3. Разработанные ФОСы производственной {технологической в системе инклюзивного образования) практики будут способствовать формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивном формате.
Литература:
1. Акопова М, А., Плюснина И. 8. Формирование компетенций у будущих коррекционных педагогов в процессе прохождения производственной практики // Научно-педагогическое обозрение. -2021.- N-5(39). - С.9-20.
2. Баранов А. А., С.унцовз А. С. Развитие субъектной позиции студентов в процессе ста же ре к ой практики в инклюзивной школе II Образование и наука. - 2020. - Т. - 22. - № 2. - С. 29-52.
3. Боровков А. И., Киселёва К, Н., Романов П. И, Нормативные правовые и методические основы формирования фондов оценочных средств основных образовательных программ высшего образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 201 б. - № 2 (244). - С. 131-139.
4. Бородаева Л. Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России П Грани познания. -2012.- Нй'З,- С 24-28.
5. Брагина Е. А., Бел Озерова Л. А. Актуальные проблемы инклюзивной практики в начальной школе II Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 10. - С. 193-198.
6. Гамаюнова А. Н., Парватова Т. М, Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования П Проблемы современного педагогического образования. -2019 - №62(1).-С. 88-92.
7. Глазков А. В., Кучергина О. 8. К вопросу изуче ния мотиваI[ионной готовности работников об щеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - Т. 12,- N- 4 (41). - С. 130-141.
8. Глузман Ю. 8. Подготовка будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде: анализ бакалаврских программ П Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (45). - С. 84-89.
9. Зверев С. М., Слободчиков 8. И. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту И Педагогика. - 2018. - № 4. - С. 3-11.
10. Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченны ми возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Ми-нинск. ун-та. - 2018. - Т. б. - № 1 (22). - С. 12.
11. Калинин С, Турмаков Ж. Фонд оценочных средств педагогической практики студентов // Манаш Ко-зыбаев атындагы Солтуспк Казакстан мемлекетпк университет1нщ хабаршысы. - 2014. - С. 28.
12. Каско Ж. А. Информационно-образовательная среда как форма совершенствования дидактической подготовки будущего учителя Н Kant. - 2021. -№3,- С 219-224.
13.Пичугина Г. А. Развитие самоорганизации сту дентов в период педагогической практики // Ху-манитарни Балкански иэследвания. 2020. - Т. 4. -№.4(10).
14.Руднева И. А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XX! веке: теория и практика: материалы Между нар. научно-практ. конф., Волгоград, 14-16 октября, 2011 г, / под ред. Г. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкого, О. П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). - Волгоград: Перемена, 2011. - С. 66-67.
15.Федосеева Е. С., Хвастунова Е. П. Организация практик в структуре подготовки студентов, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" В соответствии с ФГОС ВО 3++ // Грани познания. - 2018. - №. 3,- С. 74-77.
16. Худжина М. 8., Горлова С. Н., Бутова О, 8. Проблемы разработки фондов оценочных средств в условиях реализации ФГО ВПО // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-ЮГРЫ, НВГУ, 2014. - С. 421.
CU CXJ О си
-0 9
s: со
CU
■Ol
s
345
INTEGRATED COURSE AS A CONDITION FOR FORMING THE FOUNDATIONS OF ENG/NEER/NG LITERACY IN THE ELEMENTARY SCHOOL
Chestyuntna Natafya Dmitrievna, Senior Lecturer, Department of Natural and Mathematical Education, institute of Development Education and Social Technologies, Kurgan
The article presents the main results of a study on the formation of the basics of engineering literacy of elementary school students, The purpose of the study is to develop and test ait integrated course based on compute/science and robotics for grades 3-4 as a condition for the formation of the basics of engineering literacy of students, The article discusses the problem, the main provisions of the author's methodology and conclusions based on the results of its testing. The description of educational and methodological materials developed by the author is given. The scientific novelty consists in clarifying the concept of an integrated course, defining the principles of integration, developing teaching methods in the conditions of the modern education system. As a result, an integrated course for elementary school students was developed and tested, educational and methodological materials were finalized taking Into account the testing data.
Keywords: integrated course; engineering literacy; elementary school; computer science; robotics,
DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.62
УДК 378
ВАК РФ 5.8.1 Л 3.00.01
> Честюнина НДЧ 2022
> <
Ж ш
О ш
3-
< а
ш С
346
ЧЕСТЮНИНА Наталья Дмитриевна, старший препода ва тель кафедры Ее те с твенно-ма теш тч четкого образования, Институт развития образования и социальных технологий, Курган
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлены основные результаты исследования по формированию основ инженерной грамотности учащихся начальной школы. Цель исследования - разработка и апробация интегрированного курса на основе информатики и робототехники для 3-4 классов как условия формирования основ инженерной грамотности учащихся, В статье рассматривается проблема, основные положения авторской методики и выводы по результатам ее апробации, Дано описание учебно-методических материалов, разработанных автором. Научная новизна состоит в уточнении понятия интегрированного курса, определении принципов интеграции, разработке методики обучения в условиях современной системы образования. В результате разработан и апроби розан интегрированный курс для учащихся начальной школы, учебно-мето-дические ма териалы доработаны с учетом данных апробации.
Ключевые слова; интегрированный курс; инженерная грамотность; начальная школа; информатика; робототехника.
Введение
Одним из проблемных вопросов современной школы является вопрос о формировании и развитии у учащихся групп навыков, необходимых для высококвалифицированных и востребованных кадров: креативное и критическое мышление, командное взаимодействие, алгоритмическое и логическое мышление. Кроме того, выпускники общеобразовательной школы должны иметь набор знаний и умений, который складывается из системной работы ученика и учителя в ходе всего времени обучения. Первым этапом школьного обучения является начальная школа, которая закладывает базис для дальнейшего развития учащихся. В начальной школе формируются основы чтения, письма, счета, базовые навыки работы с инструментами (от линейки до компьютера), умение учиться самостоятельно, умение выстраивать коммуникации в группе и др.
В этой связи актуальность данного исследованиязшточается во внедрении в практику работы начальной школы интегрированных курсов как универсального эффективного инструмента комплексной предметной и мета предметной подготовки. Цель исследования определила ряд задач. 1) проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, примерную основную образовательную программу, существующее методическое обеспечение инженерно-технического и математического образования в начальной школе; 2) разработать программу интегрированного курса и учебно-методические материалы "Информатика-робототехника" для 3-4 классов; 3) провести апробацию материалов курса в основном и дополнительном образовании; 4) проанализировать результаты апробации и дополнить программу курса и содержание материалов.
Для достижения поставленной цели и задач исследования были использованы следующие методы.
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ пакета нормативных документов в сфере отечественного образования;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, наблюдение, тестирование, опросные методы (анкетирование, беседа), анализ продуктов деятельности субъектов исследования, методы математической статистики.
Теорв ти ческую базу исследования соста в и-ли работы Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, В.В. Давыдова, Я.А. Ваграменко, A.B. Горячева, Н,В, Матвеевой, I.A. Рудченко, А.Л. Семенова, E.H. Челак и др.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке учебно-методических материалов для учащихся 3-го и 4-го классов, методических рекомендаций для учителей и педагогов дополнительного образования, реализующих интеграцию информатики и робототехники в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании детей. Комплекты учебных пособий адаптированы для работы с интерактивными робототех-ническими конструкторами, отвечают требованиям подготовки выпускника начальной школы к изучению информатики и робототехники в основной школе. Положения авторской методики преподавания интегрированного курса могут применяться при проведении уроков информатики в начальной школе. Использование робототехнического конструктора позволяет проводить практические работы и эксперименты, дополняющие теоретические аспекты материала. Данный курс позволяет заложить основу для изучения информатики в основной школе и привлечения учеников в сферу инженерно-проектного творчества. 8 дополнительном образовании разработанные материалы могут стать основой для отдельного курса робототехники, формирующего основы инженерной грамотности.
Основная часть
Анализируя социальный заказ, потребности общества и государства, можно выделить ряд надпрофессиональных навыков [1], сформулированных современными работодателями в модели идеального сотрудника будущего. В их число входят критическое и системное мышление, управление проектами, работа в условиях неопределенности и др. Из этого следует необходимость изменения содержания и методов обучения, применения на уроках современных средств обучения и воспитания, изменения модели поведения ученика на уроке от пассивного участия к активному взаимодействию.
С другой стороны, в системе образования большое внимание уделяется функциональной грамотности школьников. Возвращаясь к анализу процесса обучения в начальных классах, отметим, что обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Стандарт) [5] включает требования к освоению универсаль-
ных учебных познавательныхдействий, в число которых входят базовые логические, исследовательские действия, работа с информацией.
Все эти аспекты стали основой исследования, в рамках которого мы разработали интегрированный курс "Информатика-робототехника" для 3 и 4 классов начальной школы. Данный курс призван сформировать у учащихся основы инженерной грамотности, включающие в себя начала алгоритмизации, основы креативного и критического мышления, базовые навыки работы с компьютерами и мобильными цифровыми устройствами, а также основы информационной грамотности, необходимые для дальнейшего изучения информатики и робототехники в основной школе. Инженерная грамотность - это интегративный компонент функциональной грамотности, осваивая который в рамках интегрированного курса учащиеся получают навыки работы с современным оборудованием, навыки командной работы и взаимодействия, умения анализировать, формулировать проблемы и гипотезы, делать выводы. Разработанный нами курс направлен на формирование основ инженерной грамотности к моменту окончания начальной школы, что позволит учащимся перейти в основную школу с уже сформированными базовыми навыками и умениями. Кроме того, курс направлен на изучение основ информатики и робототехники, совмещая две дисциплины в рамках учебного плана.
Таким образом, учащиеся будут готовы к изучению информатики в основной школе, а также к участию в разного рода олимпиадах и соревнованиях по робототехнике и инженерии, например, во Всемирной олимпиаде роботов (Wor!d Robot Olympiad, WRO) или соревнованиях ИкаР (Инженерные кадры России).
До начала работы непосредственно над содержанием и структурой интегрированного курса были проанализированы работы современных исследователей, занимающихся развитием информатики, робототехники, а также результаты исследований в области педагогики и психологии начального обучения. Проведенный анализ рабочих программ, учеб-но-методических комплексов для начальной школы, выявил отсутствие системной работы по изучению информатики в начальной школе. Вместе с тем, направление развития системы современного образования показывает необходимость включения этого предмета в учебный процесс. Информатика в начальной школе призвана не столько научить работе за компьютером, сколько обучить безопасному
CU CXJ О си
-О
9
s: со
CU
■Ol
2:
§ 347
> <
X
LH
О
LU 3-
<
CI UJ
с
348
обращению с цифровой техникой, способам работы с информацией, умению составлять план действий и следовать ему, делать выводы из полученных данных, правильно интерпретировать результаты расчетов и др. Именно понимание, как и для чего используются сложные расчетные устройства {в т.ч. компьютер, цифровые датчики) важно для начала обучения. В основной школе эти знания и приобретенные навыки работы с информацией помогут учащимся на самых разных предметах: математике, технологии, литературе, истории и т. п. Обратившись к содержанию Стандарта, отметим, что в начальной школе он определяет обязательную предметную область "Математика и информатика". Это та основа, в рамках которой формируются универсальные учебные действия учащихся. Однако в действительности во многих школах изучение этой области сводится к традиционным урокам математики, не включающим ни работы с цифровыми инструментами, ни решения инженерных задач, ни проведения экспериментов.
Эту проблему частично решает посещение школьниками большого числа кружков и секций в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. 8 последние годы в России открывается множество сущностей: "Кванториум", "Точка роста", "ГГ-куб" идр., позволяющих учащимся выбратьзанятия, соответствующие их интересам. Но фрагменты в виде модулей в рамках учебных предметов и посещение дополнительного образования не в состоянии полностью решить вопрос о системном формировании основ инженерной грамотности учащихся.
Резюмируя, отметим, что работа над интегрированным курсом стала разрешением обнаруженного противоречия между необходимостью формирования основ инженерной грамотности учащихся в начальной школе и недостаточной проработанностью вопроса о межпредметном взаимодействии в области математики, информатики и технологии с возможностью применения интерактивного учебного оборудования в рамках времени, отведенного учебным планом, что приводит к недостаточной систематизации приобретаемых навыков, неустойчивым взаимосвязям теории с практикой, а также в целом к увеличению информационной и психологической нагрузки на учащихся. Получившийся в результате работы учебно-методический материал был апробирован в практике работы общеобразовательной школы и в рамках дополнительного образования детей.
В ходе двухлетнего эксперимента по апробации материалов было накоплено большое количество аналитических данных, обратной связи от педагогов и учащихся, что позволило доработать курс "Информатика-робототехни-ка" сделать его адаптивным, удобным в реализации, а также эффективным. Учебные материалы для учащихся представлены пособиями, тестами для входного и итогового контроля, вариантами контрольных работ на каждое полугодие. Учебные пособия для начальной школы отличаются ярким цветовым оформлением, цветовая гамма подобрана таким образом, чтобы элементы декора не мешали восприятию информации. Пособия содержат большое количество иллюстраций, и созданы по принципу тетрадей на печатной основе. С учетом СанЛин [8] (соответствие весовым стандартам) каждое из разработанных пособий рассчитано на полгода обучения и включает необходимый теоретический материал, описание практических работ, технологические карты для сборки моделей. Занятия носят практи-коориентированный характер и построены таким образом, что каждое из них включает практическую работу с цифровым оборудованием (компьютером, интерактивным робото-техническим набором, цифровыми датчиками).
Входеапробации возникла необходимость разработать копии учебных материалов, необходимых для самостоятельной работы учащихся, в электронном варианте. Электронные версии полностью повторяют материал печатных изданий, но адаптированы для просмотра на экране монитора, С целью обеспечения удобства просмотра страницы преобразованы в альбомный формат. Практические задания вынесены в специальные черно-белые листы, предназначенные для распечатывания на принтере, поскольку, учитывая возрастные особенности учащихся и преобладающий у них кинестетический тип восприятия, полностью исключать печатные материалы нецелесообразно.
В качестве примера в материалах курса описана работа с образовательным конструктором LEGO Mindstorms EV3, однако этот набор может быть заменен на любой аналогичный конструктор, например, VEX или HUNA. Основу такого набора составляет комплект деталей, из которых собираются модели роботов и устройств. Кроме строительных элементов набор должен содержать серводвигатели или электромоторы и комплект цифровых датчиков. Основой набора является микроконтроллер, который можно запрограммировать
на визуальном языке программирования (текстовые языки в начальной школе не изучаются в силу возрастных особенностей восприятия информации). Для занятий необходимо наличие деталей разного размера, цвета и назначения, они выступают в роли объектов с рядом заданных свойств. Микроконтроллер выступает в роли мобильной версии компьютера и используется как наглядный пример при изучении устройства компьютера, операционных систем. Цифровые датчики - это периферийные устройства, выступающие цифровыми аналогами органов чувств человека. С их помощью визуализируется материал тем "Источники и приемники информации", "Информационные процессы". Моторы используются как исполнительные механизмы, на их примере рассматривается реакция системы на различные команды. Собранная модель робота также используется в роли объекта, но уже сложного, составного. Робот может выполнять алгоритмы, принимать решения, работать в рамках тестового поля по заданному правилу.
Такой подход объединяет возможности виртуальных исполнителей алгоритмов в рамках работы с одной моделью, наглядно показывая стандартные наборы алгоритмов исполнителей Робот, Спасатель, Чертежник, Черепашка и т.п. Так учащиеся смогут тестировать свои алгоритмы и рассматривать каждую команду в действии, используя одну и ту же модель робота с небольшими доработками. При этом они научатся принимать во внимание факторы окружающей среды, влияющие на работу алгоритма,
С методической точки зрения занятия курса "Информатика-робототехника" построены таким образом, чтобы максимально использовать возможности любого доступного интерактивного набора для стимулирования кинестетического и визуального восприятия учащихся. Во время занятий отдельные детали конструктора или полноценные модели роботов выступают в роли интерактивных средств обучения, что помогает ученикам закреплять в процессе практической деятельности формируемые абстрактные понятия в курсе информатики. По структуре курс является универсальным: он рассчитан на реализацию в урочной деятельности в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей. Учитывая возможности, предоставляемые образовательными конструкторами как средством обучения и воспитания, курс "Информатика-
робототехника" позволяет изучить основные, наиболее важные темы информатики и робототехники в период учебного времени, ограниченный одним часом в неделю (как и большинство курсов в начальной школе). Темы занятий подобраны сучетом анализа рекомендованной учебной литературы по информатике для 3-4 классов, а также опубликованных книг по робототехнике для данного возраста. Основные компоненты разработанной нами методики интегрированного обучения можно сформулировать следующим образом:
1. Занятия проводятся с практическим уклоном, с использованием современного оборудования. Это позволяет закреплять изученный материал, параллельно осваивая приемы работы с различным оборудованием: компьютером, смартфоном, цифровыми датчиками, интерактивными моделями и т.п. Включение большого числа практических работ помогает удерживать внимание учащихся, способствует частой смене видов деятельности на занятии.
2. Учащиеся постоянно держатся в напряжении, их внимание актуализировано на происходящем при помощи вопросов, диалогов, мини-экспериментов по проверке выдвинутых предположений, неожиданных поворотов хода занятия. Такой подход к проведению занятий достаточно сложно реализовать, педагог должен быть хорошо подготовлен к импровизации и неожиданным вопросам, затруднениям учащихся. Однако за счет концентрации внимания, активности в ходе занятия учащиеся лучше запоминают материал. Инсайты, эвристические моменты в ходе занятия надолго остаются в памяти, легко воспроизводятся на следующем занятии при актуализации знаний. Эмоциональное напряжение учащихся должно быть обдуманным, умеренным, сообразным психофизическим особенностямучениковначальной школы. За счет интеграции двух дисциплин занятия информационно насыщенны, поэтому для снятия напряжения используются игровые моменты. Особенно важно регулировать эмоциональное напряжение в ходе соревнований и при работе с цифровым оборудованием,
3. Эмоциональный настрой учеников постоянно оценивается педагогом при помощи рефлексии, наблюдений, анкетирования, ярких моментов демонстрации возможностей учебного оборудования, интересных фактов. В течение занятия важно следить за тем, чтобы учащиеся не были чрезмерно загружены, в то же время задания могут содержать проблемные вопросы, требующие самостоятельного поис-
СУ
си
О си
-О
9
со
си
■01 •21
Ё
349
> <
X ш
О ш
3-
<
С1 ш
с
350
ка и задачи, чуть более сложные, чем учащиеся уже умеют решать. Это способствует активизации мыслительных процессов и повышению интереса к изучаемому материалу.
4. Все задания учебных пособий созданы с определенной целью, потому рассортированы по разным этапам занятий и должны быть выполнены учениками (особенно ключевые задания, отведенные для повторения, закрепления и изучения новых тем). Педагог может изменить формулировку, уточнить задание, но содержание должно быть продумано таким образом, чтобы практические работы использовали теоретический материал, изученный в начале занятия. Каждая работа направлена на закрепление навыка, обозначение связи теории с практикой, освоение новых знаний или умений (например, способ работы с информацией). 8 рамках каждого занятия практические работы обеспечивают смену видов деятельности учащихся. Например, ученики могут заниматься конструированием, затем перейти к составлению программы за компьютером, затем работать с заполнением таблицы данными с цифровых датчиков. Таким образом, в ходе занятия возникают ситуации, когда учащиеся приобретают новые знания, обучая друг друга, работая самостоятельно при выполнении практических работ.
5. Занятия интегрированного курса не должны разбиваться на отдельные уроки информатики и занятия по конструированию моделей роботов. Суть интеграции в том, чтобы, используя теорию, демонстрировать примеры на разном оборудовании (компьютер и робот), находить взаимосвязь и аналогии в разных сферах, не только в рамках учебного оборудования, Например, при объяснении устройства компьютера в качестве наглядного пособия может использоваться и ноутбук, и смартфон, и контроллер робота. Таким образом, учащиеся смогут понять суть тех процессов, которые они изучают.
6. Использование методических материалов возможно в двух вариантах: электронном и печатном, при этом оба разработанных комплекта содержат рабочую программу, учебные пособия для учащихся, методические рекомендации для педагога, диагностические материалы и приложения. Рабочая программа курса представлена в электронной форме для удобства ее использования.Методические рекомендации для учителя оформлены в виде планов занятий с описанием необходимого оборудования. Учитывая особенности работы с младшими классами, электронные версии
содержат материалы для распечатывания -черно-белые листы для записи ответов на практические задания.
Заключение
Подеодя итоги, отметим, что разработанный нами интегрированный курс и методическое обеспечение к нему может быть использован как в основном, так и в дополнительном образовании. Структура интегрированного курса разработана таким образом, чтобы каждое занятие было логически связано с остальными, оставаясь при этом самостоятельной дидактической единицей. Занятия можно комбинировать, заменять в зависимости от используемого оборудования и потребностей конкретной группы учащихся. Возможность использования альтернативных образовательных робототехнических платформ расширяет возможности курса по адаптации учащихся к работе с мобильной техникой. Сборка и программирование робототехнических моделей в рамках обучения занимают особое место. Учащиеся конструируют по заранее разработанной схеме, таким образом экономя время для изучения команд и составления алгоритмов. Однако в рамках экспериментальных занятий им дается возможность проявить творческий подход к сборке некоторых моделей.
Приведем данные обратной связи от педагогов и учащихся, участвовавших в эксперименте по апробации разработанных материалов. В ходе анкетирования педагогов было установлено, что, по их мнению, работать с материалами удобно, поскольку они четко структурированы, выдержана логика изложения, материал грамотно подобран и проиллюстрирован. Методические рекомендации к курсу вызвали интерес педагогов, поскольку их содержание помогает быстро подготовиться к каждому занятию, определить необходимые материалы и оборудование, сформулировать цели и задачи, формируемые предметные знания и металредметныедействия, а также выстроить ход занятия.
Согласно данным анкетирования учащихся выявлено, что содержание учебного материала в разработанных пособиях соответствует возрасту учащихся и доступно для понимания в начальной школе. Учебные пособия вызвали интерес 100% учащихся, особенно понравилось ученикам работа с электронной версией. Поработать одновременно с печатной и электронной версией пособий выразили желание 72%учащихся. 84% учеников проявляли актив-
ность и заинтересованность в работе интерактивным с оборудованием.
В качестве внешних эффектов по результатам обучения можно указать повышение уровня инженерной грамотности учеников начальной школы, увеличение интереса к занятиям по инженерно-техническим направлениям. Кроме того, педагоги, принимавшие участие в эксперименте по апробации курса, отметили новые возможности для самореализации и повышения своего профессионального мастерства в ходе работы с авторской методикой и учебно-методическими материалами. Таким образом, интегрированный курс показал свою эффективность в условиях формирования и развития у учащихся начальной школы основ инженерной грамотности, что было подтверждено серией тестов, опросов, результатами контрольных работ. Проведенное нами исследование доказывает, что практика разработки интегрированных курсов может быть основанием для разработки и реализации курсов, направленных на формирование других компонентов функциональной грамотности.
Литература:
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]: иод ред. Д, Варламовой, Д. Судакова, - М.: Альпи-на ПРО, 2021. - 472 с. URL : https://allasl00.ru/ upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 26.01.2022)
2. Благотворительный фонд ПАО "Сбербанк" "Вклад в будущее" (Электронный ресурс] // Компетенции "4K": формирование и оценка на уроке: практические рекомендации; авт.-сост,
S/I.A. Пинская, A.M. Михайлова. - 76 с. URL: https:// v budushee.ru/И brary/kompetentsii-4k-f от m [rowan i p - i - о ts e rt kä- n a-uroke-praktirheskie-rekomendatsii/Hbclid = !wAR3wDs7p JLTIBbY44gPDcGs qZjzd ndTrChLdG20vZx5yUB-sYqp5SerG2q (дата обращения: 26.01.2022)
3. Законы [Электронный ресурс] // Закон "Об образовании в РФ". URL : https://www.assessor.ru/ za ко n/273 fz zako n-ob-obrazovanii-2013/ {дата обращения: 26.01.2022)
4. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Паспорт национального проекта "Образование". URL : http:// static.qovetnment.ru/media/files/ UuGITrcOWtjfOFCsqd LsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 26.01.2022)
5. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL : https:// "imcro.uraischool.ru/upioad/scimcro_.new/files/6b/ 1d/6b1d9e34f352655e6b121 e376d66e71e.pdf {дата обращения: 26.01.2022)
6. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс] //Федеральный проект "Успех каждого ребенка" URL : https:// minobr.qov- murman.ru/d ocuments/np/uspekh-kazhdoqo-rebenka -pasport-fp.pdf (дата обращения: 26.01.2022)
7. Педагогика начального образования: учебник для вузов. / под ред. С.А. Котовой. - СПб.: Питер. 2019. - 336 е.: ил. - (Серия "Учебник для вузов"). ISBN 978-5-4461 -1393-4
8. Рособорнадзор [Электронный ресурс] / Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодежи. URL : https:// www.rospotrebnad^or.ru/file$/news/SP2.4,3648-20_deti.pdf (дата обращения: 26.01.2022)
CU CXJ О си
-О
9
s: со
CU
■Ol
s
351
PROBLEMS OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF OF HIGHER EDUCATION
Shumeyko Alexander Alexandrovlch, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Amur Humanitarian Pedagogical State University, Komsomohk-on-Amur
The purpose of the study is to consider the current problems of training and advanced training of scientific and pedagogical staff of higher education and identify ways to overcome them. The article discusses the main trends of an integrated approach to the designated problem, substantiates the relevance of their development and implementation. The scientific novelty consists in a comprehensive consideration of ways to overcome existing problems in the field of organization of work on training and advanced training of scientific and pedagogical staff of higher education. As a result, it is established that the improvement of the system of training and advanced training of scientific and pedagogical staff of higher education is one of the main ways to implement the ongoing reform of the education sector, aimed, among other things, at creating conditions that will contribute to more effective professional development and self-development of higher school specialists. In this regard, the issue of revising the basic foundations of the system of training and advanced training of scientific and pedagogical staff of higher education as an integral part of the system of continuing education becomes relevant.
Keywords; higher school; teaching staff; advanced training; standard; education.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.63