Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ С КЛИНИЧЕСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ С КЛИНИЧЕСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА / МЕДИЦИНА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Содиков Наим Очилович, Содиков Мурод Наимович

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 октября 1997 года “О системе обучения, подготовке кадров и кардинальном реформировании воспитания молодежи” 12 августа 2006 года в медицинских институтах Республики была разработана учебная программа по преподаванию предмета “Медицинская и биологическая физика”, утвержденная протоколом Координационного совета МВССО РУз. № 186. Учебная программа по предмету разработана во исполнение законов «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров». В 2017 году в рамках Постановления Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП - 2909 «О Мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» и Постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2017 года № ПП - 2956 «О Мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан», в целях дальнейшего повышения качества медицинского образования разработана новая учебная программа. Кроме того, в рамках Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года определены стратегические цели и приоритетные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ С КЛИНИЧЕСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ С КЛИНИЧЕСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ЕЕ РОЛЬ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1 2 Содиков Н.О. , Содиков М.Н.

1Содиков Наим Очилович - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой;

2Содиков Мурод Наимович - ассистент, кафедра медицинской и биологической физики, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 октября 1997 года "О системе обучения, подготовке кадров и кардинальном реформировании воспитания молодежи" 12 августа 2006 года в медицинских институтах Республики была разработана учебная программа по преподаванию предмета "Медицинская и биологическая физика", утвержденная протоколом Координационного совета МВССО РУз. № 186. Учебная программа по предмету разработана во исполнение законов «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров». В 2017 году в рамках Постановления Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП - 2909 «О Мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» и Постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2017 года № ПП - 2956 «О Мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан», в целях дальнейшего повышения качества медицинского образования разработана новая учебная программа. Кроме того, в рамках Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года определены стратегические цели и приоритетные направления. Ключевые слова: биологическая физика, медицина, интеграция.

УДК 61(577):612.4.05

Студентам медицинских институтов необходимо знать общефизические и биофизические закономерности на основе деятельности органов и тканей человеческого организма:

- основные биофизические механизмы терапевтических и негативных воздействий внешней среды;

- в отношении воздействия внешней среды, а также механических, биоэлектрических и оптических свойств тканей и систем организма.

Профессиональное свойство медицинского образования требует систематизацию конкретных клинических показателей, где необходимо в определенной степени иметь теоретических и практических знаний по всем разделам физики, общей и специальной биофизики. С материальной точки зрения, биологический вид движения материи в качестве высшего вида охватывает простые виды движений: механические, физические, химические, биологические и социальные [2, 8, 14, 19].

Следует отметить, что интегрированное посредством механики, физики и химии единством высшей степени является живой организм.

Каждая частица человеческого организма имеет сверхточный математический расчет, при этом, сложность и взаимосвязь происходящих процессов показывает его как сложная кибернетическая система [4, 9, 18].

Система кровообращения человека - сложный физиологический процесс в своей основе является физическим, так как связан с течением жидкости (гидродинамика -

частный случай гемодинамика), распространением упругих колебаний по сосудам (теория колебаний и волн), механической работой сердца (механика), генерацией биопотенциалов сердца (электричество), а также дыхание, связанное с движением газа, испарение жидкости организма (фазовые переходы), зрительные органы и рецепторы подчиняются законом оптики, а речь, разговор рассматривается в рамках законов акустики [1, 5, 11].

В настоящее время для становления биофизиком, помимо глубоких знаний законов фундаментальной физики, необходимо знать биологию, химию, астрономию и математику, а также иметь способность к аналитическому мышлению.

В медицине осуществляемые действия с точки зрения биофизики от классических методов различаются получением конкретных результатов в измерении параметров биологических объектов, изложением на математическом языке физических и физико-химических основ биологических процессов, а также созданием количественных моделей соответствующих процессов жизнедеятельности. Впоследствии, это способствует будущему врачу глубоко изучать нормальные и патологические показатели человеческого организма [3, 6, 16, 21].

Основная цель предмета «Биологическая физика» привить будущим специалистам необходимых теоретических и практических знаний для правильной интерпретации физиологических процессов в деятельности органов и систем человеческого организма [12].

Биологическая форма материального движения отличается качеством от других видов, однако не может существовать извне от них. Простые формы движения материи - физические и химические, подчиняются основной биологической форме. Биологическая физика, различающаяся от методов классической физики и физиологии, имеет специфичные методы работы [15].

Биофизика - это область знаний, где исследуются механизмы физических и физико-химических процессов, происходящих в биологических системах, клетках и организме в целом на молекулярном и субмолекулярном уровнях [10, 16].

Биологическая физика является одним из направлений общей биофизики, которая изучает физические и физико-химические процессы, происходящие на различных уровнях строения живой материи. Биологическая физика изучает эти процессы не только на молекулярном и клеточном уровнях, но и на уровне ткани, органа и организма целом.

В медицине многие исследования и диагностика основываются на физические законы. Все используемые медицинские приборы по своей сути являются физическими приборами [6, 8, 15].

С лечебной целью применяются следующие факторы воздействия: охлаждение, нагревание, электрическое и электромагнитное поле воздействия, использование видимых (ультрафиолетовое и инфракрасное излучение) и невидимых (рентгеновское и гамма-лучей) излучений.

В медицинских и биологических научно - исследовательских работах, в основном, широко применяются физические методы. Например, электронная микроскопия, методы ЭПР и ЯМР (радиоспектроскопические), флуоресцентные и люминесцентные методы, метод нейтронно-активационного анализа и др. Кроме того, на данный период среди методов физики, используемых в современной медицине, все возрастающее значение приобретают методы, основанные на ядерных технологиях (ядерная медицина) [5].

В таблице 1 приведены примеры интеграции предмета «Биологическая физика» с клиническими и другими дисциплинами по горизонтали и вертикали:

Таблица 1. Интеграция предмета «Биологическая физика» с клиническими и другими дисциплинами по горизонтали и вертикали

Горизонтальная интеграция

1 Биоэнергетика Органическая химия, биология

2 Биомеханика Анатомия, биология, химия

3 Биореология. Гемодинамика Анатомия, биология, химия

4 Биомембранология Биология, химия

5 Биофизика органов чувств Биология, анатомия

6 Биофизика воздействия внешней среды биологическим системам Биология, химия

7 Биофизика сложных систем Химия, биология, информатика

Вертикальная интеграция

1 Биоэнергетика Физиология, биохимия, патофизиология, терапия

2 Биомеханика Травматология и ортопедия, хирургия, судебная

медицина, спортивная медицина, гигиена

3 Биореология. Гемодинамика Физиология, биохимия, гистология, терапия, инфекционные болезни

4 Биомембранология Микробиология, физиология, биохимия

5 Биологическая электродинамика Физиология, физиотерапия, травматология и ортопедия, стоматология неврология, хирургия,

терапия

6 Биофизика органов чувств Офтальмология, оториноларингология

7 Биофизика воздействия внешней среды биологическим системам Радиология, рентгенология, терапия, инфекционные болезни, экология

Вышеизложенное показывает важную роль предмета «Биологическая физика» в

медицинских институтах.

Список литературы

1. Агабабян Л.Р., Насирова З.А. Послеабортный уход - особенности контрацепции// «Фундаментальные и прикладные исследования науки 21 века. Шаг в будущее» г. Санкт-Петербург 6-7 июля 2017 г. С. 48-50.

2. Агабабян Л.Р. и др. Особенности чистопрогестиновой контрацепции у женщин с преэклампсией/эклапмсией // Вопросы науки и образования,- 2019. № 26 (75). С. 70-76.

3. Дехканов Т.Д. и др. Морфология флюоресцирующих структур двенадцатиперстной кишки // European research, 2019. С. 183-187.

4. Каримов Х.Я., Тен С.А., Тешаев Ш.Ж. Влияние факторов внешней среды на мужскую репродуктивную систему // Пробл. биол. и мед, 2007. Т. 2. С. 88-93.

5. Насретдинова М.Т., Карабаев Х.Э. Совершенствование методов диагностики у пациентов с головокружением //Оториноларингология Восточная Европа, 2017. Т. 7. №2. С. 194-198.

6. Насретдинова М.Т. Изменения стабилометрических показателей у пациентов с системным головокружением // Оториноларингология. Восточная Европа, 2019. Т. 9. №2. С. 135-139.

7. Раимкулова Д.Ф., Ризаев Ж.А. Критерии диагностики внебольничной пневмонии у детей с кариесом зубов // Stomatologiya, 2017. №3. С. 99-101.

8. Ризаев Ж.А., Муслимов О.К. Некоторые аспекты патогенеза некариозных заболеваний и его взаимосвязь с гормональными нарушениями // Stomatologiya, 2017. №3. С. 95-98.

9. Ризаев Ж.А. и др. Использование светодиодного излучения в стоматологии (обзор литературы) // Stomatologiya, 2017. №4. С. 73-75.

10. Содиков Н.О., Темиров Ф.Н., Содиков М.Н. Перспективы нанотехнологии в медицине //World Science, 2016. Т. 1. №2 (6). С. 87-91.

11. Содиков Н. О. и др. Перспективы использования ускорителей при лечении новообразований в организме человека в условиях Узбекистана // Вопросы науки и образования, 2019. №27 (76). С. 84-88.

12. Содиков М.Н. и др. Экологические проблемы ядерной энергетики // Вопросы науки и образования, 2019. №27 (76). С. 118-122.

13. Содиков Н.О., Содиков М.Н., Темиров Ф.Н. Применение ультразвука в медицине // ББК 1 А28, 2020. С. 32.

14. Тешаев Ш.Ж. и др. Морфометрические параметры головы и лица у здоровых детей в зависимости от вида вскармливания // Морфология, 2016. Т. 149. №3. С. 204-205.

15. Тен С.А. и др. Показатели физического и полового развития юношей призывного возраста // Проблемы биологии и медицины, 2008. №1. С. 51.

16.Хасанова Д.А., Тешаев Ш.Ж. Макроанатомия лимфоидных структур брыжеечной части тонкой кишки крыс в норме и на фоне хронической лучевой болезни // Морфология, 2019. Т. 156. №4. С. 51-55.

17.Харибова Е.А., Тешаев Ш.Ж. Изменения состава просветной микрофлоры в разные периоды постнатального развития // Морфология, 2020. Т. 157. №2-3. С. 224-225.

18. Шамирзаев Н.Х. и др. Морфологические параметры семенников у 3-месячных крыс в норме и при хронической лучевой болезни // Морфология, 2020. Т. 157. №2-3. С. 241-241.

19.Ahmedova A.T., Agababyan L.R., Abdullaeva L.M. Peculiarities of the perimenopause period in women with endometriosis // International scientific review, 2020. №LXX. С. 100-105.

20. Makhmudova S.E., Agababyan L.R. Significante of prognostic markers in developments of preeclampsia // LXX International correspondence scientific and practical conference «international scientific review of the problems and prospects of modern science and education (Boston. USA. May 20-21, 2020). С. 96-99.

21. Sevara M., Larisa A. Contraceptive efficiency and not contraceptive advantages of a continuous regimen of reception of the combined oral contraceptives at women with iron deficiency anemia //European research, 2016. № 11 (22). С. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.