ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА АВИАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ
Мельник Дмитрий Михайлович,
Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Ключевые слова: качество, безопасность, система, интеграция, опасность, фактор, риск, авиационное, предприятие, авиация, воздушный транспорт.
Предложена типовая модель авиационного предприятия, основанная на концептуальной модели SHELL, взятой за основу Международной организацией гражданской авиации в качестве объяснения роли человеческого фактора в авиации, с точки зрения обеспечения безопасности полетов, совмещенная с причинно-следственной диаграммой Исикавы, определяющей структуру результативного и эффективного процесса. Представленная модель типового процесса авиационного предприятия структурирует деятельность, способствует распределению задач, установлению функций, создает условия для оценки процесса, повышения его результативности и эффективности. Управление процессом осуществляется путем мониторинга, измерения, анализа и оценки, определения возможностей для улучшения, с учетом положительных и отрицательных рисков для производственной деятельности. Аналогичная модель процесса авиационного предприятия может быть внедрена в производстве как базовая форма интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов.
С точки зрения научного подхода статья раскрывает вопросы организационной среды авиационного предприятия, устанавливает важность разработки политик в области качества и в области безопасности полетов, а так же создает условия для определения измеримых результатов процесса. Использование 4 контекстов организации в рамках организационной культуры предприятия воздушного транспорта, изложенных в циркуляре ИКАО № 302-AN/I75 "Сборник материалов "Человеческий фактор № 16" и предложенных для формирования структуры типового процесса организации, акцентирует внимание на высокой роли человеческого фактора в области авиации. С точки зрения управления безопасностью полетов производится выявление факторов опасности как при взаимодействии компонентов модели SHELL, так и при функционировании процесса, с оценкой соответствующих рисков и последующими мероприятиями по управлению рисками. Такое управление создает препятствие условиям, при которых возможна провокация одного или нескольких неожиданных небезопасных действий, ведущих к авиационному событию (модель первичных факторов Джеймса Ризона) и формирует культурное взаимодействие персонала предприятия воздушного транспорта при управлении угрозами (опасностями) и ошибками (модель управления угрозой и ошибкой TEM).
Для цитирования:
Мельник Д.М. Интегрированная модель процесса авиационного предприятия, с точки зрения управления качеством и управления безопасностью полетов // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2016. - Том 10. - №10. - С. 52-55.
For citation:
Melnik D.M. The integrated model of aviation companies, in terms of quality management and safety management. T-Comm. 2016. Vol. 10. No.10, рр. 52-55. (in Russian)
ТРАНСПОРТ
Вопросы интеграции системы управления качеством (СУК) и системы управления безопасностью полетов (СУБП) играют важную роль в достижении поставленных руководством авиационного предприятия целей и задач. Интеграция СУК и СУБП в предприятиях воздушного транспорта рекомендована Международной организацией гражданской авиации [ I ].
Моль интеграции СУК и СУБП в авиационном предприятии [2] представлена на рис. I и в ее основе лежит определение общих методов мониторинга, измерения, анализа и оценки, а так же определение возможностей для улучшения как в области качества, так и в области безопасности полетов. Фактором успеха интеграции СУК и СУБП должно служить четкое взаимодействие между представленными в модели процессами управления организации.
Показатели
СУК
СУБП
Показатели
Процессы управления
Мониторинг, Измерение
Анализ, Оценка
Возможности,
Улучшение
Пла-
м Пронине
Функции
Технологии
Процедуры
т
Факторы риска
Факторы опасности
т
Планирование
Процессы производства
SHELL Френка Хоукинса (рис. 2) []|. Данная модель используется для обоснования решающей роли человеческого фактора, лежащего в основе взаимодействия человека с основными компонентами авиационной транспортной системы, такими как установленные процедуры в руководствах эксплуатанта, среда для функционирования процессов, рабочее оборудование, авиационная техника и другие технические средства.
Рис, I. Модель интеграции СУК к СУБП в авиационном предприятии
Если рассматривать предприятие воздушного транспорта с точки зрения процессного подхода, определяя при этом взаимосвязь и взаимодействие процессов производства, то очевидно что основные черты я принципы построения каждого процесса не должны отличаться друг от друга в конкретной выбранной организации.
Следовательно, для формирования эксплуатационного контекста авиационного предприятия, предусматривающего интеграцию СУК и СУБП и включающего в себя политику в области качества и в области безопасности полетов, а так же разработанные и внедренные правила, процедуры, руководства, необходима типовая модель производственного процесса на основе которой будет выстраиваться бизнес модель всей организации.
В вопросах интеграции СУК и СУБП крайне важна роль организационной культуры авиационного предприятия и как следствие культуры безопасности полетов, в основу которых заложены личностные отношения между персоналом организации, являющимся основополагающим ресурсом в установлении и функционировании любого процесса.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в качестве концептуальной модели объяснения роли человеческого фактора в авиации приняла за основу модель
Рис, 2. Модель SHELL
Модель SHELL состоит из 4 основных компонентов:
Software (S) - Процедуры (процедуры, обучение, средства обеспечения и т.д.);
b) Hardware (Н) — Объект ( машины и оборудование);
c) Environment (Е) - Среда (эксплуатационные условия, в которых должны функционировать остальные компоненты системы L-H-S);
d) Liveware (L) - Субъект (люди на рабочих местах).
Прогрессивное развитие авиации по прежнему приписывает важную роль человеку в обеспечении надежного функционирования авиационной транспортной системы. Именно человек может управлять компонентами модели SHELL.
Учитывая рекомендации ИКАО [I], а так же требования международных стандартов ИСО серии 9000 при проектирования производства авиационных услуг модель SHELL должна стать основой для становления организационной культуры авиационного предприятия, и как следствие культуры в области безопасности полетов, с тем что бы с одной стороны обеспечивалось четкое взаимодействие между компонентами SHELL, в рамках процессного подхода, с другой стороны обеспечивалось управление данным компонентами с точки зрения безопасности полетов, в том числе и посредством выявления факторов опасностей и оценки их рисков.
Одним словом модель SHELL может быть предложена как основополагающая структура типового процесса авиационного предприятия с точки зрения обеспечения безопасности полетов.
Что касается обеспечения качества, то пожалуй главным и основополагающим фактором при разработке и реализации системы управления качеством является процессный подход. В данной статье в качестве основы для моделирования типового процесса авиационного предприятия предложена причинно-следственная диаграмма Иснкавы. Каоро Иснкава разработал ряд концепций организации производства, воплощённых на многих современных предприятиях по всему миру. Предложенная профессором Иеикава схема выявляет слабые звенья и определяет ну ги улучшения качества производственных процессов.
T-Comm Vol. 10. #10-2016
ТРАНСПОРТ
В диаграмме прослеживаются четкие связи между причинными факторами и последствием, т.е. результатом процесса.
В своей книге «Японские методы управления качеством» [3] Каоро Исикава предлагает модель, в которой наиболее оптимальным и наглядным образом совмещены человеческие ресурсы, окружающая среда, методы производства, иные ресурсы необходимые для функционирования процесса.
Совершенно очевидно, что как в модели SHRLL, так и в причинно-следственной диаграмме Исикавы отражены общие производственные факторы, управление которыми может обеспечить как качество авиационных услуг, так и безопасность полетов.
Таким образом, имея в качестве основы компоненты модели SHELL и диаграмму Исикавы, можно предложить следующий вариант интеграции СУК и СУБП при разработке типового процесса авиационного предприятия (рис. 3).
Данная модель типового процесса представляет интеграцию СУК и СУБП в авиационном предприятии.
Здесь процесс обеспечения безопасности полетов может быть установлен как в форме задачи конкретного процесса (например Задача 1), так и в виде отдельного процесса авиационного предприятия, либо и их сочетании, как на то имеется видение руководства, изложенного в политике предприятия воздушного транспорта в области безопасности полетов.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [4| особое внимание уделяет одной из области СМ К «Среда организации». Само понятие «Среда организации» введено в использование в стандартах ISO серии 9000 в 2015 году и устанавливает важную роль внешнему взаимодействию организации.
Вопросы организационной среды предприятия воздушного транспорта в обеспечении безопасности полетов ранее рассматривались в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Так в циркуляре ИКАО [5] № 302-AN/175 «Сборник материалов «Человеческий фактор
№ 16» рассматриваются 4 контекста организации в рамках организационной культуры авиационного предприятия:
1. Эксплуатационный контекст;
2. Экономический и политический контекст;
3. Географический и физический контекст;
4. Социальный контекст.
Например, при взаимодействии авиационного предприятия с государственными органами исполнительной власти (министерство, служба, агентство) можно учитывать элементы взаимодействия всех 4 контекстов, в зависимости от конкретного случая взаимодействия.
Модель типового процесса можег служить основой для исследования и формирования фактической модели авиационного предприятия, восприняв реальную ситуацию производственной деятельности.
Функции процесса исходят из поставленных задач, формирующимися на основе целей предприятия в области качества и безопасности полетов. Стратегические цели установлены в политике организации в области качества и в области безопасности полетов. Основные компоненты модели SHELL распределяют входы процесса по поставленным задачам.
Элементы компонентов «Оборудование» и «Руководства» представлены в модели в виде характерных примеров и могут дополняться, изменяться в зависимости от производственных задач.
Изгиб в окне «Управление» воспроизводит интерфейсы модели SHELL и подчеркивает необходимость управления основными компонентами модели.
Таким образом, представленная модель типового процесса авиационного предприятия структурирует деятельность, способствует распределению задач, установлению функций, создает условия для оценки процесса, повышения его результативности и эффективности. Управление процессом осуществляется путем мониторинга, измерения, анализа и оценки, определения возможностей для улучшения, с учетом положительных и отрицательных рисков для производственной деятельности.
н
Человек
Руководства
Знания
Политика а области качества
Навыки
т
N
Задача 1
Задача 2
Технологии
Функция 1
Умения
Экс плута цион док-я
Функция 1
Функция 2
Функция 2
Функция 3
Функция 3
Политика в области безопасности
Контекст 1
-J Контекст В
а(- / Тек. ресурс
Функция 1
Улучшение
Результат процесса
Контекст 2
Контекст 4
Среда организации
Инструмент
Г
Программное оборудование
т
/ Функция 2 ! Анализ
Функция 3 Измерение
Оборудование
J
Задача 2
Управление
Рис. 3. Интег рация СУК и СУБП в авиационном предприятии
T-Comm Том 10. #10-20 16
TRANSPORT
С точки зрения управления безопасностью полетов производится выявление факторов опасности как при взаимодействии компонентов модели SHELL, так и при функционировании процесса, с оценкой соответствующих рисков и последующими мероприятиями но управлению рисками. Такое управление создает препятствие условиям, при которых возможна провокация одного или нескольких неожиданных небезопасных действий, ведущих к авиационному событию (модель первичных факторов Джеймса Р изо и а) и формирует культурное взаимодействие персонала предприятия воздушного транспорта при управлении угрозами (опасностями) и ошибками (модель управления у!розой и ошибкой ТЕМ).
Таким образом, исследование возможностей авиационного предприятия на основе модели типового процесса может стать залогом успешной интеграции СУК и СУБП.
Литература
1. ИКАО «Руководство по управлению безопасностью полетов» (Doc. 9859), издание 3, 2013. 298 с.
2. Мельник Д. М. Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов в авиационном предприятии II Журнал о пауке, экономике, практике «Транспорт Российской Федерации» № 6 (61) 2015. С. 47.
3. Исакова Каоро. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.215с.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования, 49 с.
5. Циркуляр ИКАО № 302-AN/175. Сборник материалов «Человеческий фактор№ 16». 51 с.
THE INTEGRATED MODEL OF AVIATION COMPANIES, IN TERMS OF QUALITY MANAGEMENT AND SAFETY MANAGEMENT
Dmitrii M. Melnik, PhD student, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg, Russia,
Abstract
The article suggests a model of aviation enterprises based on the conceptual model SHELL, proposed by the International civil aviation organization (ICAO) as an explanation of the role of human factors in aviation, from the point of view of safety, combined with cause-and-effect Ishikawa diagram, defining the structure effective and efficient process. Presents a model of a typical process of the aviation enterprise structures the activity contributes to the distribution of tasks, the establishment of functions, creates the conditions for the assessment process, improving its efficiency and effectiveness. The process is managed through monitoring, measurement, analysis and evaluation, identify opportunities for improvement, taking into account positive and negative risks to production activities.
The same process model aviation enterprise can be implemented in the production as a basic form of integration of the quality management system and system safety management.
From the point of view of the scientific approach the article reveals the issues of the organizational environment of aviation businesses, establishes the importance of policy development in the field of quality and safety, as well as creates conditions for determining the measurable results of the process.
4 contexts of the organization use within the organizational culture of the enterprise of air transport, set out in the ICAO circular № 302-AN/I75 "Collection of materials "The Human factor № 16" proposed by the author in shaping the structure of a typical process of the organization, emphasizes the high role of human factors in aviation. From the point of view of safety management is identification of hazards as in the interaction of the components of the model SHELL, and the functioning of the process, with appropriate risk assessment and subsequent risk management activities. Such management creates the obstacle, the conditions under which the possible provocation of one or more unexpected unsafe acts leading to an aviation event (model primary factors James Reason) and forms the cultural interaction of the personnel of air transport companies in managing the threats (hazards) and errors (management model the threat and error TEM).
Keywords: quality, safety, system, integration, threat, risk, aviation, company, aviation, air transport. References
1. ICAO Safety Management Manual (Doc. 9859), 2013, 298 p. (in Russian)
2. Melnik Dmitrii M. Principles of integration of quality management system and safety management system in the aviation company, the Magazine about science, economics, and practice, "Transport of the Russian Federation". No. 6 (61), 2015, p. 47. (in Russian)
3. Ishikawa K. Japanese methods of quality management. Moscow. Economics, 1988, 215 p. (in Russian)
4. ISO 9001:2015 Quality management systems - Requirements. 49 p. (in Russian)
5. ICAO circular No. 302-AN/I75. Collection of materials "The Human factor No. 16", p. 51. (in Russian)
ss