УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10206
ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ
Эмина Камаловна ДЖАМАЛОВА, доцент кафедры истории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Шамиль Абдулгамидович АЛИБЕКОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье анализируется правовой плюрализм, сложившийся в XIX веке у северокавказских народов. Правовой симбиоз сыграл позитивную роль в обеспечении правопорядка, способствовал повышению уровня правосознания и правовой культуры народов Северного Кавказа. И сегодня российское Правительство проводит политику правовой преемственности, возрождая ряд элементов адата и шариата.
Ключевые слова: правовая система, источники права, религиозное право, мусульманское право, правовой плюрализм, правовая преемственность.
Annotation. The article analyzes the legal pluralism that developed in the 19th e North Caucasian peoples. Legal symbiosis played a positive role in the rule of law, helped to raise the level of legal awareness and legal culture of the peoples of the North Caucasus. And today the Russian government pursues a policy of legal continuity, reviving a number of elements of adata and sharia.
Keywords: legal system, sources of law, religious law, Muslim law, legal pluralism, legal continuity.
На развитие правовых систем в современном мире оказывают влияние многообразные мировоззренческие формы, важнейшее место среди которых занимает религия. Влияние религии на правовые системы проявляется как в светских, так и в теократических государствах и не зависит от формального места религии в государстве.
Религия обладает огромным духовно-нравственным позитивным потенциалом, способным решить множество правовых проблем современного мира. Религиозно-правовые средства являются ключевыми в процессе формирования духовно-нравственных начал в аспекте этического воспитания населения, являющихся основой гражданственности.
Основной функцией религии в течение многих тысячелетий было регулирование отношений между членами общины и поддержание порядка путем безукоснительного следования правилам, законам, заповедям, ритуалам, установлен-
ным в религиозных источниках. Моральным долгом каждого верующего является уважение к членам религиозной общины, забота о нуждающихся, помощь обездоленным. Религиозные обязательства являются составляющей правового значения религии.
Право — это феномен, подчиняющийся определенным внутренним закономерностям развития и обладающий духовным и интеллектуальным потенциалом. Исследование правовой системы обусловливает анализ института правовой преемственности. Правовая преемственность представляет собой объективно обусловленную связь между разными стадиями эволюции права, «направленную на обеспечение непрерывности развития национального права, сохранение прошлого в настоящем»1. Правовая преемственность способствует самосохранению системой права внутренних связей, постоянству и константности, обеспечению непрерывности процесса развития права.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
Правовая преемственность в праве обладает генетическим характером, поэтому сохранение уникальности национального права и правосознания можно обусловить как генетическую закономерность их развития. У каждого народа есть собственные, сформированные веками представления о праве и правовых ценностях. Сформированные на протяжении веков правовые ценности способствуют обеспечению сохранности и передаче правового менталитета и правовой преемственности2.
На протяжении множества веков, с момента окончания процесса вхождения в состав Российской империи мусульманских народов, политика Российского государства в отношении этих народов и мусульманского права отличалась веротерпимостью и предоставлением возможностей для свободного применения мусульманского права. Правовая политика Российской империи была направлена на обеспечение учета региональной и национальной правовой специфики северокавказских народов. Нормы мусульманского права на Северном Кавказе были легализованы российской администрацией.
Инкорпорация адата и шариата в правовую систему Российской империи в XIX в. и признание их частями российской правовой системы определили процесс формирования в России, являвшейся унитарным государством, уникального института правового плюрализма.
Правовой симбиоз адата, шариата и права Российской империи сыграл позитивную роль в обеспечении правопорядка, способствовал повышению уровня правосознания и правовой культуры народов Северном Кавказа.
Для народов на Северном Кавказе, исповедовавших в подавляющем большинстве ислам, сохранение и официальное признание мусульманского права было проявлением уважения и толерантности со стороны Российского государства. Правовой плюрализм породил доверие северокавказских народов к российской власти.
Сфера юрисдикции каждой из правовых систем была строго установлена. Так, нормы мусульманского права прямо затрагивали лишь такие отдельные вопросы, как брачно-семейные, наследственные отношения. Кроме того, нормы шариата применялись по религиозным преступлениям. Мусульманское право обладало юридической силой также в случаях заключения сторонами в процессе соглашения, когда подсудность дела определялась по взаимной договоренности.
Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила всю правовую систему России, заменив старое буржуазное право революционным правом, основанным на революционном правосознании и идее всеобщего равенства. Однако и в этой ситуации российское Правительство пошло по пути сохранения традиционной и мусульманской правовых систем у северокавказских народов. На этот раз сложилась ситуация правового симбиоза, когда традиционная правовая система и мусульманское право сосуществовали с советским правом.
Советское государство стало проводить национальную политику по легализации шариатской юстиции и восстановлению юрисдикции мусульманского права и шариатских судов в мусульманских регионах СССР.
ВЦИК и СНК РСФСР, СНК И ЦИК Союза ССР, высшие органы государственной власти республик в 1920 — 1925 гг. занялись разработкой законопроекта о мусульманском праве и шариатском суде. Был создан проект закона, разработанный ВЦИК РСФСР «О шариатских и адатских судах на территории РСФСР» от 1925 г. Президиумом ЦИК СССР на основе этого было предоставлено право издания постановлений о мусульманской юстиции в СССР.
Подобная трансформация правовых институтов мусульманского права породила коллизии, возникали противоречия этих актов советскому законодательству, имели место превышения юрисдикции.
Но мы согласимся с З.Х. Мисроковым, считающим подобную ситуацию не коллизией, а разграничением права3.
Отметим, что нормотворческий процесс Советского государства по созданию симбиоза советского права и мусульманского права является достаточно специфической и мало исследованной областью.
В современном Российском государстве возрождаются некоторые институты адатского права и мусульманского права. Это связано с тем, что они по сегодняшний день сохраняют свое устойчивое значение и остаются достаточно востребованными при регулировании общественных отношений. Подобная востребованность закономерна, так как мусульманское право северокавказских народов заимствовало исторические особенности их развития.
На сегодняшний день значение мусульманской правовой культуры в российской правовой системе весьма значительно, и российское Правительство проводит уже традиционную поли-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
тику правовой преемственности, возрождая ряд элементов адата и шариата. Введение в XXI в. отдельных элементов мусульманского права в российское законодательство может решаться только в соответствии с законотворческим процессом в рамках Конституции РФ.
1 Рыбаков В.А. Правовой менталитет и преемственность в праве // Правоприменение. 2017. № 2. С. 12—18.
2 Джамалова Э.К Преемственность институтов обычного права и их влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана // Актуальные проблемы рос. права. 2012. № 3. С. 20—27.
3 Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России (XIX — начало XXI века) // Журнал рос. права. 2002. № 10. С. 153—158.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Под ред. И.И. Сыдо-рука, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 455 с.
Прокурорский надзор
ISBN 978-5-238-03107-1
Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.
В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2018 г. В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020