Научная статья на тему 'Интегрированные уроки биологии как средство формирования познавательного интереса обучающихся'

Интегрированные уроки биологии как средство формирования познавательного интереса обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ИНТЕГРАЦИЯ / БИОЛОГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTEGRATED LESSON / INTEGRATION / BIOLOGY / COGNITIVE INTEREST / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова Марина Александровна, Тригуб Наталья Ивановна

В статье рассматривается пример применения интегрированных уроков биологии с целью формирования познавательного интереса обучающихся. Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска. Был проведен урок биологии в 9 классе интегрированный с другими научными дисциплинами в формате «Интересные биологические факты о человеке». Цель работы: определить и реализовать возможности интегрированных уроков биологии как средства формирования познавательного интереса обучающихся. Вывод: проведение интегрированных уроков по биологии формирует устойчивый познавательный интерес обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED BIOLOGY LESSONS AS A MEANS OF THE FORMATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS

The article discusses an example of the use of integrated biology lessons with the purpose of forming the cognitive interest of students. Our study was conducted on the basis of Lyceum № 6 named M.A. Bulatov of the city of Kursk. A biology lesson was held in grade 9 integrated with other scientific disciplines in the format of "Interesting biological facts about man." Objective: to identify and realize the possibilities of integrated biology lessons as a means of shaping the cognitive interest of students. Conclusion: the conduct of integrated biology lessons forms a steady cognitive interest of students.

Текст научной работы на тему «Интегрированные уроки биологии как средство формирования познавательного интереса обучающихся»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 2

Радионова М.А. , Тригуб Н.И. Email: [email protected]

1Радионова Марина Александровна - кандидат биологических наук, магистр, направление: педагогическое образование, профиль: современное биологическое образование;

научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Генетика»; 2Тригуб Наталья Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой,

кафедра биологии и экологии, Курский государственный университет, г. Курск

Аннотация: в статье рассматривается пример применения интегрированных уроков биологии с целью формирования познавательного интереса обучающихся. Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска. Был проведен урок биологии в 9 классе интегрированный с другими научными дисциплинами в формате «Интересные биологические факты о человеке». Цель работы: определить и реализовать возможности интегрированных уроков биологии как средства формирования познавательного интереса обучающихся. Вывод: проведение интегрированных уроков по биологии формирует устойчивый познавательный интерес обучающихся.

Ключевые слова: интегрированный урок, интеграция, биология, познавательный интерес, межпредметные связи.

INTEGRATED BIOLOGY LESSONS AS A MEANS OF THE FORMATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS Radionova M.A.1, Trigub N.I.2

1Radionova Marina Alexandrovna - Candidate of biological Sciences, master, DIRECTION: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILE: MODERN BIOLOGICAL EDUCATION;

Research Fellow, RESEARCH LABORATORY "GENETICS»; 2Trigub Natalya Ivanovna - Candidate of biological Sciences, associate Professor,

head of Department, DEPARTMENT OF BIOLOGY AND ECOLOGY, KURSK STATE UNIVERSITY, KURSK

Abstract: the article discusses an example of the use of integrated biology lessons with the purpose offorming the cognitive interest of students. Our study was conducted on the basis of Lyceum № 6 named M.A. Bulatov of the city of Kursk. A biology lesson was held in grade 9 integrated with other scientific disciplines in the format of "Interesting biological facts about man." Objective: to identify and realize the possibilities of integrated biology lessons as a means of shaping the cognitive interest of students. Conclusion: the conduct of integrated biology lessons forms a steady cognitive interest of students. Keywords: integrated lesson, integration, biology, cognitive interest, interdisciplinary communication.

УДК 37.013.75

Интеграция в педагогическом процессе - достаточно широкий вопрос, имеющий длинную историю развития. Так, Я.А. Коменский был одним из первых ученых, которые работали с этим направлением.

Интеграция в педагогике по сути означает совмещение привычных форм и методов со смежными. Например, интегрированный урок - это урок, содержание которого дает отсылку к другим наукам, дисциплинам. Такой урок имеет множество межпредметных связей [1].

Необходимость интеграции в педагогическом процессе была обоснована и доказана многими исследователями: И.Ф. Гербартом, К.Д. Ушинским, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, Б.Г. Ананьев и др.

На сегодняшний день интеграционный подход - это один из основополагающих подходов не только в проведении уроков, но и в педагогике и обучении вообще. Необходимость интеграции диктуется уже самими требованиями современного образования [2].

Интеграция позволяет изменить процесс обучения содержательно, привнося в него те элементы, которые необходимы для достижения поставленных задач обучения.

Процесс интеграции предметов в основной школе - это, прежде всего, интегрированный урок, в основу которого могут быть положены различные методики и формы проведения: так, на уроке могут разбираться различные задания, темы, относящиеся к разным сферам познания; часто интегрированный урок означает присутствие педагогов различных дисциплин.

Психолого-педагогическая особенность таких уроков в том, что они повышают уровень познавательного интереса обучающихся, что, в свою очередь является важным условием успешного обучения [3].

Современный подход к организации интегрированного урока позволяет педагогу подходить к его проведению творчески, привносить свои педагогические идеи, разработки, практику. При этом существует множество типов интегрированных уроков, которые обеспечивают выбор преподавателю любого предмета.

Главная цель интегрированного урока, изучаемая в контексте нашего исследования - повышение познавательного интереса обучающихся. Проблема развития познавательного интереса широко разрабатывалась в психологии и педагогике. Этой проблемой занимались такие специалисты как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Морозова и другие. Работы указанных исследователей касаются сущности и механизмов познавательного интереса [4].

Познавательный интерес - это такая структура, которая включает:

- избирательное отношение к знанию;

- направленность личности к получению этого знания;

- эмоциональную окрашенность в отношении к избранному объекту изучения. Можно рассматривать познавательный интерес очень как важный мотив, который запускает интеллектуальную работу детей.

Познавательный интерес является основой, на которой можно построить качественное обучение. В случае старшей школы необходимо учесть и следующее: не все обучающиеся ориентированы на завершение обучения, научное развитие, поэтому для педагога в старшей школе важно не только пробудить и сформировать интерес к дисциплине, но и сделать его достаточно устойчивым, чтобы обучающийся мог опираться на этот интерес в процессе расстановки собственных приоритетов [5].

Для изучения этих аспектов нами были проведены три этапа исследования: констатирующий, формирующий, контрольный.

На этапе контрольного этапа эксперимента мы проводили анкетирование обучающихся 9А класса на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска. В эксперименте принимали участие 28 человек.

Для констатирующего этапа мы подготовили анкету с вопросами, которые должны были определить реальный уровень познавательного интереса у обучающихся.

По итогам констатирующего эксперимента стойкие стадии познавательного интереса наблюдаются у 50% испытуемых, однако только 2 обучающихся (7,2%) из них показывают творческий уровень - можно сказать, что творческий уровень познавательного интереса - это высший уровень, который определяет дальнейший успех личности в достижении своих целей - будь то научные, профессиональные или трудовые цели. Поскольку 12 обучающихся (42%) показывают уровень познавательного интереса на стадии любознательность - мы приняли решение использовать этот показатель для повышения уровня познавательного интереса.

На стадии формирующего эксперимента мы провели несколько занятий по биологии интегрированных с другими научными дисциплинами в формате «Интересные биологические факты о человеке». В процессе урока происходило обсуждение подготовленных фактов и распределение их по областям межпредметных связей.

После проведения нескольких интегрированных уроков по биологии, мы провели итоговое компьютерное тестирование на основе домашней подготовки обучающихся. В тестирование были включены в том числе некоторые факты, которые изучались в ходе интеграции биологии с другими дисциплинами. Тестирование показало хороший уровень подготовки обучающихся, что предварительно позволило нам утверждать о повышении познавательного интереса.

На этапе контрольного этапа эксперимента мы провели повторное тестирование, которое включало в себя исследование достигнутого в результате формирующего эксперимента уровня роли интегрированных уроков биологии в формировании познавательного интереса у 9А класса на базе МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» города Курска.

Анализ полученных данных анкетирования обучающихся 9-ого класса показал, что познавательный интерес к биологии по-прежнему отсутствует у 3,6 % обучающихся. Стойкие стадии познавательного интереса к биологии (любознательность и творчество) присутствуют у 67%, что показывает увеличение на 17%, и 28% обучающихся познавательный интереса находится на стадии любопытства - за счет увеличения количества обучающихся с уровнем познавательного интереса на стадии любознательности и творчества.

Таким образом, проведенное нами исследование показало увеличение показателей познавательного интереса у обучающихся, что подтверждает нашу гипотезу исследования: проведение интегрированных уроков по биологии формирует устойчивый познавательный интерес обучающихся.

Список литературы /References

1. Мартынова М.В. Интегрированное образование. Педтехнологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации /М. В. Мартынова. Томск, 2003. 208 с.

2. Наймушина Л.И. Интегрированные уроки / Л.И. Наймушина, С.В. Копейкина // НШ.-2004.-№4. С.65.

3. Дик Ю.Г. Интеграция учебных предметов: советская педагогика/ Ю.Г. Дик, А.А. Пинский. 1987. № 9. С.41-47.

4. Коложвари И., Сечникова Л.Как организовать интегрированный урок / И. Коложвари, Л. Сечникова // Народное образование.-1996.-№1.-С.87-89.

5. Смирнова Е.О. Властвуй, не разделяя / Е.О. Смирнова // Учительская газета.-1997.-№12.-С.5-7.

6. Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении / Н.Н. Светловская // НШ.-1990. №11. С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.