ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА КАК ДРАЙВЕР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Мирошниченко В.А. Email: [email protected]
Мирошниченко Валерия Алексеевна — студент, кафедра менеджмента, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Научно-конструкторское бюро моделирующих и управляющих систем, Южный Федеральный университет, г. Таганрог
Аннотация: в данной статье были проведены исследования в области интеграции науки и производства. Автор дает общее понятие связки образование - наука — производство. Были рассмотрены исторические предпосылки возникновения данного внедрения, а также различные формы процессов интеграции образования, науки и производства, рассмотрен опыт в данной области зарубежных стран, а также опыт в России. Проанализировав опыт развития интеграционных процессов в целом и каждого из направлений, были определены их преимущества, а также выявлены проблемы.
Ключевые слова: инновации, интеграция науки и производства, технополис, технопарк, исследовательский институт.
INTEGRATION OF SCIENCE AND PRODUCTION AS A DRIVER OF ECONOMIC GROWTH Miroshnichenko V.A.
Miroshnichenko Valeria Alekseevna — Student, MANAGEMENT DEPARTMENT, INSTITUTE OF MANAGEMENT IN ECONOMIC, ENVIROMENTAL AND SOCIAL SYSTEMS, SCIENTIFIC AND DESIGN BUREAU OF MODELLING AND CONTROLLING SYSTEMS, SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY, TAGANROG
Abstract: in this article, research was carried out in the field of integration of science and production. The author gives a general concept of a bunch of education science - production. The historical background of this introduction, as well as various forms of integration processes of education, science and production, were reviewed, experience in this field was reviewed in foreign countries, and also experience in Russia. After analyzing the experience of the development of integration processes in general and each of the directions, their advantages were identified, and problems identified. Keywords: innovations, integration of science and production, technopolis, technopark, research institute.
УДК 005.4
На сегодняшний день в развитии общества настала эра активных перемен, творящихся под непосредственным воздействием науки.
В начале первой промышленной революции значимость науки была еще сравнительно небольшой, однако с ходом времени и формированием таких наук как физика и химия, произошли революционные изменения в технологиях и условиях общественной жизни. В пятидесятых годах прошлого века началась 2-я промышленная революция, основой которой стали научные свершения, и, невзирая на то, что наука добилась наиболее стремительного роста развития, трудно предугадать последующие результаты и последствия научного прогресса.
Наука стала основополагающей производительной силой, однако она не способна прогрессировать без синхронного развития производства, по этой причине каждый этап научного продвижения становится все более дорогостоящим. У современного производства появилась потребность не только использовать науку, но и внедрять научные исследования и подходы во все без исключения аспекты жизненного цикла производства. Нужно выделить, то, что наука, так же активно использует человеческие и материальные ресурсы общества, преобразуясь в массовую регулируемую деятельность, приобретая черты производства. Наука и производство связываются в общую иерархическую систему.
Промышленный переворот, заместивший мануфактуру на фабрики и заводы в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков, начинает постепенное преобразование науки в непосредственную производительную мощь общества.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого столетий взаимосвязь науки с производством стала наиболее прочной и начала носить планомерный характер, положив начало постепенного превращения науки в производительную силу общества.
В двадцатом веке наука начинает превосходить развитие техники и производства, создавая единую концепцию «наука-техника-производство». В связи с этим ведущую роль занимает наука. На первый план стали выходить теоретические познания, аналогичным образом, основная доля продукции берет начало в научных лабораториях, производственные процессы обретают научный характер.
Современное научно-производственное развитие имеет значимые социальные последствия, что привело к преобразованию труда и его производительности. Сотрудник обеспечивает целевую установку производства, программу работы оборудования, и кроме того осуществляет подготовку, надзор и регулировку процесса. Вследствие этого происходит изменение отраслевой структуры промышленного производства, занятости и социальной структуры общества от промышленного к информационному.
Считается, что объединение науки и производства зародилась в университете имени Стэнфорда в Калифорнии. Толчком к началу процесса интеграции стала «утечка мозгов», когда выпускники университета хотели найти работу в других регионах на наиболее выгодных условиях. Администрация университета с успехом справилось с данной задачей, разрешив дилемму с «утечкой мозгов», и, вследствие этого, автоматически решился вопрос с рабочими местами. Один из приглашенных педагогов профессор Ф.Терман внес предложение выпускникам сдавать помещения в аренду по льготным ценам, с условием, что выпускник обязан организовать компанию, которая бы занималась новыми технологиями. Вследствие осуществления плана был решен ряд задач:
- средства университета максимально задействованы;
- ликвидирована «утечка мозгов»;
- организованны новые рабочие места;
- совершенствование технологий и продвижение научных исследований не стоит на месте.
Интенсивное развитие научно-технологического прогресса во второй половине двадцатого
века, в основе которого лежали космическая индустрия и компьютерные технологии, обнаружило понимание того, что социальные институты в лице государства, образования, науки и бизнеса обязаны сотрудничать. Данный процесс начал активно развиваться благодаря одному из стимулов, которым стало конкурирование между двумя державами СССР и США.
На настоящее время имеется ряд ключевых форм интеграции науки и производства. Одной из них считается исследовательский университет, что предполагает университеты, создающий на своих территориях научные парки и поддерживают процесс интеграции образования, науки и производства.
Согласно истории, исследовательский университет выявил, что считается наиболее эффективной формой интеграции образования и науки. На территории кампусов должны находиться как аудитории с целью проведения лекций, для получения теоретических познаний, так и лаборатории, в которых проводят исследовательскую деятельность, а также приобретаются практические навыки.
Концепция исследовательского университета базировалась на приобретение контекстных знаний, которые должны совершаться единовременно с получением формальных знаний в самом университете.
Еще одной формой интеграции образования, науки и производства являются научно -исследовательские парки или технопарки.
Технопарк представляет собой своего рода фабрику по выпуску средних и малых рисковых инновационных предприятий, в его задачи входит реализация передачи новейших технологий, проекты которых возникли в научных центрах, в производство [1]. Для молодых ученых-предпринимателей важен шанс общения с экспертами в различных специальностях. Учредителями научных парков выступают университеты, вузы, научные и конструкторские учреждения.
Еще одной формой интеграции образования, науки и производства является технополис, который представляет собой город, состоящий из университетов, научных центров и промышленных компаний. Технополис, как правило, размещается в провинции, вдали от крупных центров [2].
Термин «технополис» появился в начале восьмидесятых годов двадцатого века в момент проведения масштабной правительственной реформы в Японии, целью которой было ускорение развития науки, а также усиление региональной экономики посредством развития новых научно-технических центров. Разница между японской идеей и американской
«Силиконовой долиной» заключается в том, что концепция японских технополисов относилась с намного более сбалансированным подходом к развитию наукоемкой технологии, предлагающей создание новых наукоградов, заполненных технологическими и исследовательскими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры [2]. На сегодняшний день в стране восходящего солнца действует масштабная система из 19 технополисов общенационального характера, которая содержит различные объекты и играет весомую роль в экономике.
Американская форма интеграции науки и производства, в настоящий период, считается одной из наиболее результативных. Американская модель интеграции, представляя собой одну из самых продуктивных, показательна в том аспекте, что выпускники исследовательских университетов нередко становятся лауреатами нобелевских премий. Именно их пилотные исследования вырастают впоследствии до конвейерного потока в огромных технологических компаниях, которые обеспечивают одновременно научно-техническое развитие и многомиллионные доходы. Многие страны, такие как Япония, Южная Корея, Финляндия, Бельгия, Германия и другие европейские страны, стараются перенимать успешный опыт, внедряя его в собственную практику. Исторически сложилось таким образом, что исследовательский университет показал себя как эффективная модель интеграции образования и науки, где в стенах кампусов размещены как аудитории для проведения лекций, где студенты получают теоретический материал, так и лаборатории, в которых, собственно, и происходит непосредственно исследовательская деятельность. Интегрированный информационный взаимообмен осуществляется не только между студентами, но и между студентами и преподавателями. Нужно выделить тот факт, что университеты, использующие такую форму интеграции, пользуются наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства с целью проведения научной и образовательной работы. 100 ведущих исследовательских университетов США получают 95% средств федерального бюджета для исследовательских и образовательных целей [3]. Обучение специалистов наивысшей квалификации также сосредоточена в исследовательских университетах: 60% всех докторантов США подготовлено в 50 исследовательских университетах. Данные университеты обладают еще одной особенностью, а именно: число студентов, которые обучаются согласно магистерским программам, обладают лучшим соотношением между численностью преподавателей и студентов (1:6), в то время как в обычных вузах это соотношение (1:12) [3]. Одна из ключевых отличительных черт концепции университетов такой формы интеграции - это присутствие прочных взаимосвязей с промышленностью. Например, Массачусетский технологический институт имеет связи с порядка 300 корпорациями (больше 50% из них - крупнейшие организации США) [3]. Значимым, вероятно, различием в формировании профессорско-преподавательского состава лучших исследовательских университетов считается ротация кадров, включающая сферы образования, науки и бизнеса. Между ними отсутствуют искусственные преграды, более того - концепция оплаты в вузе, как и на фирме, стимулирует подобную ротацию. Исследовательские университеты активно участвуют, преимущественно на коммерческой основе, в дополнительном послевузовском образовании, предлагают многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки.
Наиболее явным примером выступает университет имени Стэнфорда, где зародился самый знаменитый технопарк, выросший вплоть до гигантской «Силиконовой долины» [4].
Остается открытой проблема : каким образом университетам предстоит выстраивать собственную политику. Решения собственных финансовых вопросов, сопряженные с уменьшением финансирования государством в период экономического упадка, университеты имеет все шансы попасть в финансовую ловушку «академического капитализма», и вузу придется привлекать к совместной работе частные компании. В свою очередь бизнес будет заинтересован в получении контроля над готовым научным продуктом или технологией, направляя инвестиции в университет. Тем не менее, это противоречит целевым установкам университета как социального института, которая гарантирует генерацию новых знаний и передачу их учащимся и обществу, вследствие чего, университет может превратиться в техническую лабораторию, которая обслуживает интересы крупных частных компаний, а не общество.
Непосредственно для того, чтобы сохранить свой социальный статус и успешную деятельность университетам необходимо сосредоточить все без исключения старания на решении таких задач как:
- отдавать предпочтение отраслям научных исследований, для возможности независимого получения дохода, без участия бизнеса, обеспечивая финансовую эффективность новых знаний.
- уделять необходимое внимание региональным экономическим нуждам, обеспечивая применение полученных знаний в регионе, где располагается непосредственно университет;
- структурировать административные функции, обеспечивая четкое соответствие работников занимаемой должности, за профессорско-преподавательским составом, механизмами управления;
- обучать кадровый состав для экономики, объединяя ученых, инженеров, техников, менеджеров и преподавателей, с поддержкой которых происходит корректировка при подготовке молодых кадров.
Рассмотрев зарубежный опыт интеграции науки и производства, рассмотрим российский опыт интеграции науки и производства.
Как установлено, трудности развития и применения инновационного потенциала промышленности актуальны для России. В условиях перехода государства на инновационный путь становиться важным формирование и развитие инновационных центров, способные производить технические идеи, а так же доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках.
Рассмотрев платформы интеграции науки и производства на зарубежном опыте, а также отечественный опыт в этой сфере, нужно выделить, что между собой они никак не различаются и имеют идентичный смысл и назначение. Процесс интеграции на российском рынке захватывает и преобразует все уровни образования, систему и инфраструктуру науки и производства. В настоящее время научная политика направлена на:
- формирование резерва фундаментальных научных идей и содействие подготовке соответствующих специалистов в целях разработки новых технологий;
- снижение финансового риска научно-технических проектов;
- реализация посредничества при организации взаимодействия академической и прикладной науки.
Российский опыт интеграции науки и производства содержит в себе следующие достижения:
- Совместная работа учебно-научно-производственных комплексов и объединений с высшими учебными заведениями, преследуют главную цель - гарантировать эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и проведения научно-исследовательских работ.
- Научно-учебные центры, объединяющие высшие учебные заведения, академические и отраслевые научно исследовательские институты, стремятся к концентрации научного потенциала для решения фундаментальных научно-технических проблем и параллельной подготовке специалистов в рамках соответствующей тематике.
- Инженерные центры, связывающие высшие учебные заведения, научно исследовательские институты и конструкторские бюро, ориентированы на разработку и внедрение новой техники и технологий, подготовки кадров, необходимых для внедрения новинок в производство.
Таким образом, рассмотрев разные аспекты интеграции науки и производства можно с полной уверенностью заявить, что наука непрерывно революционирует технику и производство, а они, в свою очередь, стимулируют прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее более совершенным, точным и сложным оборудованием.
Список литературы / References
1. Алиакберова А.Э. Развитие государственно-частного партнерства в области образования как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации // Потенциал и перспективы России в условиях глобализации, 2011. С. 102.
2. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М.: НИИВО, 2001. Вып.6. 51 с.
3. Lynch R. Pawns of the state or priests of democracy? Analysing professors academic freedom rights within the state's managerial realm // California Law Review. № 91 (4), 2003. Pp. 1061-1108.
4. Themes Walter R. // A History of the University in Europe, Vol. II: Universities in Early Modern Europe. Ed. Hilde de Ridder-Symoens. New York: Cambridge University Press, 1996. Pp. 3-42.