Научная статья на тему 'Интеграция образования в практике Рузаевского филиала регионального учебного округа'

Интеграция образования в практике Рузаевского филиала регионального учебного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования в практике Рузаевского филиала регионального учебного округа»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБГЛЗОВЛІІИЯ

А.. 1Ь ФОМИН, председатель научно-методического совета Рузаевского филиала РУО, директор РИМа, доцент

А. И. РУЗАНКИН, начальник Рузаевского городского отдела образования

А. П* МАРТЫШКИН, руководитель секции инженерного образования (машиностроение) Рузаевского филиала РУО, доцент

*

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ РУЗАЕВСКОГО

ФИЛИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

Рузаевский филиал Регионального учебного округа Мордовского госуниверси-тета имени Н. П. Огарева создан на базе секции инженерного образования Рузаевского института машиностроения (РИМ). Он представляет собой структурное подразделение, подчиненное попечительскому совету и дирекции РУО и руководствуется в своей работе его уставом и положением о филиале.

Главной задачей филиала является интеграция вуза со средними общеобразовательными, специальными и профессиональными учебными заведениями г. Рузаевки

и Рузасвского района. Основное внимание при этом уделяется решению таких важных вопросов, как содействие развитию новых типов учебных заведений повышенного уровня образования; разработка национально-региональных компонентов государственных стандартов и учебных программ для разных типов образовательных учреждений; совершенствование качества учебного процесса и научной работы в преемственной системе “школа — вуз”,

В настоящее время в состав Рузаевского филиала входят две общеобразовательные средние школы, гимназия и школа-комплекс, два средних профессионально-технических училища, политехнический техникум, а также органы образования, координирующие деятельность названных учреждений города и района.

Рузаевскнм институтом машиностроения заключены договоры о научно-методическом сотрудничестве с субъектами филиала округа. В соответствии с этими договорами учеными и преподавателями кафедр общенаучных, общетехнических и гуманитарных дисциплин, а также кафедры производственного менеджмента проводятся учебные занятия и научная работа с учащимися школ и других учебных заведений. Часть занятий гимназических и лицейских классов проходит на базе института. С помощью преподавателей РИМа по дисциплинам физико-математического, экономического и гуманитарного циклов, специальных предметов осуществляется разносторонняя интеграция образования в городе и районе с ориентацией не только на машиностроительные, но и на специальности других профилей.

Важным звеном в деятельности филиала РУО является работа подготовительных

курсов при институте, которые может посещать каждый учащийся выпускных классов, а также работники предприятий (организаций), желающие поступить в высшее учебное заведение.

Здесь ведутся занятия по физике, математике, русскому языку и литературе, химии и другим дисциплинам. В том случае, когда выпускники школ — слушатели подготовительных курсов собираются продолжить обучение в Рузаевском институте

машиностроения, выпускные экзамены приобретают силу вступительных на одну из специальностей института.

Для гимназических и лицейских классов средних школ разработаны программы и учебные планы по основным учебным предметам, программированию и компьютерной технике, экономике, психологии и логике, истории русской философии, начертательной геометрии и инженерной графике, технике быстрого чтения и др. По многим из этих курсов созданы учебно-методические подсекции, объединяющие ученых и преподавателей института с учителями средних школ и местными органами образования.

Координацией научной и учебно-воспитательной работы субъектов филиала округа занимается его научно-методический совет, в состав которого входят ведущие преподаватели, учителя и методисты секции инженерного образования, предметных -подсекций.

В целях прогнозирования и разработки стратегии образования студентов института и учащихся средних и средних специальных учебных заведений проводится изучение потребностей региона в специалистах машиностроительных специальностей. Заключены договоры о творческом сотрудничестве РИМа и его кафедр с машиностроительными предприятиями. Многие студенты института проходят обучение по направлению с производства, что также предусмотрено соответствующими договорами. А поскольку заводы региона имеют различия в выпускаемой продукции, в институте практикуется перевод таких студентов на индивидуальный план обучения. Это включается как в общую, так и в конкретную программу их подготовки, отвечающую специфике работы на конкретном предприятии, обусловливает выбор тем курсовых и дипломных проектов.

Наряду с сскцисй инженерного образования в системе филиала РУО организованы подсекции по предметам образования (физике, математике, гуманитарным

дисциплинам), которые работают в соответствии с утвержденными положениями. Назначение подсекций — совершенствование методики и качества преподавания предметов в субъектах филиала РУО, оказание научно-методической помощи учителям и преподавателям в решении задач, возникающих на различных этапах обучения в средней и высшей школе, разработка преемственных норм и требований к содержанию спецкурсов и семинаров. Проводятся также изучение, обобщение и пропаганда передового опыта отечественных и зарубежных педагогов; координация межпредметных связей; готовятся к изданию научно-методические материалы, учебные пособия и другая литература для субъектов филиала округа. Популяризация работы Рузаевского филиала РУО осуществляется посредством публикации материалов о его деятельности в периодической печати.

Поскольку появившаяся тенденция к стабилизации и росту производства может вызвать спрос на специалистов качественно иного уровня подготовки, обладающих знаниями новых технологий, владеющих современными техническими средствами решения различных задач в области конструкторской и технологической практики, продумывается вопрос об организации при институте соответствующих курсов повышения квалификации, обеспечивающих гибкую реакцию на производственные нововведения. Таким образом, отрабатывается четкая преемственная система “школа (СПТУ) — вуз — производство”.

Важным аспектом перспективного развития филиала является укрепление его как городского и районного центра интеграции образования, содействующего созданию инновационных учебных заведений, разработке и внедрению новых учебных программ для субъектов филиала, отвечающих требованиям национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, объединению усилий ученых и учителей, методистов филиала для подготовки и издания серии новых учебно-методических пособий и учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.