Научная статья на тему 'Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности'

Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2353
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СОВЕТ ПО ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЁТНОСТИ / CORPORATE REPORTING / INTEGRATED REPORTING / INTEGRATED REPORTING COUNCIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощектаева У. Ю.

Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместно растущим интересом к интегрированной отчетности, что позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. В работе акцентировано внимание на том, что в процессе создания стоимости продукта участвуют не только материальные блага, но и нематериальные активы, которые выходят на первый план (например, репутация компании, бренд продукции, прозрачность отчетности и уверенность заинтересованных пользователей в ее качестве и добросовестности). Определены концептуальные основы интегрированной отчетности: цели, задачи, условия для успешного внедрения. Выделены основные принципы построения интегрированной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED REPORTING AS A NEW LEVEL OF DEVELOPMENT OF CORPORATE REPORTING

The relevance of this study due to the growing global interest in integrated reporting, it can be regarded as a fundamentally new level of corporate reporting. In work the attention is focused on the fact that in the process of value creation of a product involves not only material goods but also intangible assets, which come to the fore (for example, a company’s reputation, brand, products, transparency, accountability and confidence of the stakeholders in its quality and integrity). Defined the conceptual framework of integrated reporting: objectives, tasks, conditions for successful implementation. The basic principles of integrated reporting.

Текст научной работы на тему «Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности»

УДК 657.632 ББК 65.052 Р 81

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

(Рецензирована)

Рощектаева Ульяна Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Финансового университета при Правительстве РФ, г. Краснодар. Тел.: (906) 434 66 33, е-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместно растущим интересом к интегрированной отчетности, что позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. В работе акцентировано внимание на том, что в процессе создания стоимости продукта участвуют не только материальные блага, но и нематериальные активы, которые выходят на первый план (например, репутация компании, бренд продукции, прозрачность отчетности и уверенность заинтересованных пользователей в ее качестве и добросовестности). Определены концептуальные основы интегрированной отчетности: цели, задачи, условия для успешного внедрения. Выделены основные принципы построения интегрированной отчетности.

Ключевые слова: корпоративная отчетность, интегрированная отчетность, Совет по интегрированной отчётности.

INTEGRATED REPORTING AS A NEW LEVEL OF DEVELOPMENT OF CORPORATE REPORTING

Roshchektayeva Ulyana Yurevna,

candidate of Economic Sciences, associate professor of economy and finance of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar. Ph.: (906) 434 66 33, e-mail: [email protected]

Summary. The relevance of this study due to the growing global interest in integrated reporting, it can be regarded as a fundamentally new level of corporate reporting. In work the attention is focused on the fact that in the process of value creation of a product involves not only material goods but also intangible assets, which come to the fore (for example, a company's reputation, brand, products, transparency, accountability and confidence of the stakeholders in its quality and integrity). Defined the conceptual framework of integrated reporting: objectives, tasks, conditions for successful implementation. The basic principles of integrated reporting.

Keywords: corporate reporting, integrated reporting, integrated reporting Council.

Современное состояние мировой экономической среды и ее изменение под воздействием множества разнообразных факторов привело к изменению информационных потребностей основных пользователей отчетности. В условиях, когда основополагающей целью деятельности компаний было получение прибыли в краткосрочном периоде, формирование стандартной финансовой отчетности представлялось достаточным. В ней отражалась способность компании создавать прибыль в текущем периоде.

В настоящее время стейкхолдеров - основных заинтересованных пользователей отчетности - интересует не только и не столько информация о текущем финансовом положении компании, ее финансовых результатах, социальных и экономических показателях, но и процесс создания стоимости в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Направленность традиционной корпоративной отчетности на освещение результатов прошлых периодов создает разрыв между той информацией,

которая в ней отражена, и информацией, которая необходима для оценки стоимости бизнеса. Опасность здесь заключается в том, что подобный разрыв порождает неопределенность, которую следует расценивать как премию за риск, которая включается в стоимость капитала компании.

Всвоем отчете о результатах обследования компаний по всему миру Мэтт Чэпмен, (Группа по оказанию консультационных услуг в области улучшения качества корпоративной отчетности КПМГ в Великобритании) говорит, что «Основной вывод, который мы сделали по результатам анализа отчетов, заключается в том, что отчеты должны быть более ориентированными на бизнес» [1].

В настоящее время средний объем отчетов компаний составляет 165 страниц, из которых чуть меньше половины приходилось на финансовую отчетность. Большую часть отчета составляет историческая финансовая информация. Однако не только годовые отчеты перегружены финансовой информацией - во многих случаях описательная часть отчетов также грешит избытком финансовых данных, что в общем является закономерным результатом развития корпоративной отчетности на протяжении многих лет. В результате содержание отчетности не дает требуемой информации о стоимости бизнеса, при этом представляемая в отчетности информация отражает результаты только с точки зрения деятельности, которая происходит в обычном режиме (ЪизтеззазизиаГ). Безусловно, такая информация очень важна, но она не дает полной картины деятельности компании. Если у инвесторов возникнет необходимость спрогнозировать деятельность компаний на более длительную перспективу, соответствующие компании должны предоставить инвесторам актуальную и достоверную информацию, на основе которой последние смогут подготовить такие прогнозы.

Объем большинства отчетов составляет от 50 до 200 страниц В среднем отчеты крупных компаний были на 57 страниц больше, чем менее крупных (компании с рыночной капитализацией на уровне 1 млрд долл. США). Но главной проблемой здесь является не объем отчета, а риск того, что читатель не получит важную для него информацию [2].

Учитывая, что все страны (кроме США и Японии) перешли на МСФО, закономерным было бы ожидать, что в основном финансовая отчетность компаний должна совпадать по объему. На практике, однако, это не так: и хотя отчеты большинства компаний занимают 50-60 страниц, отчеты компаний из Австралии, ЮАР и Франции значительно превышают эту цифру. Таким образом, это наводит на мысль о том, что в практике подготовки отчет-

ности по МСФО в различных странах существуют значительные различия.

Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности (РРС) совместно с группой компаний «Да-Стратегия» и DownstreamTechnologies (ЗАО «Технологии телескопирования») проведено второе ежегодное исследование по корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний. Прозрачными являются менее восьми процентов российских компаний. Наиболее прозрачными являются компании атомной отрасли, за ними следуют компании электроэнергетической, затем нефтегазовой отрасли. Достаточно хорошие позиции также занимают компании угольной, химической и металлургической промышленности. Наименее прозрачными компаниями в отраслевом разрезе оказались компании банковского сектора

Все обследованные компании разделяются по трем зонам прозрачности: прозрачная зона, полупрозрачная и непрозрачная. Прозрачная зона характеризуется высоким уровнем раскрытия информации, в компаниях введены элементы системного подхода к отчетности (в большей или меньшей степени), используются международные стандарты корпоративной отчетности. Полупрозрачная зона характеризуется низким уровнем раскрытия информации, элементы системного подхода к публичной отчетности практически отсутствуют, международные стандарты отчетности (или их элементы) используют единичные компании. В непрозрачной зоне публичная отчетность отсутствует. Под прозрачностью компании понимается уровень раскрытия информации о компании через публичную отчетность и наличие в компании системной организации работ по отчетности, позволяющей повышать эффективность отчетности.

Среди обследованных 721 компаний (крупнейшие российские компании плюс те компании, которые в ближайшие годы попадут под повышенные требования к отчетности) в прозрачной зоне находится только 56 компаний (7,77 %). Общий объем реализации ~ 39,4 триллионов рублей, общая численность персонала ~ 3,5 миллиона человек.

Большая часть российских компаний - 425 (58,95 %) находится в полупрозрачной зоне. Общий объем реализации ~ 26,6 триллионов рублей, общая численность персонала ~ 2,7 миллиона человек.

Значительная часть компаний - 240 (33,3 %) являются абсолютно непрозрачными, они вообще не публикуют публичных отчетов. Оценить общий объем реализации и общую численность персонала в этой группе компаний из-за отсутствия информации в открытых источниках не представляется возможным.

Прозрачность государственных компаний

выше, чем частных: 70,6 % компаний лидерской группы (компаний, прошедших в третий этап исследования) являются государственными.

Более двух третей компаний (72,1 %) готовят отчеты по минимальным требованиям или вообще не выпускают публичных отчетов. Лишь 18 компаний (из 721) (2,5 %) готовят интегрированные отчеты.

Лидирующими отраслями по подготовке интегрированных отчетов являются электроэнергетика, машиностроение и инжиниринг (в основном, компании атомной отрасли), при этом только 1 из 18 компаний, готовивших интегрированный отчет, является негосударственной (ОАО «Уралкалий»).

В целом - раскрытие той или иной информации среди российских компаний практически не изменилось за последние годы, за исключением того, что стали меньше указывать информацию о планируемых совершенствованиях системы корпоративного управления и стала меньше встречаться карта рисков, при этом больше стали давать комментарии к динамике основных показателей результативности.

Только треть компаний 3 этапа (или 3,3 % от всего числа обследованных компаний) учитывают запросы заинтересованных сторон при написании отчетов - такой низкий показатель является негативным фактом, относительно полезности раскрываемой информации в российских отчетах [3].

Хеннинг Драгер, менеджер по развитию отношений Международного совета по интегрированной отчетности отмечает, что существующий механизм отчетности не совсем адекватен сегодняшней ситуации, потому что он рассказывает о том, хорошо или нет идут дела у компании с финансовой стороны. В связи с этим появляется острая необходимость в более разносторонней информации, которая позволит выявить финансовые и нефинансовые факторы создания стоимости, а также оценить влияние компании на окружающую экономическую, социальную и природную среду.

Но при этом, как отмечает Сандра Питерс (специалист Инстиута дипломированных финансовых аналитиков), необходимы кардинальные изменения отчетности, при этом улучшения в финансовой отчетности требуются не столько в части объема информации, сколько в том, чтобы была предоставлена целостная картина [4].

Концепция интегрированной отчетности - это амбициозная попытка переориентировать направленность и содержание корпоративной отчетности на предоставление инвесторам более полной картины формирования стоимости бизнеса, за счет расширения рамок стандартной отчетности, в которой отражаются только финансовые показатели

за прошлые периоды. Интегрированная отчетность может использоваться для информирования по всем аспектам эффективности бизнеса, при этом при подготовке отчетности в области устойчивого развития применение концепции интегрированной отчетности особенно актуально. Эта схема отчетности вызывает особый интерес у компаний и регуляторов, которые стараются улучшить качество описательной части отчетности в составе годового отчета, поскольку, в конечном счете, это способствует улучшению диалога между бизнес-сектором и регуляторами. Одна из отличительных черт интегрированной отчетности состоит в том, что включаемые в нее сведения не ограничены рамками обязательных требований, которые часто не облегчают читателю отчетности понимание принципов создания стоимости бизнеса, а наоборот.

В декабре 2013 г. Международным советом по интегрированной отчетности - ШегпаИопаП^едга! edReportingCouncil (1ШС) - был принят Международный стандарт по интегрированной отчетности. В настоящее время опубликованы официальные переводы на китайский, французский, итальянский, японский, португальский и русский языки. В Международном стандарте по интегрированной отчетности дано определение интегрированной отчетности, интегрированного отчета, рассмотрены фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности, ведущие принципы, определяющие содержание интегрированного отчета, и структурные элементы, подлежащие включению в него, даны практические рекомендации по подготовке и презентации интегрированного отчета.

Интегрированная отчетность - это новая модель корпоративной отчетности, в основе которой лежит концепция интегрированного мышления, предполагающая взаимосвязь финансовой и управленческой отчетности, отчетов о корпоративном управлении и вознаграждениях, а также отчетов в области устойчивого развития. В соответствии с Международным стандартом по интегрированной отчетности, интегрированная отчетность - процесс, основанный на интегрированном мышлении, в результате которого создается периодический интегрированный отчет организации о создании стоимости в течение долгого времени и связанные с ним документы, относящиеся к аспектам создания стоимости. Интегрированная отчетность сводит воедино финансовую и нефинансовую информацию и отражает способность организации создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периоде. Видимым результатом интегрированной отчетности является краткий, периодический Интегрированный отчет [5].

Интегрированный отчет представляет собой краткое отображение того, как стратегия, управление, результаты и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию стоимости в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основная цель интегрированного отчета -объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает стоимость в течение долгого времени. Как следствие, он содержит соответствующую финансовую и прочую информацию.

Плюсы интегрированной отчетности:

- подтверждение стейкхолдерам интеграции принципов устойчивого развития в основную деятельность;

- более широкая перспектива при рассмотрении деятельности компании;

- профессионализация интегрированного управления результатами деятельности;

- обучение специфических групп стейкхолде-ров (инвесторы, акционеры);

- повышенное доверие к компании;

- повышенная осведомленность о вопросах устойчивого развития внутри компании.

Минусыинтегрированной отчетности:

- юридические риски, связанные с требованиями регуляторов к годовой финансовой отчётности;

- неразвитость систем учета в области устойчивого развития несет дополнительные риски обеспечения достоверности данных интегрированного отчета;

- существуют сомнения относительно того, что один отчёт удовлетворит всех.

В соответствии с Международным стандартом по интегрированной отчетности в основе подготовки Интегрированной отчетности лежат шесть основополагающих принципов:

- стратегический фокус и ориентация на будущее. Интегрированный отчет представляет взгляд на стратегию организации, а также то, как она соотносится со способностью компании создавать стоимость в кратко-, срене- и долгосрочной перспективе, а также с ее использованием капиталов и влиянием на них;

- связность информации. Интегрированный отчет, как обширная картина создания стоимости, должен отражать взаимосвязь и взаимозависимость между компонентами, которые имеют существенное значение для способности организации создавать стоимость с течением времени;

- реагирование и вовлечение стейкхолдеров. Интегрированный отчет должен предоставлять взгляд на качество отношений организации с ключевыми стейкхолдерами, а также то, как и в какой степени организация понимает, принимает во вни-

мание и реагирует на их законные потребности, интересы и ожидания;

- существенность и краткость. Интегрированный отчет должен предоставлять краткую информацию, которая является существенной для оценки способности организации создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

- достоверность и полнота. Интегрированный отчет должен включать все существенные вопросы, как позитивные, так и негативные, в сбалансированном виде и без существенных ошибок;

- сравнимость и постоянство. Информация в Интегрированном отчете должна быть представлена таким способом, который сделал бы возможной сравнимость между организациями в рамках того, насколько это существенно для собственной истории создания стоимости отчитывающейся компании, и на основе, которая будет постоянной с течением времени.

Эти принципы должны применяться при определении содержания Интегрированного отчета на основе ключевых элементов содержания, представление которых должно сделать очевидной связь между ними.

Ключевыми элементами содержания являются:

- бизнес-модель. С помощью каких ключевых входов, действий по приросту стоимости и выходов компания планирует создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

- организационные аспекты и внешнее окружение. Чем занимается организация и в каких условиях она существует;

- возможности и риски. С какими основными возможностями и рисками сталкивается организация;

- стратегия и планы по распределению ресурсов. Куда организация хочет прийти и каким путем она собирается туда попасть;

- эффективность деятельности. Каковы успехи организации в реализации ее стратегии и каковы ключевые результаты ее деятельности.

- управление. Какова управленческая структура организации и как она поддерживает способность организации создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периоде;

- перспективы на будущее. С какими возможностями, задачами и факторами неопределенности может столкнуться организация, придерживаясь своей стратегии, и какие потенциальные последствия существуют для ее бизнес-модели и будущей результативности.

В стандарте не определена конкретная форма представления интегрированного отчета, поскольку она во многом предопределена видом

деятельности компании, ее внешней средой функционирования, характером взаимоотношений со стейхолдерами и т.д. Но в то же время отмечается, что интегрированный отчет должен быть специализированным и идентифицируемым информационным документом.

Кроме того, концепцию интегрированной отчетности поддерживают более 90 глобальных компаний и 50 институциональных инвесторов, входящих в Пилотную программу МСИО [6]. Сре-диучастников - Danone, Deloitte, HSBC, KPMG, Microsoft, Coca-Cola, Unilever, Volvo идр. Из России в Пилотной программе участвуют четыре компании: Госкорпорация «Росатом», ОАО «НК Роснефть», ОАО «НИАЭП», ФК «УРАЛСИБ». Эти компании участвовали в разработке Международного стандарта по интегрированной отчетности и часть из них подготовили в 2012 г. интегрированные отчеты, чтобы протестировать принципы, изложенные в проекте Стандарта.

Таким образом, интегрированная отчетность охватывает большой объем различной информации, которая позволяет пользователям сделать

вывод о результатах и перспективах развития компании, влиянии его деятельности на окружающую среду и общество и объективно оценить эти результаты и перспективы в более широком контексте устойчивости, развития общества в целом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Рощектаева У.Ю. Формирование достоверной финансовой отчетности в условиях инфляции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Краснодар, 2006.

2. Рощектаев С.А. Глобализация на финансовых рынках: последствия кризиса и направления трансформации // Финансы. - 2011. - №10. -С. 69-71.

3. Сайт аудиторско-консалтинговой фирмы КПМГ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kpmg.com/ru/ru/pages/default.aspx

4. Сайт фонда МСФО и СМСФО [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifrs.org/Pages/ default.aspx

5. Сайт Международного совета Интегрированной отчетности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theiirc.org/

6. Сайт Интегрированная отчетность [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ir.org.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.