Научная статья на тему 'Интеллектуальная система поиска неисправности на самолёте'

Интеллектуальная система поиска неисправности на самолёте Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
412
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / САМОЛЕТ / ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ / INTELLIGENT SYSTEM / AIRCRAFT / TROUBLESHOOTING

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Перфильев Олег Владимирович, Рыжаков Станислав Геннадьевич, Должиков Владимир Александрович

В статье представлена интеллектуальная система для поиска неисправности на борту самолета, оборудованная сетью, которая разделена на защищенную зону, называемую зоной авионики, и открытую зону. Программный модуль открытой зоны содержит математическую модель оборудования самолёта, имеет возможность вводить в неё отказы, фиксировать её состояние, сравнивать его с записью в бортовом журнале, генерировать представление страниц электронного документа технического обслуживания и передавать их в первый компьютер при совпадении состояния математической модели с записью в бортовом журнале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Перфильев Олег Владимирович, Рыжаков Станислав Геннадьевич, Должиков Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL TROUBLESHOOTING SYSTEM BY PLANE

The article presents an intelligent system for troubleshooting on board an aircraft, equipped with a network that is divided into a protected zone, called an avionics zone, and an open zone. The open zone software module contains a mathematical model of aircraft equipment, has the ability to enter failures into it, record its state, compare it with the entry in the logbook, generate a presentation of the electronic maintenance document pages and transfer them to the first computer when the mathematical model state matches the entry logbook.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная система поиска неисправности на самолёте»

УДК 004.891.3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТИ НА САМОЛЁТЕ

© 2018 О.В. Перфильев, С.Г. Рыжаков, В.А. Должиков Ульяновский филиал конструкторского бюро ПАО «Туполев»

Статья поступила в редакцию 01.11.2018 г.

В статье представлена интеллектуальная система для поиска неисправности на борту самолета, оборудованная сетью, которая разделена на защищенную зону, называемую зоной авионики, и открытую зону. Программный модуль открытой зоны содержит математическую модель оборудования самолёта, имеет возможность вводить в неё отказы, фиксировать её состояние, сравнивать его с записью в бортовом журнале, генерировать представление страниц электронного документа технического обслуживания и передавать их в первый компьютер при совпадении состояния математической модели с записью в бортовом журнале. Ключевые слова: интеллектуальная система, самолет, поиск неисправностей.

Термины и определения

Бортовой журнал - компьютерное мобильное программное приложение с удобным интерфейсом на планшете, смартфоне летчика или авиатехника, в нем размещен электронный документ с описанием неисправности.

Математическая модель оборудования самолёта - математическая модель, реализующая функцию O = Ф (П).

Область значений функции Ф - множество отказов оборудования, которые могут быть зафиксированы экипажем или собраны компьютером закрытой зоны за время полёта всего парка самолётов данного типа. К ним относятся: несвоевременное прохождение (не прохождение) индикации (сигнализации) работы устройств, агрегатов, функций; сообщения об отказах быстросменных блоков; несвоевременное включение (отключение) устройств и агрегатов, функций блоков.

Область определения функции Ф - множество причин отказов компонентов (отказы проводников электрических соединителей, автоматов защиты и предохранителей, сигнализаторов, переключателей, источников питания, электро-радио элементов в конструкции самолётных электросборок).

Математическое моделирование отказа -введение в математическую модель компонентов отказов и задержек распространения сигналов в линиях электрических связей.

Программный модуль компьютера открытой зоны - содержит математическую мо-

Перфильев Олег Владимирович, кандидат технических наук, инженер-конструктор 2 категории. E-mail: [email protected]

Рыжаков Станислав Геннадьевич, кандидат технических наук, директор.

Должиков Владимир Александрович, первый заместитель директора поЭРАНО.

дель оборудования самолёта, выполняет математическое моделирование отказа, сравнивает её с записью в бортовом журнале, изменяет область значений и область определения функции Ф по команде оператора.

Код отказа - перечень отказов в виде цифр, регистрируемых бортовой системой технического обслуживания (БСТО) с указанием номера системы и подсистемы.

Задачи исследования:

- с помощью математической модели оборудования установить взаимно однозначное соответствие между неисправностью, записанной в бортовом журнале и множеством причин, которые к ней могут привести;

- в течение жизненного цикла изделия наращивать список рассматриваемых неисправностей (значений функции) и список причин (область определения функции).

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

Система состоит из двух частей, 1 и 2, соответственно находящихся в зоне (ЗА) авионики и в открытой зоне (03). Зона авионики включает в себя рабочее место оператора 7, первый компьютер 4 и бортовой журнал 5.

В качестве первого компьютера 4, например, может выступать бортовая система технического обслуживания (БСТО), в которой регистрируются отказы, случившиеся в полёте.

Открытая зона включает в себя:

- второй компьютер 3, например компьютер базового аэропорта авиакомпании;

- рабочее место оператора 8;

- программный модуль 6, содержащий математическую модель оборудования самолёта.

Первый компьютер 4 взаимодействует с программным модулем 6 второго компьюте-

ра 3, который связан с первым компьютером 4 из зоны авионики 1 через однонаправленную линию связи, проходящую от зоны авионики до открытой зоны. Программный модуль 6 содержит математическую модель оборудования самолёта.

Математическая модель оборудования создаётся на основе конструкторской документации разработчика самолёта и загружается в программный модуль компьютера 3 открытой зоны.

Коды отказов, случившихся в данном полёте, в базовом или транзитном аэропорте передаются из первого компьютера 4 зоны авионики (см. Рис.1) во второй компьютер 3 открытой зоны. Второй компьютер 3 с помощью программного модуля 6, запускает имитацию отказов компонентов из области определения функции Ф математической модели ВС, фиксирует появление значения функции Ф, совпадающее с анализируемым кодом отказа. Фиксирует компоненты, отказы которых соответствуют данному значению функции Ф.

Соответствующие этому значению функции Ф отказы компонентов являются причинами рассматриваемого отказа.

Выявив компоненты, отказы которых приводят к данному отказу (неисправности), программный модуль 6 генерирует соответствующие технологические карты по их обслуживанию и передаёт по защищённой сети Интернет на ноутбук, планшет или смартфон на рабочее место оператора технического обслуживания 7 для устранения отказа компонентов.

В том случае, если после выполнения предписанных операций по технологическим картам (ТК), устранения отказа не произошло, поиск причин отказа выполняется традиционным способом. После устранения отказа, оператор с рабочего места 7, по защищённой сети Интернет направляет отчёт на рабочее место оператора 8 для уточнения области определения функции Ф математической модели оборудования. Отчёт оператора 7 представляет собой словесное описание установленной причины отказа.

Рис. 1. Работа компьютерной системы технического обслуживания: 1 - зона (ЗА) авионики; 2 - открытая зона (03); 3 - второй компьютер; 4 - первый компьютер; 5 - бортовой журнал; 6 - программный модуль; 7 - рабочее место оператора; 8 - рабочее место оператора ТО

В том случае, если программный модуль второго компьютера 3 не обнаружил код отказа по результатам работы математической модели, то программный модуль второго компьютера 3 добавляет этот код (тип) отказа в область значений функции Ф, сообщает по защищенной сети Интернет на ноутбук, планшет или смартфон на рабочее место оператора технического обслуживания 7 о необходимости поиска и устранения причин отказа традиционным способом (Рис. 2). Однако, после определения причин данного отказа, оператор с рабочего места 7 по защищенной сети Интернет направляет отчёт на рабочее место оператора 8 для уточнения области определения функции Ф математической модели оборудования и алгоритма моделирования.

Сведения об отказе, записанные экипажем в бортовой журнал 5, передаются оператором 7 оператору 8 открытой зоны по защищенному каналу сети Интернет. Оператор 8 формирует с помощью программного модуля 6 второго компьютера 3 код отказа и запускает имитацию отказов компонентов из области определения

функции Ф математической модели самолёта. Выявив компоненты, отказы которых приводят к данному отказу, программный модуль генерирует соответствующие технологические карты по их обслуживанию и передает по защищенной сети Интернет на ноутбук, планшет или смартфон на рабочее место оператора технического обслуживания 7 для устранения отказа компонентов. Дальнейшее устранение причин отказа и уточнение функции Ф происходит в соответствии с алгоритмом (Рис.2, 2а).

Как видно из алгоритма работы системы, поиск причин неисправности и генерирование соответствующих технологических карт ведётся автоматически вторым компьютером 3 открытой зоны с помощью программного модуля 6. При этом нет необходимости иметь в первом компьютере 4 зоны авионики программный модуль с деревом отказов и выполнять его уточнение в процессе жизненного цикла самолёта. Все возможные причины отказа, встретившиеся в течение жизненного цикла всего парка самолётов, вычисляются программным модулем 6 во втором компьютере Ъ открытой зоны, а сам

устрзнЛ^ —

Рис. 2

Рис. 2а

Рис. 2, 2а. Алгоритм работы компьютерной системы технического обслуживания: 4 - первый компьютер; 6 - программный модуль; 7 - рабочее место; 8 - оператор ТО

программный модуль 6 обновляется в соответствии с описанным алгоритмом.

Использование программного модуля 6 с математической моделью оборудования позволяет повысить эффективность поиска неисправности, так как второй компьютер 3 выявляет все компоненты бортовой кабельной сети, являющиеся причиной данного отказа. Нет необходимости разрабатывать дерево отказа, создавать дорогостоящие и малоэффективные Руководства по диагностике неисправности (РДН) и поддерживать их в актуальном состоянии.

На Рис. 3 представлена модификация системы, содержащая третий компьютер 9, например сервер разработчика самолета, предназначенный для:

- формирования и модификации математической модели оборудования самолёта в ходе выполнения опытно-конструкторских работ;

- хранения актуальных релизов математической модели оборудования самолёта и резервирования данных;

- поиска неисправности с помощью математической модели оборудования самолёта программного модуля;

- обеспечения соединения по протоколу TCP/IP с рабочим местом оператора технического обслуживания (ТО);

- аутентификации и авторизации оператора технического обслуживания при подключении и тестировании программного модуля (моделирование отказов);

- обеспечения защиты данных от взлома

На Рис. 4, 4а представлена модификация алгоритма работы программного блока 6 второго компьютера и оператора 7

В том случае если оператору 7 не удалось найти причину отказа традиционным способом, он направляет код отказа по защищённой сети Интернет в третий компьютер 9, для получения дополнительных рекомендаций по устранению отказа. После определения причин данного отказа, оператор с рабочего места 7 по защищён-

Рис. 3. Работа модифицированной компьютерной системы технического обслуживания: 1 - зоне (ЗА) авионики; 2 - открытая зона (03); 3 - второй компьютер; 4 - первый компьютер; 5 - бортовой журнал; 6 - программный модуль; 7 - рабочее место оператора ТО; 8 - рабочее место оператора; 9 - третий компьютер

Рис. 4. Алгоритм поиска неисправности

ной сети Интернет направляет отчёт на рабочее место оператора 8 и в третий компьютер 9, для уточнения области определения функции Ф компьютера 2 и области определения функции Ф компьютера 3 математической модели оборудования и алгоритма моделирования.

Наличие третьего компьютера 9 и его связь с оператором технического обслуживания 7 обеспечивает совершенствование математической модели в течение жизненного цикла самолёта и повышение глубины и точности поиска неисправных компонентов оборудования.

Рис. 4а. Алгоритм поиска неисправности

Применение системы позволит:

- не обращаться постоянно к иногда устаревшей (неактуальной) эксплуатационно-технической и ремонтно-технической документации (в бумажном или сканированном виде);

- максимально устранить необоснованные демонтажно-монтажные работы на борту;

- отказаться от последовательного перебора всех возможных причин при поиске неисправностей, что значительно сэкономит время;

- постоянно наращивать и актуализировать программный комплекс актуальной информацией по нахождению неисправностей в течение жизненного цикла парка самолётов.

INTELLECTUAL TROUBLESHOOTING SYSTEM BY PLANE

© 2018 O.V. Perfilev, S.G. Ryzhakov, V.A. Dolzhikov

Ulyanovsk Branch of the Design Bureau of PJSC «Tupolev»

The article presents an intelligent system for troubleshooting on board an aircraft, equipped with a network that is divided into a protected zone, called an avionics zone, and an open zone. The open zone software module contains a mathematical model of aircraft equipment, has the ability to enter failures into it, record its state, compare it with the entry in the logbook, generate a presentation of the electronic maintenance document pages and transfer them to the first computer when the mathematical model state matches the entry logbook. Keywords: intelligent system, aircraft, troubleshooting

Oleg Perfilyev, Ph.D., Design Engineer 2 cat. E-mail: [email protected] Stanislav Ryzhakov, Ph.D., Director. Vladimir Dolzhikov, Vice-Director of ERANO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.