Научная статья на тему 'Интеграция образовательных учреждений в условиях рисков'

Интеграция образовательных учреждений в условиях рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / РИСКИ / РИСКОЗАЩИЩЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СФЕРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мызрова Ксения Алексеевна, Хаймурзина Наталья Зямиловна

Рассмотрены проблемы теоретического представления вопросов рискозащищенности организаций. Изложены основные проблемы интеграции в сфере высшего образования в условиях риска.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause problems of theoretical representation of questions of risk safety of organizations. The basic problems of integration in sphere of higher education in the conditions of risk are stated.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных учреждений в условиях рисков»



УДК 005.342: 378.015.6

К.А. Мызрова, Н.З. Хаймурзина

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ

Эффективность жизнедеятельности организации в условиях нестабильной внешней среды требует непрерывного развития. Динамичное и качественное развитие обеспечивает рискоза-щищенность системы, и наоборот, при нестабильном развитии организации резко сокращаются возможности конкурентной борьбы, сопротивляемость внутренним и внешним угрозам. И чем большей рискозащищенностью обладает социально-экономическая система, тем она жизнеспособнее.

Прежде чем рассматривать рискозащищен-ность системы, необходимо остановиться на определении понятия «риск» и его содержании.

Риск - это экономическая категория, выражающаяся в вероятностном наступлении при определенных условиях какого-либо события, являющегося фактором качественного изменения характеристик системы.

С одной стороны, риск несет в себе потенциальную опасность нанесения значительного ущерба организации в том случае, если не будут учтены объективные обстоятельства его возникновения.

С другой стороны, риск дает толчок к развитию субъекта, так как заставляет искать новые пути решения неблагоприятных ситуаций, позволяет адаптироваться к быстро изменяющейся внешней среде. Он способствует росту инициативности, внедрению новых идей для достижения положительных результатов в условиях неизбежного выбора. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, стереотипы, выступающие тормозом развития.

Наличие рисков в деятельности не является само по себе ни достоинством, ни недостатком, это предопределено таким явлением, как неравновесность систем. Здесь мы говорим об организации как об открытой системе, которая осуществляет непрерывное взаимодействие с внеш-

ней средой в виде потребления ее компонентов, усвоения, выделения собственных компонентов и обмена ими со средой. Функционирование организации при этом происходит благодаря возможности самосохранения в непрерывно изменяющейся среде. В результате обменных процессов со средой происходят различные изменения, ценою которых и сохраняется целостность системы. Момент структурного перестроения возникает стихийно, по мере накопления условий, в которых начинаются катастрофические процессы.

С учетом вышеизложенного, можно считать, что риску присуща развивающая функция. Условием реализации данной функции является неравновесность системы как состояние, при котором происходят изменения ее состава, структуры и поведения. Эти изменения могут качественно различаться, и их характер зависит от устойчивости системы в целом. Неравновесность порождает развитие системы путем накопления внутри нее противоречий, вызывающих смену пути развития. Развитие в данном случае происходит не эволюционно, а скачкообразно. Поэтому большое значение имеет внутреннее состояние системы, т. е. ее потенциальная готовность воспринять положительную тенденцию развития. Развитие мы понимаем как приобретение системой нового качества. Условия, в которых существует система, подвержены постоянным изменениям, и чтобы противостоять этим изменениям, которые несут в себе риски, система должна постоянно повышать эффективность своей деятельности. Если система неустойчива, то она будет крайне чувствительно реагировать на любые изменения в совокупности рисков.

Как уже отмечалось, риску присуща определенная двойственность: выступая в общем плане позитивным явлением, одновременно риски мо-

гут быть и весьма негативны. В этом случае для нейтрализации отрицательного воздействия рисков на деятельность организации необходимо создание надежных условий и гарантий предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию и вызвать дополнительные, непредвиденные риски. Реализация целенаправленного и продуманного управления как в оперативном, так и в стратегическом плане, должна привести к возникновению такого состояния системы, которое называют безопасным. Вместе с тем следует подчеркнуть, что безопасное состояние возможно только в том случае, если об организации можно говорить как о рискозащищенной системе. Именно этим обусловлена необходимость более подробного рассмотрения такой категории, как «рискозащищенность».

Устойчивость и рискозащищенность являются важнейшими характеристиками организации как системы. В результате реализации целенаправленного и продуманного управления (в том числе и управления рисками) возникает состояние (организации в целом и ее структурных составляющих), которое называют безопасным. Безопасность - результат рискозащитных действий. При этом мы должны отметить, что противопоставлять рискозащищенность и безопасность нельзя. Каждая из них по-своему характеризует организацию. Рискозащищенность характеризует качество и надежность ее элементов, вероятность сохранения работоспособности связей внутри системы, способность выдерживать экстремальные внутренние и внешние нагрузки. Безопасность определяется как «будущее или текущее состояние объекта в системе его связей с точки зрения ресурса сохранения селетебности для его элементов в условиях внутренних и внешних угроз (враждебности среды по отношению к объекту)» [1]. Чем рискозащищеннее система, тем жизнеспособнее организация, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода процессов в организации к нестабильному, нерискозащищенному состоянию, к потере устойчивости. Модели рискоза-

щищенности должны строиться на базе системы критериев и показателей (индикаторов). Критерии рискозащищенности - это оценка организации с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность социально экономической системы как по элементам, так и в целом.

Рискозащищенность можно определить как внутреннее свойство системы, способствующее сохранению ее целостности в результате влияния различных возмущающих воздействий внешней среды посредством модификации стратегического потенциала.

Обеспечение рискозащищенности, а вместе с тем и устойчивого развития, возможно в современных условиях путем интеграции субъектов.

Интеграция как экономическое явление зародилась в середине XIX в., но только в XX в. получила свое развитие. В настоящее время интеграция имеет всевозрастающее значение и является одной из тенденций развития высшего образования [2].

Это качественно новый этап в системе организационно-экономического взаимодействия, обеспечивающий большую операционную эффективность, формирование долгосрочных конкурентных преимуществ и усиление конкурентного статуса компании [3].

В теории менеджмента термин «интеграция» означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров [4].

Интеграция в широком понимании - соединение двух и более предметов (или идей) в целях повышения эффективности исследуемого объекта и его качественных показателей; в узком понимании - интеграционный процесс как объединение или слияние для создания целостных структур, а не конгломератов [5].

Мы полагаем, что интеграция - это процесс интенсификации сотрудничества экономических

субъектов при сохранении либо потере прав юридического лица только на взаимной (добровольной) основе для формирования устойчивых взаимосвязей и использования ресурсов каждым из субъектов в целях получения синергетическо-го эффекта.

При интеграционном подходе открываются широкие возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ вузов в процессе формирования открытого образовательного пространства. Интеграция позволит ряду автономных, коммерческих университетов усилить сотрудничество на взаимной основе для формирования устойчивых взаимосвязей и полного использования ресурсов с целью получения синергетического эффекта. При таком подходе решаются следующие приоритетные задачи: объединение ресурсов, обеспечение более широкого доступа к объектам инфраструктуры (корпуса, лаборатории, библиотеки и т. д.); совместное развитие; концентрация человеческих ресурсов (знания, опыт, научный потенциал); обеспечение междисциплинарного характера обучения и научных исследований.

Существование синергии предполагает, что объединенная организация становится более прибыльной, может расти быстрее, чем компании, действующие изолированно.

Укрупняясь, организации обеспечивают свою динамичную устойчивость - надежность, адаптивность, способность к самосохранению и саморазвитию. Такой процесс предполагает устойчивое развитие, отличающееся качественными позитивными изменениями в управлении организацией. И снова здесь в выигрыше оказываются автономные образовательные учреждения, у которых высоки расходы в расчете на одного студента.

И наконец, интеграция университетов вносит существенный вклад в развитие своих регионов. Так обеспечивается стабильная занятость персонала, создаются новые рабочие места. Облегчается процесс контроля правительства за деятельностью учебных заведений, так как более мелкие учебные заведения контролировать гораздо сложнее, чем крупные.

Интеграция нескольких образовательных учреждений - это непростой процесс, требую-

щий значительной подготовительной работы. Предпосылками к объединению служат длительное сотрудничество вузов, вторичная занятость преподавателей в этих вузах, подготовка специалистов различных уровней. Важное значение имеют инфраструктурные аспекты, такие как наличие территориальных ассоциаций университетов, а также система объединенных информационных ресурсов. Наличие такой системы обеспечит процесс оперативного обмена информацией и налаживания сотрудничества вузов.

Главные факторы, препятствующие интеграции вузов в сегодняшней России, - факторы управленческого, социального, культурного характера. Механизмы по формированию интегрированных структур сетевого взаимодействия еще не сформированы, что препятствует интеграции. Из-за разницы в статусах университетов (федеральных, национально-исследовательских, автономных, коммерческих) заработная плата профессорско-преподавательского состава достаточно дифференцирована, а также есть существенные отличия участия в проектах разного масштаба, в силу чего затруднен процесс интеграции. Каждый вуз отличает своя организационная культура, при сотрудничестве возможны конфликты субкультур интегрирующихся субъектов.

При оценке синергетических эффектов необходимо учитывать сопутствующие риски, а также появление эффектов внутри организации.

Основным корпоративным эффектом интеграции является рост ценности собственного капитала, определяемый качественным расширением возможностей образовательных учреждений в результате интеграции.

Таким образом, можно говорить о том, что одним из инструментов достижения рискоза-щищенности образовательных учреждений становится создание сетевых структур. Достижение синергетических эффектов в результате интеграции позволяет избежать части рисков, но в то же время образует новые. А это значит, что управление рисками в сетевых структурах должно иметь свои особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянов, В.П. Управление рисками (рисколо-гия) [Текст] / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.А. Михайлов. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.

2. Мызрова, К.А. Современные тенденции развития высшего образования [Текст] / К.А. Мыз-рова // Креативная экономика. - 2011. - № 9. -С. 48-52.

3. Сергеев, И.Б. Оценка и прогнозирование эффектов интеграции при объединении горных компаний [Текст] / И.Б. Сергеев, Т.В. Пономаренко // Науч-

но-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. -№ 1(114). - С. 84.

4. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. -895 с.

Соколков, Е.А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании [Текст] / Е.А. Соколков, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. - М.: Университ. книга, 2008. - С. 178.

УДК 334.7

О.В. Курочкина

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

КЛАСТЕРНОГО ТИПА

В списке стран, наиболее динамично развивавшихся в последние десятилетия, в основном представлены те, которые сделали ставку на развитие национальных систем образования и наукоемкие технологии. Однако в России между наукой и технологией до сих пор еще остается много нерешенных проблем и противоречий. В настоящее время главная проблема, связанная с новыми технологиями, заключается не в том, «как это сделать», а «кому это нужно» или «как это продать». Опыт показал, что непосредственно с рынком конечной продукции ученые иметь дело не хотят, не могут и не должны. Трансфер технологий от научной лаборатории к рыночным производителям требует разделения функций и наличия целого ряда специализированных промежуточных звеньев.

В соответствии с представлениями автора важным вкладом университетов в инновационную деятельность в России может стать развитие на их базе интегрированных образовательных структур кластерного типа (ИОСКТ), которые преследуют две важнейшие цели: подготовка профессиональных кадров для всей

цепочки создания и трансфера новых технологий; привлечение средств потенциальных работодателей и корпораций в систему высшего образования.

В экономическую теорию понятие «кластер» было введено Майклом Портером: «кластер -это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3]. Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.

В результате формируется кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, способствующих росту конкурентоспособности друг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.