Научная статья на тему 'Интеллект как адаптивная способность – проблемы и перспективы изучения'

Интеллект как адаптивная способность – проблемы и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект как адаптивная способность – проблемы и перспективы изучения»

76

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - URL: http: // krhroo.ucoz.ru/fgos/ DOO/ fgos_doo.docx.

4. Штепина И.С., Морозова И.С., Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. - 2012.- № 12. - С. 162-165.

5. Рукас Т.И., Федорова Н.И., Чертенкова Г.И., Фе-дорцева М.Б. Комплексный мониторинг развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений: Учебно-методическое пособие / Под

ред. Разенковой Н.Е. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. - 85 с.

6. Фёдорова Н.И. Мониторинг психического развития детей дошкольного возраста в условиях крупного промышленного города // Сибирский педагогический журнал. - 2010 - №7 - С. 134-143

7. Филиппова Г.Г. Эмоциональное развитие ребёнка к проблеме определения понятия // Перинатальная психология и психология родительства. - 2004. -№3. С. 1-22.

ИНТЕЛЛЕКТ КАК АДАПТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Макарычева Ирина Николаевна

НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт», заведующий научно-исследовательской лабораторией изучения

интегрального интеллекта (г. Ижевск)

Споры вокруг понятия «интеллект» не прекращаются второе столетие, со времен его определения. Бытовое понятие интеллекта, как правило, соответствует понятиям «ум», «разум», «эрудиция». Интеллектуал, с точки зрения обывателя, - это тот, кто обладает большим количеством знаний из разных областей, умеет решать различные задачи и, как правило, занят умственным трудом. При этом все чаще в последнее время на экранах и в литературе создается образ чрезвычайно умного, интеллектуального персонажа, который является абсолютным социопатом. Кто становится героем нашего времени? Шелдон Купер, доктор Хаус, все последние экранные «реинкарнации» Шерлока Холмса - герои чрезвычайно популярных фильмов и сериалов, которые демонстрируют недюжинные интеллектуальные способности наряду с почти полным пренебрежением к социальным нормам и правилам поведения, плохо контролируемой эмоциональностью и отсутствием коммуникативных интересов. В обычной жизни все еще сложнее - в детских коллективах «быть умным» далеко не всегда престижно. В среде взрослых человек, способный приспособиться к группе, вызывает большие симпатии, чем человек умный. Все чаще мы наблюдаем конфликт между «умом» и социализацией, адаптацией. И, тем не менее, развитие общества требует все большего количества высокоинтеллектуальных людей. Усложняются задачи, которые необходимо решать в современном обществе. Увеличивается количество необходимой для этого информации. И, конечно, требования к скорости решения проблемных ситуаций повышаются. В связи с этим дальнейшие исследования в области интеллекта, а главное разработка практических подходов к конструктивному его развитию, становятся наиболее актуальными для практических психологов.

В науке эволюция понятия «интеллект» осуществляется в двух направлениях - психометрическом и системном. Первое отвечает на вопросы о структуре интеллекта и измеримых и измеряемых его параметрах. Второе является попыткой рассмотреть интеллект с множества точек зрения и вскрыть обусловленность его формирования и развития, в том числе с точки зрения невозможности полного рационального познания и понимания некоторых свойств психики человека. Именно системный подход обусловил появление таких понятий как «социальный интеллект» (Д. Гилфорд), «эмоциональный интеллект» (Дж. Д. Майер, П. Саловей), «мудрость» (Канцман и Балтес),

«внутриличностный интеллект» (Г. Гарднер) и, наконец, «интегральный интеллект» (К.Уилбер, М. Энтони).

При очень большом количестве определений самого понятия, тем не менее, можно отметить общее - под интеллектом понимается некая совокупность умственных способностей индивида, позволяющая ему решать различные жизненные задачи, в том числе новые, и успешно адаптироваться в окружающем мире. (2) При этом механизм интеллектуальной деятельности до сих пор является не до конца изученным, а практика психологической помощи и сопровождения отдельного человека (консультирование) и группы (образовательные учреждения, организации), как правило, ограничивается психометрикой показателей различных видов интеллекта.

Стоит отметить, что развитие общества в сторону все большей технологизации и, практически признанным переходом человечества в информационное общество, изменяют структуру познавательных процессов человека [3], что неизбежно ведет к изменению способов взаимодействия с окружающим миром, а значит модифицированию процессов адаптации индивида. Очевидно, что подобные процессы приводят к тому, что интеллект также претерпевает структурные и системные изменения. Те познавательные процессы, которые составляли фундамент высоких интеллектуальных показателей некоторое время назад, на данном этапе могут утрачивать свою системообразующую функцию в структуре интеллекта. Кроме того, новое время ставит новые задачи перед человеком, и индивид вынужден «изобретать» новые способы и подключать новые способности для решения жизненных задач и адаптации к окружающему миру. Возможно, именно конфликт между необходимостью формирования новых, более эффективных и соответствующих требованиям времени, механизмов адаптации и традиционными под ходами к пониманию и развитию интеллектуальных способностей и приводят к появлению и распространению так привлекательных в массовом сознании типажей сверхинтеллектуальных социопатов.

Понимая недостаточность и зачастую односторонность существующих подходов к проблеме интеллекта, нам представляется важным обозначить именно интегративный подход к пониманию его природы. Современные интегральные теории исходят из критики рационального редукционистского подхода к феноменам психики и предлагают интегральность рассматривать как уровневость и

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

77

выход за рамки наблюдаемого, измеряемого и объясняемого. В рамках этих подходов (К. Уилбер, М. Энтони и другие) ученые включают в понятие интеллекта субъективный надличностный внутренний мир, и указывают на происхождение интеллекта из мистического/духовного мировоззрения. [9] Нам представляется более корректным понимать интегральный интеллект как универсальную способность человека к решению задач различной направленности и разного уровня на основе индивидуального и коллективного опыта, обеспечивающую не просто его адаптацию к окружающей среде, а эффективное социальное бытие. Под эффективным социальным бытием мы будем понимать такое существование человека, которое обеспечивает ему осмысленное и активное воздействие на самого себя и свое окружение с целью создания материальных и духовных ценностей, обеспечивающих развитие микро- и макросообществ, а в итоге всего человечества. Именно такой подход позволит по-новому и более конструктивно подойти к проблеме развития интеллекта и воспитанию интеллектуалов, обладающих адаптивными способностями, развитыми социальными навыками и созидающими окружающий мир.

В нашей работе мы не раз сталкивались с интересным наблюдением - во время семинаров и тренингов наши слушатели заполняли тест СЖО (смысложизненные ориентации), разработанный Д.А.Леонтьевым. И, как правило, те, кто выделялся своей эрудицией, способностью быстро и конструктивно решать задачи, демонстрировали более низкие показатели осмысленности жизни, чем те, кто уступал им по показателям «ума». По итогам наблюдения мы провели пилотное исследование, в котором участникам предлагалось заполнить тест Амтхауэра, изучающий так называемый общий интеллект (IQ), тест СЖО и тест Холла, изучающий эмоциональный интеллект. В исследовании приняли участие 20 человек, все с высшим образованием, служащие и предприниматели, в возрасте от 25 до 45 лет. Выявить линейную зависимость этих трех показателей не удалось. Однако, тенденция, при которой при высоких показателях по тесту Амтхауэра испытуемые демонстрировали существенно более низкие показатели по тесту СЖО, наблюдалась во всех случаях. При среднем значении IQ в группе 108,2 42% испытуемых показали результаты выше среднегруппового.

Средний показатель по критерию осмысленности жизни у них 102,6. У остальных участников при показателях IQ ниже среднегруппового общий показатель осмысленности жизни по тесту СЖО - 125,5. Беседы с участниками исследования, а также данные других методик (метод мотивационной индукции, «Линия жизни») позволяют высказать предположение, что люди с более высокими показателями IQ более критично относятся к оценке своих смыслов, целей жизни, существующего положения дел, достигнутых на текущий момент результатов своей жизни, а также к самооценке как части эмоционального интеллекта в части управления собственными эмоциями и самомотивации. Отсюда возникает закономерный вопрос - не в этом ли феномене кроется риск социальной и эмоциональной дезадаптированности интеллектуально одаренных людей? [8] Сочетание эрудиции, способности к сопоставлению данных, оперированию понятиями и критичности как залога эффективного решения задач при работе с личностными, коммуникативными и социальными категориями вызывает напряжение и трудности. Решение традиционных интеллектуальных задач подчиняется определенным закономерностям, правилам и алгоритмам. Приобретаемый опыт решения таких задач расширяет

спектр возможностей для человека за счет индивидуальных и коллективных знаний и творчества. Что же касается социальных, эмоциональных и сугубо творческих задач, то, как правило, усвоение правил их решения происходит спонтанно в течение жизни человека, подчиняется групповым правилам и законам и имеет очень сильную эмоциональную окраску. Имея хорошие интеллектуальные способности, человек, в то же время, имеет ограниченную практику специально организованной тренировки их в личностном, социальном и эмоциональном поле, что приводит либо к спонтанной компенсации (в том числе и притормаживании интеллектуального развития), либо к эмоциональному напряжению, дезадаптации и невротизации личности. Даже поверхностный анализ системы образования и социальных стереотипов воспитания показывает, что приоритетным для них являются знания, умения и навыки в конкретных предметных областях и при решении конкретных ситуаций. Социальный и эмоциональный интеллект развиваются методом «проб и ошибок». То же самое можно сказать и о рефлексивных навыках и представлениях о перспективе будущего, как пространстве мотивации. [4] При этом стоит отметить, что понимание особенностей интеллекта в целом и осознание необходимости его развития во всех сферах человеческого существования позволит повысить адаптивные возможности личности и существенно увеличить эффективность социального бытия человека. Кроме того, понимая интеллект в интегральном его виде как одну из составляющих адаптации личности, мы можем утверждать, что грамотное и системное его развитие позволит снизить невротические проявления в обществе, о которых писали В.Франкл [5], Э.Фромм [6], Р.Мэй и другие психологи, и обеспечить дальнейшую эволюцию человека.

Таким образом, перед специалистами, занимающимися проблемами интеллекта, стоят следующие задачи -систематизация имеющихся знаний о природе интеллекта и его составляющих, изучение взаимосвязи и соотношения различных видов интеллекта (когнитивного, социального, эмоционального), описание самого механизма интеллектуальной деятельности, разработку диагностического инструментария и рекомендаций по развитию интеллекта для разных возрастных групп, а также разработку рекомендаций по организации образовательных и производственных сред, максимально способствующих раскрытию интеллектуальных способностей человека.

Список литературы

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта // Г. Гарднер; [пер. с англ. А.Н.Свирид]. - М.: Вильямс, 2007. - 501 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога -Минск.: Харвест, 1998 г.

3. Макарычева И.Н. Особенности психологической диагностики в условиях информационного общества// Психофизические и социально-психологические аспекты взаимодействия в системе «человек-машина»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Ижевск, 2014, с.26-28.

4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

78

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Фромм Э. Искусство быть: [пер. с англ.] / АСТ, Аст-рель. Москва. 2012.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.

8. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. - 80 с.

9. Энтони М. Рубежи теории интеллекта // Форсайт. №4 (4), 2007 год, с. 4-18.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ БАРЬЕРНОСТИ-РЕАЛИЗУЕМОСТИ КАК ФАКТОР ДИНАМИКИ СТРУКТУР ОБРАЗА МИРА

Склейнис Виктор Александрович

Канд. псих. наук, доцент кафедры МиГН, г. Магадан

АННОТАЦИЯ

данная статья посвящена сопоставительному анализу концепций внутриличностной организации информации. Производится сопоставление моделей смысловой сферы личности Д. А. Леонтьева, нейрологическихуровней Р.Дилтса, а также уровней ценностно, смыслвой регуляции жизнедеятельности. Автор рассматривает функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей как фактор динамики структур образа мира.

ABSTRACT

this article is a comparative analysis of intrapersonal concepts of organizing information. Comparison of models of semantic sphere ofpersonality D. A. Leontiev, neurological levels of R. Dilts and the levels of value, semantic regulation of life. The author examines the functional mechanism of barrier-realizability of personal values as a factor in the dynamics of structures of the image of the world.

Ключевые слова: образ мира, смысловая сфера личности нейрологические уровни, функциональный механизм ба-рьерности-реализуемости

Keywords: image of the world, the semantic sphere of the personality of the neurological levels, the functional mechanism of barrier-realizability

При разработки моделей функционирования образа мира одним из наиболее важных вопросов является описание механизмов функционирования его ядерного слоя, представляющего собой целемотивацонный комплекс и оказывающего детерминирующее воздействие на структуры нижележащие. Исследования профессиональной специфичности ядерного слоя образа мира показывают, что на уровне целемотивационного комплекса данная специфичность проявляется лишь в ряде профессий [7,с.808], в то время как у других специалистов структуры ядерного слоя образа мира инвариантны профессиональной деятельности [5, с. 104-116].

В качестве одной из объяснительных моделей, позволяющих интерпретировать различия в характере проявления профессиональной специфичности образа мира, наблюдаемые при изучении представителей различных типов профессий, нам представляется целесообразным использовать функциональный механизм барьерности - реализуемости, описанный Салиховой [4, с. 15]. Согласно Салиховой, ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта осуществляется в соответствии с моделью открытого регуляторного кольца, задающего экзистенциальные ожидания личности. Содержательный аспект этой регуляции определяется индивидуальной иерархизированной системой личностных ценностей, являющихся источниками смыслообразования и задающих избирательность наполнения жизненного пространства личности. В динамическом аспекте ценностно-смысловая регуляция проявляет себя посредством рассогласований, возникающих при сопоставлении ценностно насыщенных экзистенциальных ожиданий с одной стороны и воспринимаемой субъектом степени их реализации с другой.

Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельно -сти человека осуществляется на иерархически соподчинённых уровнях-пространствах. Пространство событийных общностей включает в себя надсистемы, с которыми

человек соотносит смысл своей жизни Центральный уровень включает в себя пространство жизни человека как целостности, представленной в единстве деятельностной и бытийной сторон. Далее следует пространство сфер жизни, включающее в себя подсистемы, смысл которых задаётся в рамках жизни в целом. Далее следуют пространство деятельности и общения и пространство действия.

Функциональный механизм барьерности - реализуемости служит для оценки субъектом степени реализации личностных ценностей. И определяет субъективно воспринимаемую субъектом степень рассогласования меры важности и доступности ценностей через полярные экзистенциальные установки барьерности - реализуемости.

Описывая характер взаимосвязи механизма барьер-ности - реализуемости со структурами образа мира, На уровне перцептивного и семантического слоёв образа мира преобладания барьерности либо реализуемости проявляется в способах трансформации информации, оцениваемой как угрожающая, а также в когнитивных стилях, представляющих собой способы организации личностно нейтральных перцептивных и семантических содержаний. При этом барьерность связана с независимостью от поля и широким диапазоном эквивалентности, высокой выраженностью защитных механизмов компенсации, регресса и замещения, а реализуемость - с полезависимостью и узким диапазоном эквивалентности, низкой выраженностью тех же защитных механизмов.

Говоря о соотношении выраженности экзистенциальных установок реализуемости и барьерности личностных ценностей с одной стороны и структур ядерного слоя образа мира с другой, можно отметить, что данные установки инвариантны содержанию ценностей, а также мотивации достижения или избегания неудачи и локусу субъективного контроля [4, с. 36]. Вместе с тем, выявлена связь преобладания барьерности или реализуемости с одной стороны и смысложизненных ориентаций с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.