Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВОЕ ИМУЩЕСТВО / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рябова Е.В., Приходченко Д.А.

В условиях прогресса человечества с акцентированием значения и результатов интеллектуальной деятельности для всестороннего развития общества актуален вопрос о правах на результаты интеллектуальной деятельности и индивидуальные товары, услуги лиц. В своем исследовании авторы рассмотрели некоторые особенности интеллектуальной собственности в медиапространстве и социальных сетях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE MEDIA SPACE AND SOCIAL NETWORKS

In the context of the progress of mankind with an emphasis on the importance and results of intellectual activity for the comprehensive development of society, the issue of rights to the results of intellectual activity and individual goods and services of individuals is relevant. In their study, the authors examined some features of intellectual property in the media space and social networks.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_50 УДК 347.77(045)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ* INTELLECTUAL PROPERTY IN THE MEDIA SPACE AND SOCIAL NETWORKS

РЯБОВА Евгения Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева».

430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, 72.

E-mail: riabova-e@rambler.ru;

ПРИХОДЧЕНКО Денис Андреевич,

студент факультета истории и права

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева».

430033, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 70 лет Октября, 101. E-mail: densmaga18@gmail.com;

Ryabova Evgenia Vasilevna,

the candidate of science of philosophy, FGBOU VO « Mordovian state pedagogical University named after M.E. Evsevyev».

430034, Republic of Mordovia, Saransk, Pushkin str., 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru;

Prikhodchenko Denis Andreevich,

student of the faculty of history and law, FGBOU VO « Mordovian state pedagogical University named after M.E. Evsevyev». Republic of Mordovia, Saransk, st. 70 years of October, 101. E-mail: densmaga18@gmail.com

Краткая аннотация: В условиях прогресса человечества с акцентированием значения и результатов интеллектуальной деятельности для всестороннего развития общества актуален вопрос о правах на результаты интеллектуальной деятельности и индивидуальные товары, услуги лиц. В своем исследовании авторы рассмотрели некоторые особенности интеллектуальной собственности в ме-диапространстве и социальных сетях.

Abstract: In the context of the progress of mankind with an emphasis on the importance and results of intellectual activity for the comprehensive development of society, the issue of rights to the results of intellectual activity and individual goods and services of individuals is relevant. In their study, the authors examined some features of intellectual property in the media space and social networks.

Ключевые слова: информационные технологии, интеллектуальная собственность, интернет, цифровое имущество, медиапро-странство, социальные сети.

Keywords: information technology, intellectual property, internet, digital property, media space, social networks.

Для цитирования: Рябова Е.В., Приходченко Д.А. Интеллектуальная собственность в медиапространстве и социальных сетях // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 50-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_50.

For citation: Ryabova E. V., Prikhodchenko D.A. Intellectual property in the media space and social networks // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 50-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_50.

Статья поступила в редакцию: 12.06.2022

В современном обществе интеллектуальная собственность локализируется в медиапространстве и социальных сетях, которые являются важнейшей частью жизни почти каждого человека. Сегодня можно констатировать тот факт, что социальные сети совершили информационную революцию в жизни человечества, так как они создали информационно-технологический фундамент, способствующий объединению интеллектуальных возможностей и духовных ценностей человечества, с помощью передачи информации посредством цифровых технологий на любые расстояния.

В условиях эволюции информационных технологий, социальные сети значительно варьировали от своего исходного предназначения, прежде всего из площадки удобной коммуникации людей в полноценный ресурс для извлечения прибыли. Физическое лицо, имеющее популярную интеллектуальную собственность в медиапространстве и социальных сетях, посредством института рекламы может извлечь огромную прибыль. Для бизнеса социальные сети являются одной из лучших возможностей заявить о своем продукте и услуге. Сегодняшний предприниматель проводит активную рекламную политику на просторах интернета, посредством создания профиля предприятия в социальной сети в качестве необходимого инструмента маркетинга. Юридическое лицо, имея на это средства, может создать рекламные подразделения, отделы или заключить договор с рекламными агентствами. Таким образом, реклама в социальных сетях может привлечь внимание и увеличить интерес потребителя, что поднимет спрос и соответственно, прибыль.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что интеллектуальная собственность в медиапространстве и социальных сетях может нести в себе значимую ценность и предполагает возможность стать объектом процесса вступления в наследство. Вместе с тем, на сегодняшний день наследственное право требует доработки в части наследования цифрового имущества, которым сегодня обладает почти каждый. Есть необходимость изучения и обобщения накопленного опыта зарубежных стран.

Обратимся к самому понятию «интеллектуальная собственность», которое берет свои начала из философии французского просвеще-

"Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПУ) по теме «Особенности формирования правовых ценностей студенческой молодежи».

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ния, а конкретнее конца XVIII века. Суть заключалась в том, что весь труд человека, выражающийся в его результатах и материальных объектах, являются его собственностью. Из чего следует, что создатель результатов труда имеет особое право распоряжаться ими.

На современном этапе существует множество трактовок понятия «интеллектуальная собственность». В зарубежных и отечественных источниках наблюдается многоаспектность данного понятия. Зарубежная трактовка интеллектуальной собственности включает в себя экономико-правовую составляющую, делая акцент на субъекты права собственности.

Данное понятие обладает эпистемологическим плюрализмом, так как, интеллектуальная собственность - это многоаспектная и сложная форма, которую авторы оценивают с разных свойств и позиций, например, с экономическо-правовой точки зрения, в области бизнеса и маркетинга, и в рамках информационных технологий и т.д.

В своем исследовании «интеллектуальную собственность» мы будем понимать, как результаты умственной и творческой деятельн ости, а также совокупность исключительных прав, которые обладают гражданско-правовой или патентной защитой.

Обратимся к работе отечественных исследователей Л. Б. Гальперина и Л. А. Михайловой, в которой они характеризуют владение имуществом, как индивидуальное владение материальным информационным объектом с тем, что создается человеком при помощи интеллектуальных способностей. Под пользованием, они подразумевают способность использования этими носителями, учитывая распоряжение, главная функция которой, определить дальнейшую будущее объекта правоотношения интеллектуальной собственности с точки зрения закона. Таким образом, ученые дают персональную интерпретацию данным понятиям, предполагая идентичность или сходство понятий материальной и интеллектуальной собственности [1, с. 15].

Согласно п.1 ст.1225 ГК РФ, понятие «интеллектуальная собственность» применимо только к продуктам человеческого разума или средствам индивидуализации юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана и соответствующие права для субъектов.

Нормативно-правовое регулирование интеллектуальной собственности на территории РФ реализуется на основе четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации и последующих её изменениях, действующей с 1 января 2008 года.

На основании закона №35-Ф3 в ГК положение РФ была введена статья, посвящённая лицензировании прав на пользование результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки, искусства и литературы. Она позволяет правообладателям предоставлять право использования результатов интеллектуальной деятельности в всемирной информационной сети, абсолютно любому количеству субъектов правоотношений на основании соответствующего лицензированного договора.

В России был определен курс развития и реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, образованный по результатам заседания президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию.

Понятие интеллектуальная собственность сегодня тесно связано с такими понятиями, как «медиапространство» и «социальные сети». Остановимся на них более подробно, что позволит нам сформировать наиболее полные представления о сути изучаемого явления.

В наиболее общем виде медиапространство трактуется сегодня как «социальное пространство, формируемое и информационно насыщаемое средствами массовой информации [1, с. 11]. Толкование медиапространства во многом зависит от интерпритации термина «медиа». Так по мнению М. Маклюэна понятие медиа объединяет печать и телеграф, радио и телевидение, и даже, речь и письмо, одежду и здания, транспорт и деньги [5, с. 326]. В широком смысле медиа предполагает наличие любого количества субъектов и содержит различные, не связанные между собой явления.

Обращаясь к словарям, можно сформулировать медиа в узком смысле слова, как комплекс средств или инструмент для создания условий распространения рекламы, совокупность телекоммуникационных средств как понятие, имеющее отношение к СМИ с её источниками.

Ученые американского научно-исследовательского центра Xerox PARC Р. Стултс и С. Харрисон разъясняют медиапространство как пространство электронных средств коммуникации, позволяющее социальным группам осуществлять совместную деятельность на любых расстояниях и предоставляющее возможность создавать визуально-звуковые среды, которые физически могут охватывать определенные площади. Люди могут контролировать процессы записи и воспроизведения звуков, изображений в этих средах, а также предоставлять доступ к ним [7]. Ряд российских ученых, таких как М. Литвинович, Н.Н. Шестакова подразумевают под медиапространством комплекс ресурсов, предоставляющих информацию и формирующих смысловое пространство для людей [4, с. 12].

И. М. Дзялошинский считает, что медиапространство является не как таковым хранилищем информации субъектов и социальных взаимодействий, а как глубокую самостоятельную систему, влияющая на процессы внутри неё с помощью прямых и обратных связей [3, с. 32].

Е. Н. Юдина рассматривает понятие медиапространство как уникальную реальность в составе пространства социальных процессов, осуществляющая социальные практики и представления субъектов самостоятельной программной системы СМИ [6, с. 28].

Понятие социальные сети подразумевает интернет-площадки для коммуникации людей, сообществ и групп на любых расстояниях. Любое действие пользователя социальной сети характеризует его активным, открытым к получению любой информации, что, в то же время, является возможностью для развития маркетинговой программы организаций в Интернете.

Однако трудно поверить, что в конце прошлого века это понятие существовало в основном теоретически. Первыми прототипами были доски объявлений, взявшие на себя функцию общения, затем появились интернет-чаты. Начало 2000-х считается началом эпохи социальных сетей, которая преимущественно берет начала с Запада. Распространенность интернет-сообществ в России датируется в 2006-2008 годах, когда появились отечественные социальные сети. Соответственно, с течением времени, количество пользователей социальных сетей в РФ значительно увеличивалось.

Неотъемлемой частью социальных сетей являются аккаунты зарегистрированных пользователей. Интернет-площадки стали неким вспомогательным инструментом для глобальной и местной коммуникации, включая в себя, взаимодействие пользователей, путем обмена информацией, просмотра профиля пользователей, комментирование контента, кооперация для достижения каких-либо целей, обмен электронными ресурсами и др.

Они используются для разных видов деятельности (развлечения, бизнеса, отдыха, работы) позволяют сообразовывать между людьми группы и имеют обширный набор функций. Содержание аккаунтов представляет собой интеллектуальную собственность, владельцы которой наделены особыми правами.

Медиапространство - это окружающее пространство, в котором действуют средства массовых коммуникаций и осуществляются ряд функций: информативную, коммуникативную, идеологическую, социальную и др.

Можно сделать вывод, что медиапространство создает широкие условия для интеллектуальной деятельности, объединяет видео, аудио среду, современные сетевые технологии и, соответственно, имеет силу влияния на коллективное сознание. Значит то, что производит это пространство защищенно авторским правом и может стать объектом процесса наследования.

Библиография:

1. Бузин, В. Н. Медиапространство в структуре социального пространства / В. Н. Бузин // Социум и власть. - 2012. - № 2(34). - С. 9-13.

2. Гальперин, Л. Б. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа / Л. Б. Гальперин, Л. А. Михайлова // Право промышленной и интеллектуальной собственности. - Нск,1992. - № 12. - С.15.

3. Дзялошинский, И. М. Коммуникационные стратегии социальных институтов в медиапространстве России / автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Иосиф Мордкович Дзялошинский; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва, 2013. - 45 с.

4. Литвинович, М. Как Интернет меняет медиапространство / М. Литвинович // Импульс. - 2010. - № 4. - С. 10-13.

5. Маклюэн, Г. M. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Николаева - Москва : «КАНОН-пресс-Ц», 2003.

- 464 с.

6. Юдина, Е. Н. Развитие медиапространства современной России : на примере телевидения : автореферат диссертация на соискание доктора социологических наук / Юдина Елена Николаевна ; Московский государственный педагогический университет. - Москва, 2008. - 36 с.

7. Stults R. Media Space. Xerox, PA: Xerox PARC, 1986.

References:

1. Buzin, V. N. Media space in the structure of social space / V. N. Buzin // Society and power. - 2012. - № 2(34). - Pp. 9-13.

2. Galperin, L. B. Intellectual property: essence and legal nature / L. B. Galperin, L. A. Mikhailova // Industrial and intellectual property law. - Nsk, 1992. -No. 12. - p.15.

3. Dzyaloshinsky, I. M. Communication strategies of social institutions in the media space of Russia / abstract dissertation for the degree of Doctor of Philology / Joseph Mordkovich Dzyaloshinsky; Lomonosov Moscow State University. - Moscow, 2013. - 45 p.

4. Litvinovich, M. How the Internet is changing the media space / M. Litvinovich // Impulse. - 2010. - No. 4. - pp. 10-13.

5. McLuhan, G. M. Understanding Media: external human extensions / translated from English by V. Nikolaev - Moscow : "CANON-press-Ts", 2003. - 464

S.

6. Yudina, E. N. The development of the media space of modern Russia: on the example of television : abstract dissertation for Doctor of Sociological Sciences / Yudina Elena Nikolaevna ; Moscow State Pedagogical University. - Moscow, 2008. - 36 p

7. Stults R. Media Space. Xerox, PA: Xerox PARC, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.