Научная статья на тему 'Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа'

Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ТРАДИЦИЯХ НАРОДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTELLECTUAL UPBRINGING OF CHILD / NATIONAL TRADITIONS / PRINCIPLE OF NATURAL CONGRUITY IN NATIONAL TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягин Иосиф Иосифович

Проведен анализ философских, психологических и педагогических основ воспитания, связанных с проблемой развития интеллекта у детей на принципах народных традиций. Рассмотрен позитивный опыт воспитания детей у якутов и представителей других народов, на основе которого показано значение народных традиций в формировании интеллектуальных качеств ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual component of education in national traditions

The philosophical, psychological and pedagogical bases devoted to a problem of intelligence development on principles of national tradition are analyzed. Considering experience of positive influence of Sakha people and other ethnic groups, it was possible to show a power of national traditions knowledge in child intellectual qualities formation.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа»

УДК 373.1.02

И. И. Портнягин

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ НАРОДА

Проведен анализ философских, психологических и педагогических основ воспитания, связанных с проблемой развития интеллекта у детей на принципах народных традиций. Рассмотрен позитивный опыт воспитания детей у якутов и представителей других народов, на основе которого показано значение народных традиций в формировании интеллектуальных качеств ребенка.

Ключевые слова: умственное воспитание детей, народные традиции, принцип природосообразности в традициях народа, интеллектуальные способности, развитие речи, личность ребенка, духовность, нравственность, умственное воспитание.

I. I. Portnyagin

Intellectual component of education in national traditions

The philosophical, psychological and pedagogical bases devoted to a problem of intelligence development on principles of national tradition are analyzed. Considering experience of positive influence of Sakha people and other ethnic groups, it was possible to show a power of national traditions knowledge in child intellectual qualities formation.

Key words: intellectual upbringing of child, national traditions, principle of natural congruity in national tradition.

Интеллектуальные способности и знания высоко ценятся у всех народов. Якутский народ всегда придерживался убеждения в необходимости систематического применения знаний в свойственной народной философии манере. Так, например, считалось, что настоящий якут должен быть не только хлебосольным, гостеприимным, но и уметь поддерживать интересную беседу: «На великое дело - великое слово», «Каков разум, таковы и речи», «Язык разум открывает». Достичь такого уровня умения можно только упорным трудом по совершенствованию своего разума и памяти. Древние якуты связывали и возможность формирования нравственных качеств личности: «От разумного человека идет человечность», «Доброта без разума пуста». В народной педагогике величайшим средством познания окружающей действительности считается ум. Под умом понимается не только природная сметливость и сообразительность, но и высокая степень общего развития, которая достигается трудом, благодаря постоянному стремлению к знаниям и их постижению, самообразованию. Очевидно, что народная педагогика во все времена и у всех этносов служит опорной базой для самовоспитания каждого человека

ПОРТНЯГИН Иосиф Иосифович - д. п. н., профессор кафедры теории и методики физической культуры Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета.

E-mail: iosif.portnyagin@mail.ru

[1]. В педагогической культуре любого народа

много самобытных оригинальных и уникальных методов, относящихся к области умственного

воспитания, которые заслуживают признания, изучения и дальнейшего применения в системе

совершенствования интеллектуального развития и самообразования молодого поколения.

В рамках народного учения умственному воспитанию детей отводится большое место, причем подчеркивается необходимость учиться мудрости и опыту воспитания у различных народов, с тем чтобы вырастить собственную смену умной, смелой, доброй и трудолюбивой [2].

Родители, где бы они ни жили, какой бы ни представляли народ, воспитывают и развивают в своих детях умственные и природные способности, патриотизм, трудолюбие, заботятся об их нравственном и физическом здоровье.

Традиции народного учения в области умственного воспитания и развития интеллекта образуют собой систему разработанных народом приемов и методов воспитания, которые передаются последующим поколениям и усваиваются ими в качестве набора определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе жизнедеятельности. Учение предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, этнических заповедей, соответствующих времени и степени развития общества [3]. Народ бережно хранит традиции воспитания, но народная педагогика должна

осмыслить, адаптировать и интегрировать их в нашу современность. Народное учение, впитав в себя исторический опыт народа саха и своеобразные этнические традиции развития личности ребенка, владеет конкретной системой рекомендаций по стимулированию детской познавательной активности.

Народное учение выделяет и дифференцирует по степени значимости этапы умственного воспитания. Первостепенной задачей считается развитие речи детей, ибо речь и мышление взаимосвязаны, они развиваются одновременно. Поэтому якутская семья уделяет большое внимание речевому развитию ребенка. С этой целью детей с малых лет приучают рассказывать сказки, легенды, истории, исполнять тойук, песни, разгадывать загадки, украшать бытовую речь пословицами и поговорками. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в происходящем, отгадывая загадки, исполняя тойук и песни, пересказывая сказки, рассказы и олонхо. Все эти интеллектуально-познавательные приемы развивают любознательность и сообразительность, прививают любовь к родному языку, помогают овладеть его богатством [4].

Постановка и практическое разрешение проблемы развития личности ребенка в условиях природной среды ныне приравниваются к открытиям в области научной педагогики. Но народ саха столетиями применял на практике принцип природосообразности, утверждавший, что воспитание человека должно вестись сообразно законам окружающей природы. Ребенок, у которого «пробудился ум», становился понятливым, наблюдательным, находчивым. Чем раньше подрастающий ребенок начинал вербальное общение со взрослыми, тем раньше у него проявлялась потребность к деятельности по саморазвитию ума, мышления и речи. Как следствие этого явления возникал интерес детей к новым представлениям, новым наблюдениям, а в бытовом обиходе такое воспитание выражалось в стремлении играть более значимую социальную роль помощника по ведению хозяйства, опекуна младших братьев и сестер [5].

Развитие математического сознания стимулировалось повседневными заботами якутской семьи, так как ребенок считал, сколько у них коров и лошадей, сколько потребуется видов сена и других кормов для зимовки скота, сколько нужно держать голов рогатого скота и лошадей для обеспечения семьи нормальным питанием. В определенном возрасте он уже мог произвести расчет расхода материала из дерева для постройки помещения для скота, других подсобных сооружений и изгороди. В расчетах, связанных с этими жизненно важными постройками и другими заботами, дети принимали посильное участие. Они вместе со взрослыми учитывали результаты проведения сезонных хозяйствен-

ных работ, охоты и рыбалки. Непосредственное участие в таком социально значимом труде семьи и общины способствовало развитию умственных и познавательных способностей детей. Жизнь сама подталкивала ребенка к труду. Дети являлись опорой и надеждой родителей. Старики приучали своих внуков к самостоятельности мышления, объясняли детям основы расчета и ведения семейного бюджета. Все необходимые продукты питания, имущество и накопления семьи предназначались для передачи детям, а приумножить состояние можно было только при непосредственном участии каждого.

Большим радостным событием в жизни селян являлся переезд из зимнего дома в летний. Действительно, наступление благословенного жаркого лета после холодной зимы было долгожданным событием. Летник - своеобразная заимка, дача - обычно располагался далеко от зимнего жилища. Сам обычай переезда из зимника в летник имеет глубокие исторические корни, но благодаря самобытности и своеобразию проведения этого мероприятия он обладает и социально-этическим качеством, оказывая воспитывающее воздействие на сознание человека. Поэтому его можно отнести к таким педагогически эффективным событиям жизни человека на Севере, имеющим большое воспитательное значение, как прогрессивная народная традиция. Расстояние до летника измерялось количеством кёс, которое равнялось десяти километрам. Так учили ребенка измерять расстояние. Количество коров и телят служило для детей поводом для выполнения арифметических действий в уме, что обеспечивало скорость устного счета.

Ребенок, считая животных, естественно переключался и на иные схемы мышления, например, если на озере сидели утки, а в небе летели журавли, то ребенок считал и думал: почему утки летят весной с юга на север, а осенью с севера на юг? Это способствовало развитию мыслительной деятельности детей [6].

Летнее время приносит якутской семье такую заботу и радость, как сенокос. Итоги сенокоса решают судьбу семьи. Если летом хорошо поработаешь, то зимой будешь жить спокойно и зажиточно. На сенокосе работали и стар, и млад. При заготовке сена за точку отсчета принимается во внимание не площадь аласа, а уже сложенный стог сена, то есть результат труда. За цифрами стоят затраты труда и последовательность уборки сена: это и косьба, и сгребание, и стогование. Здесь непосредственное участие принимают дети. Работая в летнее время на сенокосе, они легко могут определить и результаты производственного труда. Жизненно необходимая ответственная работа не только обеспечивает благополучие семьи, но и обусловливает умственное

и физическое развитие ребенка, приучая его к расчетливости, бережливости, старательности и настойчивости.

В период летней работы детей знакомят с общепринятым способом измерения времени. Такой порядок деления времени хорошо запоминался детьми, и они должны были придерживаться его как определенного режима работы. Дети обычно работали наравне со взрослыми, которые таким способом физически и умственно готовили их к суровым условиям жизни.

Ребенок играет, стреляет из лука. Расстояние до места стрельбы измеряется шагами. Количество скота и лошадей рассчитывается с помощью частей руки, а также путем их соотношения. Длину также рассчитывают путем сравнения с длиной частей ноги и руки человека, а также расстояний между ними.

В зимний период дни становятся короткими, холодными, порой с сильными морозами, доходящими до -50-60 оС. Вокруг все покрывается снегом, озера и реки сковывает лед. Когда стояли гнетущие холода, мрач-ные и туманные дни, дети не выходили из дома. В свободное время они играли в занимательные игры: хабылык, хаамыска, которые требуют сообразительности и логического мышления либо большой ловкости рук. Развитию речи и остроумия детей помогают сказки, легенды, олонхо и др. На детскую психику особенно влияют рассказы о потусторонних силах.

С появлением признаков приближения весны запасы продуктов питания в семье исчерпываются. К этому времени - времени отела скота - появляются молочные продукты. Опять наступает черед радостных событий: появление пуночек, первые проталины, подснежники, понемногу возвращаются птицы, начинается весенняя рыбалка. Пробуждается природа. С этими явлениями жизнь и деятельность детей тесно взаимосвязаны. У них развиваются любознательность, наблюдательность, активность, большой интерес к познанию флоры и фауны родного края. Все это расширяет их кругозор, дети сами начинают сочинять сказки о силах природы и фантазировать. Окружавший мир вновь приобретает свои яркие краски и связывается у детей с ощущением полноты жизни и трудом.

Наступает лето со своими прелестями как самая прекрасная пора для детских игр. С появлением зелени весь растительный и животный мир сразу становится достоянием детей. Смена красок и впечатлений вызывает у них ощушение неповторимости природы. Разнообразие оттенков цветов на полях, пение птиц, журчание ручейка, курлыканье стай журавлей, танец стерхов, табуны лошадей, стада коров - все эти картины пробуждают у детей богатую фантазию. За посевом зерновых и овощных

культур следует сенокосная страда, сбор ягод, рыбалка, охота на уток и т. д., участие в каждом из этих событий является мощным средством самосовершенствования личности ребенка и воспитания у него чувства любви к родной природе.

Осень - это время года для многих означает завершение летних работ и счастливое начало удачной охоты. По поверьям, дух леса и охоты Баай Байанай при надлежащем соблюдении обряда охоты посылает людям богатую добычу. Старшие приобщают молодых к наблюдениям и передают им свой опыт, знания жизни, дают советы и обучают рациональному способу общения с природой.

Ребенка, от природы наделенного чуткостью и интуицией, чье умственное развитие значительно превосходило сверстников, старшие готовили к более сложным социальным ролям. Они становились такими духовными наставниками, как предсказатели будущего, прогнозисты, аналитики-толкователи будущего. Это были очень сложные специальности, требующие больших жизненных знаний, образного видения мира, творческого мышления. Обыкновенные люди, не способные к интенсивному саморазвитию, для этого не годились, здесь требовались наблюдательность, аналитический ум и прогностические способности. Люди, в совершенстве овладевшие одной из этих специальностей, получали широкую известность и отличались от других глубиной своего опыта, а также системными знаниями в различных областях: психологии, физиологии,

физических явлениях, математике, биологии, медицине.

Семейная среда-социум также является одной из форм окружающей действительности. В семье, как в микросоциуме, возникают условия для свободного развития и проявления чувств, эмоций и жизненного опыта ребенка. Вклад семьи в успешную специализацию ребенка, развитие его духовного мира, становления личности трудно переоценить. Наблюдение ребенка за происходящими явлениями, за явлениями природных стихий расширяет его кругозор.

Народные традиции, являясь историческим результатом познавательной и умственной деятельности людей, выступают как средство связи личности и общества, оказывают воздействие на образ мышления и нравственность человека, повышают его ответственность перед другими.

В опыте народного творчества надо искать объяснение многовековой практики народов Севера, связанной с привлечением детей к посильному труду с малых лет и, следовательно, с развитием их интеллекта в более ранние сроки.

Уровень интеллектуального развития личности якуты связывают с наследственностью. Недаром якутская пословица гласит: «Трава растет от корня». Если осмыслить это высказывание с позиции

народного учения, то можно прийти к заключению, что все умственные и физические способности передаются по наследству. При рождении ребенка все эти качества передаются ему по генетическому коду от родителей. Согласно народному учению, верховные божества наделяют человека и достоинствами, и недостатками. То есть интеллект и глупость, нравственность и безнравственность, а также другие качества обусловлены его происхождением и личностным отношением к природе верховных божеств. В легендах и пословицах якутского народа указывается на подобную традицию, подчеркивается роль окружающей социальной и родительской среды и условий становления личности ребенка. Среда играет исключительно важную роль в развитии ребенка.

Природосообразность, культура и воспитание личности в народном духе оказывают решающее влияние на интеллектуальное развитие детей народов Севера. Не существует единой унифицированной этнопедагогической системы воспитания у различных народов мира. Якуты, считая себя детьми природы, развивают у наследников духовность и нравственность, то есть дают им умственное воспитание, тесно увязанное с высокой нравственностью законов Природы. Богатство и щедрость якутских аласов, мощь тайги и величие рек, простор тундры,

суровый климат со всем разнообразием природных сил в сочетании с народными традициями дают уникальные возможности для опыта и наблюдений, прекрасно развивают умственные способности ребенка. Воспитание и подготовка детей к жизни у якутского народа основаны на многовековом опыте применения народных традиций, которые своими специфическими средствами помогают народу сохранять и развивать родной язык, национальную культуру и способствуют интеллектуальному развитию подрастающего поколения.

Л и т е р а т у р а

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

2. Волков Г. Н. Педагогика любви. - М.: Магистр-пресс, 2002. - Т.1. - 460 с.

3. Волков Г. Н. Педагогика любви. - М.: Магистр-пресс, 2002. - Т.1. - 460 с.

4. Портнягин И. С. Этнопедагогика «Кут-сюр». - М.: Academia, - 1999. - 184 с.

5. Портнягин И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев: педагогические мысли, идеи и взгляды. - Якутск: Бичик, 2002. - 168 с.

6. Портнягин И. И. Интеллектуальное развитие школь-ника-спортсмена. - М.: Academia, 2003. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.