Научная статья на тему 'Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры учащихся'

Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INTEGRATED LESSONS / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / ENVIRONMENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беземская И.В.

В статье рассматривается вопрос о применении интегрированных уроков в обучении как средства формирования экологической культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры учащихся»

Беземская И.В.

Учитель химии, биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»

интегрированный урок как средство формирования экологической культуры учащихся

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о применении интегрированных уроков в обучении как средства формирования экологической культуры обучающихся. Ключевые слова: интегрированные уроки, межпредметные связи, экологическая культура.

Keywords : integrated lessons , interdisciplinary communication , environmental culture .

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Вклад общего химического образования в становление и развитие гармоничной личности XXI века сложно переоценить. Химия как важнейший инструмент познания законов природы, развития материальной и духовной сфер жизни современного общества вносит существенный вклад в формирование научного мировоззрения человека, развивает мышление и дает опыт безопасного обращения с химическими веществами. В процессе своей деятельности человек использует сотни тысяч различных веществ, среди которых постоянно растет доля синтетических соединений. Многие вещества небезопасны и при неумелом обращении могут нанести огромный вред и обществу, и природе. Именно неразумное поведение людей привело к резкому ухудшению экологической обстановки на планете. Сложившаяся обстановка поставила человечество перед фактом: только химическая грамотность и

развитая экологическая культура общества могут обеспечить гуманное отношение к природе и открыть путь к выходу из критической ситуации. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет учился правильно относиться к миру, в котором живет. Именно в школе происходит закладка научных основ экологической культуры и мировоззрения человека.

Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Интеграция знаний это один из способов повышения эффективности обучения и уровня познавательной активности. Развивающий эффект предмета химии станет максимальным, если в учебно-воспитательном процессе будут учтены следующие ценностные ориентиры:

■ химия — это способ познания мира и человека в нем;

■ химия — это прикладные знания и умения, помогающие решать социальные и личные проблемы;

■ химия — это мировоззрение, основа экологической культуры и нравственности.

Названные ориентиры наиболее полно учтены в модели проблемноинтегративного обучения (ядра развивающего обучения). Эта модель предполагает концентрацию учебного материала вокруг основополагающих идей, понятий, законов и теорий с последующим его внедрением в общую систему естественнонаучных знаний о мире В рамках такого образования учащиеся приобретают новую информацию при постановке и решении учебных проблем (экологических, природоохранных и др.). Изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика, экология и др. Интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин позволяет продуктивно

решать задачи естественнонаучного образования в школе. Важнейшие из них: формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности; осознанное усвоение системных научных знаний об окружающем мире, месте и роли в нем человека, в том числе и знаний по химии; формирование гуманистических и экологических ценностей личности; овладение комплексом научных методов познания;

формирование навыков безопасного обращения с веществами и материалами как основы сохранения природы, здоровья и жизни человека; формирование опыта активной познавательной деятельности проблемнотворческого характера с применением научных методов исследования природы; развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой; развитие интеллектуально-творческих способностей, навыков самообразования.

Привлечение межпредметного материала необходимо при раскрытии: ценностных аспектов обучения химии; всесторонней характеристики природных объектов, сущности взаимосвязанных природных явлений и процессов; роли химии в развитии общества, приумножении его материального и духовного наследия; вклада химии и естественных наук в сохранение природы и биологического разнообразия, их участия в решении глобальных проблем человечества, обладающих ярко выраженным интегративным характером (экологических, продовольственных,

энергетических, сырьевых и др.); значения химических знаний для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизни человека. Наиболее значимыми направлениями интеграции, которые способствуют формированию экологической культуры учащихся, на уроках химии являются следующие межпредметные связи: усвоение химико-

технологических понятий «сырье», «факторы размещения промышленных

предприятий», формирование экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала (химия-география); изучение физиологического действия веществ на живые организмы и экосистемы, формирование экологических, природоохранных знаний на базе биохимического материала (химия-биология); формирование представлений о круговороте элементов, веществ и энергии в экосистемах разного уровня; изучение физико-химических свойств, распространения и роли в природе веществ, относящихся к группе абиотических факторов; усвоение знаний о природных ресурсах, знакомство с проблемами их использования и сохранения; рассмотрение влияния антропогенного фактора на окружающую среду (причины, источники и последствия химического загрязнения, способы переработки и утилизации загрязнителей, изменение численности популяций, биологическое разнообразие, здоровье человека и т. д.); знакомство с понятием «экологическая проблема» на конкретных примерах (парниковый эффект и т. п.) и поиск путей решения; знакомство с методами познания, освоение методов химико-экологического мониторинга окружающей среды (химия-экология).

Методические приемы для реализации интегративных связей могут быть различными: постановка межпредметных вопросов, использование комплексных наглядных пособий, решение учебных проблем, требующих поиска самостоятельного решения и предусматривающие анализ и другие. Интересны задачи, содержащие межпредметную информацию, что нацеливает учащихся на применение имеющихся знаний и умений смежных предметов. На бинарном уроке в 9 классе «На перекрестке двух наук», проводимом совместно с учителем математики, и посвященном Дню Земли, рассматривались экологические проблемы с точки зрения химии и математики. Учащимся были предложены задачи, составленные в рамках ОГЭ по математике, с химико-экологическим содержанием. Решение задач способствовало повышению интереса к изучаемому вопросу, показало

языком цифр, какой вред наносит человек природе и сколько времени потребуется планете, чтобы восстановить баланс. Творческое задание « Предложи способ решения экологической проблемы» потребовало от ребят комплексного применения знаний по разным предметам, побудило задуматься каждого из них о том, что он может сделать для сохранения жизни на планете. Интегрированный урок «Вода - важнейшее бинарное соединение», объединил в себе материал несколько смежных предметов -химия, биология, география, экология. Ребята работали в трех лабораториях: химической, биологической и эколого-географической. Химическая лаборатория изучала состав, физические свойства воды. Биологическая -значение воды в природе. Эколого-географическая - водные ресурсы России и вопросы их охраны. Каждая лаборатория представила свои результаты работы. Для закрепления знаний предлагались задания следующего типа:

■ При потере воды в количестве 6% от массы тела у человека повышается температура, при потере 10% - нарушается глотательный рефлекс, начинаются галлюцинации, а при потере 15% жидкости человек умирает, как вы думаете почему?

■ Сколько «ведер воды» содержится в вашем организме (объем ведра равен 12 л.), если содержание воды 65% от массы тела. Какова для вашего организма критическая норма потери воды?

■ В моря впадает множество рек. Почему же тогда моря не переполняются и не заливают сушу? Почему существует проблема нехватки питьевой воды? Что может сделать каждый из нас для решения этой проблемы?

Данные уроки способствовали повышению мотивации учения и формированию естественнонаучного мировоззрения школьников.

Таким образом, в современных условиях развития школьного образования, интегрированный урок является средством формирования экологической

культуры учащихся, так как расширяет объем опорных знаний, необходимых для формирования личности, способной не только адаптироваться к быстроменяющимся условиям, но и обеспечить своей деятельностью дальнейшее устойчивое развитие человечества.

Список литературы:

Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции 8-9 классы: Учебно-методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.