Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАНИЕ УЧЕТНО-КАЛЬКУЛЯЦИОННОГО МЕТОДА «ТАРГЕТ-КОСТИНГ» В СИСТЕМУ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ИНТЕГРИРОВАНИЕ УЧЕТНО-КАЛЬКУЛЯЦИОННОГО МЕТОДА «ТАРГЕТ-КОСТИНГ» В СИСТЕМУ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таргет-костинг / целевые затраты / прибыль / рентабельность / себестоимость / промышлен-ное предприятие / нормированные затраты / корпоративное управление / target-costing / target costs / profit / profitability / cost / industrial enterprise / normalized costs / corporate gov-ernance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мизиковский Игорь Ефимович

Формирование системы устойчивого развития предприятий реального сектора экономики требует значи-тельного реформирования информационно-инструментального пространства корпоративного управления, в том числе в сфере учетно-калькуляционной работы. В связи с этим обновление методов учета затрат и каль-кулирования себестоимости продукции, адекватных требованиям эффективного управления расходами и их результатами, является одним из стратегически важных направлений поиска решений по повышению про-дуктивности потребления ресурсов в потоке создания ценности промышленным предприятием. Целью ис-следования является структуризация набора приемов и способов, обеспечивающих существенное снижение рисков возникновения дисбаланса соотношения «затраты – результаты», приводящего к оттоку экономиче-ских выгод машиностроительного предприятия; задачей – обоснование и выбор учетно-калькуляционной методики, ее интеграция в информационное пространство корпоративного менеджмента. В основе исследо-вания лежат методы, связанные с применением системного подхода и комплексного анализа; наблюдения, систематизации, измерения, формализации и графической визуализации; декомпозиции и агрегирования данных. Автором предложено использование метода «таргет-костинг» в рамках разработанной схемы плани-рования себестоимости продукции, направления снижения затрат на производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мизиковский Игорь Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE ACCOUNTING AND CALCULATION METHOD «TARGET-COSTING» INTO THE CORPORATE MANAGEMENT SYSTEM OF AN ENTERPRISE IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY

The formation of a system of sustainable development of enterprises in the real sector of the economy requires signifi-cant reform of the information and instrumental space of corporate governance, including in the field of accounting and calculation work. In this regard, updating the methods of cost accounting and calculating the cost of production that are adequate to the requirements of effective cost management and their results is one of the strategically important areas of finding solutions to increase the productivity of resource consumption in the value stream of an industrial enterprise. The aim of the study is to structure a set of techniques and methods that provide a significant reduction in the risks of an imbal-ance in the cost-results ratio, leading to an outflow of economic benefits of a machine–building enterprise, in the task the choice of accounting and calculation methods focused on market pricing; institutionalization of the proposed information and tools in the corporate practices of the enterprises under study. The research is based on methods related to the applica-tion of a systematic approach and complex analysis; observations, systematization, measurement, formalization and graph-ical visualization; data decomposition and aggregation. The use of the «target-costing» method proposed by the author within the framework of the developed production cost planning scheme, directions for reducing production costs.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАНИЕ УЧЕТНО-КАЛЬКУЛЯЦИОННОГО МЕТОДА «ТАРГЕТ-КОСТИНГ» В СИСТЕМУ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

32

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 3 (71), с. 32-36

УДК 657

DOI 10.52452/18115942_2023_3_32

ИНТЕГРИРОВАНИЕ УЧЕТНО-КАЛЬКУЛЯЦИОННОГО МЕТОДА «ТАРГЕТ-КОСТИНГ» В СИСТЕМУ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

© 2023 г. И.Е. Мизиковский

Мизиковский Игорь Ефимович, д.э.н., проф.; заведующий кафедрой бухгалтерского учета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского core090913@gmail.com

Статья поступила в редакцию 05.06.2023 Статья принята к публикации 25.07.2023

Формирование системы устойчивого развития предприятий реального сектора экономики требует значительного реформирования информационно-инструментального пространства корпоративного управления, в том числе в сфере учетно-калькуляционной работы. В связи с этим обновление методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, адекватных требованиям эффективного управления расходами и их результатами, является одним из стратегически важных направлений поиска решений по повышению продуктивности потребления ресурсов в потоке создания ценности промышленным предприятием. Целью исследования является структуризация набора приемов и способов, обеспечивающих существенное снижение рисков возникновения дисбаланса соотношения «затраты - результаты», приводящего к оттоку экономических выгод машиностроительного предприятия; задачей - обоснование и выбор учетно-калькуляционной методики, ее интеграция в информационное пространство корпоративного менеджмента. В основе исследования лежат методы, связанные с применением системного подхода и комплексного анализа; наблюдения, систематизации, измерения, формализации и графической визуализации; декомпозиции и агрегирования данных. Автором предложено использование метода «таргет-костинг» в рамках разработанной схемы планирования себестоимости продукции, направления снижения затрат на производство.

Ключевые слова: таргет-костинг, целевые затраты, прибыль, рентабельность, себестоимость, промышленное предприятие, нормированные затраты, корпоративное управление.

Введение

Эффективное управление производственными ресурсами представляет собой сложно структурированную совокупность процессов, интегрированных в единое информационно-инструментальное пространство корпоративного менеджмента хозяйствующего субъекта. Конфигурация данного пространства определяется содержанием поставленных бизнес-задач и зависит от возможностей предприятия по их практической реализации, в том числе от продуктивности применяемых приемов и способов производственного планирования. Проведенные исследования на ряде промышленных предприятий г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области позволили сделать вывод о том, что, к сожалению, формирование плановых калькуляций имеет ряд недостатков:

- данный процесс осуществляется на стадии производства продукта, а не при планировании хозяйственного процесса;

- вносимые в них коррективы зачастую не имеют убедительного технико-экономического обоснования;

- используются приблизительные расчеты, приводящие в том числе к неточностям внутреннего ценообразования.

Перечисленные негативные факторы многократно усиливаются на фоне имеющего место тренда роста себестоимости производства и снижения операционной прибыли (рис. 1)1.

Планирование себестоимости продукции «изначально представляет собой задание по себестоимости отдельных изделий, услуг, работ, определенное путем расчета затрат по отдельным статьям расходов на основе плановых норм, трудовых затрат, расхода материалов, топлива, энергии, использования оборудования и с учетом проведения строгого режима экономии расходов по управлению и обслуживанию производства» [1]. В [2] отмечается, что в основе составления плановых калькуляций, наряду с нормами, должны учитываться «действующие оптовые цены и тарифы на их ... доставку (потребителю. - И.М.)». Данный постулат, безусловно, создает прочную методологическую основу для ориентирования калькуляционного процесса на ценовые параметры рынка, что достигается путем использования метода «таргет-костинг», нашедшего широкое применение в

Рис. 1. Динамика себестоимости производства и прибыли исследуемых предприятий Источник - исследование автора

зарубежных учетно-калькуляционных практиках корпоративного менеджмента [3-5].

Стратегическая значимость использования данного метода в корпоративном управлении подчеркивается известным российским ученым А.Ю. Соколовым, полагающим, что применение данного инструмента «предусматривает оптимизацию затрат на этапе проектирования продукта исходя из потребностей рынка» [6]. В своей монографии [7, с. 344] он пишет, что посредством данного метода формируются «предполагаемые затраты на производство нового продукта, генерирующие целевую прибыль и тем самым устанавливающие цену, приемлемую для потребителя». В другой работе [8, с. 69-70] А.Ю. Соколов позиционирует «таргет-костинг» как «способ управления затратами, направленный на достижение целевых затрат на новый продукт». Приведенная в [8] схема пошаговой реализации рассматриваемого инструмента предполагает планирование цены «еще не разработанного продукта», исчисление плановой величины прибыли от его продаж, калькулирование целевых затрат на продукт как разности плановой цены и целевой прибыли, проектирование продукта с учетом объема целевых затрат.

Авторы [9], разделяя позицию А.Ю. Соколова, несколько уточняют, что калькулирование целевых затрат на продукт производится путем вычитания «желаемой маржинальной прибыли из конкурентоспособной рыночной цены». В [10] подчеркивается, что «целевая себестоимость - это разница между величиной выручки по результатам проведенных исследований определения желаемой цены и объемов продаж и требуемыми значениями финансовых результатов». Аналогичных позиций по данному вопросу придерживаются авторы [11-18]. Безусловно, согласованность затрат на производство и результатов продажи продукции, предусмотренная на этапе планирования себестоимости, позволит в значительной степени снизить коммерческие риски. Вместе с тем не требует доказательств необходимость адаптации кон-

цепции целевого калькулирования к особенностям конкретных хозяйствующих субъектов, в частности исследуемых предприятий с дискретным, мелко- и среднесерийным типом производства, что явилось целью статьи. Соответственно, в задачи вошли обоснование выбора калькуляционной методики, ее интеграция в информационное пространство корпоративного менеджмента.

Теоретико-методологические подходы

Теоретико-методологическая база представленного в статье исследования основана на диалектических принципах: движения от абстрактного к конкретному; объективности исследования во всех связях и отношениях; в развитии и изменении, а также синергетического принципа. Применение системного и структурно-функциональных подходов в сочетании с комплексным, всесторонним анализом предметной области позволило продуктивно использовать совокупность методов эмпирического (наблюдения, систематизации, измерения, графической визуализации) и теоретического (формализации, декомпозиции и агрегирования данных) видов исследования.

Результаты

Инкорпорирование результатов ценообразования в сложную ткань учетно-калькуляционного процесса, осуществляемого методом «таргет-костинг», предполагает использование максимально выверенного, рыночно обоснованного значения цены С/-го продукта, выявленного путем проведения комплексного маркетингового исследования. Другим немаловажным исходным показателем исчисления целевых расходов СЯ на производство данного изделия является плановая рентабельность ЯОСБЬ его продажи, формируемая на основании результатов анализа (диагностики) финансового положения предприятия и утверждаемая руководством хозяйствующего субъекта. По существу, СШ представляют собой стоимостный лимит расходования ресурсов, рассчитываемый по формуле (1):

Следующим шагом производится сопоставление СЯ/ и нормативной себестоимости продукта КЯ/ (2), отрицательное значение которого показывает сумму Б/, на которую необходимо снизить последний показатель

Б/ = СШ - КЯ/. (2)

Процедура снижения нормированных издержек на изготовление продукта / требует комплексного технико-экономического анализа

его конструкционных особенностей, критерием которого является степень экономичности потребления ресурсов. Результаты данного анализа позволяют количественно представить величину 8/ в разрезе j-х целевых БСЯ// и нормативных БКЯ// калькуляционных статей затрат:

N8/ = I (SCRzj -8Ж//). (3) j= 0

Расчет показателей ресурсоемкости и соотношение полученных результатов позволяет выявить направления снижения нормированных расходов в разрезах прямых материальных, прямых трудовых и косвенных издержек. Одним из таких показателей является коэффициент материалоемкости М/:

М/ =

(4)

где МШ - материальные ресурсы, используемые по норме на изготовление /-продукта.

Согласно оценке специалистов исследуемых хозяйствующих субъектов, для их предприятий значение М/ не должно превышать 0.55; рассчитываемые по аналогичной формуле значения коэффициентов косвенных затрат - 0.12, прямых трудовых - не менее 0.45.

Практика корпоративного управления показывает, что пересмотр норм расходования ресурсов всегда является трудным, нередко «болезненным» процессом, требующим значительных усилий как со стороны менеджмента хозяйствующего субъекта, так и специалистов - технологов, конструкторов, маркетологов и т.п. По мнению автора, методологической основой данного процесса являются ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение» [19] и ГОСТ Р 575242017 «Бережливое производство. Поток создания ценности» [20]. Так, исходя из этих источников, среди решений по снижению материальных затрат на изготовление продукции, релевантных экономико-организационным особенностям исследуемых предприятий, необходимо отметить: «применение рациональных сортаментов и марок материалов; использование продуктивных способов получения заготовок; внедрение методов и режимов упрочнения деталей; реализация средств, позволяющих повысить ресурс изделия; инкорпорирование в поток создания ценности малоотходных и безотходных технологических процессов; разработку рациональной компоновки изделия, обеспечивающей сокращение расхода материала при монтаже вне предприятия-изготовителя; формирование научно обоснованных запасов прочности металлоконструкций посредством типовых методов расчетов и испытаний изделия» [19] .

Основными векторами снижения норм прямых трудовых расходов исследуемых предприятий являются: расположение «оборудования и

инструмента таким образом, чтобы каждый работник мог легко их найти, использовать и возвращать на место после использования» [21]; сокращение интервалов времени внутреннего перемещения заготовок, узлов, деталей, полуфабрикатов; размещение «предметов для выполнения производственного процесса или работы... чтобы минимизировать количество перемещений персонала во время работы» [22]. Пересмотр норм издержек труда основных производственных рабочих должен осуществляться в аспектах снижения потерь продуктивного рабочего времени, вызванных простоями работников в ожидании последующей операции, необходимых материалов или информации; устранения операций, не добавляющих (в некоторых случаях снижающих) ценность продукта; улучшения условий труда.

Уменьшение удельных норм косвенных затрат, отражаемых в NR/, зависит во многом от разумного наращивания объемов производства, безусловно, сбалансированного с динамикой спроса [23]. Другим, не менее важным способом является конвертирование отдельных статей в прямые расходы, поскольку мероприятия по сокращению уровня последних, как показывает практика эффективного производственного менеджмента, реализовывать намного легче [24].

Скорректированное значение КЯ/ позволяет сформировать плановую себестоимость PD производства /-го продукта исходя из востребованного рынком объема О/ изготовления и реализации последнего:

PD/■ = Ж/хО/. (5)

Принципиальная схема формирования плановой себестоимости РБ/ исходя из целевых расходов методом «таргет-костинг» представлена на рис. 2.

Заключение

Устойчивое развитие современного предприятия реального сектора экономики во многом зависит от сбалансированности триады ключевых показателей операционной деятельности - прибыли, объемов производства и себестоимости продукции (работ, услуг). Гармонизация значений этих показателей возможна на основе применения эффективных инструментов корпоративного менеджмента, прежде всего в сфере учетно-калькуляционной работы. Одним из таких инструментов является исчисление плановой себестоимости продукции методом «тар-гет-костинг», осуществляемое на основе экономически обоснованного и технологически выверенного снижения нормированных затрат. Несмотря на определенные трудности в процессе

Снижение нормированных расходов и Формирование плановой себестоимости

Рис. 2. Принципиальная схема формирования плановой себестоимости продукта производства, исходя их целевых расходов Источник — разработка автора

поиска решений по корректировке последних, применение «таргет-костинг» позволяет значительно повысить рентабельность производственных издержек, тем самым повысить устойчивость и инвестиционную привлекательность бизнеса в сфере реального сектора экономики.

Примечание

1. Рассмотрены значения средних показателей операционной прибыли и себестоимости производства продукции на исследуемых предприятиях с 2019 по 2021 год включительно.

Список литературы

1. Миненко Б.И., Новодворский В.Д. Калькулирование продукции заготовительных производств в машиностроении. М.: Машиностроение, 1982. 184 с.

2. Белобородова В.А. и др. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. пособие для вузов по спец. «Бух. учет, контроль и анализ хоз. деятельности» / Под ред. В.А. Белобородовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. 279 с.

3. Dekkera H., Smidt P. A survey of the adoption and use of target costing in Dutch firms // Int. J. Production Economies. 2003. 84. Р. 293-305.

4. Gagne M., Discenza R. Target costing // Journal of Business & Industrial Marketing. 1995. Vol. 10. № 1. Р. 16-22.

5. Kâdârovâ Ja., Teplicka K., Durkacova M., Vida M. Target Costing Calculation and Economic Gain for Companies // Procedia Economics and Financ. 2015. Vol. 23. P. 1195-1200.

6. Соколов А.Ю. Философия JIT в современных системах управленческого учета затрат и результатов // Управленческое консультирование. № 10. 2019. С. 68-80.

7. Соколов А.Ю. Управленческий учет затрат: целевой подход. Казань: Изд-во Казанского гос. университета, 2007. 182 с. С. 344.

8. Соколов А. Ю. Управленческий учет накладных расходов. М.: Финансы и статистика, 2004. 448 с.

9. Управленческий учет: официальная терминология CIMA. Словарь терминов / Пер. с англ. О.Е. Николаевой, Т.В. Шишковой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 200 с.

10. Коновалова Е.М., Мануковский Р.И., Титова Е.А. Актуальные проблемы калькулирования себестоимости услуг с использованием методик «таргет-кос-тинг» и «кайзен-костинг» // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 6. С. 148-158.

11. Исхаков А. Т. Практическое применение системы целевой себестоимости («таргет-костинг») и «кайзен-костинг» в сельском хозяйстве // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2009. № 1 (14). С. 48-56.

12. Кузнецова Н. В., Олех М. В. Особенности применения методов «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в российской экономике // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые и хозяйственные аспекты». Курск: Университетская книга, 2015. С. 170-173.

13. Катков Ю.Н., Никитина С.В. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2011. № 8. С. 29-35.

14. Зимакова Л.А., Костякова Ю.В. Отраслевые особенности применения системы таргет-костинг на хлебопекарных предприятиях // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 12 (2). С. 21-26.

15. Смирнова Н. Таргет-костинг позволяет управлять себестоимостью // Консультант. 2006. № 7. С. 72-76.

16. Садриева Э.Р., Исхаков А.Т. Преимущества системы целевой себестоимости (таргет-костинг) в сельскохозяйственном производстве // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2008. № 1. С. 22-25.

17. Лоч М.В., Елгина Е.А. Современные тенденции развития управленческого учета: таргет-костинг и кайзен-костинг // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2011. № 6. С. 111-115.

18. Лапин Д.Р. Таргет-костинг в управлении стоимостью готовой продукции // Сибирская финансовая школа. 2016. № 2 (115). С. 131-134.

19. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200032451 (дата обращения: 12.03.2022).

20. ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200146135 (дата обращения: 12.03.2022).

21. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство Основные методы и инструменты. URL: https://docs. cntd.ru/document/1200120649 (дата обращения: 13.03.2022).

22. ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S). URL: https:/ /docs.cntd.ru/document/1200133736?marker=7D20K3 (дата обращения: 13.03.2022).

23. Милошевская Е.В. Эффект масштаба производства: понятие, состав, количественное измерение // Общество и экономика. 2012. № 9. С. 35-47.

24. Антоненко И.Н. Принципы бережливого производства и организация ТОиР // Управление качеством. 2021. № 10. С. 26-33.

INTEGRATION OF THE ACCOUNTING AND CALCULATION METHOD «TARGET-COSTING» INTO THE CORPORATE MANAGEMENT SYSTEM OF AN ENTERPRISE IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY

I.E. Mizikovsky

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The formation of a system of sustainable development of enterprises in the real sector of the economy requires significant reform of the information and instrumental space of corporate governance, including in the field of accounting and calculation work. In this regard, updating the methods of cost accounting and calculating the cost of production that are adequate to the requirements of effective cost management and their results is one of the strategically important areas of finding solutions to increase the productivity of resource consumption in the value stream of an industrial enterprise. The aim of the study is to structure a set of techniques and methods that provide a significant reduction in the risks of an imbalance in the cost-results ratio, leading to an outflow of economic benefits of a machine-building enterprise, in the task - the choice of accounting and calculation methods focused on market pricing; institutionalization of the proposed information and tools in the corporate practices of the enterprises under study. The research is based on methods related to the application of a systematic approach and complex analysis; observations, systematization, measurement, formalization and graphical visualization; data decomposition and aggregation. The use of the «target-costing» method proposed by the author within the framework of the developed production cost planning scheme, directions for reducing production costs.

Keywords: target-costing, target costs, profit, profitability, cost, industrial enterprise, normalized costs, corporate governance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.