Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Д. Шарипова, Н.Д. Наврузов

Социальная политика Узбекистана в области образовании направлена на представление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, в том числе активное использование всех видов информационных технологий в рамках принятой в Республике цифровизации образования [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.Д. Шарипова, Н.Д. Наврузов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 1Д.Д. Шарипова, 2Н.Д. Наврузов

1д.п.н., проф. ТашГПУ, 2базовый докторант ТашГПУ https://doi.org/10.5281/zenodo.10982804

Социальная политика Узбекистана в области образовании направлена на представление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, в том числе активное использование всех видов информационных технологий в рамках принятой в Республике цифровизации образования [1].

Как известно, цифровизация - процесс внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни общества, в том числе в сферу образования, предполагающий реализацию технических знаний и внедрение практических навыков для формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей медико-биологических дисциплин, что актуализирует проблему интеграции теории и практики в процессе изучения студентами медико-биологических дисциплин в условиях цифровизации образования.

В настоящее время в Узбекистане интенсифицировались исследования в этом направлении, о чем свидетельствует появление соответствующих публикаций и защит диссертаций, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов данной проблемы.

Так в докторской диссертации Ф.А. Алимовой, рассмотрены вопросы создания цифровой образовательной среды (ЦОС), предполагающей наличие следующих структурных компонентов ЦОС: техническое обеспечение, программные инструменты, обеспечение технической методической организационной поддержки, отображение образовательного процесса в информационной среде, компоненты на бумажных носителях CD и DVD [2].

Результаты научных исследований узбекских ученых свидетельствует о том, что в Узбекистане компьютеризация образования реализуется в таких направлениях как:

- наличие компьютерной техники, повышающей качество и эффективность преподавания;

- активное использование средств информационных технологий, способствующих организации интеллектуального доступа;

- рассмотрение компьютерной технологии как инструмент обучения;

- организация коммуникаций на основе использования средств информационной технологии;

- использование информационных технологий в качестве средств творческого развития обучающихся;

- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования современных информационных технологий [3].

Эти теоретические положения были использованы исследователями для практического внедрения информационных технологий с целью повышения эффективности методики преподавания медико-биологических дисциплин. В частности, доктор педагогических наук (PhD) М. Хамдамова по итогу своих исследований

опубликовала электронный учебник, мобильное приложение к преподаванию предмета "Анатомия и физиология человека", учебно-методическое пособие, рекомендации по выполнению лабораторных работ, учебное пособие "Анатомия и физиология человека", мультимедийные ролики, направленные на повышение эффективности этого предмета средствами использования мультимедийных технологий [4].

Докторская диссертация (PhD) Р.А. Халитовой посвящена также практико-ориентированной теме исследования по совершенствованию методики преподавания раздела "Генетика" путем использования цифровых технологий [5].

Самостоятельный исследователь ТашГПУ С. Абидова в материалах методического пособия рассмотрела вопросы совершенствования методики преподавания курса "Зоология беспозвоночных" на основе цифровизации образования и представила практические рекомендации по проведению лабораторных занятий по данному курсу [6].

Базовый докторант ТашГПУ Н. Азимбаев опубликовал методическое пособие "Совершенствование методики формирования здоровьесберегающей компетенции (на примере преподавания "Безопасность жизнедеятельности")", в котором отдельные разделы посвящены рассмотрению психолого-педагогическим основам повышения здоровьесберегающих знаний у будущих преподавателей "Основы безопасности жизнедеятельности", рассмотрены модель и методика формирования здоровьесберегащей компетентности у студентов в процессе изучения вопросов безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных условиях, при этом отдельный раздел был посвящен вопросам использования цифровизации в процессе преподавания предмета "Безопасность жизнедеятельности" [7].

Следует отметить, что основными целями использования информационных технологий в вузе являются:

- облегчить работу педагога с современной техникой, помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания предмета;

- усилить мотивацию студентов к обучению пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;

- добиться более эффективной современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным, в том числе и при дистанционном обучении;

- сэкономить время на подготовку к занятиям и отслеживанию результатов обучения;

- внести вклад в формирование информационной грамотности обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Информационные технологии могут быть применены на занятиях любых типов, при объяснении студентам нового материала, представить тему в виде ярких мультимедийных презентаций, сопровождая речь педагога видео-и аудио материалами, картинками и схемами. Информационные технологии успешно применялись при организации самостоятельной работы студентов, при оценке и контроля успеваемости, при проведении контрольных работ (интерактивные онлайн-тесты, викторины, презентации и так далее).

Таким образом, в процессе глобализации, модернизации и цифровизации

образования успешно реализуется интеграция теории и практики в процессе изучения

медико-биологических дисциплин в вузе с успешным применением цифровых технологий.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года "Об утверждении стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" и мерах по ее эффективной реализации" N УП-6079

2. Алимова Ф.А. Совершенствование методики подготовки будущих преподавателей химии к проективной деятельности в условиях цифровизации образования. Автореф. дис. ... DSC по педагогическим наукам. Ташкент 2023

3. Алимкулов С.О., Рустамов А.Ш. Компьютеризация образования в Узбекистане // Проблема науки. - 4 (52). - 2020 - С. 91-92

4. Хамдамова М.И. Дисс. на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по педагогическим наукам. Совершенствование методики преподавания предмета «Анатомия и физиология человека» на основе мультимедийных технологий. Самарканд -2021.Халитова Р.А. Дисс. на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по педагогическим наукам. Совершенствование методики преподавания раздела генетика в педагогических высших учебных заведениях., Нукус - 2022. - С.144.

5. Абидова С. Совершенствование методики преподавания курса "Зоология беспозвоночных" на основе цифровизации образования (на примере педагогических высших образовательных организаций. Методическое пособие. Ташкент. Fan va Texnologiyalar nashriyot manba uyi. 2024. 126 с.

6. Азимбаев Н.Д. Совершенствование методики формирования здоровьесберегающей компетенции (на примере преподавания "Безопасность жизнедеятельности"). Ташкент. Fan va Texnologiyalar nashriyot manba uyi. 2024. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.