Научная статья на тему 'Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс российских вузов: аспекты реализации EGS-принципов устойчивого развития системы образования'

Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс российских вузов: аспекты реализации EGS-принципов устойчивого развития системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровая трансформация / цифровые технологии / цифровизация / устойчивое развитие / цифровая среда / ESG. / higher education / digital transformation / digital technologies / digitalization / sustainable development / digital sphere / ESG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козачек Артемий Владимирович, Денисова Диана Аркадьевна, Задёра Ольга Александровна, Павлючко Ирина Петровна, Баранова Екатерина Александровна

На данный момент сфера образования претерпевает масштабные изменения, связанные с проникновением в нее цифровых технологий. Именно поэтому в статье исследована актуальность цифровой трансформации высшего образования в контексте современных вызовов, возможностей и перспектив. Цель работы – определить возможности цифровой трансформации управления в сфере высшего образования для достижения принципов ESG. Методология исследования включала анализ литературы и экспертный опрос. В результате исследования были выявлены ключевые преимущества цифровизации высшего образования, такие как развитие цифровых навыков у студентов и поддержка профессионального уровня преподавателей высших учебных заведений. В выводах подчеркнута необходимость интеграции цифровых технологий в образовательный процесс для устойчивого развития образования и укрепления позиций российских вузов на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козачек Артемий Владимирович, Денисова Диана Аркадьевна, Задёра Ольга Александровна, Павлючко Ирина Петровна, Баранова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES: ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE EGS PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

Currently, the field of education is undergoing significant changes due to the spread of digital technology. That is why the article explores the relevance of the digital transformation of higher education in the context of modern challenges, opportunities and prospects. The purpose of the work is to identify opportunities for digital transformation of management in higher education to achieve ESG principles. The research methodology included literature analysis and an expert survey. As a result of the study, key advantages of digitalization of higher education were identified, such as developing digital skills among students and supporting the professional level of teachers in higher education institutions. The conclusions emphasize the necessity of integrating digital technologies into the educational process for sustainable development and strengthening the position of Russian universities on the global stage.

Текст научной работы на тему «Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс российских вузов: аспекты реализации EGS-принципов устойчивого развития системы образования»

Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс российских вузов: аспекты реализации EGS-принципов устойчивого развития системы образования

Козачек Артемий Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Природопользование и защита окружающей среды», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» E-mail: avkozachek@list.ru

Денисова Диана Аркадьевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики, заведующий кафедрой комплекса естественно-научных дисциплин (субъект-объектные отношения), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» E-mail: Dina_D_05@mail.ru

Задёра Ольга Александровна,

преподаватель, Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета E-mail: dulimova@kti.ru

Павлючко Ирина Петровна,

кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет E-mail: pavluchkoirina @ rambler. ru

Баранова Екатерина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология профессионального образования», Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) E-mail: ea.baranova@mgutm.ru

На данный момент сфера образования претерпевает масштабные изменения, связанные с проникновением в нее цифровых технологий. Именно поэтому в статье исследована актуальность цифровой трансформации высшего образования в контексте современных вызовов, возможностей и перспектив. Цель работы - определить возможности цифровой трансформации управления в сфере высшего образования для достижения принципов ESG. Методология исследования включала анализ литературы и экспертный опрос. В результате исследования были выявлены ключевые преимущества цифровизации высшего образования, такие как развитие цифровых навыков у студентов и поддержка профессионального уровня преподавателей высших учебных заведений. В выводах подчеркнута необходимость интеграции цифровых технологий в образовательный процесс для устойчивого развития образования и укрепления позиций российских вузов на мировой арене.

Ключевые слова: высшее образование, цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровизация, устойчивое развитие, цифровая среда, ESG.

о с

CJ

см о см

Введение

Высшее образование, направленное на обеспечение фундаментальной подготовки профессионалов, формулирующих темпы и уровень научно-технического, социально-экономического и культурного развития страны, является приоритетной сферой государственного управления в условиях устойчивого развития. Формирование качественной образовательной среды обеспечивает защиту интересов страны, укрепление конкурентоспособности государства на международной арене [7].

Сегодня высшее образование развивается как открытая государственно-общественная система. Возрастающие уровень цифровизации сферы и влияние рыночных отношений выдвигают новые сложные вызовы, которые уже не способна преодолеть традиционная модель университета [2]. Система образования активно преображается под воздействием инновационных информационно-коммуникационных технологии (ИКТ), переживая цифровую трансформацию. Цифровые технологии уже присутствуют в жизни педагогов и студентов как в обучении, так и вне образовательной среды [1].

Обзор литературы

Исследователи приводят следующие трактовки понятия «цифровая трансформация высшего образования»:

- создание цифрового образовательного пространства, где взаимодействие преподавателя и студентов происходит на онлайн-платформах [13];

- модернизация и реформирование, а также поддержка преподавания и обучения с помощью информационных технологий [16];

- трансформация учебно-образовательного и управленческого процесса, социальных практик в системе высшего образования, обусловленная внедрением цифровых технологий [17]. Данные определения отражают многообразие

подходов: как упрощенного утилитарного, в котором трансформация рассматривается исключительно как использование цифровых технологий в образовательном процессе, так и концептуального как процесса цифровой трансформации всех аспектов деятельности заведений высшего образования.

О необходимости цифровой трансформации образования свидетельствуют международные

опросы. Исследование OECD указывает на то, что догнать мировой информационный прогресс возможно, в первую очередь, путем финансирования государственных программ, направленных на поддержку развития личности через систему образования и обучение в течение жизни [14]. Следовательно, политические решения в образовании должны ставить целью увеличение цифровой грамотности будущих специалистов.

Цифровая трансформация высшего образования также способствует достижению Целей устойчивого развития ООН:

- уменьшение социального неравенства и повышение уровня инклюзии, являющиеся следствием обеспечения учащимся свободного доступа ко всей полноте информации цифровой образовательной среды [4];

- положительное влияние на рост ВВП и содействие экономическому развитию страны через повышение уровня образованности населения [3].

В существующих научных трудах преобладают четыре направления исследования цифровой трансформации высшего образования:

- первое направление свидетельствует о взаимосвязи цифровой трансформации высшего образования с образовательными программами и цифровыми компетенциями [6, 8];

- второе направление исследований связано с устойчивым развитием, цифровой экономикой, управлением информацией [18];

- третье направление обобщает публикации по дистанционному обучению, преподаванию, цифровым обучающим системам [10, 15];

- и, наконец, четвертое направление связано с техническим сопровождением процесса цифровой трансформации высшего образования [12].

На рис. 1 представлены необходимые по мнению исследователей условия для совершения цифровой трансформации высшего образования.

Рис. 1. Необходимые условия цифровой трансформации высшего образования

Трансформация внутренних процессов учебного заведения включает в себя создание базовых информационных сервисов [8], цифровой библиотеки и кампусов [5], а также цифровизацию процессов управления исследовательскими проектами, закупками и т.д. [7].

Создание системы цифрового маркетинга, в свою очередь, обеспечивает непрерывный мониторинг репутации вуза и формирование его положительного имиджа в онлайн-пространстве, сти-

мулирование создания цифровых образовательных сообществ [18].

Создание системы цифрового взаимодействия с абитуриентами и студентами включает предоставление абитуриентам необходимой для выбора вуза информации, формирование цифровых каналов обратной связи и коммуникации со студентами, выявление результатов их обучения с помощью анализа данных [11].

Для повышения эффективности цифровой трансформации в образовании исследователи [11] предлагают фокусироваться на совершенствовании подходов к управлению и финансированию в сфере высшего образования, обеспечению его качества и прозрачности, развитию инфраструктуры образовательной среды в соответствии с прогрессом ИКТ. В достижении цели поможет формирование партнерских альянсов вузов, обеспечивающее сотрудничество в трансформации.

В связи с вышесказанным цель исследования заключается в определении возможностей цифровой трансформации управления в сфере высшего образования для достижения принципов ESG.

Методы исследования

В связи с характером поставленной цели работы был выбран качественный подход к исследованию. Этапы проведения исследования представлены на рис. 2.

Рис. 2. Этапы исследования

Отбор научных источников для исследования был произведен по ключевым словам «цифровая трансформация образования», «цифровиза-ция высшего образования» с ограничением по дате публикации не старше 5 лет. Далее в качестве теоретических методов исследования были выделены теоретическое обобщение и структурно-логический анализ, позволившие сделать обзор выбранной литературы.

Также был проведен экспертный опрос, в ходе которого исследованы основные направления, цели и средства цифровой трансформации высшего образования и ее преимущества для студентов образовательных учреждений.

Электронные письма с предложением принять участие в опросе были высланы 61 эксперту. Критерием отбора экспертного пула было наличие не менее 5 публикаций по проблеме исследования в рецензируемых изданиях. Согласие принять участие в опросе дали 52 человека, после чего им были высланы электронные письма с вопросами о направлениях, целях и средствах цифровой трансформации высшего образования, преимуществе для студентов, ее проблемах. Участники опроса были предупреждены о целях опроса

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

и о том, что организаторы исследования планируют опубликование его результатов в обобщенной форме.

После получения ответов экспертам было отправлено повторное письмо, в котором было предложено расставить по шкале порядка выявленные преимущества цифровой трансформации высшего образования в зависимости от уровня их значимости с присвоением баллов каждому. На основании выставленных оценок было осуществлено ранжирование результатов и определение весов, фиксирующих значимость преимущества с экспертной точки зрения. Для более объективного анализа данных было проведено измерение степени согласованности экспертных мнений с математической обработкой результатов с помощью коэффициента конкордации Кендалла [17].

Результаты исследования

Результаты экспертного опроса позволили обозначить основные направления, цели и средства цифровой трансформации высшего образования.

На основе результатов экспертного опроса выделены 2 основных направления цифровой трансформации высшего образования: эффективное использование цифровых технологий в образовательном процессе и оптимизация процессов управления, регулирования, мониторинга.

Для первого направления поставлены следующие цели трансформации: обеспечение доступности и современности цифровой образовательной среды; развитие цифровых компетенций работников сферы; обновление образовательного контента. Средствами для их достижения являются: наличие компьютерного и мультимедийного оборудования, должного программного обеспечения; повышение квалификации и обновление стандартов образования; доступный для получения образования цифровой контент.

Во втором направлении также выделены 3 цели цифровой трансформации: предоставление прозрачных, удобных и эффективных образовательных услуг, достигающееся средствами электронного делопроизводства, поступления и присвоения учебных званий; оптимизация и автоматизация процессов управления образованием способом создания цифровых инструментов для измерения результатов обучения, проведения лицензирования, аттестации и конкурсных отборов; использование данных сферы образования и науки для принятия управленческих решений на всех уровнях. Последняя цель предполагает доступность получаемых данных для стейкхолдеров, которая достигается эффективным взаимодействием государственных реестров и организацией единых кабинетов образовательных данных.

Определенные экспертным опросом преимущества цифровой трансформации высшего образования для обучающихся были проранжированы с коэффициентом конкордации W = 0,69, что сви-

детельствует о сильной согласованности экспертных мнений (рис. 3).

Рис. 3. Основные преимущества цифровой трансформации высшего образования для студентов

Также в результате экспертного опроса были определены основные преимущества цифровой трансформации высшего образования для учебного заведения с коэффициентом конкордации W = 0,71 (рис. 4).

Поддержка профессионального уровня преподавателей

Повышение эффективности процессов управления и организации

■Экономия ресурсов для создания учебной срслы

Формирование мобильных структур управления образованием

1 1

0.2

0.16

^ 0 3

0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25

Рис. 4. Основные преимущества цифровой трансформации высшего образования для вуза

Обсуждение результатов

Предложенные экспертами направления цифровой трансформации высшего образования в определенной степени согласуются с результатами предыдущих исследований, в которых предусмотрены следующие направления:

- трансформация существующей парадигмы высшего образования; поощрение учебных заведений к внедрению студенческо-центрированного обучения, использование потенциала ИКТ в образовательном процессе [13];

- создание цифрового образовательного пространства, поддерживающего как студентов, так и преподавателей [17];

- развитие и обслуживание цифровой инфраструктуры, требуемой для изменения образовательной парадигмы [12].

Также результаты исследования показали, что для учащихся цифровая трансформация высшего образования обеспечивает:

- развитие технологических и цифровых навыков, которые необходимы для конкуренции на рынке труда в условиях формирования Индустрии 4.0 [11];

- индивидуализацию и дифференциацию обучения, поскольку учащиеся могут развиваться в соответствии со своими возможностями и предпочтениями, оптимизировать индивидуальные образовательные траектории [5];

- интерактивность обучения, так как цифровые технологии облегчают общение между всеми участниками образовательного процесса, помогают организовать совместную работу, предоставляют возможность конструктивной обратной связи [10];

- повышение внимания и вовлеченности через взаимодействие с окружающими людьми, поскольку симуляция среды с использованием цифровых технологий упрощает обучение и ускоряет формирование навыков в условиях, приближенных к реальным [6];

- более дешевый способ доступа к образованию, поскольку цифровизация снижает расходы учащихся на транспорт, проживание и общую стоимость обучения в вузе [8].

Самому учебному заведению высшего образования цифровая трансформация позволит:

- поддержать профессиональный уровень и цифровую грамотность преподавателей путем предоставления возможности обмена наилучшим педагогическим опытом в процессе развития цифровой образовательной среды [15];

- улучшить эффективность процессов управления, организации и прозрачность деятельности [3];

- экономить ресурсы для создания учебной и исследовательской среды через удаленную работу преподавателей, возможность быстро и дешево создавать виртуальные прототипы, повторять каждые эксперименты столько раз, сколько необходимо [9];

- сформировать мобильные структуры управления образовательным процессом [16]. Экспертами отмечается, что необходимое условие цифровой трансформации заключается в наличии цифровой инфраструктуры на институциональном уровне. Последующее практическое применение технологий, в свою очередь, должно включать преподавательскую деятельность по организации образовательных программ и разработке соответствующей методологии [9].

Заключение

Развитие цифровых технологий изменило способ взаимодействия, работы и обучения людей. Так, начавшаяся цифровая трансформация высшего образования демонстрирует количество предстоящей работы по обеспечению эффективности использования инновационных компьютерных технологий.

Переход к цифровому высшему образованию несет в себе как вызовы, так и возможности для укрепления позиций российских вузов на мировой арене. С помощью реализации описанных в работе условий для цифровой трансформации возмож-

но преодоление трудностей на пути к устойчивому развитию в сфере образования.

Поскольку внедрение цифровых технологий может отличаться в зависимости от характера каждого учреждения и организованной в нем формы обучения, перспективным будет проведение дальнейших исследований с учетом специфики конкретных учебных заведений. Помимо того, для описания существующих условий цифровой трансформации высшего образования рекомендуется проведение анализа исполнения положений государственной политики по ее осуществлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Ахметшин Э.М., Васильев В.Л. Отраслевые аспекты и новые тренды развития системы высшего образования в России в условиях цифровой трансформации // Сборник научных трудов по материалам 4-й Всероссийской научно-практической конференции: «Цифровая трансформация промышленности: современные формы устойчивого развития» (9 ноября 2023 г.). Москва, 2023. С. 88-93.

2. Ахметшин Э.М. Цифровая трансформация высшего образования: состояние, проблемы и перспективы // Инновации. 2020. № 2 (256). С. 83-88.

3. Antonopoulou K., Begkos C., Zhu Z. Staying afloat amidst extreme uncertainty: A case study of digital transformation in Higher Education // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 192. 122603. DOI: 10.1016/j.techfore.2023.122603

4. Barmuta K., Zainullin L., Kurikov V., Arkanova I., Anuchina O., Chernov V. Impact of migration processes on socioeconomic changes in Russia and the security of its citizens // Relates Internacion-ais no Mundo Atual. 2023. No. 4(42). P. 717-729. DOI: 10.21902/Revrima.v4i42.6558

5. Eflova M., Maximova O., Nagmatullina L., Be-lyaev V. Digital Socialization of Youth: Significant Changes in the Context of Global Systemic Transformations // Interacción Y Perspectiva. 2023. No. 14(1). P. 221-229. DOI: 10.5281/zeno-do.10456285

6. Frolova E. V., Rogach O.V., Faizullin R.V. Problems of Student Communication in Online Learning // European Journal of Contemporary Education. 2023. No. 12(1). P. 79-91. DOI: 10.13187/ ejced.2023.1.79

7. Gruzina Yu. M., Ponomareva M.A., Shmeleva L.A., Shtanova K.A. Does Higher Education Promote Human Capital Development: Comparison of Russia and OECD Countries // European Journal of Contemporary Education. 2022. No. 11(4). P. 1105-1112. DOI: 10.13187/ejced .2022.4.1105

8. Kabanova E. E., Vetrova E.A. Quality of Educational Services in the Distance Format: Assessment of Moscow Higher Education Institutions' Students // European Journal of Contemporary Education. 2022. No. 11(4). P. 1113-1123. DOI: 10.13187/ ejced.2022.4.1113

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

o d

u

CM

o

CM

9. Kalugina T., Timchenko M. Digitalization of Higher Education in 2021 - Challenges for University Students In Russia // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2023. No. 5(2). P. 102-117. DOI: 10.46539/gmd.v5i2.344

10. Khurniawan A. W., Irmawaty, Supriadi D. The impact of digital leadership on digital transformation in university organizations: an analysis of students' views // Perspectives of Science and Education. 2024. No. 67 (1). P. 677-690. DOI: 10.32744/ pse.2024.1.38

11. Mukul E., Buyukozkan G. Digital transformation in education: A systematic review of education 4.0 // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 194. 122664. DOI: 10.1016/j.tech-fore.2023.122664

12. Muyang G., Sekerin V., Efremov A., Gorokhova A., Gayduk V. Legal basis for the development of an industrial internet platform in the context of digital transformation // Revista Juridica. 2023. No. 3(75). P. 667678. DOI: 10.26668/revistajur.2316-753X.v3i75.6503

13. Nermend M., Singh S., Singh U.S. An evaluation of decision on paradigm shift in higher education by digital transformation // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 207. P. 1959-1969. DOI: 10.1016/j.procs.2022.09.255

14. OECD. OECD Skills Outlook 2023: Skills for a Resilient Green and Digital Transition. Paris: OECD Publishing, 2023. DOI: 10.1787/27452f29-en

15. Santos H., Batista J., Marques R.P. Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. P. 123-130. DOI: 10.1016/j.procs.2019.12.163

16. Sinitsyna I., Rebro O., Vukovich G., Manchenko E., Rets N., Chuksina O. Transformation of higher education: search for optimal regulatory mechanisms to achieve sustainable social development // Relates Internacionais no Mundo Atual. 2023. No. 2(40). e06525. DOI: 10.21902/Revrima.v2i40.6525

17. Tsilenko L., Znamenskaya O., Vasyukov V., Grunina Y., Yanovskaya G. Digital transformation of higher education: key directions, objectives, tools, and benefits for achieving sustainable development of the state // Revista Juridica. 2023. No. 4(76). P. 582-594. DOI: 10.26668/revista-jur.2316-753X.v4i76.6537

18. Zhumukova A., Osmonbaeva K., & Dootaliev A. Effect of the quality of education on economic processes within Higher Education institutions // Revista Conrado. 2024. No. 20(97). P. 358-362.

INTEGRATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES: ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE EGS PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

Kozachek A.V., Denisova D.A., Zadyora O.A., Pavlyuchko I.P., Baranova E.A.

Tambov State Technical University, Russian Federation, Tambov; Russian State Social University; Kamyshin Technological Institute (branch of) Volgograd State Technical University, National Research Moscow State University of Civil Engineering; K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University)

Currently, the field of education is undergoing significant changes due to the spread of digital technology. That is why the article explores the relevance of the digital transformation of higher education in the context of modern challenges, opportunities and prospects. The purpose of the work is to identify opportunities for digital transformation of management in higher education to achieve ESG principles. The research methodology included literature analysis and an expert survey. As a result of the study, key advantages of digitalization of higher education were identified, such as developing digital skills among students and supporting the professional level of teachers in higher education institutions. The conclusions emphasize the necessity of integrating digital technologies into the educational process for sustainable development and strengthening the position of Russian universities on the global stage.

Keywords: higher education, digital transformation, digital technologies, digitalization, sustainable development, digital sphere, ESG

References

1. Akhmetshin E.M., Vasiliev V.L. Industry aspects and new trends in the development of the higher education system in Russia in the context of digital transformation // Collection of scientific papers based on the materials of the 4th All-Russian scientific and practical conference: "Digital transformation of industry: modern forms of sustainable development" (November 9, 2023). Moscow, 2023. pp. 88-93.

2. Akhmetshin E.M. Digital transformation of higher education: state, problems and prospects // Innovations. 2020. No. 2 (256). pp. 83-88.Antonopoulou K., Begkos C., Zhu Z. Staying afloat amidst extreme uncertainty: A case study of digital transformation in Higher Education // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 192. 122603. DOI: 10.1016/j.tech-fore.2023.122603

3. Antonopoulou K., Begkos C., Zhu Z. Staying afloat amidst extreme uncertainty: A case study of digital transformation in Higher Education // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 192. 122603. DOI: 10.1016/j.techfore.2023.122603

4. Barmuta K., Zainullin L., Kurikov V., Arkanova I., Anuchina O., Chernov V. Impact of migration processes on socioeconomic changes in Russia and the security of its citizens // Relapoes Internacionais no Mundo Atual. 2023. No. 4(42). P. 717-729. DOI: 10.21902/Revrima.v4i42.6558

5. Eflova M., Maximova O., Nagmatullina L., Belyaev V. Digital Socialization of Youth: Significant Changes in the Context of Global Systemic Transformations // Interacción Y Perspectiva. 2023. No. 14(1). P. 221-229. DOI: 10.5281/zenodo.10456285

6. Frolova E. V., Rogach O.V., Faizullin R.V. Problems of Student Communication in Online Learning // European Journal of Contemporary Education. 2023. No. 12(1). P. 79-91. DOI: 10.13187/ejced.2023.1.79

7. Gruzina Yu. M., Ponomareva M.A., Shmeleva L.A., Shtano-va K.A. Does Higher Education Promote Human Capital Development: Comparison of Russia and OECD Countries // European Journal of Contemporary Education. 2022. No. 11(4). P. 1105-1112. DOI: 10.13187/ejced.2022.4.1105

8. Kabanova E. E., Vetrova E.A. Quality of Educational Services in the Distance Format: Assessment of Moscow Higher Education Institutions' Students // European Journal of Contemporary Education. 2022. No. 11(4). P. 1113-1123. DOI: 10.13187/ ejced.2022.4.1113

9. Kalugina T., Timchenko M. Digitalization of Higher Education in 2021 - Challenges for University Students In Russia // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2023. No. 5(2). P. 102-117. DOI: 10.46539/gmd.v5i2.344

10. Khurniawan A. W., Irmawaty, Supriadi D. The impact of digital leadership on digital transformation in university organizations: an analysis of students' views // Perspectives of Science and Education. 2024. No. 67 (1). P. 677-690. DOI: 10.32744/ pse.2024.1.38

11. Mukul E., Buyukozkan G. Digital transformation in education: A systematic review of education 4.0 // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 194. 122664. DOI: 10.1016/j. techfore.2023.122664

12. Muyang G., Sekerin V., Efremov A., Gorokhova A., Gay-duk V. Legal basis for the development of an industrial internet platform in the context of digital transformation // Revista

Juridica. 2023. No. 3(75). P. 667-678. DOI: 10.26668/revista-jur.2316-753X.v3i75.6503

13. Nermend M., Singh S., Singh U.S. An evaluation of decision on paradigm shift in higher education by digital transformation // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 207. P. 1959-1969. DOI: 10.1016/j.procs.2022.09.255

14. OECD. OECD Skills Outlook 2023: Skills for a Resilient Green and Digital Transition. Paris: OECD Publishing, 2023. DOI: 10.1787/27452f29-en

15. Santos H., Batista J., Marques R.P. Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. P. 123130. DOI: 10.1016/j.procs.2019.12.163

16. Sinitsyna I., Rebro O., Vukovich G., Manchenko E., Rets N., Chuksina O. Transformation of higher education: search for optimal regulatory mechanisms to achieve sustainable social development // Relaçoes Internacionais no Mundo Atual. 2023. No. 2(40). e06525. DOI: 10.21902/Revrima.v2i40.6525

17. Tsilenko L., Znamenskaya O., Vasyukov V., Grunina Y., Yano-vskaya G. Digital transformation of higher education: key directions, objectives, tools, and benefits for achieving sustainable development of the state // Revista Juridica. 2023. No. 4(76). P. 582-594. DOI: 10.26668/revistajur.2316-753X.v4i76.6537

18. Zhumukova A., Osmonbaeva K., & Dootaliev A. Effect of the quality of education on economic processes within Higher Education institutions // Revista Conrado. 2024. No. 20(97). P. 358362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.