Структурирование направлений цифрового развития университетов на основе исследования международного опыта
СО CS
о
CS cd
О Ш
m
X
<
m
о
X X
Шиндина Татьяна Александровна
доктор экономических наук, доцент, директор, Институт дистанционного и дополнительного образования, Национальный исследовательский университет «МЭИ», [email protected]
Михайлова Ирина Петровна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Реклама, связи с общественностью и лингвистика», Национальный исследовательский университет «МЭИ», [email protected]
Усманова Наталья Владимировна
заместитель директора, Институт дистанционного и дополнительного образования, Национальный исследовательский университет «МЭИ», [email protected]
Князева Нина Владимировна
начальник отдела дистанционного обучения, Институт дистанционного и дополнительного образования, Национальный исследовательский университет «МЭИ», [email protected]
Цифровая трансформация как новая философия развития активно масштабируется на все сферы жизни общества, особо динамично данный тренд на фоне пандемии COVID-19 подхватил сегмент высшего образования. В связи с пандемийными ограничениями мы наблюдаем массовый процесс перехода в цифровую среду, электронные и дистанционные формы взаимодействия на время стали единственным способом реализации образовательный программ. Данная ситуация требует комплексного подхода к решению задач цифровизации вузов. Целью данного исследования является выявление направлений и инструментов цифровизации высшего образования на основе системного подхода. Для достижения поставленной цели рассмотрены передовые практики цифровизации вузов на основе выделения лидеров по существующим тематическим рейтингам. Интересные передовые международные практики систематизированы по основным направлениям деятельности университетов: формирование модели цифрового университета, цифровые методы в учебной деятельности, цифрови-зация в области научно-исследовательской деятельности, цифрови-зация в области студенческой инфраструктуры, цифровизация административной деятельности, создание и управление пулом поставщиков цифровых решений, модель управления цифровым развитием университета.
Рассмотренные области и инструменты направлены на максимально эффективную интеграцию в цифровое пространство общества и создание комфортной цифровой среды для всех участников образовательного процесса, центральным звеном в котором является студент, его способности и индивидуальный подход к выстраиванию персональных образовательных траекторий. Вместе с тем сделан вывод, что цифровизация университета приводит к повышению нагрузки на преподавателя, что требует проработка эффективных мер развития цифровых компетенции профессорско-преподавательского состава. Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая среда, циф-ровизация высшего образования.
Материалы подготовлены в рамках выполнения задания Российского научного фонда на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами на тему «Разработка организационного механизма управления развитием цифровых компетенции педагогических работников системы высшего образования в условиях цифровой трансформации», номер проекта 23-28-01458.
Введение
Мировые тренды на активное расширение применения цифровых технологий, заключающееся в перенастройке бизнес-процессов в организации, отрасли, государстве на основе применения новых информационных технологии и решений, неминуемо коснулись и социально-культурной сферы, в том числе образования. На сегодняшний день усилия государств направлены на создание условий для активизации процессов цифровой трансформации. В связи с чем актуальным в методическом и практическом плане является выработка инструментов и механизмов цифровой трансформации сегмента образования.
Анализ публикации по теме цифровой трансформации высшего образования показал, что все исследования по данной теме можно структурно разделить на два блока: первый направлен на исследование внешних эффектов цифровой трансформации высшего образования, второй посвящен рассмотрению внутрисистемных вопросов функционирования организации высшего образования.
Внешние эффекты заключаются во влиянии цифровиза-ции высшего образования на другие сферы жизни общества. Так, Bowyer В., Kahne J. (2020) [i] установили положительную связь между цифровой грамотностью студентов, вовлеченностью в электронную образовательную среду и активной гражданской позиции. Habibi F., Zabardast M.A. (2020) [2] выявили, что страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с более развитым сектором ИКТ, уровнем цифровизации образования демонстрируют более высокие темпы экономического роста. Проблемам формирования социального капитала студентов в условиях электронного взаимодействия посвящено исследование Zheng F., Khan N.A., Hussain S. (2020) [3], авторы указывают как на риски, связанные с необходимостью самоконтроля и самоуправления, так и на новые возможности для проактивной личности. Также исследователи обращают внимание, что расширение практики электронного обучения положительно влияет рост возможностей для людей с ограниченными физическими возможностями (Pacheco E., L. Miriam, Yoong P. (2018)) [4], а также повышается качество обучения в отдаленных небольших регионах (Wang J., Tigelaar D.E.H., Admiraal W. (2019)) [5].
Внутрисистемные вопросы, связанные с цифровой трансформацией сферы образования, посвящены отдельным элементам цифровой трансформации: в первую очередь - поиску новых эффективных технологий. Так, Reguera E.A., Lopez M. (2021) [6] в своем исследовании доказали эффективность применения цифровой доски в виртуальном пространстве в рамках реализации электронного обучения. Технологии дополненной реальности в формате разработки приложений по электронным курсам описаны в работе Lindner C., Rienow A., Jürgens C. (2019) [7]. Nazari N., Shabbir M.S., Setiawan R. (2021) [8] доказали наличие положительных эффектов применения цифрового помощника по письму на основе искусственного интеллекта для студентов, для которых язык преподавания не является родным. В отдельную группу исследований стоит выделить работы, посвященные цифровой восприимчивости непосредственных участников образовательного процесса -студентов и преподавателей. Здесь кроется один из барьеров
цифровой трансформации высшего образования: в то время как студенты демонстрируют достаточно высокий уровень электронных навыков (Fleaca E., Stanciu R.D. (2019)) [9], преподаватели нуждаются в ускоренном наращивании цифровых компетенции (Nunez-Canal M., Mercedes de Obesso M., Perez-Rivero C.A. (2022) [10].
Цифровая трансформация высшего образования требует и новых подходов к обучению. Так, в работе Ivanov I., Cobo J. C., Kosonogova M.(2020) [11] рассмотрена проблема формирования педагогической основы управления обучением в цифровой обучающей среде. Предлагается моделировать психолого-педагогические процессы на основе развивающего обучения с целью разработки индивидуальных траекторий обучения студентов. Новые методы обучения в электронной образовательной среде для развития предпринимательского потенциала студентов предложили Sousa M. J., Carmo M., Gongalves A.C., Cruz R., Martins J. M.(2019) [12].
Вместе с тем важным элементом цифровизации образования является настраивание коммуникации в студенческой и преподавательской среде. Результаты исследования Santos H., Batista J., Marques R.P. (2019) [13] показали, что студенты предпочитают для коммуникации приложения, которые позволяют осуществлять межличностное общение, а также применять подобные технологий для общения со своими преподавателями. Поэтому серьезные усилия университетов направлены на создание электронной интерактивной образовательной среды, что является общей тенденцией как для классических вузов, так и вузов, специализирующихся на электронном обучении (Zain S. (2021) [14]).
Таким образом, приведенный обзор показывает, что тематика цифровизации высшего образования является актуальной в современных исследованиях. При этом авторы чаще всего рассматривают односторонние аспекты цифровизации, что несколько ограничивает практическую значимость исследований с позиции выстраивания процессов и систем управления цифровизации вузов. В связи с чем целью настоящего исследования является выявление основных направлений и инструментов цифровизации университета на основе системного подхода к цифровой трансформации, что позволит проводить детализированный анализ цифровой среды участников образовательного процесса с целью проработки программы адаптации сотрудников к цифровой среде университета. В работе на основе анализа научной литературы, а также практических кейсов по цифровизации сектора высшего образования обозначены основные обязательные элементы цифровой трансформации и представлен обзор инструментов по каждому направлению.
Методы
В международной практике используются различные рейтинги для оценки уровня цифрового развития и цифровой зрелости вузов. В качестве примеров таких рейтингов можно привести такие рейтинги как:
• Most Innovative Schools National Universities (USA) [15]
• The Most Technologically Advanced Colleges (USA) [16]
• Best Online Colleges and Top Online Universities (USA) [17]
В таблице 1 представлены позиции вузов в этих рейтингах
(Топ-10 для каждого рейтинга по последнему доступному году).
Рейтинг «Most Innovative Schools National Universities» [15] составляется путем опросов представителей высшего руководства вузов (экспертная оценка). В рамках опросов требуется выделить несколько университетов, которые по версии отвечающего являются примерами демонстрации инновационных решений в таком широком спектре областей, всесторонне характеризующих деятельность вуза, как: программы
образования и учебные курсы, деятельность профессорско-преподавательского состава, взаимодействие «университет-студент», деятельность кампуса, университетские объекты и инфраструктура. С точки зрения охвата сфер деятельности организации высшего образования данный рейтинг может считаться наиболее комплексным из рассмотренных.
Таблица 1
Топ10 вузов по версии каждого из рейтингов (за последний доступный год)
Most Innovative Schools National Universities (2021) The Most Technologically Advanced Colleges (2020) Best Online Colleges and Top Online Universities (2021)
1 Arizona State University 1 Wake Forest University 1 Northeastern University
2 Georgia State University 2 Arizona State University 2 Indiana University
3 Massachusetts Institute of Technology 3 California Institute of Technology 3 California State University
4 Georgia Institute of Technology 4 Purdue University 4 University of Florida
5 Carnegie Mellon University 5 Clemson University 5 University of Central Florida
6 University of Maryland 6 University of Minnesota 6 LeTourneau University
7 Stanford University 7 Carnegie Mellon University 7 Texas Tech University
8 Purdue University 8 University of Nebraska 8 Arizona State University
9 Elon University 9 University of Southern California 9 Colorado State University
10 University of Michigan 10 Pennsylvania State University 10 Trine University
Рейтинг «The Most Technologically Advanced Colleges» [16] также использует метод экспертных оценок и рассматривает университеты с точки зрения широты предоставляемых «технологических инструментов, направленных на создание ценности для обучающихся» (таким образом в первую очередь ориентируется на те технологические решения, которые обеспечивают внешнее взаимодействие или так называемую «клиентскую составляющую»).
Рейтинг «Best Online Colleges and Top Online Universities» [17] в то же время нацелен в основном на выявление лучших университетов с точки зрения онлайн обучения. Методика рей-тингования использует балльно-рейтинговую оценку [18] по 3 ключевым направлениям (в том числе 2 «классических» направления и только 1 направление, которое может рассматриваться как мерило цифровой зрелости) - академический уровень, доступность образования (оба - «классические»), доля онлайн обучения (включает в себя такие параметры, как «Процент программ, доступных в электронном виде» и «Доля студентов, посещающих онлайн курсы»).
С учетом разнородного характера формирования рейтингов (а также разных аспектов, на которых делаются акценты при формировании рейтингов), можно все же выделить ряд университетов, которые присутствуют в Топ10 сразу в нескольких отраслевых рейтингах (в то же время целесообразно отметить, что в большинстве своем рейтинги пересекаются незначительно). Так, например:
• Arizona State University входит в Топ-10 всех 3 рассмотренных рейтингов (в 2 из которых занимает лидирующие позиции)
• Purdue University и Carnegie Mellon University входят в Топ-10 для 2 рассмотренных рейтингов.
Так как представленные рейтинги составляются только для вузов США, то с целью изучения интересных практик европейских вузов был выбран TUDelft, который занимает лидирующие позиции в рейтингах по версии QS World [19] и версии THE Engineering & Tech [20].
X X
о го А с.
X
го m
о
ю 00
2 О
м
CJ
В рамках дальнейшего исследования в статье были рассмотрены цифровые практики, применяемые в вузах данного перечня. Анализ методик построения рейтингов и научных публикации в области цифровой трансформации позволил на основе системного подхода сгруппировать все области цифро-визации высшего образования на следующие направления:
- Формирование модели цифрового университета
- Цифровые методы в учебной деятельности
- Цифровизация в области научно-исследовательской деятельности
- Цифровизация в области студенческой инфраструктуры
- Цифровизация административной деятельности
- Создание и управление пулом поставщиков цифровых решений
- Модель управления цифровым развитием университета
Систематизация цифровых решений в сфере высшего образования представлена в разрезе обозначенных направлений.
Результаты
Анализ кейса цифровой трансформации Arizona State University [21] позволил выделить основные приоритетные направления цифровизации вуза, характеризующим цифровую среду университета, к ним относятся: ориентир на развитие новой модели обучения онлайн с высокой степенью адаптивности и персонализации; разработка партнерских проектов с компаниями и государственными исследовательскими центрами; стратегический фокус на цифровизацию кампуса.
Purdue University [22] в качестве основных целей развития выделяют: создание гибкой модели онлайн-обучения, в т.ч. для работающих полный рабочий день, и новые способы оплаты; расширение спектра удобных сервисов информирования студентов; внедрение единого ID для доступа ко всем услугам кампуса, а также сбор и анализ данных об их использовании.
TUDelft [23] определяют: стратегический фокус на развитие ИТ-технологий; гибкость образовательных программ и возможность онлайн-обучения; разработка партнерских курсов с сетью мировых технических университетов.
Сводная характеристика современных цифровых решений в рассматриваемых университетах представлена в таблице.
В таблице 2 представлены цифровые решения в деятельности рассматриваемых университетов, структурированные по направлениям.
м
CS
0
CS
со
01
о ш
DÛ X
и
<
m о х
X
Таблица 2
Цифровых решения Arizona State University, Purdue University и TUDelft по направлениям
Формирование модели цифрового университета
Arizona State University
Purdue University
TUDelft
АЗи стремится к роботизированной модели онлайн-образования, способной персонализировать и адаптировать курсы под потребности каждого студента и доступной в любое время и в любой точке мира
Обучение в университете возможно как офлайн, так и на онлайн-платформе edX с возможностью получить диплом о прохождении курса Программа Purdue University Global предоставляет возможность онлайн-обучения по более чем 175 направлениям с индивидуальным расписанием и персональным куратором для работающих людей. Первые три недели -
Университет предоставляет возможность совмещать традиционные офлайн-программы с онлайн-курсами по любой специальности от партнерских университетов
Цифровые методы в учебной деятельности
Создана обширная библиотека адаптивных он-лайн-курсов для удаленного обучения. Около Набор программ для онлайн-обучения: сервисы видеоконференций, сервисы для удаленной командной работы Мобильное приложение с возможностью просмотра расписания, оценок и личных данных, а также с
трети студентов обучаются на онлайн-програм-мах Использование геймифи-кации в процессе обучения - например, возможность выбора курсов и дисциплин с помощью онлайн-игры me3 Система Canvas предоставляет информацию об актуальных курсах и расписании Цифровые учебники Сервис для проведения он-лайн-консультаций с преподавателями университета Исследования и инновационная экосистема Мобильное приложение, предоставляющее доступ к актуальным научным статьям и результатам исследований Онлайн-лаборатории для развития письменных и математических навыков и дистанционный доступ к электронной библиотеке Система Интернета вещей, связанная с мобильным приложением, для контроля экспериментов (совместно с компаниями HPE и Aruba) функцией регистрации на новые курсы. Система push-уве-домлений заменяет большинство из писем на электронной почте студентов. Возможность приобрести ноутбуки для учебы со скидкой от университета Электронный портал с возможностью загрузить необходимые для обучения программы Библиотека онлайн-курсов МООС на платформе edX
Цифровизация в области студенческой инфраструкт фы
Система распознавания лиц на территории кампуса Информация из LMS университета синхронизируется с системой голосового управления от компании Amazon (Alexa), а установленные в кабинетах «голосовые помощники» позволяют управлять техническими приборами в здании Университетский мессен-джер Slack позволяет оперативно обмениваться информацией Мобильное приложение, интегрированное с LMS, позволяет быстро получать информацию о расписании и плане кампуса Система интернета вещей (IoT) на университетском стадионе - датчики температуры, влажности, уровня шума и т.д. Приложение для приобретения билетов на университетский стадион Единое мобильное приложение с расписанием занятий, возможностью управлять актуальными задачами в календаре, смотреть задания и оценки, отслеживать время стирки белья в прачечной, приглашать друзей на мероприятия университета и созваниваться с ними по видеосвязи Мобильное приложение с 3D-навигацией по территории кампуса Мобильное приложение с возможностью посмотреть количество свободных мест в университетской столовой, спортивном зале, библиотеке и лабораториях, а также на университетской парковке Мобильное приложение для просмотра меню и заказа еды в университетских кафе Мобильное приложение с актуальными новостями и возможностью общения для сообщества выпускников университета Возможность удаленного управления офисной техникой в университете(принтеры, сканнеры и т.д.) Уголки для получения информации и помощи в управлении электронными устройствами на кампусе университета Онлайн-оформление заявки гостевого визита на кампус
Цифровизация админист эативных функции
Базовые решения для автоматизации административных функций в рамках LMS (бухгалтерия, закупки, кадры и др.) Программное обеспечение SAP для управления финансами и HR Облачное хранение данных о студентах (SURFdrive) Система шифрования данных для достижения большей безопасности
Цифровизация в области научно-исследовательской деятельности
Совместные с государственными научными центрами исследовательские базы данных Активное использование цифровых технологий в научных исследованиях Платформы и виртуальные лаборатории, объединяющие студентов и исследовательские центры компаний Uber предоставляет возможность опытным водителям и их родственникам обучаться на онлайн-про-граммах в университете за счет компании Мобильное приложение, предоставляющее доступ к актуальным научным статьям и результатам исследований Онлайн-лаборатории для развития письменных и математических навыков и дистанционный доступ к электронной библиотеке Система Интернета вещей, связанная с мобильным приложением, для контроля экспериментов (совместно с компаниями HPE и Aruba) Возможность использования инфраструктуры кампуса для исследований в сфере Интернета вещей Совместные исследования с представителями бизнеса по измерению качества воды с помощью мобильного приложения
Создание и управление пулом поставщиков цифровых решений
Развитая и современная LMS с открытой архитектурой (на базе Canvas) Уникальные ID у всех LMS-система Brightspace от компании Desire2Learn предоставляет возможность смотреть материалы курса и Единый Ю-номер для доступа к электронным ресурсам университета
участников образовательного процесса Платформа для обмена данными между удаленными частями университета
Облачное хранение информации о студентах, преподавателях и кампусе позволяет обеспечить сохранность и безопасность данных
В планы университета выходит внедрение программно-определяемой сети для передачи данных между удаленными корпусами университета
оценки, а также общаться с преподавателями Единая ID-карта для входа в помещения университета и оплаты услуг столовой и прачечной
Данные о студентах защищены двухуровневой системой аутентификации (Boiler Key)
Управление данными осуществляется с помощью инструментов SQL и Oracle
LMS-система Впд^расе с мобильной версией и возможностью кастоми-зации дизайна Онлайн-простран-ство СгШх для удалённой работы
Модель управления цифровым развитием университета
Управление техническими инновациями осуществляет Технологический департамент университета (University Technology Office), 57% бюджета университета формируются за счет платы за обучение, 13% - гранты от исследований, 10% - дотации от государства, 20% - другие источники финансирования
Управление цифровыми тех^ нологиями осуществляется Центром ITaP, который отвечает за управление компьютерами, лабораторным оборудованием, интернет-сетью в университете и программными решениями Purdue University предлагает возможность оплаты обучения, взимаемой в виде процента от заработной платы в течение нескольких лет после окончания университета
Университет управляется Исполнительным комитетом при помощи студенческих и профсоюзных организаций, операционных центров и администраций факультетов
Источник: Открытые данные Arizona State University [21], Purdue University [22] и TUDelft [23]
Обсуждение
Полученные результаты позволяют системно взглянуть на процесс цифровой трансформации университетов, мы учитываем, что вуз является открытой системой, который находится в тесном взаимодействии с внешней средой, одновременно она сама подвержена влиянию изменению внешней среды, так и сама оказывает на нее влияние. Мы согласны с выводами авторов [1, 2, 3, 4, 5] о значимости развития цифровизации сектора высшего образования для экономики, социальной сферы, расширения возможностей отдельных групп населения и обращаем внимание на важности проработки механизмов сетевого взаимодействия и создания единых интеграционных платформ. Кроме того, проведенный анализ лучших практик по цифровизации вузов позволил дополнить [6,7] прикладной набор инструментов по цифровизации учебной, организационной и методической деятельности, позволяющих выстраивать уникальные образовательные траектории и формировать персонифицированные образовательные программы. Вместе с тем выявленные направления цифровизации позволяют сделать вывод о необходимости наращения цифровых компетенции всех участников образовательного процесса, в частности, если студенты больше сфокусированы на цифровых инструментах, применяемых в учебной сфере, то преподаватели являются мультифункциональным субъектом, который должен быть адаптирован к цифровой среде, охватывающей учебную, методическую, организационную, научно-исследовательскую сферы профессиональной деятельности. В связи с чем актуальной задачей является разработка механизмов управления развитием цифровых компетенции преподавателей высшей школы, что будет являться предметом исследования авторов настоящей статьи в дальнейшем.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить основные направления, требующие особого внимания при реализации программы цифровой трансформации университетов. Определено, что основные активности в области цифровизации высшего образования направлены на:
- формирование модели цифрового университета;
- цифровые методы в учебной деятельности;
- цифровизация в области научно-исследовательской деятельности;
- цифровизация в области студенческой инфраструктуры;
- цифровизация административной деятельности;
- создание и управление пулом поставщиков цифровых решений;
- модель управления цифровым развитием университета.
Изучение ведущих вузов-лидеров в области цифровиза-ции позволило выявить актуальные механизмы и инструменты цифровой трансформации, что может быть использовано в практической деятельности всех акторов сферы образования.
Литература
1. Bowyer B., Kahne J. The digital dimensions of civic education: Assessing the effects of learning opportunities, Journal of Applied Developmental Psychology, Volume 69, 2020, 101162, https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101162.
2. Habibi F., Zabardast M. A. Digitalization, education and economic growth: A comparative analysis of Middle East and OECD countries, Technology in Society, Volume 63, 2020, 101370, ISSN 0160-791X, https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020.101370.
3.Zheng F., Khan N.A., Hussain S., The COVID 19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality, Children and Youth Services Review, Volume 119, 2020, 105694, ISSN 0190-7409, https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105694.
4. Pacheco E., L. Miriam, Yoong P. Transition 2.0: Digital technologies, higher education, and vision impairment, The Internet and Higher Education, Volume 37, 2018, Pages 1-10, ISSN 1096-7516, https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2017.11.001.
5.Wang J., Tigelaar D.E.H., Admiraal W. Connecting rural schools to quality education: Rural teachers' use of digital educational resources, Computers in Human Behavior, Volume 101, 2019, Pages 68-76, ISSN 0747-5632, https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.07.009.
6. Reguera E.A., Lopez M. (2021), Using a digital whiteboard for student engagement in distance education, Computers & Electrical Engineering, Volume 93, 2021, 107268, ISSN 00457906, https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107268.
7. Lindner C., Rienow A., Jürgens C., Augmented Reality applications as digital experiments for education - An example in the Earth-Moon System, Acta Astronautica, Volume 161, 2019, Pages 66-74, ISSN 0094-5765, https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2019.05.025.
8. Nazari N., Shabbir M.S., Setiawan R., Application of Artificial Intelligence powered digital writing assistant in higher education: randomized controlled trial, Heliyon, Volume 7, Issue 5, 2021, e07014, ISSN 2405-8440, https://doi.org/10.1016peliyon.2021.e07014.
9. Fleaca E., Stanciu R.D., Digital-age Learning and Business Engineering Education - a Pilot Study on Students' E-skills, Procedia Manufacturing, Volume 32, 2019, Pages 1051-1057, ISSN 2351-9789, https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.02.320.
10. Nunez-Canal M., Mercedes de Obesso M., Perez-Rivero C.A., New challenges in higher education: A study of the digital competence of educators in Covid times, Technological Forecasting and Social Change, Volume 174, 2022, 121270, ISSN 0040-1625, https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.121270.
11. Ivanov I., Cobo J. C., Kosonogova M. Implementation of developmental education in the digital learning environment,
X X
о го А с.
X
го m
о
0
2 О
м
CJ
fO
2
о
2
cd
О Ш
m
X
А
m О X X
Procedia Computer Science, Volume 172, 2020, Pages 517-522, ISSN 1877-0509, https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.05.062.
12. Sousa M. J., Carmo M., Gongalves A.C., Cruz R., Martins J. M., Creating knowledge and entrepreneurial capacity for HE students with digital education methodologies: Differences in the perceptions of students and entrepreneurs, Journal of Business Research, Volume 94, 2019, Pages 227-240, ISSN 0148-2963, https://doi.org/10.1016/jJbusres.2018.02.005.
13. Santos H., Batista J., Marques R.P. (2019), Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students, Procedia Computer Science, Volume 164, 2019, Pages 123-130, ISSN 1877-0509, https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.12.163.
14. Zain S. (2021)), 13c - Digital transformation trends in education, Editor(s): David Baker, Lucy Ellis, In Chandos Digital Information Review, Future Directions in Digital Information, Chandos Publishing, 2021, Pages 223-234, ISBN 9780128221440, https://doi.org/10.1016/B978-0-12-822144-0.00036-7.
15. Most Innovative Schools National Universities. Режим доступа: https://www.usnews.com/best-colleges/rankings/national-universities/innovative.
16. The Most Technologically Advanced Colleges (USA). Режим доступа: https://www.bestcolleges.com/features/most-technologically-advanced-colleges/.
17. Best Online Colleges and Top Online Universities (USA). Режим доступа: https://www.bestcolleges.com/features/top-online-schools/.
18. Методика расчета рейтинга «Best Online Colleges and Top Online Universities». Режим доступа: https://www.bestcolleges.com/subject-ranking-methodology/
19. Рейтинг университетов мира QS. Режим доступа: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/
20. Рейтинг THE Engineering & Tech. Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2020/engineering-technology
21. Официальный сайт Arizona State University. Режим доступа: https://www.asu.edu/
22. Официальный сайт Purdue University. Режим доступа: https://www.purdue.edu/
23. Официальный сайт TUDelft. Режим доступа: https://www.tudelft.nl/
Structuring the directions of digital development of universities based on the
study of international experience Shindina T.A., Mikhaylova I.P., Usmanova N.V., Knyazeva N.V.
National Research University MPEI
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Digital transformation as a new development philosophy is actively scaling up to all spheres of society, especially dynamically this trend against the backdrop of the COVID-19 pandemic was picked up by the higher education segment. Due to pandemic restrictions, we are witnessing a massive process of transition to the digital environment, electronic and remote forms of interaction have temporarily become the only way to implement educational programs. This situation requires an integrated approach to solving the problems of digitalization of universities. The purpose of this study is to identify areas and tools for the digitalization of higher education based on a systematic approach. To achieve this goal, the best practices of digitalization of universities are considered based on the selection of leaders based on existing thematic rankings. Interesting advanced international practices are systematized in the main areas of activity of universities: the formation of a model of a digital university, digital methods in educational activities, digitalization in the field of research activities, digitalization in the field of student infrastructure, digitalization of administrative activities, creation and management of a pool of digital solution providers, university digital development management model. The considered areas and tools are aimed at the most effective integration into the digital space of society and the creation of a comfortable digital environment for all participants in the educational process, the central link in which is the student, his abilities and an individual approach to building personal educational trajectories. At the same time, it was concluded
that the digitalization of the university leads to an increase in the load on the teacher, which requires the development of effective measures for the development of digital competence of the teaching staff.
Keywords: digital transformation, digital environment, digitalization of higher education.
References
1. Bowyer B., Kahne J. The digital dimensions of civic education: Assessing the effects of learning opportunities, Journal of Applied Developmental Psychology, Volume 69, 2020, 101162, https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101162.
2. Habibi F., Zabardast M. A. Digitalization, education and economic growth: A comparative analysis of Middle East and OECD countries, Technology in Society, Volume 63, 2020, 101370, ISSN 0160-791X, https://doi.org/10.1016/jtechsoc.2020.101370.
3. Zheng F., Khan N.A., Hussain S., The COVID 19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality, Children and Youth Services Review, Volume 119, 2020, 105694, ISSN 0190-7409, https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105694.
4. Pacheco E., L. Miriam, Yoong P. Transition 2.0: Digital technologies, higher education, and vision impairment, The Internet and Higher Education, Volume 37, 2018, Pages 1-10, ISSN 1096-7516, https://doi.org/10.1016/jjheduc.2017.11.001.
5. Wang J., Tigelaar D.E.H., Admiraal W. Connecting rural schools to quality education: Rural teachers' use of digital educational resources, Computers in Human Behavior, Volume 101, 2019, Pages 68-76, ISSN 0747-5632, https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.07.009.
6. Reguera E.A., Lopez M. (2021), Using a digital whiteboard for student engagement in distance education, Computers & Electrical Engineering, Volume 93, 2021, 107268, ISSN 0045-7906, https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107268.
7. Lindner C., Rienow A., Jürgens C., Augmented Reality applications as digital experiments for education - An example in the Earth-Moon System, Acta Astronautica, Volume 161, 2019, Pages 66-74, ISSN 0094-5765, https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2019.05.025.
8. Nazari N., Shabbir M.S., Setiawan R., Application of Artificial Intelligence powered digital writing assistant in higher education: randomized controlled trial, Heliyon, Volume 7, Issue 5, 2021, e07014, ISSN 2405-8440, https://doi.org/10.1016peliyon.2021.e07014.
9. Fleaca E., Stanciu R.D., Digital-age Learning and Business Engineering Education - a Pilot Study on Students' E-skills, Procedia Manufacturing, Volume 32, 2019, Pages 1051-1057, ISSN 2351-9789, https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.02.320.
10. Nünez-Canal M., Mercedes de Obesso M., Perez-Rivero C.A., New challenges in higher education: A study of the digital competence of educators in Covid times, Technological Forecasting and Social Change, Volume 174, 2022, 121270, ISSN 0040-1625, https://doi.org/10.1016/jtechfore.2021.121270.
11. Ivanov I., Cobo J. C., Kosonogova M. Implementation of developmental education in the digital learning environment, Procedia Computer Science, Volume 172, 2020, Pages 517-522, ISSN 1877-0509, https://doi.org/10.1016procs.2020.05.062.
12. Sousa M. J., Carmo M., Gonpalves A.C., Cruz R., Martins J. M., Creating knowledge and entrepreneurial capacity for HE students with digital education methodologies: Differences in the perceptions of students and entrepreneurs, Journal of Business Research, Volume 94, 2019, Pages 227-240, ISSN 01482963, https://doi.org/10.1016/jjbusres.2018.02.005.
13. Santos H., Batista J., Marques R.P. (2019), Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students, Procedia Computer Science, Volume 164, 2019, Pages 123-130, ISSN 1877-0509, https://doi.org/10.1016procs.2019.12.163.
14. Zain S. (2021)), 13c - Digital transformation trends in education, Editor(s): David Baker, Lucy Ellis, In Chandos Digital Information Review, Future Directions in Digital Information, Chandos Publishing, 2021, Pages 223-234, ISBN 9780128221440, https://doi.org/10.1016/B978-0-12-822144-0.00036-7.
15. Most Innovative Schools National Universities. Access mode: https://www.usnews.com/best-colleges/rankings/national-universities/innovative.
16. The Most Technologically Advanced Colleges (USA). Access mode: https://www.bestcolleges.com/features/most-technologically-advanced-colleges/.
17. Best Online Colleges and Top Online Universities (USA). Access mode: https://www.bestcolleges.com/features/top-online-schools/.
18. Methodology for calculating the rating "Best Online Colleges and Top Online Universities". Access mode: https://www.bestcolleges.com/subject-ranking-methodology/
19. QS World University Ranking. Access mode: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/
20. THE Engineering & Tech rating. Access mode: https://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2020/engineering-technology
21. Official website of Arizona State University. Access mode: https://www.asu.edu/
22. Official website of Purdue University. Access mode: https://www.purdue.edu/
23. TUDelft official site. Access mode: https://www.tudelft.nl/