УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕ ДПРИЯТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСА
Д.С. Воруничев, аспирант
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, г. Москва
Рассматриваются вопросы и подход к созданию интегрированных систем менеджмента на предприятиях радиоэлектронного комплекса для повышения качества и конкурентоспособности
На сегодняшний день большинство предприятий радиоэлектронного комплекса имеют сертифицированную систему менеджмента качества, являющуюся преимуществом для получения гособоронзаказа и для получения лицензии. Предприятиям радиоэлектронного комплекса, направленным на выпуск продукции военного и специального назначения для получения гособоронзаказа необходимо иметь сертифицированную систему менеджмента качества соответствующую требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 “Системы менеджмента качества. Требования” или ГОСТ РВ 15.002 - 2003 “Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Системы менеджмента качества” [1]. Предприятие, претендующее на получение (переоформление) лицензии, должно иметь эффективно действующую систему менеджмента качества. Если такой системы нет и не получен сертификат, то руководитель предприятия должен предоставить в лицензирующий орган заключение внешнего аудита о том, что у него функционирует система контроля качества [2]. Основная доля продукции радиоэлектронной промышленности приходится, прежде всего, на продукцию военного, двойного и специального назначения. Выпуск оборонной продукции подразумевает повышенные промышленные и экологические риски. Обороннопромышленный комплекс, является экспортером высокотехнологической продукции и на сегодняшний день существующей на предприятиях системы менеджмента качества уже недостаточно для обеспечения конкурентоспособности продукции. Актуальным является внедрение сразу нескольких систем менеджмента, целесообразный подход для этого - создание интегрированной системы менеджмента. На сегодняшний день, какого бы то единого международного или национального стандарта по интегрированным системам менеджмента нет. У ряда предприятий возникает стремление внедрить сразу несколько систем менеджмента. По опыту СДС “Военный регистр”, Как правило, это система менеджмента качества (180 9001), система экологического менеджмента (180 14001) и система менеджмента безопасности и охраны здоровья (0Н8А8 18001). Проблема интеграции систем менеджмента является очень актуальной. Отсутствие какого либо единого подхода к созданию ИСМ, приводит к тому, что интеграция систем ме-
неджмента носит формальный характер, в результате чего предприятия не получают желаемого результата, по причине механического объединения требований стандартов.
Департамент радиоэлектронной промышленности, представители государственной инспекции труда Российской федерации, ЦК профсоюза радиоэлектронной промышленности, начальники служб охраны труда и экологии предприятий и организаций отрасли регулярно проводят совещания по вопросу “О состоянии охраны труда и окружающей среды на предприятиях отрасли”. Результат анализа состояния проблемы по протоколам совещаний с 2007 по 2012 года, показывает, что состояние дел в отрасли не меняется. Тексты докладов из года в год остаются идентичными. Все это говорит об укоренившейся проблеме системного характера по вопросам охраны труда и экологии в отрасли. Из материалов докладов, состояние дел по вопросам охраны труда и экологии в отрасли можно охарактеризовать следующим образом. Отмечается положительная тенденция предоставления предприятиями форм Госстатотчетности 7-Т (травматизм), 1-Т (условия труда), 2-ТП (воздух, вода), 4-ОС(сведения от текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах), 18-КС (сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов). Это позволило оперативно и качественно провести анализ работы служб охраны труда и экологии предприятий отрасли. В соответствии с проведенным анализом производственного травматизма на предприятиях отрасли были отмечены положительные тенденции работы предприятий, в части охраны и условий труда, в том числе уменьшение количества смертельных и тяжелых случаев. Однако, были отмечены и серьезные недостатки в работе предприятий по предупреждению травматизма, в том числе недостаточное внимание в части финансирования мероприятий по оздоровлению условий труда, применения устаревших технологий и травмоопасного оборудования, изношенности активной части фондов, ухудшением обеспечения работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты. Недостаточно проводилась агитационная работа по распространению передового опыта по улучшению работы по охране труда внутри пред-
приятий, не осуществляется постоянный контроль со стороны ИТР, не обеспечивается регулярное проведение «Дней охраны труда», не повсеместно осуществляется 3-х ступенчатый контроль со стороны руководства предприятий. Было отмечено, что некоторыми предприятиями не выполняется Постановление Минтруда России от 24 октября 2000 г. №73 «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», в части своевременного сообщения несчастных случаев в вышестоящую организацию. Одним из нерешенных вопросов, остается вопрос укрепление служб охраны труда и экологии на предприятиях, несмотря на некоторые позитивные изменения в вопросах укомплектованности и кадровом составе служб. Большинство предприятий, имея дефицит в кадровом составе по охране труда, не всегда используют возможности интернета для получения информации по выпуску Постановлений правительства и приказов Минздравсоцразвития России по вопросам охраны труда, а также приобретения программных пакетов по охране труда, в которых отражены все последние законодательные акты. Не всегда своевременно проводится на предприятиях обучение и проверка знаний руководящего состава и специалистов, медленно решается вопрос по аттестации рабочих мест по условиям труда. Отмечалось, что не всегда своевременно проводится на предприятиях обучение и проверка знаний руководящего состава и специалистов [3].
Ввиду актуальности внедрения на предприятиях радиоэлектронной отрасли, ориентированных на ОПК, группы международных стандартов на системы менеджмента, целесообразным является внедрение интегрированной системы менеджмента. Это позволяет решить ряд проблем, таких как устранение дублирования процессов, документов, должностей и функций подразделений, запутанность взаимосвязей между качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем. Снизить сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, повысить эффективность планирования, контроля и управления в целом, а так же сократить длительность внедрения группы стандартов на предприятии и их стоимость. Какого либо единого национального или международного стандарта по интегрированным системам менеджмента на сегодняшний день нет. В тоже время наличие сертифицированной интегрированной системы менеджмента на предприятии является конкурентным преимуществом и его визитной карточкой для выхода на новые рынки, прежде всего зарубежные. Вызывает доверие со стороны зарубежных компаний и ее инвестиционную привлекательность. Создание интегрированной системы менеджмента это достаточно сложный инновационный продукт. Внедрение международных стандартов ИсО 9000, 14000, 0Н8А8 18000, на базе которых, объединяя отдельные системы менеджмента, можно создать единую интегрированную систему менеджмента, является важным шагом к сба-
лансированному и безопасному функционированию организаций радиоэлектронного комплекса, завоевания лидерства на международном рынке.
Порядок создания ИСМ включает следующие этапы:
1. Организация работ по созданию ИСМ. Особая роль на данном этапе принадлежит высшему руководству организации, принимающему решение о создании ИСМ. Приступая к разработки системы, руководство должно четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные риски, а так же масштаб, сложность и продолжительность работы.
2. Проектирование ИСМ.
- проектируется общая модель ИСМ из моделей СМК, СЭМ, СМПБОТ;
- выбираются международные и национальные стандарты менеджмента, которые будут использоваться при проектировании ИСМ;
- идентифицируются процессы организации, на которые будет распространяться действие ИСМ;
- сопоставляются отдельные элементы стандартов на предмет возможной их интеграции;
- устанавливается последовательность и взаимодействие идентифицируемых процессов;
- назначаются руководители процессов и ответственные лица за их результативное и эффективное управление;
- определяются конкретные требования стандартов менеджмента, используемых в ИСМ, которые должны выполняться в каждом процессе;
- устанавливаются параметры мониторинга процессов;
- определяются методы и средства мониторинга, измерения и анализа процессов;
- формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов и ИСМ в целом.
3. Документирование ИСМ. Качественное документирование должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость и прослеживаемость процессов, оценивание достигнутых результатов. Объем документации, степень ее детализации может варьироваться в зависимости от масштаба организации, вида ее деятельности, сложности и характера процессов и компетентности персонала.
4. Внедрение ИСМ. На этом этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенное значение начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ.
5. Подготовка к сертификации. Сертификацию ИСМ следует рассматривать как логическое завершение работ по ее созданию. Вначале осуществляется выбор органа по сертификации и подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами, прово-
Управлениепредприятием
дится предсертификационный (консалтинговый) аудит силами внутренних аудиторов и внешних консультантов.
Современная литература выделяет лишь два подхода по созданию ИСМ. Аддитивная модель ИСМ
- К созданной системе менеджмента качества, играющей роль базовой, происходит поочередное прибавление других систем менеджмента. Например, системы экологического менеджмента или системы управления охраной труда. Этот процесс можно описать следующей формулой СМК + СЭМ + СМПБОТ = ИСМ (СМК + СЭМ + СМПБОТ). Одновременно интегрированная модель ИСМ - объединение всех систем менеджмента в единую структуру одновременно. То есть ИСМ (СМК + СЭМ + СМПБОТ) получается сразу. Стоит заметить, что на сегодняшний день существующих двух подходов явно недостаточно. Модель одновременного интегрирования самый эффективный способ по созданию ИСМ, самая высокая степень интеграции, низкая стоимость в сравнении с независимым внедрением систем менеджмента и самые короткие сроки на создание и внедрение. Но на практике, данный подход применяется редко. Предприятия предпочитают внедрять сначала СМК. С течением времени она обкатывается и входит в рабочий режим, происходим обучение персонала. Создание ИСМ единовременно влечет за собой большую структуру, соответствующую требованиям сразу нескольких стандартов, что приводит к сложности ее восприятия руководством. Аддитивная модель - самый неэффективный подход к внедрению ИСМ. Ее характеристика это низкая степень интеграции, высокая цена и значительные сроки на разработку. К тому же между внедрением систем менеджмента происходит разрыв во времени. Учитывая, что большинство предприятий радиоэлектронного комплекса имеют сертифицированную систему менеджмента качества, по вышеизложенным причинам, можно предложить третий подход к созданию ИСМ наиболее применимый в данном случае. Это комбинирование двух существующих подходов. Когда создается на предприятии СМК и уже на ее фундаменте происходит добавление ИСМ (СЭМ и СМПБОТ), что в итоге приводит к ее расширению и интеграции. Это можно описать формулой СМК + ИСМ (СЭМ + СМПБОТ) = ИСМ (СМК + СЭМ + СМПБОТ). Данный вариант наиболее уместен, позволяет повысить эффективность внедрения, используя уже достигнутые результаты СМК предприятия. Несмотря на то, что данный подход не находит своего отражения в современных публикациях и литературе, формально он прослеживается в опыте ряда отечественных предприятий, успешно внедривших интегрированную систему менеджмента. Произведенная оценка эффективности комбинированного способа (СМК + ИСМ) в сравнении с аддитивной моделью (СМК + СЭМ + МБПБОТ) показывает, что затраты на первый вариант ниже на 18%, а продолжительность создания и разработки сокращается на 35%.
Анализируя отечественный и зарубежный опыт по созданию ИСМ, проводя его обобщение, можно сформировать 6 принципов, которые можно положить в основу для разработки ИСМ:
1. Интеграция систем менеджмента в единую систему должна обеспечивать баланс интересов заинтересованных сторон. СМК должна отвечать интересам потребителей и поставщиков, СМПБОТ должна отвечать интересам работников, а СЭМ должна отвечать интересам общества;
2. Механическое объединение требований различных стандартов не является ИСМ, так как ИСМ это, прежде всего оптимизация различных систем менеджмента в единую структуру. Общие элементы объединяются, различные остаются независимыми;
3. Любое объединение не должно сводиться к тому, чтобы разным кирпичикам СМ придать общий вид. Любое объединение должно нести в себе синергетический эффект, когда “1+1 больше чем два”;
4. Системный и процессный подходы, цикл PDCA это общая архитектура для интеграции СМ;
5. Структура процессной модели ИСМ должна содержать 6 блоков из ISO Guide 72, которые вписываются в цикл PDCA. Это политика, планирование, внедрение и функционирование, оценка показателей деятельности, улучшение, анализ со стороны руководства;
6. Подход, основанный на оценки рисков для организации. Риски потери или сокращения бизнеса существуют в отношении с любой заинтересованной стороной. В СМК это невыполнение требований потребителя и нормативных требований. В СЭМ деятельность в отношении окружающей среды, не соответствия нормативным требованиям. В СМПБОТ деятельность в области профессионального здоровья и безопасности, не соответствия нормативным требованиям;
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2010 г. № 629 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения качества продукции военного назначения, производимой в рамках государственного оборонного заказа и на экспорт».
2. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2010 г. № 861 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности».
3. Протоколы совещаний Департамента радиоэлектронной промышленности по вопросу «О состоянии охраны труда и окружающей среды на предприятиях отрасли» // http://www.rosrep.ru/
® 8-926-5792202
Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, качество, конкурентоспособность
62
ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 2