Научная статья на тему 'Интеграция содержания дисциплин при подготовке будущих учителей технологии'

Интеграция содержания дисциплин при подготовке будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИКЛОВЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / INTEGRATION / THE INTEGRATION IN THE EDUCATION / CYCLICAL CONNECTION / CROSS DISCIPLINARY CONNECTION / INTERDISCIPLINARY CONNECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна

В статье обосновывается необходимость интеграции содержания дисциплин при обучении студентов специальности «Технология и предпринимательство» на основе цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей; рассмотрены виды междисциплинарной интеграции; раскрыта последовательность интеграции содержания дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration of the content of disciplines for training of future teachers of technology

In the article the necessity of the integration of the content of the disciplines for teaching students of «Technology and Business» specialty is given, it is based on cyclical, cross and inter disciplinary connection; the kinds of cross disciplinary integration and the sequence of integration of the content of disciplines are presented by the author.

Текст научной работы на тему «Интеграция содержания дисциплин при подготовке будущих учителей технологии»

УДК 378.14 (0721

Э. Ф. НАСЫРОВА

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа —

Югры

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье обосновывается необходимость интеграции содержания дисциплин при обучении студентов специальности «Технология и предпринимательство» на основе цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей; рассмотрены виды междисциплинарной интеграции; раскрыта последовательность интеграции содержания дисциплин.

Ключевые слова: интеграция, интеграция в образовании, цикловые связи, междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи.

Одной из важнейших черт современного педагогического процесса является его технологичность. Расчлененность обучения на этапы, уровни, определение эффективных способов сочетания приемов, методов обучения, применение мультимедийных технологий, мастерство преподавателя — все это создает ситуацию интеграции различных областей педагогических знаний и искусства обучения в единую систему, имеющую значительно большую продуктивность на практике.

Интеграция содержания дисциплин предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных с его специальностью наук и умений комплексно применять их при решении профессиональных задач. Так как интерес к проблеме подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности у ученых не ослабевает, в этой статье мы акцентируем внимание на повышении качества профессиональной подготовки студентов путем междисциплинарной интеграции.

Введение в школьные программы предметной образовательной области «Технология» предъявило новые требования к профессиональной подготовке учителей по специальности 030600 «Технология и предпринимательство». Профессиональная школа должна стремиться функционировать в режиме опережения изменений общественного устройства. Следовательно, говоря о профессиональной подготовке педагогических кадров, нельзя игнорировать возникающую потребность в подготовке специалистов, соответствующих возросшим требованиям образовательной системы и способных эффективно работать в быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Существует ряд проблем в повышении качества профессиональной подготовки будущих учителей технологии:

— насыщенность учебного плана и, соответственно, высокая загруженность студентов специальности «Технология и предпринимательства»;

— относительно низкий уровень базовых знаний и учебных навыков у абитуриентов, поступающих на данную специальность.

Эти факторы порождают проблему адаптации студентов первого курса, в связи с чем необходима интеграция содержания дисциплин, основанная на

цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связях.

Под интеграцией понимается сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств [1].

Интеграция в образовании — объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей [ 1 ].

Интеграция содержания дисциплин предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных с его специальностью наук и умений комплексно применять их при решении профессиональных задач. При интеграции содержания дисциплин процесс обучения проходит на высоком уровне системности знаний; развивается сотрудничество педагогов; формируются убеждения у студентов в связности дисциплин, в целостности мира.

Интеграция является методологической категорией в современных педагогических исследованиях. Она ориентирует на образование таких связей, которые обеспечивают целостность образовательного процесса. При рассмотрении вопросов интеграции в образовательном процессе уделяется внимание, прежде всего, содержанию образования. При этом могут рассматриваться взаимосвязи: цикловые (между циклами учебных дисциплин); междисциплинарные (между учебными дисциплинами); внутридисциплинарные (между содержанием, отраженным в разделах, главах, параграфах учебников и пособий по учебным дисциплинам) [2].

Таким образом, интеграция содержания дисциплин осуществляется на основе цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей и представляет собой логически завершенную структуру много дисциплинарного знания. Такая интеграция не просто дополняет содержание одной дисциплины знаниями из другой дисциплины, а объединяет их и обеспечивает не узкодисциплинарную подготовку, а деятельностную, формирующую профессионально

важные умения, навыки и качества личности. Обучение в этом случае организовано как процесс накопления, переработки и использования разнодисциплинарной информации, т.е. как усвоение интегративного учебного содержания цикла дисциплин.

Цикловые, междисциплинарные и внутридисцип-линарные связи — это объективно существующие связи между информацией из разных или смежных областей науки, входящие в содержание образования. Эти связи отражают системность информации в сознании студентов и делают знания более прочными, структурированными, гибкими. Эти связи способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию профессиональных понятий, обеспечивают целенаправленность изучения каждой дисциплины, активность, сознательность и осмысленное усвоение учебного материала, устраняют дублирование материала, устанавливают единую терминологию, единое толкование учебных вопросов, экономят учебное время.

В.Т. Фоменко выделил виды междисциплинарной интеграции по способу развертывания содержания во времени. «Вертикальная» междисциплинарная интеграция — логические и временные отношения не совпадают. «Горизонтальная» интеграция — блоки выбранных дисциплин изучаются одновременно, параллельно, но с различной степенью взаимопроникновения. [3, с. 208 — 209].

Междисциплинарная интеграция является актуальным средством системного подхода к обучению студентов. Наличие междисциплинарных связей в рабочих программах позволяет создать у студентов представления о системах понятий, универсальных законах, об общих теориях и комплексных проблемах. Междисциплинарное согласование производится в пределах циклов и не только одного курса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали).

Существуют различные виды междисциплинарной интеграции:

1) фактические связи — связи между учебными дисциплинами на уровне фактов;

2) понятийные связи, направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин;

3) теоретические связи — системы научных знаний в определенной области;

4) философские связи, отражающие категории материалистической диалектики (общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление) [4].

Способами повышения качества профессиональной подготовки студентов при интеграции содержания дисциплин являются:

— повторение ключевых междисциплинарных терминов и понятий студентами, что обеспечивает прочность знаний;

— переход от изучения одной дисциплины к другой через логические мостики междисциплинарных связей на основе «входного» контроля знаний, что обеспечивает актуализацию пройденного и понимание нового материала;

— развитие логического мышления через междисциплинарные связи, что повышает общий интеллектуальный уровень студентов.

Рассмотрим последовательность интеграции содержания дисциплин:

1. Изучение государственного образовательного стандарта по специальности или направлению.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания

основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты также являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. На основе стандартов разрабатываются учебнометодические документы, в том числе учебный план и рабочие программы.

2. Составление учебного плана по специальности или направлению с учетом междисциплинарной интеграции.

Учебный план разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, т.е. является годовым календарным учебным графиком. Учебный план должен составляться с учетом междисциплинарной значимости учебного курса. Установление междисциплинарной значимости учебного курса должно основываться на анализе конечных целей обучения. Иначе говоря, анализ каждого элемента содержания учебного курса должен проводиться с учетом специфики содержания обучения по другим дисциплинам и содержания практической деятельности студента, связанной с усвоением учебной информации, т.е. должны соблюдаться междисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи — взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями [1]. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных учебных дисциплин таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые на других дисциплинах. Актуальность реализации междисциплинарных связей в обучении обусловлена современным уровнем развития науки, где ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний.

3. Создание совета по циклу дисциплин.

Учебный план по специальности или направлению

состоит из образовательных блоков (циклов). Например, в учебный план специальности «Технология и предпринимательство» входят следующие блоки:

— цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

— цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин;

— цикл общепрофессиональных дисциплин;

— цикл специальных дисциплин;

— дисциплины специализации.

Для каждого цикла дисциплин предлагается создать советы, которые должны состоять из преподавателей, проводящих занятия со студентами по дисциплинам из данного цикла. Например, цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД) специальности «Технология и предпринимательство» состоит из одиннадцати дисциплин, одиннадцать преподавателей проводят занятия по данным дисциплинам, следовательно, одиннадцать преподавателей входят в координационный совет по циклу ОПД.

4. Заполнение преподавателями карты основных понятий и терминов.

Каждый преподаватель знакомит остальных преподавателей с темами своей дисциплины, по каждой теме выписывает основные термины и понятия.

5. Создание банка ключевых междисциплинарных терминов и понятий для каждого цикла дисциплин.

За основу междисциплинарных связей, учитывая их многоуровневость, берут ключевые термины и понятия, обладающих близостью и сходством объ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

ектов и предметов изучения. Совет преподавателей по определенному циклу дисциплин создает базовый банк ключевых междисциплинарных понятий и терминов, основанный на сквозных междисциплинарных связях, на которые опираются рабочие программы дисциплин.

6. Определение порядка усвоения студентами этих терминов и понятий согласно учебному плану.

Необходимо составить график по усвоению студентами терминов и понятий по циклу дисциплин. На тех дисциплинах, которые по учебному плану изучаются раньше, преподаватели дают определенные понятия и термины. Порядок их усвоения вносится заранее в график. При изучении следующей дисциплины преподаватель может при помощи входного контроля оценить знания студентов по терминам предыдущей дисциплины и продолжить обучение следующим понятиям по графику.

7. Разработка преподавателями рабочих программ дисциплин, ориентированных на базовый банк ключевых междисциплинарных терминов и понятий.

Рабочая программа по дисциплине должна составляться с учетом внутридисциплинарной значимости разделов и тем учебного курса, а также с учетом трудностей и последовательности их усвоения студентами. Внутридисциплинарную значимость раздела или темы учебного курса следует определять, устанавливая логические связи между ними (входящие и итоговые), в зависимости от того, какую роль раздел или тема играют по отношению к сравниваемой с ними (управляющую или управляемую).

8. Составление преподавателями тестов «входного» контроля знаний по понятиям и терминам, изученных студентами по другим дисциплинам, обладающих близостью и сходством объектов и предметов изучения. С этой целью используется банк ключевых междисциплинарных терминов и понятий для цикла дисциплин.

9. Создание единого словаря терминов и понятий по определенному циклу дисциплин специальности «Технология и предпринимательство».

Совет преподавателей по определенному циклу дисциплин может издать типографским способом единый словарь терминов и понятий, который будет доступен каждому студенту. Постоянно работая с таким словарем, студент лучше усвоит содержание данных дисциплин. Также можно организовать самостоятельную работу студентов в форме создания и

ведения словаря междисциплинарных терминов и понятий. Преподаватели могут проводить терминологический контроль знаний на лекциях, практических занятиях, зачетах, включая некоторые термины и понятия из своей или другой дисциплины.

Интеграция содержания дисциплин, цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяет вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между дисциплинами. Междисциплинарная интеграция формирует конкретные знания студентов, раскрывает гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. Интеграция содержания дисциплин включает студентов в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.). Организация учебно-воспитательного процесса на основе интеграции содержания дисциплин может касаться отдельных занятий (чаще обобщающих), темы, подчиненной решению междисциплинарной проблемы, нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных дисциплин или устанавливать взаимосвязь между циклами.

Библиографический список

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн. : Соврем. Слово, 2005. — 720 с.

2. Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. — М., 2006. — 206 с.

3. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукуши-на//Серия: Педагогическое образование. — М. :ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.

4. Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета (технические и педагогические науки). — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. — 136 с.

НАСЫРОВА Эльмира Фанилевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования.

Адрес для переписки: e-mail: elm.n@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2010 г.

© Э. Ф. Насырова

Книжная полка

Карандашевг В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Н. Карандашев. -СПб.: Питер, 2009. - 250 с. - ISBN 978-5-94723-371-1.

Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса. Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Приводятся материалы по истории преподавания психологии, описывается современное психологическое образование в России и за рубежом, разбираются основные правовые и нормативные документы, которые должен знать преподаватель психологии. Центральное место в книге занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматриваются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются методы и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.