ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Самым низким уровнем интеграции учитывают, продолжая давать учащимся
среднего математического образования является уровень внутри- и межпредметных связей, который в настоящее время имеет наибольшее распространение в практике средней школы. Существенно, что при этом статус базового предмета
знания только по определенному предмету. Не случайно многими авторами подчеркивается, что формирование более оптимальной структуры содержания обра-
зования с учетом межпредметных связей еще не обеспечивает их успешной реа-
является, в отличие от предыдущего лизации.
уровня, вариативным, т.е. при установлении связей между математикой и другой дисциплиной в качестве базовой может выступать каждая из них. Ведущим интегрирующим фактором на этом уровне являются общие структурные элементы содержания образования (знания, умения, навыки и т.д.). Определенное место здесь занимает проблемный тип интеграции, хотя методика решения комплексных проблем на данном уровне основана
Таким образом, осуществление данного уровня интеграции математического образования не является достаточно гарантированным в условиях современного процесса обучения. Необходимо подчеркнуть, что правомерно и целесообразно существование всех трех выде-
ленных уровней интеграционного взаимодействия как имеющих объективные основы для своей реализации. Однако синтез учебных предметов чаще всего
не столько на формировании новых зна- возможен только при изучении отдель-
ний, сколько на актуализации ранее сфор- ных тем программы, соответственно па-
мированных за счет переноса их из соответствующих учебных дисциплин.
К недостаточной эффективности данного уровня интеграции приводит неполный учет принципа единства содержательной и процессуальной сторон обучения, что характеризуется отсутствием интеграции форм учебных занятий, при-
водящим к недостаточной интегрированности содержания образования, а также других компонентов процесса обучения. Данное обстоятельство усугубляется тем, что, хотя в программах по общеобразовательным дисциплинам межпредметные связи и обозначены для большинства тем,
раллельно с ним должна осуществляться интеграция содержания образования на уровне межпредметных связей.
К сожалению, существующие в настоящее время учебные планы и программы не ориентированы на реализацию высших уровней интеграции, учитывая возможности лишь самого низкого ее уровня — уровня межпредметных связей. Выявление отдельных аспектов прикладного потенциала математического содержания еще не решает проблему интеграции. Важно использовать такие модели и технологии обучения,которые позволяли бы обеспечить системность в формировании
учителя очень часто эти рекомендации не у учащихся математических понятий.
ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
О.В.Глазкова, ст. преподаватель кафедры общей и неорганической химии
ИФиХМГУ им. Н. П. Огарева
М.К.Клеянкина, доцент кафедры общей и неорганической химии ИФиХ
МГУ им. Н. П. Огарева
Одним из условий повышения каче- вации обучения с применением рекомен-
ства знании и уровня подготовки специ- дации деятельностного подхода. Последний показывает, что активность студентов при изучении учебных дисциплин по-
алистов в высшей школе является использование активных методов обучения.
Так, например, в системе организации са- вышается по мере увеличения доли их самостоятельной работы студентов широ- мостоятельной познавательной деятель-
ко используются приемы усиления моти- ности, применения методов проблемно-
го ооучения, использования групповых форм обучения и научной речи как фак-
тора усвоения знании.
Одной из теоретических основ разработки нового подхода к содержанию и организации самостоятельной работы ст\дентов по химии является теория поэтапного формирования умственных действий. разработанная 11.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной. Эта теория по-л\чает все более широкое распространение: в последнее время проведены исследования, которые показали большую эф-
млтсриал изованной форме (3-й ті ап) проходит на лабораторном практикуме при работе с оборудованием и реактивами (материальная форма действия) или на прак і и ческих занятиях при работе с моделями (материализованная форма). Формированию действия в форме внешней речи (4-й этап) отдается семинарское занятие и частично лабораторное занятие при коллективном обсуждении пути выполнения эксперимента и его результатов. Перевод действия в умственный план (5-й и 6-й этапы) проводится во время
фективность ее использования при обу- внеаудиторной познавательной деятельности (самостоятельная «домашняя» работа).
чении разным действиям и понятиям во многих учебных предметах. Работы Т.П. Райскиной, З.А.Решетовой, О.С.Зай-
Предложенное распределение этапов
цева и других по методике преподавания формирования умственных действий и
химии в высшей школе посвящены при- усвоения учебного материала по органи-менению данной теории при организации лабораторного практикума по общей хи-
зационным формам обучения в опреде-
м и и.
гаемого данной теорией подхода к усво-
ленной степени условно. Например, на лабораторном занятии каждое новое за-Исследования по реализации предла- дание может быть проведено через все
этапы независимо от других организационных форм. Отдельные этапы обучения иногда пропускаются; доказано, что пропуск одного или нескольких этапов значительно снижает эффективность обучения (усвоения знаний). Особенно сильно сказывается пропуск речевого этапа.
Аналогичным образом по этапам может быть построена и любая форма са-
ению умственных действии при изучении химии проводились на кафедре общей и неорганической химии Мордовского госуниверситета под руководством профессора О.С.Зайцева и доцента М.К.Кле-янкиной. Основные положения указанной выше теории использовались при организации учебного процесса, направленного на совершенствование семинарских форм обучения химии, активизацию познавательной деятельности студентов при проведении лабораторно-практичес-
мостоятельной работы студента.
Проверка системы организации деятельности студентов по самостоятельному усвоению учебного материала по-
ких занятий, формирование исследова- казала, что систематическая практика
тельских умений студентов в лаборатор- применения в ходе контроля за усвоени-
ном практикуме.
На основе теории поэтапного форми-
ем знании творческих и исследовательских заданий обеспечивает переход каче-
рования умственных действий решалась ства усвоения знаний на более высокий задача организации усвоения предметного содержания и научных методов самостоятельной исследовательской деятель- заданий в экспериментальных группах
полноценного усвоения ново- свидетельствуют о том, что система пе-
уровень - продуктивный.
Результаты выполнения контрольных
Для
го знания необходимо проведение его дагогических условий, включающая под-
через определенную последовательность г ото в ител ь н ы й и контрольный этапы
этапов. Создание мотивации учения, определение целей будущих действий (1-й этап) и разъяснение или выделение ориентировочной основы действия(2-й этап)
организации самостоятельного изучения наиболее доступных по содержанию вопросов курса общей химии, вполне обеспечивает качество усвоения знаний,
осуществляются на лекциях (а также а также формирует умения и навыки ра-вводных беседах перед началом лабора- ботать самостоятельно, торных занятий). Формирование ум- Анализ результатов использования в
ственного действия в материальной или практике изучения химии в высшей шко-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ле деятельностного подхода и теории поэтапного формирования умственных дей-
ководством учителя. Этап формирования действия во внешней речи (устной или ствий позволил разработать подобную письменной) является важнейшим в ус-систему применительно к организации воении новых знаний, ведь речь высту-
пает необходимым компонентом развития творческого мышления. Во время проведения экспериментальных работ он
самостоятельной познавательной деятельности учащихся в средней школе. Следует отметить, что современные
концепции общего образования также ак- реализуется при обсуждении цели, пла-
тивно отражают деятельностный подход к обучению, обеспечивающий усвоение знаний в действии, всестороннее развитие личности учащихся. В частности, деятельностная теория обучения положена в основу перестройки содержания ревода действий в умственный план осу-
школьного курса химии и организации ществляется при выполнении домашних
учебного процесса с целью обеспечения
на, хода выполнения и результатов проведения опытов, а также при ответе на контрольные вопросы и оформлении отчетов. Реализация этапов формирования действия во внешней речи про себя и пе-
более глубокого усвоения химических
задании или в процессе последующей самостоятельной работы. Кроме того,
знаний, предложенной В.В.Сорокиным и включение в содержание данных работ
Л.С.Гузеем.
заданий проблемного характера на пос-
Основным видом самостоятельной леднем этапе дает возможность учащим-
работы учащихся при обучении химии является ученический эксперимент, проводимый в форме лабораторных опытов, практических занятий и решения экспериментальных задач. Химический эксперимент должен не только развивать практические умения и навыки учащихся, но и служить средством развития их познавательной деятельности, средством познания. Особая значимость лабораторного практикума заключается в том, что он является учебной деятельностью по усвоению экспериментальных основ химической науки и получению экспери-
о
ментальным путем новых знании.
Использование разработанного нами методического подхода открывает более широкие возможности для структурирования уроков - практических занятий, разработки их содержания на основе проблемного подхода, включения экспериментальных задач исследовательского характера.
На 1-м этапе создается мотивация для
ся осуществить самостоятельный поиск их решения, что в конечном счете является основой реализации развивающего обучения.
Так, нами разработаны методические рекомендации к проведению ряда практических работ по школьному курсу химии: «Гидролиз солей», «Окислительновосстановительные реакции», «Получение и изучение свойств аммиака», «Получение и изучение свойств соединений железа», «Моделирование молекул предельных углеводородов», «Конструирование приборов для получения углеводородов» и др. Характерной особенностью методики организации и проведения, структуры и содержания данных работ является обеспечение поэтапного овладения учащимися экспериментальными знаниями и умениями.
Проверка методических разработок в педагогическом эксперименте, проводившемся в средних общеобразовательных учебных заведениях (средних школах
4
последующего действия, которая способ- № 7, 18, 36, 40, Саранском городском ес-
ствует росту познавательной активности учащихся. Мотивация изучения химии
тественно-техническом лицее при Мордовском госуниверситете им. Н.П.Огаре-
для многих учеников создается широким ва), показала, что они доступны для по-введением межпредметных связей и использованием приемов проблемного обучения. Далее происходит ознакомление обучаемых с деятельностью и входящими в нее знаниями. На этапе материаль-
нимания учащихся, значительно повышают уровень усвоения ими химических знаний и способствуют формированию экспериментальных умений и навыков. В ходе педагогического эксперимен-
ного действия осуществляется самосто- та были установлены следующие пре-ятельная деятельность учащихся под ру- имущества предлагаемого подхода к
№ 4, 1999
сания, использованием большого числа
структуре, содержанию и методике проведения лабораторно-практических работ по химии. Включение проблемных опытов в содержание практических работ способствует «ближнему переносу» знании на новые объекты, осуществлению самостоятельного поиска в решении.
Отчеты о проделанной работе характеризуются полнотой и правильностью опи- ятельного овладения новыми знаниями.
научных терминов.
Таким образом, использование принципа интегративного подхода к процессу обучения химии в высшей и средней школе дает положительные результаты и способствует более эффективному усвоению предметного содержания, выработке навыков самосто-
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Е.В.Трунина, старший инспектор Мордовской таможни,
лейтенант таможенной службы
Процесс образования должен идти в ногу с происходящими изменениями реалий действительности, чутко на них реагируя посредством введения новых дисциплин либо корректировки изучения существующих. Сегодня это правило необходимо применить в новых подходах к освещению правовых основ таможенно-
го дела при изучении соответствующей дисциплины в образовательных учреждениях, особенно в юридических вузах и факультетах. Такая необходимость
но и играют существенную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. Так, только за 1999 г. таможенными органами было собрано и перечислено в федеральный бюджет страны 187,146 млрд. руб., что составило 40 % бюджета.
Данные обстоятельства вызывают нарастающий интерес к освоению норм таможенного законодательства не только со стороны работников таможенных органов, которые должны иметь фунда-
вызвана следующими обстоятельствами, ментальные знания по всем таможенно-Демонополизация права государства правовым вопросам, но также судей, прокуроров - при столкновении с таможенными спорами, адвокатов, юрисконсультов - при обращении к ним за правовой помощью участников внешнеэкономической деятельности. Й это далеко не
на осуществление внешней торговли, принятие Таможенного кодекса РФ, закрепление Конституцией права частной собственности создали необходимые условия для интенсивного развития процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Круг участников внешнеэкономической деятельности пополнился индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами различной организационно-
полныи перечень категории юристов, которым для профессионального осуществления своей работы необходимы знания норм таможенного законодательства.
В рамках юридических вузов и факультетов необходимо обратить более правовой формы, которые получили пра- пристальноевнимание на методику пре-
во непосредственного выхода на внешний рынок.
С оживлением внешнеэкономической
подавання основ таможенного права и таможенного законодательства. Теоретические основы таможенного права, базо-
деятельности произошло изменение фун- вые документы должны быть освоены
кций и задач таможенной службы. Из юристами еще в процессе обучения,
«чемоданной», занимающейся преиму- стать стержнем дальнейшего изучения
щественно досмотром ручной клади и багажа, она превратилась в один из ведущих государственных институтов. Сегодня таможенные органы не только действуют на основании самоокупаемости,
таможенно-правовых вопросов, закрепления их на практике.
Дисциплина «Таможенное право» очень сложна, что определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в