Научная статья на тему 'Информационное и медиапространство: соотношение понятий'

Информационное и медиапространство: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3129
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ФУНКЦИЯ / INFORMATION SPACE / MEDIA SPACE / SUBJECT / OBJECT / FUNCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов Владимир Анатольевич

Проблема и цель. В научном сообществе сложились разнообразные представления об информационном и о медиапространстве. Цель автора раскрыть существо взаимоотношений информационного и медиапространства, осмыслить функции, выполняемые информационным и медиапространством, особенности взаимодействия субъектов и объектов в данных сферах. Методология. Статья базируется на общенаучной методологии историко-философского анализа, общей теории познания. Ведущий метод системный подход, дающий возможность рассматривать любой объект как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Результаты. Медиапространство это совокупность источников, которые на профессиональной основе обеспечивают информацией людей и следуют закономерностям развития социальной системы. Медиапространство является частью информационного, если интерпретировать медиа в узком смысле слова. В отличие от медиапространства информационное отражает все многообразные события, происходящие в социальном пространстве. Информационное пространство всегда полифункционально, потоки сведений, циркулирующих в нём, хаотичны, сообщения многозначны. Можно рассматривать информационное пространство как комплекс непрерывающихся процессов, связанных с распространением сообщений и обменом разнообразными данными. Выводы. Информационное и медиапространство соединены множеством связей, находятся во взаимной зависимости. В медиапространстве больше, чем в информационном пространстве, потоков сообщений, направляемых и регулируемых субъектами политики и экономики. Функции, выполняемые информационным и медиапространством, неравноценны, возможны и проявления дисфункционального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SPACE AND MEDIA SPACE: CORRELATION OF CONCEPTS

Introduction. In the scientific community there are various ideas about the information and media spaces. Some researchers identify the information and media space, others perceive both concepts as metaphors rather than scientific terms. It is important to find out what brings together and divides the two concepts as complex systems. Purpose. The author's goal is to reveal the essence of the relationship between the information and media space, to comprehend the functions performed by the information and media space, the interaction of subjects and objects in these spheres. Conclusion. Media space is part of the information space if to understand the media in the narrow sense of the word. The functionality of the information and media spaces is not equivalent. The information space is multifunctional, most information flows are chaotic, the news are multi-valued. Media space can be both multifunctional and monofunctional, when one function is expressed distinctly, while others are weak. Information flows never grow shallow, but change directions. In the information space, changing of vectors of the spread of news is faster than in the media space. Subjects of information and media spaces can realize also dysfunctional potential.

Текст научной работы на тему «Информационное и медиапространство: соотношение понятий»

УДК 070 + 114 Б01 10.17238/188П1998-5320.2018.34.47

В. А. Евдокимов, Омская гуманитарная академия

ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕДИАПРОСТРАНСТВО: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Проблема и цель. В научном сообществе сложились разнообразные представления об информационном и о медиапространстве. Цель автора - раскрыть существо взаимоотношений информационного и медиапространства, осмыслить функции, выполняемые информационным и медиапро-странством, особенности взаимодействия субъектов и объектов в данных сферах. Методология. Статья базируется на общенаучной методологии историко-философского анализа, общей теории познания. Ведущий метод - системный подход, дающий возможность рассматривать любой объект как целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Результаты. Медиапространство - это совокупность источников, которые на профессиональной основе обеспечивают информацией людей и следуют закономерностям развития социальной системы. Медиапространство является частью информационного, если интерпретировать медиа в узком смысле слова. В отличие от медиапространства информационное отражает все многообразные события, происходящие в социальном пространстве. Информационное пространство всегда полифункционально, потоки сведений, циркулирующих в нём, хаотичны, сообщения многозначны. Можно рассматривать информационное пространство как комплекс непрерывающихся процессов, связанных с распространением сообщений и обменом разнообразными данными. Выводы. Информационное и медиапространство соединены множеством связей, находятся во взаимной зависимости. В медиапространстве больше, чем в информационном пространстве, потоков сообщений, направляемых и регулируемых субъектами политики и экономики. Функции, выполняемые информационным и медиапространством, неравноценны, возможны и проявления дисфункционального потенциала.

Ключевые слова: информационное пространство, медиапространство, субъект, объект, функция.

Проблема и цель. В научной сфере существуют разнообразные представления об информационном и о медиапространстве. Одни исследователи близки к отождествлению информационного и медиапространства (Н. Б. Кириллова, Ф. Сталдер), другие утверждают, что «информационное пространство» было предшественником «медиапространства», а оба понятия воспринимают скорее как метафоры, нежели как научные термины (И. М. Дзялошинский). Целью автора является выяснение существа того, что сближает и разделяет два понятия как сложные системы, раскрытие сути взаимоотношений информационного и медиапространства, осмысление функций, выполняемых информационным и медиапространством, особенностей взаимодействия субъектов и объектов в данных сферах.

Методология. Статья базируется на общенаучной методологии историко-философского анализа, общей теории познания. Методологической основой исследования являются общие методы (исторический, диалектический, системно-структурный, сравнительный) и частные методики (наблюдение, контент-анализ).

Результаты. Учёные издавна размышляли о сущности пространства. Ещё в V веке до н. э. Гиппократ предпринял попытку обосновать влияние пространства на характер человека [1, р. 54-59]. Восприятие индивидом пространства исследовано А. Гумбольдтом, который полагал, что природу «необходимо постигать в двух аспектах - объективном как реальный феномен и субъективном - в том, как она отражается человеком» [2]. В естествознании и философии известны две основные концепции, характеризующие пространство. Согласно воззрениям древних атомистов Демокрита, Эпикура, Лукреция пустое пространство есть однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное. Другая концепция предложена Аристотелем и обогащена Р. Декартом и Г. Лейбницем, ими отклонено представление о пространстве как о самостоятельной сущности, существующей наряду с материей и независимо от неё.

В социологии также известны различные подходы к осмыслению пространства. Э. Дюркгейм исследовал физическое и социальное пространство как взаимосвязанные, но различные феномены [3]. Г. Зиммель с помощью понятия «пространство» характеризовал взаимодействия людей и социальных групп друг с другом, имея в виду сферу, которую участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп [4].

С точки зрения П. Бурдье, физическое пространство является проекцией социального пространства, которое представляет ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству

или по дистанции между ними [5, с. 60]. По утверждению П. Штомпки, социальное пространство -это огромный комплекс ни на мгновение не останавливаемых процессов, осмысляемых как поток событий [6, с. 26]. Благодаря коммуникативным связям, взаимодействиям субъектов и объектов общественных отношений социальное пространство насыщено мнениями, противоречивыми размышлениями, пересечено потоками информации. Обеспечение граждан разнообразными сведениями возможно, по всей видимости, при сохранении баланса в обмене информацией между сегментами социального пространства. Если равновесие нарушено и объём сообщений, поступающих из политического сегмента, значительно превышает объём сведений, исходящих из других сегментов социального пространства, то однообразие распространяемой информации либо содействует сужению представлений индивида об окружающей реальности, либо стимулирует поиск им других источников информации, не связанных с политической сферой. Чем интенсивнее потоки информации, исходящей из какого-либо сегмента социального пространства, тем сильнее может оказаться тяга части получателей к другим источникам сообщений независимо от того, заслуживают они доверия или нет.

Другую часть получателей сообщений как объектов устраивают традиционные источники информации, привлекательные тем, что предлагают разделить готовую модель отношения к событиям социально-политического процесса, а также конкретным деятелям политической, экономической, культурной сферы. Доверие традиционным источникам информации основано на убеждённости объекта, получателя сообщений, в том, что при осмыслении многозначных, сложных для понимания событий союзником является надёжный, на его взгляд, источник информации.

В качестве сегментов социального пространства можно выделить политический, экономический, культурный, информационный. Исследователи рассматривают также образовательно-воспитательный сегмент [7, с. 77], размышляют о коммуникативном пространстве [8, с. 72]. Если обоснованно выделение информационного и коммуникативного пространства, то уместно, видимо, признать, что границы сегментов условны, не являются неизменными, происходит взаимопроникновение элементов. «Взаимопроникающие пространственные отношения возникают при пересечении двух пространственных полей, когда образуется общая пространственная зона. При таком взаимопроникновении объёмов оба пространства сохраняют индивидуальность» [9, с. 181]. В информационном пространстве естественна коммуникация по поводу полученных сообщений. В свою очередь в коммуникативном пространстве рассматривается информация как об общественно значимых явлениях, так и событиях частного характера. Элементы политического сегмента можно обнаружить в экономической и культурной составляющих социального пространства, и, наоборот, в политическом сегменте выявляемы компоненты других частей социального пространства. Если в периоды международной напряжённости в политическом сегменте происходит наибольшее количество взаимодействий, то в условиях нестабильности и обнищания граждан многочисленные конфликты возникают в экономическом сегменте, а отклик они находят в других сегментах социального пространства.

Взаимопроникновение и взаимовлияние свойственно и отношениям информационного и медиа-пространства, которые соединены множеством связей, находятся во взаимной зависимости. Происходящее в информационном пространстве служит источником сообщений для субъектов медипространства, а субъекты медиапространства способны насыщать информационное пространство материалами, которые влияют на формирование мнений и поведение объектов. Понятия «информационное пространство» и «медиапространство» не тождественны. Интерпретация медиапространства зависит от понимания термина «медиа». Существуют широкое и узкое толкования термина. Согласно точке зрения тех исследователей, которые широко трактуют понятие, оно не тождественно термину «средства массовой информации» и включает предметы, которые чаще всего не относят к средствам связи. М. Маклюэн причисляет к медиа, в частности, речь и письмо, одежду и здания, транспорт и деньги, печать и телеграф, радио и телевидение [10]. По мнению российского исследователя Ф. И. Шаркова, человек стал осваивать новые пласты социального пространства, но оно может насыщаться ложными представлениями о сущности явлений и процессов [11, с. 137]. Широкое толкование термина «медиа» охватывает круг разнородных, не связанных друг с другом явлений, предполагает существование неограниченного количества субъектов.

В узком смысле слова медиа - это средства распространения рекламы; совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации [12], начальная часть сложных слов, вносящих значение: имеющий отношение к средствам массовой информации, связанный с ними; пресса, радио, телевидение [13], средства массовой информации (коммуникации): пресса, радио, кино, телевидение [14]. Узкое толкование термина «медиа» позволяет выявить отличия информационного и медиапространства, отчётливо вычленить их функции, глубже осмыслить коммуникативные связи, существующие

в обществе, динамику информационных потоков. Автор статьи интерпретирует термин «медиапро-странство» на основе узкого понимания «медиа».

Известны различные толкования понятия «медиапространство». В 1980 году исследователи Р. Стултс и С. Харрисон предложили интерпретировать медиапространство как электронные условия, в которых группы людей могут работать вместе, даже если они не находятся в одном и том же месте. В медиапро-странстве люди могут создавать визуальные и звуковые среды, которые охватывают физически распределенные площади. Они также могут контролировать запись, доступ и воспроизведение изображений и звуков в этих средах [15]. Отечественные исследователи определяют медиапространство и как совокупность источников, из которых люди получают информацию, и смысловое поле, которое эти источники формируют [16], и как достаточно хаотичную систему духовно-ценностной информации, предлагающей в соответствии с различными интересами и потребностями пользователей необходимую духовно-познавательную среду, свободную от диктата и комфортную для социального выбора личностей [17]. В узком смысле слова медиа-пространство - это совокупность источников, которые на профессиональной основе обеспечивают информацией людей и следуют закономерностям развития социальной системы. Медиапространство является частью информационного, если интерпретировать медиа в узком смысле слова.

В отличие от медиапространства информационное отражает все многообразные события, происходящие в социальном пространстве, потоки сообщений имеют различные направления, объём распространяемой информации безграничен. Е. П. Прохоров трактовал информационное пространство как некую территорию, где действуют средства массовой информации, располагающие ресурсами, налажены устойчивые связи между массмедиа и потребителями сообщений, существуют стандарты взаимодействия массмедиа и аудитории [18, с. 194]. Можно рассматривать информационное пространство как комплекс непрерывающихся процессов, связанных с распространением сообщений и обменом разнообразными данными. В многообразном информационном пространстве циркулируют достоверные или ложные сообщения, а также версии, слухи, распространяемые не только массмедиа, но и органами власти, предприятиями и организациями, социальными сетями, индивидами, оно в меньшей степени поддаётся контролю со стороны субъектов политики, нежели медиапространство. С точки зрения Ю. Хабермаса, коммуникационные потоки не подлежат регуляции с помощью фиксированных процедур, публичная сфера неограниченна и гибка [19, с. 819-821].

Медиапространство фрагментарно представляет явления действительности. Члены одной семьи, как правило, обмениваются разнообразными сообщениями, являющимися элементами информационного пространства, медиапространство способно отразить лишь некоторые из обсуждаемых этими людьми данных. Уточняющие сведения, полученные водителем автомобиля у прохожего о предполагаемом маршруте движения машины, также являются крупицами информационного пространства, но чаще всего представляют интерес для субъектов медиапространства, если такой диалог связан с происшествием. Компонентом медиапространства может быть интервью для прессы с генеральным директором предприятия, который рисует радужные перспективы коллектива. В то же время элементами информационного пространства способны стать сообщения работников данного предприятия, адресованные родным, друзьям, знакомым и не отражённые в интервью с руководителем, к примеру, о связи «радужных перспектив» с грядущим сокращением рабочих мест, снижением зарплаты сотрудников. По мнению автора, информационное пространство - это сфера информационных отношений, совокупность информационных ресурсов, распространяемых с помощью соответствующей инфраструктуры и используемых субъектами для достижения конкретных целей.

Субъектами медиапространства, когда медиа понимаются в узком смысле слова, являются главным образом средства массовой информации. Едва ли распространителя слухов можно отнести к деятелям медиапространства, как и отца, сообщающего своему сыну о сути разговора со школьным учителем по поводу учебных занятий, как и продавца магазина, разъясняющего покупателю преимущества одного товара перед другим, все они действуют в информационном пространстве. Если распространителями слухов становятся сотрудники массмедиа, они нарушают нормы профессиональной деятельности: в различных журналистских кодексах предоставление аудитории достоверной информации является одним из важнейших принципов. Медиапространство как система отражает множество коммуникативных связей. Субъекты медиапространства, если понимать «медиа» в узком смысле слова, ведут отбор событий, заслуживающих внимания общества, не исключено выдвижение на первый план малозначимых событий и замалчивание общественно важных. В медиапространстве больше, чем в информационном пространстве, потоков сообщений, направляемых и регулируемых субъектами политики и экономики.

Индивид чаще всего является объектом в медиапространстве, но статус может измениться. Имея широкие возможности для получения и распространения сообщений в информационном пространстве, человек способен самостоятельно формировать представления о медиапространстве, определить его границы. Чем больше источников информации использует индивид, тем легче обогатить полученные представления подробностями, мнениями, приближающими его к пониманию существа происшедших событий. Возможны, однако, возникновение путаницы в сознании человека, не склонного анализировать противоречивые сведения, полученные из различных источников, и отказ индивида от ознакомления с информацией, распространяемой массмедиа, в пользу межличностного общения.

В информационном пространстве любой индивид может быть не только объектом, получающим разнообразные сведения о явлениях социально-политического процесса от родных, друзей, знакомых, сослуживцев, черпающим сведения в книгах, массмедиа, социальных сетях, но и субъектом, распространять какие-либо данные, преследовать значимые для него цели: поведать о том, о чём умалчивают массмедиа, ввести кого-то в заблуждение, предложить другим людям участвовать в дискуссии или общественно значимой акции. Если человек распространяет в информационном пространстве в канун выборов сведения о каком-либо кандидате, достоверные или вымышленные, он склоняет собеседников к поддержке собственной позиции.

Значимость информации в информационном пространстве определяют не столько массмедиа, субъекты политики и экономики, сколько субъекты общения, обмена сведениями. Для участвующих в диалоге женщин, ставших бабушками, важны любые подробности, связанные с жизнью их внуков, но эти детали малозначимы для окружающих. В информационном пространстве для массмедиа являются лишь одним из многочисленных источников сообщений, в частности, традиционно обсуждение множества подробностей частной жизни людей, в то же время субъекты медиапространства, как правило, уделяют внимание личной жизни персон, известных массовой аудитории.

Как не тождественны понятия информационное и медиапространство, так не равноценны и функциональные возможности. Информационное пространство полифункционально, подавляющее большинство потоков сведений, циркулирующих в нём, хаотичны, сообщения многозначны. Попытки субъектов политики и экономики обеспечить монофункциональность информационного пространства, по всей видимости, тщетны. Размышляя об информационном пространстве, исследователи выделяют функции социальной памяти, обеспечения формирования социальной коммуникации, формирования социальной структуры [20, с. 9], интегрирующую, коммуникативную, геополитическую, социальную [21]. Информационное пространство выполняет как просветительскую функцию, одним из объективных оснований которой служат процессы накопления, передачи и дифференциации знаний в обществе, так и квазипросветительскую, ориентированную на распространение суеверий, домыслов. Полученное в информационном пространстве знание может быть как научным, философским или художественным, так и религиозным, мифологическим или обыденным.

В отличие от информационного медиапространство может быть как полифункциональным, так и монофункциональным, когда одна функция, например, организаторская или идеологическая, выражена отчётливо, а другие слабо. Если в медиапространстве имеются существенные ограничения деятельности журналистов и пресса транслирует в основном официальные сообщения, то в информационном пространстве действуют механизмы неподконтрольного органам власти межличностного общения, основанные на поиске интересующих людей сведений с помощью любых доступных источников.

Иначе говоря, информационные потоки никогда не мелеют, а меняют направления. В информационном пространстве смена векторов распространения сообщений происходит быстрее, чем в медиасреде. Ростки интересующих людей сведений всегда пробиваются сквозь каменистую почву ограничений. Если о каком-либо вооружённом конфликте распространяется скупая информация и люди не получают достаточное количество сведений для осмысления причин происходящего, приобретает значение обмен сообщениями с родными и друзьями тех людей, которые участвуют в конкурентном взаимодействии или имеют недоступные для большинства сограждан данные об актуальных событиях.

Медиапространство выполняет информационную, коммуникативную, организаторскую, идеологическую, развлекательную, интегрирующую, просветительскую функции. Субъекты информационного и медиапространства могут реализовать и дисфункциональный потенциал. Медиапространство способно выполнять квазипросветительскую и дезинформирующую функции, когда массмедиа, во-первых, уделяют внимание астрологии, френологии, хиромантии, во-вторых, наряду с достоверными сообщениями распространяют значительное количество сообщений, искажающих действительность. Ложные сведения распространяются и в информационном пространстве, но его полифункциональность существенно

ограничивает возможности тех субъектов социально-политического процесса, которые хотели бы навязать населению выгодную для них точку зрения.

Таким образом, функцию дезинформирования способно выполнять и медиапространство, и информационное. Впрочем, масштабы дезинформирования различны: в информационном пространстве возможно осознанное или неосознанное распространение недостоверных сведений об индивидах, социальных группах, государствах. В медиапространстве дезинформация распространяется чаще всего осознанно, являясь действенным средством воздействия на субъекты и объекты в межгосударственном или внутриполитическом соперничестве, в условиях конфликтов, возникающих в сферах экономики, культуры.

Медиапространство может выполнять не только интегрирующую, но и дезинтегрирующую функцию. В период напряжённости, возникшей в межгосударственных отношениях, организуется распространение массмедиа выгодных для господствующего в обществе субъекта воззрений, идей, представлений, в том числе нацеленных на дискредитацию оппонентов.

Выводы. Социальное пространство насыщено информационными потоками. Среди сегментов социального пространства - политический, экономический, культурный, информационный. Хотя информационному и медиапространству, соединённым множеством связей, находящимся во взаимной зависимости, присущи взаимопроникновение и взаимовлияние, понятия не тождественны. Медиапространство является частью информационного, если интерпретировать медиа в узком смысле слова. Информационному пространству свойственна полифункциональность, подавляющее большинство потоков сведений, распространяемых в нём, беспорядочны. Медиапространство, напротив, может быть как полифункциональным, так и монофункциональным, когда проявления всех функций, кроме одной, эфемерны.

Функции, выполняемые информационным и медиапространством, различны, однако имеются и одинаковые: просветительскую и интегрирующую функции способны выполнить и информационное, и медиапространство. Субъекты информационного и медиапространства реализуют и дисфункциональные возможности, способны выполнять функцию дезинформирования.

Библиографический список

1. Hippocrates. On Airs, Waters and Places // Greek Geography. London: Dent, 1934. 269 p.

2. Humboldt A. Cosmos: Sketch of Physical Description of the Universe. London, 1949. 479 p.

3. Durkheim E. Les forms elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. Quatrieme Edition. Paris: Presses Universitaires de France, 1960. pp. 31-66.

4. Зиммель Г. Философия денег // Избранное. Проблемы социологии. СПб.: Университет. книга, 2015. 416 с.

5. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

7. Шестакова Н. Н., Кузьмина Л. К. Особенности трансформации социального пространства // Экономика и управление. 2016. № 1. С. 77-83.

8. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013. 479 с.

9. Франсис Д. К. Архитектура. Форма, пространство, композиция. М.: Астель, 2005. 399 с.

10. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 464 с.

11. Шарков Ф. И. Конвергенция элементов политического медиапространства // Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 135-143.

12. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. URL: www.finam.ru/dictionary (дата обращения 20.11.2018).

13. ^временный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. В 3-х т. М.: АСТ. Астрель, 2006.

14. Большой словарь иностранных слов. М.: ИДДК, 2007.

15. Stults R. Media Space. Xerox, PA: Xerox PARC, 1986.

16. Литвинович М. Как Интернет меняет медиапространство // Импульс. 2010. № 4.

17. Юдина Е. Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М.: Изд-во МПГУ, 2008. 36 с.

18. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2001. 268 с.

19. Социология. Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. Минск: Кн. дом, 2003.

20. Игнатов В. С., Пименова Д. В. Информационное пространство. Структура и функции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 3. С. 3-10.

21. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ. 2003. 388 с.

V. A. Evdokimov, Doctor of Political Sciences, Professor, Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8128-5690, e-mail: Evdokimovva@list.ru

INFORMATION SPACE AND MEDIA SPACE: CORRELATION OF CONCEPTS

Introduction. In the scientific community there are various ideas about the information and media spaces. Some researchers identify the information and media space, others perceive both concepts as metaphors rather than scientific terms. It is important to find out what brings together and divides the two concepts as complex systems.

Purpose. The author's goal is to reveal the essence of the relationship between the information and media space, to comprehend the functions performed by the information and media space, the interaction of subjects and objects in these spheres.

Conclusion. Media space is part of the information space if to understand the media in the narrow sense of the word. The functionality of the information and media spaces is not equivalent. The information space is multifunctional, most information flows are chaotic, the news are multi-valued. Media space can be both multifunctional and monofunctional, when one function is expressed distinctly, while others are weak. Information flows never grow shallow, but change directions. In the information space, changing of vectors of the spread of news is faster than in the media space. Subjects of information and media spaces can realize also dysfunctional potential. Keywords: information space, media space, subject, object, function.

References

1. Hippocrates. On Airs, Waters and Places. Greek Geography. London: Dent, 1934. 269 p.

2. Humboldt A. Cosmos: Sketch of Physical Description of the Universe. London, 1949. 479 p.

3. Durkheim E. Les forms ele mentaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. Quatrieme Edition. Paris: Presses Universitaires de France, 1960. pp. 31-66.

4. Simmel G. The Philosophy of Money. Problems of Sociology. St. Petersburg: University Book, 2015. 416 p. (In Russian).

5. Bourdieu P. Sociology of policy. Moscow: Socio-Logos, 1993. 336 p. (In Russian).

6. Sztompka P. The Sociology of Social Change. Moscow: Aspect Press, 1996. 416 p. (In Russian).

7. Shestakova N. N., Kuzmina L. К. Features of the transformation of social space. Economics and Management, 2016, no. 1, pp. 77-83. (In Russian).

8. Dzyaloshinskiy I. M. Меdia space of Russia: communication strategies of social institutions. Moscow: APK и PPRO, 2013. 479 p. (In Russian).

9. Francis D. K. Architecture. Form, Space and Order. Moscow: Astel, 2005. 399 p. (In Russian).

10. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Moscow: KuchK0V0 pole, 2007, 464 p. (In Russian).

11. Sharkov F. I. The Convergence of political media space elements. Polis. Political Studies. 2017, no. 3, pp. 135-143. (In Russian).

12. Financial Dictionary. URL: www.finam.ru/dictionary (In Russian).

13. Yefremova T. F. Modern explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: AST; Astrel, 2006. (In Russian).

14. Large dictionary of foreign words. Moscow: IDDK, 2007. (In Russian).

15. Stults R. Media Space. Xerox, PA: Xerox PARC, 1986. (In Russian).

16. Litvinovich M. How Internet changes media space. Impuls. 2010, no. 4. (In Russian).

17. Yudina Е. N. Development of media space of modern Russia. Moscow, 2008. 36 p. (In Russian).

18. Prokhorov Е. P. Journalism and democracy. Moscow: RIP-holding, 2001. 268 p. (In Russian).

19. Sociology. Encyclopaedia. Minsk: Book House, 2003. (In Russian).

20. Ignatov V. S., Pimenova D. V. Information space. Structure and functions. News of higher educational institutions. Social sciences, 2007, no. 3, pp. 3-10. (In Russian).

21. Manoilo A. V. State information policy in special conditions. Moscow: MIFI, 2003. 388 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 10.09.2018 © В. A. Евдокимов, 2018

Автор статьи: Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: Evdokimovva@list.ru

Рецензенты:

A. Э. Еремеев, доктор филологических наук, профессор, ректор Омской гуманитарной академии.

B. И. Хомяков, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики, Омский государственный университет им. Ф. M. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.