Научная статья на тему 'Интегрированный курс как средство формирования готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности'

Интегрированный курс как средство формирования готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / МЕНЕДЖЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ / THE MANAGER OF THE PRODUCTION SPHERE / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / COMPONENTS OF READINESS / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / THE INTEGRATED TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Елена Юрьевна

Рассматривается структура интегрированного учебного курса «Основы управления производственными системами», позволяющего формировать готовность менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности. Структура готовности включает три компонента: технологический, субъектный и рефлексивный. Курс состоит из трех разделов. Каждый раздел направлен на формирование своего компонента готовности. Представлены результаты апробации данного курса в процессе подготовки менеджеров производственной сферы, которые подтвердили эффективность интегрированного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATED COURSE AS A MEANS OF FORMING THE READINESS OF MANAGERS OF THE INDUSTRIAL SPHERE FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article the structure of the integrated training course "Basis of management of production systems" is considered. This course allows the forming of readiness of the manager of the production sphere for the professional activity. The structure of readiness includes three components: technological, subject and reflexive. The course content consists of three sections. Each section is aimed at forming a component of readiness. Results of approbation of this course in the course of training of managers of the production sphere are presented.

Текст научной работы на тему «Интегрированный курс как средство формирования готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности»

7. Henning G. Twenty common testing mistakes for EFL teachers to avoid. EnglishTea-chingForum. vol. 50, No. 3, 2012.

8. BasantaC.P. Coming to grips with progress testing: some guidelines for its design. English Teaching Forum. vol. 50, No. 3, 2012.

9. Малова Н.В.Критериально-ориентированные тесты учебных достижений как дидактический механизм оптимизации процесса обучения / Обучение иностранным языкам в многопрофильном вузе: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. - СамГТУ, 2013.

Поступила в редакцию 13.03.2014; в окончательном варианте 25.03.2014

UDC 372.881.1

CRITERION-REFERENCEDLANGUAGETESTASAMEANS OFPROGRESSASSESSMENT

E. V. Sukhova, N.M. Lapshina

SamaraStateTechnicalUniversity

24, MolodogvardeyskayaStr., Samara, 443100

E-mail: kaflang@mail.ru

The problem of assessment in language teaching is concerned, special attention being focused on criterion - referenced achievement test as an objective means of measuring students' progress. Typical errors in test construction are analyzed.

Key words: assessment, criterion-referenced test, achievement/progress test, errors in test construction.

Original article submitted 13.03.2014; revision submitted 25.03.2014

Elena V. Sukhova, senior lecturer of the Department of Foreign Languages. Natalya M. Lapshina, senior lecturer of the Department of Foreign Languages.

УДК 378

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Ю. Фирсова

Самарский государственный техническийуниверситет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru

Рассматривается структура интегрированного учебного курса «Основы управления производственными системами», позволяющего формировать готовность менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности. Структура готовности

Елена Юрьевна Фирсова, старший преподавателькафедры «Педагогика и управление социальными системами».

включает три компонента: технологический, субъектный и рефлексивный. Курс состоит из трех разделов. Каждый раздел направлен на формирование своего компонента готовности. Представлены результаты апробации данного курса в процессе подготовки менеджеров производственной сферы, которые подтвердили эффективность интегрированного курса.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, менеджер производственной сферы, готовность кпрофессиональной деятельности, компоненты готовности, интегрированный учебный курс.

Профессиональная компетентность менеджера производственной сферы представляет собой совокупность и интеграцию производственной, управленческой и экономической компетентности.Однако, как показывает практика, существующая система подготовки менеджеров производственной сферы характеризуется противоречием между высокими требованиями экономики, общества, рынка труда и работодателей к уровню профессиональной подготовки менеджеров производственной сферы, ориентированных на интеграционное взаимодействие производственной, управленческой и экономической деятельности, и существующей традиционной подготовкой таких специалистов.

Производственная компетентность менеджера производственной сферы рассматривается нами как сформированная в процессе обучения система производственных компетенций, позволяющая проявлять способности к применению тактики инжиниринга, то есть способностик ведению производственной деятельно-сти.Управленческая компетентность менеджера производственной сферы -это сформированная в процессе обучения система управленческих компетенций, позволяющая проявлять способности к применению тактики организации, то есть способности к ведению организационно-управленческойдеятельности. Экономическая компетентность менеджера производственной сферы рассматривается нами как сформированная в процессе обучения система экономических компетенций, позволяющая проявлять способности к применению тактики предвидения, то есть способности к ведению информационно-аналитической деятельности.

Основываясь на компетентностном подходе, мы определили структурные компоненты готовности менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности - технологический, субъектный и рефлексивный, которые соотносятся с элементами содержания, спецификой и особенностью профессиональной деятельности[1].

Для изучения содержания формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы (ФГОС по направлению 080200 «Менеджмент») нами был использован метод контент-анализа текста профессиональных задач. В качестве единиц анализа для каждого компонента готовности были взяты словосмыслы, отвечающие специфике профессиональной деятельности и основанные на генезисе профессии менеджера производственной сферы: для технологического компонента готовности - «конструирование», «проектирование» и «ресурсное обеспечение»; для когнитивного компонента готовности - «принятие решения» и «организация»; для рефлексивного компонента готовности - «анализ» и «прогнозирование». При проведении контент-анализа нами подсчитывалась встречаемость единиц измерения в тексте. Контент-анализпоказал,чтоестьбазисдляформированияготовностименеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности в области экономики и управления, и практически такой базис отсутствует при подготовке в области производства.

Для устранения выявленного противоречия нами разработан интегрированный курс «Основы управления производственными системами», который обеспечивает целостность восприятия студентами-менеджерами производственной сферы содержательной учебной информации, позволяющей результативно решать профессиональные задачи. Процессы интеграции сейчас осуществляются во всех сферах жизнедеятельности, образования и науки, поэтомумногие исследователи обращаются к тем или иным аспектам интеграции [2, 3, 4, 5, 6, 7].

Авторы определяют интегрированный курс как систематически изложенный учебный материал, обеспечивающий целостность компонентов готовности к профессиональной деятельности [5].Они предполагают, что построение интегрированного курса должно основываться на принципах: системности (обучение в определенной системе); интеграции; синхронности (пробуждение активности обучающегося); модульности (выделение блоков в системе обучения); проблемности; вариативности (возможность изменения курса в процессе обучения); паритетности (положительный психологический климат) и профессиональной направленности (специфика и особенности).

Впроцессе обучения курс выполняет следующие функции: координирующую (согласует информацию по содержанию компонентов готовности); формирующую (развивает способности к профессиональной деятельности); системообразующую (образует систему научных знаний); интеллектуальную (развивает интерес к знаниям и увлеченность процессом получения профессиональных способностей путем решения практических задач); контрольно-коррекционную (обеспечивает мониторинг результатов учебной деятельности и ее последующую корректировку); наглядную (позволяет работать с современными программными средствами и практико-ориентированными методами обучения).

При структуризации интегрированного курса необходимо учитывать профессиональную деятельность менеджера производственной сферы и показатели готовности к профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Структура интегрированного курса«Основы управления производственными системами»в логике специфики и особенностей профессиональной деятельности менеджера производственной сферы

Виды Используемые Темы интегрированного Показатели

деятельности средства курса «Основы управления готовности

деятельности производственными системами» (результативный элемент)

1 2 3 4

Организационно - Тактика Раздел 1. Основы управления производственными сис-

управленческая организации темами

Тема 1.1. Управление Способность к управ-

производственными системами: основные понятия лению производственными системами

Тема 1.2. Цели Способность прояв-

производственной системы лять решительность и нести ответственность за принятие решений

1 2 3 4

Тема 1.3. Организация и координация работы персонала Способность координировать работу технического и производственного персонала Способность управлять собой Способность создавать команду

Производственная Тактика инжиниринга Раздел 2. Проектно-конструкторская деятельность

Тема 2.1. Основы проектно- конструкторской деятельности Тема 2.2. Разработка и внедрение нового продукта Тема 2.5. Информационные технологии в проектно- конструкторской деятельности Способность к проект- но-конструкторской деятельности

Тема 2.3. Проектирование операций Тема 2.4. Производственный цикл и производственная мощность Тема 2.9. Реорганизация производства Способность участвовать в постановке целей проекта Способность осваивать и применять современные методы организации и управления производствами Способность участвовать в разработке проектов модернизации действующих производств, создания новых

Тема 2.6. Организация рационального использования ресурсов Тема 2.7. Транспортно-складское обслуживание производства Тема 2.8: Стандартизация и сертификация технологических процессов Способность проводить организационно-плановые расчеты по созданию и реорганизации производственных участков производств

Информационно -аналитическая Тактика предвидения Раздел 3. Прогнозирование развития производственных комплексов Тема 3.1. Экономика и анализ производственных систем Способность к анализу профессиональных ситуаций Способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения

Окончание табл. 1

Виды деятельности Используемые средства деятельности Темы интегрированного курса «Основы управления производственными системами» Показатели готовности (результативный элемент)

Тема 3.2. Прогнозирование развития производственных комплексов Способность к прогнозированию

Тема 3.3 . Управление экономическими и производственными рисками Способность к оценке результата деятельности Способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений

При изучении раздела «Основы управления производственными системами» формируются способности для усиления организационно-управленческого вида деятельности и, в частности, способности, связанные с созданием эффективных команд, члены которой хорошо скоординированы и нацелены на решение производственных проблем.

При изучении раздела «Проектно-конструкторская деятельность» формируются способности к проектно-конструкторской деятельности, основанные на изучении программных средств проектирования и конструирования нового продукта, исследовании технологических ситуаций, способах реорганизации производства и др.

При изучении раздела «Прогнозирование развития производственных комплексов» формируются способности, позволяющие качественно выполнять информационного-аналитическую деятельность: способность к прогнозированию и анализу рисков, оценке результатов деятельности с тем, чтобы выработать управленческое решение.

Положительными сторонамиинтегрированного курса в первую очередь являютсясле-дующие:

1) возможно совокупноевзаимодействие педагогической технологии и дидактических средств;

2) возможно изменять интегрированный курс и адаптироватьего к любойсисте-меформирования готовности к профессиональной деятельности;

3) содержательный элементинтегрированного курса будет основываться на специфике и особенностях профессиональной деятельности;

4)возможность обучать студентов с учетом полученных знаний и знаний, которые будут получены в будущем, то есть с учетом базовых общекультурных и профессиональных компетенций, основываясь на требованиях социума и времени.

Кроме того, существенным отличием интегрированного учебного курса от аналогичного преподавания обычной дисциплины будетмногообразие получаемых способностей, так как изучается нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Эффективность разработанного интегрированного курса была подтверждена ростом индекса сформированности компонентов готовности к профессиональной деятельности у студентов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к профессиональной деятельности, %

Компонент Констатирующий Формирующий Прирост значений

готовности эксперимент эксперимент Компонентов

Само- Оценка Само- Оценка Само- Оценка

оценка экспертов оценка экспертов оценка экспертов

Технологический 45,3 43,0 83,7 82,7 38,4 46,6

Субъектный 41,2 38,8 76,9 77,7 35,7 38,9

Рефлексивный 74,8 74,9 82,1 80,3 7,3 5,4

Следует отметить, что самостоятельнаяоценка показателей готовности студентов и оценка экспертов практически равны.

С помощью корреляционного анализабыла установлена тесная взаимосвязь между технологическим и субъектным, технологическим и рефлексивным, субъектным и рефлексивным компонентами, что свидетельствует об интегрированном характере готовности как личностного свойства. По результатам формирующего эксперимента доминирующим показателем стал технологический компонент, так как он имеет наибольшее число значимых связей (по данным констатирующего эксперимента доминирующим был рефлексивный компонент).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие способностей к профессиональной деятельности в результате использования интегрированного курса как средства обучения вызывает активное вовлечение студентов в процесс обучения испособствует формированию компонентов готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фирсова Е.Ю. Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». -2013. -№ 2(20). -С. 265-269.

2. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. -М.: Совершенство, 1998. - 192 с.

3. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов. -М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2007. - 281 с.

4. ЯтайкинаА.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьная технология. -2001. - № 6. - С. 10-15.

5. Скибицкий Э.Г.,Толстова И.Э., Шмидт Н.МПодготовка будущих менеджеров государственного и муниципального управления в вузе. - Новосибирск: НГАУ, 2009.219 с.

6. Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. -1996. - № 3.- С. 3-8.

7. Зеер Э.Ф.,Новоселов С.А., Сыманюк Э.Э.Интеграция науки и профессионального образования в условиях реализации приоритетных национальных проектов// Педагогическое образование и наука. -2010. - № 4. - С. 35-45.

Поступила в редакцию 17.03.2014; в окончательном варианте 17.03.2014

UDC 378

THE INTEGRATED COURSE AS A MEANS OF FORMING THEREADINESS OF MANAGERS OF THE INDUSTRIAL SPHERE FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY

E.Y. Firsova

Syzran Department of Samara State Technical University 45, Sovetskaya Str., Syzran, 446001 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru

In the article the structure of the integrated training course "Basis of management of production systems" is considered. This course allows the forming of readiness of the manager of the production sphere for the professional activity. The structure of readiness includes three components: technological, subject and reflexive. The course content consists of three sections. Each section is aimed at forming a component of readiness.Results of approbation of this course in the course of training of managers of the production sphere are presented. Keywords: professional activity, the manager of the production sphere, readiness for professional activity, components of readiness, the integrated training course.

Original article submitted 17.03.2014; revision submitted 17.03.2014

Elena J. Firsova, senior teacherof the Pedagogics and management chair social systems.

УДК 372

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Ю.М. Царапкина1, А.В. Лебедева2

Российский государственный аграрный университет - Московская

сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

E-mail: julia_carapkina@hotbox.ru

2Колледж предпринимательства № 11

125438, г. Москва, ул. Онежская, 3

E-mail: alena_lebedeva_90@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваются различные информационные технологии в учебном процессе вуза, показана актуальность и эффективность их использования.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные педагогические техно-логии,электронные средства обучения, педагогический эксперимент.

Юлия Михайловна Царапкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология».

Алёна Вячеславовна Лебедева, преподаватель кафедры «Предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.