УДК 37
А.М. Касумова
Аупиг Kasumovа
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция - средство обучения).
В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеобразовательных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса. Здесь создается предпосылка интеграции процесса преподавания, когда учителя разных циклов совместно работают над заданной темой. Они могут проводить урок вместе или раздельно, но результат достигается только их объединенными усилиями.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
© Касумова А.М., 2014
Вестник Университета № 21, 2014
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение и перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы наблюдения учащихся в различных предметах [2].
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. На уроках информатики осуществляются межпредметные связи информатики и математики. Задача учителя на этих уроках - сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Такие уроки также позволяют наглядно показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Каждый ученик работает активно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Такие уроки ведут два учителя-предметника, например, в нашем случае учитель математики и учитель информатики.
Урок, предложенный нами, является интегрированным уроком геометрии и информатики в седьмом классе при изучении темы «Углы». При создании данного интегрированного урока первое, что было сделано - это согласованы учебные программы по предметам: математика и информатика, обсуждены и сформулированы общие понятия, согласовано время их изучения, проведены взаимные консультации учителей. Затем были рассмотрены подходы к изучению одних и тех же процессов. После чего составлен план тематики урока.
Как известно при изучении курса геометрии особую роль играет чертеж. Наряду с развитием логики мышления, умения рассуждать, аргументировать, доказывать, важнейшей задачей обучения геометрии является формирование у обучающихся пространственных представлений, геометрического видения. Логическое мышление при обучении геометрии не может полноценно развиваться вне органической связи с развитием образного мышления: если дедукция - это средство организации геометрического материала, способ его изложения, пространственные формы составляют сам предмет геометрии, ее «живую душу». Чертеж является материальным воплощением, моделью абстрактного геометрического образа - геометрической фигуры. В планиметрии чертежи, в отличие от стереометрии, не искажают отношений между элементами геометрических фигур, являясь в смысле их адекватными наглядными образами, этим обуславливается их дидактическая роль.
При введении и изучении новых понятий по геометрии чертеж играет важную роль. Для понятий, определения которых служат только для их введения и не работают далее в дедуктивных рассуждениях, достаточно после прохождения этапа их первоначального освоения уметь распознавать на чертеже и строить соответствующие им фигуры. К таким понятиям относятся отрезок, треугольник, четырехугольник, многоугольник, смежные углы, вертикальные углы, внешний угол треуголь-
ника, (многоугольника), диагональ многоугольника, центр окружности, хорда, диаметр. Поэтому на уроке мы предложили учащимся выполнить построения на компьютере.
Например, язык LOGO в седьмом классе по информатике изучается в специальной среде ALPLogo. Команды в ней тоже будет выполнять Черепашка. Черепашка перемещается по рабочему полю. Исполняя данные ей команды, она, поднимая и опуская свое перо, может в любом месте рабочего поля нарисовать что-то. Главное окно среды программирования ALPLogo состоит из двух основных частей: поля программы (Область кода) и рабочего поля (Область графики). Область кода -это простой текстовый редактор. Здесь записываются команды, которые должна выполнить Черепашка. А область графики справа - это «территория» Черепашки. Задача Черепашки - выполнять программы, записанные в Области кода. При нажатие на панели инструментов кнопку Старт, она приступает к выполнению программы. Как и у каждого исполнителя, у Черепашки есть своя система команд [1].
Для того чтобы она двигалась по прямой, предусмотрены две команды - вперед и назад: вперед <число шагов> назад <число шагов> Черепашка может повернуться направо и налево под любым углом. Для этого предусмотрены команды: направо <угол> налево <угол> Команды Черепашки очень просты: вперед, назад, направо, налево. Посредством этих команд можно рисовать линии, различные фигуры. Но для этого надо использовать команды «перо опусти», «перо подними». После команды «перо опусти» Черепашка, перемещаясь, оставляет след. Чтобы она, перемещаясь, не чертила линии, ей нужно дать команду «перо подними». В начальном положении перо у Черепашки поднято и голова направлена вверх. Чтобы вернуть Черепашку из любой точки рабочего поля в исходное положение -центр поля, надо задать команду «домой». При этом графика на рабочем поле не стирается. Если необходимо стереть графику, надо задать Черепашке команду очистить.
Как правило, учащиеся с удовольствием работают с этой программой и при этом незаметно для себя усваивают основные понятия. Тем самым интегрированные уроки математики и информатики позволяют получить синергетический эффект и знания при этом усваиваются эффективнее. При этом усвоение математических понятий проходит быстрее, так как средствами информационных технологий все становится наглядно. А информатика раскрывается как прикладная наука и показывается возможность ее использования при изучении различных отраслей знаний - в частности, математических. На уроках математики так же очень эффективно закреплять и обобщать полученные знания при помощи презентаций, созданных самими учащимися. Поэтому результаты данного урока учащиеся должны оформить в виде презентации.
Таким образом, мы видим, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, решают множество отдельных задач и их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (по И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы.
Библиографический список
1. Бояршинов М.Г. Математическое моделирование в школьном курсе информатики // Информатика и образование. - 1999. - № 7. - С. 3-13.
2. Бродский Я.С., Павлов A.J1. О сущности и путях реализации межпредметных связей математики с другими предметами // Методические рекомендации по математике. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 5-19.