Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЦИФРОВИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОБЗОР ПЯТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ - 2020»'

ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЦИФРОВИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОБЗОР ПЯТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ - 2020» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВОЙ МИР / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УНИВЕРСИТЕТ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ МИР / INTERDISCIPLINARITY / INTELLIGENCE / DIGITAL WORLD / DIGITAL ECONOMY / UNIVERSITY / ACADEMIC WORLD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баженова Елена Юрьевна

Цель: ознакомление широкого круга читателей журнала с результатами работы конференции «Междисциплинар- ность-2020» и новыми идеями и результатами исследований, представленными в докладах российских и зарубежных ученых, сфокусированных на проблеме интеллекта в цифровом мире.Методы: системный подход к познанию социальных явлений определил следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, структурно-функциональный, контент-анализ.Результаты: описано содержание основных докладов, прозвучавших на международном научном мероприятии (Г. Б. Клейнера, Д. В. Ушакова, Р. М. Нуреева, Е. В. Балацкого, С. Г. Кирдиной-Чэндлер и других ученых), в которых анализируются различные аспекты функционирования и развития интеллекта в цифровом мире, типы и уровни интеллекта, влияние на социально-экономические процессы. Докладчики представили различные взгляды на процессы цифровой трансформации экономики и общества, в том числе анализировались основные риски реализации цифрового проекта в России с точки зрения его влияния на экономический рост в контексте глобальных мировых политико-экономических трендов. Сформулирован тезис о неизбежности перехода к новому типу экономики - интеллектуальной экономике, в которой знания выступают предметом, а интеллект - средством труда. Докладчики с междисциплинарных позиций выделили ряд актуальных фундаментальных научных проблем, требующих своего решения: создание институтов интеллектуальной экономики; изменение правовой среды, формирование правовой системы, обеспечивающей функционирование интеллектуализированных социотехнических систем. Рассмотрен комплекс проблем и задач в сфере высшего образования по формированию интеллектуальных компетенций для цифрового мира, дана оценка роли и позиции университетов в современном мире. Научная новизна: междисциплинарность - одна из современных актуальных тенденций развития научного знания о человеке, природе и обществе - нацелена на преодоление фрагментарности дисциплинарного знания для обеспечения эффективности, системности и гармоничности социального управления и проектирования. Новизна обсуждавшихся на конференции проблем задавалась специальным фокусом - «Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие». Интеллект рассматривается в роли основного средства достижения общественных целей как на макро-, так и мезо- и микросоциальных уровнях. Представленные в статье доклады ориентированы на всесторонний анализ ключевых факторов социально-экономического и гуманитарного развития, важнейшими из которых сегодня выступают знания и интеллект. Научная новизна обсуждаемых проблем заключается в совокупности объекта, предмета и методов исследований: комплексном анализе интеллекта в современном цифровом мире, расширении смыслового наполнения этого понятия, анализе феноменов переплетения различных видов интеллекта (естественного, искусственного, социального), на базе междисциплинарного подхода, объединении усилий экономистов, социологов, лингвистов, философов, юристов, историков, а также представителей технических отраслей знания.Практическая значимость: основные положения и выводы обзора могут быть использованы в научной и образова- тельной деятельности для повышения уровня и качества информационного взаимодействия при реализации междисциплинарных практик академического сообщества, для выявления и распространения лучших практик междисциплинарных исследований, а также для совершенствования управления и планирования инновационной деятельности академических организаций, оценивания и экспертизы научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Баженова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECT AND INTELLECTUAL PRACTICES IN THE DIGITALIZED WORLD: REVIEW OF THE 5TH INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE “INTERDISCIPLINARITY IN THE MODERN SOCIAL-HUMANITARIAN KNOWLEDGE - 2020

Objective: to familiarize a wide range of the Journal readers with the results of the “Interdisciplinarity-2020” conference and the new ideas and research results presented in the reports of Russian and foreign scientists focused on the problem of intelligence in the digital world. Methods: a systematic approach to the cognition of social phenomena has determined the use of the following research methods: analysis, synthesis, comparison, structural and functional methods, content analysis.Results: the content of the main reports presented at the international scientific event is described (by G. B. Kleiner, D. V. Ushakov, R. M. Nureyev, E. V. Balatsky, S. G. Kirdina-Chandler and other researchers), which analyze various aspects of the functioning and development of intelligence in the digital world, the types and levels of intelligence, and the impact on socio-economic processes. The speakers presented various views on the processes of digital transformation of the economy and society, including the analysis of the main risks of implementing a digital project in Russia in terms of its impact on economic growth in the context of global political and economic trends. The thesis is formulated about the inevitability of the transition to a new type of economy - the intellectual economy, in which knowledge is the subject, and intelligence is the means of labor. Speakers from interdisciplinary positions hightlighted a number of urgent fundamental scientific problems that need to be solved: the creation of intellectual economy institutions; the change of the legal environment; the formation of a legal system that ensures the functioning of intellectualized sociotechnical systems. The complex of problems and tasks in the field of higher education aimed at the formation of intellectual competencies for the digital world is considered, the role and position of universities in the modern world are assessed. Scientific novelty: interdisciplinarity as one of the current trends in the development of scientific knowledge about man, nature and society is aimed at overcoming the fragmentation of disciplinary knowledge to ensure the effectiveness, consistency and harmony of social management and design. The novelty of the problems discussed at the conference was due to a special focus - “Intelligence in the digital world: influence, management, development”. Intelligence is considered as the main means of achieving social goals at both macro-, meso- and microsocial levels. The reports presented in the article are focused on a comprehensive analysis of the key factors of socio-economic and humanitarian development, the most important of which today are knowledge and intelligence. The scientific novelty of the discussed problems lies in the totality of the object, subject and research methods: a comprehensive analysis of intelligence in the modern digital world; expansion of the semantic content of this concept; the analysis of the phenomena of various types of intelligence interweaving (natural, artificial, social), based on an interdisciplinary approach; and uniting the efforts of economists, sociologists, linguists, philosophers, lawyers, historians, as well as representatives of technical branches of knowledge.Practical significance: the main provisions and conclusions of the review can be used in scientific and educational activities to improve the level and quality of information interaction when implementing interdisciplinary practices of the academic community, to identify and disseminate the best practices of interdisciplinary research, as well as to improve the management and planning of innovation activities of academic organizations, evaluation and expertise of research activities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЦИФРОВИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОБЗОР ПЯТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ - 2020»»

ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ / REVIEWS OF CONFERENCES

УДК 001.2:001.89:004:30:33(048.8) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.174-186

Обзорная статья

Е. Ю. БАЖЕНОВА1

1 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЦИФРОВИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОБЗОР ПЯТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ - 2020»

Баженова Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, оф. 304, тел.: +7 (863) 218-40-49

E-mail: ebazhenova@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8253-5073

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/S-2087-2016 eLIBRARY ID: SPIN-код: 3517-0330, AuthorID: 170037

Цель: ознакомление широкого круга читателей журнала с результатами работы конференции «Междисциплинар-ность-2020» и новыми идеями и результатами исследований, представленными в докладах российских и зарубежных ученых, сфокусированных на проблеме интеллекта в цифровом мире.

Методы: системный подход к познанию социальных явлений определил следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, структурно-функциональный, контент-анализ.

Результаты: описано содержание основных докладов, прозвучавших на международном научном мероприятии (Г. Б. Клейнера, Д. В. Ушакова, Р. М. Нуреева, Е. В. Балацкого, С. Г. Кирдиной-Чэндлер и других ученых), в которых анализируются различные аспекты функционирования и развития интеллекта в цифровом мире, типы и уровни интеллекта, влияние на социально-экономические процессы. Докладчики представили различные взгляды на процессы цифровой трансформации экономики и общества, в том числе анализировались основные риски реализации цифрового проекта в России с точки зрения его влияния на экономический рост в контексте глобальных мировых политико-экономических трендов. Сформулирован тезис о неизбежности перехода к новому типу экономики -интеллектуальной экономике, в которой знания выступают предметом, а интеллект - средством труда. Докладчики с междисциплинарных позиций выделили ряд актуальных фундаментальных научных проблем, требующих своего решения: создание институтов интеллектуальной экономики; изменение правовой среды, формирование правовой системы, обеспечивающей функционирование интеллектуализированных социотехнических систем. Рассмотрен комплекс проблем и задач в сфере высшего образования по формированию интеллектуальных компетенций для цифрового мира, дана оценка роли и позиции университетов в современном мире.

m

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Научная новизна: междисциплинарность - одна из современных актуальных тенденций развития научного знания о человеке, природе и обществе - нацелена на преодоление фрагментарности дисциплинарного знания для обеспечения эффективности, системности и гармоничности социального управления и проектирования. Новизна обсуждавшихся на конференции проблем задавалась специальным фокусом - «Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие». Интеллект рассматривается в роли основного средства достижения общественных целей как на макро-, так и мезо- и микросоциальных уровнях. Представленные в статье доклады ориентированы на всесторонний анализ ключевых факторов социально-экономического и гуманитарного развития, важнейшими из которых сегодня выступают знания и интеллект. Научная новизна обсуждаемых проблем заключается в совокупности объекта, предмета и методов исследований: комплексном анализе интеллекта в современном цифровом мире, расширении смыслового наполнения этого понятия, анализе феноменов переплетения различных видов интеллекта (естественного, искусственного, социального), на базе междисциплинарного подхода, объединении усилий экономистов, социологов, лингвистов, философов, юристов, историков, а также представителей технических отраслей знания.

Практическая значимость: основные положения и выводы обзора могут быть использованы в научной и образовательной деятельности для повышения уровня и качества информационного взаимодействия при реализации междисциплинарных практик академического сообщества, для выявления и распространения лучших практик междисциплинарных исследований, а также для совершенствования управления и планирования инновационной деятельности академических организаций, оценивания и экспертизы научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: междисциплинарность; интеллект; цифровой мир; цифровая экономика; университет; академический мир

Конфликт интересов: автором не заявлен.

Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http:// creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii^

Как цитировать статью: Баженова Е. Ю. Интеллект и интеллектуальные практики в цифровизирующемся мире: обзор Пятой международной научной конференции «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2020» // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15, № 1. С. 174-186. DOI: http://dx.doi. ог&Л0.21202Д993-047ХЛ5.2021ЛЛ74-186

iNMNNNNNNMNNNNMNMNNNNMNMNNNNMNMNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNMNMNNNNiNNN^

Objective: to familiarize a wide range of the Journal readers with the results of the "Interdisriplinarity-2020" conference and the new ideas and research results presented in the reports of Russian and foreign scientists focused on the problem of intelligence in the digital world.

Review

E. YU. BAZHENOVA1

Elena Yu. Bazhenova, PhD (Economics), Associate Professor, Southern Federal University

Address: 160 Pushkinskaya Str., office 304, Rostov-on-Don, tel.: +7 (863) 218-40-49

E-mail: ebazhenova@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8253-5073

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/S-2087-2016 eLIBRARY ID: SPIN-code: 3517-0330, AuthorlD: 170037

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Methods: a systematic approach to the cognition of social phenomena has determined the use of the following research methods: analysis, synthesis, comparison, structural and functional methods, content analysis.

Results: the content of the main reports presented at the international scientific event is described (by G. B. Kleiner, D. V. Ushakov, R. M. Nureyev, E. V. Balatsky, S. G. Kirdina-Chandler and other researchers), which analyze various aspects of the functioning and development of intelligence in the digital world, the types and levels of intelligence, and the impact on socio-economic processes. The speakers presented various views on the processes of digital transformation of the economy and society, including the analysis of the main risks of implementing a digital project in Russia in terms of its impact on economic growth in the context of global political and economic trends. The thesis is formulated about the inevitability of the transition to a new type of economy - the intellectual economy, in which knowledge is the subject, and intelligence is the means of labor. Speakers from interdisciplinary positions hightlighted a number of urgent fundamental scientific problems that need to be solved: the creation of intellectual economy institutions; the change of the legal environment; the formation of a legal system that ensures the functioning of intellectualized sociotechnical systems. The complex of problems and tasks in the field of higher education aimed at the formation of intellectual competencies for the digital world is considered, the role and position of universities in the modern world are assessed. Scientific novelty: interdisciplinarity as one of the current trends in the development of scientific knowledge about man, nature and society is aimed at overcoming the fragmentation of disciplinary knowledge to ensure the effectiveness, consistency and harmony of social management and design. The novelty of the problems discussed at the conference was due to a special focus - "Intelligence in the digital world: influence, management, development". Intelligence is considered as the main means of achieving social goals at both macro-, meso- and microsocial levels. The reports presented in the article are focused on a comprehensive analysis of the key factors of socio-economic and humanitarian development, the most important of which today are knowledge and intelligence. The scientific novelty of the discussed problems lies in the totality of the object, subject and research methods: a comprehensive analysis of intelligence in the modern digital world; expansion of the semantic content of this concept; the analysis of the phenomena of various types of intelligence interweaving (natural, artificial, social), based on an interdisciplinary approach; and uniting the efforts of economists, sociologists, linguists, philosophers, lawyers, historians, as well as representatives of technical branches of knowledge.

Practical significance: the main provisions and conclusions of the review can be used in scientific and educational activities to improve the level and quality of information interaction when implementing interdisciplinary practices of the academic community, to identify and disseminate the best practices of interdisciplinary research, as well as to improve the management and planning of innovation activities of academic organizations, evaluation and expertise of research activities.

Keywords: Interdisciplinarity; Intelligence; Digital world; Digital economy; University; Academic world

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.

The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

For citation: Bazhenova E. Yu. Intellect and intellectual practices in the digitalized world: review of the 5th International scientific conference "Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2020", Actual Problems of Economics and Law, 2021, Vol. 15, No. 1, pp. 174-186 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.15.202U.174-186

Введение

19-21 ноября 2020 г. в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону) прошла Пятая ежегодная международная научная конференция «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2020» со специальным фокусом года «Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие».

Междисциплинарность - одна из современных актуальных тенденций развития научного знания

о человеке, природе и обществе [1]. «Особое внимание к междисциплинарным исследованиям - это уже не только академическая мода, но сложившийся общенаучный (и образовательный) тренд» [1, с. 6]. Потребность в междисциплинарности признается представителями различных дисциплинарных направлений современной науки [2-4]. Междисциплинарность нацелена на преодоление фрагментарности дисциплинарного знания и должна способствовать целостному восприятию реальности, созданию научного фунда-

мента для обеспечения эффективности, системности и гармоничности социального управления и проектирования [5]. Это возможно при условии существования четко определенных границ междисциплинарности, сформулированных и принятых критериев выделения и оценивания междисциплинарных исследований, которые в том числе зависят и от реализуемого в том или ином проекте типа междисциплинарности [6].

Особую роль междисциплинарность приобретает в условиях усложнения экономических отношений и общественной жизни в целом [7]. В этой связи особую роль играют исследования, направленные на всесторонний анализ ключевых факторов социально-экономического и гуманитарного развития [8]. К таковым относятся в первую очередь знания и интеллект [9]. При этом именно интеллект выступает в роли основного средства достижения общественных целей как на макро-, так и мезо- и микросоциальных уровнях [10, 11].

Фокусировка на проблематике, связанной с интеллектом в цифровом мире, естественным образом вытекала из тематики конференции предыдущих лет [12-15], и прежде всего конференции «Междисци-плинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2019», поддержанной грантом РФФИ (проект 19-010-20125). Конференция «Междисциплинар-ность-2019» была сфокусирована на обсуждении с междисциплинарных позиций проблем знания, его роли в общественном развитии в период цифровых трансформаций. Поднятые на конференции проблемы, сделанные доклады позволили сформировать в общем контуре междисциплинарности актуальный фокус года 2020-го - «Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие».

Наиболее актуальными направлениями для междисциплинарного обсуждения проблем интеллекта в цифровом мире, по мнению организаторов конференции, явились следующие.

Во-первых, это влияние интеллекта в широком смысле на жизнь общества, включая его (общества), структурную, институциональную и процессную компоненты.

Во-вторых, возможности управления индивидуальным, групповым и общесистемным интеллектом в целях активизации социального и экономического развития, создания благоприятной среды для взаимодействия различных видов интеллекта.

В-третьих, развитие интеллекта во всех его компонентах и локализациях, повышение его уровня и формирование такого его качества, которое адекватно текущему и будущему цифровому обществу.

Именно эти аспекты и заложили основу для формирования базовой проблематики конференции. Однако в дальнейшем участниками конференции это пространство интеллектуального поиска было существенно расширено.

Комплексный анализ интеллекта предполагает существенное расширение смыслового наполнения этого понятия. В современном социуме, в экономике интеллект человека тесно взаимодействует с техническими и социотехническими интеллектуальными системами на бытовом уровне («умный дом»), на микросоциальном уровне («умная организация», «умное предприятие»), на мезоуровне («умный город») и на макроуровне («умное государство»). В итоге естественный интеллект переплетается с искусственным и социальным интеллектами, а его исследование требует междисциплинарного подхода. Как подчеркнул академик Д. В. Ушаков: «В целом искусственный интеллект вызывает к жизни силы, для обуздания которых и направления на благо человечества необходима мощная социогуманитарная проработка» [2, с. 377]. Такого рода масштабные междисциплинарные исследования ни в России, ни за рубежом не проводились. Именно поэтому одной из основных задач конференции «Междисциплинарность-2020» явилась задача объединения усилий экономистов, социологов, лингвистов, философов, юристов, историков, а также представителей технических отраслей знания для исследований в данной сфере.

Предлагаемый читателю краткий обзор конференции «Междисциплинарность-2020» не может в полной мере отразить всего разнообразия подходов, высказанных идей, поднятых учеными, экспертами актуальных проблем быстро меняющейся социальной реальности, явлений, которые обнаруживаются в связи с динамичным развитием цифрового общества, с появлением и активным внедрением в нашу жизнь искусственного интеллекта, перспектив, связанных с развитием интеллекта естественного, специфики взаимовлияния искусственного и естественного интеллекта и т. п. Ориентируясь на профессиональные интересы читательской аудитории журнала, мы остановимся главным образом на тех пленарных до-

кладах и результатах тех мероприятий конференции, которые так или иначе затрагивают с междисциплинарных позиций экономические и правовые аспекты интеллекта в новой цифровой реальности. При этом мы никоим образом не умаляем те доклады, которым на страницах данного обзора не будет уделено должного внимания, а их авторам заочно приносим свои извинения. Интересующийся читатель всегда может обратиться к первоисточнику - все материалы в текстовом формате, в форме презентаций, а также видеозаписи всех выступлений пленарных докладчиков, включая заключительное подведение итогов размещены на сайте конференции: http://msgi.sfedu. ги/2020/со^егепсе2020_ш.

Тематика пленарных сессий и поднимавшиеся в докладах проблемы: экономический аспект

Пленарная часть конференции традиционно делится на несколько тематических сессий продолжительностью до полутора часов, в рамках каждой из которых обсуждению подлежат не более трех докладов, формирующих тематическое дискуссионное пространство. Как правило, сессии имеют междисциплинарный характер, сформированы из представителей разных дисциплин социогуманитарного знания. Определяющим при формировании состава сессии является очерченный круг обсуждаемых актуальных тем. На конференции «Междисциплинарность-2020» за полтора дня работы было проведено шесть тематических сессий и обсуждено в их рамках пятнадцать пленарных докладов представителей Российской академии наук и ведущих университетов. Попытаемся кратко представить основные обсужденные проблемы и высказанные в ходе пленарных выступлений идеи.

Сессия 1. «Интеллект: системный взгляд». В докладе «Интеллектуальные системы и системный интеллект в цифровизированном мире» чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнер (ЦЭМИ РАН, г. Москва, Россия) предложил концепцию роли интеллекта в социально-экономических процессах в период цифровизации. Докладчик подчеркнул, что развитие цифровизации подводит общество к стадии интеллектуальной экономики, т. е. экономики, в которой главным ресурсом становится интеллект [10]. Последний рассматривается как способность человека, группы, общества, технической системы и т. п. к выявлению, постановке, анализу и решению социально-экономических про-

блем при системном учете соответствующих экстер-налий в экономическом пространстве-времени. Автор предложил сформулировать понятие системного интеллекта, основная задача которого, по мнению докладчика, - преодоление сингулярности во времени и пространстве. Важной частью интеллектуальной экономики, которая ранее не являлась объектом активного изучения, является «экономика незнания» [16]. Ситуация незнания, будучи осознанной, играет роль триггера, толчка к развитию. Осознание незнания позволяет инициировать процесс поиска решения и дальнейшего продвижения к успеху. При этом интеллект системы осуществляет: а) осознание и идентификацию незнания; б) переход от незнания к знанию. Докладчик предложил авторскую типологию интеллекта, выделил особенности интеллектов участников деятельности предприятия, включил интеллект в число ведущих стратегических факторов и результатов деятельности социально-экономической системы и обозначил дальнейшие задачи исследований в этой области: стратегическое планирование производства и воспроизводства интеллектуального ресурса системы; оптимизация распределения интеллекта по уровням управления системой; типология интеллекта в зависимости от характера задач.

Доклад академика РАН, директора Института психологии РАН Д. В. Ушакова (г. Москва, Россия) «Интеллект: от психологии к экономике» был посвящен особенностям проявления интеллекта в экономической сфере. Рассмотрев различные модели понимания и оценивания интеллекта, существующие в психологии, докладчик сконцентрировался на моделях выявления корреляции между интеллектом и результатами экономической деятельности для различных объектов: от индивидов до регионов и стран. В докладе были представлены авторские расчеты и модели, объясняющие выявленную разными исследователями сильную корреляционную связь между интеллектом, средним в стране, и среднедушевым ВВП. С одной стороны, экономика основывается на постановке и решении задач. Люди, в частности бизнесмены, которые более успешны в решении этих задач, достигают больших экономических результатов [17]. Индивидуальная связь значений интеллекта с экономическими достижениями объясняется логически и подтверждается авторской расчетной моделью довольно просто [18]. Докладчик подчеркнул, что существует очень важная

сторона вопроса - понятие коллективного интеллекта, когда успешность решения задач не очень хорошо предсказывается ни суммой интеллектов, ни средним, ни максимальным, ни минимальным, а тем, как именно люди взаимодействуют между собой. В сфере экономических взаимодействий коллективный интеллект дополняется проблемой социальных институтов. В заключение спикер предложил использовать понятие «интеллектуальные институты», т. е. такие институты, которые обеспечивают высокоинтеллектуальное функционирование групп людей.

Сессия 2. «Интеллект искусственный и естественный в цифровизированном мире». В рамках данной сессии выступили профессор В. Е. Лепский (Институт философии РАН, г. Москва, Россия) с докладом «Принцип двойного субъекта в организации взаимодействия и интеграции естественного и искусственного интеллекта», профессор А. М. Старостин (РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия) с докладом «Концепция множественного интеллекта и ее репрезентация в цифровом мире» и профессор В. С. Вахштайн (РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, Россия) с докладом «К социологии искусственного интеллекта: делегирование и авторизация», в котором выявил возможные последствия активного применения искусственного интеллекта в различных сферах социальной жизни.

Сессия 3. «Интеллект, образование, университеты». Были представлены три доклада. Профессор Р. М. Нуреев (Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия) в своем докладе подробно остановился на анализе плюсов и минусов осуществлявшейся неолиберальной политики в отношении российского высшего образования. Доклад явился продолжением темы, начатой в 2017 г. и развиваемой профессором Р. М. Нуреевым на протяжении последующих четырех лет: «Исторические этапы развития университетов» (2017), «Университеты третьего поколения» (2018), «Ведущие университеты США и Европы» (2019). Говоря в 2017 г. о трех этапах развития университетов, Р. М. Нуреев остановился на базовых отличиях трех типов университетов: средневековых, университетов нового времени («гум-больдтовский» университет) и современных [19]. Эти три типа университетов, по мнению докладчика, отличаются по ряду параметров, одним из ключевых из которых является цель деятельности университе-

та. Так, средневековые университеты возникли как универсальные образовательные структуры, целью которых было дать универсальное образование; университеты второго поколения («гумбольдтовский» университет) имели целью, помимо предоставления образования, формирования фундаментальных знаний, обязательно и развитие научных исследований, в этот период возникают факультеты, а на смену универсальному знанию и образованию приходит монодисциплинарная подготовка. Сегодня мы живем в период становления и развития университетов третьего поколения, когда наряду с финансированием фундаментальных исследований со стороны государства все большее значение приобретают прикладные исследования, университеты обрастают стартапами, а извлечение экономической выгоды из своей деятельности становится третьей целью университетов, на смену монодисциплинарности приходит трансдис-циплинарность, а элитарность образования сочетается с его массовостью. При этом для университетов третьего поколения характерно отсутствие прямого государственного финансирования и вмешательства государства в управление университетами. Именно понимание существа модели университетов третьего поколения может дать ключ к пониманию тех процессов, которые идут сегодня в системе высшего образования России, и оценке их результатов.

В России неолиберальная политика начала проводиться в 1980-х гг. и была, прежде всего, связана с импортом институтов и механизмов регулирования высшего образования, таких как предпринимательский университет, управление, основанное на показателях эффективности (КРГ); коммерциализация научных результатов, ЕГЭ, уровневая и модульная система образования и оптимизация штатов профессорско-преподавательского состава. Большую роль в распространении новых идей сыграли интеллектуальные элиты, транслирующие теоретические концепции социальных наук. В период российских реформ 1990-х гг. они охватили не только политическую, но и научную и культурную сферы. Спикер подчеркнул, что перестройка системы советского высшего образования происходила довольно болезненно, при этом речь не только о перестройке основных ступеней высшего образования, но и всей системы организации российского образования. Р. М. Нуреев подчеркнул, что под предлогом повышения эффективности в ходе

неолиберальных реформ были закрыты или присоединены десятки вузов и научных организаций, что привело к абсолютному и относительному сокращению обеспеченности образованием российских граждан. Свою точку зрения выступавший подкреплял статистическими данными: если в 2010-2011 гг. на каждые 100 тыс. человек приходилось 1 009 бакалавров, магистров и специалистов, то в 2016-2017 гг. - только 660. Для сравнения в США за аналогичный период количество бакалавров и магистров выросло с 785 до 848 человек на каждые 100 тыс. человек. Автор убедительно показал, что стремление повысить производительность труда преподавателей и научных работников привело к широкому распространению контрактов в социальной сфере. Однако на практике реализация неолиберального проекта в образовании привела к усилению административного гнета и широкому развитию процессов бюрократизации в российских вузах.

В докладе профессора Е. В. Балацкого (Финансовый университет при Правительстве РФ, ЦЭМИ РАН, г. Москва, Россия) и вед. науч. сотр. Н. А. Екимовой (Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия) были представлены результаты исследования «"Перемещение" университетов мирового класса в зеркале международных рейтингов». Стоит отметить, что выступления профессора Е. В. Балацкого, как и предыдущего спикера, стали традиционными на площадке конференции по меж-дисциплинарности и сформировали ее своеобразную традиционную рубрику, исследовательскую панель, посвященную университетам как базовым институциям современного междициплинарного знания. Доклад профессора Е. В. Балацкого - это продолжение совместных с Н. А. Екимовой исследований международных сравнений университетов, их динамики на основе разработанной авторами методики рейтинго-вания [20-22].

В докладе были рассмотрены сдвиги в географическом распределении университетов мирового класса за XXI в. Основой для расчетов выступили многочисленные глобальные рейтинги университетов, что позволило получить более объективную картину. Анализ показал, что университеты США на протяжении последних 20 лет теряли свои позиции в топ-листах рейтингов. Тем самым мировые интеллектуальные ресурсы, сосредоточенные в передовых

университетах, дрейфовали в сторону Европы и Азии. Сделан прогноз на последующие 10 лет в отношении географической структуры рынка университетов мирового класса. В докладе были представлены результаты двух волн идентификации университетов мирового класса за 2017 и 2019 гг., которые позволили авторам дать геополитическую «фотографию» рынка передовых университетов мира. Идентификация университетов мирового класса осуществлена на основе авторского алгоритма, который предполагает учет места вуза в глобальных рейтингах университетов и в предметных рейтингах. Докладчик показал, что объединенная Европа вырывается в лидеры, тогда как Азия и США ухудшили свои позиции. В основе успеха разных государств по построению глобальных университетов, как подчеркнул спикер, лежат экономические и культурные предпосылки. В качестве экономической предпосылки автор называет факт наличия в стране глобальных высокотехнологичных компаний, число и сила которых определяют число и силу создаваемых университетов мирового класса. В качестве культурной предпосылки докладчиком рассматривается широкое распространение «философии сотрудничества», которая предполагает интенсивный обмен опытом между университетами как внутри страны, так и между странами посредством создания многочисленных форм коллаборации - международных лиг и союзов, региональных консорциумов и групп, профессиональных ассоциаций и альянсов.

Наконец, третьим докладом, представленным в данной сессии, был доклад профессора А. Г. Берму-са (ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, Россия) «Проектирование открытого научно-образовательного сообщества как фактор развития педагогического образования», который был посвящен актуальной проблеме переосмысления основных подходов к развитию важнейшей подсистемы высшего образования - педагогическому образованию.

Сессия 4. «Интеллект и междисциплинарные практики». Профессор Й. Скала (независимый исследователь, г. Прага, Чешская Республика) в докладе «О междисциплинарном сотрудничестве в науке, об экономических интересах и политической власти» обосновывал тезис о том, что продуктивное междисциплинарное сотрудничество обусловлено, прежде всего, участием всех соответствующих научно-исследовательских отраслей, а также равными правами

при рассмотрении каждой серьезной парадигмы и аналитического подхода. От соблюдения второй из этих предпосылок также зависит адекватное включение в исследования всех дисциплин, без которых познание остается неполным или деформированным, а также адекватное определение роли и задач каждой из дисциплин. Решение этого вопроса всегда обусловлено текущей конфигурацией различных интересов и, прежде всего, характером политической и экономической власти, считает автор. Обращаясь к практике управления научными исследованиями, имевшей место в последнее время в Чехии и других странах Евросоюза, докладчик подчеркнул, что фактическим запретам и ограничениям подвергаются не только общественные и гуманитарные дисциплины, но и большинство точных наук. «Дисциплинизация» науки также подкреплена детально разработанной системой «шантажа» при финансировании науки. Автор подчеркнул, что в большей степени это происходит по инициативе и путем прямого вмешательства брюссельской «еврократии» и других транснациональных центров. Это толкает науку, как сказал спикер, к недостойной «измене образованных». В докладе автор показал, как это конкретно проявляется и насколько еще больше это сможет сказаться на таких странах, как Чешская Республика.

Доклад профессора С. Г. Кордонского (НИУ «ВШЭ», г. Москва, Россия) «Межпредметность исследований и взаимодополнительность научных онтологий» носил выраженный методологический характер. Докладчик продемонстрировал матрицу формирования непредметных взаимоотношений разных научных дисциплин и возникновения в науке на разных уровнях этих взаимоотношений междисциплинарных связей и появления междисциплинарных полей и новых направлений научного знания, закрепляемого новыми научными дисциплинами.

Сессия 5. «Интеллект и социальная организация». Включала два доклада. Доклад «Интеллект и знания» известного энциклопедиста, участника интеллектуальных шоу, журналиста и публициста А. А. Вассермана (г. Москва, Россия) был посвящен выявлению взаимовлияний и определению границ интеллекта и знаний.

Профессор М. М. Соколов (Европейский университет, г. Санкт-Петербург, Россия) выступил с докладом «Интеллект высших порядков и практическое

чтение мыслей: как люди думают, что люди думают и какие следствия для социальной организации это имеет?». Социальное взаимодействие, по определению, доставшемуся социологам от Вебера, представляет собой взаимодействие, ориентированное на смыслы, которые вкладывают в определенные акты другие люди. Однако практически то, как люди справляются с подобными задачами, изучалось почти исключительно за пределами социологии (в возрастной и эволюционной психологии, в рамках поведенческой теории игр и т. д.). В докладе были представлены некоторые из результатов, полученные в обозначенных областях, с иллюстрациями из поставленных самим автором экспериментов.

Сессия 6. «Цифровой проект трансформации общества». В докладе «Цифровой проект в России и мире как фактор экономического роста: анализ основных рисков» профессор С. Г. Кирдина-Чэндлер (Институт экономики РАН, г. Москва, Россия) обратилась к внешним и внутренним аспектам, определяющим факторы и риски цифровизации государственного управления в России. Внешние аспекты, по мнению автора, связаны с реализацией цифровизации как глобального лоббистского проекта, а внутренние -со спецификой институциональной структуры России, где доминируют институты Х-матрицы. Спикер рассмотрела три аспекта: цифровизация как глобальный проект для подталкивания экономического роста; цифровой проект в России и цифровизация государственного управления; COVГD-19 и «цифровой форсаж». Основные идеи доклада можно выразить в виде следующих тезисов. Глобальный цифровой проект начат не Россией, она находится в ситуации «догоняющего развития» с вытекающими отсюда рисками. Основные внешние риски связаны с сохранением экономической независимости в ситуации монопольного контроля над первичным (КНР) и вторичным (США) уровнями цифровой инфраструктуры. Основные внутренние риски связаны с потенциальными конфликтами частных и государственных интересов основных экономических игроков. Национальный проект «Цифровая экономика» (2018) направлен на снижение этих рисков, что поддерживается «цифровым форсажем» во время пандемии COVГD-19.

Профессор А. Ю. Мамычев (МГИМО, г. Москва, Россия) в докладе «Междисциплинарные и постдисциплинарные стратегии исследования цифровой

трансформации общества» сконцентрировался на правовых аспектах цифровизации общества и экономики. Профессор В. В. Сорокожердьев (г. Краснодар, Россия) в докладе «Вирусный кризис: как изменит(ся) Россия и мир» рассмотрел различные сценарии трансформации современного российского общества вследствие ограничений, введенных в связи с распространением COVГD-19, выявил социальные и экономические последствия масочного режима, социального дистанцирования и активного внедрения цифровых технологий в систему образования и социально-трудовых отношений.

Мероприятия, партнеры, результаты

В рамках конференции работали разнообразные дискуссионные площадки (пять круглых столов), проводились тематические секционные заседания, работал Интеллектуальный клуб, были организованы мастер-классы.

На наш взгляд, наибольший интерес для читательской аудитории журнала «Актуальные проблемы экономики и права» представляют следующие работавшие круглые столы: «Право, цифра, интеллект: горизонт изменений», «Цифровая теневая экономика как новая реальность современного мира», «Тренды "зеленой" экономики в междисциплинарном разрезе». Так, в рамках круглого стола «Цифровая теневая экономика» участники дискуссии, не оспаривая актуальности этого нового феномена цифрового мира, искали ответ на вопрос о границах и идентификаторах этого сегмента цифровой экономики. Была сформулирована гипотеза наличия у данного феномена не только деструктивного, но и инновационного потенциала, а соответственно выдвинута проблема адекватной оценки данного феномена с точки зрения соотношения в нем деструкции и инновации [23, с. 140-152]. Были рассмотрены бизнес-экосистемы в цифровой экономике [24, с. 162-170], которые представляют общность компаний, их товаров и услуг, объединенных единой философией и брендом, а также высказана идея, что сама сложноорганизованная конструкция экосистемы в цифровом мире заключает в себе риск недобросовестных действий со стороны ее участников, образующих в некотором смысле теневую зону этой экосистемы. Одним из возможных способов минимизации такого рода рисков автор видит развитие процессов саморегулирования бизнес-экосистем.

На дискуссионной площадке, посвященной проблемам становления и развития «зеленой экономики», ее участники остановились на анализе трендов экологической политики РФ в экономическом и социальном аспектах (выступление Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова и Н. Д. Родионовой), на обсуждении способов и инструментов «зеленого» финансирования при внедрении экологических проектов в РФ (С. М. Никаноров), был представлен опыт экологизации развития зон с особым статусом (Л. Л. Божко) и др. [25, с. 190-216].

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает новая форма проведения дискуссии, успешно апробированная на конференции в 2020 г., - Интеллектуальный клуб «Развитие интеллекта через разнообразие повседневных практик». Одним из специально приглашенных гостей в рамках клуба выступил основатель и вице-президент группы компаний Simple, ведущий авторских курсов в НИУ «ВШЭ» и университете Sant Anna в г. Пиза (Италия) А. А. Корнеев. В своем выступлении он осветил многогранность и много-аспектность винодельческой отрасли хозяйства, а также показал ее влияние на развитие сопряженных производств интеллектуальных продуктов, в частности кинематографа. Особое внимание спикер уделил потенциалу российского виноделия и перспективам повышения его конкурентоспособности на мировых рынках.

В связи с введением Правительством РФ и властями российских регионов, а также зарубежными странами ограничительных мер с целью предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 мероприятия конференции проводились в смешанном очно-дистанционном формате с соблюдением всех необходимых мер санитарной безопасности. Смешанная форма позволила принять участие в работе конференции большему числу желающих, в том числе молодым ученым, студентам и аспирантам. Однако дистанционный формат не может заменить живого непосредственного общения участников конференции, следствием чего является появление новых идей, формирование сообществ единомышленников - всего того, что присуще очному формату проведения научных мероприятий, всего того, что и создает неуловимую ценность этих событий научной жизни.

В полной мере обобщить все многообразие научных проблем и явлений социальной жизни цифрови-

зирующегося мира, выявленных и обсужденных на разнообразных площадках конференции в течение трех дней ее работы, - задача, полностью не решаемая. Тем не менее с определенной долей условности можно утверждать, что на конференции были рассмотрены следующие актуальные фундаментальные научные проблемы:

- проблемы и перспективы создания институтов интеллектуальной экономики как такого типа экономической системы, где знания выступают предметом, а интеллект - средством труда, включая физический, умственный и управленческий его виды;

- изменение правовой среды, формирование такой правовой системы, которая будет адекватна новой интеллектуальной экономике и цифровому обществу. При этом речь шла не только об интеллектуальной собственности как собственности на продукт интеллектуального труда, но и о правовом поле функционирования интеллектуализированных социотехнических систем;

- сложные проблемы, возникающие в сфере психологии взаимоотношения индивидов в цифровом мире, социальных групп, коллективов в ходе трансляции интеллектуальных благ и ценностей;

- целый комплекс проблем и задач в сфере образования, касающийся формирования интеллектуальных компетенций для успешной социализации и жизни в цифровом мире, в интеллектуальной экономической сфере, воспитания уважения к интеллекту, интеллектуальному труду, а также его носителям.

Интересно, что при обсуждении проблем образовательных и исследовательских практик, проблем влияния, развития и управления интеллектом и интеллекта в новой реальности и других явлений социальной жизни, подавляющее большинство выступлений так или иначе касались вопросов соотношения индивидуалистического и коллективистского начал в социальных практиках, включая научно-исследовательские и образовательные практики. При этом участники дискуссий склонялись к необходимости ухода от индивидуалистического подхода, многие докладчики акцентировали внимание на коллективных действиях, необходимости развивать и совершенствовать коллективные взаимодействия, рассматривая индивидуализацию, атомизацию общества как угрозу его существования в условиях становления цифрового мира.

Конференция проводилась в партнерстве с Отделением общественных наук РАН, Центральным экономико-математическим институтом РАН, Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН, Российским психологическим обществом, Российским философским обществом, Российской академией образования. Официальными информационными партнерами конференции выступили ведущие научные журналы РФ: Terra Economicus, «Гуманитарий Юга России», «Журнал институциональных исследований», «Крымский научный вестник» «Российский психологический журнал», «Экономическая наука современной России», а также еженедельник науки и образования Юга России «Академия».

Результаты работы конференции могут быть использованы для повышения уровня и качества информационного взаимодействия при реализации междисциплинарных практик академического сообщества на национальном и международном уровне в эпоху становления цифрового общества, для выявления и распространения лучших практик междисциплинарных исследований и технологий повышения исследовательской продуктивности и эффективности, а также селекции и привлечения молодежи в науку. Результаты работы конференции обеспечили приращение научного знания о различных аспектах функционирования и развития интеллекта в цифровом мире, о перспективах перехода к новому типу экономики - интеллектуальной экономике.

Результаты работы Пятой международной научной конференции «Междисциплинарность-2020» представлены в форме изданного сборника научных трудов конференции в 3 томах (Т. 1. Пленарные доклады; Т. 2. Секционные доклады; Т. 3. Материалы дискуссий) с размещением в наукометрических базах данных [11]. Еще раз отметим, что полный комплект материалов конференции, включая электронные версии сборников, видеозаписи выступлений, презентации, интервью и прочие, размещен в свободном доступе с соблюдением авторских прав на официальном сайте Конференции-2020 по адресу: http://msgi.sfedu. ru/2020/conference2020_ru.

Заключение

Конференция «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании», ежегодно

проводимая в Южном федеральном университете при финансовой поддержке РФФИ, стала влиятельной площадкой обсуждения проблем междисциплинар-ности в социально-гуманитарном знании, а также

значимым событием научной жизни центральной и южной России, прежде всего благодаря авторитетнейшим и признанным российским и иностранным ученым - спикерам конференции.

N Ii Ii Ii I Ii Ii Ii Ii Iii 11 Ii Ii Iii I Iii 11 Ii 11 Iii I Iii 11 Ii Ii Iii I Iii Ii Ii Ii Iii Ii Ii Ii Ii Iii Ii Ii Ii Iii I Iii Ii Ii 11 Iii I Iii 11 Ii 11 Iii I Iii Ii Ii 11 Iii Ii Ii Ii Ii I Ii Ii Ii Ii Iii 11 Ii Ii Iii I Iii 11 Ii 11 Iii I Iii 11 Ii Ii Iii I Iii Ii Ii Ii Iii Ii Ii Ii Ii Iii 11 Ii Ii Iii I Iii 11 Ii 11 Iii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Кирдина-Чэндлер С. Г. Социология и междисциплинарные исследования: по следам одной рубрики // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 3-15. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250010672-2

2. Ушаков Д. В. Выступление члена-корреспондента РАН Д. В. Ушакова // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89, № 4. С. 376-378. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869-5873894376-378

3. Кирдина С. Г. Междисциплинарные исследования в экономике и социологии: проблемы методологии // Общественные науки и современность. 2014. № 5. С. 60-75.

4. Кирдина С. Г., Клейнер Г. Б. Социальное прогнозирование как междисциплинарный проект // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 44-51.

5. Клейнер Г. Б. Междисциплинарность, системность, гармония - ориентиры развития социально-экономических исследований // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований: доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015, Ростов-на-Дону), Южный федеральный университет / ред. Г. Б. Клейнер. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2015. С. 12-32.

6. Livet P. Promoting and Experimenting with Interdisciplinarity // Methods and Interdisciplinary / ed. R. Waldeck. London, Hoboken: Wiley-ISTE, 2019. Pp. 1-23.

7. Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований: доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015, Ростов-на-Дону), Южный федеральный университет / ред. Г. Б. Клейнер. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2015.

8. Ушаков Д. В. Взаимодействие социогуманитарных наук и современное общество // Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов Российской академии наук Всероссийских научных конференций с международным участием / ред. А. Н. Савенков. Изд-во: Институт государства и права РАН, 2019. С. 237-259.

9. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. 2020. № 1. С. 35-42.

10. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная экономика цифрового века // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56, № 1. С. 18-33. DOI: https://doi.org/10.31857/S042473880008562-7

11. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная теория фирмы // Вопросы экономики. 2021. № 1. DOI: https://doi. org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97

12. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании: материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22-23 июня 2016 г.). Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2016.

13. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2017 (Академический мир в междисциплинарных практиках): материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 июня 2017 г.): в 3 т. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2017.

14. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2018 (Академический мир и проблемы становления цифрового общества): материалы Третьей международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 20-22 сентября 2018 г.): в 3 т. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2018.

15. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2019 (Знания как цель, средство и катализатор общественного развития в цифровом мире): материалы Четвертой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 20-22 июня 2019 г.): в 3 т. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019.

16. Клейнер Г. Б. Экономика незнания // Стратегическое планирование и развитие предприятия: материалы XXI Всероссийского симпозиума (г. Москва, 10-11 ноября 2020 г.). Секция 1 / ред. Г. Б. Клейнер. М.: ЦЭМИ РАН, 2020. С. 70-73.

17. Психологические факторы экономического поведения: системный взгляд / Г. Б. Клейнер, М. А. Рыбачук, Д. В. Ушаков // Terra Economicus. 2018. Т. 16, № 1. С. 20-36. DOI: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-1-20-36

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

18. Ушаков Д. В., Лобанов А. Г. Цена интеллекта: от психологических категорий к экономическим // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 15-30.

19. Нуреев Р. М. Российские университеты: вчера, сегодня и завтра // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2017 (Академический мир в междисциплинарных практиках): материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 июня 2017 г.): в 3 т. Т. 1. Пленарные доклады, Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2017. С. 145-158.

20. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Конкуренция социально-экономических университетов России // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88, № 10. С. 897-907. DOI: https://doi.org/10.31857/S086958730002146-8

21. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Опыт идентификации университетов мирового класса // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 1. С. 104-113. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-104-113

22. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90, № 8. С. 726-738. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587320080022

23. Теневая цифровая экономика / Г. Р. Бортэ, С. А. Охрименко, Н. В. Журавлев, Е. Ю. Баженова, С. В. Баженов // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2020 (Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19-21 ноября 2020 г.): в 3 т. Т. 3: Материалы дискуссий. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. С. 140-152.

24. Кобылко А. А. Бизнес-экосистемы в цифровой экономике: этапы развития и саморегулирование // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2020 (Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19-21 ноября 2020 г.): в 3 т. Т. 3: Материалы дискуссий. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. С. 162-170.

25. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2020 (Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19-21 ноября 2020 г.): в 3 т. Южный федеральный университет. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета.

Ill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ 1ММ^

References

1. Kirdina-Chendler S. G. Sociology and Interdisciplinary Research: Skipping Pages of a Journal Section, Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020, No. 11, pp. 3-15 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250010672-2

2. Ushakov D. V. Speech of corresponding member of RAS D. V. Ushakov, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2019, Vol. 89, No. 4, pp. 376-378 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S0869-5873894376-378

3. Kirdina S. G. Interdisciplinary research in economics and sociology: methodological issues, Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2014, No. 5, pp. 60-75 (in Russ.).

4. Kirdina-Chandler S.G., Kleiner G.B. Social forecasting as an interdisciplinary project, Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2016, No. 12, pp. 44-51 (in Russ.).

5. Kleiner G. B. Interdisciplinarity, systemacy, harmony - landmarks for social-economic research development, Prospects of development of interdisciplinary social-economic and humanitarian research, reports of the Round Table participants (June 24, 2015, Rostov-on-Don), Southern Federal University, ed. G. B. Kleiner, Rostov-on-Don, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2015, pp. 12-32 (in Russ.).

6. Livet P. Promoting and Experimenting with Interdisciplinarity, Methods and Interdisciplinarity, ed. R. Waldeck, London, Hoboken, Wiley-ISTE, 2019, pp. 1-23.

7. Prospects of development of interdisciplinary social-economic and humanitarian research, reports of the Round Table participants (June 24, 2015, Rostov-on-Don), Southern Federal University, ed. G. B. Kleiner, Rostov-on-Don, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2015 (in Russ.).

8. Ushakov D. V. Interaction of socio-humanitarian disciplines and the modern society. Transformation of the paradigm of law in the civilizational development of the humanity, reports of the members of the Russian Academy of Sciences at All-Russia scientific conferences with international participation, ed. A. N. Savenkov, Institut gosudarstva i prava RAN, 2019, pp. 237-259 (in Russ.).

9. Kleiner G. B. Intellectual economy of the new age: post-knowledge economy, The Economic Revival of Russia, 2020, No. 1, pp. 35-42 (in Russ.).

10. Kleiner G. B. Intellectual economy of the digital age, Economics and mathematical methods, 2020, Vol. 56, No. 1, pp. 18-33 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S042473880008562-7

ш

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

11. Kleiner G. B. Intelligence-based theory of the firm, Voprosy ekonomiki, 2021, No. 1. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97

12. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge, works of the All-Russia scientific conference (Rostov-on-Don, June 22-23, 2016). Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016 (in Russ.).

13. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2017 (Academic world in interdisciplinary practices), works of the 2nd annual All-Russia scientific conference (Rostov-on-Don, June 22-24, 2017): in 3 vol. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2017 (in Russ.).

14. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2018 (Academic world and the issues of the digital society development), works of the 3rd International scientific conference (Rostov-on-Don, September 20-22, 2018): in 3 vol. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2018 (in Russ.).

15. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2019 (Knowledge as the objective, means and catalyst of social development in the digital world), works of the 4th International scientific conference (Rostov-on-Don, June 20-22, 2019): in 3 vol. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2019 (in Russ.).

16. Kleiner G. B. Economy of non-knowledge, Strategic planning and development of an enterprise, works of the 21st All-Russia symposium (Moscow, November 10-11, 2020). Section 1, ed. G. B. Kleiner, Moscow, TsEMI RAN, 2020, pp. 70-73 (in Russ.).

17. Kleiner G. B., Rybachuk M. A., Ushakov D. V. Psychological factors of economic behavior: a systemic view, Terra Economicus, 2018, Vol. 16, No. 1, pp. 20-36 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-1-20-36

18. Ushakov D. V., Lobanov A. G. Price of intellect: from psychological to economic categories, Psychological Science and Education, 2009, No. 4, pp. 15-30 (in Russ.).

19. Nureev R. M. Russian universities: yesterday, today, and tomorrow, Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2017 (Academic world in interdisciplinary practices), works of the 2nd annual All-Russia scientific conference (Rostov-on-Don, June 22-24, 2017): in 3 vol. Vol. 1: Plenary reports, Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2017, pp. 145-158 (in Russ.).

20. Balatskii E. V., Ekimova N. A. Competition of the socio-economic universities in Russia, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2018, Vol. 88, No. 10, pp. 897-907 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S086958730002146-8

21. Balatskii E. V., Ekimova N. A. World Class Universities: Experience of Identification, Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, Vol. 62, No. 1, pp. 104-113 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-104-113

22. Balatskii E. V., Ekimova N. A. Global competition of universities in the mirror of international rankings, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2020, Vol. 90, No. 8, pp. 726-738 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587320080022

23. Borte G. R., Okhrimenko S. A., Zhuravlev N. V., Bazhenova E. Yu., Bazhenov S. V. Shadow digital economy, Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2020 (Intellect in the digital world: influence, management, development), works of the 5th International scientific conference (Rostov-on-Don, November 19-21, 2020): in 3 vol. Vol. 3. Materials of discussions. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2020, pp. 140-152 (in Russ.).

24. Kobylko A. A. Business ecosystems in the digital economy: stages of development and self-regulation. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2020 (Intellect in the digital world: influence, management, development), works of the 5th International scientific conference (Rostov-on-Don, November 19-21, 2020): in 3 vol. Vol. 3. Materials of discussions. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2020, pp. 162-170 (in Russ.).

25. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge - 2020 (Intellect in the digital world: influence, management, development), works of the 5th International scientific conference (Rostov-on-Don, November 19-21, 2020): in 3 vol., Southern Federal University, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta (in Russ.).

© Баженова Е. Ю., 2021 © Bazhenova E. Yu., 2021

Дата поступления / Received 25.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 02.02.2021 Дата онлайн-размещения / Available online 25.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.