Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность как фактор развития инновационной деятельности в российских вузах'

Интеллектуальная собственность как фактор развития инновационной деятельности в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность как фактор развития инновационной деятельности в российских вузах»

4. Киселева М. В., Погосян В. А. Модели учебного взаимодействия в высокотехнологичной информационной образовательной среде // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. С. 58-65. — http://fit-herzen-conf.ru/pdf/2012.pdf

5. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 3-11.

6. Попова Р. И., Киселева Э. М., Станкевич П. В. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области образования безопасности жизнедеятельности // Вестник Челябинского педагогического университета. 2013. № 3. (0,75п. л.)

7. Учебно-методический комплекс по сетевой образовательной программе подготовки магистров «Психологическое сопровождение служебной деятельности» / Семикин В. В., Худяков А. И., Пашкин С. Б., Виноградов П. Н., Макаров Ю. В., Лисовская Н. Б.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 299 с.

8. Учебно-методический комплекс сетевой образовательной программы подготовки магистров «Экономика и управление в сфере услуг» по направлению «080100 — Экономика» / Отв. ред. Н. В. Василенко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 242 с.

9. Учебно-методической комплекс основной образовательной программы «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / Под ред. А. Зарин, А. П. Антропова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 10 п. л.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

С. В. Дружинина

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Любая целостная система содержит в себе узловой механизм. В системе производственных отношений таким механизмом является собственность. Собственность, как экономическая категория, представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения материальных средств производства. Присвоение — это достаточно сложный и многоступенчатый социально-экономический процесс, который зависит от структуры экономики. Существуют две формы присвоения: присвоение непосредственно через труд и присвоение через обращение. Первая форма присвоения осуществляется через труд, и в этом случае мы имеем дело с трудовой собственностью. На этом виде собственности основано трудовое право. Вторая форма присвоения осуществляется через обращение, и в этом случае частная собственность, созданная трудом, превращается в собственность, созданную капиталом. Чтобы разобраться в видах и формах собственности, следует рассмотреть три основных атрибута собственности: пользование, владение, распоряжение. Пользование представляет собой извлечение из предмета каких-то полезных свойств. Владение — это ограниченная собственность. Распоряжение предполагает полное присвоение объектов собственности. В зависимости от этих состояний собственности можно выделить три типа собственников. Первый тип — это наследник (потенциальный собственник). Условия вступления наследника в права собственника закреплены законодательно. Второй тип — владелец. Он извлекает из вещи полезные свойства, пользуется ею, но не может продать ее, подарить, заложить в лом-

бард или банк, передать по завещанию. И третий тип — полный собственник, он обладает правом распоряжения и отчуждения вещи, то есть правом передачи собственности другому лицу.

На основе вышеизложенной градации отношений собственности складываются разные формы хозяйствования и определенная структура производства. Отношения собственности, в конечном счете, пронизывают все стадии воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.

Понятие интеллектуальная собственность произошло от английского «Intellec-tual property» (интеллектуальное свойство), относится к категории маркетинговых терминов и обозначает временную передачу авторских и иных смежных эксклюзивных нематериальных прав другому лицу.

По определению директора НИИ интеллектуальной собственности, доктора юридических наук В. Н. Лопатина: «Интеллектуальная собственность — совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права), относящиеся, в том числе к:

• литературным, художественным и научным произведениям;

• программам для ЭВМ и базам данных;

• исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, фонограммам, радио- и телевизионным передачам и другим сообщениям в эфир или передаче по кабелю;

• изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

• селекционным достижениям;

• полезным моделям;

• секретам производства (ноу-хау);

• топологиям интегральных микросхем;

• товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров и коммерческим обозначениям;

• научным открытиям;

• защите против недобросовестной конкуренции» [6. С. 6].

Понятие «интеллектуальная собственность» в российском законодательстве появилось в 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» с 1 января 1991 г. Во второй статье в редакции этого закона «Право собственности» были обозначены объекты интеллектуальной собственности: «Объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания» [2]. Согласно Гражданскому кодексу РФ от 24.11.2006 г., термин интеллектуальная собственность трактуется, как «список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита» [1]. Иными словами, интеллектуальная собственность — это возможность обладания и использования авторских и иных смежных прав, патентов и товарных знаков. То есть не допускается использование некоторых результатов интеллектуальной и творческой деятельности других лиц без разрешения авторов, авторы обладают правом монополии на результаты своих трудов.

Признание объектов интеллектуальной собственности объектами коммерциализации, обусловливает сравнительно новую функцию университетов — функцию произ-

водства такого специфического товара, как интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность — это тот экономический ресурс, который при определенных условиях должен стать реальным фактором развития инновационной деятельности в российских вузах. Доля человеческого капитала (интеллекта) должна преобладать над иной ресурсной основой (газовой, нефтяной и т. д.).

Существует строгое разделение видов интеллектуальной собственности: авторское право, товарные знаки, смежные права, патенты, недобросовестная конкуренция, промышленные образцы, охрана новых сортов растений. В соответствии с действующим в России законодательством выделены объекты интеллектуальной собственности вузов. К ним относятся:

1) результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР и ТР), полученных при выполнении вузом договоров и контрактов;

2) результаты, созданные работниками вуза — преподавателями, аспирантами и т. п.) в связи с творческим применением знаний, накопленных в процессе научно-технической деятельности в рамках научных направлений вуза;

3) товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

4) программы для ЭВМ и базы данных;

5) секреты производства (ноу-хау);

6) произведения литературы и искусства.

Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе видов интеллектуальной собственности, любые действия, не противоречащие закону. Но при этом должны существовать основания для признания права собственности. Они различаются в зависимости от видов интеллектуальной собственности. Так, для изобретения промышленных образцов и других моделей:

• необходимо соответствующим образом оформить и подать заявку в патентное бюро или патентное ведомство на выдачу патента на имя вуза-собственника;

• опубликовать сведения о выдаче патента на данный объект в официальном бюллетене Патентного ведомства;

• с момента регистрации и выдачи патента вузу данный вуз становится обладателем собственности на данный вид интеллектуальной собственности [3].

Для товарных знаков:

• оформление и подача в Патентное ведомство заявки на регистрацию товарного знака;

• регистрация товарного знака в соответствующем государственном реестре и выдача свидетельства вузу-правообладателю, с момента которой возникает право собственности на товарный знак [3].

Для баз данных; ноу-хау; произведений науки, литературы и искусства:

• правообладатель может по своему желанию зарегистрировать в установленном порядке базу данных, различные программы в российском агентстве по патентным и товарным знакам.

Права на интеллектуальную собственность следует рассматривать как основной фактор развития инновационных процессов. Именно эти права определяют правовые условия и баланс интересов вузов-правообладателей, то есть собственников интеллектуальной собственности, их авторов и инвесторов, включая государство при создании и

коммерческом использовании конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности.

По мнению специалистов в области использования инноваций: «В поисках антикризисного механизма обновления мировая экономика, "перетасовав" отрасли в пользу инновационных (всегда привлекательных для инвесторов), взращивает новые проекты на неосвоенных "нивах". Из рискованных активов инвесторы всегда бегут в новые возможности — в новые инновационные проекты. Стоит лишь сместить акценты, на базе которых реализуются инновации, и экономика начинает выздоравливать. Вывод очевиден — главный двигатель экономики — это инновации.

А от чего зависят инновации? Какие факторы являются критическими для "нивы" и влияют на ее плодородные инвестиционные свойства? Бесспорно важнейшие из них — это внедренческая среда, конкурентное окружение и инвестиционный климат» [10. С. 87].

Российские вузы, являясь образовательными учреждениями, должны в обязательном порядке осуществлять фундаментальные, поисковые, методические и прикладные исследования, которые выступают неотъемлемой частью подготовки специалистов. Сочетание учебного и научного процессов характеризует вуз как учебно-производственный комплекс (УПК). Результатами функционирования УПК являются различные объекты интеллектуальной собственности: приборы, технологии, методики, ноу-хау, техническая документация, лабораторное оборудование, учебные пособия, лекционные курсы, диссертации, монографии.

В настоящее время приоритетной задачей высшей школы является эффективное использование внутреннего интеллектуального потенциала вузов и доведение прикладных и иных исследований до использования в экономике. Для этого необходимо выработать определенную лицензионную политику, которая рассматривала бы интеллектуальный потенциал вузов как имущественный ресурс (нематериальные активы), которые, в свою очередь, функционировали бы в качестве:

1) основы инвестиционных проектов;

2) объекта лицензионных соглашений;

3) основы соглашений о научно-техническом сотрудничестве, заключения договоров о выполнении НИР;

4) основания для получения грантов, инвестиций и т. д.;

5) источника материального стимулирования творческого труда специалистов;

6) вклада в уставный капитал учреждаемых юридических лиц.

Наряду с интеллектуальным потенциалом вуза существует и инновационный потенциал вуза, который можно рассматривать как создание инноваций в научных подразделениях вуза, в предметных сферах профессорско-преподавательского состава вуза, инновации в учебном процессе и его организации.

Рассмотрим деятельность ряда вузов по созданию интеллектуального потенциала и его реализации. Обратимся к характеристике интеллектуального потенциала в РГПУ им. А. И. Герцена и его использованию. В составе вуза 21 факультет, 4 учебных института, 3 НИИ, 10 научно-образовательных центров, 28 научных лабораторий. Университет имеет договорные отношения с партнерами из 37 стран Европы, Азии, Америки; ООН, ЮНЕСКО, Комиссией Европейского сообщества [11].

Приведем таблицу аккредитационных показателей РГПУ им. А. И. Герцена.

Таблица 1

Аккредитационные показатели РГПУ им. А. И. Герцена

Наименование Значение показателя Пороговое значение

Среднегодовой объем финансирования 96 863,3 руб. 100 000 руб.

% ППС с ученой степенью 77,1 60,0

% штатных преподавателей 83,8 50,0

Число аспирантов на 100 студентов 8,5 4,0

Среднегодовое число защит диссертаций 4,3 3,0

на 100 чел. ППС

Число отраслей науки, в рамках которых 21,0 5,0

выполнены НИР

Источник: cyberleninka.ru/article Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена на 20112015 гг. // Вестник Герценовского университета. 2011. № 2.

На основе данного интеллектуального потенциал вуза было достигнуто следующее:

1) создан отдел интеллектуальной собственности (ОИС), где хранится каталог результатов интеллектуальной деятельности вуза;

2) создано два малых инновационных предприятия: ООО «Органика-РГПУ» и ООО «Геоэкология окружающей среды»;

3) создана электронная библиотека учебно-методической и научной литературы в рамках Фундаментальной библиотеки имени Марии Федоровны;

4) перечень проектов научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ в 2013 г. и в плановом периоде 2014 и 2015 гг., насчитывает 72 позиции;

5) осуществляется повышение квалификации педагогов в использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, например, проведение телеконференций, off-line консультаций в режиме реального времени, создание компьютерных тестирующих систем.

Результаты реализации инновационной образовательной программы в РГПУ им. А. И. Герцена следующие:

1. При проведении виртуальных занятий и консультаций используются прямые (контактные) или «очные» консультации, off-line консультации с использованием электронной почты, on-line. Инновационная деятельность направлена на решение педагогическим коллективом определенных актуальных проблем, с целью оптимизации процессов обучения и воспитания, развития общеобразовательного учреждения в целом.

2. Направления инновационной деятельности находятся в сфере изменения содержания и качества образования (расширение, углубление, изменение учебного материала) и внедрения новых технологий обучения, локального и модульного масштаба.

3. Развитие инновационной деятельности способствует организации и развитию педагогической диагностики. Педагогическая диагностика особый вид профессионально-педагогической деятельности, область научно-педагогических знаний, рассматривающая вопросы установления и изучения признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогических систем и условий их реализации (на всех уровнях), для прогнозирования возможных отклонений (путем педагогической коррекции) нарушений нормальных тенденций их функционирования и развития.

4. Инновационный процесс определяет необходимость стратегического планирования и концептуального обоснования инновационных практик, адекватного общей образовательной политике вуза, социальным требованиям, кадровому потенциалу, уровню методического обеспечения, что позволяет реально планировать систему мероприятий, корректировать деятельность педагогов, соотносить полученные результаты с исходными условиями, анализировать развитие своей инновационной практики не в сравнении с аналогичными практиками в других школах, а прослеживать собственную, индивидуальную траекторию развития. Осмысление индивидуальной траектории развития инновационной практики позволяет определить оптимальный механизм, с помощью которого осуществляется управление инновационной деятельностью.

5. Развивающаяся инновационная деятельность в педагогическом вузе становится важным компонентом системы непрерывного профессионального развития педагогов и повышения квалификации педагогических кадров.

6. Эффективность внедрения новшества в практику определяется промежуточными результатами инновационной деятельности, через разработанную педагогическими коллективами систему диагностики результатов, соответствующую первоначальным педагогическим целям и задачам определенного цикла инновации.

7. Проектные, проблемные, творческие объединения и педагогические лаборатории педагогов в рамках реализации инновационной деятельности выполняют функции разработки и реализации нововведений по решению актуальных педагогических и управленческих проблем, а также способствуют консолидации единомышленников, стремящихся совместными усилиями оптимизировать собственную педагогическую деятельность.

Существует определенная структура управления инновационной деятельностью в РГПУ им. А. И. Герцена:

1. Координаторы проектных, проблемных, творческих объединений и педагогических лабораторий отвечают за тактическое планирование деятельности внутри своего объединения, обеспечивают условия для активного участия заинтересованных педагогов и других специалистов.

2. Администрация и ответственные исполнители на основе педагогической диагностики, анализа информации, проявленных социальных запросов разрабатывают стратегию развития инновационной деятельности в соответствии с общей образовательной политикой вуза.

3. Оценка адекватности и эффективности инновационной деятельности вуза основывается на принципах открытости и доступности и может осуществляться экспертами разных уровней: педагогический коллектив, администрация, представители структур управления образованием, деятели науки и др.

В качестве сравнения осуществления инновационной деятельности в вузе приведем пример на базе данных Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП).

Интеллектуальный потенциал ГУАП включает: 6 факультетов и 6 институтов. В их состав входит 9 научно-образовательных центров, 8 научно-исследовательских институтов и кафедра ЮНЕСКО «Инженерное дистанционное образование». Особую роль играет гуманитарный факультет, где разрабатываются интеллектуальные системы в области искусственного интеллекта, который является одним из основных в современных условиях факторов наукоемкой экономики.

Приведем таблицу аккредитационных показателей ГУАП.

Таблица 2

Аккредитационные показатели Санкт-Петербургского государственного университета авиационного приборостроения

Наименование Значение Пороговое значение

Объем финансирования по программе 900 млн руб. 1000 млн руб.

стратегического развития ГУАП на 5 лет

% ППС с учеными степенями 80 60

% штатных преподавателей 79,8 50

Число аспирантов на 100 студентов 4,1 4,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 чел. ППС) 4,5 5,0

Число отраслей науки, в рамках которой 6,0 5,0

выполнены НИР

Источник: http://guap.ru — официальный сайт ГУАП, guap.ru/guap/main/rect

Составной частью интеллектуального потенциала ГУАПа является «Объединенный научно-инновационный технологический комплекс».

В его состав входят:

• Международный институт передовых аэрокосмических технологий;

• Институт компьютерной безопасности вычислительных систем и сетей;

• Институт высокопроизводительных компьютерных и сетевых технологий;

• Институт компьютерного интерактивного моделирования;

• Институт проблем волновой электроники;

• Научно-исследовательский институт инновационных технологий в электромеханике и энергетике;

• Международный институт кибернетики и артоники;

• Международный институт инжиниринга в экологии и безопасности жизнедеятельности;

• Научно-исследовательский отдел биотехнических проблем;

• Инновационно-технологический центр «Аэрокосмический»;

• Международный российско-французский центр трансфера технологий;

• Учебно-научно-производственная лаборатория инновационных транспортных технологий.

Цель создания данного комплекса заключается в решении проблем повышения безопасности и эффективности движения авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, включая уменьшение негативного влияния на окружающую среду, путем сотрудничества профильных университетов Украины, России и стран ЕС в направлении подготовки специалистов по специальности «Интеллектуальные транспортные системы» (ИТС), основанной на внедрении современных информационно-коммуникационных технологий в управление транспортных аппаратов и систем.

Результатом успешного функционирования данного комплекса являются международные научно-исследовательские контракты и научные гранты.

В частности, ежегодно сотрудниками университета проводилась работа по 57 контрактам о выполнении научно-исследовательских работ на общую сумму более 500 000 дол. США с такими иностранными фирмами, как: «Renault» (Франция); «Light Managemt Group» (Канада); «Samsung Electronics» (Корея); а также с:

• Институтом науки и технологий (Корея);

• Научно-исследовательским центром армии США;

• Институтом космических исследований (Пакистан);

• Китайским центром развития и обмена талантами в аэрокосмической области, Центром США «GT Technology», «XVD Corporation», «Intel Corporation»;

• Южно-Корейской фирмой «Samsung Electronics» [8].

Если сравнить аккредитационные показатели данных двух крупных российских вузов, то по количеству штатных преподавателей, числу аспирантов на 100 студентов и числу отраслей науки, в рамках которой выполняются НИР, РГПУ им. А. И. Герцена превосходит ГУАП. Но инновационная активность ГУАП гораздо выше, так как инновационный потенциал его выше в части научно-исследовательской деятельности, материально-техническом и финансовом обеспечении инновационной деятельности.

В целом же конкурентоспособность любого университета в условиях рыночной экономики определяется его способностью не только удовлетворять общественную потребность в подготовке и переподготовке специалистов, но и в умении в условиях конкуренции создавать, осуществлять правовую охрану и реализовывать интеллектуальную собственность, адекватную требованиям отечественного и мирового рынков. Интеллектуальная собственность в определенных условиях может стать реальным фактором экономического развития вузов и страны в целом, так как именно университеты и другие научные учреждения являются источником фундаментальных и прикладных знаний, лежащих в основе новейших наукоемких продуктов и технологий.

Поэтому центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности университетских комплексов следует рассматривать как неотъемлемые компоненты национальной инновационной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ от 24.11.2006 г.Ч. 4. Гл. 69. Ст. 1225.

2. Закон «О собственности в РСФСР» в ред. Закона РФ от 24.06.1992. № 3119-1.

3. Патентный закон РФ от 23.09.92. № 3517-1. Ст. 8, 15-18, 25.

4. Близнец И. А. Роль интеллектуальной собственности в условиях становления общества знаний // Инновации. 2011. № 1. С. 4-7.

5. Валдайцев С. В. Оценка интеллектуальной собственности. — М.: Экономика, 2010. — 471 с.

6. Лопатин В. Н. Интеллектуальная собственность: Словарь терминов и определений / Респ. на-уч.-исслед. ин-т интеллектуальной собственности (РНИИИС). — М.: Патент, 2012. — 150 с.

7. Московкин В. М. Анализ мер европейской инновационной политики в контексте защиты прав интеллектуальной собственности и их адаптация для России // Инновации. 2010. № 1. С. 68-73.

8. Официальный сайт ГУАП — http://guap.ru

9. Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг. // Вестник Герценовского университет. 2011. № 2.

10. Узлов В. А. Управление инновациями через капитализацию интеллектуальной собственности // ЭКО. 2012. № 11. С. 88-92.

11. http:/Federal.ru/ files/FSO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.