ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 316.32 ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕНСКИХ ТИПОВ В КОНЦЕПТЕ «ГЕРОИД»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ И ДИНАМИКА
Савченко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры связей с общественностью, маркетинга и коммуникации, зам. декана факультета коммуникативных технологий
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Россия
savtcenko-75@nntu. nnov. ru
Образ героиды - женщины, помогающей герою, но не оцененной им - проходит через реальные исторические события, мифологию и литературу. Несмотря на разнообразие, образы героид группируются в категориальные типы. Эти типы устойчивы и имеют вневременной характер, но их проявление во многом определяется социокультурным и историческим контекстами.
Ключевые слова: идеальный тип; героида; герой; социокультурный контекст; женские типы; амазонка; туземка; интеллектуальный тип; социальная динамика.
INTEGRATION OF FEMALE TYPES IN “HEROIDE’S” CONCEPT: CULTURAL-HISTORICAL CONTEXTS AND DYNAMICS
Savchenko Irina Aleksandrovna, Cand. of Sci (Psy), senior lecturer, senior lecturer at the chair of public relations, mark-ting and communications, vice dean of the Faculty of communicative technologies
Nizhniy Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev, Nizhnij Novgorod, Russia
Heroide is a woman helping the hero but not estimated for the help. Heroide made passes through mythology, the literature, real events. Despite the variety, heroide images are grouped in cathegorial types. These types are steady and have timeless character, but their display is in many respects defined socio-cultural and a historical contexts.
Keywords: ideal type; heroide; hero; socio-cultural context; female types; amazon; indigene; intellectual type; social dynamics.
Понятие «героиды». Для социологии термин «героида» непривычен, и, судя по всему, в научном контексте мы употребляем его впервые, заимствуя из античной поэзии. Примерно в пятом году до новой эры поэму «Героиды» написал Овидий [1]. Она представляла собою стихотворные послания героям от лица женщин, каждая из которых находится в разлуке со своим возлюбленным или брошена им.
Образ героиды представляет собой мифологему, фиксирующую характер и степень влияния женщин на формирование мифических героев - мужчин, совершающих выдающиеся поступки и тем самым становящихся богоподобными. Эти женские образы одновременно можно рассматривать как идеальные типы женщин в духе социологической теории М. Вебера.
Три идеальных типа. Героида - интегрированный образ помощницы героя. Как правило, герой отказывается от своей героиды, когда перестает нуждаться в помощи. Концепт героид поддается типологизации, наброски которой есть уже у Овидия. В самом общем виде можно выделить три типа героид: интеллектуалку, амазонку и туземку.
Интеллектуальный тип объединяет женщин, обладающих магией или научными знаниями. У Овидия это Ариадна, чья нить вывела из лабиринта Тесея, вскоре бросившего Ариадну на острове Наксос. Это также Медея, чье волшебство помогло завладеть золотым руном Ясону, который впоследствии предпочел ей Кре-усу, дочь коринфского царя.
Тип амазонки представлен воительницей Деянирой, женой Геракла, сражавшейся вместе с героем, но оставленной им ради пленницы Иолы.
Туземка - женщина, которая помогает странствующему герою в новой и опасной для него среде. У Овидия этот тип представлен Г ипсипилой, царицей острова Лемнос, приютившей Ясона на острове и родившей от него детей, но по прошествии времени брошенной без сожаления [1, с. 83-84].
В этой статье мы хотим проследить, как каждый тип героид проявляет себя в разных социокультурных контекстах и изменяется в исторической динамике.
Интеллектуальный тип. В индустриальном обществе нишу интеллектуального типа занимают преимущественно женщины-ученые, в традиционном - жрицы, колдуньи, волшебницы (Медея, Ариадна и другие). На первых порах становления героя женщина интеллектуального типа, чтобы помочь ему, использует разум или магию, но потом герой, безусловно, социально одобряемый, начинает видеть в этой помощи некий злой умысел.
Женская магия объявляется вредоносной и поэтому никоим образом не могла быть воспринята религиозной идеологией платонизма, доминировавшей во времена Овидия [2, с. 99]. Неслучайно в «Героидах» Гип-сипила объясняет Ясону природу его чувства к Медее:
«Не красотою ее, не заслугами был покорен ты,
Силой заклятий и трав, срезанных медным серпом» [1, с. 100].
Поэтому понятно стремление вытеснить образ женщины-колдуньи и заменить его теургическим образом женщины-пророчицы [2, с. 110], которая, впрочем, тоже общественно-порицаема. В трагедии Эсхила «Агамемнон» [3] Кассандра рассказывает, что пообещала Аполлону ответить на его любовь и за это получила от бога способность вещать о будущем. Но девушка нарушила обещание и навлекла на себя его гнев: Аполлон сделал так, чтобы никто не верил её словам. В рассказе Сервия это отображается в символической форме: Аполлон плюет в рот девушке [4, с. 438]. Кассандра была сестрой Гектора, старшего сына Приама, она предсказывала Трое все ее беды (от похищения Елены до Троянского коня), но никто не верил прорицательнице. Судьба Кассандры печальна. Сначала троянцы объявляют ее умалишенной и держат взаперти. Затем она становится наложницей Агамемнона, царя Микен, и погибает от рук его ревнивой супруги [3].
История Кассандры - один из примеров мужской мстительности и пренебрежения к женской мудрости. Кассандра - древнейший, но не единственный в античном мире провозвестник будущей эпохи погони за ведьмами, которая достигнет апогея в XV-XVI веках [5].
Шестнадцать веков назад произошло событие, на многие столетия предопределившее судьбу европейских интеллектуалок: если они переставали быть нужными герою, их наказывал не сам герой, а общество, как правило, в лице священника.
Это событие связано с именем Гипатии Александрийской, в IV веке возглавлявшей кафедру философии в Александрийской школе. Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города префекта Ореста. Женщина поддерживала своего друга в стремлении отстоять гражданскую власть в городе в противостоянии с епископом Кириллом, претендовавшим на беспредельный контроль всех сфер общественной жизни. Кирилл же объявил Гипатию виновной в возникшей смуте. В 415 году группа фанатиков, сторонников епископа, напала на Гипатию и убила её. Префект не только не помог своей верной помощнице, но помирился с епископом. Убийство Гипатии, по словам летописца, «угасило вражду» Кирилла и Ореста. Все книги Гипатии были уничтожены, Кирилл же был впоследствии канонизирован [6].
Вольтер перенес историю Гипатии Александрийской в Париж, где кармелитские монахи растерзали парижскую красавицу за то, что она предпочла Г омера поэме кармелита о покаянии Магдалины [7, с. 10].
В Новое Время образованных женщин не сжигают, но часто используют. Здесь приходят на ум аналогии с Камиллой Клодель, подругой Родена, смозолившей руки, ваяя «Г раждан Кале», и закончившей жизнь в сумасшедшем доме [8]. Или с мопассановской Мадленой Форестье, писавшей статьи для Жоржа Дюруа, у которой «милый друг» отобрал половину состояния, а затем бросил, женившись на дочке миллионера [9].
Сегодня популярны романы Дэна Брауна («Код да Винчи», «Утерянный символ» и др.). Первые его книги были написаны в соавторстве с женой Блайт Браун (Ньюлон), художницей и искусствоведом, однако слава пришла после романов, вышедших за единоличным авторством Дэна, который «может сосредоточиться на письме не более чем на десять-двадцать минут» [10]. Ныне Дэну 45 лет, а Блайт - 57. У супругов высокие тиражи и радость совместной жизни. А что будет завтра, не знает никто. Но печальных примеров немало.
В Новом Саду (Сербия) возведен бюст Милевы Марич, первой жены Альберта Эйнштейна. На глаза и уши у нее надета белая повязка. Милева занималась научной работой вместе с Эйнштейном «спокойно, скромно и незаметно для глаз людских». Широко известно, что молодой Эйнштейн говорил друзьям: «Математическую часть работы за меня делает жена» [11, с. 151]. Теория относительности берет начало в неоконченной докторской диссертации Милевы. Более того, Милева была соавтором первых статей знаменитого физика, в частности, статьи «К электродинамике движущихся тел» за подписью «Эйнштейн-Марити» [12].
Когда же к Эйнштейну пришел всемирный успех, он выставил жене Меморандум [13, р. 101], где отводил ей роль бессловесной прислуги. Уже после развода Эйнштейна и его женитьбы на кузине Эльзе Левен-таль, биографы стали описывать первую супругу ученого как «резкую и непреклонно суровую» [14, с. 51], а также «туповатую, медлительную и лишенную математического дарования» [15, с. 52-53]. Так биографы помогли гению избавиться от следов верной помощницы. Вот почему на скульптурном изображении Милевы глаза и уши закрыты белой повязкой.
Перебирая в голове женщин-ученых, каждый, наверное, приведет в пример Марию Кюри-Складовскую, чей творческий союз с Пьером Кюри стал нарицательным. Но Пьер умер в апреле 1906. Переходя в дождливый день улицу в Париже, месье Кюри поскользнулся и попал под экипаж, колесо телеги раз-
давило ему голову [16, с. 435]. А мадам Кюри после смерти Пьера получила вторую Нобелевскую премию. Сохранив о муже самые теплые воспоминания, она пережила его на 28 лет.
Во французском Пантеоне Мария Кюри - единственная женщина среди великих французов. Ее прах перезахоронили здесь только в 1995 году по личному распоряжению Франсуа Миттерана [17, с. 43]. В книге Романа Баландина «Сто великих гениев» не упомянуто ни одного женского имени [18]. Александр Никонов, автор книги «Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека», называет дам, проникающих в науку и прочие «мужские сферы», «оборотнями в лифчиках» [19, с. 77].
В лучшем случае ученая женщина провоцирует насмешку. Школьники ухмыляются, узнав, что у скончавшейся от лейкемии Марии Кюри в сарае на улице Ломон радиоактивная пыль висела в воздухе, а пробирки с препаратами лежали в карманах [17, с. 46]. Саркастические настроения пробуждают подруги-антропологи Рут Бенедикт и Маргарет Мид, замотанные в москитную сетку и идущие по диким дебрям изучать аборигенов океанических островов.
Жан Батист Мольер был одним из первых, кто высмеял женскую ученость [20, с.130]:
Белиза
На рабство гнусное восстать должны мы разом,
Чтоб показать, на что способен женский разум.
Филаминта
Одно открытье есть: себе не льстя нимало,
Скажу вам, что людей я на луне видала.
Белиза
Людей мне видеть там не удалось как раз,
Но колокольни - да, совсем как вижу вас.
Арманда
Мы станем всех судить по нашим же законам.
Все подчинятся нам: прозаик иль поэт -
Раз он не наш, то в нем ума, конечно, нет.
Мы ко всему всегда найдем предлог придраться,
Чтоб мы одни могли талантами считаться.
Мы уже далеки от времен Мольера, но сюжеты в мольеровском духе и сейчас не редки. Так, двенадцать лет назад профессор Стэнфордского университета Барбара Баррес, испытывая дискриминацию в научных кругах из-за своей половой принадлежности, решилась на смену пола и стала Беном Барресом. Научная карьера Бена сразу пошла вверх. «Какую прекрасную лекцию прочитал сегодня Бен Баррес! Определенно, он куда способнее своей сестры Барбары», - так говорили коллеги Бену. Теперь Бен борется против дискриминации женщин-ученых в США [21]. Попробовал бы сейчас Мольер безнаказанно позлословить в адрес бунтаря Бена!
Культурно-исторический контекст «уточняет» роль «интеллектуалки». Значимость этой роли, безусловно, усиливается в процессе женской эмансипации и достигает пика в информационный век. Между тем «ниша» интеллектуального типа никогда не пустовала: ее занимали колдуньи, пророчицы и женщины-метафизики.
Амазонка. Классическая амазонка - женщина-воительница. Для героя она друг, соратник, верный товарищ. Ее «женская сила», без которой герой когда-то не мог обойтись, в определенный момент начинает его раздражать и тяготить.
Амазономахия - тема сражений с амазонками была одной из самых популярных тем в античном и ренессансном искусстве. Особенно известны барельеф «Геракл, борющийся с амазонкой», «Бой обнаженных греков с одетыми амазонками», изображенный на рельефах мавзолея в Галикарнасе (скульптор Скопас), скульптура Поликрета «Раненая амазонка» [22, с. 230].
Греки гордились победами над амазонками. В Троянской войне ахейцам удалось справиться с войском амазонок только после того как сам Ахилл убил их царицу Пенфесилию. Достаточно популярен миф о том, как герой влюбился в царицу, сняв со смертельно раненой шлем [23].
Казалось бы, чем тут гордиться - все-таки женщины слабее мужчин. Между тем не только в мифах, но и у Геродота и позднее Плутарха есть указания на то, что победа над амазонками была первой в истории Афин победой над врагом [24, с. 201].
Большинство историков и антропологов соглашаются с тем, что амазонки - ответ уходящего матриархата набирающему силу патриархату [25]. Согласно Геродоту [26], разгромленные греками под Илионом амазонки, выступавшие на стороне троянцев, пересекли Понт (Черное море), высадились на Кавказе и смешались со скифами, образовав савроматский (сарматский) этнос. В целом, мнение о ненависти амазонок к мужчинам является если не ошибочным, то преувеличенным. Амазонок можно описывать как верных и лю-
бящих помощниц героя, которые «от природы мужелюбивы, они не только не бежали, когда Тесей причалил к их земле, но даже послали ему дары гостеприимства. А Тесей зазвал ту, что их принесла, на корабль, и, когда она поднялась на борт, отошел от берега» [24, с. 44].
Факт похищения Тесеем, царем Аттики, царицы амазонок Антиопы и рождения у них сына Ипполита считается реально-историческим [24, с. 49]. Годы спустя Тесей предпочел дикарке-воительнице Антиопе сестру критского царя Федру, с которой сочетался браком по расчету. Обиженная Антиопа вместе с отрядом амазонок ворвалась на свадебный пир, но Тесей закрыл перед ней дверь, а Геракл перебил амазонок. Амазонка оказалась женщиной - «не формат», с которой не хотят долго оставаться.
В современных фэнтэзи амазонка часто приходит герою на помощь в трудный момент, но потом исчезает, а герой женится на принцессе [27], [28]. Амазонка, сильная и справедливая, как, впрочем, и женщина ученая, нужна герою тогда, когда он еще не достиг своего олимпа.
Социокультурная динамика и исторические перипетии расставляют акценты в образе амазонки. В славянском былинном эпосе, где наследницы сарматских конных воительниц именовались поляницами, можно выделить два «амазонских» женских типа. Первый тип представлен женщинами, любящими героя, но перечащими ему и за это жестоко наказанными. Распространен сюжет, в котором герой убивает свою героиду, не пожелавшую полностью ему покориться. Так, Добрыня Никитич убивает прекрасную Златыгорку [29]. В былине «О Дунае» основными элементами сюжета можно считать встречу и тяжелый поединок богатыря Дуная с Настасьей (поединок с частичным поражением Дуная, которому Настасья стрелой выбивает глаз), последующее супружество, в котором поляница побеждает мужа словом (переговаривает) и умением (меткостью), убийство Дунаем беременной Настасьи и самоубийство Дуная, возникновение из крови погибших двух рек -Непра-реки (Данапра, Днепра) и Дунай-реки.
На Руси более социально одобряема воинственная женщина второго «амазонского» типа, мстящая за мужа или выручающая его из беды. Тип мстящей вдовы (вдовы на Руси обладали широкими гражданскими правами) представлен княгиней Ольгой. Если б не она, кто вспомнил бы сегодня о «первом Рюриковиче» князе Игоре, отличавшемся жадностью и за это убитом древлянами примерно в середине Х века [30]? Каждый школьник знает, как Ольга из мести сначала заживо похоронила ладью с древлянскими послами (сорок человек), затем такое же количество зажарила в запертой бане, а после изрубила еще пять тысяч напоенных допьяна древлянских мужиков. И закончила тем, что с помощью голубей, к лапкам которых был привязан трут, спалила древлянский город Искоростень [31].
Женская сила делала известных личностей из вполне заурядных мужей. Так, мы знаем о Ставере Годи-новиче, торговом человеке из Чернигова, который вел себя на княжеском перу довольно нахально и неучтиво, только благодаря его любящей жене Василисе Микулишне (дочь богатыря Микулы Селяниновича), вызволившей мужа из плена и потерявшей на этом деле все свои русые волосы [32]. Русские жены, мстящие и выручающие, - один из немногих примеров более-менее удачных судеб героид.
Постепенно непокорность силы и ума перерождается в любовную неверность, хитрость и предательство («Саламбо» [33], «Кармен» [34]). Гордая воительница трансформируется сначала в роковую женщину, а затем, уже ближе к нашему времени - в мужененавистницу.
Исторический тип поведения роковой женщины представлен Алиенорой (Элеонорой) Аквитанской: разжигание междоусобных войн и дворцовых интриг, многочисленные любовные связи и дикая ревность к собственным мужьям (их у нее было два: французский король Людовик VII Молодой и король английский Генрих II Плантагенет). Однако и Алиенору не полностью обошла обычная участь героиды: мужья, любовники, а затем и дети бежали от нее как от адского пламени.
Алиенора, будучи еще Королевой французской, внесла ощутимый вклад в создание образа карикатурной амазонки. Вслед за мужем Людовиком она начинает подготовку ко Второму крестовому походу (11471149 гг.). Набрав триста добровольцев из числа придворных дам, она выгнала их на плац с копьями и мечами и занялась муштрой. Бойцы женского батальона в длинных белых туниках, плащах с разрезом сбоку до пояса (на плаще и тунике был нашит большой красный крест), красных сапогах с оранжевыми отворотами и красных же в обтяжку рейтузах не спасли Второй крестовый поход от провала. Горе-амазонки хотели помочь своим героям, а вышло наоборот. Их присутствие деморализовало крестоносцев из-за громких любовных скандалов [35].
Спустя шесть веков другая эмансипированная монархиня, Екатерина Великая, повторила опыт Алие-норы. В год начала Шестой Русско-турецкой войны (1787-1792 гг.) к приезду императрицы в Крым светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический подготовил амазонскую роту. Она была сформирована из «благородных жен и дочерей балаклавских греков и состояла из ста особ». Хотя все амазонки были вооружены ружьями «при трех патронах пороху», их роскошная одежда (многочисленные юбки и белый тюрбан с золотыми блестками и страусовым пером) сковывала движения. Рота была расформирована еще до начала активных военных действий. Такова непродолжительная история амазонок Екатерины II, которые стали лишь частью «потемкинских деревень» [36, с. 239].
Если воительница не желала адаптировать свою сущность к эпохе интриг, наступившей в Средневековье и утвердившейся в Новое Время, она жестоко наказывалась. Когда бургундцы, захватившие в плен Орлеанскую деву, за 10 тысяч золотых ливров продали ее англичанам, Карл VII, который был обязан Жанне д’Арк своим миропомазаньем в Реймсе, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну от пыток и ужасной казни [37].
Между тем образ амазонки все более превращался в пародию. В сегодняшней реальности это женщина-военный или женщина-постовой полицейский, которые, вроде бы и на женщин не похожи. Все более четким становится образ «новой амазонки» - женщины с генетической обидой на героя, который за три тысячи лет так и не смог ее оценить и сказать «спасибо».
Дискредитацию образа подтверждает и то обстоятельство, что «современное поколение открыто ассоциирует амазонок с лесбиянками: впервые такую параллель провела в 20-х годах прошлого столетия Натали Бэрни, публично назвав себя амазонкой. В настоящее время большинство лесбиянок носят миниатюрный топор амазонок, labyris, как эмблему [38].
Туземка. Если ученая дама лепит гения, амазонка закаляет его, то туземка становится для героя коммуникативным мостиком во взаимодействии с незнакомой социальной средой. Туземка нужна герою до тех пор, пока новая среда не освоена и таит в себе опасности.
Туземки появляются при освоении колониальных территорий. Древние греки были активными колонистами (вспомним историю аргонавтов и лемниянок [1]), но им было далеко до европейцев эпохи географических открытий.
Так, примерно с XVI века, когда Запад стал покорять весь остальной мир, роль туземки актуализировалась. Наиболее известной туземкой Нового Времени стала Малинче (донья Марина), переводчица, осведомительница, наложница Эрнана Кортеса. Скорее всего, она происходила из одного из индейских племен, подвластных ацтекам. Существует мнение, что именно благодаря Малинче конкиста была столь стремительной и успешной [39].
Когда ацтеки были сломлены, их император Монтесума убит, а столица Теночтитлан с населением в 600 тысяч человек сожжена дотла, туземка-посредница стала ненужной. Капитан-губернатор Кортес отнимает у нее их сына Мартина и отправляет его в Испанию, выдает Марину замуж за идальго Хуана Харамильо, а сам женится на девице из знатного испанского рода [40, р. 32].
В Мексике после провозглашения независимости (XIX в.) появились термины малинчисмо (предательство) и малинчиста - «человек, который презирает местный образ жизни и всегда благоволит иноземцам ради выгоды или из-за чувства неполноценности» [41, р.74].
Тип женщины-инородки на протяжении тысячелетий ассоциируется в социальном сознании многих народов с предательством. Малинче предает свой народ ради любимого. Ветхозаветная филистимлянка Да-лила хитростью предает Самсона в руки соотечественников, взяв за услугу несколько тысяч серебряников [42, с. 75-98]. Причем социокультурный дискурс последних столетий скорее оправдает Далилу, нежели простит Малинче. Так, в одном из рассказов С. Моэм описывает Джулию Лаццари, испано-итальянскую танцовщицу, под угрозой тюрьмы выдавшую британцам своего возлюбленного индуса Чандру Лала - организатора движения за индийскую независимость. И этот поступок представлен как единственно верный, разумный, правильный [43].
Распространено мнение, что Поль Г оген отличался искренней любовью, а не потребительским отношением к туземцам. Он хотел влиться в туземную социальную среду, при этом защищал права туземцев в судах, противостоял насаждению западного жизненного стандарта. Не случайно в день смерти Гогена туземцы причитали: «Коке умер, не стало у нас защитника, горе нам!» [44, с. 306].
В общении с женщинами Маркизских островов Гоген, «цивилизованный человек, порвавший со своей расой, постигал истину обнаженных инстинктов, не подвергшихся никакому или почти никакому воздействию культуры, первобытную животную сущность человеческой натуры» [44, с. 302]. Вместе с туземными девушками Гоген добрался до «начала начал» и, жадно припав к источнику, пил от его темной струи. Он «проделал в своих путешествиях тысячи и тысячи километров, но в поисках утерянных тайн свое самое долгое и плодотворное путешествие он совершил вглубь времен - долгое путешествие в недра души, к сумеркам человечества, к сумеркам неосознанного, к сумеркам великой тайны» [44, с. 280-281].
Именно это путешествие в недра души сделало Гогена величайшим, хотя и неоцененным при жизни художником. Но был ли Г оген благодарен туземным девушкам за подаренное вдохновение? Всем этим Мари-Роз Ваэохо, Тохо, Тауатоатоа, Тетуа, Апохоро Техи и маленькой Вайтауни? Из мест, где источник вдохновения был выпит до дна, Гоген бежал, оставляя бедных туземок плакать одних. Последним в его жизни был побег из Таити (где он несколько лет прожил с девушкой-маори) на Маркизские острова. Он провел там три года, но в последний год жизни отчаянно рвался в Европу: но не во Францию, а к испанкам (в них он тоже находил что-то дикое, как у самоанок): «Быки и испанки с волосами, смазанными свиным салом, писаны тысячу раз, но удивительно, как по-иному я все это себе представляю!».
Туземка - полезный для героя персонаж. Дина помогла Жилину и Костылину бежать из плена [45], а бедняжка Бэла на несколько месяцев избавила Печорина от скуки [46]. Туземку, в общем-то, ценят, но недолго.
Сомерсет Моэм восхищается четырьмя «толстыми голландцами», утопившими яванку, ставшую причиной их ссоры [47]. Здесь сложно избавиться от аналогии со Стенькой Разиным, утопившем персидскую княжну. Туземка интерпретируется как транзиторное и будто вовсе лишенное разума создание.
Социокультурная сущность туземки может быть различной. Под туземкой, мы, конечно же, в первую очередь понимаем представительницу традиционной культуры, столкнувшуюся с западным героем. Но с другой стороны, уже упоминавшуюся функцию коммуникативного моста вовсе не обязательно должна выполнять дикарка. Это может быть даже столичная девушка, на которой женится провинциальный юноша.
Таким образом, социокультурные ситуации, конечно же, определяющим образом влияют на функции туземки, однако ее амплуа остается востребованным в любой среде.
Частности и закономерности. Мы описали три типа женщин-героид. Все они - интеллектуалка, амазонка и туземка - принимают активное участие в становлении героя, который не ценит их помощь. Концепт героид оформился в античности, при этом все три типа достаточно ярко представлены в разных исторических контекстах. Между тем, социокультурная среда, безусловно, накладывает отпечаток на характер исполнения миссии героиды. Так, в индустриальном обществе одни типы становятся более востребованными (интеллектуальный тип), другие становятся утрированно-комичными (амазонка), роль третьих практически не меняется и всегда пользуется спросом (туземка).
В жизни реального героя все три женских типа могут сменять друг друга, причем не один раз. Бывает так, что герою постоянно помогает один тип женщины: роль остается, исполнительницы меняются. Но в любом случае герой идет вперед, а интеллектуалка, амазонка и туземка - вместе или порознь - остаются позади. Герой, по мере того как все больше ощущает себя таковым, все сильнее осознает несовершенство женщины, находящейся рядом с ним.
Может ли герой испытывать уколы совести оттого, что безвозмездно использовал разум, силу и жизненные силы женщин, которые, вроде бы и сами вправе рассчитывать на помощь? Скорее всего, герой иначе оценивает действительность: ему и в голову не приходит, что он кому-то обязан, он думает, что знать его лично - уже счастье, за которое, увы, надо расплачиваться.
Литература
1. Овидий. Лирика / Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 2. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Римская литература. - М., «Просвещение», 1965, VI. - С. 81-104.
2. Петров А.В. Женщина в религии и философии в античности / Астарта. Выпуск I. Культурологические исследования из истории древнего мира и средних веков: проблемы женственности / Под ред. М.Ф.Альбедиль и А.В.Цыба. - СПб., 1999. - С. 95-112.
3. Эсхил. Агамемнон. Перевод С. Апта / Эсхил. Трагедии. - М.: «Искусство», 1978. - С. 56-91.
4. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 247 / Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. - М., 1996.- С. 438-441.
5. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. - М.: «Амфора», 2008. - 524
с.
6. Штекли А. Гипатия, дочь Теона / Жизнь замечательных людей. Историко-биографический альманах. - М: «Молодая гвардия», 1971. - 246 с.
7. Преображенский П.Ф. Вступление. // Ч. Кингсли, Ф. Маутнер. Ипатия. - Харьков: ИКП «Паритет» ЛТД, 1994. - С. 4-15.
8. Вэйс Д. Нагим пришел я Роман о Родене / Д. Вейс. - М.: Правда, 1989, 688 с.
9. Мопассан Г. де. Жизнь. Милый друг / Г. де Мопассан. Наше сердце. Новеллы и очерки. - М.: Аст, 2003 - 1004 с.
10. Мелиховская Е. За Дэна Брауна сочиняет романы его жена / Комсомольская правда № 9-т (24451-т), 4-11 марта 2010 г. - С. 9-10.
11. Картер П., Хайфилд Р. Эйнштейн. Частная жизнь / П. Картер, М. Хайфилд. - М.: «Захаров», 1998. -
389 с.
12. Акимов О. Милева Марич как подруга и жена Эйнштейна [Электронный ресурс] / О. Акимов. Феномен Эйнштейна. - Режим доступа: http://sceptic-ratio.narod.ru. (дата обращения: 16.09.10).
13. The Collected Papers of Albert Einstein (CPAE) / Volume 1. The Early Years, 1879-1902, Princeton University Press 1987, vol. 8, doc. 22. - 397 р.
14. Хофман Б., Дюкас Э. Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь / Б. Хофман, - М. Дюкас: Прогресс, 1983. - 247 с.
15. Зелиг К. Альберт Эйнштейн / К. Зелиг. - М.: Наука, 1966. - 346 с.
16. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992. - 1765 с.
17. Клевалина Н. Букет для Марии / Вокруг света, №9 (2768), Сентябрь 2004. - с. 43-46.
18. Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2004 - 479 с.
19. Никонов А.П. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека / А.П. Никонов. Серия: Точка зрения. - М: ЭНАС, 2008. - 368 с.
20. Мольер Ж.Б. Ученые женщины. Комедия в пяти действиях. Перевод M. M. Тумповской / Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах. Т.2. М., ГИХЛ, 1957. - с. 123-138.
21. Португалова О. Профессор-трансексуал анализирует проблему дискриминации женщин-ученых / Газета.ру. 14.07.2006.
22. Чекалов Д.А. Амазонки. Истоки феминизма / Д.А. Чекалов. - М.: Эксмо, 2009. 320 с.
23. Кун Н.А. Мифы Древней Греции / Н.А Кун. - М.: АСТ, 2009. - 480 с.
24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т. I / Плутарх. - М.: «Наука», 1994. - 321 с.
25. Думанов Х.М., Першиц А.И.. Матриархат: новый взгляд на старую проблему / Вестник Российской Академии Наук. Том 70, № 7, 2000, с. 621-627.
26. Геродот. История / Геродот. - М.: Ладомир - АСТ, 1999, 752 с.
27. Аскеров Э.Э. Месть амазонки / Э. Аскеров. - СПб: Ленинградское изд-во, 2009. - 508 с.
28. Никитин Ю.А. Гиперборей / Никитин Ю.А. М.: Эксмо, 2004. - 156 с.
29. Балашов Д.М., Новичкова Т.А. Русский былинный эпос / Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. -СПб.: Наука; М.: Классика, 2001. Т. 1-2. С. 21-78.
30. Мединский В.Р. Негодяи и гении PR: От Рюрика до Ивана III Грозного / В.Р. Мединский. - СПб.: Питер, 2008 - 320 с.
31. Полное собрание русских летописей. Т. 1. - М.: 1997. - 356 с.
32. Былины. Сказания о богатырях земли русской / Пересказ А.Н. Нечаева. Издательство Самовар. - М: 2009. - 134 с.
33. Флобер Г. Саламбо / Г. Флобер. - М.: ПАН-Пресс, 2005. - 394 с.
34. Мериме П. Кармен: Новеллы / П. Мериме. - М.: Мир книги, 2007. - 304 с.
35. Перну Р. Алиенора Аквитанская / Р. Перну. - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. - 336 с.
36. Иванов В.Б. Тайны Севастополя: в 6-х книгах / Книга 2. Тайны подземные. - Севастополь: КИЦ «Севастополь», 2005 - 392 с.
37. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк / Р. Перну., М.-В. Клэн. - М.: Прогресс, 1992. - 368 с.
38. Айрапетян Л.Р. Амазонки и феминистки [Электронный ресурс] / Проза.ру, 2008, №9 (Сентябрь). -Режим доступа: http://www.proza.ru . (дата обращения: 11.09.10).
39. Angel A. La Malinche: The Conquistadora of Mexico / A. Angel. - San Francisco State University, 1991. -
289 р.
40. Cypess S.M. La Malinche in Mexican Literature: From History to Myth / S.M. Cypess. - Austin: University of Texas Press, 1991. 256 p.
41. Horcasitas F. The Aztecs: Then and Now / F. Horcasitas. - Mexico, 1979. - 344 р.
42. Чуковский К.И. Библейские предания / К.И. Чуковский. - М.: Махаон, 2009 - 192 с.
43. Моэм С. Эшенден, или Британский агент / С. Моэм. Полное собрание рассказов в пяти томах. - М.: Захаров, 2009. Т.2, с. 7-248.
44. Перрюшо А. Жизнь Гогена./А. . Перрюшо - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. - 320 с.
45. Толстой Л.Н. Кавказский пленник. Хаджи-Мурат / Л.Н. Толстой. - М.: детская литература, 2007. -
110 с.
46. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / М.Ю. Лермонтов. - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2009. - 128 с.
47. Моэм С. Четверо голландцев / С. Моэм. Полное собрание рассказов в пяти томах. - М.: Захаров, 2009. Т.3, с. 398-404.