УДК 372.881.1
Г. А. Бакулина
Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации
Статья представляет теоретическое обоснование авторской методики обучения младших школьников русскому языку средствами субъективизации (автор методики: д. п. н., профессор Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Бакулина). В статье дано определение субъективизации как педагогической категории, указаны виды, охарактеризованы принципы и основные средства ее использования. Рассмотрены условия, при соблюдении которых применение данной методики способствует существенному повышению качества обучения русскому языку в начальной школе. К ним относятся правильное и систематическое использование на всех структурных этапах урока русского языка (минутке чистописания, словарной работе, изучении и закреплении нового учебного материала и др.) нового типа лексико-орфографических упражнений, которые направлены на одновременное взаимосвязанное языковое, речевое и интеллектуальное развитие учащихся; изменение роли школьников в организации учебной деятельности, увеличение их активности и осознанности в планировании и проведении урока. В статье приводятся примеры практического использования данной методики. Обобщен опыт ее применения в начальной отечественной школе. Намечены пути дальнейшего развития методики.
Ключевые слова: русский язык, субъективизация, субъект, младшие школьники, лексико-орфографические упражнения, учебный процесс, интеллект, устная речь, словесно-логическое мышление.
G. A. Bakulina
Intellectual and Speech Development of Junior Schoolchildren at the Russian Language Classes
by Means of Subjectivisation
The article presents theoretical justification of the author's technique of training the Russian language to junior schoolchildren by means of subjectivisation. (the author of the technique: Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Vyatka State Humanitarian University G. A. Bakulin. ) In the article the definition of subjectivisation as a pedagogical category is given, types are specified, the principles and the main means of its use are characterized. Conditions are regarded if to keep to them the use of this technique promotes essential improvement of quality in training the Russian language at primary school. They are: the correct and systematic use in all structural stages of the Russian language lesson (a minute of calligraphy, dictionary work, studying and mastering a new learning material, etc.) of a new type of lexico-spelling exercises which are directed onto simultaneous, interconnected language, speech and intellectual development of pupils; change of a role of schoolchildren in the organization of the educational activity, increase in their activity and sensibleness in planning and carrying out of the lesson. In the article examples of practical use of this technique are given. Experience of its use in primary Russian school is generalized. Ways of further development of the technique are planned.
Keywords: Russian, subjectivisation, a subject, junior schoolchildren, lexico-spelling exercises, an educational process, mentality, oral speech, verbal-logical thinking.
Процесс обучения русскому языку в современной начальной школе отличается многообразием используемых педагогами систем, учебно-методических комплектов, технологий, учебных методов и приемов. Определенное место среди них занимает методика обучения средствами субъективизации.
Под субъективизацией понимается качественно новый уровень организации учебного процесса, предполагающий непосредственное участие школьника в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.
Субъективизация ориентирует школьника на параллельное выполнение двух ролей. С одной стороны, он выступает в привычной ему роли ученика. С другой стороны, школьнику передается часть функций учителя. Ученик предопределяет и формулирует тему урока, ставит его дидактическую цель. Он устанавливает содержание минутки чистописания, словарно-
орфографической работы. Не получая знаний в готовом виде, вместе с одноклассниками принимает активное участие в ознакомлении с новым языковым материалом. Ему принадлежит первое слово в обобщении изученного, составлении де-
© Бакулина Г. А., 2014
финиций, выведении новых орфографических, пунктуационных и др. правил. Наконец, школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым на уроке упражнениям, подводят итог урока. Как видим, субъективизация обеспечивает высокий уровень активности и осознанности учащихся на проводимом занятии. Их деятельность на уроке становится более комфортной, поскольку у школьников появляется ощущение собственной значимости в установлении содержания и организации учебного процесса. Иными словами, ученик становится полноправным субъектом учебного процесса.
Основу субъекта составляет его интеллект. Термин интеллект появился в глубокой древности. Еще Платон и Аристотель пытались выяснить сущность этой непростой категории. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы. Современная отечественная и зарубежная научная литература выделяет в нем различные грани и аспекты. В частности, известный психолог 30-х годов ХХ века Л. С. Выготский отмечал как очень важную сторону интеллекта способность индивида иметь дело с абстрактными символами [1]. Психолог середины ХХ столетия Б.М. Теплов вычленял такую его грань, как умение человека выделять и отражать в своем сознании закономерные связи и отношения предметов и явлений [2]. По мнению французского психолога Жоржа Годфруа, важной стороной интеллекта является возможность оказывать воздействие на окружающую среду, преобразовывать действительность [3]. В философском энциклопедическом словаре под интеллектом понимается способность индивида совладать со своим собственным миром путем достижения поставленных целей [4]. Каждое из рассмотренных мнений дает свое представление об интеллекте. Однако для педагогической практики ближе то определение, которое предлагает психологический словарь. Он характеризует интеллект как совокупность всех познавательных функций индивида от восприятия и ощущения до мышления и воображения, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности [5].
К числу составляющих интеллекта относится ряд важнейших категорий: все виды памяти, все свойства внимания, разные виды мышления и др.; целый ряд умственных умений: сравнивать, группировать, классифицировать, подводить под понятие, осуществлять анализ, синтез, обобщать, делать выводы, абстрагировать, устанавливать
последовательность событий, причинно-следственные связи и др. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, то есть сумма знаний человека из различных областей науки и искусства.
Таким образом, интеллект является сложнейшей категорией, состоящей из многих взаимосвязанных частей. Это, в свою очередь, означает, что эффективное развитие интеллекта возможно, если будет обеспечено одновременное воздействие на возможно большее число его качеств и компонентов. Именно такой подход, природосо-образный, или комплексный, обеспечивает субъективизация в развитии интеллекта на уроках русского языка.
Комплексное развитие интеллекта средствами субъективизации на уроках русского языка осуществляется за счет одновременного воздействия на целый ряд важнейших интеллектуальных качеств школьника, в первую очередь, на внимание (разные его свойства); память (разные ее виды); словесно-логическое мышление; устную речь. От степени развития именно этих интеллектуальных качеств, по мнению многих ученых-лингвистов, зависит грамотность человека [6].
Очень важно отметить, что речевое развитие школьника средствами субъективизации также имеет комплексный характер, поскольку выполнение специально разработанных в методике упражнений предполагает включение в работу всех видов речи. Для этого необходимо соблюдать следующее условие: на поставленные в упражнении вопросы и задания учащимися должны быть даны полные, развернутые, аргументированные ответы преимущественно в виде текста. Такого типа упражнения имеют место на разных этапах изучения русского языка. Пример упражнения для этапа формулирования учащимися темы урока На доске дана запись: Стена, крылья, дуб, река, столб, сосна. Учитель: Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух).
Учитель: Разделите данные слова на группы, ориентируясь на имеющуюся в них орфограмму. Сформулируйте тему урока по группе, к которой относится меньшее количество слов.
Ученик: Данные слова можно разделить на три группы. В первую группу можно отнести слова: стена, река, сосна. В них имеется проверяемый безударный гласный. Проверочные слова: стены, реки, сосны. Во вторую группу можно включить слова: дуб, столб. В них имеет-
Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации
ся парный согласный. Проверочные слова: дубы, столбы. В третьей группе одно слово: крылья. В нем имеется разделительный мягкий знак. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание разделительного мягкого знака». Пример упражнения для закрепления изученного по этой же теме.
Прочитай ряды слов и слова в справке. Сформулируй задание к упражнению.
1) ... , ненастье, варенье;
2) ... , пьют, вьют;
3) ... , соловьиный, воробьиный.
Справка: шьют, муравьиный, здоровье.
Примерный ответ ученика: В каждом ряду
надо добавить по одному слову из справки. В первый ряд надо добавить имя существительное с разделительным мягким знаком, который стоит перед буквой е. Во второй ряд надо добавить глагол с разделительным мягким знаком, который стоит перед буквой ю. В третий ряд надо добавить имя прилагательное с разделительным мягким знаком, который пишется перед буквой и.
После письменного выполнения основного задания и его проверки школьникам предлагается несколько дополнительных заданий. Первое по орфографии, остальные по другим изученным разделам русского языка (фонетике, морфемике, синтаксису и т.д.). Они имеют поисковый характер и нетрадиционное содержание. К данному упражнению могут быть даны такие задания:
1. Подчеркни орфограмму, которая имеется во всех словах данного упражнения. Найди слова, в которых имеется по две орфограммы. Расскажи об их написании.
2. Можно ли считать, что в слове шьют все согласные глухие?
3. На что может указывать цифра «3» в слове варенье?
Опыт работы учителей показывает, что использование средств субъективизации положительно влияет на процесс обучения русскому языку в начальной школе. Учащиеся с интересом занимаются на уроке, поскольку из него уходит однообразная, рутинная работа. На ее место приходит творческая учебная деятельность, ориентирующая ребенка на поиск и принятие нестандартных решений, на создание им самим ярких учебных ситуаций. Интенсивно развивающиеся важнейшие интеллектуальные качества (внимание, память, мышление, устная речь) оказывают благотворное влияние на повышение орфографической грамотности детей. Их речь становится правильной, точной, логичной (что
очень важно, дети говорят с желанием), а русский язык - одним из любимых предметов [7].
Библиографический список
1. Бакулина, Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе [Текст]/ Г. А. Бакулина.- Киров: изд-во ВГПУ, 2000- 224 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л. С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 533.
3. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж. Годфруа / пер. с фр. - М.: Мир, 1996. Т. 1.- 496 с.
4. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.М. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
5. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст]: в 2 т / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. Т. 2.- 328 с.
6. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. С. С. Аверинцева, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Иличева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
7. Теплякова, С. О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа.-2006.- № 4.- С. 36-39;
8. Петроченкова, Е. А. Работаем по методике Г. А. Бакулиной // Начальная школа.- 2006.- № 4. - С. 56-59.
Bibliograficheskij spisok
1. Bakulina, G. А. Sub"ektivizatsiya protsessa obu-cheniya russkomu yazyku v nachal'noj shkole [Tekst]/ G. А. Bakulina.- Kirov: izd-vo VGPU, 2000- 224 s.
2. Vygotskij, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Tekst] /L. S. Vygotskij / pod red. V.V. Davydova. - M.: Pedagogika-Press, 1996.- 533.
3. Godfrua, ZH. CHto takoe psikhologiya [Tekst] / ZH. Godfrua / per. s fr. - M.: Mir, 1996. T. 1.- 496 s.
4. Psikhologicheskij slovar' [Tekst] / pod red. V.V Davydova, А.У Zaporozhtsa, B.M. Lomova i dr. - M.: Pedagogika, 1983. - 448 s. 5. Teplov, B. M. Izbrannye trudy [Tekst]: v 2 t / B. M. Teplov. - M.: Pedagogika, 1985. T. 2.- 328 s.
6. Filosofskij ehntsiklopedicheskij slovar' [Tekst] / pod red. S. S. Аverintseva, EH. А. АгаЬ-Ogly, L. F. Ilicheva i dr. - M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1989. -815 s.
7. Teplyakova, S. O. Intellektual'noe razvitie na urokakh russkogo yazyka [Tekst] // Nachal'naya shkola.-2006.- № 4.- S. 36-39;
8. Petrochenkova, E. А. Rabotaem po metodike G. А. Bakulinoj // Nachal'naya shkola.- 2006.- № 4. - S. 56-59.