2. Федеральные целевые программы России: официальный сайт // Минэкономразвития России. Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений. URL: http://fcp.economy.gov.ru (дата обращения: 29.06.2012).
3. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 (с изм. от 23.08.2011 № 711).
4. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2007. - 223 с.
5. Кочкаров Р.А. Стратегическое планирование и прогнозирование // Вестник Финансовой академии. - М.: Финансы и статистика, 2006. - № 4. - С. 97-109.
6. КочкаровР.А., Эльканова Л.М. Планирование и программно-целевые методы в России // Информационно-измерительные и управляющие системы. - 2008. - № 3. - Т. 6 - С. 104-108.
Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.В. Кульба.
Кочкаров Расул Ахматович - Финансовый университет при Правительстве РФ; e-mail: [email protected]; 115487, г. Москва, пр-т Андропова, 26, кв. 70; тел.: 89263879473; кафедра математического моделирования экономических процессов; к.э.н.; доцент.
Kochkarov Rasul Ahmatovich - Finance University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected]; 26 Andropova pr., apt. 70, Moscow, 115487, Russia; phone: +79263879473; the department of mathematical modeling of economic processes; cand. of ec. sc.; associate professor.
УДК 004.9:004.75
А.А. Ломакин
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Описывается процесс интеграции предприятий-поставщиков социальных изделий и услуг в единое информационное пространство социальной защиты региона. Разные предприятия выдвигают разные требования к процессу интеграции. Веб-интерфейс для сотрудников рассматривается в качестве интегратора предприятия в единое информационное пространство социальной защиты региона. Для крупных предприятий с современным программным обеспечением и собственным информационным пространством это не самый лучший подход. Универсальной основой для интеграции является сервис-ориентированная архитектура. Существующую схему интеграции предприятий-поставщиков предлагается расширять на основе сервис-ориентированной архитектуры.
Информационный обмен; социальная защита; сервис-ориентированная архитектура; электронное взаимодействие; единое информационное пространство.
AA. Lomakin
INTEGRATION OF ENTERPRISE SOCIAL SECURITY INTO A COMMON INFORMATION SPACE SPACE OF SOCIAL PROTECTION IN THE REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS
The process of integration of supplier of social goods and services in a common information space of social protection in the region is described. Different suppliers have different requirements for the integration process. Web interface for employees regarded as an integrator supplier
in a common information space of social protection in the region. It is not the best approach for large supplier with advanced software and their own information space. The service-oriented architecture is a universal basis for the integration. The expanding based on service-oriented architecture for the existing scheme of suppliers integration is proposed.
Information exchange; social protection; service-oriented architecture; electronic interaction; a common information space.
Проблемы формирования и развития единых информационных пространств являются актуальными как для российской экономики в целом [1], так и в отдельных ее отраслях [2, 3, 4]. Нормативно-правовыми актами в сфере организации и развития социального обеспечения населения как на федеральном [5], так и на региональном [6] уровне, большая роль отводится создаваемым единым информационным пространствам (ЕИП) органов социальной защиты населения. Единое информационное пространство характеризуется наличием общей системы справочников и классификаторов, которая позволяет накапливать и эффективно обрабатывать информацию из разнородных источников. Одним из передовиков в формировании российских региональных ЕИП для органов социальной защиты населения является Санкт-Петербург, где такое информационное пространство стало реальностью после создания в 2003-2005 гг. автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (АИС ЭСРН СПб). Сегодня ЕИП городской социальной защиты обеспечивает эффективное взаимодействие таких субъектов социального обеспечения, как комитет по социальной политике, районные отделы социальной защиты населения, комплексные центры социального обслуживания, многофункциональные центры предоставления государственных услуг и другие организации. Объем и комплексный характер накопленной информации позволяет повысить эффективность и оперативность принятия решений на разных уровнях от обращения за социальной помощью конкретного заявителя до общегородских социальных вопросов. Накапливаемые в АИС ЭСРН СПб сведения о доходах гражданина и его домохозяйства, условиях проживания, составе семьи и объемах уже полученной им социальной поддержки играют важную роль в повышении адресности социальной защиты, позволяя более точно определять нуждаемость и оценивать эффективность тех или иных решений в каждом конкретном случае. Подсистемы социального регистра содержат полную информацию по произведенным социальным выплатам и предоставленным льготным услугам в натуральной форме, что позволяет осуществлять эффективные расчеты с предприятиями-поставщиками таких услуг и контролировать их работу.
Предприятия-поставщики социальных услуг и изделий являются неотъемлемой частью социального обеспечения в части осуществления мер адресной социальной поддержки населения. В целях повышения эффективности взаимодействия с такими предприятиями в Санкт-Петербурге с 2009 г. проводится процесс их интеграции в ЕИП городской социальной защиты [7]. Традиционная схема информационных взаимодействий с подобными предприятиями социального обеспечения носит односторонний характер (рис. 1,а):
♦ предприятием формируются персонифицированные реестры граждан, получивших в нем услуги либо изделия по направлениям отделов социальной защиты населения;
♦ реестры передаются в виде электронных таблиц (XLS, DBF) и импортируются в технологическую базу данных (ТБД), лежащую вне ЕИП;
♦ проводится идентификация реестров по персональным данным, проверка переданных сведений и актуализация информации в ЕИП.
Рис. 1
Пунктиром на рисунке показаны альтернативные маршруты информации для схемы работы предприятия, обладающего собственным информационным пространством на основе информационных систем автоматизации деятельности. Такие предприятия, как правило, формируют реестры не вручную, а путем выгрузки данных из различных информационных систем. Очевидными недостатками традиционной схемы являются:
♦ трудоемкий процесс идентификации реестров вследствие наличия ошибок операторского ввода персональных данных в передаваемых предприятиями реестрах;
♦ наличие ошибок в структуре и форматах передаваемых данных;
♦ дискретный характер актуализации информации в ЕИП: данные поступают по мере формирования реестров, часто с большой задержкой во времени.
Проводимый в настоящее время процесс интеграции заключается в переводе ТБД в структуру ЕИП и организации приложений для контролируемого удаленного ввода сотрудниками предприятий сведений непосредственно в ТБД. Таким образом, данные об оказанных услугах и предоставленных изделиях начинают вводиться напрямую в ЕИП, что устраняет необходимость трудоемкой идентификации и ускоряет процесс актуализации информации. Кроме того, в ТБД ежедневно помещаются данные о выданных гражданам направлениях на услуги и изделия, и организуется доступ соответствующих предприятий к этим данным, что делает схему информационного взаимодействия двусторонней (рис. 1,б) и обеспечивает
возможность контролируемого ввода данных на основе имеющихся в ЕИП электронных направлений. Сегодня, спустя несколько лет, можно говорить о практических результатах проводимой интеграции, в числе которых:
♦ существенное уменьшение временных затрат на обработку данных об оказанных услугах и предоставленных изделиях за счет исключения трудоемких процедур идентификации персональных данных;
♦ повышение качества итоговой информации в структурах ЕИП;
♦ повышение непрерывности актуализации информации в структурах ЕИП: данные поступают по мере ввода сотрудниками предприятия;
♦ расширение информационного спектра в основе инструментов поддержки приятия управленческих решений.
При очевидных положительных результатах нельзя не упомянуть и про некоторые недостатки, выявленные в процессе интеграции. Приложение для удаленного ввода данных в ТБД представляет собой пользовательский веб-интерфейс сотрудника предприятия, т.е. фактически в ЕИП интегрируется именно сотрудник и вводимая информация, как результат его работы в данном приложении. Такая схема информационных взаимодействий полностью удовлетворяет требованиям обоих сторон в следующих двух случаях:
- когда предоставление социальных изделий или услуг в рамках договоров, заключенных с органами социальной защиты населения города, является основным или единственным видом деятельности интегрируемого предприятия;
- когда предприятие небольшое, не обладает информационными системами автоматизации деятельности и как следствие вообще не имеет собственного развитого информационного пространства. Пример такого предприятия: городская стоматологическая поликлиника в форме государственного бюджетного учреждения здравоохранения, информационную основу деятельности которой составляют бумажные картотеки. На сегодня среди поставщиков социальных услуг и изделий, интегрированных в городские ЕИП, подобных предприятий большинство, однако их количество постепенно уменьшается с внедрением автоматизации деятельности во всех отраслях экономики. А в случае, когда предприятие уже обладает собственным информационным пространством, проводимая интеграция в ЕИП сотрудников приводит к необходимости двойного ввода одной и той же информации, а также к необходимости одновременной работы в разнородном программном обеспечении. Это обусловлено тем, что одни и те же сведения должны быть введены как в ТБД через интеграционный веб-интерфейс, так и в структуры данных информационного пространства предприятия (ИПП) посредством внутреннего программного обеспечения. В настоящее время проблема необходимости двойного ввода решается процедурами экспорта в структуры данных ИПП информации, уже введенной сотрудниками предприятия в ТБД ЕИП через веб-интерфейс, однако при этом сохраняется проблема необходимости использования сотрудниками предприятия разнородного программного обеспечения. В такой ситуации перспективным представляется расширение интеграционных механизмов путем добавления к уже существующим интеграторам пользователей в виде вебинтерфейсов альтернативы в виде интеграторов приложений в виде веб-сервисов (рис. 1,в). Это расширение дополнит уже зарекомендовавшую себя на практике схему интеграции в ЕИП новыми возможностями по интеграции приложений на основе перспективной сервис-ориентированной архитектуры (СОА) [8]. Стоит отметить, что именно СОА стала основой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая активно формируется в России в последние годы [9, 10, 11]. Создание СМЭВ призвано поэтапно решить вопросы по организации межведомственного электронного взаимодействия: сначала между всеми федеральными органами исполнительной власти и органами государст-
венных внебюджетных фондов, а затем и с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Таким образом, СОА получает широчайшее применение в области информационной интеграции российских органов государственной власти, и в частности субъектов социального обеспечения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. На этом фоне привлечение подобных технологий для информационной интеграции предприятий-поставщиков социальных изделий и услуг с органами социальной защиты выглядит оправданным. Комбинированный подход к интеграции в региональное ЕИП позволит проводить ее более эффективно, за счет удовлетворения требований самых разных предприятий, в том числе имеющих собственное развитое информационное пространство и ресурсы для сервис-ориентированной интеграции ИПП с ЕИП на уровне приложений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Трейер В.В. Необходимо ли экономике России единое информационное пространство? // Информационное общество. - 2010. - № 2. - С. 34-38.
2. Блюм В.С., Заболотский В.П. Подход к формированию единого информационного пространства здравоохранения // Труды СПИИРаН. - 2008. - № 6. - С. 112-129.
3. Гунин Л.Н. Модель создания и внедрения единого информационного пространства на предприятии радиоприборостроения как основы при внедрении информационных технологий предприятия // Информационные технологии в проектировании и производстве.
- 2010. - № 3. - С. 10-16.
4. Иващенко А.В. Технология автореинжиниринга единого информационного пространства предприятия // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). - 2009.
- № 2. - С. 124-134.
5. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»: постановление правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 5.
6. О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы: постановление правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 г. №559 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2006. - № 6.
7. Ломакин А.А. Совершенствование информационного обмена в сфере социальной защиты населения Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 3. - C. 33-42.
8. Данилов И.Г. Сервис-ориентированная архитектура как основа для построения современных распределенных систем // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 7 (108). -C. 168-173.
9. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. №697 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 38.
10. Климов И.З., Исхаков Р.И., Сабирова И.И. Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - № 2-1. - С. 105-110.
11. Поспелов К.Г. Система межведомственного электронного взаимодействия. Опыт использования и перспективы // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - № 3. - С. 4-8.
Статью рекомендовал к опубликованию к.т.н., доцент А.Э. Саак.
Ломакин Александр Александрович - Санкт-Петербургское городское казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» (СПб ГКУ ГИРЦ), Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]; 197372, г. Санкт-Петербург, Богатырский пр., 50, корп. 1, кв. 590; тел.: +79213216686; ведущий программист информационно-аналитического отдела.
Lomakin Aleksandr Alexandrovich - Information and Accounting Center (IAC), Saint-Petersburg; e-mail: [email protected]; 50, Bogatirskiy pr., blt. 1, flat 590, Saint-Peterrsburg, 197372, Russia; phone: +79213216686; software developer in department of information analysis.