения концепции -гипотезы 2, 5; экономические положения концепции - гипотезы 3, 4 (табл. 6).
Гипотеза 1. В работе [8] была отмечена связь концепции «обслуживающего лидерства» с идеей служения в семи ключевых библейских понятиях, обозначающих готовность отдать себя в услужение (пожертвовать), терпеть лишения и страдания от имени других людей. Концепция
«обслуживающего лидерства» тесно связана с религиозной теологией, в частности, иудейско-христианским богословием. В то же время концепция «обслуживающего лидерства» опирается на многие другие религиозные, нерелигиозные положения. Так, например, утверждается, что понятием «служение» оперируют все основные религии и доктрины нерелигиозной философии (например, философия морали, сиддха-йога, даосизм). В некоторых работах основные положения концепции «обслуживающего лидерства» отсылают к философии Канта, где ответственное использование власти связано с желанием содействовать сотрудникам в развитии их зрелого чувства ответственности и автономии [10, 11].
Иррациональная компонента в концепции «обслуживающего лидерства» как составной части управления знанием в организации подчеркивается в следующих положениях:
• в основе характеристики «обслуживающего лидера» находится иррациональное существование двух мотивов: служения другим и управления другими, то есть объединения
19 Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015. С. 31-32.
в единую концепцию противоположных понятий «слуга» и «лидер» [10, 11];
• применение концепции «обслуживающего лидерства» для социальных институтов, где значение материальной мотивации
руководителю, сотрудников уступает масштабам выполняемых работ.
Гипотеза 2. Сущность социотехнического, пользовательского трендов в составе организационных, развертываемых в странах -лидерах технологических укладов, заключается в теоретическом плане в следующем:
— стандартизация сектора корпоративной социальной ответственности (КСО) для транснациональных корпораций, использующих инструментарий КСО как репутационную валюту в информационной экономике20;
— лидерство, приобретая цифровую основу, информацию о человеке, за которым стоят последователи, формирует основу сетевого гейм-общения «руководитель - последователи» с институционализацией правил организационного поведения в виде норм, правил, соответствующих конкретной концепции лидерства в составе модели управления в организации;
— создание новых форм кооперации, обеспечиваемые скоростью, глубиной, ясностью, культурой коммуникации в реальном, виртуальном пространствах в пользу геймификации кооперации на основе личностного развития, с отказом от конкурентных стратегий с уничтожением гейм-непринимающего противника21;
— лидерство, рассматриваемое как управленческая компетенция, из которой можно изъять прибыль, капитализируя потенциальные возможности в реальное ресурсное обеспечение, основывается на спросе на целостность, личностное развитие руководителей-последователей, терапию, развитие осознания у последователей [4];
— лидерская управленческая компетенция, позиционируемая как навыки и опыт, предусматривает оперирование инструментами -
20 Аналитический доклад «Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте национальной технологической инициативы на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности
и перспективные «человеко-компьютерные» интерфейсы
(в части нейроэлектроники)».
URL: https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf
21 Там же.
когнитивными технологиями - по управлению и извлечению явного и неявного знания
в организации, «...переводя сигналы из области
22
неосознаваемого в осознаваемое»
Применительно к концепции «обслуживаюшего лидерства» вопрос взаимодействия «руководитель -последователи» решается со смещением внимания с качеств лидера на его поведение, институционализация которого опирается на соответствующие положения философии, корпоративной культуры, моральных ценностей руководителя-«слуги» (см. гипотезу 1).
Цифровая основа «обслуживающего лидера» состоит в том, что:
— взаимодействие «руководитель - последователи» опирается на высоконравственные положения, формирующие импульс от руководителя-«слуги» для движения в организации, организационной принадлежности, представленные в явной и неявной формах знания в организации [4];
— сетевое «гейм-общение» в «обслуживающем лидерстве» находится в постоянном развитии благодаря информационно стабильной основе руководителя как носителе неявного и явного знания, руководящего первостепенной задачей развития сотрудниками для достижения целей организации.
Социальная ответственность «обслуживающего лидера» отличается тем, что:
— ответственность перед последователями институционализирована в ключевых характеристиках «обслуживающего» руководителя в виде экономических показателей (развитие сотрудников, видение их ценности);
— ответственность перед обществом обеспечивается обстоятельствами, лежащими в основе формирования концепции «обслуживающего лидерства», применения в компаниях государственной службы (в первую очередь американских) социально-ориентированных предприятий муниципальной службы.
Гипотеза 3. Методология концепции
«обслуживающего лидерства» основывается на исследованиях Г. Хофштеда (2001 г.) [12] и международной исследовательской программы GLOBE (Global Leadership and Organizational Behavior Effectiveness, 2002 г.) [15].
22 Там же.
lal/national/ 191
Исследование Г. Хофштеда базовых социально-культурных ценностей в организации (обществе) было проведено по следующим основным параметрам: индивидуализм/коллективизм;
дистанция власти; избежание неопределенности (риска).
Вопрос влияния концепции «обслуживающего лидерства» на организационное поведение исследовался в рамках международной исследовательской программы GLOBE, сфокусированной на вопросах культуры и лидерства в 61 нациях, и в отдельных трудах зарубежных ученых23 [13-15]. Национальные культуры в GLOBE протестированы по 9 параметрам: избегание неопределенности, дистанция власти, институциональный
коллективизм, коллективизм в группе, гендерный эгалитаризм24, напористость (настойчивость), ориентация на будущее, ориентированность на результат, ориентированность на гуманность.
В частности, в работе [15] на основе результатов проекта GLOBE было выделено 60 стран, сгруппированных в 10 социальных кластеров: Восточная Европа, Средняя Европа, конфуцианские страны, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Скандинавские страны, Англо-страны, германские страны, страны Латинской Европы, африканские страны.
Согласно результатам GLOBE Россия находится
" 25
в кластере восточно-европейских стран , при этом выявлены следующие взаимосвязи с тремя группами кластеров (табл. 7):
1) родственность 1-го порядка (максимальную) приведенным 9 параметрам с кластерами стран средней Европы (Турция, Кувейт, Египет, Марокко, Катар) и кластером африканских стран (Зимбабве, Намибия, Замбия, Нигерия, Южная Африка);
2) родственность 2-го порядка с кластером «конфуцианских» стран (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Китай, Южная Корея, Япония), кластером средиземноморской Европы (Италия, Испания, Португалия, Франция); со Швейцарией (франкоговорящей) и Израилем;
23 Необходимо отметить, что проект GLOBE исследует лидерство как глобальное явление. Концепция «обслуживающего лидерства» в данном проекте не исследуется, однако, по нашему мнению, результаты GLOBE применимы для анализа конкретных концепций лидерства.
24 Под гендерным эгалитаризмом понимается равенство полов.
25 В кластер восточно-европейских стран согласно результатам GLOBE входят Греция, Венгрия, Албания, Словения, Польша, Грузия, Казахстан.
3) максимальная несхожесть кластера восточноевропейских стран в GLOBE (или родственность 4-го, 5-го порядков) со Скандинавскими странами26, англоязычными странами27, странами Латинской Америки28.
В работе [14], в которой разрабатывается научное, методическое обеспечение развития концепции «обслуживающего лидерства», представлены результаты применительно к соответствующей стране, региону. Научно-практический интерес представляют сущностные характеристики «обслуживающего лидера» (лежащие в основе гипотезы 4).
Гипотеза 4. Отношение к показателю «производительность труда» является базовым в вопросе эволюции теорий лидерства (в составе управления организацией), отражая переход от исходного, простейшего положения управления явным знанием в реальном пространстве организации к управлению неявным знанием в виртуальном пространстве, являющегося, по нашему мнению, современным подходом в управлении на мезоуровне при формировании и запуске новых отраслей промышленности, включая эволюцию факторов, влияющих на
29
производительность труда .
Индикатор «производительность труда» не рассматривается в целом как параметр системы организационного поведения в трудах российских экономистов в области менеджмента организационного поведения, теории
организации30, в экономике труда31, отдельных программных документах регионального уровня.
26 В кластер Скандинавских стран согласно результатам GLOBE входят Дания, Финляндия, Швеция.
27 В кластер англоязычных стран согласно результатам GLOBE входят Канада, США, Австралия, Ирландия, Англия, Южная Африка, Новая Зеландия.
28 В кластер стран Латинской Америки согласно результатам GLOBE входят Эквадор, Сальвадор, Колумбия, Боливия, Бразилия, Гватемала, Аргентина, Коста-Рика, Венесуэла, Мексика.
29 Аналитический доклад «Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте национальной технологической инициативы на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «человеко-компьютерные» интерфейсы (в части нейроэлектроники)».
URL: https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf
30 Сергеев А.М. Организационное поведение: тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 288 с.; Тюкульмина О.И. Организационное поведение: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического унта, 2009. 160 с.
31 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 575 с.
В зарубежной экономической литературе индикатор «производительность труда» рассматривается как один из параметров системы организационного поведения, в составе совокупной факторной производительности, что подтверждает эволюцию теорий лидерства в области управления неявным знанием в виртуальном пространстве с 2005 г. по настоящее
32
время32.
Ответ на вопрос о повышении производительности труда сотрудников в результате нематериальных стимулов, получения сотрудниками удовольствия, радости от работы имеет свои традиции в психологии труда и организационной психологии; философии управления. Это концепции «обслуживающее лидерство» (США), «бережливое производство» (США-Япония); подходы, связанные с гуманизацией рабочего места (Германия) и - как следствие - повышением производительности труда [11].
Результаты административной реформы США в 1970-1980-х гг. на основе использования концепции «обслуживающего лидерства» как философии управления [11] отражены в теории и практике электронного правительства в формировании «сервисной концепции
государства», на практике - в повышении эффективности предоставления государственных услуг; включении показателей открытости, отзывчивости госслужбы в характеристики концепции «хорошего государственного управления» (good governance); повышении информированности граждан как получателей, заказчиков о сущности новых возможных взаимодействий с государственной машиной управления33. Эмпирические исследования сущности «обслуживающего лидерства» (как выглядит «обслуживающий» руководитель, как проявляется поведение руководителя) в США на основе анкетирования были проведены в 2004 г., в Европе - в 2006 г.34 (табл. 8).
32 Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015. С. 24-32.
33 Необходимо дифференцировать понятия «сервисное государство» как клиентоориентированное, правовое государство на основе демократических основ; третий вариант - сервисное, правовое государство.
34 В случае опыта Германии речь идет о правительственной программе «Гуманизация рабочей жизни» федерального правительства, охватывающей различные мероприятия
в период с 1974 по 1989 г. для улучшения условий работы на предприятиях. Она была продолжена в рамках государственных программ по развитию и исследованиям «Работа и техника» (1989-1996 гг.), «Инновативная организация труда - будущее труда» (с 2001 г.). Немецкие профсоюзы с 2006 г. преследуют данные цели под девизом
Гипотеза 5. Отношение к управленческим компетенциям в процессе эволюции теорий лидерства свидетельствует о развитии управленческих компетенций как (собственного) явного и неявного знания руководителя, отражающие его лидерские качества, способствующие развитию явного и неявного знания у сотрудников. Применительно к концепции «обслуживающего лидерства» под лидерскими качествами понимается
психоэмоциональная характеристика руководителя на основе шести ключевых свойств, рассматриваемую нами в составе некогнитивных, социальных навыков и компетентностей руководителя35. На основе лидерских качеств «обслуживающего лидера» возможно
формирование бизнес-этики, определяющей, с одной стороны, нормы и отношение к подчиненным, последователям, внешнему окружению организации, с другой стороны -лежащие в основе достижения рациональных целей организации [4].
Обоснованием выдвижения гипотез как критики предшествующих исследований выступают следующие положения.
1. В области теорий, концепций лидерства -недостаток использования иррациональной компоненты в модели управления знанием в организации в период становления экономики знаний [2, 4-6, 15, 18-20].
2. В области концепции «обслуживающего лидерства» - недостаток институционализации концепции в следующих аспектах: руководитель -сотрудники; руководитель как носитель неявного знания, кодировка знания; организация и социальная ответственность к внутреннему и внешнему персоналу; недостаток анализа влияния теории (концепции) лидерства на организационную эффективность на основе национальных (в том числе российских) ценностей управления организацией [7-15].
3. В области системы управления знанием -недостаток изученности влияния теорий (концепции) лидерства на производительность труда в составе совокупной производительности
«Хороший труд» (Gute Arbeit) на основе обширных общественных дебатов о справедливой и инновативной организации труда. Известна также «Инициатива нового качества труда», действующая с 2002 г. в качестве независимой платформы для (сетевых) партнеров из области политики, экономики, науки и общества, в целях обеспечения - на основе гуманных условий труда - устойчивости потенциала занятых [10, 11].
35 Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015. С. 19-21.
труда в результате эволюции теорий лидерства. Недостаток развития понятия «лидерские качества руководителя» на основе явных и неявных знаний последнего для развития явных и неявных знаний у сотрудников [2, 16-20]. Верификация гипотез осуществлена на основе результатов трудов зарубежных, российских исследователей.
Результаты исследования. В результате исследования получены следующие данные.
1. Дополнено понятие управленческих функций руководителя в экономике знаний функцией высшего порядка - мировоззренческой (в отличие от существующих функций управления базового уровня) с использованием инструментов по извлечению явного и неявного знания для управления организацией в реальном и виртуальном пространствах в виде концепции лидерства в данной организации.
2. Осуществлена классификация теорий лидерства с 1967 г. по настоящее время с выделением ценностного подхода, предполагающего наличие лидерских компетенций как марочного (интеллектуального капитала) на основе явного и неявного знания; этического обращения с носителем неявного знания (в составе иррационального) как основы организационного поведения.
3. Проведен анализ концепции «обслуживающего лидерства» в области философии концепции, экономических аспектов концепции, эффективности концепции в организации (см. табл. 5). Выявлено отсутствие работ в области экономических характеристик последователей, недостаток работ в области производительности труда.
4. Разработаны следующие требования к концепции лидерства для модели управления знанием в организации в ее теоретических, институциональных, экономических положениях.
1) концепция лидерства должна обладать философией, достаточной для:
- развития высокотехнологичными предприятиями инструментария по извлечению неявных знаний;
- формирования коммерческими предприятиями научного обоснования для развития корпоративной социальной ответственности;
- обеспечения социально ориентированными предприятиями в условиях незначительной материальной мотивации сотрудников создания психологического климата по снижению уровня стресса;
2) концепция лидерства должна обладать эффективностью организационного поведения, позволяющей использовать ее для:
- предприятий различных организационно-правовых форм - коммерческих, некоммерческих (государственных, муниципальных);
- различных видов экономической деятельности (высокотехнологичных, здравоохранения, социальной службы, образования)36;
3) концепция лидерства должна обеспечивать развитие доверия, справедливости в организации как одного из положений институциональной экономики; условий для извлечения неявного знания; иррациональной компоненты в целеполагании лидера бизнеса [1, 16].
Выводы
В заключение можно сделать следующие выводы. Использование концепции «обслуживающего лидерства» в целях влияния на эффективность организационного поведения российских предприятий на мезоуровне не представляется возможным ввиду существенных различий в национальных особенностях управления организацией в России и США.
Концепции управления (включая концепции лидерства, организационного поведения) кластеров 1-го, 2-го порядков, родственных России, представляют научно-практический интерес для российских организаций. Тем самым результаты анализа концепции «обслуживающего лидерства» формируют основы научного обоснования внедрения «бережливого
производства» или так называемой сингапурской модели в российских регионах, обладающих пар ам е тр ами, с о о тв е тс твую щим и
" 37
среднероссийским показателям3'.
36 За исключением предприятий военно-промышленного комплекса.
37 Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник. М.: ИНФРА-М., 2014. 235 с.
Таблица 1
Методика исследования Table 1
Research methodology
Структура исследования Вопросы исследования
I. Теоретические положения концепции «обслуживающего лидерства» 1. Разработка понятийного аппарата
2. Дифференциация концепции «обслуживающего лидерства» от теорий лидерства за период 1967-2015 гг.
3. Анализ концепции «обслуживающего лидерства»: содержание, параметры
II. Результаты 4. Обоснование и использование авторских разработок в области управления знанием для синтеза с концепцией лидерства
5. Выдвижение и обоснование пяти гипотез исследования
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Таблица 2
Эволюция теорий лидерства за период 1967-2015 гг. Table 2
The evolution of leadership theories within 1967 through 2015
Теория, концепция Начало развития (год первой/ключевой публикации) Подход Исследователи
1. Классические теории лидерства
Концепция черт 1967 Персоналистический Ф. Голтон, К. Берд
Вероятностная модель эффективного лидерства 1964 Ситуационный Ф. Фидлер
Теория Х и теория У 1964 Поведенческий Д. Мак-Грегор
Мотивационная концепция 1954 Поведенческий А. Маслоу
Концепция «конструктивного альтернативизма» 1955 Социально-когнитивный Дж. Келли
2. Новейшие теории лидерства: концепции лидерства экономики знаний
Теория эмоционального интеллекта 1990 Поведенческий, ценностный Д. Голман
Теория опосредованного лидерства 1998 Поведенческий Р. Фишер, А. Шарп
Концепция «первичного лидерства» 2000 Поведенческий Д. Голман, Д. Бояцис
Теория «внутреннего стимулирования» лидерства 2000 Поведенческий К. Кэшман
Лидерство как управление * парадоксами 2002 Поведенческий, ценностный (нормативный) Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер
3. Концепции лидерства экономики знаний, основанные на этических принципах**
Теория «распределенного» лидерства (shared leadership) 1998 Ценностный Д. Брэдфорд, А. Коэн
Теория связующего лидерства (connective leadership) 1997 Ценностный Дж. Липман-Блюмен
Теория трансформационного лидерства 1994 Ценностный Б. Басс, Б. Аволио
Теория этического лидерства 1991,2005 Ценностный Браун, Тревильо, Гаррисон, Грахам
Теория аутентичного лидерства 2005 Ценностный Б. Аволио, В. Гарднер
Концепция «обслуживающего *** лидерства» 1970,2002 Ценностный Р. Гринлиф, Ф. Лутханз, Ван Дирендонк
* Лидерство как управление парадоксами рассматривается как дополнение к нормативной теории Врумена-Йеттона [6].
** Объект настоящего исследования.
***
Предмет настоящего исследования. Источник: составлено авторами на основании данных [4-6, 9-11, 20] Source: Authoring, based on [4-6, 9-11, 20]
Таблица 3
Теории национальных стилей лидерства: дифференциация Table 3
The theory of national styles of leadership: differentiation
Теория Автор/год Общие черты Различия
Основные критерии Сущность
Теория трансформационного лидерства Б. Басс, Б. Аволио (1994) Дополняют друг друга, носят комплементарный характер Цель управления Цель управления: трансформационная теория управления сфокусирована на достижении сформированных перед организацией целей, в центре «обслуживающего лидерства» -развитие сотрудников*
Теория этического лидерства Браун, Тревильо, Гаррисон (2005), Грахам (1991) Базирование на этическом регулировании поведения руководителя, сотрудников Задачи концепций в области этического регулирования Задачи концепции «обслуживающего лидерства»: - автономное моральное развитие сотрудников, усиление морально-нравственного поведения сотрудников как специализированная задача руководителя; - создание рамочных условий для масштабного развития сотрудников. Моральный пример руководителя-«обслуживающего лидера» является одним из элементов концепции. Задачи теории этического лидерства: регулирование поведения руководителя, сотрудников на основе нормативов поведения и коммуникаций
Теория аутентичного лидерства Б. Аволио, В. Гарднер (2005) Знание собственных сильных и слабых сторон аутентичного лидерства; принятие решений на основе высоких моральных (международных) стандартов; открытое и справедливое общение с сотрудниками Интересы сотрудников в реализации руководителем В теории «аутентичного лидерства» руководитель не выносит в качестве первостепенной задачи требования, интересы сотрудников
* Результаты исследований показывают, что сотрудники компаний связывают трансформационное руководство с выполнением предписаний и указаний и менее всего - с их личным развитием [10].
Источник: составлено авторами на основании данных [9, 10] Source: Authoring, based on [9, 10]
Таблица 4
Группировка концепции лидерства с 1967 г. по настоящее время: вид знания/пространство, теории лидерства (дополнение к рис. 1)
Table 4
Grouping of the leadership concept from 1967 and onwards: type of knowledge/area, leadership theories (Supplement to Figure 1)
Группа Доминанта вида знания как объекта управления Пространство для управления Теория лидерства
Период Подход в управлении
А, Б Явное Реальное 1967-1990 гг. Персоналистический, ситуационный, поведенческий, социально-когнитивный
В, Г Неявное Реальное, виртуальное С 1990 г. по настоящее время Ценностный
Источник: составлено авторами Source: Authoring
196
Таблица 5
Результаты анализа концепции «обслуживающего» лидерства Table 5
Results of the servant leadership theory analysis
Область анализа Характеристика Результат
Философия концепции Концепция как теоретическая конструкция +
Корпоративная культура +
Экономические, социально-психологические аспекты концепции Модель +
Экономические (индивидуальные) характеристики обслуживающего лидера +
Мотивация лидера (к служению и управлению) +
Экономические характеристики последователей -
Эффективность концепции Производительность труда +/-
Лояльность организации +
Текучесть кадров -
Примечание. «+» - значительное число исследовательских работ, «+/- » - недостаток исследовательских работ; «-» -исследовательские работы не выявлены. Источник: составлено авторами
Note. "+" is a significant number of research works; "+/-" is a lack of research works; "-" means no research papers identified. Source: Authoring
Таблица 6
Пять гипотез исследования: теоретические, институциональные, экономические положения концепции «обслуживающего лидерства»
Table 6
Five hypotheses of the research: theoretical, institutional, economic perspectives of the concept
Гипотеза Область исследования Уровень Аспекты гипотезы как критика предшествующих исследований
1. Концепция «обслуживающего лидерства» как философия управления опирается на религиозные (родственные базовой религии территории функционирования предприятия); философские/нерелигиозные (нравственные, этические) учения, что позволяет формировать на ее основе иррациональную компоненту в модели управления знанием в организации Теоретические положения концепции Макро-, мезо-, микроуровень Использование иррациональной компоненты в модели управления знанием в организации как составляющая этикоориентированной концепции лидерства
2. Концепция «обслуживающего лидерства» в условии социотехнического, пользовательского трендов в составе организационных представляет собой этикоориентированную модель управления знанием в организации, выявляющую уникальность по следующим положениям теорий лидерства: - взаимодействие «руководитель -последователи»; - цифровая основа лидерства; - социальная ориентация организации Институциональные положения концепции Макро-, мезо-, микроуровень Институционализация концепции в следующих положениях: - руководитель-сотрудники; - руководитель как носитель неявного знания, кодировка знания; - организация и социальная ответственность к внутреннему и внешнему персоналу
3. Концепция «обслуживающего лидерства» как модель управления в организации, оказывая влияние на эффективность организационного поведения в зависимости от традиций культуры и лидерства на мезоуровне, малопригодна для российских организаций в силу максимальной несхожести национальных особенностей в управлении организациями на мезоуровне Экономические положения концепции: организационная эффективность Мезоуровень Влияние теории (концепции) лидерства на организационную эффективность на основе национальных ценностей управления организацией
4. Повышение производительности труда, рассматриваемое в экономике знаний в составе совокупной производительности труда, достигается в результате внедрения концепции «обслуживающего лидерства» на Экономические положения концепции: производительность труда Макро-, мезо-, микроуровень Влияние теории (концепции) лидерства на производительность труда в составе совокупной производительности труда в результате эволюции теорий
макро-, мезо-, микроуровнях в условиях, лидерства
когда доминируют элементы управления неявным знанием (в составе иррационального) над явным (в составе рационального), виртуального над реальным
пространством_
5. Сущностные характеристики руководителя в концепции «обслуживающего лидерства», представленные в виде шести ключевых характеристик (расширение возможностей и прав сотрудников, скромность, аутентичность, межличностное восприятие, обеспечение направления развития, руководство как служение), в совокупности формируют методический инструментарий модели управления знанием по извлечению неявного знания в организации, что отражается в формировании экономических категорий экономики знаний из области иррационального (доверие, справедливость), используемых для достижения рациональных целей организации_
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
Таблица 7
Сравнительные характеристики национальных особенностей России и США по состоянию на 2005 г., % опрошенных
Table 7
Comparative characteristics of the national specifics of Russia and the USA as of 2005, % of respondents
Основные характеристики Россия (по результатам обследования Д. Боллинджера) США (по результатам обследования Г. Хофштеда)
Уровень индивидуализма 26 90
Дистанция власти 76 40
Избежание риска 92 45
Источник: составлено авторами
Source: Authoring Таблица 8
Применение концепции «обслуживающего лидерства» на макро-, мезо-, микроуровнях (опыт США) Table 8
Application of the servant leadership concept at the macro-, meso- and microlevels: evidence from the USA
Уровень Практическое применение
Макроуровень Сервисное государство
Мезоуровень Государственное и муниципальное управление. Высокотехнологичные виды экономической деятельности. Сектор корпоративной социальной ответственности
Микроуровень Учреждения государственной и муниципальной служб. Социальные предприятия, не извлекающие прибыль. Коммерческие предприятия, имеющие высокую социальную ответственность перед обществом. Предприятия, функционирующие в высокотехнологичных видах экономической деятельности
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Институциональные Мезо,-
положения микроуровень
концепции:
экономические
показатели из
области
иррационального для достижения рациональных целей организации
Развитие понятия «лидерских качеств» руководителя на основе его явных и неявных знаний для развития явных и неявных знаний у сотрудников. Необходимость наличия этикоориентированных лидерских качеств для актуализации бизнес-этики на мезоуровне
Рисунок 1
Матрица лидерства в экономике знания как совокупность управления явным и неявным знанием в реальном и виртуальном пространствах
Figure 1
Economy-of-knowledge leadership matrix as a combination of illicit and explicit knowledge management in the real and virtual environment
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 2
Система управления явным и неявным знанием в организации: объектная, методические базы (микроуровень исследования)
Figure 2
The system for organizational illicit and explicit knowledge management: objective, methodological frameworks (micro-level of the research)
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
Список литературы
1. Панкратова О.А. Соотношение рационального и нерационального в процедуре понимания научного познания. В кн.: История философии и теория познания: грани взаимодействия. Вып. 5. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2011. С. 156-160.
2. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
3. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление предприятиями высокотехнологичного бизнеса с учетом тенденций рынков явного и неявного знания // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С.156-171.
4. Сундуков A.B. Лидерство как управленческая технология развития организаций в информационной экономике // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 11. С 185-189.
5. Филонович С.Р. Поиски российской модели менеджмента: взгляды инсайдеров // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С. 3-16.
6. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 3-24.
7. Burton-Jones A. Knowledge Capitalism: Business Work and Learning in the New Economy. Oxford: Oxford University Press, 1999. 264 p.
8. Santora J.C., Sendjaya S., Sarros J.C. Defining and Measuring Servant Leadership Behavior in Organizations // Journal of Management Studies. 2008. Vol. 45. Iss. 2. P. 402-420.
9. Dierendonck van D. Servant Leadership: A Review and Synthesis // Journal of Management. 2011. Vol. 37. No. 4. P. 1228.
10. Pircher V., Peus C. Servant Leadership. In: Trends der psychologischen Führungsforschung. Neue Konzepte, Methoden und Erfahrungen. Göttingen: Hogrefe Verlag, 2014. P. 66-77.
11. Pircher V., Peus A. Servant Leadership aus wissenschaftlicher Sicht: Erfahrungen mit dem Servant Leadership Servey. In: Servant Leadership. Prinzipien dienender Führung in Unternehmen. Göttingen: Erich Scnmidt Verlag, 2014. P. 93-113.
12. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories // Journal of International Business Studies. 1983. Vol. 14. Iss. 2. P. 75-89
13. Peterson S., Galvin S., Galvin B., Lange D. CEO Servant Leadership: Exploring Executive Characteristics and Firm Performance // Personnel Psychologies. 2012. Vol. 65. Iss. 3. P. 565-596.
14. House R., Javidan M., Hanges P., Dorfman P. Understanding Cultures and Implicit Leadership Theories Across the Globe: An Introduction to Project GLOBE // Journal of World Business. 2002. Vol. 37. Iss. 1. P. 3-10.
15. Caroll B., Patterson K. Servant Leadership: A Cross Cultural Study Between India and the United States // Servant Leadership: Theory & Practice. 2014. Vol. 1. Iss. 1. P. 16-45.
16. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное - философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. 1994 № 9. C. 53-65.
17. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Формирование концептуальных положений модели управления знаниями в организации: теоретико-методический подход (на основе эмпирического исследования) // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3. С. 71-82.
18. Пудовкина Н.Г. Ментальные модели как основа и препятствия для аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 349-352.
19. Филонович С.Р. Проблемы управления знаниями: происхождение и междисциплинарный характер // Экономические стратегии. 2010. Т. 12. № 5. С. 76-81.
20. Роббинз С. Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2006. 448 с.
21. Горохова Е.Ю. Социальная технология управления знанием в многонациональной организации. М.: Эдитус, 2013. 222 с.
22. Васильева А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России. М.: РАП, 2012. 332 с.
23. Карловская Е.А. Сервисизация в секторе государственного управления: постановка проблем // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2011. № 4. C. 87-92.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THE CONCEPT OF SERVANT LEADERSHIP FOR IMPLICIT KNOWLEDGE MANAGEMENT: ANALYSIS AND SYNTHESIS
Scholar Dispute
Gyuzel' I. GUMEROVAa, El'mira Sh. SHAIMIEVA
M
a Fund for Infrastructure and Educational Programs, RUSNANO, Moscow, Russian Federation Guzel. [email protected]
b Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected], [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 20 June 2016 Received in revised form 30 July 2016
Accepted 22 August 2016
JEL classification: M14, O35, O47, Z18
Keywords: leadership theories, knowledge economy, irrational knowledge, implicit knowledge, organizational behavior
Abstract
Importance The article analyzes the servant leadership as the concept of economy-of-knowledge leadership that relies upon principles of ethics. The analysis brinks on the edge of philosophy, areas of economics in terms of effectiveness of the corporate concept of organizational behavior, labor productivity. We synthesized the concept on the basis of the illicit knowledge management model by considering five hypotheses from theoretical, institutional, economic perspectives of the concept. Objectives The research pursues analyzing the servant leadership concept, synthesizing the concept for purposes of the illicit knowledge model and outlining recommendations on how to formulate the concept of leadership in the organizational knowledge management model under the Russian environment.
Methods The research involves general scientific methods of theoretical, empirical cognition. Results We supplemented the concept of managerial functions of the manager within the economy of knowledge with the higher function of mindset. The article classifies leadership theories that have emerged since 1967, and generates a value-based approach. We analyzed the servant leadership function in philosophy, economics, corporate performance, formulated requirements to the leadership model in terms of the organization knowledge management model from theoretical, institutional, economic perspectives.
Conclusions and Relevance The concept is concluded to be inapplicable in the Russian conditions to influence the effectiveness of organizational behavior since corporate governance practices and its specifics significantly differ in Russia and the USA. We tried to substantiate the implementation of management concepts, including leadership and organizational behavior, in the first- and second-class clusters that are typical of Russia. The findings are useful to articulate national theories of leadership, knowledge management model, practices of managerial competence advancement in the economy of knowledge, refining tools to extract illicit corporate knowledge during a hybrid combination of real and virtual space of management.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
We are grateful to Dr. Armin Pircher VERDORFER, Technical University of Munich (Technische Universität München), for providing materials on the review of the servant leadership concept during tour participation in the International Conference Leadership and Governance IN and OF Public and Private Organizations in the CEE Countries (Chemnitz, September 2015).
We also express our gratitude to Prof. Dr. Stefan HÜSIG, Technical University Chemnitz (Technische Universität Chemnitz), for providing us with information on the contest for participation in an international conference in Chemnitz.
References
1. Pankratova O.A. Sootnoshenie ratsional'nogo i neratsional'nogo v protsedure ponimaniya nauchnogo poznaniya. V kn.: Istoriya filosofii i teoriya poznaniya: grani vzaimodeistviya. Vyp. 5 [Trade-off of the rational and irrational aspects in understanding of the scientific cognition. In: The history of philosophy and theory of cognition: aspects of their interaction. Issue 5]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University Publ., 2011, pp. 156-160.
2. Nonaka I., Takeuchi H. Kompaniya - sozdatel' znaniya. Zarozhdenie i razvitie innovatsii v yaponskikh firmakh [The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2011, 384 p.
3. Gumerova G.I., Shaimieva E.Sh. [Managing hi-tech businesses in line with the markets of illicit and explicit knowledge]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 1, p. 156-171. (In Russ.)
4. Sundukov A.B. [Leadership as a managerial technique of corporate development in the information-driven economy]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tambov University. Series Humanities, 2014, no. 11, pp. 185-189. (In Russ.)
5. Filonovich S.R. [Searching for the Russian model of management: insiders' views]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal, 2004, no. 3, pp. 3-16. (In Russ.)
6. Filonovich S.R. [Leadership theories in management: history and prospects]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta = Russian Journal of Management, 2003, no. 2, pp. 3-24. (In Russ.)
7. Burton-Jones A. Knowledge Capitalism: Business Work and Learning in the New Economy. Oxford, Oxford University Press, 1999, 264 p.
8. Santora J.C., Sendjaya S., Sarros J.C. Defining and Measuring Servant Leadership Behavior in Organizations. Journal of Management Studies, 2008, vol. 45, iss. 2, pp. 402-420.
9. Van Dierendonck D. Servant Leadership: A Review and Synthesis. Journal of Management, 2011, vol. 37, no. 4, p. 1228.
10. Pircher V., Peus C. Servant Leadership. In: Trends der psychologischen Führungsforschung. Neue Konzepte, Methoden und Erfahrungen. Göttingen, Hogrefe Verlag, 2014, pp. 66-77.
11. Pircher V., Peus A. Servant Leadership aus wissenschaftlicher Sicht: Erfahrungen mit dem Servant Leadership Servey. In: Servant Leadership. Prinzipien dienender Führung in Unternehmen. Göttingen, Erich Scnmidt Verlag, 2014, pp. 93-113.
12. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories. Journal of International Business Studies, 1983, vol. 14, iss. 2, pp. 75-89.
13. Peterson S., Galvin S., Galvin B., Lange D. CEO Servant Leadership: Exploring Executive Characteristics and Firm Performance. Personnel Psychologies, 2012, vol. 65, iss. 3, pp. 565-596.
14. House R., Javidan M., Hanges P., Dorfman P. Understanding Cultures and Implicit Leadership Theories across the Globe: an Introduction to Project GLOBE. Journal of World Business, 2002, vol. 37, iss. 1, pp. 3-10.
15. Caroll B., Patterson K. Servant Leadership: A Cross Cultural Study Between India and the United States.
Servant Leadership: Theory & Practice, 2014, vol. 1, iss. 1, pp. 16-45.
16. Mudragei N.S. [Rational and irrational is a philosophical problem. Reading A. Schopenhauer]. Voprosy filosofii = Issues of Philosophy, 1994, no. 9, pp. 53-65. (In Russ.)
17. Gumerova G.I., Shaimieva E.Sh. [Formulating conceptual clauses of the organizational knowledge management model: a theoretical and methodological approach. Empirical evidence]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2013, no. 3, pp. 71-82. (In Russ.)
18. Pudovkina N.G. [Mental models as the basis of obstacles and analytical activities]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika, psikhologiya = Vector of Science of Togliatti State University. Series Pedagogy, Psychology, 2012, no. 1, pp. 349-352. (In Russ.)
19. Filonovich S.R. [Issues of knowledge management: the origin and cross-disciplinary nature].
Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2010, vol. 12, no. 5, pp. 76-81. (In Russ.)
20. Robbins S. Osnovy organizatsionnogo povedeniya [Essentials of Organizational Behavior]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 448 p.
21. Gorokhova E.Yu. Sotsial'naya tekhnologiya upravleniya znaniem v mnogonatsional'noi organizatsii [Social technology of knowledge management in multinational organizations]. Moscow, Editus Publ., 2013, 222 p.
22. Vasil'eva A.F. Servisnoe gosudarstvo: administrativno-pravovoe issledovanie okazaniya publichnykh uslug v Germanii i Rossii [The Servant State: administrative and legislative research into the delivery of public services in Germany and Russia]. Moscow, RAP Publ., 2012, 332 p.
23. Karlovskaya E.A. [Servicization in public administration: formulation of issues]. Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University, 2011, no. 4, pp. 87-92. (In Russ.)