Научная статья на тему 'Интегрированная стратегия управления запасами'

Интегрированная стратегия управления запасами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДУКТОВ И РЫНКОВ / ОПЕРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА КОНТРОЛЯ / СЕРВИСНЫЕ НОРМАТИВЫ / ДОЛЯ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗАПАСОВ / INVENTORY MANAGEMENT / INTEGRATED STRATEGY / CLASSIFICATION OF PRODUCTS AND MARKETS / OPERATIVE POLICY / DURATION OF CONTROL PERIOD / SERVICE STANDARDS / SHARE OF COSTS FOR INVENTORY HOLDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Оксана Сергеевна, Фадеев Дмитрий Сергеевич, Шутова Ольга Георгиевна

Дано описание методики выработки и осуществления общей стратегии управления запасами. Суть методики состоит в том, что сначала необходимо оценить издержки, связанные с запасами, в соотношении с потенциальным доходом. Далее следует представить классификацию по приоритетности или классификацию АВС как инструмент сегментирования продуктов по группам, к которым применимы сходные методы управления запасами. После для всех классификационных категорий разработать собственные индивидуальные стратегии управления запасами, различающиеся установленными сервисными нормативами, процедурами прогнозирования, периодичностью контроля, логикой управления запасами или частотой контроля за пополнением запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STOCK MANAGEMENT INTEGRATED STRATEGY

The article describes the procedure of developing and implementing the general inventory management strategy. The essence of the procedure is as follows: firstly, it is necessary to estimate the costs associated with stocks in the ratio with potential income; then, to present a classification by priority, or ABC classification, as a tool for segmenting products by groups to which similar methods of inventory management are applicable. And, finally, it is necessary to work out one’s own individual strategies of inventory management, differing by the set service standards, forecasting procedures, periodicity of control, logic of inventory management or control frequency of replenishment of stocks for all classification categories.

Текст научной работы на тему «Интегрированная стратегия управления запасами»

© О.С. Прокофьева1, Д.С. Фадеев2, О.Г. Шутова3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дано описание методики выработки и осуществления общей стратегии управления запасами. Суть методики состоит в том, что сначала необходимо оценить издержки, связанные с запасами, в соотношении с потенциальным доходом. Далее следует представить классификацию по приоритетности или классификацию АВС как инструмент сегментирования продуктов по группам, к которым применимы сходные методы управления запасами. После для всех классификационных категорий разработать собственные индивидуальные стратегии управления запасами, различающиеся установленными сервисными нормативами, процедурами прогнозирования, периодичностью контроля, логикой управления запасами или частотой контроля за пополнением запасов. Ил. 1. Табл. 3. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: управление запасами; интегрированная стратегия; классификация продуктов и рынков; оперативная политика; продолжительность периода контроля; сервисные нормативы; доля затрат на содержание запасов.

STOCK MANAGEMENT INTEGRATED STRATEGY O.S. Prokofyeva, D.S. Fadeev, О-G. Shutova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article describes the procedure of developing and implementing the general inventory management strategy. The essence of the procedure is as follows: firstly, it is necessary to estimate the costs associated with stocks in the ratio with potential income; then, to present a classification by priority, or ABC classification, as a tool for segmenting products by groups to which similar methods of inventory management are applicable. A nd, finally, it is necessary to work out one's own individual strategies of inventory management, differing by the set service standards, forecasting procedures, periodicity of control, logic of inventory management or control frequency of replenishment of stocks for all classification categories.

1 figure. 3 tables. 4 sources.

Key words: inventory management; integrated strategy; classification of products and markets; operative policy; duration of control period; service standards; share of costs for inventory holding.

УДК 658.7

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

Распоряжение запасами связано с высоким риском и оказывает серьезное воздействие на логистику. Выбор определенного ассортимента запасов и последующая отправка их на рынок или в регион в расчете на будущую продажу предопределяют ряд логистических операций. Отсутствие нужного ассортимента товаров может вызвать сокращение объема продаж и разочарование потребителей. Планирование запасов имеет жизненно важное значение и для производства. Нехватка сырья может повлечь за собой закрытие предприятия либо изменение производственного графика, что, в свою очередь, может обернуться дополнительными расходами и дефицитом готовой продукции. Если дефицит продукции негативно влияет на срыв производственных и маркетинговых планов, то избыточный объем запасов также приводит к дисбалансу в системе товародвижения. Из-за чрез-

мерных запасов растет потребность в складских площадях, в оборотном капитале, в расходах на страховку и выплату налогов, к тому же хранящаяся на складе продукция может устареть и утратить часть стоимости; т.е. расходы предприятия увеличиваются, а прибыльность уменьшается [1].

Чтобы сформулировать политику управления запасами, очень важно понимать роль запасов в производстве и маркетинге. Для этого нужно определить, какие средства используются в запасах. В табл. 1 приведены данные об объеме продаж, чистом доходе и вложениях в запасы производственных и торговых компаний (в таблицу включены по три представителя производства, оптового и розничного секторов торговли). Как видно из табл.1, у многих компаний запасы составляют наибольшую долю всех активов. Появление новых продуктов ведет к дальнейшему наращива-

1Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89G86A6G2A7, e-mail: sla1977@inbox.ru

Prokofyeva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89G86A6G2A7, e-mail: sla1977@inbox.ru

2Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89G2511S6S8, e-mail: karat_2GGG@mail.ru

Fadeev Dmitry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89G2511S6S8, e-mail: karat_2GGG@mail.ru

3Шутова Ольга Георгиевна, магистрант, тел.: 89086460471, e-mail: lala-shut@mail.ru Shutova Olga, Undergraduate, tel.: 89G86A6GA71, e-mail: lala-shut@mail.ru

lui

Транспорт

Таблица 1

Выборочные характеристики ряда торговых и производственных компаний _(данные, за исключением последнего столбца, в млн дол.)_

Компания Объем продаж Чистый доход Совокупные активы Вложения в запасы Доля запасов в совокупных активах, %

Johnson & Johnson 1Э75Э 10Э0 11884 1742 14,70

RJR-Nabisco 157Э4 Э19 Э2041 2776 8,70

Dow Chemical 18971 276 25Э60 2692 10,60

Bergen Brunswig 5048 61 1412 548 Э8,80

Fleming Companies 129Э8 11Э Э118 959 Э0,80

Ace Hardware 1871 61 595 21Э Э5,80

Kmart Э7724 941 189Э1 8752 46,20

JC Penney 18009 777 1Э56Э Э258 24,00

Dillard's 4714 2Э6 4107 1106 26,90

нию запасов. Принимая во внимание величину активов, представленных запасами, особенно в соотношении с общим объемом используемых ресурсов, можно с уверенностью сказать, что запасы - крупный центр издержек. Сокращение запасов всего на несколько процентных пунктов может дать значительное повышение прибыльности [2].

На рисунке представлена доля запасов в товарообороте в ВНП. Как видно из рисунка, хотя абсолютный объем запасов по-прежнему велик, умелое управление ими привело к значительному сокращению запасов, несмотря на появление множества новых видов продукции. Такого улучшения в работе предприятия добились благодаря целеустремленности менеджеров, а также внедрению логистической концепции фБМп-йте» и других стратегий управления запасами [2].

Долв (в

30

i Ii Il p Й *

Z \ Товаро в \-Л y VAÄ™^ BHi'r / ffl I

1 11 tp\j

I I i

18

1959 г. 1962 г. 1965 г. 1968 г. 1971 г. 1974 г 1977 г. 1940 г. 1983 г. 1986 г. 1989 г. 1992 г. Стоимость (в дол. по текущим ценам) Источник- Rahen r.Delaney. CU's «Suie of l.ogistics- Annual Report Casa Logistics. Inc . 1992.

Доля запасов в товарообороте в ВНП

Тем не менее, и по сей день еще остаются значительные неиспользованные резервы для совершенствования управления запасами. Они скрываются в дальнейшей интеграции логистической цепочки, которая позволила бы благодаря активному информационному обмену и целенаправленным совместным усилиям менеджеров уменьшить неопределенность хозяйственной деятельности и, соответственно, сократить страховые запасы.

На сегодняшний день политика управления запасами состоит из решений - что закупать или произво-

дить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Некоторые фирмы, к примеру, предпочитают отложить размещение запасов в логистической сети и хранить их на заводских складах. Другие могут пойти на риск и поместить больше запасов в региональных распределительных центрах - поближе к рынкам.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно управлять запасами на разных складах централизованно.

Управление запасами - это главный элемент логистики, который должен быть интегрирован в единую систему для достижения целевых нормативов в обслуживании потребителей. Традиционный метод повышения качества сервиса заключался в наращивании объема запасов, но сегодня осуществимы и другие решения: ускорить транспортировку грузов, улучшить информационное обеспечение для сокращения неопределенности или использовать альтернативные источники снабжения. Общий логистический менеджмент в принципе должен обеспечивать достижение планового уровня обслуживания, но ключевая роль в этом принадлежит управлению запасами.

Авторами предлагается следующий процесс выработки интегрированной стратегии управления запасами, который состоит из трех этапов:

• Классификация продуктов.

• Определение стратегий для отдельных рыночных сегментов.

• Определение оперативной политики и критериев деятельности.

Далее опишем и проиллюстрируем каждый из этапов.

Цель классификации продуктов - повысить эффективность управления запасами за счет более целесообразного и обоснованного распределения усилий в этой области. Такую классификацию называют еще классификацией по приоритетности, или классификацией АВС, и сводится она к выявлению групп продуктов со схожими характеристиками. Подобная классификация основана на понимании того факта, что не все продукты одинаково важны для фирмы.

Толковое управление запасами обеспечивает согласованность классификации продуктов со стратегией и сервисными целями компании.

Для классификации можно использовать разные параметры. Чаще всего это объем продаж, валовая прибыль, стоимость запасов, норма потребления и рыночные характеристики продукта. В соответствии с этими параметрами продукты группируют по признаку сходства. В табл. 2 представлен пример классификации продуктов по объему продаж: продукты перечислены (сгруппированы) в порядке убывания продаж -чем быстрее расходимость продукта (больше его объем продаж), тем ближе он к началу списка.

Классификация по объему продаж - это один из первых методов выработки избирательной политики

Классификация продуктов и

После того как объекты классификации разделены на группы, или категории, каждой категории обычно присваивают определенный разряд. Быстро расходящиеся продукты с большим объемом продаж, как правило, обозначают как категорию «А», продукты с более умеренными параметрами - как категорию «В», а самые неходовые - как категорию «С». Классификация по приоритетности обычно ограничивается тремя указанными категориями, однако некоторые компании предпочитают более дробную градацию, состоящую из четырех-пяти, а то и более категорий. Группировка однородных продуктов помогает менеджерам сосредоточить надлежащие стратегические усилия на каждом выделенном продуктовом сегменте. Для ходовых продуктов с большими объемами продаж, как прави-

Таблица2

рынков по объему продаж

Тип продукта Годовой объем продаж, тыс. дол. Доля в совокупных продажах, % Накопленный итог Классификационная категория

Продажи, % Продукты, %

1 45000 30,0 30,0 5 А

2 35000 23,3 53,3 10 А

3 25000 16,7 70,0 15 А

4 15000 10,0 80,0 20 А

5 8000 5,3 85,3 25 В

6 5000 3,3 88,6 30 В

7 4000 2,7 91,3 35 В

8 3000 2,0 93,3 40 В

9 2000 1,3 94,6 45 В

10 1000 0,7 95,3 50 В

11 1000 0,7 96,0 55 С

12 1000 0,7 96,7 60 С

13 1000 0.7 97,4 65 С

14 750 0,5 97,9 70 С

15 750 0,5 98,4 75 С

16 750 0,5 98,9 80 С

17 500 0,3 99,2 85 С

18 500 0,3 99,5 90 С

19 500 0,3 99,8 95 С

20 250 0,2 100 100 С

150000

или стратегии. Маркетинговая и логистическая практика показывают, что, как правило, крупные доли объема (в данном случае продаж) приходятся на небольшие доли совокупности (скажем, продуктов, рынков, заказов или поставщиков). Это практическое свойство называют «правилом 20/80», или «законом Парето». Согласно «правилу 20/80», выведенному на основе огромного множества наблюдений, 80% продаж типичной компании обычно обеспечивают 20% ее продуктов. Из этого правила естественно следует вывод, что 80% продаж компании приходится на 20% потребителей. Верно и обратное: 20% продаж обеспечивают остальные 80% продуктов, потребителей и т.д. Словом, суть правила в том, что основная доля продаж (или любого другого классификационного параметра) формируется за счет относительно небольшого числа продуктов или потребителей [3, 4].

ло, устанавливают более высокие сервисные нормативы. Зачастую это означает, что сбыт таких продуктов поддерживают относительно более крупными страховыми запасами. И наоборот, медленно расходящиеся продукты не требуют больших страховых запасов, и применительно к ним вполне допустим более низкий уровень сервиса.

В особых случаях в основу классификации закладывают множественные параметры. Когда речь идет о жизненно важных продуктах, вместо того чтобы просто группировать их по объему продаж, можно определить присущий каждой категории комбинированный индекс, «взвесив» такие характеристики продуктов, как валовая прибыль и значимость для потребителей. Затем продукты со сходными показателями прибыльности и значимости для потребителей группируют согласно полученным взвешенным разрядам, которые и кладут

в основу политики управления запасами (в частности, создания страховых запасов). При разработке надлежащей системы классификации нужно принимать во внимание следующие важные соображения.

Делая выбор в пользу классификации по числу проданных единиц, необходимо помнить о различии между стоимостным и физическим объемом продаж. Зачастую в рамках конкретного функционального цикла продается большое количество единиц недорогих продуктов, но они обеспечивают лишь малую долю совокупных продаж в денежном выражении.

При классификации по стоимостному объему продаж важно учитывать то обстоятельство, что защита от риска, связанного с дорогими продуктами, обходится дороже по сравнению с более дешевыми продуктами. Однако дорогие продукты часто отличаются и более высокой прибыльностью. Не стоит также забывать и о том, что согласно правилу экономичного размера заказа, чем дороже единица продукта и чем больше физический объем его продаж, тем меньше экономичный размер заказа и тем чаще приходится делать заказы на пополнение запасов. Стало быть, в идеале цикл исполнения заказа для таких продуктов должен быть очень коротким.

Классификационный перечень указывает, к каким группам продуктов следует применять одинаковые стратегии управления запасами. Группировка продуктов облегчает выработку таких стратегий, ибо учитывает специфические характеристики каждой группы, но при этом не требует выявления свойств каждого отдельного продукта. Нечего и говорить о том, что управлять тремя-десятью группами объектов намного проще, чем сотнями разрозненных объектов.

Следующий этап - определение интегрированной стратегии управления запасами для каждой группы (или сегмента) продуктов. Подобная стратегия охватывает все аспекты процесса управления запасами, включая сервисные нормативы, методы прогнозирования, технику управления, периодичность контроля.

Ключом к выработке избирательной управленческой стратегии является понимание того факта, что разные продуктовые (рыночные) сегменты играют разные по важности роли в достижении общих целей делового предприятия. Эти различия сказываются и на потребностях в запасах, поэтому обязательно должны получать отражение в политике и процедурах

управления запасами.

В табл.3 представлен пример интегрированной стратегии для четырех категорий продуктов. В данном случае продукты сгруппированы по объему продаж («А», «В», «С») и в соответствии с тем, относятся ли они к базовому ассортименту или это продукты, которые распространяются в рамках периодических кампаний стимулирования продаж и для которых в силу этого характерна значительная неравномерность спроса. (Неравномерность спроса объясняется тем, что в периоды стимулирования спрос и продажи возрастают, а в промежутках между этими периодами держатся на относительно низком уровне).

Изображенная в табл. 3 схема сегментированного управления охватывает сервисные нормативы, процедуры прогнозирования, периодичность контроля, методы управления запасами, частоту контроля за пополнением запасов. Компании могут добавлять в эту схему дополнительные характеристики, соответствующие их индивидуальным потребностям. Конечно, эта схема не служит абсолютным стандартом управления запасами, но все же она в некоторой степени отражает передовую практику в этой области. Далее покажем, в чем смысл каждого из элементов схемы.

Первый элемент - целевые сервисные нормативы, которыми следует руководствоваться в процессе управления запасами. Для продуктов категории «А» установлены довольно высокие сервисные нормативы, поскольку, во-первых, таких продуктов обычно немного (согласно «правилу 80/20»), а, во-вторых, из-за большого объема продаж они играют важную роль в удовлетворении нужд потребителей. И наоборот, для менее ходовых продуктов с незначительным объемом продаж более уместны невысокие сервисные нормативы, которые соответствуют относительно меньшему влиянию таких продуктов на общий уровень обслуживания потребителей.

Второй элемент схемы характеризует надлежащие процедуры прогнозирования. Поскольку стимулируемые продажи зависят от календарного графика проведения соответствующих кампаний, прогноз таких продаж должен строиться на основе плановых и фактических показателей, охватывающих весь период стимулирования. Спрос на остальные продукты (то есть обычные продукты категории «А», а также про-

Таблица3

Интегрированная стратегия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация по приоритетности Сервисные нормативы, % Прогнозирование Период контроля Управление запасами Контроль за пополнением запасов

А - стимулируемые 99 На основе общего календарного плана Непрерывный Планирование -ППР Ежедневный

А - обычные 98 На основе прошлых продаж То же То же То же

В 95 То же Еженедельный - // - Еженедельный

С 90 - // - Раз в две недели - // - Раз в две недели

дукты категорий «В» и «С») более равномерен, в силу этого при прогнозировании следует исходить из данных о прошлых продажах и пользоваться методами динамических рядов и подходом «снизу вверх». Техника прогнозирования подробно описана в [2].

Третий элемент схемы отражает периодичность контроля за состоянием запасов. В настоящее время максимальное сокращение числа проверок уже не столь важно, как прежде, благодаря развитию информационных технологий, однако применительно к ручным операциям процесса контроля эта задача и сегодня не теряет своей актуальности. Когда заказы на закупки (пополнение запасов) приходится размещать вручную, ограниченная продолжительность рабочей недели может предопределять, например, еженедельную (и не чаще) периодичность контроля. Вместе с тем, во избежание дефицита ходовых товаров, по отношению к ним, возможно, нужны более регулярные проверки состояния запасов. Таким образом, если в конкретной ситуации для разных категорий продуктов допустимо устанавливать разную периодичность контроля, то применительно к продуктам с большим объемом продаж следует осуществлять непрерывный контроль, а применительно к продуктам категорий «В» и «С» - периодический (скажем, раз в неделю или две недели).

Четвертый элемент схемы характеризует индивидуальную логику управления запасами для каждой группы продуктов. Диапазон возможных вариантов здесь весьма широк - от реактивной системы в чистом виде до плановых методов. Движение продуктов с большим объемом продаж, как правило, поддается более точному прогнозированию, поскольку спрос на них отличается большей стабильностью и их относительная немногочисленность позволяет применять более тщательные процедуры прогнозирования. Движение продуктов с небольшим объемом продаж прогнозировать труднее из-за меньшей определенности спроса.

Принимая во внимание возможность более точного прогнозирования для продуктов категории «А», а также тот факт, что их планируемое продвижение в распределительные центры и к потребителям обеспечивает значительную экономию за счет масштабов, к ним следует применять плановые методы (в частности, ППР). И наоборот, для продуктов с небольшим объемом продаж лучше подходят реактивные методы управления запасами, позволяющие свести к минимуму произвольное (не обусловленное реально выраженным спросом) движение товарных потоков на следующие участки канала распределения. Кроме того, реактивная логика практически не требует сбора и обработки данных (что очень важно, если учитывать многочисленность продуктов категорий «В» и «С»), тогда как при использовании плановых методов управления запасами эти операции необходимы и неизбежны.

И наконец, последний элемент схемы характеризует периодичность контроля за пополнением запасов, то есть частоту проверок своевременности исполнения заказов. Такой контроль порой требует по-

лучения сведений у поставщиков и перевозчиков для выяснения состояния и местоположения грузов, а также для определения точных сроков их прибытия. Если в процессе контроля обнаруживается, что заказ на пополнение запасов не поступит вовремя, следует принять меры для ускорения поставки или сменить источник поставок. Из табл. 3 видно, что для продуктов с большим объемом продаж установлена ежедневная периодичность контроля за пополнением запасов, а для продуктов, объем продаж которых невелик, - еженедельная. В первом случае ежедневный контроль уместен потому, что даже краткосрочный (одно- двухдневный) дефицит ходовых продуктов очень плохо сказывается на уровне обслуживания потребителей. С другой стороны, следить за пополнением запасов менее ходовых продуктов (с небольшим объемом продаж) достаточно раз в неделю, поскольку состояние таких запасов меняется не столь быстро и даже если на некоторое время образуется их дефицит, это не слишком сильно влияет на общий уровень сервиса [1].

Интегрированная стратегия, охватывающая все перечисленные характеристики, нацеливает усилия менеджеров на высокий уровень обслуживания, когда дело касается продуктов, обеспечивающих основную массу продаж (категории «А»), и на поддержание относительно небольших запасов и на невысокий уровень требований к персоналу для основной массы продуктов (категорий «В» и «С»). Как уже отмечалось в статье, исходная стратегия вполне может ограничиваться указанными тремя или четырьмя категориями, однако умение и желание совершенствовать качество сервиса порой побуждает компании принимать дополнительные стратегии. Это достигается за счет дробного сегментирования и за счет выработки более тщательных политики и управленческих процедур для каждой выделенной категории.

Заключительный этап разработки стратегии управления запасами - придание ей практической направленности путем подробного определения управленческих процедур и критериев деятельности. Описание управленческих процедур отражает информационные потребности, применение программных средств обработки данных, оперативные цели и схемы принятия решений. Критерии деятельности выражаются в таких числовых показателях, как продолжительность периода контроля, сервисные нормативы, доля затрат на содержание запасов, размер заказа, точка заказа. Эти критерии в сочетании либо непосредственно определяют количественные параметры запасов, на основании которых принимаются управленческие решения, либо могут быть использованы для расчета таких параметров.

После того как процедуры и критерии установлены, пользуясь ими, следует регулярно следить за хозяйственной обстановкой и результатами деятельности. Это необходимо, чтобы удостовериться, что в каждой конкретной ситуации система управления запасами отвечает намеченным целям и что характеристики потребителей или продуктов не претерпели существенных изменений. При увеличении спроса на тот

lui

Транспорт

или иной продукт система контроля должна выявить возросшую потребность и, возможно, указать на необ-

ходимость перехода от реактивных к плановым методам управления запасами.

Библиографический список

1. Бутакова Н.В., Прокофьева О.С. Анализ общих подходов к управлению запасами на предприятии // Авиамашиностроение и транспорт Сибири: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной ко Дню космонавтики. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 212-217.

2. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.

3. Прокофьева О.С., Ющук Я.В., Янкова М.А. Контроль за состоянием материальных запасов. Социально-

экономические проблемы региона // Материалы научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 69-75.

4. Прокофьева О.С., Ющук Я.В., Янкова М.А. Управление запасами в сфере общего логистического управления деятельностью предприятия // Проблемы и перспективы развития евроазиатских транспортных систем. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУЮ, 2012. С. 263-267.

УДК 656.053

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ ПАРКИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

© Д.С. Фадеев1, О.С. Прокофьева2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен анализ подходов к организации паркирования транспортных средств в странах с высоким уровнем автомобилизации. Рассмотрены основные принципы формирования политики паркирования и системы приоритетов, применяющиеся в пользу определенных групп пользователей и функций паркирования. Приведены тарифы на паркирование и особенности их применения. Выявлены преобладающие цели транспортной политики и способы их достижения. Установлены главные задачи политики паркирования и возможные инструменты для реализации поставленных целей. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: паркирование транспортных средств; транспортная политика; уровень обслуживания общественным транспортом; система приоритетов паркирования; политика паркирования.

GLOBAL TRENDS IN FORMING VEHICLE PARKING POLICY D.S. Fadeev, O.S. Prokofyeva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article analyzes approaches to the organization of vehicle parkings in highly automobilized countries. It considers the basic formation principles of the parking policy and the systems of priorities applied in favor of certain groups of users and parking functions. The parking tariffs as well as their application features are provided. The predominating goals of the transport policy and the methods to achieve them are revealed. The main objectives of the parking policy and possible tools for implementing the set goals are established. 10 sources.

Key words: parking of vehicles; transport policy; level of public transport servicing; parking priority system; parking policy.

Вопросам, связанным с ограничением остановки и стоянки автомобилей (паркированием) на городских улицах в последнее время посвящается все больше публикаций. Улично-дорожная сеть многих городов используется не только для движения транспортных потоков, но и для парковки автомобилей, поскольку других мест просто не существует. Парковка непосредственно на улицах ухудшает видимость для других водителей и пешеходов, снижает пропускную спо-

собность автодорог и приводит к созданию аварийных ситуаций. Незамедляющийся рост использования транспортных средств особенно остро ощущается в крупных населенных пунктах, что, естественно, приводит к повышенному спросу на места для парковки. Спрос на паркирование определяется функцией зданий (жилые дома или коммерческая недвижимость), типом области (центр или окраина), а также качеством обслуживания общественным транспортом. Следова-

1Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89025113638, e-mail: karat_2000@mail.ru

Fadeev Dmitry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89025113638, e-mail: karat_2000@mail.ru

2Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89086460247, e-mail: sla1977@inbox.ru

Prokofyeva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89086460247, e-mail: sla1977@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.