Научная статья на тему 'Интеграция науки - образования - производства - бизнеса как необходимое условие модернизации системы образования и развития высокотехнологических отраслей'

Интеграция науки - образования - производства - бизнеса как необходимое условие модернизации системы образования и развития высокотехнологических отраслей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭЛИТНОЕ / НАУКА / ТРАЕКТОРИЯ / MANAGEMENT / INTEGRATION / ELITE / SCIENCE / TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удовиченко Л.И.

В статье исследуется идея развития высокотехнологической отрасли, посредством интеграции науки образования-производства-бизнеса и создание теории построения и управления образовательным холдингом. Образовательный холдинг рассматривается как целостная система взаимосвязанных элементов, управление которых основывается на проектно-технологической организационной культуре. Возможность практического применения теории использование на практике руководителями Департамента образования г. Москвы совместно с органами власти на Федеральном и муниципальном уровнях теории построения и управления образовательным холдингом, с целью развития науки, элитного технического образования всех уровней и как следствие прорыва в высокотехнологических отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки - образования - производства - бизнеса как необходимое условие модернизации системы образования и развития высокотехнологических отраслей»

Удовиченко Л.И. ©

Магистрант, кафедра управления образовательными системами, Московский педагогический государственный университет

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ - ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОИЗВОДСТВА - БИЗНЕСА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ

Аннотация

В статье исследуется идея развития высокотехнологической отрасли, посредством интеграции науки - образования-производства-бизнеса и создание теории построения и управления образовательным холдингом.

Образовательный холдинг рассматривается как целостная система взаимосвязанных элементов, управление которых основывается на проектно-технологической организационной культуре.

Возможность практического применения теории - использование на практике руководителями Департамента образования г. Москвы совместно с органами власти на Федеральном и муниципальном уровнях теории построения и управления образовательным холдингом, с целью развития науки, элитного технического образования всех уровней и как следствие прорыва в высокотехнологических отраслях.

Ключевые слова: управление, интеграция, элитное, наука, траектория. Keywords: management, intégration, elite, science, the trajectory.

Человеческий капитал - система образования - экономика - РФ.

Если проанализировать эту логическую цепочку, тот мы увидим, что в основе развития и процветания страны находится человеческий капитал. И задача системы образования заключается, прежде всего, в том, что бы предоставить личности тот совокупный образовательный вид продукта, усвоение которого обеспечит формирование профессионализма, компетентности, нравственности самой личности и как следствие развитие экономики, а значит благополучия страны.

ХХ1 век - не только постиндустриальный век, век информационных технологий, но вместе с тем век вступления человечества на уровень шестого технологического уклада, включающего развитие «био, нано, инфо, когно» элементов уклада. А значит остро стоит вопрос подготовки специалистов этих направлений.

И те, изменения, которые происходят в системе образования, предполагают вывести образование на новый уровень развития по всем направлениям - управления в сфере образования, качества образования, интеграционных процессов (в виде образовательных комплексов), содержания образования, человеческого капитала, финансирования.

Но если исходить их того, что конечной целью образования должно стать развитие конкурентоспособной экономики то мы должны идти по пути дальнейших интеграционных процессов в сфере образования.

В связи с этим тема образовательного холдинга расширяет свои границы и выходит на новый уровень интеграции, которая является основой построения теории создания образовательного холдинга.

В чем же суть теории?

Идея заключается в развитии приоритетной отрасли экономики шестого технологического уклада, развитие которой в свою очередь зависит от развития науки и образования.

Конкретизация самой идеи представлена в следующем виде - интеграция науки-

© Удовиченко Л.И., 2016 г.

образования - производства - бизнеса.

На базе предприятия отрасли создается корпоративная академия этой отрасли, а уже к ней присоединяется комплекс образовательных организаций разного уровня. Финансирование смешанное, с привлечением венчурного капитала.

Это общая схема для стратегического развития любой отрасли.

Приступая к созданию теории построения образовательного комплекса первоначально определяем системообразующее ядро концепции, а затем вытекающую из нее логическую структуру построения теории.

Центральное системообразующее ядро концепции формулируется так - прорыв в отрасли наноэлектроники будет осуществлен в результате: интеграции науки- образования -производства - бизнеса; создание корпоративной академии по подготовке научных кадров, разработки прорывных технологий в отрасли; формирование и развитие инженерно-технологического элитного образования, включающего преемственность образовательных программ, создания траектории движения выпускника в образовательном пространстве; привлечение венчурного капитала; развитие высокотехнологического производства и завоевание мирового уровня в этой области.

Далее логическая структура теории построения и управления образовательного холдинга имеет вид: цель, принципы, условия, факторы, модель, механизмы, требования, процедуры обоснования теоретических знаний.

Цель - создание теории построения образовательного комплекса на основе интеграции образования - науки - производства - бизнеса.

В основу управления образовательным холдингом будут положены идеи развития образования, принципы и условия их реализации.

Принципы

Идеи развития образования.

1. Гуманизация образования (направленность на личность);

2. Демократизация образования ( направленность на общество, государство );

3. Опережающего образования ( направленность на производство );

4. Непрерывного образования ( направленность на систему ПО ).

Для образовательных комплексов, как образовательных систем, наиболее существенное значение имеют следующие принципы: принцип открытости образовательных организаций; принцип многообразия образовательных систем; принцип регионализации образования; принцип общественно-государственного управления; принцип

многоуровневости; принцип маневренности ОП; принцип преемственности ОП; принцип интеграции образовательных структур; принцип гибкости организационных форм; принцип фундаментализации образования; принцип деятельностной направленности образования ; принцип национального характера образования; принцип опережающего потребности производства уровня образования населения; принцип саморазвитие личности обучаемого [1, с. 26-33].

Условия

Условия, необходимые для создания модели образовательного холдинга:

1. Ориентация экономики страны в направлении развития отраслей, что позволит создать образовательный холдинг отраслевого направления (наноэлектроника);

2. Интеграция образования - науки - производства - бизнеса, как основы развития элитного технического образования, науки, высокотехнологического производства, с привлечением венчурного капитала;

3. Внедрение проектно-технологической организационной культуры с последующим формированием знаниевой культуры.

Факторы

Определим факторы внешней среды, которые обеспечат развитие человеческого потенциала, жизнедеятельность, устойчивость образовательного холдинга.

Факторы общего внешнего окружения, например цена на нефть, курс рубля, которые

влияют на кредитно-финансовую политику государства и это важно, поскольку мы хотим привлечь венчурный капитал или возможность приобретения техники и технологий из других стран или перспективы завоевания мирового рынка в области микроэлектроники (конкуренция велика и рынок, по сути, поделен между компаниями Intel, AMD). Нужен прорыв в этой области.

Идеи, которые осуществляют прорывы в той или иной области создают и воплощают в жизнь личности. Развитие человеческого потенциала заключается в подготовке таких специалистов, которые в итоге обеспечат преимущества своих экономик.

Именно подготовки талантливых сотрудников для высокотехнологической отрасли экономики определило создание нового вида образовательного холдинга.

Нам думается, что это ключевая проблема в управлении образованием.

Для обеспечения жизнедеятельности и устойчивого развития создаваемого образовательного холдинга необходимо учитывать факторы непосредственного окружения - инновационная промышленная политика РФ; направление формирования парадигмы управления; направления развития научно-технического потенциала страны, высшего образования; деятельность ТПП; перспективы создания высокотехнологического производства наноэлектроники в мегаполисе.

Модель ОК

При создании интеграционной модели образовательного комплекса мы основывались на научный подход в определении ее свойств, а именно - ингерентность, простота, адекватность.

С точки зрения системного подхода любая система, а в нашем случае образовательный комплекс, предусматривает определения ее состава, структуры и институциональные ограничения. Состав - кто входит в систему; структура - кто с кем взаимодействует; институциональные ограничения - модель взаимодействия учебных учреждений.

Определение состава ОК.

Образовательный комплекс характеризуется тремя критериями:

- степень горизонтальной интеграции - число реализуемых в нем образовательных программ одного уровня;

- степень вертикальной интеграции - число реализуемых в нем образовательных программ различных (последовательных) уровней;

- степень организационной интеграции, характеризующей самостоятельность или несамостоятельность (в том числе - юридическую) образовательных учреждений, входящих в ОК.

Степень горизонтальной и вертикальной интеграции определяет преемственность образовательных программ.

Степень организационной интеграции отражает самостоятельность образовательных учреждений, входящих в образовательный комплекс, т. е. степень их экономической и административной самостоятельности.

Ниже на рис.1 представлены образовательные комплексы различных типов [1, с. 1723] .

Вертикальная интеграция

Рис. 1. Образовательные комплексы различных типов в критериальном пространстве

С точки зрения современной экономической теории рациональный размер организации определяется балансом организационных и транзакционных издержек, т.е. не возможно бесконечно увеличивать количество организаций в образовательном холдинге.

Организационные издержки определяются затратами на координацию деятельности внутри организации, которые растут с увеличением ее размеров. Транзакционные издержки, определяются затратами на внешний маркетинг (продвижение программ), рекламу, анализ преимуществ конкурентов, мониторинг в оперативном управлении [ 1, с.26]

Для определения состава образовательных организаций, входящих в с образовательный холдинг применяется математическое моделирование [1, с. 72] .

Институциональные ограничения определяются на основании трех моделей, прописанных в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» .

Наша модель относится ко второму типу модели - формирование комплекса как юридического лица в форме объединения образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности, сохраняющих статус юридических лиц.

На основе вышеизложенного переходим к созданию интеграционной модели образовательного холдинга.

Определение структуры ОХ

Рис. 2. Функционально - структурная модель образовательного холдинга [5, 3].

Для эффективного управления структурой (моделью) образовательного холдинга нам необходимо определить, что мы понимаем под структурой и управлением системой.

Структура - совокупность устойчивых связей между элементами системы.

Управление - целенаправленное воздействие человека (субъекта) на объект (образовательный холдинг) и приводящий как к качественному изменение объекта, так и изменению субъекта, который стал обладать новым уровнем знаний. [4,с.8].

Мы объединили в модели элементы, которые имеют свою специализацию, но вместе с тем они объединены в интегральный процесс управленческой деятельности.

Интеграция: Школьное объединение - вуз - наука - высокотехнологическое производство- бизнес;

Специализация:

Физико-математическая школа, лицеи, гимназии, МАНТ (Московская академия наноэлектронной техники), колледжи - образовательная специализация;

РАН, научно-исследовательский центр МАНТ - научная специализация;

Высокотехнологическое производство - производственная специализация;

Бизнес - финансовая специализация; ТПП - специализация в сотрудничестве власти и бизнеса.

Отсюда следует, что главнейшая задача топ-менеджера образовательного холдинга -интеграция человеческого капитала всех элементов для реализации стратегических целей развития образовательного холдинга.

Далее мы перейдем к рассмотрению управляющего органа образовательного холдинга.

Управление холдингом осуществляет координационный совет, в который входят: Заместители руководителя ОХ; линейные руководители образовательных организаций

школьного объединения (1,.....ОУп); руководители функциональных служб; руководители

колледжей; руководитель научно-методического центра Академия образовательного холдинга; руководитель отдела стратегического развития производства отрасли; представители бизнес - сообщества; представители департамента образования г. Москвы, отраслевого министерства, РАН.

Возглавляет координационный совет топ-менеджер с педагогическим образованием.

Руководители функциональных служб - стратегическая служба; финансовая; информационно-аналитическая служба; служба по научной работе (проекты); служба аттестации; психологическая служба; служба внутреннего мониторинга; служба по кадрам; служба связи с общественностью; сектора внешних и внутренних маркетинговых исследований, рекламы; интегрированная информационная система; служба

образовательного профиля и профориентации; юридическая служба; полиграфическая служба; административно - хозяйственная служба.

За ресурсное обеспечение школьного объединения отвечают функциональные службы. Соответствующие заместители руководителя ОХ и линейные руководители несут ответственность за деятельностью образовательных организаций школьного объединения.

В управлении образовательным холдингом мы применяем матричную модель управления, суть которой заключается в использовании не только потенциала заместителей при решении задач, но и специалистов и педагогов, специалистов функциональных служб и т.д. Решающую роль в оперативном проведении заседаний, быстром и эффективном принятии решения принадлежит интегрированно- информационной системе образовательного холдинга.

У руководителя образовательного холдинга (топ - менеджер) - 7 заместителей.

Заместитель руководителя по внешним; по развитию и управлению; по научной работе (проекты); по учебной работе дошкольного и начального образования; по учебной работе средней и старшей школы и дополнительному образованию; по финансам; административно-хозяйственной службы.

МАНТ играет роль центра подготовки высококвалифицированных научно-исследовательских кадров и специалистов; осуществляет фундаментальные и прикладные исследования под эгидой РАН; обеспечивает научные подходы к психолого-педагогическим технологиям в деятельности школьного объединения; повышает квалификацию преподавательского состава; формирует инновационную образовательную среду школьного объединения; ведет целевую подготовку кадров для производственной сферы; осуществляет маркетинговые исследования.

В МАНТ будут созданы факультеты естественно - научного, технического образования, т.е. того, что является центральной областью научного знания, и что будет отвечать развитию науки в области наноэлектроники и потребностям рынка, а также факультет гуманитарного образования (языки). Особая роль в научной деятельности МАНТ отводится фундаментальным и прикладным исследованиям в области наноэлектроники.

Подготовку студентов осуществлять по новым программам и практикой на производстве, а по окончании МАНТ на договорной основе трудоустройство на высокотехнологичном производстве.

При МАНТ будут созданы колледжи: колледж электроники и информатики, технологический колледж и бизнес колледж (реализация идеи технологического бакалавриата). Колледжи интегрируют в образовательную структуру МАНТ, но с правом юридического лица. Необходимо поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, технологов и подготовку менеджеров, соответствующих мировым стандартам.

Создание образовательного холдинга, для решения задач технологической независимости предусматривает инвестиции бизнеса в научные разработки.

Важнейшей характеристикой образовательного холдинга является обеспечения потоковой траектории движения выпускника, начиная с поступления в детский сад -начальная школа - (лицей, физико-математическая школа, гимназия) - колледжи или МАНТ или производство или бизнес.

Совместная деятельность всех элементов образовательного холдинга осуществляется в рамках договора.

Механизмы

В основе создания образовательного холдинга лежат инновационные процессы.

Для этих процессов характерна проектно-технологическая организационная культура, то есть управление образовательным холдингом будет осуществляться посредством реализации портфеля проектов.

Существуют универсальные механизмы управления любыми типами проектов. Перечислим их:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Механизмы финансирования проекта - использование смешанного финансирования

(для реализации целей будем привлекать венчурный капитал);

2. Механизмы управления взаимодействиями участников проекта- для реализации проектов образуются временные объединения - сетевые организации;

Как пример - для создание лицеев, гимназии, физико-математической школы будет образована сетевая организация, в которую войдут руководители этих образовательных организаций, педагоги, представители функциональных служб;

3. Механизмы стимулирования в управлении проектами - вопрос стимулирования является системообразующим фактором, эффективное применение которого обеспечивает достижение конечного результата участникам проекта;

4. Механизмы освоения объема - для менеджеров среднего звена, применяется механизм освоения объема, с меньшим числом показателей, но оно оптимально для эффективного взаимодействия с руководителем и оперативного решения вопросов управления проектом;

5. Механизмы управления договорными отношениями - этапы: подготовка договора, заключение договора, выполнение работ по договору, завершение договора, а также создания дополнительного соглашения, в результате изменившихся внешних условий;

6. Механизмы оперативного управления проектами - задача стоит в определении точек контроля при котором минимальны затраты (баланс между затратами нам мониторинг и потерями в случае принятия неправильных решений) [2, с. 218-242].

Перечислим типы проектов, реализуемых образовательным холдингом:

Образовательные проекты - создание элитного образования всех уровней; реализация критериев оценки эффективности функционирования образовательных организаций, создание центра психолого-педагогического сопровождения школьного объединения;

Организационные проекты - создание МАНТ; открытие филиала гимназии в Китае, создание лицеев, гимназии, физико-математической школы; создание колледжей;

Социальный проект - развитие социальной сферы образовательного холдинга;

Инвестиционный проект - привлечение венчурного капитала;

Технический проект - создание интегрировано-информационной системы;

Экономический проект - создание (реформирование) и развитие

высокотехнологического производства.

Требования

Это большой раздел, в котором рассматриваются те задачи, которые необходимо реализовать. В связи с невозможностью в рамках данной статьи полностью осветить эти задачи остановимся на их перечислении, но которое, даст представление о направлениях решаемых задач. Это - элитное образование всех уровней; создание лицеев, гимназии, физико-математической школы; ранняя профориентация; создание образовательной среды, для развития инженерно-технического мышления; здоровье и здоровый образ жизни; создание центра родительской компетентности; создание колледжей; Академии (МАНТ); задачи развития высокотехнологического производства; привлечение бизнеса; нормативно-правовое обеспечение.

Процедуры обоснования теоретических знаний.

Мы создали теорию построения и управления образовательным холдингом, которая включает системообразующее ядро концепции и логическую структуру построения теории.

Каждая теория предусматривает проверку, которая включает неэмпирические и эмпирические составляющие, соответствующие четырем ступеням проверки: метатеоретическая, интертеоретическая, философская и эмпирическая [6, с.2-3].

Мы провели только доэмпирическую проверку теории (первые три), результаты которых являются предварительными. Для окончательного подтверждения достоверности научной теории необходима эмпирическая проверка. В нашем случае для реализации этого требуется длительное время, поскольку стратегия развитии образовательного комплекса

предусматривает десятилетний период.

Но поскольку доэмперическая роверка удовлетворяет всем критериям, мы делаем вывод о жизнеспособности этой теории.

Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования -предметность, полнота, непротиворечивость, интерпретируемость, проверяемость, достоверность [3].

В заключение приведем слова М. Бунге: «В целом существует приоритет неэмпирических проверок перед опытными, и теория, которая не смогла выдержать концептуальные испытания, не должна допускаться к эмпирической проверке».

Основные выводы по управлению развитием образовательного холдинга:

1. Интеграции: наука - образование-производство-бизнес;

2. Отраслевая направленность;

3. Прорыв в отрасли

4. Создания образовательного холдинга как формирование технологического уклада в экономике, выполнение запроса государства на специалистов инженерно-технологического профиля.

5. Развитие элитного образования - возродить статус естественно- математических и технических дисциплин, как основы формирования современного научного мировоззрения.

6. Фундаментальные и прикладные исследования МАНТ в области наноэлектроники и внедрение в производство;

7. Привлечение бизнеса в развитие науки и производства;

8. Необходимость реализации промышленной политики государства.

9. Государственная поддержка предпринимательства.

10. Создание высокотехнологического производства отрасли;

11. Внедрение проектно-технологической организационной культуры управления;

12. Завоевание сектора национального рынка образовательных программ инженерного профиля. Подтверждение рейтинга качества образования МАНТ на мировом уровне.

13. Государственно-общественный характер управления - участие вышестоящих органов (департамента образования г. Москвы, отраслевого министерства), РАН, бизнеса в управлении ОК; развитие демократических механизмов финансирования, руководства, контроля качества;

14. Образовательный холдинг - как площадка для ранней профессиональной ориентации учащихся;

15. Создание интегративно-информационной системы образовательного комплекса;

16. Использование стратегии маркетинга на всех уровнях образования;

17. Развитие образовательного комплекса на основе стратегического менеджмента;

18. Обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического, эмоционального здоровья детей.

19. Применение математического моделирования в системе образования (расчет состава модели;

18. Контрактная система с выпускниками академии и колледжей;

20. Руководитель образовательного холдинга должен иметь квалификацию - топ-менеджера;

21. Инициатива по созданию образовательного холдинга нового вида, должна исходить сверху.

Литература

1. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.

2. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2009. - 416 с.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.- М.:СИНТЕГ - 668 с.

4. Шамова Т.Н., Давыденко Т.М. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко - Академия. - М., 2007. - 384 с.

- Статьи из журналов и сборников:

5. Удовиченко Л.И. - Создание образовательных холдингов как необходимое условие модернизации системы образования. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции пролонгированного действия «Управление развитием образовательных систем». Тема 2015 года: «Образование в контексте экономики. Управленческие практики эффективных бизнес-систем для образования» / Сост. Н.А. Штурбина, А.В. Вдовин. — М.: РАНХ и ГС,2015. — 230 с.

- Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

6. Краткий курс лекций по дисциплине «История и философия науки» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.studme.org/130712285171/filosofiya/protsedury_oboshovaniya_ teoretichche skih_znaniy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.