Научная статья на тему 'Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах сша и Японии'

Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах сша и Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1362
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПАРК / ТЕХНОПАРК / ТЕХНОПОЛИС / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / INTEGRATION OF EDUCATION / SCIENCE AND PRODUCTION / RESEARCH UNIVERSITY / SCIENCE RESEARCH PARK / TECHNOLOGY PARK / TECHNOPOLIS / INNOVATIONS / BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неборский Егор Валентинович

В статье рассматриваются формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах США и Японии, описываются особенности существующих форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Forms of Integration of Education, Science and Production in the USA and Japanese Universities

The forms of realization of integration of education, science and production in the universities of the USA and Japan are considered, and the features of existing forms are described in the article.

Текст научной работы на тему «Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах сша и Японии»

Е.В. Неборский

Ключевые слова:

интеграция образования, науки и производства, исследовательский университет, научноисследовательский парк, технопарк, технополис, инновации, бизнес-инкубатор.

формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах сша и Японии

в статье рассматриваются формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах сША и Японии, описываются особенности существующих форм.

Идея интеграции образования, науки и производства, развитие самой концепции, самой идеи зародилась в Соединенных Штатах и была подхвачена не только рядом ведущих Европейских государств, но и многими странами Азиатского ареала - Японией, Южной Кореей, Гонконгом и т.д. Сама по себе идея интеграции не нова, но до сих пор достаточно актуальна в современном мире. Особенно в связи с растущими экономическими рисками, сокращением уровня производства в некоторых странах и серьезными экономическими проблемами, возникающими в мире. В эпоху любого кризиса, как известно, ученые часто обращаются к истокам, анализируя те или иные проблемы, пытаясь увязать «потребность» и «необходимость» в некий единый узел.

Для нашей страны эта тема наиболее актуальна. Это вызвано целым рядом причин: попыткой реформирования системы образования и связанной с ней образовательной инфраструктуры, попыткой «оживления» сферы науки, стимулирования научных исследований, и попыткой обеспечения взаи-

модействия науки и бизнеса, внедрения инноваций в производственную сферу. Кроме того, главной проблемой для нашей страны остается так называемая сырьевая зависимость, «нефтяная игла». В этом свете данная тема особенно актуальна, поскольку разработка концепции интеграции образования, науки и производства поддержит попытки стимулирования инновационной составляющей экономики. В наступающую эпоху знаний такая тенденция прослеживается во всех развитых странах мира. Следовательно, мы можем изучить зарубежный опыт с его ошибками и удачными находками, чтобы осуществить выбор собственной, приемлемой для России формы интеграции образования, науки и производства.

Актуальность исследований на данную тему подкреплена и юридически. Дело в том, что в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 120 «Формы реализации интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании») указывается, что «интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование высшего образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники».

Одним из путей реализации данной программы в России является попытка создания исследовательских университетов в различных регионах страны. По последним данным, таких университетов сегодня насчитывается 29. Именно поэтому изучение деятельности исследовательских университетов за рубежом (поскольку существуют и традиционные вузы), определение форм образовательного процесса крайне необходимо.

Исследовательские университеты за рубежом за долгие десятилетия накопили определенный практический и теоретический опыт, который может оказаться полезным и для нашей страны. Более того: формы интеграции образования, науки и производства в каждой стране, а отчасти и в отдельно взятом университете, осуществляются специфично, что обусловливает необходимость исследования многообразия форм интеграции, определения слабых и сильных сторон и, главное, определения условий для реализации той или иной формы интеграции.

Дело в том, что не каждая из существующих форм интеграции может быть применена в России и не только по пресловутой причине уникальности нашей страны, а по причине отсутствия определенных условий: нехватки времени (что увеличивает отставание от других развитых стран), налоговых и иных нормативных актов, неравномерного уровня развития

регионов, специфики социальных реалий, связанных с историческим контекстом и т.д. Результаты, полученные в исследованиях на данную тему, могут внести серьезный вклад в разработку собственной концепции. Тем более в англоязычной научной литературе существует целый пласт работ, посвященных данной проблематике, тогда как в России таких работ не так уж и много. Кроме того, большая их часть посвящена лишь третьему звену интеграции, а именно, производству.

Зарождения первой концепции интеграции образования, науки и производства произошло в стенах университета имени Стэнфорда. Все началось с проблемы «утечки мозгов» (такая проблема, кстати, наблюдается и сегодня даже в развитых европейских странах - например, в Нижней Саксонии, в Германии). Она заключалась в том, что выпускники университета подавались в другие регионы в поисках лучшей и более оплачиваемой работы. Проблема «утечки мозгов» серьезно обеспокоила руководство университета, и тогда было принято решение о приглашении выдающихся ученых и профессоров на выгодных для них условиях в Стэнфорд. Один из таких профессоров, Фредерик Терман, в прошлом так же бывший «беглец», выпускник Стэнфорда, решил проблему «утечки мозгов». Идея оказалась простой, но, как выяснилось впоследствии, гениальной [3, с. 23-25].

Университет Стэнфорда обладал обширными земельными территориями, которые, согласно завещанию основателя, нельзя было продать или заложить. Тогда Терман предложил сдавать их в аренду выпускникам университета на льготных условиях с одним условием: выпускник должен будет основать там фирму, которая занималась бы новыми технологиями. Суть заключалась в том, что студент не должен будет искать рабочее место по окончании вуза, а сам создаст это место для себя и других. Таким образом, решался вопрос и студенческой практики, и рабочего места, и материальной базы для начинающего бизнесмена-ученого, и проблема аренды, и проблема мотивации студента, и синтез образования и научных исследований, что повышало качество образования и т.д. Словом, университет взял на себя инициативу по развитию малого бизнеса, который должен был стимулировать развитие экономики региона.

Бурное развитие научно-технического прогресса во второй половине XX века, одним из стимулов которых, как ни странно, стало соперничество между двумя державами СССР и США, в основе которого лежали космическая промышленность и компьютерные технологии, привело к пониманию, что социальные институты в лице государства, образования, науки

и бизнеса должны сотрудничать. Как показала историческая практика, это взаимовыгодный процесс.

С точки зрения бизнеса он выгоден тем, что использование не только прикладных, но и фундаментальных исследований становится условием сохранения и усиления конкурентоспособности компании. Поэтому современные компании не могут довольствоваться вторичной научной информацией и упрочивают связи с ее первичными источниками - центрами фундаментальной науки. В свою очередь, к сотрудничеству с государственными и частными компаниями университеты побуждает не только возможность получения прибыли от коммерциализации результатов проводимых ими научно-исследовательских работ, но и необходимость поиска дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований и наиболее благоприятных возможностей трудоустройства своих выпускников. Расширяется использование таких форм сотрудничества, как консультирование, обмен кадрами, субсидии и контракты на исследования, крупные многолетние контрактные соглашения с корпорациями о проведении университетом исследований в определенной области.

На сегодняшний день существует несколько основных форм интеграции образования, науки и бизнеса. Одной из них является исследовательский университет. Само понятие исследовательского университета было введено в 1994 году Международным центром Карнеги по развитию образования и подразумевает университеты, создающие на своих территориях научные парки и поддерживающие процесс интеграции образования, науки и бизнеса.

Согласно экспертному заключению этого Центра, исследовательский университет должен отвечать следующим критериям:

а. Предлагать разнообразные программы бакалавриата.

б. Иметь полный курс обучения, вплоть до докторантуры.

в. Обладать большим количеством программ исследований.

г. Присуждать 50 или более степеней доктора наук в год.

д. Располагать ежегодными поступлениями в бюджет по федеральным программам свыше 40 миллионов долларов [4, с. 26].

Именно исследовательские университеты представляют в настоящее время в развитых зарубежных странах основную форму интеграции образования, науки и бизнеса. Вместе с тем их основной функцией остается образовательная, которая определяет место каждого из 250 исследовательских университетов в данном кластере. С этой функцией связано предоставление различных льгот, в том числе освобождение от налогов.

Исторически сложилось так, что исследовательский университет зарекомендовал себя как наиболее успешная форма интеграции образования и науки, где в стенах кампусов расположены как аудитории для проведения лекций, где студенты получают теоретические знания, так и лаборатории, в которых происходит непосредственно исследовательская деятельность. Благодаря этому интегрированный информационный обмен осуществляется не только между студентами, но и между студентами, преподавателями и учеными. Концепция исследовательского университета базировалась на том, что приобретение контекстных знаний должно происходить в самом университете параллельно с получением формальных, кодифицируемых знаний, которые заключены в учебниках.

Важной особенностью исследовательского университета является то, что к традиционной функции университета, а именно, подготовке специалистов и проведению фундаментальных исследований добавляется функция коммерциализации научных результатов, активной передачи новых технологий в промышленность и бизнес. При этом современные исследовательские университеты обладают наибольшим потенциалом и спектром воздействий на социальную практику, идя по пути развития открытой модели взаимодействия и сотрудничества со всеми общественными институтами.

Еще одной формой интеграции образования, науки и бизнеса являются научно-исследовательские парки или технопарки (технологические парки). Название такого парка зависит от особой формы его организации и целевой направленности. Они бывают довольно крупные, как, например, «Силиконовая долина» или «Дорога 128», и совсем небольшие. В зарубежной научной литературе, посвященной проблеме интеграции, одинаково распространены понятия «научно-исследовательский парк» и «технологический парк». Термин «технопарки» является русскоязычным вариантом термина «технологический парк». Исследовательский парк представляет собой объединенную вокруг научного центра (в лице исследовательского университета) научно-производственную, учебную и социально-культурную инфраструктуру, которая и обеспечивает непрерывный инновационный цикл. Исследовательские парки расположены либо на территории университета, либо в непосредственной близости от него. Следует подчеркнуть, что в виде технопарков возникают новые формы и структуры интеграции высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, источников финансирования, региональных

и местных органов управления и власти, что позволяет эффективно реализовывать инновационные технологии.

Технопарк представляет собой своеобразную фабрику по производству средних и малых рисковых инновационных предприятий. В его задачи входит осуществление технологического трансфера, т.е. передачи новых технологий, проекты которых возникли в научных центрах, в производство. Парки помогают ученым, инженерам, программистам довести свои идеи до стадии коммерческого продукта, стать предпринимателями, организовать собственные малые фирмы. Эта функция обусловлена тем, что для начинающих ученых предпринимателей очень важна возможность общения со специалистами разных профессий, существующая только в атмосфере университета и распространяющаяся на исследовательский парк.

Еще одной задачей парка является непрерывное формирование нового бизнеса и его поддержка. Научный парк, по сути, является основой венчурного бизнеса (от англ. «venture» - рисковое предприятие). Венчурный бизнес добавил к трем составляющим технопарка (образование, наука, производство) четвертую - финансовую. Интеллектуальный капитал, плюс венчурный капитал - это, собственно, и есть технопарк. Именно так американцы сформулировали формулу успеха.

Ядром технопарка является инновационный бизнес-инкубатор, где ученый после тщательной экспертизы своей разработки получает возможность льготной аренды помещений и оборудования, деловых консультаций, финансовой, информационной и административной поддержки.

Учредителями научных парков, прежде всего, являются университеты, технические и иные вузы, научные и конструкторские учреждения. Их вклад в создание научного парка - научные идеи, фундаментальные знания, изобретения, научное консультирование, предоставление в распоряжение парка прилегающей территории, помещений, оборудования, библиотек и т.д. Заинтересованы в создании технопарка и промышленные предприятия. Дело в том, что они используют технопарк для решения технологических проблем, поддержания конкурентоспособности. Кроме того, с точки зрения бизнеса иногда значительно эффективнее потратить средства на апробацию нового продукта в условиях малой фирмы (продукт может оказаться и неудачным), чем рисковать, переналаживая процесс производства в крупном предприятии. Многие крупные компании сами стимулируют открытие мелких фирм в технопарках, а в случае успеха, такую фирму просто поглощают.

Еще одной формой интеграции образования, науки и производства является технополис. Технополис или наукополис представляет собой урбанизированную высокоинтеллектуальную среду, своего рода, город, где сосуществуют университеты, научные центры и промышленные компании. Технополис, как правило, находится в провинции, вдалеке от крупных центров. Но живущие и работающие там люди связаны с внешним миром собственным международным аэропортом и могут посетить любую ведущую компанию мира. В связи с притоком в технополис престижных и высокооплачиваемых специалистов там создаются рекреационные условия высочайшего уровня. В технополисе жизнь подчинена внутренним правилам, которые регламентируются законами префектуры и внутренним уставом [2, с. 56-57].

Термин «технополис» возник в начале 1980-х гг. в период проведения крупномасштабной правительственной реформы, целью которой являлось форсирование науки, а также усиление региональной экономики Японии через планомерное развитие новых научно-технических центров. Термин включал в себя понятие «технология», т.е. модернизация традиционных отраслей японской промышленности на основе использования новых, преобразующих технологий, и понятие «полис», т.е. город-государство, который был основан на равновесии частной формы производства, признаваемыми обществом идеями и общественным характером управления.

Условиями получения статуса технополиса выступали такие требования, как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура. В отличие от американской «Силиконовой Долины», концепция японских технополисов выдвигала более сбалансированный подход к развитию наукоемкой технологии. Не ограничиваясь упором только на технологию, она предлагала создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры. В Японии в настоящее время функционирует крупномасштабная система из 19 технополисов общенационального характера, включающая разнообразные объекты и играющая весьма важную роль в экономике страны. Стоимость строительства каждого из технополисов составляет в среднем не менее 500-600 млрд. йен.

Хотя принципы Министерства внешней торговли и промышленности устанавливали общую схему планировки технополисов, у каждого региона имелся свой собственный подход. Например, Нагаока-сити подража-

ла «Силиконовой Долине», сосредоточивая свои предприятия в новой «Технодолине Синако». Хиросима, префектуры Ямагути и Миядзаки строили новые научные городки по образцу крупнейшего японского города науки Цукуба. Хамамацу, Тояма и Убе расширяли научные и инженерные факультеты своих местных университетов. Большинство технополисов создавали центры «пограничной технологии», а также инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Научное ядро большинства технополисов представлено не только университетами (Хоккайдо, Акита, Хиросима, Кагосима, Цукуба), но также и другими учебными заведениями, например, такими, как Колледж естественных наук и технологии Нагаоки, Медицинский колледж Хамамацу, Колледж медицины - и фармакологии Тоямы. Инженерный колледж Кумамото и др. «Сердцем» каждого технополиса является «мягкая» инфраструктура из людей, информации, финансов и услуг. Для разработки этих ресурсов формируется множество разнообразных региональных стратегий.

Проект «Технополис», по которому японские технополисы развиваются сегодня, предполагает рассредоточение научно-исследовательской деятельности по префектурам. Каждый технополис несет ответственность за разработку стратегии НИР для своего региона, опирающуюся на его стратегические отрасли. Эта региональная стратегия НИР состоит из различных направлений политики: концентрация государственных и частных исследовательских институтов в зонах технополисов, поддержка гибридных технологий повышение научного уровня лабораторий местных университетов, создание технологических центров, формирование совместных проектов и организация финансирования НИР.

Естественно, функционирование технополисов невозможно без финансовой поддержки. Технополисы в Японии предполагают участие в них государственных и муниципальных органов, а также крупного частного капитала, привлечение в технополисы частных корпораций. Строительство технополисов в основном финансируется на региональном уровне. В регионах созданы специальные «фонды технополисов», образуемые за счет местных налогов и взносов корпораций. Компаниям, которые вкладывают средства в технополисы, предоставляются три типа стимулов: налоговые льготы, стимулирующие субсидии и финансовые стимулы.

Меры по государственному налогообложению предусматривают ускоренную амортизацию — 30% стоимости для оборудования (только в первый год) и 15% для зданий и сооружений, построенных в зонах тех-

нополисов. Кроме того, центральное правительство предлагает концессионные займы под 2,7% годовых с выплатой в течение 15 лет.

Большинство японских технополисов ориентируется на электронику, компьютеры, робототехнику, хотя есть и такие, которые избрали медицинскую, биологическую, космическую и другие специализации. Технополисы генерируют множество передовых идей и технологий, проводят разнообразные исследования, имеющие как теоретическое, так и прикладное значение. Они способствуют постоянному развитию национального потенциала и его эффективному применению.

Подводя итог, отметим, что интеграция образования, науки и производства в зарубежных университетах складывалась на протяжении второй половины ХХ столетия (хотя принцип генерации знаний, как семя, из которого вырос исследовательский университет, был заложен американскими университетами еще в XIX веке), и апробированные модели интеграции показали свою жизнестойкость и эффективность. Именно этим вызван широкий интерес к изучению тех форм интеграции, которые существуют сегодня: это и знаменитая «Силиконовая долина» (США), и «Дорога 128» (США), и Цукуба (Япония), и София-Антиполис (Франция), и Левен-ла-Нев (Бельгия), и многие другие.

Серьезным стимулом для развития форм интеграции образования, науки и производства послужили и социально-экономические факторы, и поддержка университетов, и государственные заказы. Европейские страны, где в начале ХХ века в организации исследований доминировала альтернативная германская система, основанная на создании специализированных институтов, к концу того же века стала переходить на американскую систему исследовательских университетов [1, с. 93]. На сегодняшний день одной из самых эффективных форм интеграции является форма исследовательского университета (американский тип интеграции), и многие страны, такие, как Япония, Южная Корея, Финляндия, Бельгия, Германия и т.д. стараются заимствовать этот успешный опыт, внедряя его в собственную практику. И наиболее ярким примером остается университет имени Стэнфорда, где зародился самый известный технопарк, который вырос до гигантской «Силиконовой долины». Хотя такие исследовательские университеты, как Массачусетский Технологический Институт, Калифорнийский Технологический институт, Гарвардский университет и т.д., могут похвастаться не менее серьезными достижениями в области интеграции образования, науки и бизнеса.

—Литература—

1. Неборский Е.В. Исследовательские университеты США: противоречие между «академическим капитализмом» и «поиском истины» // Педагогика. - 2011. - №2. - С. 92-100.

2. Неборский Е.В. Модели интеграции образования, науки и бизнеса в университетах США, Европы и Японии // Проблемы современного образования. - 2011. - №1. -С. 48-59.

3. Неборский Е.В. Университеты США: образовательный и научный центр: Монография. - Саарбрюккен: Издательство «LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co.KG», Германия, 2011. - 180 с.

4. WeertsD. State Governments and Research Universities: A Framework for a Renewed Partnership. New York: Routledge, 2002. - P. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.