ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 2
Радионова М.А. , Тригуб Н.И. Email: [email protected]
1Радионова Марина Александровна - кандидат биологических наук, магистр, направление: педагогическое образование, профиль: современное биологическое образование;
научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Генетика»; 2Тригуб Наталья Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой,
кафедра биологии и экологии, Курский государственный университет, г. Курск
Аннотация: в статье рассматривается пример применения интегрированных уроков биологии с целью формирования познавательного интереса обучающихся. Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска. Был проведен урок биологии в 9 классе интегрированный с другими научными дисциплинами в формате «Интересные биологические факты о человеке». Цель работы: определить и реализовать возможности интегрированных уроков биологии как средства формирования познавательного интереса обучающихся. Вывод: проведение интегрированных уроков по биологии формирует устойчивый познавательный интерес обучающихся.
Ключевые слова: интегрированный урок, интеграция, биология, познавательный интерес, межпредметные связи.
INTEGRATED BIOLOGY LESSONS AS A MEANS OF THE FORMATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS Radionova M.A.1, Trigub N.I.2
1Radionova Marina Alexandrovna - Candidate of biological Sciences, master, DIRECTION: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILE: MODERN BIOLOGICAL EDUCATION;
Research Fellow, RESEARCH LABORATORY "GENETICS»; 2Trigub Natalya Ivanovna - Candidate of biological Sciences, associate Professor,
head of Department, DEPARTMENT OF BIOLOGY AND ECOLOGY, KURSK STATE UNIVERSITY, KURSK
Abstract: the article discusses an example of the use of integrated biology lessons with the purpose offorming the cognitive interest of students. Our study was conducted on the basis of Lyceum № 6 named M.A. Bulatov of the city of Kursk. A biology lesson was held in grade 9 integrated with other scientific disciplines in the format of "Interesting biological facts about man." Objective: to identify and realize the possibilities of integrated biology lessons as a means of shaping the cognitive interest of students. Conclusion: the conduct of integrated biology lessons forms a steady cognitive interest of students. Keywords: integrated lesson, integration, biology, cognitive interest, interdisciplinary communication.
УДК 37.013.75
Интеграция в педагогическом процессе - достаточно широкий вопрос, имеющий длинную историю развития. Так, Я.А. Коменский был одним из первых ученых, которые работали с этим направлением.
Интеграция в педагогике по сути означает совмещение привычных форм и методов со смежными. Например, интегрированный урок - это урок, содержание которого дает отсылку к другим наукам, дисциплинам. Такой урок имеет множество межпредметных связей [1].
Необходимость интеграции в педагогическом процессе была обоснована и доказана многими исследователями: И.Ф. Гербартом, К.Д. Ушинским, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, Б.Г. Ананьев и др.
На сегодняшний день интеграционный подход - это один из основополагающих подходов не только в проведении уроков, но и в педагогике и обучении вообще. Необходимость интеграции диктуется уже самими требованиями современного образования [2].
Интеграция позволяет изменить процесс обучения содержательно, привнося в него те элементы, которые необходимы для достижения поставленных задач обучения.
Процесс интеграции предметов в основной школе - это, прежде всего, интегрированный урок, в основу которого могут быть положены различные методики и формы проведения: так, на уроке могут разбираться различные задания, темы, относящиеся к разным сферам познания; часто интегрированный урок означает присутствие педагогов различных дисциплин.
Психолого-педагогическая особенность таких уроков в том, что они повышают уровень познавательного интереса обучающихся, что, в свою очередь является важным условием успешного обучения [3].
Современный подход к организации интегрированного урока позволяет педагогу подходить к его проведению творчески, привносить свои педагогические идеи, разработки, практику. При этом существует множество типов интегрированных уроков, которые обеспечивают выбор преподавателю любого предмета.
Главная цель интегрированного урока, изучаемая в контексте нашего исследования - повышение познавательного интереса обучающихся. Проблема развития познавательного интереса широко разрабатывалась в психологии и педагогике. Этой проблемой занимались такие специалисты как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Морозова и другие. Работы указанных исследователей касаются сущности и механизмов познавательного интереса [4].
Познавательный интерес - это такая структура, которая включает:
- избирательное отношение к знанию;
- направленность личности к получению этого знания;
- эмоциональную окрашенность в отношении к избранному объекту изучения. Можно рассматривать познавательный интерес очень как важный мотив, который запускает интеллектуальную работу детей.
Познавательный интерес является основой, на которой можно построить качественное обучение. В случае старшей школы необходимо учесть и следующее: не все обучающиеся ориентированы на завершение обучения, научное развитие, поэтому для педагога в старшей школе важно не только пробудить и сформировать интерес к дисциплине, но и сделать его достаточно устойчивым, чтобы обучающийся мог опираться на этот интерес в процессе расстановки собственных приоритетов [5].
Для изучения этих аспектов нами были проведены три этапа исследования: констатирующий, формирующий, контрольный.
На этапе контрольного этапа эксперимента мы проводили анкетирование обучающихся 9А класса на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска. В эксперименте принимали участие 28 человек.
Для констатирующего этапа мы подготовили анкету с вопросами, которые должны были определить реальный уровень познавательного интереса у обучающихся.
По итогам констатирующего эксперимента стойкие стадии познавательного интереса наблюдаются у 50% испытуемых, однако только 2 обучающихся (7,2%) из них показывают творческий уровень - можно сказать, что творческий уровень познавательного интереса - это высший уровень, который определяет дальнейший успех личности в достижении своих целей - будь то научные, профессиональные или трудовые цели. Поскольку 12 обучающихся (42%) показывают уровень познавательного интереса на стадии любознательность - мы приняли решение использовать этот показатель для повышения уровня познавательного интереса.
На стадии формирующего эксперимента мы провели несколько занятий по биологии интегрированных с другими научными дисциплинами в формате «Интересные биологические факты о человеке». В процессе урока происходило обсуждение подготовленных фактов и распределение их по областям межпредметных связей.
После проведения нескольких интегрированных уроков по биологии, мы провели итоговое компьютерное тестирование на основе домашней подготовки обучающихся. В тестирование были включены в том числе некоторые факты, которые изучались в ходе интеграции биологии с другими дисциплинами. Тестирование показало хороший уровень подготовки обучающихся, что предварительно позволило нам утверждать о повышении познавательного интереса.
На этапе контрольного этапа эксперимента мы провели повторное тестирование, которое включало в себя исследование достигнутого в результате формирующего эксперимента уровня роли интегрированных уроков биологии в формировании познавательного интереса у 9А класса на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска.
Анализ полученных данных анкетирования обучающихся 9-ого класса показал, что познавательный интерес к биологии по-прежнему отсутствует у 3,6 % обучающихся. Стойкие стадии познавательного интереса к биологии (любознательность и творчество) присутствуют у 67%, что показывает увеличение на 17%, и 28% обучающихся познавательный интереса находится на стадии любопытства - за счет увеличения количества обучающихся с уровнем познавательного интереса на стадии любознательности и творчества.
Таким образом, проведенное нами исследование показало увеличение показателей познавательного интереса у обучающихся, что подтверждает нашу гипотезу исследования: проведение интегрированных уроков по биологии формирует устойчивый познавательный интерес обучающихся.
Список литературы /References
1. Мартынова М.В. Интегрированное образование. Педтехнологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации /М. В. Мартынова. Томск, 2003. 208 с.
2. Наймушина Л.И. Интегрированные уроки / Л.И. Наймушина, С.В. Копейкина // НШ.-2004.-№4. С.65.
3. Дик Ю.Г. Интеграция учебных предметов: советская педагогика/ Ю.Г. Дик, А.А. Пинский. 1987. № 9. С.41-47.
4. Коложвари И., Сечникова Л.Как организовать интегрированный урок / И. Коложвари, Л. Сечникова // Народное образование.-1996.-№1.-С.87-89.
5. Смирнова Е.О. Властвуй, не разделяя / Е.О. Смирнова // Учительская газета.-1997.-№12.-С.5-7.
6. Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении / Н.Н. Светловская // НШ.-1990. №11. С. 57-60.