Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (ИГМ) / КОНЦЕПЦИЯ "УМНЫЙ ГОРОД"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ражапова С. С., Негматов Н. Н.

В данной статье представлен ряд взглядов на внедрение современных технологий для развития транспортной сферы. Также представлен обзор аспектов, которые следует учитывать при интеллектуааалллизации транспортных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUALIZATION OF TRANSPORT SERVICES IS THE KEY TO THE EFFICIENCY OF THE SPHERE

This article presents a number of views on the introduction of modern technologies for the development of the transport sector. An overview of the aspects that should be taken into account in the intelligentization of transport systems is also presented.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ»

Ражапова С. С. преподаватель ТРТрУ Негматов Н.Н.

ТРТрУ преподаватель

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - ЗАЛОГ

ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ

Аннотация: В данной статье представлен ряд взглядов на внедрение современных технологий для развития транспортной сферы. Также представлен обзор аспектов, которые следует учитывать при интеллектуааалллизации транспортных систем.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), интеллектуальная городская мобильность (ИГМ), концепция «умный город».

Razhapova S.S. senior lecturer TRTRU Negmatov N.N. lecturer TRTRU

INTELLECTUALIZATION OF TRANSPORT SERVICES IS THE KEY TO THE EFFICIENCY OF THE SPHERE

Annotation: This article presents a number of views on the introduction of modern technologies for the development of the transport sector. An overview of the aspects that should be taken into account in the intelligentization of transport systems is also presented.

Keywords: Information and communication technologies (ICT), intelligent urban mobility (IGM), the concept of "smart city".

В Постановлении № PQ-3589 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления автотранспортными средствами», утвержденном главой нашего государства 6 марта 2018 года, было подчеркнуто, что существующие возможности и резервы автотранспортных услуг неиспользуются в полной мере в последние годы, модернизация автотранспортных предприятий находится не на уровне современных требований, показано недостаточное внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных

транспортных систем, а также возможности и резервы потенциала страны для увеличения экспорта и транзита автомобильные транспортные услуги используются не в полной мере [1].

Исходя из существенного состояния, необходимо рассмотрение и разработка современных подходов решения данной проблемы. Одной из перспективных направлений в данной сфере является интеллектуализация функционирования транспортных систем.

Интеллектуализация функционирования транспортных систем города (концепция «умный город») представляет собой сложную систему взаимосвязанных инноваций: технологических, организационных и экономических (различные формы сотрудничества государства, государственных органов, частного бизнеса и общественных организаций), финансовых (платформа бизнес-моделей, платформа - интеграторы, многосторонние платформы) и другие - это использование современных технологий. Использование «умных» технологий в управлении городской транспортной системой создает качественно новую среду, основанную на развитии «человеческого капитала» и распространении инноваций (рис. 1).

Рис 1. Информационная мобильность в соответствии с концепцией «умный город (smart city)».

Городская мобильность (ГМ) - это перемещение людей и товаров по городу. Это может показаться простым, но когда мы рассматриваем все факторы, включая инфраструктурные, технологические, политические и культурные факторы, мы видим, что городская навигация является сложным предметом с многолетней историей и будущим, построенным на передовых технологиях [2].

На основе обобщения существующих подходов к определению ГМ предлагается рассматривать мобильность интеллектуального города как процесс перемещения людей и товаров, а также управлять этим процессом на основе выбора наиболее оптимальных маршрут с использованием информации и данных. Развитие интеллектуальной городской мобильности (ИГМ) - позволит значительно увеличить доступ населения ко всем видам услуг интеллектуального городского транспорта, что

достигается за счет использования программного обеспечения, интегрирующего жилищно-коммунальное хозяйство, социальную и коммерческую инфраструктуру, а также государственную и муниципальные власти.

Концепция «Мобильность как услуга-Mobility as a Service(MaaS)» составляет идеологическую основу развития ИГМ. На текущем этапе основной особенностью концепции MaaS является адаптация комплексных услуг мобильности, предлагаемых при использовании различных видов транспорта и планировании интермодальных поездок, выбор персонального предложения на основе наиболее выгодной цены, возможность выбора оптимальный маршрут и создать единый интерфейс, работающий в удобном способе оплаты. В результате развития городской транспортной системы основное внимание постепенно смещается на персональную городскую логистическую систему.

Основной целью развития интеллектуальной городской мобильности является устойчивое развитие городских поселений, повышение комфортности проживания и повышение эффективности освоения городского пространства. Формирование и реализация механизмов интеллектуальной мобильности города основывается на удовлетворении потребности в мобильности горожан и предприятий с целью повышения качества жизни (организация передвижения работников предприятий в наиболее удобном для них режиме) [3].

По результатам анализа были определены следующие задачи, которые необходимо решить путем реализации инициатив в области ИГМ:

• равный доступ ко всем транспортным услугам для всех граждан;

• повысить защищенность и безопасность (улучшенный мониторинг и контроль в общественном транспорте помогут выявлять и реагировать на различные чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия или террористические акты, а на более поздних этапах внедрения еще и снижать уровень аварийности по всему городу);

• снижение загрязнения воздуха и шума, влияния парниковых газов и энергопотребления (использование общественного транспорта, предлагающее использование нескольких вариантов из одного интерфейса и обеспечивающее контроль расписания рейсов в режиме реального времени, значительно сокращает использование личных автомобилей и снижает выбросы токсичных газов в атмосферу);

• повысить эффективность и экономичность перевозки людей и грузов;

• повышение качества жизни горожан и повышение привлекательности и качества городской среды и городского пространства с точки зрения общего социально-экономического развития (повышение эффективности и доступности общественного транспорта повышает качество жизни населения и экономит расходы граждан);

• создание и развитие рынка мобильных приложений (открытые данные о транспорте и передвижении по городу создадут рынок мобильных приложений со значительными экономическими и социальными преимуществами).

Несколько групп факторов, составляющих характеристики, направления, средства и механизмы развития интеллектуальной городской мобильности

Исторические факторы (различия во времени и интенсивности перехода на новые форматы городской мобильности)

Финансово-экономические факторы (доступ к современным бизнес-моделям, финансово-экономические факторы государственной поддержки ИГМ и др.)

Организационно-правовые факторы (законодательные инициативы по регулированию застройки, способы организации городского пассажирского

транспорта)

Технологические факторы (уровень развития интеллектуальных транспортных систем на основе современных технологических решений)

Институциональные факторы (не только процедуры и механизмы взаимодействия всех заинтересованных сторон в развитии городской транспортной системы, но и устойчивое развитие всех элементов градостроительного планирования, регулирующих региональное планирование и землепользование и застройку, а также возможность государственно-частного сотрудничества в развитии городской мобильности)

В целом инновации в городской мобильности должны отвечать трем основным потребительским интересам: сокращение времени ходьбы по дороге, снижение транспортных расходов и повышение комфорта для жителей города (пешеходов, пассажиров, автомобилистов) [4].

Развитие интеллектуальной городской мобильности невозможно без серьезных инвестиций в дорожную инфраструктуру городов и мобильной связи нового поколения, без разработки актуальных проектов развития городской транспортной системы на основе законодательства, направленного на обеспечение безопасности транспортных средств в новых условиях. условиях, а также разработка и внедрение технологий интеллектуальной городской мобильности, среди которых предложения по системе мер и инструментов, направленных на поддержку достижений [5].

В заключение, с внедрением технологий умного города можно решить проблемы дорожного движения в городах, повысить мобильность в городах с помощью интернет-технологий, экономить энергию и уменьшить загрязнение окружающей среды.

Интеллектуальная городская мобильность может быть достигнута за счет использования новых технологий, которые коренным образом изменят передвижение людей и товаров в городах в будущем, улучшив связь между автомобилями, повысив безопасность, улучшив транспортный поток и сократив выбросы.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-3589 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления автотранспортом».

2. Касимов, О. К., & Ражапова, С. С. (2020). ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. Экономика и социум, (6), 710-715. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44002983

3. Ражапова, С. С. (2018). ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНО0 ВА ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА. Экономика и социум, (5), 1010-1014. ://www.elibrary.ru/item. asp?id=35682713

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.