Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ'

ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА РЕЧИ СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна

Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается в постоянном контакте с другими людьми. Владение профессионально грамотной речью является, с одной стороны, условием эффективности обучения и воспитания, с другой стороны, обеспечивает выполнение педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации обучающегося. Поэтому очень важно развивать культуру речи у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, т.к. именно от них зависит дальнейшая передача опыта и знаний, уровень культуры поведения и общения подрастающего поколения. В работе представлены результаты исследования, направленного на активное вовлечение студентов-педагогов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Сравнительный анализ результатов на формирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что рост уровня развития культуры речи студентов идет эффективно во всех экспериментальных группах, то есть активное вовлечение студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, в процесс дискуссионно-аналитического общения эффективно влияет на развитие культуры речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF UNIVERSITY STUDENTS INTO A NEW SOCIAL ENVIRONMENT THROUGH PROFESSIONALLY DIRECTED DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE

The culture of speech of a teacher is the most important quality of his professional pedagogical activity, the specificity of which consists in constant contact with other people. Proficiency in professionally literate speech is, on the one hand, a condition for the effectiveness of training and education, on the other hand, it ensures that the teacher performs such an important social function as the preservation and development of the language, through which the value orientations of the student are created. Therefore, it is very important to develop the culture of speech in students studying in pedagogical areas of training, because the further transfer of experience and knowledge, the level of culture of behavior and communication of the younger generation depends on them. The paper presents the results of a study aimed at actively involving students-teachers in the process of discussion and analytical communication. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU and the Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. Comparative analysis of the results at the formative stage of the experiment allowed us to conclude that the growth of the level of development of students ' speech culture is effective in all experimental groups, that is, the active involvement of students studying in pedagogical areas of training in the process of discussion and analytical communication effectively affects the development of speech culture.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АНДРИЕНКО Оксана Александровна и другие ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ ...

УДК 37.032

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0002

ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311

АНДРИЕНКО Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

SPIN: 5657-5624 AuthorlD: 547916 ORCID: 0000-0002-0932-9828 ScopusID: 57194243355

БЕЗЕНКОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина 38, e-mail: bezenkova@yandex.ru) Аннотация. Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается в постоянном контакте с другими людьми. Владение профессионально грамотной речью является, с одной стороны, условием эффективности обучения и воспитания, с другой стороны, обеспечивает выполнение педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации обучающегося. Поэтому очень важно развивать культуру речи у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, т.к. именно от них зависит дальнейшая передача опыта и знаний, уровень культуры поведения и общения подрастающего поколения. В работе представлены результаты исследования, направленного на активное вовлечение студентов-педагогов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Сравнительный анализ результатов на формирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что рост уровня развития культуры речи студентов идет эффективно во всех экспериментальных группах, то есть активное вовлечение студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, в процесс дискуссионно-аналитического общения эффективно влияет на развитие культуры речи.

Ключевые слова: речь, культура, культура речи, культура речи педагога, требования к речи педагога, направления работы, язык, коммуникативно-речевая компетентность, культура речи студента-педагога, коммуникативный контроль.

INTEGRATION OF UNIVERSITY STUDENTS INTO A NEW SOCIAL ENVIRONMENT THROUGH PROFESSIONALLY DIRECTED DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE

© The Author(s) 2021

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) BEZENKOVA Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: bezenkova@yandex.ru) Abstract. The culture of speech of a teacher is the most important quality of his professional pedagogical activity, the specificity of which consists in constant contact with other people. Proficiency in professionally literate speech is, on the one hand, a condition for the effectiveness of training and education, on the other hand, it ensures that the teacher performs such an important social function as the preservation and development of the language, through which the value orientations of the student are created. Therefore, it is very important to develop the culture of speech in students studying in pedagogical areas of training, because the further transfer of experience and knowledge, the level of culture of behavior and communication of the younger generation depends on them. The paper presents the results of a study aimed at actively involving students-teachers in the process of discussion and analytical communication. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU and the Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. Comparative analysis of the results at the formative stage of the experiment allowed us to conclude that the growth of the level of development of students ' speech culture is effective in all experimental groups, that is, the active involvement of students studying in pedagogical areas of training in the process of discussion and analytical communication effectively affects the development of speech culture.

Keywords: speech, culture, speech culture, teacher's speech culture, teacher's speech requirements, areas of work, language, communicative and speech competence, student-teacher's speech culture, communicative control.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема воспитания уверенной, гармонично развитой личности, обладающей навыками свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации, в современном обществе является очень актуальной [1]. Но особенную

значимость она приобретает при подготовке студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, для которых важнейшим качеством профессиональной деятельности является культура общения. Именно от студентов, как от будущих учителей и воспитателей, передающих опыт, будут зависеть знания, культура поведения и общения подрастающего поколения._

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

INTEGRATION OF UNIVERSITY STUDENTS ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы показывает, что вопросам развития культуры речи студентов вуза посвящены исследования О.В. Бергер [2], Н.П. Бориной и Л.И. Юревич [3], В.В. Гаврилова [4], М.А. Дубовой и Н.А. Лариной [5], Д.К. Кулбачаева [6], О.П. Орловой [7], М.М. Парочкиной [8], О.В. Приходько и Д.И. Хващевской [9], А.С. Сариевой [10], Р.С. Семыкиной [11], И.А. Ланской, И.С. Ипатовой [12], С.О. Бабаевой [13] и др.

Проблема культуры речи современного педагога нашла отражение в статьях Р.А. Арчакова и Л.А. Нальгиевой [14], А.Ю. Баранова и Т.В. Малковой [15], И.М. Беловой [16], И.И. Глазковой и Н.С. Федоровой [17] и др.

Ряд современных исследований посвящен культуре речи в аспекте профессиональной деятельности юриста, врача и, конечно же, педагога [18].

Особое значение во многих исследованиях уделяется культуре речи студента-педагога, «поскольку его будущая профессиональная деятельность предполагает общение на уровне «человек - человек», и главное ее содержание составляет взаимодействие между людьми» [17].

Владение предметом, углубление и расширение своих знаний по специальности для современного педагога очень важно, но этого недостаточно, т.к. еще необходимо донести материал до аудитории, а без коммуникативных умений и культуры речи это сделать очень трудно

[19].

Л.М. Гареева указывает, что «профессиональной речи педагога присуще наличие следующих компонентов: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации» [1, с. 142].

Речь современного педагога должна быть «чистой», правильной, логичной, точной, богатой, выразительной, при этом учитель должен уместно применять невербальные средства общения [1]. Все это очень важно, т.к. именно речь педагога является главным орудием воздействия на детей и, в тоже время, эталоном для них.

Н.В. Кокоева и М.Д. Фардзинова подчеркивают, что «основная профессиональная задача педагога - не только простота и доступность изложения учебного материала, но и умение построить отношения с учениками, родителями, коллегами» [20, с. 164].

Отметим, что специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми, поэтому он должен обладать навыками профессионального общения [18, 21, 22].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Раскрытие содержательной стороны реализации педагогического условия, направленного на эффективное развитие культуры речи студентов вуза, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.

Постановка задания. Профессионально направленное развитие культуры речи у студентов вуза, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались следующие методы и методики: анализ психологической, педагогической литературы, тестирование, анкетирование, опрос, наблюдение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В исследовании приняли участие студенты ОГТИ (филиал) ОГУ и МГТУ им. Г.И. Носова, обучающиеся по психолого-педагогическим направлениям подготов-18

ки, в количестве 297 человек в возрасте 18-20 лет.

Определение исходного уровня развития культуры речи студентов вуза, представленное нами в одной из предыдущих статей, показало, что у трети студентов-педагогов (32%) уровень развития культуры речи находится на низком уровне, у 44% - на среднем и лишь у 24% на высоком.

Полученные результаты указывают о необходимости формирования и развития и у современных студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, профессионально-направленной культуры речи, средствами изучения дисциплин общегуманитарного блока.

В учебно-воспитательный процесс было осуществлено активное вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения.

Для внедрения данного условия развития культуры речи студентов были использованы следующие методы:

1) опрос преподавателей, студентов;

2) экспертная оценка творческих работ студентов;

3) анкетирование и интервьюирование преподавателей;

4) отзывы, рецензии студентов и преподавателей;

5) наблюдение за речью студентов вуза в образовательном процессе.

Представим проведенную работу.

В ходе нашего исследования семинарские (практические) занятия по таким дисциплинам, как «Общие основы педагогики», «Педагогика», «Социальная педагогика», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Подготовка к летней педагогической практике» и др. были организованы в форме дискуссий, конференций, дебатов, споров, круглого стола, способствующих активному вовлечению студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Также на занятиях широко применялись активные методы, такие как, кейс-метод, «Точка зрения», «Рассуждение над цитатой» и др. Выраженная коммуникативная направленность используемых форм и методов работы со студентами способствовали развитию у них богатства, выразительности, убедительности, логичности и уместности речи, а также умения искать решение проблемы, возникающей в деятельности педагога.

Также студенты выполняли различные творческие задания, включающие в себя следующее:

- во-первых, студенты готовили о самых интересных и значительных фактах и событиях в области образования, произошедших за месяц (неделю) в городе и области, и представляли их на семинарских занятиях.

- во-вторых, в начале каждого семинарского занятия один студент делал минутное выступление, целью которого было убеждение группы в том, что изучение данного раздела является необходимым и важным для будущего педагога;

- в-третьих, применение метода свободных ассоциаций, в ходе которого студентам необходимо назвать слова, относящиеся к теме семинара.

- в-четвертых, создание студентами синквейна (с фр. - «пять строк»), способствующим развитию образной речи и требующим умения употреблять эпитеты, метафоры, пользоваться приемом олицетворения, создавать оригинальные художественные образы.

Для развития культуры речи студентов очень важным является усиление эмоциональной сферы в процессе обучения. Для этого использовались аудиовизуальные средства, включающие в себя слайды, фильмы о великих педагогах, ролики с конкретными педагогическими ситуациями и т.д. Студенты-педагоги высказывались о своих чувствах, переживаниях, эмоциях, что способствовало активизации речевой деятельности и развитию коммуникативного и эстетического компонентов культуры речи.

Следует отметить, что преподаватели также использовали мотивирующие и стимулирующие приемы, по-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АНДРИЕНКО Оксана Александровна и другие ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ ...

могающие студентам выразить сове мнение по той или иной проблеме: прием «Провокация», позволяющий вызвать у студентов несогласие с излагаемой информацией; юмористическое замечание; личная оценка событий; обращение к авторитетному мнению; интригующее начало выступления и др.

Отметим, что обучение в контрольных группах велось по традиционной методике, а в экспериментальных группах осуществлялось активное вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения. На констатирующем этапе эксперимента количество студентов в контрольных и экспериментальных группах, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях было примерно одинаково. Результаты нами представлены выше. Проведенная повторная диагностика в представленных группах, позволяет сделать вывод о том, что активное вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения эффективно влияет на развитие их культуры речи. На конец эксперимента на низком уровне в экспериментальных группах осталось лишь 10% от общего числа студентов, тогда как на среднем уровне оказалось 57%, а на высоком - 33%.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Исследование, проведенное А.А. Кулеминой и Н.В. Бекузаровой, было направлено на изучение развития навыков научной речи у студентов посредством блога [23].

В работе Е.С. Скляр рассматриваются особенности применения метода кейс-стади на занятиях в вузе и его возможности в развитии культуры речи студентов [24].

Л.М. Гареева выделяет следующие направления развития культуры речи будущих педагогов: 1) совершенствование владения нормами современного литературного языка; 2) обогащение словарного запаса путем постоянного обращения к словарям; 3) развитие умений связного изложения мыслей [1].

0.В. Приходько и Д.И. Хващевская в своей работе отмечают, что развитие коммуникативных способностей студентов происходит при использовании преподавателем игровых, проектных, а также кейс-технологий [9].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы: активное вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения повышает уровень развития речи студентов.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в исследовании такого аспекта развития речи студентов-педагогов, как создание социально-культурной среды, в которой будут развиваться различные формы взаимодействия студентов в рамках вне учебных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гареева Л.М. Развитие культуры речи будущих педагогов // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1 (52). С. 141-144.

2. Бергер О.В. Проблема совершенствования культуры речи у студентов младших курсов вузов культуры в контексте современного социально-культурного образования //Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 351-353.

3. Борина Н.П., Юревич Л.И. Развитие культуры речи студентов в процессе их профессиональной подготовки / В сборнике: Инновационный путь развития АПК Сборник научных трудов по материалам XXXIXМеждународной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА. 2016. С. 161-166.

4. Гаврилов В.В. Организация эксперимента по верификации педагогической концепции по развитию речи студентов вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 7-1 (61). С. 71-73.

5. Дубова М.А., Ларина Н.А. Формирование речевой культуры студента путем развития читательской компетенции //Мир образования - образование в мире. 2018. № 4 (72). С. 32-37.

6. Кулбачаев Д.К. Приемы развития устной речи студентов через текст // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 6 (63). С. 23-28.

7. Орлова О.П. Формы и содержание процесса формирования культуры диалогической речи студентов нефилологических специаль-

ностей //Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 32. С. 203211.

8. Парочкина М.М. Формирование навыков публичного выступления у студентов вузов негуманитарного профиля в курсе «русский язык и культура речи» //Вопросы педагогики. 2018. № 1. С. 59-64.

9. Приходько О.В., Хващевская Д.И. Развитие коммуникативных способностей студентов, будущих педагогов, в процессе обучения дисциплине «Русский язык и культура речи»//Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (8). С. 63-66.

10. Сариева А.С. Развитие культуры речи студентов // Вестник Нарынского государственного университета им. С. Нааматова. 2016. № 3. С. 93-96.

11. Семыкина Р.С. Культура речи как фактор профессиональной подготовки студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 60-62.

12. Ланская И.А., Ипатова И.С. Обучение студентов-юристов специфике звучащей русской речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 256-258.

13. Бабаева С.О. Психологические аспекты речи как словотворчества у иностранных студентов // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 35-38.

14. Арчаков Р.А., Нальгиева Л.А. Культура речи преподавателя как основной компонент педагогической техники // Среднее профессиональное образование. 2015. № 10. С. 26-30.

15. Баранов А.Ю., Малкова Т.В. Культура речи преподавателя как составляющая его профессионализма // Вопросы педагогики. 2019. № 11-1. С. 30-33.

16. Белова И.М. К вопросу о речевой культуре современного преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 362.

17. Глазкова И.И., Федорова Н.С. Речевой этикет преподавателя // Технологии Образования. 2020. № 2 (8). С. 224-228.

18. Зверева Е.Б. Требования к речевой культуре педагога / В сборнике: Преподавание языковых дисциплин в высшей школе: традиции и инновации Материалы межрегионального круглого стола. Редколлегия: О.А. Морохова (пред.) [и др.]. 2017. С. 50-53.

19. Тарасова М.В., Овчинникова Н.В., Столярова Л.Г. Культура речи педагога в эпоху применения и технологий в образовании // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2018. № 1. С. 254-256.

20. Кокоева Н.В., Фардзинова М.Д. Речевая культура как одно из условий успешной профессиональной деятельности современного педагога //Наука среди нас. 2018. № 1 (5). С. 161-168.

21. Раздорская И.М., Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Этические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.

22. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Развитие межличностных отношений студентов в профессиональной учебной деятельности // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 23-26.

23. Кулемина А.А., Бекузарова Н.В. Развитие навыков научной речи у студентов посредством блога / В сборнике: Славянские чтения - 2017 сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 48-50.

24. Скляр Е.С. Применение метода кейсов на занятиях по русскому языку и культуре речи //Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 31-32.

Статья поступила в редакцию 15.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.