Научная статья на тему 'Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа'

Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8854
1355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ / ШЕСТЬ ВИДОВ КАПИТАЛА / СОЗДАНИЕ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Когденко В.Г., Мельник М.В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования интегрированной отчетности в части ее формирования и анализа. Предложены показатели для анализа шести видов капитала, а также алгоритм анализа создаваемой бизнесом стоимости. Статья может быть полезна специалистам финансовых служб, принимающим финансовые решения в контексте ценностно-ориентированного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.37(075.8)

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА

В. Г. КОГДЕНКО,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента E-mail: kogdenko7@mail.ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» М. В. МЕЛЬНИК, доктор экономических наук, профессор кафедры аудита и контроля E-mail: diakina2002@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы совершенствования интегрированной отчетности в части ее формирования и анализа. Предложены показатели для анализа шести видов капитала, а также алгоритм анализа создаваемой бизнесом стоимости.

Статья может быть полезна специалистам финансовых служб, принимающим финансовые решения в контексте ценностно-ориентированного менеджмента.

Ключевые слова: интегрированная отчетность, анализ, шесть видов капитала, создание стоимости.

Совершенствование корпоративной отчетности происходит в направлении ее трансформации в систему данных, агрегирующую ключевые показатели для принятия управленческих реше-

ний всеми стейкхолдерами компании, включая регуляторов, законодателей, менеджмент, долгосрочных инвесторов, негосударственные организации, поставщиков, покупателей, персонал, бизнес-партнеров и др. Корпоративная отчетность будущего — это интегрированная отчетность. В опубликованном в декабре 2013 г. Международном стандарте интегрированной отчетности дано ее определение, сформулированы основные принципы составления отчетности, представлены содержание и сущность ее элементов, обозначены цели составления отчетности и ее пользователи [14]. В соответствии с Международным стандартом интергированной отчетности интегрированная отчетность является «кратким сообщением о том, как стратегия организации, методы управ-

ления, результаты и перспективы, в контексте внешней среды, приводят к созданию стоимости в краткосрочной, среднесрочной и в долгосрочной перспективе» [14]. Однако, поскольку речь идет об увеличении капитала в интересах всех стейкхолдеров, понятие «стоимость капитала» не всегда уместно, в некоторых случаях, говоря об увеличении человеческого или социального капитала, которое невозможно оценить в стоимостном выражении, уместнее употреблять термин «ценность капитала».

Таким образом, в стандарте интегрированной отчетности заявлено, что основной целью компаний является создание стоимости (ценности) в интересах всех стейкхолдеров, т. е. наращивание всех видов капитала компании. Поэтому отчетность должна удовлетворять требованиям разработки стратегии компании; заинтересованным пользователям важно понимать из отчетности, как именно бизнес создает стоимость, причем стоимость не только в части финансового капитала; также важно то, как бизнес влияет на окружающую экономическую, природную и социальную среду. В связи с этим, как отмечает Сандра Питерс, необходимы кардинальные изменения отчетности, при этом «улучшения в финансовой отчетности требуются не столько в части объема информации, сколько в том, чтобы была представлена целостная картина» [13].

Возникает необходимость разработки отчетности, которая сводит воедино финансовую и нефинансовую информацию и отражает способность компании создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периодах [7]. Необходима отчетность, которая отражает, как считает Игорь Коротецкий, «глобальный тренд по интеграции финансовой и нефинансовой информации, а также растущие требования инвесторов к раскрытию информации о фундаментальных факторах создания стоимости» [10]. Как отмечено в диссертационном исследовании на соискание ученой степени кандидата экономических наук Н. А. Ракевич «Формирование интегрированной бухгалтерской отчетности (на примере предприятий строительных материалов)» (Нижний Новгород, 2012 г.), внедрение в практику интегрированной отчетности снизит «информационную асимметрию», при которой

только руководство компании, благодаря внутренней отчетности, знает о подлинном состоянии дел, а внешние пользователи несут повышенные риски использования приукрашенных данных для принятия ими своих инвестиционных решений1.

Отчетность компании отражает культуру ведения бизнеса. Значение совершенствования отчетности обусловлено тем, что она привносит изменения и в практику управления компанией, т. е. имеется взаимосвязь между отчетностью и управлением бизнесом: с одной стороны, чем качественнее отчетность, тем эффективнее управление; с другой — чем эффективнее бизнес, тем качественнее отчетность. Наличие интегрированной отчетности обеспечит более устойчивое финансово-экономическое состояние не только отдельных компаний, но и экономики страны в целом.

Именно поэтому в настоящее время становятся актуальными проблемы совершенствования корпоративной отчетности, формирования интегрированной отчетности, анализа обновленной отчетности [9]. В настоящей статье рассмотрены некоторые вопросы формирования интегрированной отчетности в части отражения и анализа информации о капитале компании, а также предложена блок-схема анализа создания стоимости.

В условиях, когда целью компании являлось получение краткосрочной прибыли, традиционной финансовой отчетности было достаточно, поскольку она отражала способность компании генерировать прибыль в отчетном периоде. Однако в современной экономике основная цель бизнеса — создание стоимости в интересах всех стейкхолдеров, поэтому финансовой отчетности недостаточно; появляется необходимость в более обширной информации, позволяющей понять финансовые и нефинансовые факторы создания стоимости, оценить влияние компании на окружающую экономическую, природную и социальную среду.

В настоящее время финансовая отчетность включает три раздела: комментарий руководства (обращение председателя совета директоров, генерального директора), числовые показатели (консолидированная финансовая отчетность) и детализация (примечания к консолидированной

1 URL: http://www.unn.ru/pages/disser/1017.pdf.

финансовой отчетности). Нередко эта информация разобщена, из нее не ясны перспективы развития бизнеса, что не позволяет сформировать достоверную прогнозную отчетность и обосновать управленческие решения. Кроме того, по мнению Хеннинга Драгера, «существующий механизм отчетности не совсем адекватен сегодняшней ситуации, потому что он рассказывает о том, хорошо или нет идут дела у компании с финансовой стороны» [8]. Еще один изъян существующей отчетности заключаются в том, что она недостаточно достоверна, в частности искажается стоимость отдельных активов, а часть активов, например отдельные виды нематериальных активов, совсем не отражаются в отчетности [4]. Назначение же интегрированной отчетности состоит в том, чтобы удовлетворить информационные запросы лиц, принимающих управленческие решения, поэтому она должна более адекватно отражать не только текущее, но и будущее состояние компании. Интегрированная отчетность основывается на трех фундаментальных положениях [14]:

1) отражение информации о шести видах капитала, которые использует компания, а именно о финансовом, промышленном, интеллектуальном, человеческом, социальном и природном капитале;

2) включение характеристик бизнес-модели компании, а именно информации о ресурсах, бизнес-процессах, выпускаемой продукции и формуле прибыли, представление бизнес-модели как инструмента создания стоимости;

3) отражение информации о создании стоимости компанией в кратко-, средне-, долгосрочной перспективе. Предоставление информации должно осуществляться таким образом, чтобы на ее основе можно было оценить создаваемую бизнесом стоимость, которая воплощается во всех перечисленных видах капитала, а не только в финансовом капитале.

Интегрированная отчетность компании должна включать информацию об организациях, которые она контролирует, а также об организациях, на которые она оказывает влияние, в том числе предшествующих ей (в рамках ее цепочки поставок, например поставщиков сырья), а также следующих за ней (в рамках производственной цепи, например дистрибуторов и потребителей

ее продукции и услуг) [6]. Это обусловлено тем, что стоимость не может быть создана изолированно в рамках одной компании; она создается под влиянием внешней среды и взаимоотношений со стейкхолдерами, а также в зависимости от наличия и эффективности использования различных ресурсов [14]. Таким образом, периметр интегрированной отчетности гораздо шире, чем периметр финансовой отчетности, определяемый стандартами ее составления.

Ключевые различия между интегрированной отчетностью и традиционной финансовой отчетностью представлены в табл. 1., разработанной на основе материалов IIRC (Международного комитета по интегрированной отчетности) [12].

Интегрированная отчетность — это отчетность, которая информирует о стратегическом направлении развития компании и о том, как она работает с ресурсами; отчетность должна показывать, насколько прибыльна, социально и экологически ответственна компания. Это прогнозная, дорожная карта по распределению ресурсов, показывающая, как считает Хеннинг Драгер, куда компания планирует прийти в средне- и долгосрочной перспективе [8]. Ключевыми элементами интегрированной отчетности являются:

— факторы внешней среды, влияющие на компанию;

— особенности корпоративного управления;

— критические факторы успеха;

— долгосрочная стратегия, возможности и риски при ее реализации;

— производительность бизнеса с точки зрения создания всех видов капиталов в интересах всех видов стейкхолдеров;

— перспективы и потенциальные неопределенности для бизнес-модели и будущей деятельности [14].

Вся эта информация позволяет сделать прогноз на будущее относительно возможностей, рисков и создаваемой стоимости в интересах всех стейкхолдеров компании.

Одной из особенностей интегрированной отчетности является то, что она не может быть стандартизирована, поскольку содержит качественные характеристики, отражающие, в частности, бизнес-модель, конкурентные преимущества компании, ее географию продаж, характеристику долго-

Таблица 1

Различия между финансовой и интегрированной отчетностью

Критерий сравнения Традиционная отчетность Интегрированная отчетность

Капитал Содержит информацию только о финансовом капитале Содержит информацию о финансовом, промышленном, интеллектуальном, человеческом, социальном, природном капитале

Состав информации Информирует пользователей о финансовых результатах, достигнутых компанией Информирует пользователей не только о финансовых результатах, но и об экстерналиях бизнеса, в частности экологическом и социальном внешних эффектах

Периметр отчетности Периметр финансовой отчетности определяется стандартами отчетности, которые регламентируют понятия контроля или значительного влияния Периметр интегрированной отчетности определяется рисками, возможностями и результатами, которые существенно влияют на способность организации создавать стоимость

Точность отражения элементов отчетности Недостаточно точно и полно отражает отдельные элементы отчетности Более достоверно отражает ресурсы и результаты деятельности компании

Взаимо связанно сть информации Представляет разобщенную информацию в части финансовой отчетности компании и комментария руководства Представляет взаимосвязанную информацию

Возможность прогнозирования Ориентируется на прошлые показатели и финансовые риски, не позволяет прогнозировать развитие компании с достаточной степенью точности Ориентируется на будущее с учетом стратегических целей и всех видов рисков, позволяет прогнозировать развитие компании в краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной перспективе

Прозрачность Характеризуется невысокой прозрачностью из-за раскрытия ограниченного числа обязательных показателей Характеризуется высокой прозрачностью вследствие раскрытия большого числа показателей, а также положительных и отрицательных аспектов деятельности компании

Соблюдение требований законодательства Ограничена необходимостью соблюдения требований законодательства Ориентирована на раскрытие существенных аспектов, меняющихся в зависимости от обстоятельств

срочных источников роста спроса на продукцию компании, взаимодействие со стейкхолдерами, а также нефинансовые показатели, касающиеся фундаментальных характеристик отрасли, особенности бизнеса в данном виде экономической деятельности. В настоящее время не решен вопрос о том, как должна формироваться интегрированная отчетность в части нефинансовой информации, каким образом нефинансовая информация должна быть связана с финансовой.

Интегрированная отчетность представляет собой объединение финансовой информации, подготовленной по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), с нефинансовой информацией в области устойчивого развития, подготовленной в соответствии с GRI (Глобальная инициатива по отчетности) [6]. Интегрированная отчетность в части финансовых показателей должна базироваться на трех главных концепциях:

1) концепции справедливой стоимости, позволяющей предоставлять пользователям ин-

формацию о финансовом состоянии и результатах деятельности компании исходя из реальной стоимости элементов отчетности;

2) концепции приоритета экономического содержания над правовой формой, в соответствии с которой профессиональное суждение позволяет судить об экономической форме и отражать более достоверно элементы отчетности;

3) концепции прозрачности, обеспечивающей отражение всех существенных деталей деятельности компании.

Интегрированная отчетность должна отражать воздействие компании на экономику и поэтому максимально достоверно представлять финансовую информацию, но, кроме того, она должна отражать воздействие компании на окружающую среду и общество. Интегрированная отчетность должна давать представление о том, «какой вклад организация вносит или намеревается внести в будущем в улучшение или деградацию экономической, экологической и социальной ситуации,

процессов развития и тенденций на местном, региональном и глобальном уровнях» [6].

Ключевые показатели отчетности в области устойчивого развития, которые должны отражаться в интегрированной отчетности, группируются по трем составляющим [6]:

1) экономическая составляющая (созданная и распределенная прямая экономическая стоимость, включая доходы, операционные затраты, выплаты сотрудникам, поставщикам сырья и материалов, поставщикам капитала, государству, пожертвования и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль);

2) экологическая составляющая (результаты деятельности, связанные с входными потоками, как, например, сырье, энергия, вода, и выходными потоками, как, например, выбросы, сбросы, отходы, а также расходы, связанные с окружающей средой);

3) социальная составляющая (численность сотрудников и текучесть кадров, взаимоотношения сотрудников и руководства, здоровье и безопасность на рабочем месте, обучение и образование, уровень оплаты труда и социальный пакет, инвестиции в проекты социальной сферы).

Наряду с неоспоримыми достоинствами интегрированная отчетность имеет и некоторые недостатки (рис. 1). Ключевое достоинство интегрированной отчетности — это то, что она становится инструментом управления стоимостью,

создаваемой в интересах всех стейкхолдеров; ключевой недостаток заключается в том, что она раскрывает управленческую информацию, которая может быть использована в конкурентной борьбе.

Исследуя подходы к формированию и анализу интегрированной отчетности, необходимо отметить, что ключевой особенностью интегрированной отчетности является представление информации о шести видах капитала. Краткая характеристика всех видов капитала предложена в табл. 2.

Представляя более содержательную формулировку видов капитала компании, необходимо отметить, что не для каждой компании важны все виды капитала, отдельные его виды могут не отражаться в интегрированной отчетности, отдельные виды капитала компании могут классифицироваться по-своему.

Финансовый капитал — это часть финансовых ресурсов компании, которые вложены в оборот с целью получения дохода, это средства инвесторов и кредиторов, инвестированные на длительный период. Основной показатель финансового капитала—инвестированный капитал. По источникам формирования финансовый капитал делится на собственный и заемный капитал, по направлениям использования — на основной капитал (внеоборотные активы) и оборотный капитал, в составе которого выделяется чистый оборотный

Преимущества Недостатки

Способствует профессионализации управления, повышению его качество за счет комплексного анализа информации; повышает осведомленность об устойчивом развитии внутри компании Повышает риск раскрытия коммерческой тайны

Содержит не только историческую, но и прогнозную информацию; представляет более широкую перспективу для оценки деятельности компании Прогнозная информация может быть недостаточно обоснована

Содержит информацию о шести видах капитала Методики оценки нефинансовых видов капитала недостаточно проработаны

Подтверждает стейкхолдерам интеграцию принципов устойчивого развития в основную деятельность Повышает репутационные риски, связанные с качеством и достоверностью информации

Способствует укреплению отношений с инвесторами и другими заинтересованными сторонами, повышает инвестиционную привлекательность компании Приводит к дополнительным затратам на подготовку отчетности вследствие неразвитости систем учета в области устойчивого развития

Способствует повышению прозрачности и доверия к компании Не полностью удовлетворяет информационные потребности всех пользователей

Рис. 1. Преимущества и недостатки интегрированной отчетности (разработано с учетом презентации И. Коротецкого [10])

Таблица 2

Краткая характеристика шести видов капитала

Вид капитала Характеристика

Финансовый капитал Средства инвесторов и кредиторов, инвестированные на длительный период в компанию

Промышленный капитал Средства производства, которые непосредственно участвуют в осуществлении операционной деятельности

Интеллектуальный капитал Совокупность идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов, являющихся источником интеллектуальной собственности и организационного капитала

Человеческий капитал Совокупность знаний, опыта, навыков, квалификации сотрудников компании, его способностей, возможностей в реализации стратегии бизнеса, инициативности, мотивации на инновации

Социальный и сетевой капитал Репутация компании в обществе; социальные связи с клиентами, поставщиками, партнерами, персоналом, государственными органами и т. д., являющиеся ресурсом для получения выгод

Природный капитал Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственную деятельность компании

капитал, собственный оборотный капитал. Основные источники финансового капитала — это средства участников, инвестированные в компанию, нераспределенная прибыль, привилегированные акции, банковские кредиты, облигации, займы, лизинг. От структуры источников капитала зависят финансовая устойчивость компании и средневзвешенная стоимость капитала.

Важной характеристикой собственного капитала является тип инвесторов:

— стратегические инвесторы, заинтересованные в получении долгосрочного контроля над бизнесом с целью расширения и укрепления собственного бизнеса;

— финансовые (портфельные) инвесторы, заинтересованные в прибыльном вложении капитала за счет получения текущего дохода и за счет дальнейшей продажи подорожавшей доли в бизнесе;

— массовые инвесторы, привлечение которых происходит посредством публичного размещения акций, заинтересованные в получении дохода и не заинтересованные в контроле над бизнесом;

— венчурные инвесторы, которые помогают состояться бизнесу с большим рыночным потенциалом и поддерживают его на начальном этапе развития.

Для понимания особенностей формирования финансового капитала в отчетности необходимо подробно представлять источники его формирования, условия привлечения, ковенанты, связанные с заемным капиталом, обеспечения обязательств и стоимость источников капитала.

Для анализа финансового капитала используются показатели его структуры и стоимости отдельных источников, в том числе средневзвешенная стоимость заемного капитала, стоимость собственного капитала, а также показатели, отражающие долговую нагрузку, дивидендную политику, значимость компании в национальных рейтингах и др. Агрегированная характеристика финансового капитала — его средневзвешенная стоимость, а также фундаментальная стоимость бизнеса.

Промышленный (производственный) капитал — это средства производства; объекты капитала, которые непосредственно участвуют в осуществлении операционной деятельности и включают: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, объекты инфраструктуры и др. То есть промышленный капитал — это основные средства, которые являются результатом реализации компанией своей инвестиционной стратегии в части реальных инвестиций.

Интегрированная отчетность должна обеспечивать пользователей информацией о составе, состоянии и движении основных средств, об ином использовании основных средств (переданные в аренду, полученные в аренду, переведенные на консервацию, переданные в залог и др.), об их рыночной стоимости. Кроме того, в отчетности должна отражаться информация о производственной мощности и степени ее использования, сменности работы, простоях. Эта информация необходима, поскольку от состояния основных

средств и эффективности их использования во многом зависят конкурентоспособность выпускаемой продукции, оборачиваемость капитала, рентабельность инвестированного капитала и возможность создания бизнесом фундаментальной стоимости. Эффективное использование основных средств обеспечивает высокий темп роста бизнеса, что также способствует созданию фундаментальной стоимости.

Для анализа промышленного капитала используются показатели структуры и динамики основных средств, их состояния и движения, а также эффективности использования. Агрегированная оценка промышленного капитала — производственная мощность и уровень ее использования.

Интеллектуальный капитал — это совокупность идентифицируемых и неидентифици-руемых нематериальных активов, полностью или частично контролируемых компанией, являющихся результатом генерирования знаний, формирования навыков, обретения опыта и конвертации их в активы. Интеллектуальный капитал в соответствии с Международным стандартом интегрированной отчетности включает интеллектуальную собственность и организационный капитал [14]. При этом организационный капитал — это та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом: процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, культура организации и др. [5]. Значимость интеллектуального капитала заключается в том, что он является драйвером развития для бизнеса, источником создания фундаментальной стоимости. Идентифицируемые нематериальные активы, учет которых регламентируется российскими и международными стандартами, могут быть сгруппированы следующим образом [11]:

- информация, представляющая коммерческую тайну (проектная, конструкторская, технологическая информация, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, ноу-хау);

- объекты авторского и смежных прав (программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии микросхем, произведения науки, искусства, музыки, живописи, иных видов искусства);

- объекты промышленной собственности (патенты на промышленные образцы, селекционные достижения, изобретения).

К неидентифицируемым нематериальным активам относятся, в частности, такие элементы организационных и интеллектуальных активов, как новые процессы, процедуры или системы, корпоративная культура, бизнес-модель, структура управления и др. С учетом того, что в состав капитала, отражаемого в интегрированной отчетности, включены отдельно человеческий и социальный капитал, неидентифицируемые нематериальные активы в значительной части отражаются в структуре человеческого и социального капитала. Поэтому интеллектуальный капитал в интегрированной отчетности не включает таких элементов, как научные или технические знания, которые учитываются в человеческом капитале, и лояльность клиентов и поставщиков, которые являются элементом социального капитала. Интеллектуальный капитал способствует созданию фундаментальной стоимости вследствие повышения конкурентоспособности продукции, совершенствования технологий и на этой основе повышения рентабельности инвестированного капитала, ускорения роста бизнеса.

Отчетность должна содержать данные о составе и структуре идентифицируемых и не-идентифицируемых нематериальных активов, относящихся к интеллектуальному капиталу.

Для анализа интеллектуального капитала необходимо оценить его ценность, структуру и динамику, а также дополнительную прибыль, получаемую компанией благодаря интеллектуальному капиталу. Агрегированной оценкой интеллектуального капитала являются его стоимость и характеристика алгоритма ее расчета.

Человеческий капитал — это совокупность знаний, опыта, навыков, квалификации сотрудников компании, их способностей, возможности в реализации стратегии бизнеса, а также инициативность, мотивация на инновации. Для оценки человеческого капитала интегрированная отчетность должна отражать его ключевые характеристики, а именно: среднесписочную численность, численность внешних совместителей, численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, чис-

ленность работников, привлеченных по договорам аутсорсинга и аутстафинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, необходима информация о категориях персонала (основные и вспомогательные рабочие, руководители, специалисты, другие служащие), возрасте и стаже работы в компании сотрудников. Ключевыми характеристиками человеческого капитала являются уровень образования и квалификации персонала, научные и технические знания персонала. Важные характеристики — уровень оплаты труда и его дифференциация; показатели движения персонала — обороты по приему, выбытию, в том числе по нежелательным для компании причинам.

Для оценки человеческого капитала необходимо оценить такие нефинансовые показатели, как уровень профессионализма, вовлеченность, удовлетворенность и лояльность персонала, степень дифференциации в оплате труда, фондовооруженность труда и условия труда; показатели структуры и движения персонала. Агрегированная оценка человеческого капитала — производительность труда.

Социальный и сетевой капитал — это репутация компании в обществе, социальные связи, являющиеся ресурсом для получения выгод, которые способствуют созданию стоимости, в частности вследствие снижения трансакционных издержек во взаимоотношениях с клиентами, поставщиками, партнерами, государством, конкурентами, персоналом [1]. Создание стоимости происходит в результате уменьшения степени неопределенности во взаимоотношениях, замены формальных правил и бюрократических процедур отношениями доверия. Социальный капитал компании реализуется во внешних взаимоотношениях с контрагентами посредством повышения доверия к компании, формирования ее репутации, что приводит к снижению трансакционных издержек, росту объема продаж, росту бизнеса. Кроме того, социальный капитал дает выгоды во внутренней среде компании за счет повышения доверия между работниками, роста их сплоченности, взаимной поддержки, сотрудничества, социального взаимодействия, что обеспечивает снижение текучести, рост профессионализма, повышение производительности труда, коллективный рост знаний, рост качества продукции.

Социальный капитал способствует повышению качества персонала, росту производительности бизнес-процессов. Необходимо отметить, что эти аспекты социального капитала в интегрированной отчетности могут учитываться и в человеческом капитале. Источниками формирования социального капитала являются порядочность, надежность и ответственность компании во взаимоотношениях с контрагентами и персоналом, т. е. действия, поддерживающие доверие к компании. Увеличению социального капитала способствуют затраты на рекламу, поиск клиентов и улучшение структуры клиентской базы; поиск и укрепление отношений с поставщиками; социальные инвестиции.

Интегрированная отчетность должна отражать информацию об основных контрагентах, длительности взаимоотношений с ними, репутации компании, социальных инвестициях, например об инвестициях в проекты по созданию и реконструкции объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда, помощи, осуществляемой компанией социально незащищенным группам граждан, поддержке культуры, спорта, муниципальных учреждений, общественных организаций, осуществляемой компанией, стандарты социальной поддержки работников.

Для анализа социального и сетевого капитала необходимо анализировать устойчивость связей компании с контрагентами, стабильность персонала, репутацию компании в бизнес-сообществе и обществе в целом.

Природный капитал — возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы (воздух, вода, земля, полезные ископаемые, леса, а также биоразнообразие и здоровье экосистемы), которые вовлечены в хозяйственную деятельность компании, используются в ее бизнес-процессах в качестве сырья, энергии, территории и способствуют созданию фундаментальной стоимости. Природные ресурсы включают: месторождения, карьеры, водные, лесные, сельскохозяйственные, рекреационные ресурсы, нерудные, топливно-энергетические, гидроэнергетические ресурсы и др.

В интегрированной отчетности должна отражаться информация, характеризующая наличие природного капитала, в частности территориаль-

ных ресурсов, лимитирующих развитие бизнеса, а также наличие других невозобновляемых ресурсов, а именно минеральных ресурсов (топливные, металлорудные, неметаллические), по которым необходима информация о суммарных, вероятных, возможных запасах [3].

Ключевое значение для анализа природного капитала имеет оценка его стоимости с учетом всех факторов, оказывающих на него влияние. В анализе природного капитала должны применяться показатели, отражающие использование природных ресурсов — воды, воздуха, минеральных ресурсов. Существенное значение в анализе природного капитала имеет показатель ресурсоо-беспеченности, который выражается количеством

Показатели для

лет, на которые компании хватит данных ресурсов. В качестве аналитических показателей могут применяться показатели потенциала и запасов природных ресурсов, их качества, например такие показатели, как процентное содержание полезных ископаемых в руде, состав и свойства, условия эксплуатации, условия залегания (глубина, доступность), мощность пластов, территориальное расположение, объем добычи, хозяйственное значение [11]. Анализ прироста природного капитала должен включать оценку того, насколько добыча компенсируется приростом запасов.

Показатели, предлагаемые для анализа перечисленных видов капитала, представлены в табл. 3.

Таблица 3

ализа капитала

Вид капитала Аналитические показатели

Финансовый капитал Динамика и структура инвестированного капитала по источникам формирования. Динамика и структура инвестированного капитала по направлениям использования. Стоимость привлекаемых источников заемного капитала. Средневзвешенная стоимость заемного капитала. Стоимость собственного капитала. Коэффициент покрытия процентов. Коэффициент процентного бремени. Финансовый рычаг Коэффициент долга. Коэффициент капитализации прибыли. Дивиденды, приходящиеся на акцию. Доля компании в составе ключевых индексов. Динамика котировок ценных бумаг и объемы торгов. Кредитные рейтинги компании. Средневзвешенная стоимость инвестированного капитала. Фундаментальная стоимость бизнеса

Промышленный капитал Натурально-вещественная структура основных средств. Доля основных средств с иным использованием (арендованные основные средства, переданные в аренду, переведенные на консервацию, и др.). Капитальные затраты на расширение мощностей. Энергоемкость, трудоемкость, капиталоемкость производства. Материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациоемкость, прочая ресурсоемкость продукции. Фондовооруженность, энерговооруженность труда, степень автоматизации и механизации труда. Простои оборудования. Показатели эффективности использования основных средств. Коэффициенты состояния основных средств. Средние сроки полного обновления, выбытия основных средств. Достигнутая мощность и степень ее использования

Интеллектуальный капитал Динамика и структура затрат на интеллектуальный капитал. Показатели принадлежащих компании объектов интеллектуальной собственности. Удельный вес нематериальных активов в валюте баланса. Абсолютные, относительные показатели затрат на интеллектуальный капитал, в частности на инновации, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на приобретение новых технологий, на исследования и разработки, выполненные сторонними организациями.

Окончание табл. 3

Вид капитала Аналитические показатели

Доля сотрудников научно-исследовательских подразделений в средней численности персонала. Обновляемость продукции. Удельный вес инновационной и новой продукции в выручке. Характеристики составляющих организационного капитала — процедур, технологий, систем управления, технического и программного обеспечения, организационной структуры, корпоративной культуры, бизнес-модели. Дополнительная прибыль, полученная в результате использования интеллектуального капитала. Стоимость нематериальных активов, относящихся к интеллектуальному капиталу

Человеческий капитал Динамика и структура численности персонала. Вовлеченность, удовлетворенность и лояльность персонала. Уровень профессиональной подготовки. Структура персонала по квалификации, образованию, возрасту и др. Коэффициент производственного травматизма. Показатели охраны здоровья и промышленной безопасности. Коэффициент частоты смертельных случаев на производстве. Инвестиции в человеческий капитал, в том числе затраты на переподготовку персонала. Индикаторы мотивации персонала. Уровень оплаты труда. Индикаторы дифференциации в оплате труда. Отношение уровня заработной платы к среднеотраслевому и региональному уровням. Численность персонала и уровень производительности труда

Социальный и сетевой капитал Стабильность клиентской базы; коэффициент «сохранности» покупателей; доля «потерянных» покупателей; доля новых покупателей. Информированность покупателей. Степень узнаваемости бренда. Удовлетворенность покупателей. Объем покупок среднего покупателя; средняя выручка и прибыль, приходящаяся на одного покупателя. Удельный вес отдельного покупателя в общем объеме реализации. Рыночная доля компании. Показатели сотрудничества с поставщиками: доля постоянных поставщиков; доля новых поставщиков. Доля крупнейших поставщиков в объеме поставок. Надежность поставщиков; срочность и бесперебойность поставок. Оптимальность поставщиков по цене, качеству поставляемой продукции. Состав, структура и динамика социальных инвестиций. Динамика затрат компании на помощь социально незащищенным группам граждан. Динамика затрат на поддержку культуры, спорта, муниципальных учреждений, общественных организаций. Характеристика стандартов социальной поддержки работников. Коэффициент текучести кадров; оборота по приему; оборота по выбытию персонала. Индикаторы репутации компании

Природный капитал Характеристика земельных участков, принадлежащих компании: площадь, местоположение и др. Динамика и структура потребляемых природных ресурсов — воды, полезных ископаемых. Емкость месторождений, контролируемых компанией. Показатели извлечения ценного компонента из руды. Потребление воды на единицу продукции. Показатели загрязнения окружающей среды — выбросы и отходы, в том числе выбросы на единицу продукции. Динамика и структура инвестиций в экологические объекты, природоохранные инвестиции. Показатели экологической безопасности: объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, рациональность водопотребления. Стоимость природного капитала

Необходимо отметить, что показатели, характеризующие промышленный, природный и финансовый капитал, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Так, например, увеличение финансового капитала в части внеоборотных активов, основных средств свидетельствует об увеличении производственной мощности, что характеризует промышленный капитал. В то же время такие характеристики промышленного капитала, как энергоемкость, потребление воды, отражают использование природного капитала.

Аналогично показатели, характеризующие человеческий, интеллектуальный и социальный капитал, также отчасти дополняют друг друга. Например, показатели движения персонала, в частности текучесть кадров, характеризуют одновременно человеческий и социальный капитал компании. Затраты на обучение персонала, уровень оплаты труда, которые характеризуют человеческий капитал, одновременно влияют и на интеллектуальный капитал, способствуют повышению инновационности бизнеса. Таким образом, целесообразно в комплексе характеризовать, с одной стороны, финансовый, промышленный и природный капитал, а с другой — человеческий, социальный и интеллектуальный капитал.

Ключевой целью анализа интегрированной отчетности является оценка изменения ценности всех видов капитала бизнеса, что предлагается оценивать посредством следующих индикаторов:

- изменение фундаментальной стоимости бизнеса (финансовый капитал);

- изменение производственной мощности (промышленный капитал);

- изменение численности сотрудников, уровня профессионализма, производительности труда (человеческий капитал);

- изменение справедливой стоимости идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов (интеллектуальный капитал);

- изменение репутации компании (социальный и сетевой капитал);

- изменение объема и стоимости возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность компании и контролируемых компанией (природный капитал).

Капитал не является фиксированной величиной и меняется во времени: существует постоянный поток между разными видами капиталов, т. е. отдельные виды капитала могут в процессе осуществления деятельности увеличиваться, отдельные — уменьшаться, некоторые — трансформироваться один в другой (например, природный в финансовый; финансовый — в человеческий) [14].

Стоимость создается для разных стейкхол-деров в течение разных промежутков времени, при этом одновременно один вид капитала может увеличиваться, а другие его виды — нет, поэтому достаточно сложно сделать окончательный вывод о создании стоимости компанией в интересах всех стейкхолдеров. Стоимость капитала компании изменяется в результате осуществления бизнес-процессов, которые можно представить следующим образом:

1. Бизнес-процесс управления (корпоративное управление), оказывающий существенное влияние на процесс приращения всех видов капитала. Процесс, который подразумевает «властные полномочия осуществлять инвестиции и принимать решения по финансированию» [2], является наиболее сложно оцениваемым бизнес-процессом.

2. Бизнес-процессы рыночной деятельности, оказывающие влияние на социальный и сетевой капитал компании:

- маркетинг, комплекс которого обеспечивает лояльность потребителей и увеличение рыночной доли компании;

- сбыт, обеспечивающий своевременную поставку продукции покупателям.

3. Бизнес-процессы операционной деятельности, непосредственно обеспечивающие создание добавленной стоимости и оказывающие влияние на все виды капитала и в конечном счете на финансовый капитал:

- кадровое обеспечение компании, включающее привлечение и высвобождение персонала, повышение его квалификации, стимулирование и мотивацию, обеспечение лояльности. Влияет на человеческий, интеллектуальный, социальный капитал;

- снабжение, обеспечивающее своевременную и бесперебойную поставку сырья, материа-

лов, услуг для текущей деятельности компании. Влияет на социальный и сетевой капитал;

- производство, основной целью которого является выпуск продукции при условии эффективного использования материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов компании. Влияет на на все виды капитала;

- обслуживание производства, позволяющее обеспечить бесперебойность производственного процесса;

- послепродажное обслуживание, назначение которого — повысить конкурентоспособность продукции, обеспечить связь с потребителями и определить направления совершенствования продукции. Влияет на социальный капитал.

4. Бизнес-процессы инновационной и инвестиционной деятельности, оказывающие влияние на интеллектуальный, человеческий, промышленный, природный и финансовый капитал:

- инновации, направленные на кардинальное совершенствование бизнес-модели компании, в частности на внедрение новых видов продукции, снижение издержек, выход на новые рынки и др. Влияют в основном на интеллектуальный и человеческий капитал;

- инвестиции, обеспечивающие развитие и совершенствование производственной базы компании посредством реальных инвестиций и (или) развитие ее структуры посредством финансовых инвестиций. Влияет на промышленный, природный, человеческий и интеллектуальный капитал.

5. Бизнес-процессы финансовой деятельности, оказывающие влияние на финансовый капитал: финансовое обеспечение компании внутренними и внешними, собственными и заемными источниками капитала.

Показатели для анализа эффективности бизнес-процессов аналогичны показателям анализа шести видов капитала, поскольку именно в процессе осуществления бизнес-процессов происходит изменение стоимости и ценности отдельных видов капитала. Ключевыми для развития бизнеса являются бизнес-процессы инновационной деятельности, вследствие реализации которых компания в состоянии предвосхитить будущие потребности рынка и обеспечить устойчивый рост фундаментальной стоимости бизнеса.

Имеющиеся у компании ресурсы в виде шести видов капитала и осуществляемые бизнес-процессы позволяют увеличивать стоимость всех видов капитала в интересах всех стейкхолдеров. Представленные показатели позволяют не только дать оценку текущему состоянию компании с точки зрения всех заинтересованных сторон, но и обосновать управленческие решения относительно дальнейшего развития бизнеса, т. е. оценить процесс создания стоимости в настоящем и будущем:

- для анализа факторов создания стоимости в настоящем необходимо проанализировать величину, состояние и эффективность использования всех видов капитала, эффективность бизнес-процессов, а также значение и динамику внешних и внутренних факторов стоимости;

- для оценки создания стоимости в будущем необходимо оценить изменение величины всех видов капитала, эффективность бизнес-процессов и изменение факторов фундаментальной стоимости.

Таким образом, анализ интегрированной отчетности в первую очередь направлен на то, чтобы оценить изменение стоимости и ценности капитала компании. Разработанная блок-схема анализа этого процесса на основе интегрированной отчетности представлена на рис. 2.

Подводя итог, можно отметить, что основное направление совершенствования отчетности заключается в том, чтобы превратить ее в объективный и полезный инструмент для принятия управленческих решений всеми стейкхолдерами в целях увеличения всех видов капитала. Ключевой принцип интегрированной отчетности — стратегический фокус и ориентация на будущее, при этом в результате реализации этого принципа отчетность должна в полной мере выполнять две функции: во-первых, предоставлять внешним и внутренним пользователям не только полную информацию о финансовом состоянии компании, но и о ее воздействии на окружающую экономическую, природную и социальную среду; во-вторых, помогать руководству компании в выполнении его функций. Предложенные в статье алгоритмы представления и анализа интегрированной отчетности позволяют сделать шаг в направлении достижении этих целей.

Рис. 2. Блок-схема анализа создания стоимости на основе интегрированной отчетности

Список литературы

1. Байбурина Э. Р., Жуковец О. С. Концепция анализа сетевого капитала как драйвера стоимости компании // Корпоративные финансы. 2009. № 4 (12).

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 1008 с.

3. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

4. Сорокина К. В. Интегрированная отчетность — новая модель отчетности для бизнеса // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011. № 7.

5. URL: http://www. crpy. ru/component/con-tent/article/8/60-ik.

6. URL: http://www.globalreporting.org/resour-celibrary/Russian-G3-Reporting-Guidelines.pdf].

7. URL: http://ir.org.ru/.

8. URL: http://ir.org.ru/mass-media/intervyu/32-intervyu-s-khenningom-dragerom.

9. URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/Is-suesAndlnsights/ArticlesPublications/Documents/ S_CG_6_rus.pdf.

10. URL: http://www.seminar-go.ru/materials/ ar5/13-KPMG. pdf.

11. URL: http://www.swissap.ru.

12. URL: http://www. theiirc.org/the-integrated-reporting-discussion-paper/.

13. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/ uploads/2013/05/Consultation-Draft-of-the-Interna-tionalIRFramework-Russian.pdf.

14. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/ uploads/2013/12/13-12-08-THE-INTERNATI0N-AL-IR-FRAMEWORK-2-1.pdf.

Reformation of reporting INTEGRATED REPORTING: FORMATION AND ANALYSIS ISSUES

Vera G. KOGDENKO, Margarita V. MEL'NIK

Abstract

The subject of this article is the improvement of integrated reporting in terms of its formation and analysis. The authors propose a number of indicators to analyze the six categories of capital and the algorithm analysis of business-created values. The article may be useful to experts of various financial services, who make financial decisions in the sphere of value-oriented management.

Keywords: integrated reporting, analysis, six types of capital, creation of value

References

1. Baiburina E. R., Zhukovets O. S. Kontsept-siia analiza setevogo kapitala kak draivera stoimosti kompanii [The concept of analysis of network capital as the worth driver of a company]. Korporativnye finansy — Corporate finance, 2009, no 4.

2. Brealey R.A., Myers S. C. Printsipy korpora-tivnykh fnansov [Principles of Corporate Finance]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2007, 1008 p.

3. Reimers N. F. Prirodopol'zovanie: slovar'-spravochnik [Nature management: glossary]. Moscow, Mysl' Publ., 1990, 637 p.

4. Sorokina K. V. Integrirovannaia otchet-nost' — novaia model'otchetnosti dlia biznesa [The integrated reporting — a new reporting model for business]. Korporativnaia finansovaia otchetnost'. Mezhdunarodnye standarty — Corporate financial statements. International standards, 2011, no 7.

5. URL: http://www.crpy.ru/component/content/ article/8/60-ik.

6. URL: http://www.globalreporting.org/resourc-elibrary/Russian-G3 -Reporting-Guidelines.pdf].

7. URL: http://ir.org.ru/.

8. URL: http://ir.org.ru/mass-media/intervyu/32-intervyu-s-khenningom-dragerom.

9. URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/Is-suesAndlnsights/ArticlesPublications/Documents/ S_CG_6_rus. pdf.

10. URL: http://www.seminar-go.ru/materials/ ar5/13-KPMG. pdf.

11. URL: http://www.swissap.ru.

12. URL: http://www.theiirc.org/the-integrated-reporting-discussion-paper/.

13. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/ uploads/2013/05/Consultation-Draft-of-the-Interna-tionalIRFramework-Russian.pdf.

14. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/up-loads/2013/12/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK-2-1.pdf.

Vera G. KOGDENKO

National Research Nuclear University "MEPhl"

Moscow, Russian Federation

kogdenko7@mail.ru

Margarita V. MEL'NIK

Financial University under .

the Government of Russian Federation,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow, Russian Federation

diakina2002@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.