углубленные знания по изучаемому предмету, но и лучше понять другое общество, другую культуру (см.: Higher education in Sweden. Stockholm, 1997. P. 22). Растущий объем международного обмена также повышает качество собственно шведского образования. Таким образом, интернационализация обучения создает выгоды для всех, включая и тех студентов, которые не обучаются за границей.
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в подзаголовок статьи, можно попытаться ответить на него следующим образом. Знакомство со шведской моделью высше-
го образования интересно нам не только как изучение или заимствование опыта в какой-либо сфере, в частности в сфере деятельности региональных университетов, — гораздо большее значение имеют познание и принятие самой модели. Именно эти факторы способны воспитать в нас гибкость в восприятии чужих концепций и способность к ним адаптироваться. Умение преодолевать имеющиеся различия формируется, если увеличиваются наши знания и общение, т. е. происходит то, что в одном из докладов конференции было названо интернационализацией опыта.
± ¥
М. И. ЛОМШИН, руководитель секции национального образования РУО, доцент
ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕЕМСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ „ШКОЛА — ВУЗ44
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА)
Пять лет работы секции национального образования Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете — срок не столь уж значительный. Впрочем, как и в любом деле, важно не время функционирования, а конкретные дела, которых было немало.
Одним из основных компонентов деятельности секции с самого начала стала организационно-методическая работа. Первоочередными вопросами деятельности секции в этом плане являются: методологическое и научно-методическое обоснование становления национальных инновационных образовательных учреж-
дений (гимназий, лицеев, колледжей), разработка для них учебных планов, обеспечивающих высокий уровень национального гуманитарного образования; подготовка и издание новых образовательных программ с учетом национальных и культурных традиций народов для научно-методического обеспечения дисциплин, включенных в национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта; обоснование преемственности преподавания дисциплин, связанных с национальными и культурными традициями народов, введение в систему национальной школы и высше-
© М. И. Ломшин, 1999
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
го учебного заведения элементов народного этикета, этимологии языка, ономастики, топонимики, народной педагогики; совершенствование методики обучения и воспитания учащихся и студентов на основе народной психологии и педагогики, богатых педагогических и культурных традиций народов; активизация форм и методов внеклассной и внеаудиторной работы со школьниками и студентами, создание и развитие националь-но-культурной среды в учебных заведениях: организация кружков, секций, ансамблей и т. п., т. е. всего того, что связано с приобщением учащихся к культурному и историческому наследию своего народа; подготовка учебных пособий и учебников для национальных школ и высших учебных заведений нового поколения, в которых основное внимание акцентируется на ознакомлении учащихся и студентов с национальными и культурными обычаями, традициями, ремеслами и историей народов; организация научно-методических семинаров и конференций по вопросам интеграции национального образования, обновления содержания образования в мордовской и татарской школах и в вузе, а также совершенствования методики преподавания в вузе и обучения в школе.
Конечно, все эти задачи не могли быть решены за столь короткое время. Поэтому отметим то, что удалось сделать членам секции национального образования за первые пять лет работы.
В качестве одной из основных задач своей деятельности мы определили содействие разработке стратегии национального образования в республике. С этой целью мы наладили тесные связи с Министерством образования РМ, участвовали в работе научно-методических совещаний и конференций, посвященных вопросам развития национального образования. По инициативе секции традиционными стали встречи с работниками Министерства образования преподавателей и студентов филологического факультета. На этих встречах, в частности, была достигнута договоренность о введении мордовских языков и литературы как предметов образовательного цикла в детских садах, городских школах, а также проработан вопрос об открытии первой национальной гимназии на базе Саранской средней школы № 14. Секция и гим-
назия заключили двусторонний договор о научно-методическом сотрудничестве. Профессора М. В. Мосин, Д. В. Цыганкин и Е. И. Чернов приняли самое активное участие в разработке учебных планов и рабочих программ по национальным языкам и литературе для гимназии.
Корректировка учебных планов и разработка новых преемственных программ по национальному образованию были осуществлены и в других учебных заведениях. Так, в учебный план национального отделения филологического факультета университета введены спецкурсы: „Научные основы школьного курса литературы", „Методика учебно-воспитательной работы в инновационных учебных заведениях", „Народная педагогика в мордовском фольклоре" и др. Совместно
с учителями граммы по
кол составлены новые про-мордовской литературе
для 5 — 11-х классов национальной лы. Завершается разработка новых
till
■
»
ко-
ро-
грамм по мордовским языкам, в которых усилен акцент на межпредметные связи и конкрегное приложение знаний на практике. Программы ориентируют преподавателя на знакомство учащихся с национальной культурой, обычаями, традициями народов, что послужит целям непосредственного приобщения детей к культурному и историческому наследию своего народа. Усиливается внимание к введению в содержание образования этикета мордвы, этимологии языка, краеведения, которые становятся обязательными элементами современного гуманитарного образования в национальной школе.
В неразрывной связи с решением задач прогнозирования и развития национального образования находится и такой вопрос, как активизация форм и методов совместной деятельности в системе „школа — вуз" С этой целью членами секции
и профессорско-преподавательским коллективом филологического факультета ироко применяются такие формы работы, как консультации и семинары для учителей школ, спецкурсы и факультативные занятия для учащихся, и наоборот, учителя-практики привлекаются к проведению занятий в вузе по методике преподавания мордовских языков и литературы. Большую практическую помощь школам № 1 и 2 с. Старое Шайт гово оказывают доценты Л. А. Тингаева, Т. И. Кубанцев, Н. С. Алямкин, Больше-
маресевской средней школе Чамзинского района — профессор Е. И. Чернов и доцент А. М. Гребнева. Оказывается методическая помощь учителям по вопросам совершенствования национального образования и через Республиканский институт повышения квалификации работников образования и факультет переподготовки и повышения квалификации работников образования МГУ.
Не менее важной формой интеграции образования в системе „школа — вуз“ стало проведение предметных олимпиад, недель русского языка и литературы, мордовских языков и литературы в школах республики. Непосредственно силами секции национального образования такие олимпиады и недели были проведены в старошайговских средних школах № 1 и 2, Болылемаресевской и Кочкуровской средних школах. В ходе предметных олимпиад не только проверялись знания учащихся, но и апробировались новые формы внеклассной и внеаудиторной работы по мордовским языкам и литературе, русскому языку и литературе в национальной школе. Одним из результатов этой деятельности явилась договоренность с университетом о внеконкурсном зачислении на филологический факультет победителей республиканской олимпиады.
Традиционными становятся мероприятия, посвященные деятелям литературы и культуры мордовского народа, в проведении которых непосредственное участие принимают учащиеся и учителя Саранской средней школы № 14. Так, студентами и преподавателями факультета, учителями и учащимися национальной гимназии были подготовлены литературные вечера, посвященные 80-летию известного мордовского писателя П. У. Гайни, 100-летию Ф. М. Чеснокова и М. Н. Ко-ляденкова. В связи с 85-летием И. К. Ин-жеватова члены секции национального образования организовали в субъектах округа заочные путешествия по республике с Топонимическим словарем ученого, выставки в школьных библиотеках, научно-практическую конференцию
„И. К. Инжеватов и национальная школа"
Члены секции национального образования принимают самое активное участие в проводимых Министерством образования РМ мероприятиях, посвященных вопросам совершенствования содержания
образования в национальной школе. Одним из таких мероприятий стал семинар-совещание учителей начальных классов по проблеме „Коммуникативная методика обучения русскому и родному языкам в 1 — 2-х классах" на базе Па-пулевской начальной школы Ичалковско-го района и Морд.-Полянской средней школы Зубово-Полянского района. Живо прошел семинар-совещание „О роли национальной культуры, языка и литературы в формировании личности школь-ника“ на базе Шугуровской (Болыпебе-резниковский район) и Старошайговской средних школ. В целях совершенствования методики преподавания мордовских языков и литературы, а также интеграции школьного и вузовского лингвистического и литературного образования участники семинара посетили и проанализировали уроки Л. А. Гунькиной,
А. Н. Казаковой, Л. А. Ерусланкиной и некоторых других. В результате дискуссии родилась обновленная программа совместной деятельности, предусматривающая создание нормативных документов, сквозных учебных планов и про-
грамм силами преподавателей школ и вуза, выработку единых требований к содержанию обучения. И наконец, некоторые члены секции национального образования выступили с сообщениями на на-учно-практической конференции „Малочисленная школа: проблемы выживания и развития"
Наряду с организационной, секцией ведется и научно-исследовательская работа по войросам интеграции литературного образования в школе и вузе. В частности, было проведено анкетирование более 150 учащихся 5—11-х классов школ Мордовии. Результаты исследования показали, что в настоящее время в системе литературного образования школьников имеется ряд серьезных проблем, во многом связанных с несовершенством учебных программ, не способных обеспечить высокое качество названного вида образования. Объясняется это во многом тем, что программы перегружены и в них не выработаны единые принципы и критерии отбора произведений для изучения. Так, одиннадцатиклассникам национальных школ предлагается для изучения лирика и проза 24 русских и отечественных писателей XIX — XX вв., в обзорных темах названы еще 150 произ-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ведений, 37 даны для самостоятельного чтения. Если прибавить к этому изучение творчества 20 мордовских писателей в курсе родной литературы и 15 произведений для самостоятельного чтения, становится ясно: качество чтения приносится в жертву стремлению дать наибольший объем знаний. Вот и выходит, что ученик получает лишь информацию о литературе, книга же не оставляет заметного следа в его жизни. Не случайно анкетирование показывает, что у учащихся падает интерес к чтению художественных произведений: 39 % учащихся не читают книг, 31 ограничиваются чтением только программных произведений, 30 % читают программные произведения по хрестоматиям и в сокращении.
В результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к однозначному выводу, что прежде всего следует пересмотреть некоторые вопросы содержания литературного образования, раскрывающиеся в программах и учебных пособиях. Важно при этом учесть, что программы по литературе не могут и не должны претендовать на охват всего многообразия литературного материала прошлого и современности. Успешность литературного образования определяется не количеством объектов, включаемых в программу, а тем, какой круг знаний сообщается учащимся при изучении того или иного произведения, в какой мере раскрывается его содержание, насколько органично это связано с интересами
школьников.
На пути изучения литературы в национальной школе есть еще одна проблема: нужную книгу трудно достать. Из-за недостаточного финансирования библиотечные фонды заметно оскудели и художественная литература практически исчезла из школьных библиотек. В городах книги все-таки можно купить, а в глубинке о новинках знают, но приобрести их не могут. Следует отметить еще одно обстоятельство: позитивные моменты развития литературного образования учащихся нередко становятся негативными. Так, появилось много вариативных программ по русской литературе, но все они существуют сами по себе, в них нет единого стержня. Среди нерешенных проблем литературного образования на всех его ступенях — от начальной школы до вуза: отсутствие преемственности, еди-
ной концепции и последовательности. Что касается школьного литературного образования, то здесь выделяется проблема разрыва между современной методологией литературного образования и методическими подходами к изучению школьного курса. И пока нет разработанных критериев отбора текстов, будут находиться люди, со всей серьезностью предлагающие вернуть в школьную программу или изъять из нее те или иные произведения в соответствии с переоценкой духовных ценностей или своей субъективной позицией. Поэтому совершенствование литературного образования школьников следует вести по пути интеграции в преемственной системе „школа — вуз“ Только в таких условиях станет возможным стирание жестких границ между литературным образованием в школе и вузе.
Совместно с Министерством образования республики продолжается работа по введению преподавания мордовских языков и литературы в школах г. Саранска. В настоящее время эти предметы изучаются в 20 школах. В 10 организовано факультативное изучение истории и культуры Мордовии, имеются авторские программы. Школы проводят большую внеклассную работу по возрождению национальных традиций. В 15 из них организованы фольклорные ансамбли, пропагандирующие мордовское устное народное творчество. Вместе с тем проведенное исследование показало и объективные трудности этой деятельности: школы недостаточно обеспечены учебнометодическими пособиями, нет специально разработанных методик по ускоренному изучению языка, а главное — желания учащихся заниматься мордовскими языками.
Большую работу секция национального образования проводит и в редакционно-издательском плане. Впрочем, подготовка и выпуск учебно-методической литературы для средних учебных заведений не являются творческой находкой секции. Преподаватели филологического факультета довольно эффективно занимались такой работой задолго до ее создания. Особенно преуспели в этом члены кафедр финно-угорских литератур, эрзянского и мокшанского языков. Главным в их практике было издание учебно-ме-тодических пособий для национальных
ю
школ по родным (мокшанскому и эрзянскому) языкам и литературе. Приведем хотя бы некоторые примеры.
Доцентом В. М. Имярековой совмест1-но с заслуженным учителем Мордовии
В. М. Кондрашкиным написаны учебники для 5 — 6-х классов мокшанских школ. Ими же изданы два сборника диктантов для учащихся 8 — 10-х и 9 — 11-х классов. Доцент М. Ф. Ефимова и учительница Старошайговской средней школы № 2 Е. А. Канайкина — авторы учебника мокшанской литературы для учащихся 5-х классов. Большая группа ученых филологического факультета подготовила и издала индивидуальные учебники для национальных школ Мордовии, в том числе по эрзянскому языку для 4, 5, 6 — 8, 9-х классов (ав-
торы — профессора Д. В. Цыганкин и М. В. Мосин, доцент Р. А. Алешкина), по мокшанскому языку для 5 — 6-х классов (доцент С. И. Липатов). Ряд учебников и хрестоматий по мордовской литературе подготовил профессор Е. И. Чернов. Многие методические пособия для школ написаны также преподавателями факультета. Фактически все национальные школы Мордовии занима-
ются по учебникам и учебным пособиям, написанным учеными кафедр эрзянского, мокшанского языков и финно-угорских литератур.
И все же раньше это были лишь отдельные энтузиасты. Секция национального образования РУО поставила перед собой задачу выпуска учебно-методиче-ской литературы для всех типов учебных заведений, особенно инновационных, по предметам лингвистического и литературного цикла. Серьезное внимание при этом обращается на качество и содержание учебных пособий для школ, чтобы они не оставались невостребованными. Совместно с Министерством образования мы приступили к переизданию школьных учебников по мордовской литературе для 5 — 11-х классов и учебников по мордовским языкам для 5 — 9-х классов национальных школ. Издан новый учебник для студентов „Методика преподавания родной литературы11 объемом 10 п. л., где с учетом требований времени пересмотрены вопросы содержания школьного литературного образования.
Словом, сделаны первые шаги,
впереди
дела.
ждут новые, не менее важные
А. Т. ЛЯЛЬКИНА, доцент кафедры общей математики МГУ им. Н. П. Огарева
С. В. ГОРДИНА, методист Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
л
Инновационное развитие современной
математического образования, учебных заведений нового
системы появление
типа (лицеев, гимназии, коллед жей и т. п.) требуют коренных измене ний и самого процесса преподавания ма
© А. Т. Лялькина, С. В. Гордина, 1999
п