Ю. Х. Маджитов
Интеллектуальная собственность в инновационном процессе Таджикистана
Маджитов Юсуфджон Хайруллоевич - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: majidov_yusuf@maiL.ru).
Аннотация. В статье изложены результаты анализа роли интеллектуальной собственности в инновационном процессе национальной экономике Республики Таджикистан. Раскрыта взаимосвязь возможностей активизации инвестиционного процесса с совершенствованием механизма использования интеллектуальных ресурсов и повышения качества объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инновационный процесс, инновационное развитие, рынок интеллектуальной собственности, патент.
Интеллектуальная собственность формируется как институт, посредством которого многие виды знаний переводятся из разряда потенциальных общественных благ в разряд реализуемых частных. Общество осознано реализует такой перевод с помощью права на интеллектуальную собственность. В свою очередь это имеет стимулирующий характер в создании новых знаний и изобретений. Изобретательская деятельность в условиях отсутствия института интеллектуальной собственности (ИС) с экономической точки зрения становится бессмысленной, так как создатель нового знания не может получить компенсацию за вложенные усилия. Поэтому в рамках инновационной деятельности естественным образом возникает потребность в соответствующем формировании прав на интеллектуальную собственность (ее регистрация, охрана, инвентаризация, классификация объектов интеллектуальной собственности). С учетом этого формируется нормативно-правовая база ИС.
Напомним, что понятие «интеллектуальная собственность» возникло в ходе практиковавшегося в ХVII -XVI11 вв. юридического закрепления за отдельными лицами их права на результаты умственной деятельности в сфере науки, производства и.т.д. В соответствии с решением Стокгольмской конференции (1976) была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) World intellectual Property Organization.
В Российской Федерации и в Таджикистане защита интеллектуальной собственности в основном базируется на положениях Гражданского кодекса. Определено, что интеллектуальная собственность есть исключительное право
использования результата интеллектуальной творческой деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде художественного произведения, сделанных в любой форме, позволяющей вследствие восстановить эти произведения. После этого одним из механизмов, обеспечивающих защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, является патентное право. Патент предоставляет исключительное право, предоставленное на изобретение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающим новое технологическое решение. Патент предоставляет своему владельцу охрану на изобретение. При этом такая охрана предоставляется на ограниченный срок, как правило, на 20 лет. С помощью патентного права искусственно возникает монополия на то или иное новшество. Алюбая монополия, как известно, наносит экономике вред. Поскольку современная экономика в основном базируется на знаниях и на очень «затратных» передовых технологиях, ставших основой функционирования и развития современного общества, это существенно влияет на стоимость товаров и услуг. В частности, около 70 % стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть1. Патентное право стимулирует потенциальных изобретателей к поиску новых решений и тем самым стимулирует научно-технический прогресс проявляющийся, в повышении производительности труда. Существенное значение имеет срок действия патентов. Его увеличение обусловливает рост потерь общества от монопольной деятельности держателей патентов. Если же этот срок уменьшить, снизятся стимулы к изобретательской деятельности.
Для содействия развитию внедрения результатов интеллектуальной деятельности государственных научно-исследовательских организаций в производство, по мнению автора, не следует ограничивать свободу исследовательской деятельности, а наделить правом собственности на свои изобретения государственные научно исследовательских организации - несмотря на то, что эти исследования финансировались за счет бюджетных средств. К сожалению, государство не всегда является эффективным собственником ИС. Так, в 1980-х годах Администрация США была собственником примерно 30 тысяч патентов. Однако лишь на 5 % от общего числа изобретений были выданы лицензии для их коммерческого использования, т.е. двадцатая часть.
С учетом сказанного выше следует формировать политику государства в области научных - исследований в Республике Таджикистан. Её следует ориентировать на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.
С развитием рыночных отношений интеллектуальная собственность становится предметом имущественных сделок. Ее составляющие элементы вы-
1 Макрусев В. В., Пауков А. А. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности: Монография. -М.: РИО РТА, 2005.
ступают как товар1 на рынке объектов интеллектуальной собственности. Справедливая и совершенная система патентования, обеспечивая изобретателю, признание и материальную выгоду, стимулирует изобретательскую и инновационную деятельность. Благодаря гарантиям, предусматриваемым такой системой для патентовладельца, создаются также благоприятные условия для трансферта технологий.
Однако, практика показывает, что уровень зашиты интеллектуальной собственности устанавливается в зависимости от соотношения имитаций и инноваций в национальной экономике. Если в экономике страны основные тенденции отражают инновационную модель развития, такая страна в первую очередь заинтересована в высоком уровне защиты интеллектуальной собственности. Если же страна в силу недостаточного научно-технического потенциала предпочитает имитировать инновации, то высокая степень защиты авторского и патентного права будет препятствовать ей в этом. На наш взгляд, усиливая защиту интеллектуальной собственности, нельзя упустить из поля зрения вероятность проявления противоречия между ужесточением охраны прав интеллектуальной собственности и созданием, трансфертом инноваций. Принятие более жестких мер по охране интеллектуальной собственности может привести к увеличению разрыва в технологическом уровне промышлен-но развитых и развивающихся стран, а также к монопольным тенденциям на рынке новых разработок. Более жесткая система защиты прав интеллектуальной собственности может фактически замедлить общий процесс создания новаторских разработок, в результате чего сократится количество не только имитаций, но и инноваций в целом.
С другой стороны, наличие надежной системы защиты интеллектуальной собственности способствует активизации научно исследовательских разработок и творческой изобретательности. Функционирование подобных систем помогает создавать рынок результатов интеллектуальной деятельности, обеспечивая правовую основу купли - продажи инноваций, тем самым повышая уровень инвестиционной привлекательности страны, особенно привлечения инвестиции в высокотехнологичный сектор экономики.
Важно отметить, что слабая защита интеллектуальной собственности ввиду облегчения доступа к интеллектуальному ресурсу снижает прибыльность инновационной деятельности. Одновременно снижаются возможности минимизации рисков, так как доступность интеллектуального ресурса в производство расширяет круг участников инновационного цикла, тиражирующих объекты интеллектуальной собственности в ущерб ранее стартовавшим в инновационном процессе субъектам экономики.2
1 В случае продажи материального товара все права переходят к новому лицу, купившему этот товар, в случае продажи объекта интеллектуальной собственности, как правило, к покупателю переходит лишь часть прав, а основные права остаются за владельцем.
2 Макрусев В. В., Пауков А. А. Указ. соч. - С. 84.
Таким образом, получается, что «пиратское» использование чужих изобретений стимулирует развитие страны лишь до тех пор, пока охрана интеллектуальной собственности не становится для нее экономически выгодной1. Вследствие этого 3 - 6% мировой торговли приходится на поддельные товары. В реальном выражении это составляет 120-240 млрд. долларов США в год2.
Для стран со слабой экономической инфраструктурой, к которым относится Республика Таджикистан, патентная система не гарантирует заметных преимуществ. Обладая ограниченными возможностями для создания собственных инноваций, Таджикистан подпитывает свое экономическое развитие, копируя чужие технологические решения. Поэтому строгое соблюдение положений о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) этими странами будет способствовать увеличению издержек, связанных с приобретением инноваций, и даже может «заблокировать» развитие ряда производств и услуг, например, создание копий и аналогов или разработку приложений»3.
Результаты исследования показывают, что проблема создания и развития высокотехнологичного сектора экономики с привлечением иностранных инвестиций в этот сектор в значительной степени связана с решением вопроса о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
В Декларации относительно международных договоров в области промышленной собственности от 20 января 1994 г. Республика Таджикистан объявила о действии на своей территории ряда важнейших международных конвенций и договоров. Распространение международных соглашений на Республику Таджикистан и принятые в стране законы означают, что в РТ на законодательном уровне полноценно функционирует система охраны объектов интеллектуальной собственности. Вместе с тем, несмотря на благоприятные условия, в настоящее время в Таджикистане наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности, коэффициент изобретательской активности из расчета на 10 тыс. человек составляет, в среднем,1,5 %.
Государство должно уделять особое внимание развитию института интеллектуальной собственности как основного фактора систематического протекание инновационных процессов в экономике. Роль государства в формировании института интеллектуальной собственности усиливается в трех направлениях.
1. Государственное содействие осуществляется с целью поощрения активности субъектов производства качественно новых результатов интеллектуальной деятельности, доработки научных результатов до стадии промышленных
1 Там же. - С. 93.
2 Henderson E. TRIPS and the Third World: The Example of Pharmaceutical Patents in India // European Intellectual Property Review, 1997. 11. Vol. 19.
3 Беселер Х. Ф. Соглашение ТРИПС: Меры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности. Tasic Programme - Intellectual Property. European commission, 2001.
образцов. Государство должно выделять государственным научно-исследовательским организациям и другим исследовательским учреждениям средства на НИОКР, приобретение экспериментального оборудования, испытательных стендов, современных программных средств для моделирования и.т.д. На этой основе создаётся инфраструктура инновационного развития.
С целью повышения научно-исследовательского потенциала путем объединения исследовательских процессов в единое целое государству следует формировать информационный ресурс по научно- исследовательской деятельности всех категорий организаций, отвечающий современным требованиям. Для генерации изобретения в научно-исследовательских центрах необходимо создать адекватные условия с целью привлечения высококвалифицированных кадров с новаторскими способностями.
2. Для стимулирования развития института интеллектуальной собственности государству целесообразно создавать налоговые и таможенные преференции компаниям, которые внедряют в свои производства результаты интеллектуальной деятельности научно-исследовательских организаций, а так же предусматривать особые условия для экспорта наукоемкой продукции. Возможен особый налоговый режим для научно-исследовательских организаций. Для производства высоколиквидных результатов интеллектуальной деятельности предпочтительно предоставить научно-исследовательским организациям свободу исследовательской деятельности, а так же наделить правом собственности государственные научно-исследовательские организации на свои изобретения. Все это приведет к расширению сотрудничества между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей промышленности.
3. Для регулирования развития института интеллектуальной собственности в целом необходима современная нормативно-правовая база. На этой основе регулируются все виды отношений между субъектами интеллектуальной деятельности, совершенствуется механизм защиты прав интеллектуальной собственности, учитывающий интересы всех субъектов ИС. Определенное значение имеет разработка мер, исключающих появление монополистов в области использования результатов интеллектуальной деятельности.
Список литературы
1. Варфоломеева Ю. А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. Ось-89, 2006.
2. Макрусев В. В., Пауков А. А. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности: Монография. -М.: РИО РТА, 2005.
3. Олехонович Г. И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. Минск: Амалфея, 2003.
4. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2005 году: Аналитический сборник. Вып. 1. - Душанбе, 2007.
© Маджитов Ю. Х., 2012