10. Ивашкевич В.Б. Новое в содержании и преподавании учетных дисциплин в экономических вузах и факультетах // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 5. — С.366-367.
11. Атабиева Е.Л., Ковалева Т.Н. Преподавание бухгалтерского учета в ВУЗе: проблемы и решения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 9.
12. Атабиева Е.Л. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / Е.Л. Атабиева, Т.Н. Ковалева. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. — 542 с.
13. Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000)». // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26617/
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БИЗНЕС-ОТЧЕТНОСТЬ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
A.A. Трушевская,
доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Смольного института Российской академии образования,
кандидат экономических наук, [email protected]
H.H. Кретова,
доцент кафедры экономики и управления на предприятиях машиностроения Воронежского государственного технического университета,
кандидат экономических наук, [email protected]
Статья посвящена вопросам развития современной модели интегрированной отчетности, которая должна объединить финансовую и нефинансовую информацию в единое интегрированное целое и обеспечивать более полное понимание характера деятельности предприятия, чем призвана традиционная отчетность. Новая модель отчетности призвана давать четкое и краткое представление о качестве руководства бизнесом на предприятии, демонстрируя, при этом его способность создавать и поддерживать стоимость сейчас и в будущем; выявлять степень использования и зависимости от различных ресурсов; взаимосвязь или комбинацию финансового, производственного, человеческого, интеллектуального, природного и социального капитала предприятия, определять возможность воздействия на бизнес. В новых условиях хозяйствования интегрированная отчетность представляет собой универсальный инструмент который позволяет решить задачу получения всеобъемлющей и полной информации о деятельности предприятия, как в прошлом, так и в перспективе, как того требует новая экономическая модель устойчивости. Целью статьи стала необходимость помочь менеджерам, инвесторам и всем, кто определяет современную политику предприятий, по-новому взглянуть на взаимосвязь технологии, конкуренции и прибыльности.
Ключевые слова: интегрированная отчетность, стратегический управленческий учет, система нефинансовой отчетности, учетно-аналитическая система, критические факторы успеха, драйверы успеха бизнеса, системы измерения, метрики уровня исполнения, сбалансированная система показателей
УДК 657 ББК 65.052.9(2)2я; Т80
Тенденцией современного мира стало ускорение перемен: будущее непредсказуемо, ни в чем нет определенности и достоверности прогнозов, цели подвижны, как и внешние условия. Мир сегодня — это мир без границ, в рамках которого утверждаются модели глобальной конкуренции, поведения и выбора, где действуют глобальные граждане, глобальные конкуренты и клиенты, глобальные поставщики и глобальные дистрибьюторы. Глобализация, интернационализация экономических связей, развитие новых знаний и технологий, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение экологических проблем и конкуренции, новая роль нематериальных активов — все это лишь некоторые факторы, коренным образом преобразующие современный бизнес и общество в целом.
В условиях быстро меняющегося мира, каждый последующий период сильно отличается от предыдущего. Технологическое развитие с момента первой промышленной революции направлено главным образом на формирование антиприродной среды, искусственного мира, созданного человеком на основе неограниченного преобразования естественной природной среды, которая рассматривалась как «кладовая ресурсов» и приемник отходов производства и жизнедеятельности.
Безусловно, быстрое развитие железных дорог и связанных с ними технологий изменило торговлю во всем мире. Железнодорожные пути и проложенные вдоль них телеграфные линии стали новой инфраструктурой бизнеса, связывающей через огромные расстояния производителей товаров с поставщиками и потребителями. Наряду с дальнейшим развитием морского и речного транспорта, расширение сети железных
дорог обусловило появление мировых рынков и международной конкуренции и, как следствие, совершенно новых организационно-правовых форм предприятий и деловой практики. История развития железных дорог конца XIX — начала XX века позволяет увидеть, как отдельные компании адаптируются к серьезным технологическим изменениям, как процесс этой адаптации влияет на их конкуренцию и стратегию [16]. Технологическое развитие и системы расселения, обеспечивающие экономически эффективное использование производственного и хозяйственного потенциала территории, создали на основе преобразования природной среды более высокий, чем на предыдущих этапах развития, уровень комфортности условий жизнедеятельности, но одновременно стали и мощным источником техногенного воздействия на природу и здоровье человека. В то же время для устойчивого социально-экономического развития субъектов хозяйствования ресурсоемкость и энергоемкость валового внутреннего продукта, состояние окружающей природной среды значат не меньше, чем, например, благоприятный хозяйственный климат. В эпоху развития бурного промышленного производства, деловой мир осознал необходимость учетно-аналитической информации для принятия управленческих решений и обеспечения управления в целом [15].
Исторически сложилось, что критериями любой деятельности были финансовые показатели, а бухгалтерский учет называли «языком бизнеса». Традиционно информационным обеспечением оценки деятельности предприятия был анализ данных бухгалтерского учета. Бухгалтерские учетные записи финан-
совых сделок велись египтянами, финикийцами и шумерами еще с древнейших времен. Позднее деятельность глобальных торговых организаций стала оцениваться и контролироваться с помощью двойной записи, основы которой были заложены еще в средние века в Италии Лукой Пачоли (1445-1517). С развитием общественного производства, когда появились компании, отделенные от собственника, сформировался акционерный капитал, произошло разделение капитала и прибыли, начали работать фондовые биржи, дальнейшее развитие получили промышленность и торговля, возникли три парадигмы теории бухгалтерского учета и старая итальянская бухгалтерия распалась на русскую (кассовый принцип), французскую (динамический баланс) и немецкую (статический баланс) [17.]. Выбор парадигмы предопределял и величину финансового результата, но идеи каждой из них выгодны. Информация, генерируемая в рамках системы двойной записи, была достаточной для учета и контроля ресурсов вплоть до середины XX века. Начиная с середины 50-х годов, основной заботой бизнеса стало получение прибыли в будущем, одновременно усилилось внимание к конкурентной борьбе, что привело к определенному паритету стратегических и оперативных решений, паритету значимости финансовых показателей: нормы возврата инвестиций и нормы текущей прибыли. В процессе развития национальных учетных правил, различия стандартов бухгалтерского учета (едва ли удастся найти две страны, системы учета которых были бы идентичны) приводили к столкновению участников хозяйственных процессов. Стремясь к максимуму своих выгод, одни группы лиц мирохозяйственной системы не принимали во внимание ни логику, ни интересы других групп. В результате перед мировым экономическим сообществом возникла проблема поиска общего экономического языка.
В целях формирования единого комплекса высококачественных, доступных для понимания и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов по инициативе Генри Бэнсона, партнера аудиторской компании «Куперс и Лайбрант», и в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими организациями Европы, Северной Америки, Австрии и Японии в 1973 году была создана профессиональная неправительственная организация — Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee, IASC) со штаб-квартирой в Лондоне. Профессиональными бухгалтерскими организациями издаваемые установлены: Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS), Стандарты финансовой отчетности Великобритании (UK FRS), Стандарты финансового учета США (US FAS). По отдельным вопросам учета, в отсутствие правил созданы: OIAC — Группа по бухгалтерскому учету в нефтяной промышленности, BBA — Ассоциация британских банков [17].
Информационной базой для анализа показателей устойчивости развития служит отчетность бизнеса. Однако, существующие подходы к оценке деятельности предприятия, опирающиеся в первую очередь на финансовые показатели, неизбежно устаревают. Безусловно, информация, формируемая в отчетности, влияет на его хозяйственные результаты предприятии. Часто менеджменту требуется информация, которая помогла бы оценить эффективность производственного бизнес-процесса, но такая информация не содержится в стандартных финансовых отчетах. Это вызвало потребность разработки многофункциональной системы оценки деятельности предприятий.
Результатом развития управления в целом явились концепция стратегического управления [1], родоначальником которой стал американский математик и экономист российского происхождения Игорь Ансофф (1918-2002) и «стратегический управленческий учет», Официальной датой рождения стратегического управления принято считать 1973 год, когда в городе Нашвилл, штате Теннеси, США была проведена первая международная конференция по стратегическому менеджменту. Конечными результатами стратегического управления были объявлены новое качество и уровень роста системного потенциала для достижения целей предприятия в будущем и новая
структура, обеспечивающая организации нужную чувствительность и быструю адаптацию к перспективным изменениям внешней среды, которая становилась все более динамичной, сложной, слабопредсказуемой [2]. Принципиальным отличием от тактического (оперативного) планирования стало не просто степень детализации плана, целей или выбор горизонта планирования, а направление вектора анализа и принятия управленческих решений и его выстраивание в направлении из будущего в настоящее. Брюс Дулин Хендерсон (1915-1992) основатель Бостонской консультационной группы и автор матрицы БКГ в своей книге «Хендерсон о корпоративной стратегии», увидевшей свет в 1979 году писал: «Многие бизнесмены не понимают, что ключевой элемент стратегии — это выбор конкурента, которого требуется превзойти, так же как и выбор сегмента рынка и тех характеристик товара, которые отличают его от товара конкурента» [9]. Развитие механизма предпринимательской деятельности потребовало и нового подхода к информационной системе предприятия, так как финансовый (бухгалтерский) учет как основная ее часть не обеспечивал информацией стратегию и тактику управления деятельностью предприятия [15]. В научный оборот понятие «стратегический управленческий учет» в 1981 году ввел Кеннет Симмондс, как способ анализа собственного бизнеса и бизнеса конкурентов, применяемый при разработке и отслеживании собственной стратегии бизнеса, например, информации об относительных уровнях и тенденциях реальных затрат и цен, объемах продаж, доле рынка, денежных потоках и пропорции, приходящейся на данный бизнес от общих ресурсов компании [14].
Учет, пройдя в своем развитии ряд трансформаций. В 1919 году в США возник в качестве самостоятельной подсистемы управленческий учет как Институт бухгалтеров по учету затрат (ICWA — The Institute of Cost and Works Accountants), получил в 1972 году свое официальное признание как Институт бухгалтеров управленческого учета (IMA — Institute of Management Accountants). Сложившись в устойчивую систему к 80-м годам традиционный управленческий учет начал подвергаться критике со стороны профессиональной и научной среды. Исследования, проведенные Майклом Бромвичем и Алнуром Бхи-мани в области управленческого учета, по заказу Института дипломированных бухгалтеров-аналитиков в Великобритании в конце 80-х ХХ столетия, определили лишь сферу управленческого учета с точки зрения его будущего развития [3, 4]. Основные критические замечания сделали Робин Купер и Роберт Самуэль Каплан которые в [10] отмечают, что в своей деятельности предприятия придерживаются практики учета, принципы которого разработаны более 30 лет назад и явно стали не пригодны для реализации в условиях конкуренции. Приемы стратегического управленческого учета были разработаны в первую очередь для поддержки общей конкурентной стратегии организации, главным образом, за счет использования информационных технологий для более совершенного учета себестоимости продуктов и услуг [7, 8] [5]. С 1986 года целью Сертифицированного Института бухгалтеров управленческого учета — CIMA стала систематизация и обобщение имеющегося опыта управленческого учета и отчетности в целях повышения эффективности управления и качества учетных процессов за счет формализации требований к их организации. Управленческий учет, более не рассматривался как существующий сам по себе, а посредством различных методов и инструментов призван содействовать выработке и внедрению стратегических целей и задач предприятия.
В 90-х годах Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном была создана инновационная методология управления Balanced Scorecard (BSC — сбалансированная система показателей, ССП), которую определяют как «инструмент, позволяющий трансформировать миссию и стратегию организации в исчерпывающий набор показателей деятельности, которые служат основой для системы стратегического управления и контроля». Новшеством данной системы стало расширение набора измеряемых показателей оценки предприятий: помимо привычных финансовых показателей, были включены такие нефинансовые параметры, как сведения о клиентах, внутренних процессах,
обучении и развитии. Надо сказать, что сравнительно быстро эта подсистема учета распространилась во многих странах и применяется в настоящее время многими компаниями практически во всех видах бизнеса: в промышленности, торговле, банковской сфере, медицине, образовании и др. Кроме того, вместо ретроспективных показателей в процессе анализа стали учитываться и «опережающие индикаторы», позволяющие оценивать состояние бизнеса с учетом будущих перспектив, что позволяет характеризовать BSC как методику анализа, позволяющую осуществить комплексную оценку результативности деятельности компании. По мере ее развития ССП стало очевидным, что их можно использовать для описания стратегии в виде карты и в качестве основы для ее внедрения и управления. Данная концепция стала главной темой книги Р.Каплана и Д.Нортона «Ориентированная на стратегию организация» [11], где показано, как ССП становится инструментом интеграции стратегии и измерения результативности бизнеса (business performance measurement).
В этот период произошли значительные изменения и в области бухгалтерского учета: появились дополнительные функции по сбору и обобщению информации для группы лиц, принимающих управленческие решения по формированию и сохранению справочной информации разного назначения в целях планирования, прогноза, принятия решений и контроля. В результате бухгалтерский учет и отчетность стали не только средством обработки и группировки экономической информации, содержащейся в первичных документах, но и превратился в участника и исполнителя управленческой политики фирм и компаний, что обусловило выделение управленческого учета в отдельное информационно-методическое поле.
С тех пор, как была разработана модель современной отчетности, произошли серьезные изменения в методах ведения бизнеса. Отчетность вынуждена эволюционировать из-за необходимости отражения происходящих изменений в самом бизнесе, в информационных технологиях, в потребностях потребителей. Показатели устойчивости бизнеса должны включить и себя как финансовые, так и нефинансовые элементы и покрывать такие области, как прибыльность, удовлетворенность потребителей, внутренняя эффективность и инновации. Одной из проблем внедрения нефинансовой информации в фундаментальный инвестиционный анализ является ее недостаточная стандартизация.
Критика действующей модели отчетности обусловлена, тем фактом, что в ней не уделяется должного внимания таким факторам, как риск, стратегия, надзор и устойчивость бизнес-модели предприятия. В то время как включение таких нефинансовых, но не менее критичных для функционирования бизнеса, элементов в отчетность позволит улучшить ее качество и отразить существующее влияние фактора окружающей среды, социального и надзорного факторов (ESG): использование природных ресурсов, защите прав человека и воздействии бизнеса на общественные явления и изменения климата. Новая модель отчетности бизнеса рассматривается как возможный способ получения более полной картины деятельности предприятия, отражающей риски и возможности и более логично увязывающей воедино факторы ESG и финансовые результаты.
В 2017 году свое 20-летие отметила Global Reporting Iniative — GRI — «Инициатива глобальной отчетности» которая, продвигает отчетность в области устойчивого развития как удобный инструмент, помогающий современным предприятиям стать более устойчивыми и вносить вклад в устойчивость глобальной экономики. Основной принцип и идеология GRI состоит в том, что отчетность об экономических, экологических, социальных результатах и корпоративном управлении должна стать важнейшим элементом работы всей организации. Причем, ключевой целью GRI является признание раскрытия информации по деятельности предприятия в области окружающей среды и социальным вопросам. Организация разработала Руководство по формированию отчетности по устойчивости SRG (Sustainbility Reporting Guidelines), которое является ключевым документом для предприятий, добровольно представляющих отчетность. Такая отчетность помогает бизнесу лучше осоз-
навать проблемы, риски и возможности устойчивого развития и демонстрировать его финансовую, экономическую и социальную результативность и устойчивость для широкого круга заинтересованных сторон (инвесторов, государства, клиентов, партнёров и др.).
Постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН по торговле и развитию (UNCTAD, United National Conference in Trade and Development), созданный в 1964 году, основной задачей которого является поощрение международной торговли в целях ускоренного экономического развития, также осуществляет попытки создания стандартов по оценке экологических и социальных моментов. Однако пока ни одну из них нельзя назвать общепринятой.
Необходимость адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, внутренней координации и корректировки объемов и направлений использования ограниченных ресурсов на близкую и на дальнюю перспективу, требует широкого набора качественной информации, которая позволит менеджменту многократно повысить оперативность принятия правильных и рациональных управленческих решений; оперативность и качество планирования и контроля; снизить риски и экономически правильно оценить и оперативно отреагировать на внутренние и внешние события. Менеджмент должен обладать информацией обо всех аспектах деятельности предприятия. Формируемая в отчетности информация, влияет на хозяйственные результаты бизнеса. Предоставление заинтересованным сторонам широкого спектра информации при достижении значительных успехов в своей деятельности положительно сказывается на рыночной капитализации предприятия.
Следует отметить, что огромное количество информации, раскрываемой предприятиями, отражает желание менеджмента донести эти сообщения до внешнего мира. В этой связи модель нефинансовой отчетности, которая говорит ответственным за подготовку отчетности, что им необходимо делать, а пользователям — что они могут ожидать, которая обеспечит достаточный уровень раскрытия информации и приемлемый уровень сравнимости информации внесет значительный вклад для обеспечения понимания развития бизнеса, его результатов и состояния. Интеграция систем учета затрат и «узких мест» предприятия привносит и серьезные изменения в управленческий учет.
Однако стремление к большей прозрачности отчетности путем ее большего раскрытия приводит в итоге к появлению большого количества форм и, как следствие, к снижению прозрачности. В этой связи, учитывая, во-первых, что важным показателем эффективности системы является интеграция, так как ведет к ее целостности, во-вторых, что именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество.- целостность, которая предполагает наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам и в-третьих, что интеграция — это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного, вариантом решения данной проблемы становится формирование модели интегрированной отчетности, в основе которой должно быть объединение финансовой и нефинансовой информации. Включая в отчетность, наряду с финансовыми и нефинансовые ключевые показатели эффективности, релевантные для данного бизнеса, включая вопросы охраны труда и окружающей среды. отчетность может стать универсальным инструментом, использование которого позволит многократно повысить качество менеджмента и рыночную капитализацию бизнеса.
Разработка модели, объединяющей и взаимоувязывающей два вида отчетности, финансовую и нефинансовую в одну интегрированную бизнес-отчетность, получаемую не простым сложением, а в результате более сложного процесса, выявляющего взаимосвязи между двумя пакетами информации, обеспечивающего необходимый для понимания, но не излишний уровень дублирования и кросс-сылок и гарантирующего стратегический фокус стала основной задачей Комитета по Международной интегрированной отчетности — IIRC, который был создан в августе 2010 года проектом «Учет устойчивости» (Accounting for Sustainability, A4S) и GRI.
рис.1. Схема процесса создания ценности предприятия, путем взаимодействия структурных элементов
и капиталов в контексте внешней среды [19]
Содержание интегрированного отчета определяет следующие основные принципы:
- стратегический фокус и ориентация на будущее: интегрированный отчет должен включать анализ стратегии организации и объяснять, как эта стратегия соотносится со способностью предприятия создавать ценность в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период, а также с использованием им капиталов и воздействием на них;
- связность информации: отчет должен показывать сочетание, взаимосвязь и взаимозависимость между компонентами, существенными для способности организации создавать ценность на протяжении времени, например, в форме повествования о создании ценности;
- ответная реакция заинтересованных сторон: отчет должен содержать анализ качества отношений организации с ее основными заинтересованными сторонами и того, как и в какой степени организация понимает и учитывает их законные потребности, интересы и ожидания;
- существенность и краткость: отчет должен давать краткую информацию, существенную для оценки способности органи-
рис.2. визуализация капиталов используемых в интегрированной отчетности
зации создавать ценность в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
- надежность и полнота: отчет должен включать в себя все существенные факты (положительные и отрицательные) в сбалансированной форме и без существенных ошибок;
- постоянство и сопоставимость: информация, содержащаяся в отчете, должна быть представлена на постоянной в течение времени основе и таким образом, чтобы можно было провести сравнение с другими предприятиями, в тех случаях, когда это существенно для собственной истории создания ценности этой компании.
Интегрированный отчет дает более широкую картину, так как учитывает интеллектуальный, социальный и связной и человеческий капитал, причем все эти виды капитала связаны с человеческой деятельностью.
Кроме того, отчет также отражает и природный капитал, т.е. среду, в которой находятся все остальные капиталы (рис.2).
Цель предприятия должна быть задана в виде системы требуемых показателей и путем декомпозиции доведена до подразделений и сотрудников, в том числе и заданные показатели их достижения, как направляющие, так и ограничивающие метрики. Иными словами, показатели каждого подразделения и сотрудника не ставятся произвольно, и исходят из показателей предприятия. Показатели эффективности должны включить и себя как финансовые, так и нефинансовые элементы и покрывать такие области, как прибыльность компании, удовлетворять потребителей, внутренняя эффективность и инновации. Достижение указанных показателей характеризует успешность реализации стратегии предприятия, а их выполнение должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является связующим звеном между предприятием и целями сотрудников.
Результаты и показатели могут задаваться только измеримыми показателями, метриками. Для контроля над деятельностью предприятия следует исходят из критических факторов успеха KPI «ключевые показатели эффективности» или «ключевые показатели результата деятельности» (Key Performance Indicators), которые необходимо определить. В качестве KPI целесообразно использовать наиболее независимые друг от друга параметры, поскольку именно их совокупность будет лучше всего описывать систему в целом.
Таблица
Ключевые показатели эффективности и цели деятельности предприятия
категория показатель целевые показатели эффективности деятельности
2014 2015 2016 2017
КЛИЕНТЫ Служба работы с покупателями Изменение лояльности клиентов предприятия по клиентской базе 20%-е общее снижение неудовлетворенности клиентов 5%-е увеличение удовлетворенности клиентов 5%-е увеличение удовлетворенности клиентов Улучшить качество работы с покупателями в соответствии с предусмотренной системой сбалансированных показателей
ПОСТАВЩИКИ Отношения с поставщиками Измерение общей эффективности отношений предприятия с поставщиками Измеряется раз в месяц 80% Измеряется раз в полгода Повторить исследование поставщиков за 2016-2017 гг. и достичь лояльности 90% и более
Надежность торговли Измерение применения к цепочке поставок компании стандартов прав человека 240 рисковых случая 230 рисковых случая 420 рисковых случая Достичь 100%-й проверки в течение 3 месяцев всех средне- и высокорисковых поставщиков
СОТРУДНИКИ Индекс найма сотрудников Измерение общего успеха отношений компании с сотрудниками 65% 65% 65% Достичь индекса найма сотрудников на уровне минимум 65%
Разнообразие Измерение разноплановости рабочей силы (исключает дискриминацию по возрастному, половому и др. признакам) Новая методика измерения в 2016 г. Новая методика измерения в 2016 г. Предприятие входит в десятку предприятий по разноплановости трудовых ресурсов Предприятие войдет в десятку предприятий отрасли по региону по разноплановости трудовых ресурсов
Коэффициент потери рабочего времени из-за травм Выражается коэфф. потерянного времени в результате несчастного случая на 100 тыс.ч. за 12 мес. в среднем скользящим методом 0,47 случаев на 100 тыс.ч. рабочего времени 0,28 случаев на 100 тыс.ч. рабочего времени 0,24 случаев на 100 тыс.ч. рабочего времени Уменьшить до 0,23 случаев на 100 тыс.ч. рабочего времени
Коэффициент отсутствия по причине болезни Процент календарных дней, пропущенных по болезни за 12 мес. в среднем скользящим методом 2,53% календарных дней, пропущенных по причине болезни 2,53% календарных дней, пропущенных по причине болезни 2,45% календарных дней, пропущенных по причине болезни Уменьшить до 2,4% календарных дней, пропущенных по причине болезни
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ Взносы в общество Измерение социальных инвестиций в общество 4 млн руб. на поддержку детей 5 млн руб на финансирование поддержки детей 5,3 млн руб. на финансирование поддержки дете Поддерживать социальные инвестиции на уровне 1% от прибыли до налогообложения
Измерение эффективности Независимая оценка общественных программ предприятия Новая методика измерения в 2016 г. Новая методика измерения в 2016 г. 70% Достичь 75%
ш Р О ее А А * У оК О Экология, глобальное потепление и выброс СО2 Влияние предприятия на изменение климата (в пределах страны, региона) 0,75 млн т На 60% ниже уровня 2014 0,42 млн т На 60% ниже уровня 2014 0,43 млн т В 2017г выбросы СО2 будут на 50% ниже уровня 2015 года
Отходы и переработка Измерение использования ресурсов предприятия (в пределах страны, региона) 73,201 т 37,408 т переработано (34%) 59,665 т 42,340 т переработаны (42%) 54,821 т 40,007 т переработано (42%) Уменьшить количество отходов до 8% (исключая отходы от программы 21С^
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Использование Интернета Потенциальный рынок Процент покупателей, которые не пользовались Интернетом в последние 3 года (%) 61% 59% 59% Уменьшить процент покупателей, которые не пользовались Интернетом на 10%
Электронная торговля Доля выручки от электронных продаж в общем объеме выручки 20% 21% Увеличить интернет продажи в общем объеме выручки на 9%
Причем, следует учитывать, что для многих показателей важно не столько абсолютное их значение, сколько их динамика, например, для объема просроченной дебиторской задолженности. После того как все КР1 сформированы, их объединяют в группы по компании в целом и подразделениям. В отдельных случаях системы показателей по подразделениям не формируются. Иногда используются показатели не только по компании и подразделениям, но и по проектам. Форма отчета о выполнении КР1 за три года и прогноз на 2017г, представленная в таблице содержит ключевые показатели эффективности и цели предприятия.
Таким образом, рассматривая интеграцию в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Можно сделать вывод, что предоставление информации, интересующей различных пользователей, в более простом и понятном им виде возможно путем интегрированного отчета. Именно интегрированный отчет должен стать основным способом представления бизнес-отчетности предприятия.
литература
1. Ansoff H. I. Corporate Strategy. N. Y.: McGraw-Hill, 1965;
2. Ansoff H.I. The Next Twenty Years in Management Education//The Library Quaterly. 1973. Vol. 43 (4)
3. Bromwich M. and Bhimani A. Management Accounting: Evolution not Revolution // The Chartered Institute of Management Accountants, 1989
4. Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets // Accounting, Organization and Society, 1990, 1
5. Bhimani Alnoor, Bromwich Michael. Management Accounting: Retrospect and Prospect // CIMA PublishingElsevier, 2010.
6. Chancellor Edward. Devil Take the Hindmost: A History of Financial Speculation, New York, 1999, p. 150-151
7. Cooper R. and Kaplan R.S. Measure Costs Right: Make the Right Decisions // Harvard Business Review, 66, № 5 (September-October 1988): р.96-103.
8. Cooper R. ,Kaplan R. S. The promise and peril of integrated cost systems // Harvard bus. Rev. Boston, 1998. Vol. 76, n 4. P. 109-119.
9. Henderson Bruce D.. Henderson on corporate strategy // Abt Books, 1979 p.189
10. Johnson T. and Kaplan R.S. Relevance Lost: The Rise and Fall of Management Accounting // Harvard University Press, 1987.
11. Kaplan, Robert S. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment / Robert S. Kaplan, David P. Norton, Hardcover — 416 pages (September, 2000), Harvard Business School Press, 2000
12. Kaplan R.S. Yesterday's accounting undermines production // Harvard Business Review, July / August, 1984
13. Meffert H., Kirchgeorg M.Marktorieres. Umweltman — agement grundlage und Fallsrudien Veglag Schaffer Poeschel. Stuttgart.1996. P 44-48
14. Simmonds K. Strategic management accounting // Management accounting, 1981, 59 (4).
15. Трушевская А.А., Кретова Н.Н. Системный подход к формированию управленческой отчетности предприятия // Проблемы современной экономики. — 2016. № 2(58). — С 109-113.
16. Трушевская А.А. К комплексному решению задач по созданию современных транспортных коридоров на северо-востоке России: теоретические подходы // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3/4 (19/20) // http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=1151 (Дата обращения 30.05.2017).
17. Трушевская А.А. Влияние внедрения МСФО на инвестиционную привлекательность хозяйствующих субъектов // Проблемы современной экономики. — 2006. — №1/2 (17/18). С.474-479
18. Тарасова Т.М. Исторический генезис возникновения стратегического управленческого учета. 2015г. [режим доступа http://mosi.ru/en/node/5112]
19. Integrated Reporting <IR> www.theiirc.org/consultationdraft2013; www.forumforthefuture.org^www.incite.co.za