Бирюкова Г.Н. ©
Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ д/с №81 г. Белгорода, Россия
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается интегрированный подход в обучении старших дошкольников, приводится пример интегрированного занятия. Предложенные материалы могут использоваться воспитателями в педагогическом процессе.
Ключевые слова: дошкольники, интегрированный подход, образовательная деятельность. Keywords: preschoolers, integrated approach, educational activity.
Интегрированный подход привлекает всё большее внимание педагогов ДОУ. Необходимо постепенно выходить за традиционные рамки и использовать принцип интеграции в целостном педагогическом процессе. Дошкольный возраст не может быть не интеграционным по своей сути, так как социальные, речевые, физические, когнитивные, художественно-творческие достижения каждого ребёнка теснейшим образом взаимосвязаны. Более того, сознание маленького ребёнка синкретично, целостно по своей природе, что позволяет дошкольнику выстраивать картину мира даже вопреки укоренившему разделительному подходу [5].
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Путешествие в страну знаний»
Цель: обобщать и систематизировать у детей полученные знания.
Задачи:
• Развивать интерес к истории своего города; расширять знания детей о своем городе, достопримечательностях, воспитывать чувство гордости к городу, в котором живёшь.
• Развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением.
• Освоение звукового анализа пятизвуковых слов; определение их последовательности, характеристика звуков (гласный — согласный), составление схемы слова.
• Определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов.
• Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Закреплять знания детей об элементах математической символики, понятие части задачи, знания о последовательности дней недели, времени года, части суток, умение отгадывать загадки.
• Формировать навыки выполнения поставленной задачи, умения оценивать результаты своей деятельности.
Предварительная работа: сюжетно-ролевые игры «Школа», «Почта»; д/и «Кто в лесу живет?», театрализованная деятельность «Репка», посещение мини-музея «Комната русского быта», «Белгород - город воинской славы».
Ход образовательной деятельности:
© Бирюкова Г.Н., 2016 г.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздается стук в дверь. На пороге стоит почтальон (ребенок) с коробкой, в которой лежит цветик-семицветик и записка. На лепестке с цветной стороны наклеены цифры от 1 до 7.
Почтальон: Здравствуйте, я почтальон, принес вам посылку.
Воспитатель: Здравствуйте, почтальон. Проходите, пожалуйста. Ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что там внутри. Ой, здесь волшебный цветок. Может вы его узнали?
Дети: Цветик - Семицветик.
Воспитатель: Почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков.
Воспитатель: Какого цвета у него лепестки?
Дети называют цвета лепестков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Где еще в таком же порядке расположены цвета?
Дети: В таком порядке расположены цвета радуги.
Воспитатель: А кто знает поговорку для запоминания порядка цветов в радуге? («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Воспитатель: Ой, ребята, а тут еще и записка в коробке.
Воспитатель достает и читает записку: «Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам ученики школы. Вы скоро пойдете в школу. Вы готовы учиться в школе? Совершив путешествие в страну знаний и, выполнив последнее задание, вы ответите на этот вопрос. Каждый лепесток нашего цветка приготовил для вас задание. Последовательно выполняя их, вы совершите путешествие в страну знаний».
Воспитатель: Ну, что отправляемся в путешествие.
Ребенок отрывает лепесток и называет цифру. В это время воспитатель говорит: «Лети, лети лепесток и приведи нас к заданию №1».
Карточки с номерами заданий находятся по всей группе в соответствующих центрах.
ЦЕНТР МИНИ -МУЗЕЙ «БЕЛГОРОД-ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ». КАРТОЧКА № 1.
Воспитатель: В первом задании вам нужно будет ответить на вопросы викторины.
- Назовите страну, в которой мы живем? (Россия).
- Главный город России? (Москва).
- Цвета российского флага? (триколор: белый, синий, красный).
- А как называется город, в котором мы с вами живем? (Белгород).
- А почему он так называется? (потому стоит на меловых горах).
- А кто назовет мне улицы нашего города? (Губкина, Шаландина, Есенина, проспект Ватутина, Королева).
Воспитатель: Как много вы знаете о нашей Родине. И мы оправляемся дальше. ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАРТОЧКА №2
Воспитатель: В этом задании нам предлагается отгадать загадки. Хотите? А отгадку мы проверим по картинке.
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну. (Волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Не барашек и не кот, Носит шубку круглый год. Шубка серая - для лета. Для зимы другого цвета. (Заяц)
Хожу в пушистой шубе, Живу в глухом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)
Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры) [2]
Воспитатель: Вы справились с заданием. Очень рада! ЦЕНТР КНИГИ КАРТОЧКА №3
Воспитатель: Здесь у нас несколько заданий. Слушайте первое задание: «Предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?» Встаньте в круг, пожалуйста. Я называю предмет -вы действие, которое он может совершать. Например: «самолет-летает, парит».
Дети встают в круг; воспитатель бросает мяч по очереди и задает вопросы:
• заяц - скачет, боится;
• ветер - дует, шумит;
• поезд - едет, гудит;
• солнце - светит, греет;
• цветок - растет, цветет;
• чайник - кипит, свистит.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы постарались! Второе задание. Приглашаю вас присесть на стулья.
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения» «Графическое изображение предложений»
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение из 3-4 слов. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок
записывает схему предложения на доске \---).
Затем воспитатель по очереди показывает: репку; внучку; Жучку. Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Внучка за бабку. Воспитатель: Из какой сказки этот отрывок? («Репка» Молодцы! ЦЕНТР ДВИГА ТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАРТОЧКА №4
Воспитатель: Физкультминутка. Здесь мы с вами немного разомнемся. Выполняем движения под музыку.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАРТОЧКА №5
Воспитатель приглашает пройти за столы и читает задание: Задание № 1 Игра называется «Кто внимательный».
- Я буду показывать букву (У, И, Д, Ш, О, Р, Ф, А). Если она обозначает гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю [1]. Задание №2: «Какой буквы не хватает? »
Прочитайте слова и напишите на месте точки, какая буква потерялась: шк(о)ла, маш(и)на, (з)аяц, бана(н), лис(а), к(о)шка. Вы работаете по карточкам, а Дима на доске. Давайте проверим, у всех как у Димы? [1]
Задание № 3 Игра « Придумай слово с заданным звуком».
Послушайте внимательно: мммама, Риммма, комм. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? А теперь вы придумайте слово со звуком «ммм» и отметьте место этого звука в слове: в начале, середине или конце. Давайте проверим, какие слова вы придумали? Где находится звук? Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием [6]. ЦЕНТР МА ТЕМА ТИКИ КАРТОЧКА №6
Воспитатель: А сейчас поиграем, становитесь в круг (игра с мячом). Вы передаете мяч по кругу, пока звучит бубен. Тот из вас, у кого окажется мяч, отвечает на вопрос.
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).
3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать).
4. Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос).
5. Сколько дней в неделе.
6. Сколько месяцев в году.
7. Назови последний месяц зимы.
8. Назови части суток. Сколько их? Работаем по карточке №1
Девочка Женя несла баранки на веревочке и считала ворон. Бродячая собака утащила все баранки, и у Жени осталась только веревочка. На листе бумаги у вас нарисована веревочка от баранок. Измерьте линейкой длину веревочки и результат запишите в клеточке рядом. [4]
Но сначала вспомните правило измерения линейкой (линейку придерживаем рукой, измерение начинаем от 0).
Карточка №2. Посмотрите на картинку и составьте условие задачи. (У мишки 10 круглых шариков и 3 овальных). Задайте вопрос к задаче. (Сколько шариков у мишки всего?13). Запишите и прочитайте решение задачи (10 + 3=13). [3]
Карточка№3. Дети получают индивидуальные карточки с математическим примером, где пропущена цифра, им необходимо вставить нужную цифру на месте точки. 3 + . = 5 4 - 2 = . 4 + . = 7 6 - . = 4
5 + 5 = . 10 - . =3
КАРТОЧКА №7
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. В последнем задании вам нужно выложить из букв слова, а слова сложить в предложение. Оно и станет вашим девизом перед школой «МЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ».
Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. РЕФЛЕКСИЯ.
Литература
1. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект / Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 64 с.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. - 666 с.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
4. Колесова Л.В. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л.В. Колесова. - Изд. 2-е, доп. - Волгоград: Учитель, 2014. - 251 с.
5. Леонова Н.Н. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.Н. Леонова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 327 с.
6. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 188 с.