Научная статья на тему 'Интеграция профессиональной подготовки в учреждениях высшего профессионального образования'

Интеграция профессиональной подготовки в учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПРЕСС-МЕТОД ОЦЕНКИ / СВЕТОДИОДНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиева Р. Р.

На данный момент в России применяют модели и методы обучения, отражающие подходы к организации взаимодействия лишь между обучающим и обучаемым субъектами учебного процесса без учета всевозрастающего вероятностного влияния на учебный процесс светового излучения светодиодного освещения, жидкокристаллических мониторов персональных компьютеров и мобильных средств связи. И, соответственно, методы оценки этого влияния в педагогической науке отсутствуют. Проект направлен на решение этой проблемы. Разработанный экспресс-метод и прибор позволит более детально изучать социальные аспекты проблем обучения, воспитания и педагогической психологии, проявляющиеся под действием кардинально изменившейся световой среды в учебных заведениях, административных и жилых помещениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция профессиональной подготовки в учреждениях высшего профессионального образования»

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Закиева Р.Р., 2019

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет», доцент кафедры промышленной

электроники и светотехники, г. Казань

Аннотация: на данный момент в России применяют модели и методы обучения, отражающие подходы к организации взаимодействия лишь между обучающим и обучаемым субъектами учебного процесса без учета всевозрастающего вероятностного влияния на учебный процесс светового излучения светодиодного освещения, жидкокристаллических мониторов персональных компьютеров и мобильных средств связи. И, соответственно, методы оценки этого влияния в педагогической науке отсутствуют. Проект направлен на решение этой проблемы. Разработанный экспресс-метод и прибор позволит более детально изучать социальные аспекты проблем обучения, воспитания и педагогической психологии, проявляющиеся под действием кардинально изменившейся световой среды в учебных заведениях, административных и жилых помещениях.

Ключевые слова: процесс обучения, экспресс-метод оценки, светодиодное освещение, внимание, работоспособность, психоэмоциональное состояние, аппаратно-программный комплекс.

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Zakiyeva Rafina Rafkatovna, 2019

Federal state-funded educational institution of the higher education "Kazan state power university", associate professor of industrial electronics and lighting engineering, Kazan

Summary: at the moment in Russia apply the models and methods of training reflecting approaches to the organization of interaction only between training and trained by subjects of educational process without ever-increasing probabilistic influence on educational process of light radiation of LED lighting, liquid crystal monitors of personal computers and mobile means of communication. And, respectively, methods of assessment of this influence in pedagogical science are absent. The project is directed to the solution of this problem. The developed express method and the device will allow to study in more detail the social aspects of problems of training, education and pedagogical psychology which are shown under the influence of cardinally changed light environment in educational institutions, administrative and premises.

Keywords: training process, assessment express method, LED lighting, attention, working capacity, psychoemotional state, hardware and software.

В связи с Федеральным законом от 23.11.09 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.19), внедрение энергоэффективных источников света в образовательных учреждениях позволит создать уникальную световую среду, способную вывести процесс обучения на новый уровень образования. В этих условиях процесс внедрения современных методик и технологий организации процесса обучения становится актуальной задачей педагогической науки и практики.

Действительность такова, что современные достижения в области светотехники -светодиодные светильники, сильно отличающиеся по своим физическим характеристикам от привычных источников света вынуждают включить в этот тандем третью переменную, а именно световой микроклимат, как новый фактор, способный повлиять на внимание, работоспособность, психоэмоциональное состояние и эффективность усвоения учебного материала обучаемыми субъектами учебного процесса, то есть в целом на познавательную деятельность человека.

Современная система образования предусматривает самостоятельную учебную работу с применением персональных компьютеров с жидкокристаллическими мониторами, которые по спектру излучения и принципу действия можно отнести к светодиодным источникам света.

Результаты некоторых исследований последнего десятилетия, свидетельствуют о том, что внедрение светодиодного освещения, имеющего в своем спектральном составе коротковолновую часть видимого диапазона спектра может привести к ускорению биохимических процессов, приводящих к деградации зрительных функций, что естественно может сказаться на внимании, работоспособности, психоэмоциональном состоянии, познавательной деятельности человека.

Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективной, соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся, не зависеть от межличностных отношений преподавателя и студента. Такой учет позволяет управлять процессом усвоения знаний, формирования умений и навыков. Он позволяет управлять последовательностью умственных и практических действий, вносит по необходимости в деятельность преподавателя и студента коррективы и служит средством совершенствования и повышения эффективности процесса обучения. Значение непрерывности учета успеваемости велико и не теряет своей актуальности в работе с учащимися любой возрастной категории. Специфика учета знаний состоит в том, что он имеет обучающее и воспитательное значение.

Нами проведены исследования влияния светодиодных светильников одного типа при трех цветовых температурах светового потока на работоспособность и эмоциональное состояние человека, от которых зависит эффективность учебного процесса. Создана уникальная осветительная установка с динамичным управлением световым потоком и цветовой температурой излучения светодиодных источников света. Разработаны методики оценки внимания, работоспособности, утомляемости и эмоционального состояния с применением корректурных проб, теппинг-теста и опросника САН. Основные результаты: у 70% испытуемых при освещении светодиодными светильниками со цветовой температурой Тц = 5800К («холодный свет») повысилась активность (р < 0,05). Предположение о том, что зрительная работоспособность должна коррелировать с четырьмя исследуемыми режимах освещения, подтвердилось с высоким уровнем статистической значимости, р <0,05. При длительном пребывания испытуемых в помещении со светодиодным освещением и цветовой температуре (Тц) равной 5800К по сравнению с люминесцентным освещением темп выполнения тестовых заданий и продуктивность возросли на 15% (р < 0,05). Выявлено влияние различных режимов освещения на психофизиологический фон, в частности, тенденция к расслаблению при «теплом» светодиодном освещении (Тц = 2800K).

Разработанный нами метод и прибор позволяет более детально изучать социальные аспекты проблем обучения, воспитания и педагогической психологии, проявляющиеся под действием кардинально изменившейся световой среды в учебных заведениях.

Список литературы:

1. Арапов С.В. Нормативно-правовая нагрузка на социосистему // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 6 (22). С. 810-813.

2. Закиева Р.Р. Научно-методические основы повышения качества профессиональной подготовки студентов технических вузов // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 193-198.

3. Закиева Р.Р. Образовательный менеджмент // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С.1836-1843.

4. Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией: методы и модели. Том 2: учебное пособие / С.Н. Рыжиков. — Москва: Русайнс, 2017. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.